Научная статья на тему 'Генезис менеджмента как зеркало социально-экономического и технологического прогресса'

Генезис менеджмента как зеркало социально-экономического и технологического прогресса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИИ / МЕТОДЫ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / MANAGEMENT / ADMINISTRATION / FUNCTIONS / METHODS / STAGES OF DEVELOPMENT / MANAGEMENT SOLUTIONS / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нарежнева Ольга Валерьевна, Глущенко Марина Евгеньевна

В статье исследован исторический аспект возникновения и развития управленческой деятельности, рассмотрены различные подходы к развитию менеджмента как науки. Сформированы представления о роли и месте менеджмента организации, содержании управленческой деятельности, методах и технологиях ее осуществления. Через исследование ключевых аспектов развития современного менеджмента (методологического, технологического и организационного) установлена основополагающая роль диалектического единства теории и практики управленческой деятельности для совершенствования системы менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The genesis of management as a reflection of social and economic and technological progress

The article examines the historical aspect of the emergence and development of management, discusses various approaches to development management as a science. In a scientific paper disclosed the role and place of the enterprise management, content management, methods and technologies for its implementation. In this paper we study the key aspects of modern management (methodological, technological and organizational), which established the main role of the dialectical unity of theory and practice of management to improve the management system.

Текст научной работы на тему «Генезис менеджмента как зеркало социально-экономического и технологического прогресса»

2. Timasheff, N. S. An Introduction to the Sociology of Law / N. S. Timasheff. Cambridge, Mass., 1939. — 234 p.

3. Петражицкий, Д. И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. Т. 1 / Л. И. Петражицкий. — СПб., 1909. — 580 с.

4. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк // Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли. — Л., 1991. - 440 с.

5. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин ; пер. с англ, вст. статья и комментарии В. В. Сапова. — М. : Астрель, 2006. — 1176 с.

6. Тарановский, В. Ф. Энциклопедия права / В. Ф. Таранов-ский. — СПб., 2001. — 560 с.

7. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Кор-кунов. — СПб., 2003. — 430 с.

8. Михайловский, И. В. Очерки философии права. Т. 1 / И. В. Михайловский. — Томск : В. М. Посохин, 1914. — 632 с.

9. Кистяковский, Б. А. Реальность объективного права / Б. А. Кистяковский//Правоведение. — 1996. — №4. — С. 128— 135.

10. ВЦИОМ: Главные причины коррупции — жадность, аморальность чиновников и несовершенство закона. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.regnum.ru/news/ 105629l.html#ixzzlEfOt6nxG (дата обращения: 28.01. 11).

11. Россияне не доверяют правоохранительным органам. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.levada.ru/ рге88/2010021605.Мт1 (дата обращения: 12.02.11).

12. Сорокин, П. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / П. Сорокин // Ин-т социологии. — М. : Наука, 1994. - 560 с.

13. Сорокин, П. А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали/П. А. Сорокин. — М.: Астрель, 2006. — 618 с.

14. Локк, Дж. Соч. В Зт. Т. 1. / Дж. Локк. — М., 1985. — 560 с.

15. Монтескьё, Ш. Л. О духе законов / Ш. Л. Монтескьё. — М.: Мысль, 1999. - 672 с.

ГРОШЕВА Ирина Александровна, кандидат социологических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой философии, истории и социологии.

Адрес для переписки: e-mail: grosh@nextmail.ru

Статья поступила в редакцию 30.03.2011 г.

© И. А. Грошева

УДК 338.24.01 о. В. НАРЕЖНЕВА

М. Е. ГЛУЩЕНКО

Омский государственный институт сервиса

ГЕНЕЗИС МЕНЕДЖМЕНТА КАК ЗЕРКАЛО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

В статье исследован исторический аспект возникновения и развития управленческой деятельности, рассмотрены различные подходы к развитию менеджмента как науки. Сформированы представления о роли и месте менеджмента организации, содержании управленческой деятельности, методах и технологиях ее осуществления. Через исследование ключевых аспектов развития современного менеджмента (методологического, технологического и организационного) установлена основополагающая роль диалектического единства теории и практики управленческой деятельности для совершенствования системы менеджмента.

Ключевые слова: менеджмент, управление, функции, методы, этапы развития, управленческие решения, информационное обеспечение.

НИР проведены в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы. Номер государственного контракта 14.740.11.0561.

Существование любого общества невозможно без наличия неких общих интересов и организующих сил, которые находят своё отражение, в том числе и в управлении. Учитывая непрерывное развитие общественных формаций, вопросы исследования и совершенствования методов экономического управления никогда не теряют своей значимости.

Наряду с термином «управление» в последнее время достаточно часто используется термин «менеджмент». Менеджмент и управление в научной литературе [1, с. 6 —7; 2, с. 6; 3, с. 3; 4, с. 37; 5, с. 20] рассматриваются практически с одних и тех же позиций,

что в известной мере отражено на рис. 1, где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.

Обобщая существующие подходы в определениях и содержательной трактовке рассматриваемых понятий, представляется целесообразным использовать термины «менеджмент» и «управление» как тождественные применительно к хозяйствующим субъектам (организации, учреждения, компании, фирмы).

Сущность любой целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях. Изучение процесса управления с точки зрения его

функций — это ключ к раскрытию содержания управленческой деятельности, позволяющей наряду с прочими сформировать структуру и организацию системы управления.

Содержание управленческих воздействий не остаётся неизменным, так как, исходя из новых условий и потребностей рынка, развиваются и управленческие функции.

Один из первых исследователей функций управления — А. Файоль — не дал чёткого определения функции управления, однако выделил следующие из них: планирование, организация, мотивация, координация, контроль [6].

Развитие содержательной стороны управления в настоящее время, на наш взгляд, наиболее полно находит своё проявление в основных функциях, выделенных в современной российской научной школе управления [7, с. 86]: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, учёт и контроль, коммуникация, принятие решений. При этом мы считаем, что все функции подчинены последней и нацелены, в конечном итоге, именно на её достижение.

Можно констатировать, что менеджмент, реализующийся посредством своих основных функций, это есть совокупность методов (средств, способов) и технологий принятия решений. На наш взгляд, именно этим составляющим необходимо уделить внимание при исследовании генезиса науки об управлении.

В настоящий момент развитие управления как науки многими специалистами традиционно связывается с формированием разных подходов.

Первый подход основан на выделении различных школ, рассматривающих управление с разных точек зрения: школы «научногоуправления», классической (административной) школы управления, школ человеческих отношений и поведенческих наук, а также школы количественного подхода к управлению [8, с. 46-56].

Школа «научного управления» (1885— 1920 гг.) обосновала необходимость управления трудом в целях повышения его производительности, сформулировала принципы и методы научной организации труда и фактически поставила задачу эффективной мотивации наёмного труда, признав её наиболее важной из всех задач управления.

Классической (административной) школы управления (1920 — 1950 гг.) были разработаны две группы универсальных принципов управления работой организации, затрагивающие рациональную систему управления организацией и структуру организации и управление работниками; была обоснована бюрократическая модель управления.

Школой человеческих отношений (1930 — 1950 гг.) и школой поведенческих наук (с 1950 г.) были рекомендованы определённые приёмы управления человеческими отношениями, с привлечением психологических и социологических методов, делались попытки всесторонне проанализировать проблему человеческих взаимоотношений на производстве и устранить конфликт между наёмным трудом и капиталом, создав предпосылки к кооперации и сотрудничеству между ними.

Школа «науки управления — количественный подход» (с 1950 г.) исследовала операции и экономикоматематические модели применительно к решению организационных проблем фирмы.

Второй подход — процессный — рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Концепция процессного подхода по-прежнему остаётся не раскрытой в полной мере, так как число функций строго не определено, и нет единого мнения о том, какие из них следует считать существенными в процессе управления, а какие — нет [4, с. 41 ].

Третий подход — системный — предполагает, что руководитель должен рассматривать организацию в виде совокупности взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Системный подход получил развитие в синергетическом подходе, который даёт специалисту новые возможности для исследования и осуществления управленческой деятельности [7, с. 107].

Четвёртый подход — ситуационный — основывается на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Возникновение ситуационного подхода подчёркивало кризис в теории управления, то есть оторванность теории от практики, её неспособность породить качественно новые подходы к управлению, позволяющие повысить эффективность организации [4, с. 53].

Помимо названных подходов выделяются также Концепции инноваций и лидерства (1980—1990 гг.) [2, с. 14], в рамках которых инновации рассматриваются как основа конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, лидерство предполагает радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством компании.

На наш взгляд, наиболее наглядно ключевые положения концепций главных школ, оставивших заметный след в современном понимании проблем науки управления, представлены в табл. 1.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что представления о роли и месте менеджмента организа-

Управление

Функция (вид деятельности) Процесс

Люди, управляющие организацией Орган или аппарат управления Искусство (практика) выполнения работы Наука (область человеческого знания)

Менеджмент

Рис. 1. Подходы к определению сущности и содержанию управления и менеджмента

73

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (98) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011

ции, о содержании управленческой деятельности иметодах и технологиях её осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой организацией. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления — изменялось и учение об управлении. Таким образом, на наш взгляд, менеджмент характеризуется диалектическим генезисом его методологии и практики.

В настоящее время менеджмент продолжает активно развиваться. В качестве генератора развития выступает изменение практических потребностей, которое акцентирует внимание учёных на методологической проработке возникающих проблем. На наш взгляд, при исследовании развития менеджмента целесообразно выделить три аспекта: методологический, технологический и организационный.

Первый аспект охватывает методологию менеджмента, то есть логическую схему управленческой деятельности, предполагающую взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения.

Существенным элементом методологии являются методы, присущие науке. В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приёмов, позволяющих упорядочить, целена-править и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения её целей. С момента развития методологии менеджмента круг применяемых методов существенно

расширяется, а их типология получила серьёзную проработку.

Основу системы методов, используемых в управлении, составляет их разделение на общенаучные и конкретно-научные (конкретные, специфические). Общенаучные методы включают системный и комплексный подходы к решению проблем, а также применение моделирования, экспериментирования, конкретно-исторического подхода, экономико-математических и социологических измерений и т. д.

Общенаучные методы составляют фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления. Подходы, способы, приёмы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, носят название конкретных, или специфических, методов. Они характеризуются большим разнообразием, отражая множественность, различную сложность и состав управленческих задач, решаемых менеджером.

В российской науке методы управления классифицируются по различным признакам. Наиболее проработанной, на наш взгляд, является классификация по трём основным направлениям, позволяющим выделить методы: управления функциональными подсистемами; выполнения функций управления; принятия управленческих решений [1, с. 54].

Остановимся более подробно на третьей группе методов управлении, которая основывается на представлении процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из стадий (этапов) и процедур [1, с. 56; 2, с. 151; 3, с. 65 — 68; 7, с. 532]. Каждому этапу присуща своя процедурная наполняемость и свои методы (табл. 2).

Второй аспект совершенствования управления — технологический — связан с дальнейшим развитием его материально-технической базы на основе приме-

Вклад в современную науку управления научных школ и направлений

Таблица 1

Научные направления и ключевые положения концепций Основные идеи, используемые современным менеджментом

Научное управление и классическая (административная) школа (20-е гг.)

Научные принципы организации труда Рационализация трудовых операций Разделение труда в управлении Процессный подход к управлению Научный подход к менеджменту и его принципам Анализ способов выполнения работ Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий

Школы человеческих отношений (30-е гг.) и поведенческих наук (50-е гг.)

Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам

Теория принятия решений и Количественный подход (50 —60-е гг.)

Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов Применение методов количественных измерений Субъективный подход к оценке рациональности решений Использование количественных моделей, методов и измерителей при принятии решений

Системный (50-е гг.) и Ситуационный (60-е гг.) подходы

Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации Учёт воздействия факторов окружающей среды Анализ ситуационных переменных Рассмотрение организации как целостной системы Значение анализа внешней среды для организации Принятие решений с учётом сложившейся ситуации

Теории стратегии (60-е гг.), инноваций и лидерства (80 —90-е гг.)

Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой и разработка стратегии развития организации Инновации как основа конкурентоспособности лидерство Разработка стратегии организации как метод конкурентной борьбы Инновационный подход к изменениям в организации Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством

Этапы формирования и реализации управленческого решения

Этапы

1. Постановка проблемы

2. Разработка вариантов решений

3. Выбор решения

4. Организация выполнения решения и его оценка

Процедуры

1. Возникновение новой ситуации

2. Появление проблемы или возможности

3. Сбор информации

4. Описание проблемной ситуации

5. Формулирование требований-ограничений

6. Сбор информации

7. Разработка возможных вариантов решений

8. Определение критериев выбора и сбор информации

9. Выбор решений, отвечающих критериям

10. Оценка возможных последствий

11. Выбор предпочтительного решения

12. План реализации выбранного решения

13. Контроль хода реализации решения

14. Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации (возврат к п. 1)

Методы

Методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации важнейших событий, факторного анализа, сравнения, аналогии, декомпозиции, моделирования — опросы, интервьюирование, производственная статистика, статистика качества и финансов, моделирование работ, экспериментирование, изучение затрат времени, «инвентаризация» факторов и условий, составление перечня неизвестных факторов, хронологический анализ, цепной анализ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы сбора информации, позволяющие уяснить, с помощью каких управленческих действий может быть решена проблема — метод номинальной групповой техники, метод Дельфы, метод «мозговой атаки»

Методы количественного анализа и электронной обработки данных, систему взвешенных критериев

Методы составления плана реализации, дерева решений, прямого воздействия, материального стимулирования, контроля выполнения работ

нения компьютерных технологий. В современных условиях важной областью управления стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

Начальный этап развития управленческих техник и технологий характеризовался появлением и быстрым развитием техники, накапливающей, систематизирующей, обрабатывающей и выдающей информацию; созданием и совершенствованием техники, специализированных связи (сети передачи данных), в том числе с помощью средств космической техники; формированием целевых информационных банков; созданием и распространением терминальных устройств, обеспечивающих наиболее удобную форму представления информации, в том числе и в диалоговом режиме.

Следующий этап характеризовался созданием и использованием микропроцессоров во всё более разнообразных производственных, информационных, транспортных и других устройствах. Это дало толчок созданию и быстрому распространению миниатюрных видов вычислительной техники, что обеспечило возможность накопления и выдачи информации в самых различных формах и разнообразного назначения.

В настоящее время информационные технологии становятся более эффективными, глубже проникая как в управляемые производственные процессы, так и в сами процессы управления, обеспечивая формирование автономных и интегрированных компьютерных систем. Интегрированные компьютерные системы предполагают обязательную организацию в рамках всей производственной системы унифицированного информационного потока, увязывающего путём планирования в единое целое научные исследования и разработки, производство и другие области хозяйственной деятельности организации. Повышение эффективности использования информационных систем достигается путём сквозного построения

и совместимости информационных систем, что позволяет устранить дублирование и обеспечить многократное использование информации, установить определённые интеграционные связи, ограничить число показателей, уменьшить объём информационных потоков, повысить степень использования информации.

Третий аспект развития менеджмента связан с совершенствованием форм и функциональных подсистем организации, в которой имеется разделение управленческого труда. Постепенно выделяются всё новые и новые функциональные подсистемы управления (маркетинг, производство, финансы, персонал, инновации ит. п.), разрабатываются формы их функционирования и основные направления деятельности в совокупности с применяемыми методами.

Таким образом, можно заключить, что представления о роли и месте менеджмента организации, о содержании управленческой деятельности, методах и технологиях её осуществления постоянно расширяются, раскрывая новые нюансы. Процесс генезиса менеджмента сопряжён с развитием общественных отношений, изменениями бизнеса, технологий производства, появлением новых средств и способов обработки информации.

Создание и дальнейшее развитие современной системы менеджмента (принципов, функций, методов, организационной структуры) обусловлено закономерностями рыночных отношений и объективной необходимостью принятия решений, ориентирующих фирму на спрос и потребности рынка, запросы индивидуальных потребителей, обеспечение заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, широкое использование новейших научно-технических достижений, регулирование межфирменных отношений. Формирование системы управления и её постоянное совершенствование реализуется через диалектическое единство развития теории и практики во взаимодействии методологического, технологического и организационного аспектов.

Библиографический список

1. Управление организацией: учебник / под ред. А. Г. Порш-нева, 3. П. Румянцевой, Н. А Саломатина. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 736 с.

2. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник для вузов / И. Н. Герчикова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 499 с.

3. Басовский, Л. Е. Менеджмент: учебное пособие / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 216 с.

4. Бовыкин, В. И. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления) / В. И. Бовыкин. — М.: Экономика, 1997. — 368 с.

5. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Экономистъ, 2006. - 670 с.

6. Файоль А. Общее и промышленное управление. [Электронный ресурс]. — 1ЖЬ : http://impisr.edunsk.rU/images/6/6c/ Fajol.doc (дата обращения: 21.03.11).

7. Теория управления : учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. — М.: Изд-во РАГС, 2011. — 560 с.

8. Веснин, В. Р. Менеджмент : учебник / В. Р. Веснин. — 3-є изд., перераб. и доп. — М : Проспект, 2009. — 512 с.

НАРЕЖНЕВА Ольга Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита.

ГЛУЩЕНКО Марина Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Адрес для переписки: 644099, г. Омск, ул. Певцова, 13, e-mail: glu_mar@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2011 г.

© О. В. Нарежнева, М. Е. Глущенко

Информация

II Всероссийский конкурс деловых женщин России «Успех-2011»

Всероссийский ежегодный конкурс деловых женщин «Успех», учредителем которого является Общероссийская общественная организация «Деловые женщины России», проводится в течение 2011 года, предусматривает два этапа и завершается торжественной церемонией награждения победителей общественной премией «Золотая птица» в конце 2011 года в Москве.

Основная цель конкурса — повышение статуса «деловой, социально-активной женщины» России начала нового тысячелетия.

Задачи конкурса:

— активизировать к участию деловых женщин России;

— инициировать обсуждение проблем «деловых женщин России», возможностей создания и продвижения позитивного имиджа «деловой женщины» за счет плодотворного сотрудничества бизнеса, власти, прессы и общества (на проходящих в рамках конкурса форумах и ассамблеях);

— обозначить важность темы поддержания имиджа «деловой женщины России» для государства и общества;

— подготовить предложения и программу совместных действий по формированию и продвижению имиджа «деловой женщины России» за рубежом.

В конкурсе объявлены следующие номинации:

— Лучший регион, муниципальное образование, район, город России по участию женщин в социально направленном предпринимательстве, способствующий повышению роли женщины

— Лучшая отрасль, организация, предприятие, структурное подразделение, возглавляемое женщиной, в области народного хозяйства, в том числе принимающей участие в реализации национальных проектов

— «Доступное и комфортное жилье»

— «Здоровье нации»

— «Качественное образование»

— «Сельское хозяйство»

— Лучшая представительница деловых женщин России

— Лучшая молодая представительница деловых женщин России (до 30 лет)

— Лучшая представительница деловых женщин России — бабушка

Премия «Золотая птица» является общественной наградой. Присуждается лучшим представительницам деловых женщин России, лучшим субъектам и городам РФ по деловым женщинам и женскому предпринимательству, а также лучшим женщинам - руководителям предприятий по основным показателям развития.

Премия присуждается за значительный личный вклад в экономическое развитие российского общества и направлена на укрепление социальной позиции женщины в экономике и обществе, содействует поощрению и мотивации участия женщин в экономических процессах.

Дополнительная информация о конкурсе, перечень документов, образцы заявок, анкеты, реквизиты расположены на сайте www.dgr.ru

Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/296/229841.php (дата обращения: 17.06.11)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.