Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
391
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПОНЯТИЕ «ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ» / СТРУКТУРА «ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ» / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисов Андрей Викторович

На основе анализа научных источников, посвященных проблеме понятия транспортной преступности, и действующего законодательства определено понятие транспортной преступности, и раскрыта ее структура. Представлены точки зрения российских ученых-правоведов по вопросу понятия «транспортная преступность» и соотношения данного понятия с понятием «транспортные преступления».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND STRUCTURE OF TRANSPORT CRIME

Based on the analysis of scientific sources devoted to the problem of the concept of transport crime and the current legislation, the concept of transport crime is defined and its structure is disclosed. The article presents the points of view of Russian legal scholars on the issue of the concept of «transport crime» and the relationship of this concept with the concept of «transport crimes».

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

Научная статья УДК 343.9.01

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1 -46-55 NIION: 2003-0059-1/23-549 MOSURED: 77/27-003-2023-01-748

Понятие и структура транспортной преступности

Андрей Викторович Борисов

Российский университет транспорта, Москва, Россия, av-borisov@mail.ru

Аннотация. На основе анализа научных источников, посвященных проблеме понятия транспортной преступности, и действующего законодательства определено понятие транспортной преступности, и раскрыта ее структура. Представлены точки зрения российских ученых-правоведов по вопросу понятия «транспортная преступность» и соотношения данного понятия с понятием «транспортные преступления».

Ключевые слова: транспортная преступность, понятие «транспортной преступности», структура «транспортной преступности», транспортные преступления

Для цитирования: Борисов А. В. Понятие и структура транспортной преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 46-55. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-46-55.

Original article

The concept and structure of transport crime

Andrei V. Borisov

Russian University of Transport, Moscow, Russia, aм-borisov@mail.ru

Abstract. Based on the analysis of scientific sources devoted to the problem of the concept of transport crime and the current legislation, the concept of transport crime is defined and its structure is disclosed. The article presents the points of view of Russian legal scholars on the issue of the concept of «transport crime» and the relationship of this concept with the concept of «transport crimes». Keywords: transport crime, the concept of «transport crime», the structure of «transport crime», transport crimes For citation: Borisov A. V. The concept and structure of transport crime. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):46-55. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-46-55.

Понятие «транспортная преступность» широко используется в научных трудах. Оно очень богато по содержанию и употребляется в различных смыслах и контекстах, многократно подвергалось более или менее глубокому анализу, прежде всего, криминологическому. Однако, четкого определения данной категории так и не было получено.

Например, в своих работах авторы уделяют внимание генезису и признакам транспортной преступности (рассматривают ее как негативное социальное явление, целостную систему, включающую как неосторожные преступные деяния, так и умышленные); качественным и количественным показателям, основным тенденциям, причинам, мерам предупреждения и др. [например, 19; 9; 17; 10; 48 и др.] Кроме того, в абсолютном большинстве случаев происходит отождествление понятий «транспортная преступность» и «транспортные преступления», однако это не синонимичные понятия, они соотносятся как общее и частное.

© Борисов А. В., 2023

По справедливому замечанию исследователей, транспортная преступность — это самостоятельный вид преступности, сложный, исторически изменчивый, многоаспектный, многофакторный и, вместе с тем, социально значимый феномен. В этой связи к эффективному разрешению проблематики транспортной преступности нельзя приблизиться при помощи методологического инструментария исключительно одной науки. «Комплексная проблема, коей является транспортная преступность, может быть решена лишь комплексными средствами и методами, причем это правило действует не только в теоретическом изучении данного явления, но и в практической организации деятельности, направленной на его вытеснение» [48, с. 5-6].

Учитывая, что согласно общепринятой точке зрения в криминологии под преступностью понимают совокупность преступлений и лиц, их совершивших (самая лаконичная дефиниция), в целях унификации пред-

JURISPRUDENCE

ставлений о сущности транспортной преступности, ее научного определения и структуры, целесообразно использовать межотраслевой подход и обратиться в начале к понятию транспортного преступления.

В настоящее время в отечественном законодательстве отсутствует легальное понятие транспортного преступления, способное отразить наиболее главное, существенное и ставшее общепризнанным.

Наука уголовного права на современном этапе своего развития также не содержит дефиницию транспортного преступления, по поводу которой не было бы полемики.

Одним из первых, кто обратил внимание на необходимость введения общего понятия «транспортные преступления», был Н. С. Алексеев. По его мнению, это надлежит сделать «для успешной борьбы с транспортными преступлениями», правильного построения законодательной системы транспортных преступлений, решения вопроса о том, «какие общественно опасные деяния следует отнести к этой группе преступлений» [1, с. 23-25].

Предложенное Н. С. Алексеевым в конце 50-х гг. ХХ столетия понятие является широким, поскольку автор под транспортным преступлением понимал общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее «на правильную, отвечающую интересам... государства работу транспорта» [1, с. 24]. Данное определение неоднократно подвергалось критике. В числе существенных замечаний: 1) отсутствие основных признаков, присущих транспортному преступлению; 2) учитывается лишь одно обстоятельство — посягательство на правильную работу транспорта; 3) не делается акцент на тяжесть причиненных последствий, что не позволяет отграничить транспортные преступления от иных правонарушений на объектах транспортной инфраструктуры; 4) не берется во внимание угроза причинения вреда [например, 47; 17, с. 48; 39; 33; 51].

В этот же период времени Б. А. Куринов рассматривал исследуемое понятие еще в более широком значении. Так, под транспортными преступлениями он понимал «общественно опасные, противоправные, виновные и наказуемые действия, которые нарушают или в отдельных случаях могут нарушить нормальную работу и безопасность движения» [23, с. 12].

Несмотря на то, что данное определение, учитывает такие основные признаки, как угроза причинения вреда и безопасность движения, оно нуждается в

корректировке, поскольку исключает преступные деяния, посягающие на безопасность эксплуатации транспорта. В частности, самостоятельный объект уголовно-правовой охраны, который не входит в содержание безопасности движения.

В последующем Б. А. Куринов сформулировал понятие транспортных преступлений в узком значении, включив в их число всего лишь «такие преступные деяния, которые посягают на безопасность движения механического транспорта» [21, с. 19].

По нашему мнению, в указанном определении особое звучание приобретает выделенный автором еще один существенный признак транспортных преступлений — предмет преступления, однако он ограничивает его лишь механическим транспортом. При этом не учитывает иные виды транспорта — железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, метрополитена и др.

В соответствии с нормами действующего уголовного законодательства, под механическим транспортным средством следует понимать автомобиль, трамвай, трактор, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми, в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, предоставляется специальное право (ст. 264 УК РФ). В их числе — мотоциклы, троллейбусы, мопеды и легкие квадроциклы, трициклы и др. [49].

Таким образом, в 60-е гг. ХХ столетия Б. А. Ку-ринов сделал акцент исключительно на транспортные средства автомобильного транспорта.

В то же время, Б. А. Куринов многократно говорил о необходимости совершенствования уголовного законодательства и целесообразности включения в Уголовный кодекс самостоятельной главы «Транспортные преступления», «куда следовало бы отнести все преступления, нарушающие нормальную, безопасную работу всех видов транспорта» [22; 24; 20, с. 12].

Сходные точки зрения об указанных Н. С. Алексеевым и Б. А. Куриновым признаках транспортных преступлений мы видим в ранних исследованиях Н. Н. Белокобыльского [например, 5; 3; 4], научных работах И. Х. Максутова [27], Л. Г. Мачковского [29, с. 201-203; 28], А. И. Плотникова [38; 37] и др.

Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что из всех изученных дефини-

ций исследуемого понятия, наиболее всего приближенным к современным научным трактовкам является определение, выработанное В. И. Касынюком: транспортные преступления — это «предусмотренные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния (действие или бездействие), посягающие на безопасную работу транспорта в сфере его движения и эксплуатации» [13].

Проанализировав данное понятие, можно выделить следующие его базовые признаки: объект преступления (безопасность движения и эксплуатации транспорта) и предмет преступления (транспорт). Вместе с тем, указание на причинение или угрозу причинения вреда отсутствует.

В современной науке уголовного права, обращаясь к проблеме понятия транспортных преступлений, исследователи дополнили признаки указанием на преступные последствия [50, с. 224; 47; 39, с. 28; 33; 51; 18 и др.], которые в ряде случаев конкретизируются [например, 7; 32; 31]; форму вины [например, 36, с. 5; 43, с. 492; 30]; сферу совершения, конкретизировав внутренние и внешние угрозы, возникающие при взаимодействии человека с транспортом [50; 18; 51 и др.].

Результатом концептуального осмысления понятия и сущности транспортных преступлений стало разработанное А. И. Чучаевым следующее определение: «транспортное преступление — это виновное противоправное деяние, посягающее на безопасность движения или эксплуатации транспорта, и причинившее или способное причинить предусмотренные уголовно-правовыми нормами общественно опасные последствия» [50, с. 224].

В процессе работы над докторской диссертацией указанный автор ввел в научный оборот еще один признак, указав, что транспортные преступления совершаются в сфере взаимодействия человека с транспортом; обстоятельно обосновал целесообразность объединения всех транспортных преступлений в одну самостоятельную главу уголовного закона, взяв за основу в качестве непосредственного объекта — безопасность движения или эксплуатации транспорта.

В последующих своих научных работах 2000-х гг. автор, а также его ученики, систему транспортных преступлений представляют, большей частью, только в диапазоне гл. 27 УК РФ. Одновременно с этим, преступления, предусмотренные ст. 270, 271 и 2711

УК РФ, предлагают исключить, поскольку они не отвечают признакам исследуемого понятия [51; 39, с. 10 и др.].

Заслуживает также внимания методологически близкая к вышеизложенной позиции точка зрения А. И. Коробеева, согласно которой самой важной в исследуемом определении должна быть мысль о том, что все транспортные преступления «посягают на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и эксплуатации) транспортных средств» [17, с. 48]. По мнению А. И. Коро-беева, транспортные преступления «в самой общей форме можно определить как предусмотренные уголовным законом и совершаемые виновно общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и эксплуатации) транспортных средств и повлекшие наступление вредных последствий либо создавшие угрозу их наступления» [16, с. 81].

На наш взгляд, к числу основных достоинств данного определения, свидетельствующих об углублении в суть явления, можно отнести: 1) наибольшее количество основополагающих признаков; 2) удачное использование подходящего определяющего термина «безопасность функционирования транспорта»; 3) отсутствие ограничения транспортных преступлений только рамками гл. 27 УК РФ («Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»), как это мы наблюдаем в работах других исследователей [например, 8, с. 7; 46; 34; 6, с. 18-23 и др.].

Безусловно, в целях разработки и обоснования общего понятия транспортного преступления необходимо учитывать не только положения уголовного права как отрасли законодательства, но и как науки, а также теории права.

Заметим, что для решения задач нашего криминологического исследования мы также не можем ограничивать систему транспортных преступлений и, соответственно, структуру транспортной преступности нормами исключительно гл. 27 УК РФ.

Еще одним, с одной стороны, «синтезированным», с другой, — уникальным вариантом дефиниции транспортного преступления является предложенное А. Ю. Пожарским в контексте его диссертационного исследования определение как: «общественно опасное виновное деяние, совершаемое в сфе-

JURISPRUDENCE

ре взаимодействия человека с транспортом (при создании внутренней угрозы безаварийной работе транспорта — лицом, непосредственно управляющим транспортным средством или обеспечивающим безопасность транспорта; при создании внешней угрозы — лицом, не исполняющим указанные функции), нарушающее безопасность движения или эксплуатации транспорта как системы или транспортного средства либо условия обеспечения безопасности транспорта, влекущее предусмотренные в законе преступные последствия» [39, с. 37-38].

С критикой предложенного А. Ю. Пожарским определения транспортного преступления выступил З. Б. Соктоев. В данном случае возможно, в некоторой степени, согласиться с З. Б. Соктоевым, считающим вышеприведенное определение перегруженным [45, с. 268]. Конечно, оно не такое лаконичное, как проанализированные ранее дефиниции ученых-юристов, однако сформулировано с учетом традиций общей теории права. По нашему мнению, при некоторой громоздкости приведенного определения, А. Ю. Пожарский с уголовно-правовых позиций обоснованно указал все существенные признаки, свойственные исследуемой им категории и составляющие ее сущность, при этом раскрыл содержание сложного признака — сферы взаимодействия человека с транспортом.

По нашему мнению, именно термин «транспортные преступления» не будучи громоздким, максимально отражает сферу проявления исследуемого вида преступлений. Использование этого термина позволяет нам к числу транспортных преступлений отнести не только те деяния, предусмотренные УК РФ, которые по меткому выражению А. И. Коробеева являются «исконно» транспортными, т. е. посягают на безопасность движения или эксплуатации транспорта [17, с. 50] либо так или иначе связаны с транспортными средствами, но и общеуголовные преступления, совершенные на объектах транспортной инфраструктуры и представленные в формах официальной статистической отчетности ФКУ «ГИАЦ МВД России».

В этой связи, по справедливому замечанию С. В. Проценко, исследуемый термин «с точки зрения его практического конвенционального использования обладает преимуществами, а именно лаконично и относительно точно определяет круг преступлений, посягающих на транспортную безопасность» [41].

До настоящего времени не утратил свою дискус-сионность вопрос, связанный с определением видов транспортных преступлений (системой норм о транспортных преступлениях) с правовой и научной точек зрения. Согласно сформировавшимся на сегодняшний день наиболее распространенным уголовно-правовым концепциям к видам транспортных преступлений обычно относят:

1) преступления, предусмотренные гл. 27 УК РФ (А. Ш. Габдрахманов, В. И. Жулев [11], А. И. Коро-беев, Е. В. Медведев, А. В. Наумов [35, с. 276], Н. И. Пикуров, А. Ю. Пожарский, М. А. Сойников [44], В. Е. Суденко, С. В. Тарасов, А. И. Чучаев и др.);

2) иные преступные деяния, которые связаны с транспортными средствами — ст. 166, 211, п. «в» ч. 1 ст. 213, 2153, 227, 281, 326 УК РФ (В. И. Жулев, С. А. Зворыгина [12], Н. А. Князева [15, с. 27-37; 14], А. И. Коробеев, Л. Ю. Ларина, Р. Д. Шарапов, С. Н. Шатилович [52, с. 18] и др.);

3) воинские транспортные преступления — ст. 350-352 УК РФ (В. И. Жулев, С. А. Зворыгина, А. И. Коробеев, Л. Ю. Ларина, Р. Д. Шарапов, С. Н. Шатилович и др.).

Необходимо отметить, что в ряде исследований к иным преступлениям, связанным с транспортными средствами, наряду с указанными выше, причисляют также преступления террористического характера. Думается, что эта позиция отчасти обоснована нормами приказа Минтранса РФ № 52, ФСБ РФ № 112, МВД РФ № 134 от 5 марта 2010 г., согласно которым угрозы террористического характера включены в перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств [40].

В дополнение к изложенному, называют также ст. 206 УК РФ (захват заложника), ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки), ст. 218 УК РФ (нарушение правил перевозки взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий), ст. 222 УК РФ (незаконная перевозка оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов), ст. 2221 УК РФ (незаконная перевозка взрывчатых веществ или взрывных устройств), ст. 2222 УК РФ (незаконная перевозка крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему), ст. 2261 УК РФ (контрабанда опасных веществ); ст. 247 УК РФ (транспортировка экологически опасных веществ и отходов) [например, 2; 25].

Согласимся с мнением А. Ж. Саркисян в том, что «сегодня рост технических возможностей обусловил возможность неправомерных действий с использованием сетей и информационно-телекоммуникационных технологий не только в сфере информации, но и в иных сферах жизни» [42], в том числе и транспортной.

Учитывая, что в управлении движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта широко применяются 1Т-технологии, вполне обоснованной является позиция Л. Ю. Лариной, согласно которой к транспортным преступлениям можно отнести преступления, включенные законодателем в гл. 28 УК РФ («Преступления в сфере компьютерной информации») [26].

Кроме того, к иным преступлениям, связанным с транспортными средствами, Л. Ю. Ларина относит и экологические преступления, приводя в пример ст. 257 УК РФ в части транспортировки древесины и других лесных ресурсов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия [25].

Заметим, что согласно официальным статистическим данным ФКУ «ГИАЦ МВД России» по итогам 2020 г. не выявлено ни одного преступления, предусмотренного ст. 257 УК РФ. Как мы уже отмечали ранее, в структуре экологической преступности на транспорте доминируют следующие составы преступлений: незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ — 89,5 %), незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 2581 УК РФ — 7,1 %), незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ — 2,7 %).

Полагаем, что к иным преступлениям, связанным с транспортными средствами можно также отнести преступления в сфере незаконного оборота наркоти-ков1. По результатам проведенного нами исследования общероссийское значение доли наркопреступлений в структуре всей преступности составляет за последние пять лет в среднем 9,8 % (каждое десятое преступление), в то же время, в структуре транспорт-

ной преступности этот показатель достигает 25,6 % (каждое четвертое преступление). Одним из объяснений такого соотношения является то, что при незаконной перевозке наркотиков, особенно в целях сбыта, активно используются транспортные средства. Согласно проанализированным материалам следственно-судебной практики, предпочтение отдается железнодорожному (51 %) и автомобильному (43 %) транспорту.

Ряду преступлений, в числе которых преступления террористического характера, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопрово-дам и газопроводам либо приведение их в негодность, пиратство, диверсия, незаконный оборот оружия и наркотиков, подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства, киберпреступления, свойственен транснациональный характер.

Итоги анализа выделенных в уголовно-правовой литературе видов транспортных преступлений (системы норм о транспортных преступлениях), позволяют заключить, что это вполне оправданно, поскольку в абсолютном большинстве случаев каждый из указанных составов соответствует их признакам. Резюмируя вышеизложенное, обозначим их, разместив в порядке значимости: 1) объект преступного деяния (безопасность движения или эксплуатации транспорта); 2) предмет преступного посягательства (транспорт как технологическая система или транспортное средство); 3) причиняют вред объекту преступного деяния в итоге появления внутренней или внешней угрозы безопасности функционирования транспорта; 4) причиняют обозначенные в уголовном законодательстве преступные последствия либо создают угрозу их наступления; 5) совершаются в сфере взаимодействия человека с транспортом.

Безусловно, каждый из перечисленных признаков можно применять в качестве основания не только для

1 Под наркотиками понимаются наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, а также растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества; прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ; растения, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их части, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ.

JURISPRUDENCE

систематизации транспортных преступлений, но и формирования элементов структуры транспортной преступности.

Вместе с тем, учитывая, прежде всего, предмет криминологии и показатели официальной статистической отчетности, отметим, что при определении структуры транспортной преступности должны в значительной мере использоваться следующие признаки:

1) категория преступлений (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие);

2) виды транспорта (воздушный, железнодорожный, морской, речной);

3) категория потерпевших (иностранных граждан и лиц без гражданства, приезжих, сотрудников правоохранительных органов, работников органов власти, водителей транспорта, женщин, несовершеннолетних и др.);

4) виды преступлений (насильственные, экономической направленности, коррупционной направленности и др.);

5) формы вины (умышленные, неосторожные);

6) мотивы преступления (корыстные, сексуальные, хулиганские, вражда, ненависть, месть, ревность и др.);

7) цель преступления (незаконное приобретение наркотиков, спиртных напитков, денежных средств; незаконное завладение транспортным средством, грузом, оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми веществами, боеприпасами и др.).

По нашему мнению, именно эти признаки, в первую очередь, позволяют, с учетом латентной составляющей, наиболее объективно определить состояние транспортной преступности на определенной территории оперативного обслуживания за определенный период времени.

Мы не претендуем на исчерпывающий перечень оснований деления транспортных преступлений на виды. Безусловно, в криминологических работах решение вопросов, связанных с определением структуры транспортной преступности должно быть подчинено специфике решаемых исследовательских задач.

Учитывая вышеизложенное, транспортная преступность представляет собой сложное социально-правовое, исторически изменчивое, негативное явление, проявляющееся в совокупности транспортных преступлений и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени.

В широком смысле слова можно говорить о том, что структура понятия «транспортная преступность» состоит из трех групп транспортных преступных деяний: 1) преступные деяния против безопасности движения и эксплуатации транспорта; 2) преступные деяния, которые связаны с транспортными средствами и объектами транспортной инфраструктуры; 3) воинские транспортные преступные деяния.

В узком смысле слова транспортная преступность состоит из преступных посягательств, закрепленных гл. 27 УК РФ, т. е. причиняющих вред безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Структура транспортной преступности отличается многообразием, поскольку обусловлена следующими основаниями дифференциации транспортных преступлений: категорией преступления, видами транспорта, категорией потерпевших, видами преступлений, формами вины, мотивами и целями преступления.

Список источников

1. Алексеев Н. С. Транспортные преступления. Ответственность за преступления, посягающие на правильную работу советского транспорта. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1957.

2. Архипцев И. Н. К вопросу о противодействии угрозам террористического характера на объектах транспорта подразделениями МВД России на транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 2. С. 63-66.

3. Белокобыльский Н. Н. Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. Саранск : Изд-во Сарат. ун-та : Саран. фил., 1988.

4. Белокобыльский Н. Н. Транспортные правонарушения в административном и уголовном законодательстве // Транспортное право. 2003. № 3. С. 25-27.

5. Белокобыльский Н. Н. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1981.

6. Бондарь А. Я., Гудков А. Ю. Понятие и виды преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 1(11).

7. Габдрахманов А. Ш. К вопросу о понятии преступлений против безопасности движения и экс-

плуатации транспорта в уголовном праве России // Вестник НЦБЖД. 2012. № 2(12). С. 32-36.

8. Габдрахманов А. Ш. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (уголовно-правовые и криминологические аспекты): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007.

9. Горичева В. Л. Криминологическая характеристика транспортного преступления // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 58. С. 111-114.

10. Груздева Л. М. Прогнозирование показателей транспортной преступности на основе статистического анализа // Математические методы в технике и технологиях — ММТТ. 2020. Т. 12-3. С. 85-87.

11. Жулев В. И. Транспортные преступления. Комментарий законодательства. М. : Спарк, 2001.

12. Зворыгина С. А. Уголовно-правовая характеристика специального субъекта транспортного преступления: дисс. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2013.

13. Касынюк В. И. Уголовная ответственность за транспортные преступления. Киев : Вища школа, 1977.

14. Князева Н. А. К вопросу об определении объекта пиратства // Академический юридический журнал. 2015. № 2(60). С. 38-41.

15. Князева Н. А. Пиратство: уголовно-правовая характеристика и вопросы предупреждения. М. : Контракт, 2012.

16. Коробеев А. И. Транспортные преступления. СПб. : Юридический центр Пресс, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Коробеев А. И. Транспортные преступления и транспортная преступность. М. : Юрлитинформ, 2015.

18. Коробеев А. И., Чучаев А. И. Транспортные преступления: проект новый — недостатки старые // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 10(107). С. 172-189.

19. Криминологическая характеристика транспортной преступности пешеходов: научное издание / науч. ред. А. И. Бойко. М. : Вузовская книга, 2010.

20. Куринов Б. А. Автотранспортные преступления. Квалификация и ответственность. М. : Юридическая литература, 1976.

21. Куринов Б. А. Квалификация транспортных преступлений (ст. 85, 86 УК РСФСР). М. : Изд-во Моск. ун-та, 1965.

22. Куринов Б. А. О понятии и системе транспортных преступлений в советском законодательстве // Правоведение. 1964. № 3. С. 108-114.

23. Куринов Б. А. Уголовная ответственность за нарушение правил движения на автотранспорте. М. : Госюриздат, 1957.

24. Куринов Б. А. Уголовная ответственность за транспортные преступления по советскому уголовному праву: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1965.

25. Ларина Л. Ю. Понятие преступлений против транспортной безопасности // Юридическое образование и юридическая наука в России: современные тенденции и перспективы развития (к 15-летию юридического факультета Курского государственного университета): сб. мат. всерос. науч.-практ. конф. (Курск, 24-25 мая 2019 г.). Курск : Курский государственный университет, 2019. С. 190-194.

26. Ларина Л. Ю. Система уголовно-правовых норм, обеспечивающих транспортную безопасность // Вестник Костромского государственного университета. 2019. Т. 25. № 4. С. 156-160.

27. Максутов И. Х. Борьба с преступными нарушениями правил, обеспечивающих безопасную работу автотранспорта: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Л., 1959.

28. Мачковский Л. Г. Преступные нарушения правил безопасности движения: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1979.

29. Мачковский Л. Г. Совершенствование законодательства об ответственности за преступные нарушения правил безопасности движения // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды. Вып. 13. М. : Изд-во ВНИИСЗ, 1978.

30. Медведев Е. В. Вина в составах транспортных преступлений // Транспортное право. 2019. № 4. С. 30-32.

31. Медведев Е. В. Последствия транспортных преступлений в нормах УК РФ // Транспортное право. 2017. № 3. С. 22-25.

32. Медведев Е. В. Причинная связь в составах нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортных преступлений) // Безопасность бизнеса. 2018. № 6. С. 16-22.

33. Младенов С. О. К понятию транспортного преступления как объекта криминологического исследования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 3 (116). С. 210-215.

34. Мордюк А. В., Чупанов Н. П. К вопросу о понятии «транспортные преступления» // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 12(39). С. 667-671.

35. Наумов А. В. Российское уголовное право: курс лекций. В 3 т. Т. 3. Особенная часть. М. : Федеральная палата адвокатов : Информ-Право, 2016.

36. Перфилов В. П. Теоретические и практические вопросы уголовно-правовой квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

37. Плотников А. И. Квалификация преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. М. : ВЮЗИ, 1988.

38. Плотников А. И. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1984.

39. Пожарский А. Ю. Система норм о транспортных преступлениях в уголовном праве России (становление и развитие): дисс. ... канд. юрид. наук. М. : Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2016.

40. Приказ Минтранса РФ № 52, ФСБ РФ № 112, МВД РФ № 134 от 5 марта 2010 г. «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // Российская газета. 2010. № 78.

41. Проценко С. В. Транспортные преступления: проблемы понятийного аппарата // Российская юстиция. 2009. № 11. С. 37-39.

42. Саркисян А. Ж. Преступления в сфере информационно-коммуникационных технологий: понятия и особенности // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2020. № 1. С. 69-74.

43. Сверчков В. В. Уголовное право. Общая и особенная части: учеб. пособие. М. : Юрайт, 2011.

44. Сойников М. А. Отдельные процессуальные аспекты возмещения вреда, причиненного транспортными преступлениями // Российский судья. 2019. № 4. С. 8-12.

45. Соктоев З. Б. Транспортные преступления (глава 27 УК РФ) // Качество уголовного закона. Проблемы Особенной части / отв. ред. А. И. Рарог. М. : Проспект, 2017.

46. Суденко В. Е. Транспортные преступления и преступления, совершаемые на транспорте // Транспортное право и безопасность. 2016. № 8(8). С. 44-55.

47. Тарасов С. В. Проблемы определения понятия «транспортные преступления» в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-1 (47). С. 170-175.

48. Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты преступлений, связанных с использованием транспортных средств: мо-ногр. / Д. В. Иванов, О. Г. Карнаухова, Е. В. Куз-багарова [и др.]; отв. ред. А. В. Табаков. СПб. : СПбГАСУ, 2020.

49. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Российская газета. 1995. № 245.

50. Чучаев А. И. Транспортные преступления: проблемы механизма, квалификации и наказания: дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1990.

51. Чучаев А. И., Пожарский А. Ю. Транспортные преступления : понятие, виды, характеристика: моногрю. М. : Проспект, 2018.

52. Шарапов Р. Д. Субъект транспортного преступления / Р. Д. Шарапов, С. Н. Шатилович, С. А. Зворыгина. Тюмень : Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018.

References

1. Alekseev N. S. Transport crimes. Responsibility for crimes encroaching on the proper operation of Soviet transport. L. : Publishing House of the Leningrad University, 1957.

2. Arkhiptsev I. N. On the issue of countering threats of a terrorist nature at transport facilities by units of the Ministry of Internal Affairs of Russia on transport // Problems of law enforcement. 2015. № 2. P. 63-66.

3. Belokobylsky N. N. Safety of movement and operation of railway transport. Criminal law and criminological problems. Saransk : Sarat Publishing House. un-ta : Saran. phil., 1988.

4. Belokobylsky N. N. Transport offenses in administrative and criminal legislation // Transport law. 2003. № 3. P. 25-27.

5. Belokobylsky N. N. Criminal liability for violation of the rules of traffic safety and operation of railway transport: diss. ... cand. jurid. Sciences. M., 1981.

6. Bondar A. Ya., Gudkov A. Yu. The concept and types of crimes encroaching on the safety of traffic and

operation of transport // Scientific Digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 1(11).

7. Gabdrakhmanov A. S. On the question of the concept of crimes against traffic safety and operation of transport in the criminal law of Russia // Bulletin of the National Railways. 2012. № 2(12). P. 32-36.

8. Gabdrakhmanov A. S. Crimes against traffic safety and operation of transport (criminal law and criminological aspects): autoref. diss. ... cand. jurid. sciences. Kazan, 2007.

9. Goricheva V. L. Criminological characteristics of transport crime // Collections of conferences of SIC So-ciosphere. 2015. № 58. P. 111-114.

10. Gruzdeva L. M. Forecasting indicators of transport crime based on statistical analysis // Mathematical methods in engineering and technology — MMTT. 2020. Vol. 12-3. P. 85-87

11. Zhulev V. I. Transport crimes. Comment of legislation. M. : Spark, 2001.

12. Zvorygina S. A. Criminal and legal characteristics of a special subject of a transport crime: diss. ... cand. jurid. sciences. Tyumen, 2013.

13. Kasynyuk V. I. Criminal liability for transport crimes. Kiev : Vishcha shkola, 1977.

14. Knyazeva N. A. On the issue of determining the object of piracy // Academic Law Journal. 2015. № 2(60). P. 38-41.

15. Knyazeva N. A. Piracy : criminal-legal characteristics and issues of prevention. M. : Contract, 2012.

16. Korobeev A. I. Transport crimes. St. Petersburg : Law Center Press, 2003.

17. Korobeev A. I. Transport crimes and transport crime. M. : Yurlitinform, 2015.

18. Korobeev A. I., Chuchaev A. I. Transport crimes: new project — old shortcomings // Actual problems of Russian law. 2019. № 10(107). P. 172-189.

19. Criminological characteristics of pedestrian transport crime: scientific edition / Scientific ed. A. I. Boy-ko. M .: University Book, 2010.

20. Kurinov B. A. Motor vehicle crimes. Qualification and responsibility. M. : Legal literature, 1976.

21. Kurinov B. A. Qualification of transport crimes (Articles 85, 86 of the Criminal Code of the RSFSR). M. : Publishing House of Moscow. un-ta, 1965.

22. Kurinov B. A. On the concept and system of transport crimes in Soviet legislation // Pravovedenie. 1964. № 3. P. 108-114.

23. Kurinov B. A. Criminal liability for violation of traffic rules on motor transport. M. : Gosyurizdat, 1957.

24. Kurinov B. A. Criminal liability for transport crimes under Soviet criminal law: abstract. diss. ... cand. jurid. M.: Publishing House of Moscow. un-ta, 1965.

25. Larina L. Yu. The concept of crimes against transport security // Legal education and legal science in Russia : current trends and development prospects (to the 15th anniversary of the Faculty of Law of Kursk State University): collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Kursk, May 24-25, 2019). Kursk : Kursk State University, 2019. P. 190-194.

26. Larina L. Yu. System of criminal law norms ensuring transport safety // Bulletin of Kostroma State University. 2019. Vol. 25. № 4. P. 156-160.

27. Maksutov I. H. The fight against criminal violations of the rules that ensure the safe operation of vehicles: abstract. diss. ... cand. jurid. sciences. L., 1959.

28. Machkovsky L. G. Criminal violations of traffic safety rules: abstract. diss. ... cand. jurid. sciences. M., 1979.

29. Machkovsky L. G. Improvement of legislation on liability for criminal violations of traffic safety rules // Problems of improving Soviet legislation. Works. Vol. 13. M. : VNIISZ Publishing House, 1978.

30. Medvedev E. V. Guilt in the composition of transport crimes // Transport law. 2019. № 4. P. 30-32.

31. Medvedev E. V. Consequences of transport crimes in the norms of the Criminal Code of the Russian Federation // Transport law. 2017. № 3. P. 22-25.

32. Medvedev E. V. Causal relationship in the composition of violations of traffic safety rules and operation of transport (transport crimes) // Business security. 2018. № 6. P. 16-22.

33. Mladenov S. O. On the concept of transport crime as an object of criminological research // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2017. № 3 (116). P. 210-215.

34. Mordyuk A. V., Chupanov N. P. On the question of the concept of «transport crimes» // Alley of Science. 2019. Vol. 1. № 12(39). P. 667-671.

35. Naumov A. V. Russian criminal law: a course of lectures. In 3 t. t. 3. Special part. M. : Federal Chamber of Lawyers: Inform-Pravo, 2016.

36. Perfilov V. P. Theoretical and practical issues of criminal law qualification of violations of traffic rules and operation of vehicles: abstract. diss. ... cand. jurid. M., 2008.

37. Plotnikov A. I. Qualification of criminal violations of the rules of traffic safety and operation of railway transport. M. : VYUZI, 1988.

38. Plotnikov A. I. Violation of the rules of traffic safety and operation of railway transport: abstract. diss. ... cand. jurid. M., 1984.

39. Pozharsky A. Yu. The system of norms on transport crimes in the criminal law of Russia (formation and development): diss. ... cand. jurid. M. : Moscow State Law University named after O. E. Kutafin (MGUA), 2016.

40. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation № 52, FSB of the Russian Federation № 112, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 134 dated 05.03.2010 «On approval of the List of potential threats to commit acts of unlawful interference in the activities of transport infrastructure and vehicles» // Rossiyskaya Gazeta. 2010. № 78.

41. Protsenko S. V. Transport crimes: problems of the conceptual apparatus // Russian justice. 2009. № 11. P. 37-39.

42. Sarkisyan A. J. Crimes in the field of information and communication technologies: concepts and features // Criminal proceedings: problems of theory and practice. 2020. № 1. P. 69-74.

43. Sverchkov V. V. Criminal law. General and special parts: studies manual. M. : Yurayt, 2011.

44. Soynikov M. A. Separate procedural aspects of compensation for damage caused by transport crimes // Russian judge. 2019. № 4. P. 8-12.

45. Soktoev Z. B. Transport crimes (Chapter 27 of the Criminal Code of the Russian Federation) // The quality of criminal law. Problems of the Special part / ed. A. I. Rarog. M. : Prospect, 2017.

46. Sudenko V. E. Transport crimes and crimes committed on transport // Transport law and security. 2016. № 8(8). P. 44-55.

47. Tarasov S. V. Problems of defining the concept of «transport crimes» in the current criminal legislation of the Russian Federation // Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art criticism. Questions of theory and practice. 2014. № 9-1 (47). P. 170-175.

48. Criminal law, criminological and criminalistic aspects of crimes related to the use of vehicles: monograph / D. V. Ivanov, O. G. Karnaukhova, E. V. Kuz-bagarova [et al.]; ed. by A. V. Tabakov. S. Petersburg : SPbGASU, 2020.

49. Federal Law № 196-FZ of 10.12.1995 «On Road Safety» // Rossiyskaya Gazeta. 1995. № 245.

50. Chuchaev A. I. Transport crimes: problems of mechanism, qualification and punishment: diss. ... Doctor of Law, 1990.

51. Chuchaev A. I., Pozharsky A. Yu. Transport crimes: concept, types, characteristics: monograph. M. : Prospect, 2018.

52. Sharapov R. D. The subject of a transport crime / R. D. Sharapov, S. N. Shatilovich, S. A. Zvorygina. Tyumen : Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2018.

Информация об авторе

А. В. Борисов — заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминологии Российского университета транспорта, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

A. V. Borisov — Head of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminology of the Russian University of Transport, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 12.01.2023; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 03.02.2023.

The article was submitted 12.01.2023; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 03.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.