Научная статья на тему 'Административная ответственность за нарушение порядка ценообразования в электроэнергетике'

Административная ответственность за нарушение порядка ценообразования в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1389
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) / STATE REGULATION OF PRICES (TARIFFS) / НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / VIOLATIONS OF PRICING / FEDERAL SERVICE FOR TARIFFS / ELECTRIC POWER INDUSTRY / COMPOSITION OF THE ADMINISTRATIVE OFFENCE / DISQUALIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михеев Иван Рудольфович

В статье рассматриваются особенности административной ответственности за нарушение установленного порядка ценообразования в электроэнергетике с учетом полномочий Федеральной службы по тарифам как ценового регулятора.анализируется состав административного правонарушения,предусмотренного ст.14.6 коаП РФ как наиболее распространенный вид административного правонарушения, совершаемого в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), а также на соответствующие услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses features of administrative liability for violations of pricing in the electricity industry according to the authority of the Federal service for tariffs as a price regulator. It examines the composition of the administrative offence, under art. 9.1 of the Code of Administrative Offences as the most common type of administrative offences committed in the area of State regulation of prices (tariffs) for electric energy (power), as well as for the relevant services.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за нарушение порядка ценообразования в электроэнергетике»

УДК 338.5

Административная ответственность за нарушение порядка ценообразования в электроэнергетике

в статье рассматриваются особенности административной ответственности за нарушение установленного порядка ценообразования в электроэнергетике с учетом полномочий Федеральной службы по тарифам как ценового регулятора. Анализируется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 коАП РФ как наиболее распространенный вид административного правонарушения, совершаемого в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), а также на соответствующие услуги.

Ключевые слова: административная ответственность; государственное регулирование цен (тарифов); нарушение установленного порядка ценообразования; Федеральная служба по тарифам; электроэнергетика; состав административного правонарушения; дисквалификация.

This article discusses features of administrative liability for violations of pricing in the electricity industry according to the authority of the Federal service for tariffs as a price regulator.

It examines the composition of the administrative offence, under art. 9.1 of the Code of Administrative Offences as the most common type of administrative offences committed in the area of State regulation of prices (tariffs) for electric energy (power), as well as for the relevant services.

Keywords: administrative responsibility; State regulation of prices (tariffs); violations of pricing; Federal service for tariffs; electric power industry; composition of the administrative offence; disqualification.

Михеев Иван Рудольфович

зам. начальника отдела правовой защиты Федеральной службы по тарифам, Почетный работник органов ценового и тарифного регулирования E-mail: imikheev@fstrf.ru

установление административной ответственности за правонарушения в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике

В Стратегии национальной безопасности России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, отмечено, что энерге-

тическая безопасность страны является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности России в экономической сфере на долгосрочную перспективу.

Обеспечение энергетической безопасности включает в том числе охрану правовых отношений, возникающих в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, которая осуществляется в том числе посредством института административной ответственности.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, административная ответственность регулируется нормами права, закрепленными как в федеральном законодательстве (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — далее КоАП РФ), так и в законодательстве субъектов Российской Федерации

96

И. Р. Михеев АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА...

Таблица

Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных ФСТ России за период с 2008 по 2012 г. [1]

2008 2009 2010 2011 2012

Общее количество возбужденных дел об административных правонарушениях, из них: 22 23 73 125 144

по ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ - - - 10 -

по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ 15 2 - 1 77

по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - 15 50 69 -

по ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ 2 5 10 2 6

по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ 3 1 12 23 18

(например, Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях 2006 г., Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях 2011 г., Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях 2006 г., соответствующие законы других субъектов Российской Федерации).

Вместе с тем в силу прямого указания ст. 1.3 КоАП РФ установление административной ответственности за правонарушения в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике является предметом ведения Российской Федерации, поскольку государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике как составная часть государственной политики в сфере электроэнергетики, во-первых, имеет федеральное значение, а во-вторых, регулируется правилами и нормами, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, например Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Полномочия Федеральной службы по тарифам

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 Федеральная служба по тарифам (далее — ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением,

а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В рамках осуществления полномочий по контролю в установленной сфере деятельности ФСТ России применяет меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов, о естественных монополиях и об электроэнергетике. Перечень составов административных правонарушений, за совершение которых ФСТ России имеет право привлекать к административной ответственности, установлен КоАП РФ.

В соответствии со ст. 23.51 КоАП РФ ФСТ России как ценовой регулятор вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных:

• ст. 14.6 «Нарушение порядка ценообразования»;

• ч. 5 ст. 19.5 «Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов»;

• ст. 19.7.1 «Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов»;

• ч. 10 ст. 9.16 «Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения

и повышения энергетической эффективности» (в части административных правонарушений, совершаемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности).

Анализ количества дел об административных правонарушениях, ежегодно возбуждаемых ФСТ России в соответствии с закрепленными за Службой полномочиями, позволяет сделать вывод об отсутствии динамики снижения количества дел об административных правонарушениях и признать факт ежегодного увеличения количества дел об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности ФСТ России.

Динамика увеличения количества дел об административных правонарушениях, возбуждаемых ФСТ России, в том числе за правонарушения в сфере электроэнергетике, показана в таблице.

Как следует из представленной таблицы, за период с 2008 по 2012 г. более половины всех дел об административных правонарушениях, которые были возбуждены ФСТ России, составили дела о нарушении установленного порядка ценообразования.

состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 коАП РФ

Согласно Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, под ценообразованием в электроэнергетике понимается процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Ценообразование в электроэнергетике является составной частью института ценообразования в целом. В этой связи настоящий анализ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ, ограничен сферой государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и не охватывает иные сферы государственного регулирования, за нарушения порядка ценообразования в которых предусмотрена административная ответственность по ст. 14.6 КоАП РФ (например, общественные отношения в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка и другие).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ, являются:

• по родовому (специальному) признаку — общественные отношения в области предпринимательской деятельности;

• по видовому (непосредственному) признаку — общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), связанные с соблюдением установленного порядка ценообразования.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ, образуют действия (бездействие) лица, направленные на нарушение установленного порядка ценообразования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности).

Нарушение установленного порядка ценообразования может выражаться:

• в завышении регулируемых государством цен (тарифов, платы) на товары (услуги), предельных цен (тарифов), а также установленных надбавок к ценам (тарифам);

• в занижении регулируемых государством цен (тарифов, платы) на товары (услуги), предельных цен (тарифов), а также установленных надбавок к ценам (тарифам) и нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, платы);

• иное нарушение установленного порядка ценообразования в электроэнергетике.

При этом совершение указанного административного правонарушения, состоящего в завышении или занижении регулируемых государством цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), по форме совершения исключает бездействие, поскольку выражается в совершении действий, связанных с применением цен (тарифов), отличных от тех, которые были установлены органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов), путем увеличения или уменьшения их цифрового значения.

В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, исчерпывающий перечень которых указан в п. 2-4 ст. 23.1 указанного нормативного акта.

Под иным нарушением установленного порядка ценообразования в электроэнергетике следует понимать действия (бездействие), направленные на нарушение установленного законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, процесса расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Так, в соответствии в п. 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой ФСТ России, и включает:

• величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей;

• даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.

В этой связи несоблюдение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов Регламента установления цен (тарифов), утвержденного приказом ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э, который определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) и предусматривает соответствующие формы тарифных решений, будет являться иным нарушением установленного порядка ценообразования, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Субъект административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ, специальный. Это означает, что к административной

ответственности за нарушение порядка ценообразования в электроэнергетике могут быть привлечены:

• должностные лица:

— организаций, осуществляющих деятельность, регулируемую законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике;

— органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов;

• юридические лица:

— осуществляющие деятельность, регулируемую законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Руководители и другие работники иных организаций, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Следует отметить, что в соответствии с Типовым положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.02.2011 № 97, руководитель органа регулирования осуществляет в том числе общее руководство деятельностью

ПРАВО

99

органа регулирования, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на орган регулирования задач и осуществление им своих функций, организует работу и распределяет обязанности между членами коллегиального органа, а также работниками аппарата органа регулирования, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата органа регулирования, от имени органа регулирования рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.

Субъективная сторона (вина) административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ, выражается в форме умысла:

• прямого, когда лицо, совершившее административное правонарушение сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их наступления;

• косвенного, когда лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Санкция, предусмотренная ст. 14.6 КоАП РФ за нарушение установленного порядка ценообразования в электроэнергетике, устанавливает наказание:

1) за завышение регулируемых государством цен (тарифов, платы) на товары (услуги), предельных цен (тарифов), завышение установленных надбавок к ценам (тарифам) в виде:

• административного штрафа в отношении должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; в отношении юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, надбавок) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

• дисквалификации в отношении должностных лиц на срок до трех лет;

2) за занижение регулируемых государством цен (тарифов, платы) на товары (услуги), предельных цен (тарифов), занижение установленных надбавок к ценам (тарифам), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, платы), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в электроэнергетике в виде:

• административного штрафа в отношении должностных лиц в размере пятидесяти тысяч

рублей; в отношении юридических лиц в размере ста тысяч рублей;

• дисквалификации в отношении должностных лиц на срок до трех лет.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа и дисквалификации относятся к основным видам наказания и не могут назначаться одновременно.

Кроме того, следует иметь в виду, что наказание в виде дисквалификации может быть назначено только должностному лицу и только судом.

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. При заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо в его территориальный орган.

Дисквалификация как вид административного наказания была впервые применена ФСТРоссии в 2011 г. за неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике в отношении гражданина С., бывшего руководителя органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования цен (тарифов) одного из субъектов Российской Федерации.

Так, постановлением Таганского районного суда г. Москвы от 07.07.2011 по делу № 7-2165/2011 гражданин С. был признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 19.5 ич. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев, заключающейся в лишении гражданина С. права замещать должности федеральной государственной службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При назначении наказания суд учел характер совершенных гражданином С. правонарушений

и личность виновного, который ранее уже привлекался к административной ответственности за совершение однородного правонарушения с назначением наказания в виде штрафа, однако должных выводов для себя не сделал и вновь допустил нарушение установленного порядка регулирования тарифов, что является обстоятельством, отягчающим наказание.

Указанное постановление Таганского районного суда г. Москвы было оставлено без изменения решением Московского городского суда от 20.09.2011 по делу № 7-2165/2011.

Постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 10.01.2012 состоявшиеся по делу судебные постановления были изменены: резолютивная часть постановления Таганского районного суда г. Москвы была изложена в следующей редакции: признать С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАПРФ, и назначить ему административное наказание в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.

В остальной части состоявшиеся по делу № 7-2165/2011 судебные акты были оставлены без изменения.

Верховный суд Российской Федерации постановлением от 03.09.2012 № 5-АД12-18 подтвердил законность постановления Таганского районного суда от 07.07.2011, решение Московского городского суда от 20.09.2011 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 10.01.2012 по делу № 7-2165/2011, вынесенные в отношении С., и признал обоснованным применение к нему административного наказания в виде дисквалификации.

выводы

В настоящее время нарушение установленного порядка ценообразования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), является наиболее распространенным административным правонарушением, фиксируемым ФСТ России.

В этой связи в целях предупреждения указанных административных правонарушений, представляется необходимым повышение уровня правосознания и правовой культуры, а также исполнитель -ской и трудовой дисциплины как должностных

лиц хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), находящейся в орбите государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на соответствующие услуги, так и должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов.

литература

1. Государственное ценовое регулирование рынков электрической энергии и мощности. Учебно-методическое пособие / А. В. Изотова, И. Г. Степаненко, М. С. Головко и др.; ответственный редактор И. В. Редькин. М.: АНО «Учебный центр ПП «Совет рынка», 2013. С. 229-230.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике») / Собрание законодательства Российской Федерации, 23.01.2012, № 4, ст. 504.

3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» / Российская газета. 15.07.2004. № 150.

4. Приказ ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» / Российская газета 27.05.2013. № 111.

5. Постановление Правительства РФ от 21.02.2011 № 97 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» / Собрание законодательства Российской Федерации, 07.03.2011. № 10, ст. 1379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.