Научная статья на тему 'Генезис понятия «Предпринимательство»'

Генезис понятия «Предпринимательство» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» / ЕENTERPRISE / A ENTREPRENEURSHIP / A CONTENT-ANALISIS OF THE CONCEPT OF ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голикова Ольга Георгиевна

Рассматривается понятие «предпринимательство», его зарождение, становление и развитие в зарубежных и отечественных источниках, изучение в педагогическом процессе; анализируются современные точки зрения на суть этого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of notion of enterprise

In work the notion «enterprise», its appearance, its formation and its deveopment in foreign and Russian sources are exalmined; modern points of view of this notion are analysed.

Текст научной работы на тему «Генезис понятия «Предпринимательство»»

УДК 378 ББК 74.48

О.Г. Голикова

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

Рассматривается понятие «предпринимательство», его зарождение, становление и развитие в зарубежных и отечественных источниках, изучение в педагогическом процессе; анализируются современные точки зрения на суть этого феномена.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, контент-анализ понятия «предпринимательство».

7 мая 2012 года, на торжественной церемонии вступления Владимира Путина в должность президента России, Дмитрий Медведев подчеркнул важность последовательности государственной политики в области построения и укрепления демократического государства, «где торжествует закон и социальная справедливость, где обеспечена безопасность, где созданы все возможности для самореализации человека, его предпринимательских, гражданских и творческих инициатив» [5].

Интерес к предпринимательству впервые был проявлен английским экономистом Р. Кантильоном (1680-1734). Предпринимательство понималось им как любая деятельность, направленная на извлечение прибыли и сопряженная с риском.

Французский ученый Ж.Б. Сэй (1767-1832) предпринимательство определял как оперирование с факторами производства - извлечение их из того ме -ста или сферы, где они дают малый доход, затем перемещение и новая их ком-

бинация в другом месте или сфере, где они дают наибольший доход.

В русле концепции комбинирования факторов производства выстроил свои экономические воззрения и К. Маркс. Его трактовка соединения вещественных и личных факторов представляет со -бой, по сути, частное применение понятия комбинации факторов, субъективно трактующее роль отдельных факторов по отношению к созданию богатства.

Классик современной микроэкономической теории А. Маршалл (1842-1924) использовал понятие комбинации факторов в связи с развитым им «принципом замещения» одной комбинации факторов другой: прежняя, менее продуктивная комбинация факторов на каком-то этапе предпринимательской деятельности сменялась более совершенной, что, в конечном счете, обеспечивало конкурентоспособность, устойчивость, прибыльность и т. д.

Едва ли не единственным направлением развития понимания предпринимательства на почве неоклассики стала идея лауреата Нобелевской премии по

ч: а>

го ш о

О

экономике за 1974 г. Ф. Хайека (1899— 1992) о предпринимательской активности как факторе движения к равновесию.

Наиболее плодотворным направлением в исследовании собственно предпринимательской деятельности стала концепция, представленная Й.А. Шум-петером (1883-1950). Она связала предпринимательство с нововведениями, то есть акцентировала внимание на иннова-ционности как основной отличительной черте предпринимательства.

Деятельность предпринимателя -новатора, несомненно, связана с риском и неопределенностью успеха начатого дела. Поэтому совершенно очевидно, что решение столь сложных и разнообразных задач предъявляет довольно жесткие требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь важны и знания, и умения, и способности, и характер. Отличительной особенностью предпринимательского труда является то, что это труд, преобразующий прежние формы труда, то есть «труд, преобразующий труд». Результатом деятельности предпринимателя оказываются изменения в материальном содержании, формах и способах труда не только в сфере материального производства, но и в торговле, страховой деятельности, банковском деле, индустрии развлечений, образовании, средствах массовой информации - в любой сфере деятельности [1].

Специфическое свойство предпринимательства: ускорять процессы, происходящие в экономике - отличает его от простого агента рыночных сил. Основной механизм рынка - конкуренция и действие закона спроса и предложения. Принцип действия собственно рыночного механизма - равновесие. Равновесное состояние рыночного спроса и предложения непродолжительно по времени. На это указывает и Питер Ф. Драккер [3], говоря о том, что идеальное равновесие в бизнесе существует только в планах и схемах. Живой бизнес всегда находится в состоянии нарушенного равновесия. То и дело

мы наблюдаем рост в одном месте с одновременным сокращением в другом, пренебрежение одним и выпячивание другого [4]. Нам представляется, что современный успешный предприниматель стремится не столько достичь равновесия, сколько с помощью возгонки потребностей различных сегментов рынка, посредством рекламы, специализации, диверсификации и интеграции, являющим по сути своей своеобразные моменты возмущения и колебания, нарушить это равновесие, чтобы вновь и вновь достигать его. В этом суть предпринимательства как элемента рыночного хозяйства, как силы, вызывающей возмущения и колебания и способствующей достижению равновесия.

Итак, подводя итог теоретическому анализу понятия «предпринимательство» и переходя к выделению совокупности существенных черт, образующих понятие «предпринимательство», отметим, что одна из таких черт - предпринимательская активность как фактор движения к равновесию посредством нарушения этого равновесия.

Нисколько не подвергая сомнению правомерность теоретических воззрений Кантильона, нам представляется более существенными концептуальные положения Ж.Б. Сэя [2] о предпринимательстве как оперировании факторами производства, А. Маршалла, который использует понятие «комбинация факторов» в связи с развитым им «принципом замещения» одной комбинации - другой, а это и есть проявление активности делового человека. Заслуживают внимания мысли об особых личностных качествах субъекта предпринимательства, высказанные Й. Шумпетером, Л. Мизесом и Ф. Хайеком [8]: способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей.

Современный этап научно-технической революции связан с разработкой, внедрением и использованием новейших технологий. Эпоха высоких технологий

требует от предпринимателя высочайшего интеллекта и развитой креативности, которые позволяют оценить экономический эффект инновации, принять выверенное решение.

Наряду с ретроспективным анализом воззрений классиков экономической те-

ории на феномен предпринимательства осуществим контент-анализ воззрений современных авторов на изучаемый феномен. Ниже приводится таблица, содержащая определения понятия «предпринимательство».

Таблица. Содержание определений понятия «предпринимательство»

Источник (автор) Содержание

ГК РФ Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке

Кушлин В.П., Половинкин П.Д., Фоломьев А.Н. и др. Система хозяйствования, которая основана на рисковой, инновационной деятельности, охватывающей процесс воспроизводства в целом или какую-то часть этого процесса с целью получения предпринимательского дохода (добавочной прибыли)

Словарь современных понятий и терминов под ред. В.А. Макаренко Самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на производство продуктов питания, потребительских товаров или услуг с целью получения прибыли или личного дохода

Мандрица В.М., Пелих А.С. Инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли

Краткий экономиче ский словарь под ред. А.Н. Азриэляна Инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица

Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Деятельность, которая на основе риска инициируется, на основе предприимчивости организовывает, на основе ответственности стабилизирует и на основе личной заинтересованности развивает ту или иную форму добычи материальных, либо духовных благ в сфере производства или обмена

Ронстадт Р.С. Динамичный процесс наращивания богатства

Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами

Хизрич Р., Питерс М. Процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий доход и личное удовлетворение достигнутым

а>

Окончание табл.

Бусыгин А.В. Мыслительный процесс; с философской точки зрения, - особый настрой души, форма деловой романтики, средство реализации человеком присущих ему потенций; в профессиональном смысле -умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела

Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А. Деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций

Райзберг Б.А. Самостоятельность, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность - признаки предпринимательства

о

Рассмотрение теоретических взглядов и концепций западных классиков теории предпринимательства (Р. Кан-тильона, Ж.Б. Сэя, А. Маршалла, Ф. Хай-ека, Й.А. Шумпетера и др.), а также соответствующих статей Гражданского Кодекса РФ, проведенный контент-анализ позволил сформулировать некоторые важные характеристики предпринимателя, а именно:

• предприниматель - это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

• предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства, настраивает сотрудников и задает тон деятельности фирмы, определяет стратегию и тактику поведения фирмы и принимает на себя бремя ответственности за успех проведения операций;

• предприниматель - это человек, боящийся риска, но сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса;

• предприниматель - личность, наделенная предпринимательской способностью (предприимчивостью, способностью к самостоятельному мышлению и принятию решений, упорством в достижении цели, умением организовать и повести за собой коллектив). В феномене предприимчивости усматривается фактор социальной адаптации с ярко выра-

женным активным приспособлением условий хозяйственной жизни субъекта к особенностям своей личности; • наибольшего успеха в обществе добиваются люди независимые, наделённые воображением, объективностью и способностью принимать решения. Они остаются в душе вечными студентами, ибо всегда исследуют то, что «могло бы быть», а их интуитивизм представляет собой хранилище всевозможных нововведений, программ, побуждений к работе и направлений деятельности. Они склонны совершенствовать всё, что их окружает. Они стремятся лидировать и добиваться успеха. Итак, сущностными характеристиками феномена предпринимательства являются инновационный, рискованный характер деятельности по замещению одной комбинации факторов (земля, капитал, наемный труд, предпринимательские способности) на другую комбинацию, направленную на производство и обмен товаров и услуг с целью не только получения прибыли, и самореализации предпринимателя, но и удовлетворения потребностей покупателей.

Сущность предпринимательства проявляется в комплексном сочетании всех присущих ему функций (общеэкономической; инновационной; ресурсной; социальной; организационной; политической), которые зависят как от самих

субъектов, так и от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности.

Таким образом, проведенный анализ позволяет нам рассматривать лексему «предпринимательство» в двух ипостасях: как институциональную и личност-но-субъектную характеристики. И тогда под предпринимательством, в первом случае, понимается социальный институт, для которого характерна предпринимательская деятельность в условиях специфической формы хозяйствования. Основным институциональным субъектом выступает класс предпринимателей. Во втором - «предпринимательство» понимается нами как самостоятельная, инициативная, созидательная деятельность личности, принимающая на себя финансовую, моральную и социальную ответственность, приносящую доход и личное удовлетворение достигнутым. Библиографический список:

1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 1997. - 608 с.

2. Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихо-нравов Ю.В. Основы предпринимательства: учеб. пособие. - М.: Вестник, 1996. - 336 с.

3. Дракер Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты / пер. с англ. -М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. - 200 с.

4. Краткий экономический словарь / под ред. А.Н. Азриэляна. - М.: инс-т мировой экономики, 2004. - 1376 с.

5. Кушлин В.П., Половинкин В.Д.. Фоломьев А.Н. Экономика предпринимательства: курс лекций. Владос, 2001. - 240 с.

6. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. - М.: Просвещение, 1995. - 206 с.

7. Словарь современных понятий и терминов / под ред. В.А. Макаренко. -М., 2002. - 509 с.

8. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / пер. с англ. - М.: Прогресс-Универс, 1992. - 157 с.

9. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.

ч: а>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.