Научная статья на тему 'Генезис, понятийный аппарат и структурные направления национальной безопасности'

Генезис, понятийный аппарат и структурные направления национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / национальные интересы / опасность / угроза / оборонная политика / national security / national interests / danger / threat / defense policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гулиев Б.Ш., Сеидов Д.А.

В статье рассматривается генезис категории национальной безопасности, понятийный аппарат и структурные направления. При изучении проблемы автор затронул исследования отечественных авторов, наряду с зарубежными авторами, а также затронул работу, проделанную в направлении обеспечения национальной безопасности в политической, геополитической, информационной, военной и экономической сферах Азербайджанская Республика. Основная цель – обеспечение прав, свобод и социальной защиты граждан конкретного государства в соответствии с конституцией и международными нормами. В целом исходя из политических, технологических и других факторов, а также по географическому положению охватываемых стран правильнее было бы разделить безопасность на национальную, региональную и международную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis, conceptual apparatus and structural directions of national security

The article examines the genesis of the category of national security, conceptual apparatus and structural directions. When studying the problem, the author touched upon the research of domestic authors, along with foreign authors, and also touched upon the work done in the direction of ensuring national security in the political, geopolitical, informational, military and economic spheres of the Republic of Azerbaijan. The main goal is to ensure the rights, freedoms and social protection of citizens of a particular state in accordance with the constitution and international standards. In general, based on political, technological and other factors, as well as the geographical location of the countries covered, it would be more correct to divide security into national, regional and international.

Текст научной работы на тему «Генезис, понятийный аппарат и структурные направления национальной безопасности»

Международные отношения Гулиев Б.Ш.

Доктор философии, профессор.

Сеидов Д.А.

Преподаватель. Военная академия Вооруженных Сил, Азербайджан, Баку.

Генезис, понятийный аппарат и структурные направления национальной безопасности

Введение

Национальная безопасность - это состояние защищенности человека, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойный образ жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие государства. Главный объект национальной безопасности — человек, его права и свободы; общество - его материальные и нравственные ценности; государство - его конституционное устройство, суверенитет и территориальная целостность. Государство, которое являясь субъектом права, осуществляет эту функцию посредством законодательства, исполнительной и судебной власти1.

Выделяют три уровня национальной безопасности: безопасность личности, общества и государства. Место и роль этих уровней динамичны и определяются характером общественных отношений, политической структурой, степенью внутренних и внешних угроз. В опасный для нации период на первый план выходит безопасность общества и государства.

Основными типологиями безопасности в сферах общественной жизни являются: политическая, геополитическая, экономическая, информационная, военная, демографическая, экологическая, психологическая и др. Они непосредственно составляют структуру национальной безопасности.

Политическая безопасность

Политическая безопасность - это стабильное состояние и эффективное развитие политической системы, которое обеспечит адекватное реагирование на внешние и внутренние негативные воздействия, защиту

1 Общая теория национальной безопасности: Учебник Под общ. изд. А.А. Прохожева. М.: Из-во РАГС, 2002. 320 с.

целостности общества и его необходимых качеств2. Кроме того, под политической безопасностью понимается и система определенных мер по защите политических интересов государства, граждан и народа в целом.

В настоящее время эти интересы состоят в наличии политических отношений, форм правления, механизмов государственного управления, политических лидеров и сил, обеспечивающих эффективное и устойчивое развитие страны и повышение уровня жизни граждан. Политическая безопасность как категория важна для анализа деятельности и развития общества, государства и личности в политической жизни современного общества, а также для выработки стратегии развития политической безопасности. По содержанию понятие политической безопасности включает интеллектуальную, информационную, военную, экономическую, социальную, экологическую безопасность3.

Политическая безопасность имеет два аспекта. Его внешний аспект состоит в обеспечении государственного суверенитета и независимости, способности осуществлять самостоятельную внешнюю политику в зависимости от национальных целей, интересов и приоритетов.

Внутренний аспект политической безопасности характеризуется стабильностью и эффективностью деятельности государственных институтов, способностью государственных структур контролировать политические процессы, получением поддержки большинства граждан, наличием негосударственных политических институтов, которые действуют эффективно обеспечивать политическую стабильность в обществе4.

Система межгосударственных отношений является контактным центром государств. Здесь субъекты принимают решения на основе общей воли. Эти решения могут носить экономический, культурный, военный характер. 20 процентов нашей территории находятся под армянской оккупацией. Правительство Азербайджана фактически не может применять свою юрисдикцию к оккупированным территориям.

В наше время наблюдается быстрое распространение демократии. Интересно, что территории, где эти ценности не распространены, испытывают трудности с обеспечением своей политической безопасности. Современная практика показывает, что государство, не принимающее демократические ценности, не может вести нормальную политическую

2 Гулиев Б. Политическая безопасность - как составляющая национальной безопасности, Научно-практический журнал национальной безопасности и военных наук, Баку: 2015. № 1 (1). С. 194-197.

3 Гасанов А. Гейдар Алиев и определение внешнеполитических приоритетов Азербайджана.// Наследие Гейдара Алиева и азербайджанская государственность. 2008. С. 11-16.

4 Гулиев Б. Политическая безопасность - как составляющая национальной безопасности, Научно-практический журнал национальной безопасности и военных наук, Баку: 2015. № 1 (1). С. 194-197.

деятельность. Только демократический режим может оправдать тесные отношения между гражданами и политической властью и свободное функционирование политических институтов.

Демократический режим управляет обществом в рамках общественно-политического консенсуса. Азербайджанское общество укрепляет светские ценности и ускоряет адаптацию к международной среде5.

Геополитическая безопасность

Нельзя отрицать важность этого вида безопасности в интересах Азербайджанского государства. Наша республика - огромное геополитическое государство Кавказа. Площадь его территории, численность населения, выход к морю и тот факт, что он обладает богатыми природными ресурсами, а главное, его важное стратегическое положение по сравнению с другими республиками Кавказа, характеризуют Азербайджан как региональное геополитическое государство со всеми возможностями6. После распада СССР и появления на его территории независимых государств геополитическая ситуация в регионе полностью изменилась. Азербайджан стал центром геополитических интересов региональных и крупных государств - России, США, Евросоюза, Турции и Ирана Главный приоритет отдается стратегическому положению нашей страны в превращении ее в объект геополитической конкуренции7.

Исторически Азербайджан находился на пересечении Евразийского транспортного коридора и, независимо от своей политической позиции, выступал посредником в торговой интеграции Запад-Восток и играл важную роль в этом процессе. Хотя прошло много веков, Азербайджан не утратил свое политического и стратегического значения в современном мироустройстве и по-прежнему привлекает внимание крупных стран. Надо признать, что часто кровопролитные войны служили реализации геополитических интересов8.

Военная безопасность

Документ, определяющий концептуальные основы системы военной безопасности, направленной на защиту прав и интересов человека, общества и государства от внутренних и внешних военных и иных угроз, называется Военной доктриной, как часть стратегии обеспечения национальной безопасности Азербайджанской Республики, который был основан

5 Гасанов А. Гейдар Алиев и политика национальной безопасности Азербайджана: основная цель, задачи и механизмы реализации. // Гейдар Алиев и азербайджанская модель развития. Баку: 2010. С. 32-48.

6 Гасанов А. Геополитика, учебник. Баку: Изд-во Айпара-3, 2010. 640 с.

7 Геополитика. Антология. Москва, «АП Культура», 2006. 1008 с.

8 Мамедов Н, Введение в геополитику - Том II, Баку: 2011. 354 с.

общенациональным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым. Как независимое, демократическое, правовое, светское, унитарное государство, способное обеспечить национальные интересы народа и страны, Азербайджанская Республика определяет и осуществляет политику национальной безопасности в целях своего развития.

Основной целью военной политики Азербайджана является защита независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, поддержание боеготовности вооруженных сил и мобилизация в целях предотвращения и отражения иностранной военной агрессии и т.д. рассматриваются вопросы.

Важным фактором оборонной безопасности страны считается тактика мобилизации военно-стратегических ресурсов Азербайджана для создании армии ее мощной оборонной силы и одновременного укрепления военно-технического и кадрового потенциала вооруженных сил9.

Основной целью военной политики Азербайджана является защита независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, поддержание вооруженных сил в боевой и мобилизационной готовности для предотвращения и отражения внешней военной агрессии и т.д. рассматриваются вопросы. Тактика мобилизации военно-стратегических ресурсов Азербайджана на строительство армии, создание ее сильной оборонной мощи и одновременно укрепление военно-технического и кадрового потенциала вооруженных сил считается важным фактором оборонной безопасности страны10.

Информационная безопасность

С начала XXI века помимо военно-геостратегической, экономической, социальной и других сфер, серьезной проблемой является и проблема информационной безопасности государств11.

После обретения независимости одним из основных вопросов национальной безопасности Азербайджана была защита информационной безопасности и формирование единой национальной информационной системы. В начале 1990-х годов систематическая информационная интервенция и идеологическая пропагандистская деятельность некоторых иностранных сил сформировали серьезную антинациональную и антигосударственную направленность в некоторых социальных и национально-этнических группах населения на территории Азербайджана и создали

9 Самадов Э. Современные представления о сущности военной безопасности страны, Научно-практический журнал национальной безопасности и военных наук, Баку: 2015. № 1. 258 с.

10 Гасанов А. Геополитика Азербайджана. Учебник. Баку: ООО «Зардаби ЛТД», 2015. 1056 с.

11 Гасанов А. Геополитика Азербайджана. Учебник. Баку: ООО «Зардаби ЛТД», 2015. 963 с.

угрозу основы независимого государства и гражданской солидарности в стране. Иностранные круги не удовлетворились этим и создали многочисленные религиозные, идеологические, информационно-пропагандистские ответвления с целью влияния на внутреннюю и внешнюю политику и общественное мнение Азербайджана и использовали их в своих целях12. Подобные провокационные действия приводят к нарушению внутренней стабильности,

В последние годы национальная законодательная база, связанная с обеспечением информационной безопасности и развитием информационных технологий в Азербайджанской Республике, была значительно усовершенствована. «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «О свободе информации», «Об электронном документе и электронной подписи», «О государственной тайне», «О национальной безопасности» и др. были изданы законы.

На сегодняшний день в мире существует 3 американские организации, осуществляющие тайную подслушивающую деятельность, одной из которых является NASA. Другими являются Федеральное бюро расследований (ФБР) и ЦРУ. Как и ЦРУ, НАСА было создано на основании совершенно секретного указа, подписанного президентом США Гарри Трумэном 24 октября 1952 года. Трумэн дает этой новой организации первую задачу тайного наблюдения за странами мира. НАСА, которое раньше тайно отслеживало зашифрованные встречи дипломатов и военнослужащих, позже стало прослушивать международные разговоры гражданских лиц.

В 1960-х и 1970-х годах радио и спутниковые технологии еще больше облегчили работу НАСА. В настоящее время бюджет NASA, в котором работает около 50 тысяч человек, составляет 3,6 миллиарда долларов. В целом США ежегодно тратят 20 миллиардов долларов на электронные спецслужбы13.

Кроме того, считается, что наземные станции NASA расположены на территории государств, являющихся союзниками США, но в то же время они установлены и в посольствах США в отдельных странах. По вероятности, среди государств, за которыми пристально следит NASA, сегодня находятся соседние с Азербайджаном Турция, Иран, Грузия и Россия. Сегодня NASA также считает Ближний и Средний Восток наиболее контролируемым регионом.

12 Ибрагимов Ю. Современные угрозы на Южном Кавказе и их влияние на региональную безопасность, журнал «Военные знания», Баку: 2014. № 4. 91 с.

13 Манилов В.Л. Безопасность в эпоху партнерства. М.: ТЕРРА, 1999. 165 с.

Экономическая безопасность

Опыт стран мира показывает, что формирование национальной экономики, способной отвечать жестким требованиям глобализированной экономики в современном мире, во многом зависит от обеспечения оптимального уровня показателей социально-экономического развития страны14.

В последние годы положительные тенденции в экономике Азербайджана укрепились, а темпы экономического роста достигли наивысшего уровня. В результате еще более укрепилась макроэкономическая стабильность и был достигнут высокий социально-экономический рост. Так, за последние 15 лет производство валового внутреннего продукта (ВВП) в стране увеличилось в 3,3 раза, в том числе производство ВВП ненефтяного сектора в 2,8 раза.

Проведение структурных преобразований в экономике страны, успешное проведение приватизационной и земельно-аграрной реформ, развитие ненефтяного сектора для сбалансированного развития экономики в конечном итоге привели к дальнейшему укреплению самостоятельных экономических основ страны. Одним из самых опасных неожиданностей для экономической безопасности страны является возможность резкого изменения курса маната. Как и девальвация маната, его ревальвация может быть чрезвычайно чувствительной и разрушительной. Тот факт, что та или иная тенденция имеет деструктивные последствия, следует объяснять двойственным характером денежной системы, основанной на национальной и иностранной валюте.

Следует отметить исключительную роль финансового сектора в обеспечении устойчивого развития и диверсификации экономики, повышении благосостояния населения и снижении уровня бедности в целом. Именно поэтому разработка мер безопасности в финансово-банковской сфере имеет большое значение в формировании системы экономической безопасности страны. Для этого требуется детальная классификация и глубокий анализ внутренних и внешних угроз, существующих в валютно-денежной, налогово-бюджетной и кредитной системе страны.

Заключение

По итогам исследования, проведенного в статье, можно прийти к выводу, что основные измерения национальной безопасности в XXI веке

14 Асланов Х., Алиева Н. Теоретико-методологические аспекты национальной и экономической безопасности // Известия Бакинского Университета, Баку, 2011. № 2. 17 с.

будут определяться уровнем глобализации и глубиной интеграции современной страны в транснациональный мир. Транснационализация товарооборота и торговли, денег, технологий и информационных инноваций при прозрачности границ затрудняет для государств защиту своего геопространства. По-прежнему многие страны теряют возможность обеспечивать безопасность местного рынка и препятствовать проникновению на свою территорию крупнейших мировых транснациональных компаний, нежелательных идеологий, пропагандистских и информационных материалов путем создания пограничных барьеров.

Список литературы:

1. Общая теория национальной безопасности: Учебник Под общ. изд. А.А. Прохожева. М.: Из-во РАГС, 2002. 320 с.

2. Гулиев Б., Политическая безопасность - как составляющая национальной безопасности, Научно-практический журнал национальной безопасности и военных наук, Баку: 2015. № 1 (1). С. 194-197.

3. Гасанов А. Гейдар Алиев и определение внешнеполитических приоритетов Азербайджана.// Наследие Гейдара Алиева и азербайджанская государственность. 2008. С. 11-16.

4. Гасанов А. Гейдар Алиев и политика национальной безопасности Азербайджана: основная цель, задачи и механизмы реализации. // Гейдар Алиев и азербайджанская модель развития. Баку: 2010. С. 32-48.

5. Гасанов А. Геополитика, учебник. Баку: Изд-во Айпара-3, 2010. 640 с.

6. Геополитика. Антология. Москва, «АП Культура», 2006. 1008 с.

7. Мамедов Н, Введение в геополитику - Том II, Баку: 2011. 354 с.

8. Самадов Э. Современные представления о сущности военной безопасности страны, Научно-практический журнал национальной безопасности и военных наук, Баку: 2015. № 1. 258 с.

9. Гасанов А. Геополитика Азербайджана. Учебник. Баку: ООО «Зардаби ЛТД», 2015. 1056 с.

10. Гасанов А. Геополитика Азербайджана. Учебник. Баку: ООО «Зардаби ЛТД», 2015. 963 с.

11. Ибрагимов Ю. Современные угрозы на Южном Кавказе и их влияние на региональную безопасность, журнал «Военные знания», Баку: 2014. № 4. 91 с.

12. Манилов В.Л. Безопасность в эпоху партнерства. М.: ТЕРРА, 1999. 165 с.

13. Асланов Х., Алиева Н. Теоретико-методологические аспекты национальной и экономической безопасности // Известия Бакинского Университета, Баку, 2011. № 2. 17 с.

Bibliography

1. General theory of national security: Textbook Under general. ed. A.A. Prokhozheva. M.: Iz-vo RAGS, 2002. 320 p.

2. Guliyev B., Political security - as a component of national security, Scientific and Practical Journal of National Security and Military Sciences, Baku: 2015. № 1 (1). Р. 194-197.

3. Hasanov A. Heydar Aliyev and the determination of foreign policy priorities of Azerbaijan. // The legacy of Heydar Aliyev and Azerbaijani statehood. 2008. Р. 11-16.

4. Hasanov A. Heydar Aliyev and the national security policy of Azerbaijan: the main goal, objectives and mechanisms of implementation. // Heydar Aliyev and the Azerbaijani model of development. Baku: 2010. Р. 32-48.

5. Hasanov A. Geopolitics, textbook. Baku: Aypara-3 Publishing House, 2010. 640 p.

6. Geopolitics. Anthology. Moscow, AP Culture, 2006. 1008 p.

7. Mamedov N, Introduction to Geopolitics - Volume II, Baku: 2011. 354 p.

8. Samadov E. Modern ideas about the essence of the country's military security, Scientific and Practical Journal of National Security and Military Sciences, Baku: 2015. № 1. 258 p.

9. Hasanov A. Geopolitics of Azerbaijan. Textbook. Baku: Zardabi LTD LLC, 2015. 1056 p.

10. Hasanov A. Geopolitics of Azerbaijan. Textbook. Baku: Zardabi LTD LLC, 2015. 963 p.

11. Ibragimov Yu. Modern threats in the South Caucasus and their impact on regional security, magazine "Military Knowledge", Baku: 2014. № 4. 91 p.

12. Manilov V.L. Security in the era of partnership. M.: TERRA, 1999. 165 p.

13. Aslanov H., Alieva N. Theoretical and methodological aspects of national and economic security // News of the Baku University, Baku, 2011. № 2. 17 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.