УДК: 342.951:351.82 ББК: 67.301
Зайкова С.Н.
НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ:
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Zajkova S.N.
THE VIOLATIONS IN THE SPHERE OF ADMINISTRATIVE PRICING: TO THE QUESTION OF STATE ADMINISTRATION EFFECTIVENESS INCREASE
Ключевые слова: Россия, цена, государственное регулирование, ценовая политика, ценовое право.
Key words: Russia, the price, state regulation, the pricing policy, pricing law
Аннотация: автором исследуется система управления в сфере ценообразования в России. Особое внимание уделяется истории и проблемам формирования ценового права.
Abstract: the author investigates the control system in the sphere of price setting in Russia. A special consideration is given to the violations caused the authorities of price regulation and problems of pricing law formation.
Государственное регулирование цен (тарифов) в кризисных условиях развития современной российской экономики является одним из важнейших механизмов по соблюдению государственных и общественных интересов.
Нельзя не согласиться с мнением, что «бедность как результат экономического неравенства присутствует в любой экономической системе, различаются лишь ее формы и масштабы в зависимости от использования смягчающих социальных регуляторов»1.
Одним из таких социальных регуляторов и является административное ценообразование - деятельность исполнительных органов власти по установлению, изменению, сохранению цен на товары, продукцию и услуги, перечень которых законодательно установлен.
Следует отметить, что за последние десятилетия в России приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок административного ценообразования и ответственность за нарушения в
1 Здоровцева, А.А., Климова, О.В. Государственно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения граждан России. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. унта, 2014. С. 9.
рассматриваемой сфере; созданы
специальные исполнительные органы власти по государственному регулированию цен (тарифов) с определенной компетенцией; формируется ценовое право. Однако действующий механизм
государственного регулирования цен (тарифов) дает сбои, такие как: системные нарушения в деятельности органов регулирования, прямое вмешательство Президента РФ в решении вопросов резкого роста цен, рост инфляции, прекращение хозяйствующими субъектами отдельных регулируемых видов деятельности и т.д.
На наш взгляд, причиной таких сбоев является отсутствие прямой вертикали власти и прямого административного подчинения в системе управления в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Организационная структура системы управления в сфере регулирования цен (тарифов) представляет собой совокупность структурно организованных единиц (звеньев управления), находящихся во
взаимодействии. Управление
осуществляется как путем организации каждого звена управления, так и путем организации отношений между звеньями управления.
Структура рассматриваемой системы основана на законодательном разграничении полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами, органами местного самоуправления и имеет два уровня -государственный и муниципальный. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ). Основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ). Таким образом, государственный уровень организационной структуры системы управления представлен федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Коротко рассмотрим организацию деятельности и компетенцию федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования цен (тарифов), и прежде всего, Президента РФ.
Правовой статус Президент РФ определен в Конституции РФ. Будучи главой государства и обеспечивая единство государственной власти, Президент РФ не входит в организационную структуру ни одной из ветвей власти. В сфере государственного регулирования цен (тарифов) Президент РФ обладает множеством полномочий, которые в зависимости от направленности его деятельности могут быть разделены на группы.
Во-первых, это полномочия, связанные с участием Президента РФ в законодательной деятельности Федерального Собрания -парламента РФ. В соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент РФ вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы. Так, Президентом РФ подписаны федеральные законы, содержащие правовые нормы в сфере государственного регулирования цен (тарифов), например Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов
организаций коммунального комплекса»1.
Во-вторых, нормотворческие
полномочия. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Нормативные акты главы государства носят властный характер, служат базой для функционирования
исполнительной власти в Российской Федерации и наряду с федеральными конституционными и федеральными законами составляют правовую основу для издания Правительством РФ постановлений и распоряжений2.
В целях реализации экономических реформ и повышения эффективности рыночной экономики приняты Указ Президента РФ от 17 сентября 1992 г. № 1089 «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов»3 и Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
В-третьих, координационные и организационные полномочия. Президент РФ обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) и может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 83 Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства
1 СЗ РФ. - 2005. - №1 (ч. 1). - Ст. 36.
2 См.: Зорькин В.Д., Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2010. - С. 38.
3 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1992. - № 12. - Ст. 929.
РФ, федеральных министров.
И, наконец, коллизионные полномочия. В соответствии с ч. 2 ст. 85, ч. 3 ст. 115 Конституции РФ Президент РФ вправе:
- приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
- отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ
(ч. 1
ст. 110 Конституции РФ) - коллегиальный орган, состоящий из Председателя Правительства РФ, заместителей
Председателя Правительства РФ и федеральных министров, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В сфере государственного
регулирования цен (тарифов) Правительство РФ обладает множеством полномочий. Перечислим основные из них. Правительство РФ реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Например, Правительством РФ был внесен проект Федерального закона № 183327-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в части изменения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации при регулировании тарифов), который был принят и подписан Президентом РФ 26 марта 2003 г.1
Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен (ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской
1 См.: О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»: Федер. закон от 26 марта 2003 г. № 38-ФЗ // СЗ РФ. - 2003. - № 13. - Ст. 1180.
Федерации»). Постановлениями
Правительства РФ утверждаются основы ценообразования и правила государственного регулирования тарифов: например, постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»2.
Правительство РФ руководит работой следующих федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, наделенных компетенцией в сфере государственного регулирования цен (тарифов): Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство энергетики РФ,
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство связи.
Для установления компетенционного разграничения между указанными федеральными органами исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов),
целесообразно рассмотреть утвержденные положения о них.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 , Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития. Оно является ответственным за подготовку предложений в Правительство РФ об установлении предельных розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ, в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории
2 См.: СЗ РФ. - 2008. - № 29 (ч. II). - Ст. 3518.
3 См.: СЗ РФ. - 2008. - № 24. - Ст. 2867.
отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов (ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Компетенцией в сфере
государственного регулирования цен (тарифов) наделено Министерство регионального развития РФ. В соответствии с п. 5.2.7. ч. 5.2. ст. 5 Положения о Министерстве регионального развития РФ, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 401, министерство принимает методики расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги. Например, приказом Министерства регионального развития РФ от 23 августа 2010 г. № 378 утверждены методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Министерство транспорта РФ также обладает полномочиями в сфере государственного регулирования цен (тарифов). В соответствии с п. 5.2.2 ч. 5.2 ст. 5 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 , Министерство уполномочено принимать нормативные правовые акты, в том числе утверждать правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации. Например, приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2008 г. № 1554 утверждены Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации. Кроме того, оно осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного ему Федерального агентства воздушного транспорта.
1 См.: Там же. 2005. - № 5. - Ст. 390.
2 См.: Рос. газ. - 2010. - № 216. - Ст. 14.
3 См.: СЗ РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3342.
4 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - № 50. - Ст. 38.
В соответствии с подп. 5.4.20 п. 5.4 ст. 5 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 3965, агентство осуществляет предоставление разрешений иностранным назначенным
авиапредприятиям на эксплуатацию договорных линий, а также согласование тарифов в отношении указанных линий в рамках реализации межправительственных соглашений о воздушном сообщении.
Положение о Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 4186. Как следует из указанного Положения, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности министерства и подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, в том числе Федерального агентства связи. Например, до настоящего времени действуют приказы Министерства информационных технологий и связи РФ (преобразованного в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ) от 24 мая 2006 г. № 66 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и на универсальные услуги связи»7, от 30 января 2008 г. № 9 «Об утверждении Административного регламента
Федерального агентства связи по исполнению государственной функции по осуществлению государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования»8.
В соответствии с п. 3 Правил государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования,
5 См.: СЗ РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3343.
6 См.: Там же. 2008. - № 23. - Ст. 2708.
7 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - № 25. - Ст. 12.
8 См.: Рос. газ. - 2008. - № 99.
утвержденных постановлением
Правительства РФ от 19 отября 2005 г. № 6271, Федеральное агентство связи (Россвязь) осуществляет государственное регулирование цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика путем установления предельных (максимальных и (или) минимальных) цен.
Компетенцией в сфере
государственного регулирования цен (тарифов) наделено Министерство энергетики РФ2 как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формулированию и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Минэнерго России осуществляет формирование и обеспечение
функционирования государственной системы долгосрочного прогнозирования спроса и предложения на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности, в том числе разработку прогноза топливно-энергетического баланса и системы мер, направленных на обеспечение потребностей экономики в электрической и тепловой энергии (подп. 4.4.2.
п. 4.4. Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400).
Реализация Минэнерго России указанных функций позволяет ФСТ России осуществлять государственное регулирование предельных уровней цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
В сфере государственного
регулирования цен (тарифов) рядом контрольных полномочий обладает Федеральная антимонопольная служба, Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 . Так, приказом Федеральной антимонопольной службы от 14
1 См.: СЗ РФ. - 2005. - № 44. - Ст. 4553.
2 См.: Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400 // СЗ РФ. -2008. - № 22. -Ст. 2577.
3 См.: СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3259.
ноября 2007 г. № 3784 утвержден Порядок установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), а приказом от 7 сентября 2010 № 5015 определены зоны свободного перетока, в которых конкурентный отбор мощности проводится с использованием предельного размера цены на мощность.
Самым большим объемом
разнообразных полномочий в сфере государственного регулирования цен (тарифов) наделена Федеральная служба по тарифам.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (п. 15). Вопросы ФСТ России определены постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. № 2046. Административно-правовое положение ФСТ России установлено в Положении о Федеральной службе по тарифам, утвержденном постановлением
Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332 (далее - Положение о ФСТ России).
ФСТ России принимает нормативные правовые акты в закрепленной сфере деятельности, устанавливает (утверждает, регистрирует) цены (тарифы) и осуществляет контроль.
ФСТ России относится к федеральным органам исполнительной власти, не имеющим территориальных органов.
В субъектах Российской Федерации федеральную ценовую политику претворяют в жизнь региональные органы власти (более 90 органов по стране).
Таким образом, проведенные исследования показали, что компетенцией в сфере регулирования цен (тарифов) в Российской Федерации наделены более ста федеральных и региональных органов управления (министерств, служб, агентств).
Факт существования большого количества управляющих субъектов в рассматриваемой сфере создает ситуацию, когда система управления не в состоянии
4 См.: Рос. газ. - 2007. - № 282. - Ст. 18.
5 См.: Там же. 2010. - № 231. - Ст. 24.
6 См.: СЗ РФ. - 2004. - № 15. - Ст. 1496.
эффективно и рационально упорядочивать взаимоотношения участников совместной деятельности, что затрудняет практическое исполнение нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения по образованию и применению цен.
Ряд полномочий органов управления, по сути, дублируется. Приведем пример. ФСТ России устанавливает предельные (минимальные и максимальные) уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе экспертизы материалов, представленных сетевыми организациями в ФСТ России, и предложений региональных органов управления. Позже экспертизу этих же материалов проводят региональные органы управления для установления
фиксированного тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В результате по одним и тем же материалам происходит двойная экспертиза, и принимаются два нормативных правовых акта (об установлении предельных уровней тарифов и об установлении тарифов), то есть, как следствие, происходит дублирование полномочий федеральных и региональных органов управления, а также двойные затраты трудового, финансового, временного ресурсов. Таким же образом осуществляется государственное
регулирование тарифов на тепловую энергию.
Ситуация осложняется, если по результатам экспертизы региональных органов управления требуется превышение установленного ФСТ России предельного максимального уровня тарифов. Тогда материалы, представленные организациями, и экспертное заключение регионального органа управления повторно направляются в ФСТ России для проведения экспертизы и принятия решения о согласовании превышения предельного максимального уровня тарифов, установленного ФСТ России.
Повышение эффективности
управления в сфере государственного регулирования цен (тарифов) видится прежде всего в исключении органов исполнительной власти субъектов РФ из системы органов регулирования цен
(тарифов) и создании территориальных органов ФСТ России с наделением их соответствующими полномочиями,
фиксированной численностью и
вертикальным подчинением.
Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования цен (тарифов) не предусматривает прямую вертикаль власти. Еще в 2006 г. в качестве «основных характеристик негативного плана» состояния тарифной политики выделялись: недостаточная независимость РЭК (региональных органов регулирования цен) в рамках своих полномочий от регионального руководства и слабая управленческая вертикаль в системе федеральных и региональных органов регулирования цен1.
Во многих субъектах РФ полномочиями в сфере регулирования цен наделены несколько органов исполнительной власти субъекта РФ. Отсутствие сосредоточенности всех полномочий в указанной сфере в едином органе регулирования цен субъекта РФ затрудняет управление процессом образования цен со стороны ФСТ России, так как с увеличением числа субъектов управленческого процесса усложняется и замедляется информационный обмен в ходе мониторингов, осуществления контрольных функций.
ФСТ России также не имеет влияния на штатную численность и организационную структуру регионального органа
регулирования цен, и, как следствие, в разных субъектах РФ штатная численность органов регулирования цен отличается в разы, а организационная структура не позволяет эффективно реализовывать все функции в установленной сфере.
Несмотря на то, что назначение на должность и освобождение от должности руководителя регионального органа регулирования цен осуществляются по согласованию с ФСТ России, руководитель указанной федеральной службы не вправе применять к руководителю регионального органа дисциплинарное принуждение. В
1 См.: Марочкина С.С. Тарифное регулирование в условиях реформирования энергетики России: дис. ... канд. экон. наук. - Омск, 2006. - С. 38-39.
случае нарушения порядка ценообразования руководитель регионального органа
регулирования цен несет административную ответственность, предусмотренную ст. 14.6 КоАП РФ, наряду с иными субъектами административной ответственности, что затрудняет процесс управления.
Потребность в создании
территориальных органов ФСТ России обусловлена также масштабным охватом и системностью нарушений в деятельности региональных органов регулирования.
Как следует из отчетов ФСТ России за 2007-2009 гг.1, количество актов федеральной службы об устранении нарушений, выданных органам исполнительной власти субъектов РФ, составило в 2007 г. 19 актов, в 2008 - 37 актов, а в 2009 г. уже 104; количество решений органов исполнительной власти субъектов РФ, приведенных по требованию ФСТ России в соответствие с действующим законодательством, составило в 2007 г. 21 акт, в 2008 - 55 актов, в 2009 г. - уже 433. Основные нарушения связаны с превышением полномочий органов регулирования.
Не изменилась ситуация и в последующие годы. Так, анализ результатов выездных проверок, проведенных в 20132014 гг. ФСТ России в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов), показал, что имеется системное и массовое нарушение органами власти норм российского ценового права.
Самыми нарушаемыми в 2013 - 2014 годах стали федеральные законы «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и «О водоснабжении и водоотведении». В одних случаях, тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения вообще не были установлены (Тюменская область), в других - установлены с нарушениями:
- требований к производственным программам организаций, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (Нижегородская
1 Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам. - 2008. - № 10. - С. 105-106; 2009. - № 14. -С. 100; 2010. - № 11. - С. 84-87.
2 См.: URL: http://www.fstrf.iu/aboul/ac1ivity/control/10/55
область, республика Башкортостан, республика Карелия);
- периодов действия тарифов и надбавок (Нижегородская, Тульская области, республика Башкортостан);
- порядка вступления в силу установленных тарифов и надбавок (республика Башкортостан).
Были выявлены превышения предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию и на услуги организаций коммунального комплекса (республика Башкортостан).
Установлены случаи проведения экспертизы материалов, представленных для государственного регулирования тарифов, не уполномоченным органом власти. В Нижегородской области в нарушение требований действующего законодательства экспертизы предложений регулируемых организаций по
установлению тарифов на услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2014 год проводились ГКУ НО «Управление государственной экспертизы цен и тарифов».
Проведенные проверки также показали несоответствие положений о региональных органах регулирования действующему законодательству. Так, в положениях о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, о Комитете Тульской области по тарифам не в полном объеме отражены полномочия органов регулирования.
В 2015 году ФСТ России уже выдано два предписания3 о прекращении нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Региональной энергетической комиссией города Москвы и Комитету по ценам и тарифам Московской области. Указанные органы регулирования в нарушении Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 706 «Об утверждении Правил согласования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых
органами исполнительной власти субъектов
3 См.: URL: ht1p://www.fsl:rfru/aboul/ac1ivi1y/contro]/commission/1
Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), если теплопотребляющая установка и источник тепловой энергии расположены в разных субъектах Российской Федерации» приняли решение об установлении тарифов на тепловую энергию на 2015 год в отсутствие согласования с ФСТ России.
За невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов предусмотрена административная
ответственность в соответствии со ст. 19.5 Кодекса об административных
правонарушениях Российской Федерации.
Анализ судебной практики по применению вышеуказанной статьи КоАП РФ показывает, что в основном суды поддерживают решения ФСТ России по привлечению к административной ответственности региональных органов регулирования, но имеются и исключения. Так, например, в январе 2015 года арбитражный суд Северо-западного округа оставил без изменения решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу № А56-17347/20141, в рамках которого Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области оспорил постановление начальника контрольно-ревизионного управления ФСТ России о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Суд указал, что ФСТ России пропущен срок давности привлечения Комитета к административной ответственности.
Таким образом, по нашему мнению, ФСТ России без территориальных органов не имеет возможности в полном объеме обеспечить реализацию государственной ценовой политики.
Представляется, что основы ценовой политики должны реализовываться при прямой вертикали власти в сфере
регулирования цен и при прямом административном подчинении.
При образовании территориальных органов ФСТ России они войдут в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и будут осуществлять полномочия Федеральной службы по тарифам под ее руководством; обладать правом принятия в пределах своей компетенции решений, которые, в случае нарушения законодательства или превышения полномочий, будут отменяться ФСТ России; иметь единую обоснованную численность и структуру. Руководители территориальных органов ФСТ России будут назначаться на должность и освобождаться от должности руководителем ФСТ России, нести дисциплинарную ответственность в случаях и в порядке, определенных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Пунктом 2 постановления
Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1003 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по тарифам» предусматривалась реализация полномочий ФСТ России в пределах установленных Правительством РФ предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов ФСТ России. Указанное постановление Правительства РФ до настоящего время действует, однако территориальные органы ФСТ России не созданы.
В связи с изложенным, представляется целесообразным образование
территориальных органов Федеральной службы по тарифам, что позволит повысить эффективность административного
ценообразования.
1 См.: ШЪ: 11Ир:/Иос8.р1ауо.1и/(4эсишеп1/у1езд'64051155/74859627/
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Здоровцева, А.А., Климова, О.В. Государственно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения граждан России. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. - 95 с.
2. Зорькин, В.Д., Лазарев, Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2010. - 706 с.
3. Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам. - 2008. - № 10. -2009. -№ 14. - 2010. - № 11.
4. Марочкина, С.С. Тарифное регулирование в условиях реформирования энергетики России: дис. ... канд. экон. наук. - Омск, 2006. - 145 с.