Научная статья на тему 'Генезис криминологической теории о транспортной безопасности'

Генезис криминологической теории о транспортной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
криминологическая теория / транспортная безопасность / криминологическая теория о транспортной безопасности / criminological theory / transport security / criminological theory of transport security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Викторович Борисов

Посредством изучения научной литературы, посвященной вопросу криминологической теории о транспортной безопасности, рассмотрены этапы появления и развития криминологической теории о транспортной безопасности. Обозначены позиции отечественных ученых-правоведов по вопросу развития криминологической теории о транспортной безопасности. Представлена характеристика криминологической теории о транспортной безопасности на различных этапах развития нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрей Викторович Борисов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The genesis of the criminological theory of transport security

By studying the scientific literature devoted to the issue of criminological theory of transport security, the stages of the emergence and development of criminological theory of transport security are considered. The positions of domestic legal scholars on the development of criminological theory of transport security are outlined. The characteristic of the criminological theory of transport security at various stages of the development of our society is presented.

Текст научной работы на тему «Генезис криминологической теории о транспортной безопасности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 343.9.01

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-62-65 EDN: https://elibrary.ru/eodtkj NIION: 2003-0059-7/23-895 MOSURED: 77/27-003-2023-07-094

Генезис криминологической теории о транспортной безопасности

Андрей Викторович Борисов

Российский университет транспорта, Москва, Россия, av-borisov@mail.ru

Аннотация. Посредством изучения научной литературы, посвященной вопросу криминологической теории о транспортной безопасности, рассмотрены этапы появления и развития криминологической теории о транспортной безопасности. Обозначены позиции отечественных ученых-правоведов по вопросу развития криминологической теории о транспортной безопасности. Представлена характеристика криминологической теории о транспортной безопасности на различных этапах развития нашего общества.

Ключевые слова: криминологическая теория, транспортная безопасность, криминологическая теория о транспортной безопасности

Для цитирования: Борисов А. В. Генезис криминологической теории о транспортной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 7. С. 62-65. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-62-65. EDN: EODTKJ.

Original article

The genesis of the criminological theory of transport security

Andrei V. Borisov

Russian University of Transport, Moscow, Russia, aм-borisov@mail.ru

Abstract. By studying the scientific literature devoted to the issue of criminological theory of transport security, the stages of the emergence and development of criminological theory of transport security are considered. The positions of domestic legal scholars on the development of criminological theory of transport security are outlined. The characteristic of the criminological theory of transport security at various stages of the development of our society is presented.

Keywords: criminological theory, transport security, criminological theory of transport security

For citation: Borisov A. V. The genesis of the criminological theory of transport security. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(7):62-65. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-62-65. EDN: EODTKJ.

Система обеспечения безопасности на транспорте сложна, включает в себя обширный перечень субъектов и объектов, деятельность и функционирование которых регламентируются существенным количеством нормативных правовых актов и сводов правил. Процесс бесперебойного функционирования транспорта обеспечивается значительным объемом людских и материальных ресурсов. Этот механизм в своем построении, становлении и развитии прошел многоэтапный путь.

На первоначальном этапе формирования этого механизма (середина XVI в. — XVIII в.) о системе обеспечения безопасности на транспорте говорить нельзя хотя бы в силу отсутствия транспортных средств в современном техническом их понимании. В то время имел место лишь гужевой транспорт, приводимый в движение посредством животных, в

© Борисов А. В., 2023

основном лошадьми. Однако правила движения по дорогам на уровне государственного регулирования уже были установлены, что было связано с распространенными случаями наездов средств передвижения на пешеходов, их столкновениями.

Так, в XVI в. указом Ивана Великого закреплялось правостороннее движение, в случае нарушения которого для холопов устанавливалось наказание в виде «битье батогами», а если данное нарушение совершали бояре, то дня них был установлен штраф в три деньги с соболями [1, с. 45]. В Соборном Уложении 1649 г., в главе «О мытах, и о перевозках и о мостах», были введены правила движения по сухопутным дорогам [2, с. 153-154]. Значительное внимание уделялось противодействию разбоям на дорогах и обеспечению безопасносного передвижения по ним [7, с. 7].

JURISPRUDENCE

В 1718 г. Указом Петр I в Санкт-Петербурге была образована Полицмейстерская канцелярия (позднее преобразованная в Генерал-полицмейстерское управление). В его полномочия входило обеспечение охраны порядка на территории города, а также контроль за безопасным проездом по улицам и переулкам. Следующим документом, имеющим отношение к рассматриваемой проблеме, в 1720 г. явился Указ «О торговании в Санкт-Петербурге съестными харчевыми припасами в указанных местах и о езде всяких чинов людям на взнузданных лошадях». Данный Указ в качестве основных правонарушений на городских улицах закреплял быструю езду и битье прохожих кнутом [1, с. 46].

Также в начале XVIII в. Россия приобрела выходы к Балтийскому и Черному морям, что повлияло на активное развитие морской торговли и, как следствие, контрабанды. Для борьбы с этим криминальным явлением на морском транспорте были приняты Морской пошлинный регламент (1731 г.), указ, устанавливающий ширину зоны территориальных вод (1746 г.) и др. [3, а 6].

Дальнейшее поступательное развитие и рост количества транспортных средств на улицах (XIX в.), создание трамвайного (на первоначальном этапе — на конной тяге), а также железнодорожного транспорта, послужило толчком к более подробному и детальному правовому регулированию, и упорядочиванию движения всех видов транспорта. Также необходимо отметить, что в этот период, в отечественном законодательстве появились правила, касающиеся должного содержания улиц в городах, шоссе и почтовых трактов, а также ограничения скорости. В 1804 г. появились отдельные наставления для извозчиков, которые по праву можно назвать прообразом современных правил дорожного движения. В 1808 г. введена ответственность за нарушения скорости движения, повлекшие несчастные случи, в 1831 г. — первые и общие правила, которые регламентировали движение по шоссейным дорогам. Не трудно заметить, что принимаемые нормативные правовые акты того времени, хотя и были разобщенными, именно из них формировались единые правила движения по улицам и шоссе, а также возмещения вреда, причиненного в результате столкновения транспортных средств и пешеходов.

1836 г. был ознаменован созданием железнодорожной жандармерии, которая была призвана обес-

печивать должный порядок на железной дороге. Железнодорожная жандармерия в 60-х гг. XIX в. была реформирована в полицейские управления, которые наделялись широкими функциями, к числу которых можно отнести такие как осуществление полицейского надзора за строительством и эксплуатацией железных дорог в целях предупреждения диверсий, борьба с проявлениями преступности, такими как спекуляция и безбилетный проезд [4, с. 164].

Уложение об уголовных и исправительных наказаниях 1845 г. уже включало в себя отдельные нормы о транспортных происшествиях, которые повлекли несчастные случаи, либо повреждение дорожного полотна. Развитие законодательных мыслей, призванных обеспечивать безопасность на транспорте, было реализовано в последующих редакциях указанного Уложения. Редакции 1885 г. включала в себя две главы — гл. X «О нарушении правил, установленных для сохранения путей сообщения» и гл. XIII «О нарушении уставов торговых», в которых содержались нормы, охраняющие безаварийную эксплуатацию различных видов транспорта. Редакция 1903 г. уже содержала нормы гл. 30 «Повреждение имущества, путей сообщения, граничных и тому подобных знаков или иных предметов», регламентирующие вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации таких видов транспорта, как железнодорожный, речной и морской [6, с. 147].

Июнь 1867 г. ознаменован образованием речной полиции, которая была наделена обширным спектром полномочий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Указанные полномочия включали в себя надзор за точным исполнением постановлений по охране порядка на воде и береговых сооружениях; контроль за беспрепятственным следованием судов и др. [4, с. 165].

Таким образом, созданная к концу XIX в. транспортная полиция, сосредоточившая в своих руках полномочия по охране общественного порядка в местах скоплении людей на железнодорожных вокзалах и морских портах, борьбе с различными видами хищений на транспорте, обеспечению безопасности пассажиров и предотвращению транспортных правонарушений, предотвращению актов терроризма, розыск преступников и др., выполняла функции, аналогичные функциям современной транспортной полиции Российской Федерации. Указанные обстоятельства вместе с созданной достаточно обширной

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нормативной правовой базой может сигнализировать об окончании этапа становления системы обеспечения безопасности на транспорте.

XX в. ознаменовал этап совершенствования системы обеспечения безопасности на транспорте, что связано с расширением видов транспорта до «объемов», сравнимых с современным пониманием. Помимо гужевого, железнодорожного, водного (речного и морского), появляется велосипедный, мото-, авто- и авиатранспорт, электро- (метрополитен, троллейбусный, трамвайный) и нефтегазовый.

В это время в нормативных правовых актах России входят в оборот понятия «безопасность движения на железных дорогах», «безопасность полетов воздушных судов», «безопасность движения поездов», «безопасность плавания водного транспорта», «безопасность дорожного движения (автомототранспор-та)», «безопасность на транспорте» и др. [5, с. 68].

Интенсивное развитие транспорта обострило потребность в структурах, обеспечивающих безопасность на всех видах транспорта, а равно соответствующей правовой регламентации такой деятельности, что и было сделано. В частности, Россия включилась в сферу международных отношений в области автомобильного транспорта. В практике обеспечения безопасности дорожного движения появляется организованное регулирование движения городского транспорта. Формировалась система добровольного страхования ответственности.

Следует отметить, что вопросам обеспечения безопасности на транспорте уделялось значительное влияние на всем протяжении двадцатого столетия, даже в самые драматичные исторические периоды, включая первые годы советской власти, коллективизацию, индустриализацию, Великую Отечественную Войну, послевоенное время, а также в последующий исторический промежуток.

К концу ХХ в. — началу XXI в. именно проблема обеспечения безопасности на транспорте, способного к быстрым и безопасным перевозкам людей и грузов, еще более актуализировалась, особенно в эпоху глобализации, интеллектуализации, стремительно набирающего обороты научно-технического прогресса, развития систем безопасности с одновременным повышением уровня осведомленности о них криминалитета и обычных людей, ознаменовав современный этап своего развития. На этом этапе проблема преобразовалась в значимый сегмент обеспечения на-

циональной безопасности — обеспечение транспортной безопасности.

При всей очевидной значимости изучения криминологических основ транспортной безопасности, как самостоятельного блока соответствующей отрасли знаний, эта проблематика в научной литературе практически не рассматривалась. Даже само понятие «транспортная безопасность» отсутствует в криминологической литературе. В рассматриваемом аспекте более или менее определены лишь базовые категории угроз транспортной безопасности и их классификаций [8; 9].

Таким образом, вопрос развития криминологической теории о транспортной безопасности требует дальнейшей разработки и придания ей конкретных черт.

Список источников

1. Валдаев Е. В., Гуров А. И. Эволюция законодательства об ответственности за транспортные преступления по праву России // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 1 (36). С. 45-49.

2. Гирько С. И., Борисов А. В., Миронов А. И., Полубинский В. И. и др. Органы внутренних дел России 1802-2002 гг. Т. 1. М. : ВНИИ МВД России, 2002.

3. Жамкочьян С. С., Пиджаков А. Ю., Смыслов Б. А., Татаренко А. В. Из истории морской пограничной стражи в России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2008. № 3 (32). С. 6-16.

4. Зиганшин М. М., Агафонов С. И. К вопросу о роли полиции в сфере обеспечения транспортной безопасности (история и современность) // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 8. С. 164-169.

5. Пиджаков А. Ю., Лебедева М. Ю. Дефиниция «транспортная безопасность» // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. № 196. С. 67-71.

6. Пожарский А. Ю. Зарождение норм о транспортных преступлениях в дореволюционном уголовном праве России // Государственная служба и кадры. 2015. № 4. С. 146-149.

7. Рифицкий Г. П. Безопасность дорожного движения в России: история и современность: учеб.-практ. пособие. М., 2005.

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

8. Титова Н. К. Понятие и содержание терминов «транспортная безопасность» и «угроза транспортной безопасности»: теоретический аспект // Транспортное право. 2012. № 3.

9. Проценко С. В. Угрозы транспортной безопасности РФ // Российская юстиция. 2010. № 8.

References

1. Valdaev E. V., Gurov A. I. Evolution of legislation on liability for transport crimes under the law of Russia // Scientific proceedings of the Russian Academy of Advocacy and Notariate. 2015. № 1 (36). P. 45-49.

2. Girko S. I., Borisov A. V., Mironov A. I., Polu-binsky V. I., etc. Internal affairs bodies of Russia 18022002. Vol. 1. M. : Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2002.

3. Zhamkochyan S. S., Pidzhakov A. Yu., Smys-lov B. A., Tatarenko A. V. From the history of the maritime border guard in Russia // Scientific notes of the

St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy named after V. B. Bobkov. 2008. № 3 (32). P. 6-16.

4. Ziganshin M. M., Agafonov S. I. On the role of the police in the field of transport security (history and modernity) // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 8. P. 164-169.

5. Pidzhakov A. Yu., Lebedeva M. Yu. Definition of «transport safety» // Scientific Bulletin of MGTU GA. 2013. № 196. P. 67-71.

6. Pozharsky A. Yu. The origin of norms on transport crimes in pre-revolutionary criminal law of Russia // State service and personnel. 2015. № 4. P. 146-149.

7. Rifitsky G. P. Road safety in Russia: history and modernity: Textbook-practice manual. M., 2005.

8. Titova N. K. The concept and content of the terms «transport security» and «threat to transport security»: theoretical aspect // Transport Law. 2012. № 3.

9. Protsenko S. V. Threats to transport security of the Russian Federation // Russian Justice. 2010. № 8.

Информация об авторе

А. В. Борисов — заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминологии Российского университета транспорта, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

A. V. Borisov — Head of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminology of the Russian University of Transport, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 20.11.2023; одобрена после рецензирования 01.12.2023; принята к публикации 18.12.2023.

The article was submitted 20.11.2023; approved after reviewing 01.12.2023; accepted for publication 18.12.2023.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

2-е изд., перераб. и доп. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник»

Гриф НИИ образования и науки Под ред. О. В. Химичевой, О. В. Мичуриной

Курс лекций подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификации «магистр». Цель пособия — вычленить наиболее актуальные в теоретическом и практическом плане проблемы, требующие более глубокого изучения в отдельном учебном курсе.

Для слушателей (студентов), адъюнктов (аспирантов) и преподавателей образовательных организаций, осуществляющих обучение по направлениям подготовки (специальностям), входящим в укрупненную группу направлений подготовки (специальностей) «Юриспруденция», а также для всех интересующихся проблемами уголовного судопроизводства.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Актуальные проблемы

уголовно-процессуального права

Второе издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.