Научная статья на тему 'Генезис культа богини-женщины'

Генезис культа богини-женщины Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
251
92
Поделиться
Ключевые слова
КУЛЬТ БОГИНИ-ЖЕНЩИНЫ / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / ИДЕЯ СОТВОРЕНИЯ МИРА. МИРА

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Ромах О. В., Стерликова М. С.

в статье предпринимается попытка исследования древнейших мифологических образов и форм сакральной геометрии, связанных с женским началом. Автор рассматривает идею сотворения мира в различных древнейших космогониях и пытается выявить роль Богини-Женщины в процессе Творения и зарождения Жизни во всех ее проявлениях.

Текст научной работы на тему «Генезис культа богини-женщины»

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

УДК 008

Ромах О.В., Стерликова М.С.

ГЕНЕЗИС КУЛЬТА БОГИНИ-ЖЕНЩИНЫ

Ромах Ольга Викторовна, Стерликова Марина Сергеевна - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина.

Аннотация: в статье предпринимается попытка исследования древнейших мифологических образов и форм сакральной геометрии, связанных с женским началом. Автор рассматривает идею сотворения мира в различных древнейших космогониях и пытается выявить роль Богини-Женщины в процессе Творения и зарождения Жизни во всех ее проявлениях.

Ключевые слова: культ богини-женщины, мифологические образы, идея сотворения мира.

Культ Богини-Женщины является одним из древнейших в истории человечества. Его происхождение связано с историей сотворения мира.

Еще во времена глубокой древности люди видели во всех космических процессах и могущественных силах Природы неразрывную гармонию мужского и женского начал, где мужская энергия заключена в идее - семени, а женская энергия проявляется в зарождении и творении. Оба эти начала должны быть соединены в высшей реальности, но именно женское космическое начало представляло собой господствующую силу во Вселенной и занимало доминирующее положение во всех древнейших религиозных системах.

Самыми ранними свидетельствами почитания Богини являются фигурки женщин, сделанные из камня, кости и глины. Эти фигурки называют «Венерами эпохи палеолита» (40-50 тыс. лет до нашей эры) и для всех них характерны преувеличенные формы изображения органов деторождения и кормления, в то время как голова и конечности изображаются условно. Большинство археологов считают, что эти женские фигурки являются изображениями Богини-Матери, культ которой носил в первобытную эпоху универсальный характер. Богиня - Мать представляла собой Землю или Природу, в которой заключена творческая сила всей жизни; Женщину в качестве матери людей, в которой заключена идея материнства. (Мифы народов мира, т.1, с. 178). В период неолита - 10-12 тыс. лет до нашей эры появляются многочисленные образы Богини-Матери, как отражение различных сил природы.

Имея множество имен и форм, Богиня играла центральную роль в религиозном ритуале и сознании людей в разных уголках мира.

В шумерских текстах наряду с популярной триадой богов - Ану, Энлиль, Энки - часто упоминается и четвертое божество - богиня Нинхурсаг, которая имела множество имен (Нинмах, Нинлиль, Нинти («Госпожа жизни»), Нинту («Госпожа родов»), Мами (Мать) и т.д.). Но каким бы ни было ее официальное имя, она всегда была известна как «Богиня Чрева». Также древние шумеры поклонялись великой богине любви и войны Инанне - божественной хранительнице древнего города Урука.

В аккадском пантеоне была известна богиня-мать Аруру, создающая из глины героя эпоса о Гильгамеше Энкиду, она также является создательницей людей, определившей их судьбы. Известна также великая богиня войны и любви Иштар, у ханаанеян - это богиня Анат.

В древнесемитской мифологии известны богини - Астарта - богиня любви, плодородия; Асират или Ашера - мать богов и людей, владычица сущего.

Древние арабы поклонялись богине неба и дождя Аллат, которая ассоциировалась с Каабой в Мекке, святыней домусульманских времен.

В Армении до официального принятия христианства был распространен культ богини-матери, плодородия, любви и воды Анахит.

Древние персы поклонялись богине чистоты и непорочности Анахите. В именах этих богинь явно прослеживается связь с названием сердечной чакры - Анахаты - места пребывания любви.

В мифологии ингушей и чеченцев известна богиня Аза - покровительница всего живого. В некоторых мифах она выступает в роли матери солнца.

В Индии культ Богини имел огромное значение, а в некоторых областях он существует и в настоящее время. Индийская Богиня известна под многими местными и общеиндийскими именами - Ума, Парвати, Кали, Дурга и др. Все они являются ипостасями Умы-Махадеви (Богини Деви). В Калика-пуране женское начало - Богиня-Деви, описывается как супраментальная пракрити, материальная причина феноменального мира и олицетворение всей мощи, всего сознания и блаженства. Мир обязан своим возникновением ей, она же своим рождением никому не обязана (Калика-пурана 5, 14).

В Ригведе богине Вач (персонификация священной речи) посвящен гимн Деви-сукта (Ригведа X, 125). Она выполняет космогонические функции. Вач обитает на небе и на земле, ее лоно в воде, в море; она распространяется по всем мирам, будучи единой, достигает неба, веет, как ветер, охватывает все миры. Вач выше неба и шире земли. Вач наделяет богатством, силой и мудростью тех, кого любит, тех же, кто ненавидит брахманов, поражает стрелой из лука Рудры. Богиня вызывает словесные состязания и увлекает всех за собой. Она несет Митру, Варуну, Индру, Агни, Ашвинов, Сому, Тваштара, Пушанаи Бхагу; вместе с нею - Рудра, васу, Адити, все боги. Вач имеет эпитеты - «божественная», «царица богов». (Мифы народов мира, т. 1, с.219; Ригведа VIII 89, 10-11).

Наряду с высшими женскими божествами - Мут, Ихет, Нут, Сехмет, Хекет, Тефнут и другими, в Древнем Египте особо почиталась Богиня Исида - богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания. Ее культ пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами. В греко-римском мире ее называли «та, у которой тысяча имен». Вероятно, что первоначально она олицетворяла Небо, и само ее имя - егип. Исет, «трон», «место», намекало на рождение ею солнечного бога Гора. В поздний период Исида отождествлялась с богиней неба Хатор или Хатхор, что буквально означало «дом Гора», т.е. «небо». Хатор - древнейшая богиня-мать, которая почиталась как небесная корова, родившая солнце. Она также выступала подательницей плодородия, с ней был связан культ деревьев. Подобными качествами была наделена малоазиатская богиня Кибела, которой поклонялись по всему Средиземноморью, она считалась Матерью богов и хранительницей сокровенных знаний.

С Богиней связан образ Мирового Космического Древа. У восточных славян известна богиня плодородия Мокошь, которая прядет бесконечную пряжу - всепроникающую энергию мироздания.

На африканском континенте в дагомейской мифологии известна богиня Миноха -покровительница жизни и властительница судьбы, прядущая невидимую нить, соединяющую человека с тремя мирами.

Представления о Богине - пряхе сохранились у саамов, финнов, литовцев и других народов Севера. Образы богинь-прях связаны с тонкой структурой энергетического тела человека и определяют местонахождение Верховной Богини в тонком теле человека - его седьмой чакре Сахасраре (макушка головы).

Многочисленные образы Богини можно встретить и в мифологии древних греков: Гера -хранительница домашнего очага, чистоты супружества и законного брака; Афина - мудрая Богиня-воительница; Афродита - вечно юная богиня любви, красоты, весны; Артемида - богиня плодородия и другие.

Анализируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод, что, несмотря на множество имен и форм, основной характеристикой Богини, определяющей ее место и концепцию в мифологической модели мира, является созидательная функция, которая имеет несколько аспектов.

Во-первых, Богиня участвует в творении мира (идентифицируется с Землей, Первичными водами, Первобытным Хаосом, Древом Жизни, Мировым яйцом), т.е. выступает в качестве миросозидательного космического начала.

Во-вторых, Богиня участвует в создании населяющих Вселенную существ: богов, людей, животных, чудовищ и т.д. В этом случае она выступает в роли материнского начала, дарительницы жизни.

Третий аспект созидательной функции Богини - покровительство плодородию почвы, скота и людей, а в связи с этим и сексуальной активности как источнику плодовитости. В большинстве мифологий Богиня соотнесена с умирающим и воскресающим богом, мужем или возлюбленным (Исида и Осирис, Кибела и Аттис, Иштар и Таммуз и т.д.). Такое включение Богини в круг

мифологических представлений о вечном возрождении было причиной того, что она рассматривается как источник жизненной силы и бессмертия как высшего проявления этой силы. Отсюда связь Богини с мистериями и различными тайными культами, где она занимает центральное место.

Четвертый аспект - покровительство культуре, в особенности - городам, а также законам и тайным знаниям.

На протяжении всей истории существования, культ Богини был окружен множеством символов, в которых зашифрован огромный пласт всеобъемлющего знания. Согласно правилам сакральной геометрии, со времен глубокой древности прямые линии принято считать мужскими, а изогнутые - женскими. К геометрическим символам, выражающим женское начало, относятся дуга, спираль, но самой главной женской формой на Земле является сфера (шар, круг). Сфера - это мать. Наряду с кубом (мужской формой), это две самые важные формы во всей Реальности, когда речь идет о первоначальных взаимосвязях в Творении.

Форма сферы присутствует повсюду, она является источником всего. Основа всего нашего существования выполнена из «шариков» - сфер различных размеров. Атомы - это сферы, мы живем на сфере - Земле. Луна, Солнце, звезды - это сферы. Вся Вселенная - от макрокосма до микрокосма - создана из маленьких сфер тем или иным способом. Световые волны, двигающиеся сквозь пространство, тоже являются сферами, они распространяются сферически.

Повсюду в мире встречается образ из девятнадцати кругов, окруженный двумя концентрическими кругами, который называют Цветком Жизни. Многие исследователи считают, что в этом образе скрыта тайна Творения всего сущего. В его основе лежит форма сферы (шара, круга) - самая женская форма на Земле (рис. 1).

В книге Д. Мельхиседека «Древняя тайна Цветка Жизни» описывается попытка расшифровки данного образа. Автор обнаруживает внутри Цветка Жизни еще несколько скрытых образов: Тор, Яйцо Жизни и Плод Жизни. По мнению древних, эти три модели создают все сущее.

В Библии говорится, что Творение было совершено за шесть дней. Тор - первая форма, которая исходит из завершенной модели Творения (рис.2), и он уникален среди всех существующих форм тем, что способен выворачиваться сам по себе, вращаясь вовнутрь и наружу. Тор образуется в результате вращения фигуры модели Творения, состоящей из семи сфер, вокруг ее центральной оси, создавая форму, которая выглядит как бублик, но с бесконечно малым отверстием.

Рис. 2. Первая модель творения (шестой день).

Форма тора управляет многими аспектами нашей жизни. Например, у человеческого сердца есть семь мышц, которые образуют тор, и он накачивает кровь в семи участках. Тор находится вокруг всех форм жизни, всех атомов и всех космических тел, таких, как планеты, звезды, галактики и т.д. После процесса оплодотворения, перед тем, как первая клетка - зигота (форма сферы) начинает

делиться, выходя за пределы мембраны, она имеет форму яблока-тора. Таким образом, тор - это изначальная форма существования.

Следующую фигуру, произошедшую в результате второго вихревого движения и представляющую собой трехмерную фигуру, древние называли Яйцом Жизни. Считается, что все сущее было создано через форму Яйца Жизни.

Образ из девятнадцати кругов известен как Цветок Жизни. В Цветке есть незаконченные сферы, завершение которых дают одну из самых священных и сакральных форм, которая называется Плодом Жизни (рис. 3).

Рис. 3. Плод Жизни.

Эта форма названа Плодом, так как является результатом (плодом) Цветка, из которого была сотворена материя первокирпичиков Реальности. Если на этой модели провести мужские (прямые) линии, чтобы соединить все центры, получится фигура, известная как куб Метатрона - одна из важнейших информационных систем во Вселенной.

Все вышеперечисленные модели (Тор, Яйцо Жизни, Цветок Жизни, Плод Жизни) состоят только из женских форм - сфер.

Если обратиться к мифологии, то все древнейшие космогонии начинаются с образа Первичной Богини: из ее тела явилось Мировое яйцо или была рождена Земля; или тело богини стало материалом, из которого была создана Вселенная.

В мифах разных народов мира с образом Мирового (космического) яйца связана идея возникновения Вселенной или некой персонифицированной творческой силы: бог-творец,

культурный герой-демиург или род людской. В современных религиях яйцо является символом сотворения мира, который занимает центральное место в пасхальной обрядности и ритуалах плодородия.

В древнекитайской мифологии в мифе о первопредке Пань-Гу (пань - «блюдо», гу - «древний») говорится, что первоначально Вселенная представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца, в котором и зарождается первый человек.

В ведийской космогонии присутствует понятие «Хираньягарба», которое является ядром одной из ранних концепций творения. Хираньягарба - золотой зародыш, плавающий в космических водах и дающий начало Вселенной. В ряде случаев Хираньягарба отождествляется с солнцем. В «Ригведе» Хираньягарба - первоначальная форма бога - создателя Вселенной Праджапати (Ригведа X 121, 129; Атхарваведа X 7, 28).

В брахманах, упанишадах, эпосе версия «золотого зародыша» получает дальнейшую конкретизацию. Согласно «Ману-смрити», пуранам, «Махабхарате» (XII), Брахма рождается в яйце (Брахманда в переводе с др.- инд. «яйцо Брахмы»), золотом зародыше, плавающем в первобытных водах. Проведя в яйце год, он силой мысли разделяет яйцо на две половинки; из одной создается небо, из другой - земля; между ними возникает воздушное пространство. Далее появляются пять элементов (вода, огонь, земля, воздух, эфир), мысль, еще позже - боги, жертвоприношение, три веды, звезды, время, горы, равнины, моря, реки, наконец, люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений (жар-холод, сухость-влага, горе-радость и т.д.), а сам Брахма разделяется на две части - мужскую и женскую.

Иногда творец Ишвара, одно из имен Шивы, описывается живущим в Мировом яйце на водах (Бхагавата-пурана III 20,14).

У орфиков известен миф о возникновении из Мирового яйца, плавающего в водах, Фанеса, божественного творца, сияющего как солнце, или особого бесплотного божества с крыльями.

В египетской мифологии из Мирового яйца, снесенного птицей «Великий Гоготун», возникает солнце. У хауса Мировое яйцо, снесенное птицей Фуфунда, дало начало небу. Согласно «Калевале» (I), «из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней чатси,

встал высокий свод небесный...». В китайской традиции небо и земля слиты воедино как куриное яйцо. В финском мифе утка сносит яйцо на торчащее из воды колено обитателя первичного мирового океана Вяйнямейнена, из которого он заклинаниями творит мир. В русских народных сказках также известен мотив яйца, уроненного уткой в воду.

Если проанализировать вышеизложенное, то можно заметить, что образ Мирового яйца постоянно сопровождает образ первичных вод или первичного хаоса, который является эквивалентом водной стихии. Согласно «Шатапатхе-брахмане» и «Махабхарате», из хаоса выделяются воды, породившие огонь - Хираньягарбха; через год из него возникает Брахма, разбивая оболочку и создавая из ее частей небо и землю (Шатапатха-брахмана XI; Махабхарата XII).

Также во многих мифологиях известен мотив поднятия мира (земли) со дна первичного океана. Водное чудовище выступает партнером бога-творца в демиургическом поединке и одновременно материалом для построения мира. Например, в аккадской космогонической поэме «Энума элиш» первозданная стихия, мировой хаос воплощен в образе Тиамат, что в переводе означает «море». Тиамат является создательницей первых богов вместе со своим супругом Апсу (Абзу) -олицетворение мировых подземных пресных вод. Апсу и Тиамат, мешая свои воды, создают первых богов «старшего поколения». Согласно мифу, в битве между богами «старшего» поколения, возглавляемых Тиамат, и богами «младшего» поколения была убита богом Мардуком. Он рассекает тело Тиамат на две части, делая из одной небо, из другой - землю.

С образом Тиамат связано шумерское понятие «ме» - могущественные божественные силы, управляющие миром, всеми божественными и земными институтами. В аккадском представлении «ме» - таблицы судеб, которые определяли движение мира и мировых событий, обладание ими обеспечивало мировое господство. Первоначальной хозяйкой таблиц судеб была Тиамат.

Общая шумерская символика всепоглощающей материнской любви включает земное начало и символ моря, олицетворяющего первичные воды и одновременно бездну страха. Например, имя шумерской богини-матери Намми, родившей «горы» Небес и Земли, переводится как «Первобытное море», ее символом являются первичные воды.

Древние египтяне называли первобытное водное пространство Nw, Nwn, Nwnw и считали древнейшей частью Вселенной, которая дала рождение всем богам. Этот безграничный и бесконечный океан, не имевший ни дна, ни поверхности, был обиталищем небесной богини Нут. В надписи из храма богини Луны Кхонсу (Кхенсу) в Фивах описан акт творения верховным богом Амоном-Ра: «Амон-Ра был богом, который создал место в первобытном океане, когда семя истекало в первое время.» (H. Frankfort. Kingship and the Gods, 1978, с. 153, 380).

Ж. Ф. Шампольон и другие ученые, занимавшиеся расшифровкой египетских иероглифов, выяснили, что матерью Амона - Ра и Осириса (две ипостаси одного бога) была богиня неба Нут. В первых же строках текстов пирамид богиня Нут подтверждает, что Осирис был «моим старшим сыном, который раскрыл мое чрево» (Тексты пирамид, Изречение 1). В заклинании 484 Текстов пирамид богиня Нут говорит о себе: «Я первобытный холм земли в середине моря» (Тексты пирамид, Изречение 484). Если попытаться расшифровать данные древнеегипетские метафоры, то можно предположить, что «холм» - это небесное тело, «море» - космос, а чрево Нут - небесный объект, который дал рождение богам.

Подобная информация дается в Библии, в начале истории о сотворении мира: «Вначале Бог создал небо и землю. Земля была бесформенна, пустынна и погружена в вечный мрак. Всюду простирались только воды, а над ними носился Дух Божий»; а в иудейском оригинале Книги Бытия, при описании сотворения мира, используется очень древний образ - оживляющее проникание «духа божьего» к мировым водам, изображаемое через метафору птицы, которая высиживает яйцо.

Если рассмотреть куриное яйцо, то внутри него можно увидеть желток («золотой зародыш»), окруженный мембраной. Куриное яйцо является примером яйцеклетки. Также как и в курином яйце, внутри мембраны человеческой яйцеклетки имеется жидкость («первоначальные воды»), а внутри нее есть еще одна сфера - женское протоядро, содержащее 22+1 хромосому, необходимые для создания тела (рис. 4).

Рис. 4. Человеческая яйцеклетка.

Ученые выяснили, что после оплодотворения, сперматозоид проникает через мембрану внутрь яйцеклетки и начинает двигаться к женскому протоядру. При этом у сперматозоида отпадает хвост, а крошечная головка увеличивается и превращается в абсолютно совершенную сферу, являющуюся мужским протоядром. Он становится точно такого же размера, как и женское протоядро, и содержит вторую часть необходимой информации (рис. 5).

Рис. 5. Прорыв сперматозоида.

Затем мужское протоядро продолжает проникать в женское, пока они не станут единым целым. Так появляется человеческая зигота - первая клетка человеческого тела (рис. 6,7).

Рис. 6. Объединение женского и мужского протоядер.

Рис. 7. Единство в человеческой зиготе.

Совершенно очевидно, что в данном случае в образе Мирового яйца подразумевается яйцеклетка, внутри которой зарождается жизнь. Таким образом, мир и все формы жизни, включая человека, начинаются как сфера внутри сферы, яйцо, яйцеклетка.

Таким образом, женское начало является началом всех вещей, средой всеобщего зачатия и порождения, пространством, внутри которого зарождается Вселенная и жизнь во всех ее проявлениях.

Может быть, поэтому плодом Древа познания является яблоко, на которое так похожа первая клетка на определенном этапе своего развития, а первый человек Адам называет свою жену Ева

(от евр. хай - «жизнь»): «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех

живущих» (Ветхий Завет. Бытие 3,20).

Список использованной литературы:

Касидовский З. Библейские сказания. М., 1969.

Мельхиседек Д. Древняя тайна Цветка Жизни. М.: ООО Издательство «София», 2008. Т. I, II. Мифы народов мира /энциклопедия в двух томах/. М.: «Советская Энциклопедия», 1987. Т. I, II. Рошаль В. М. Энциклопедия символов. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

Самозванцев А. М. Мифология Востока. М.: «Алетейа», 2000.

Савицкая С.В. Символы: системность наложения. М.: Амрита-Русь, 2008.

Элфорд А. Когда боги спустились с Небес. М.: Вече, 2008.

Элиаде М. Священное и профанное. М., 1994.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.