Научная статья на тему 'О некоторых мерах предупреждения дорожно-транспортных преступлений'

О некоторых мерах предупреждения дорожно-транспортных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожно-транспортное преступление / причины и условия дорожно-транспортного преступления / система предупреждения преступности / меры предупреждения дорожно-транспортных преступлений / road traffic crime / causes and conditions of road traffic crime / crime prevention system / measures to prevent road traffic crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шерпеева Алина Заурбековна

Введение: любое криминологическое исследование, посвященное изучению преступности, преступлений и лиц, их совершающих, в конечном итоге направлено на разработку мер предупреждения изученных уголовно-наказуемых деяний. В настоящее время достаточно распространенными и опасными уголовно-наказуемыми деяниями являются преступления, посягающие на безопасность дорожного движения (дорожно-транспортные преступления). Принимаемые меры их предупреждения неэффективны в полной мере, и современные реалии требуют новых подходов к обеспечению дорожно-транспортной безопасности в стране, предупреждению опасных деяний связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Это определяет необходимость изучения системы предупреждения указанных преступлений и выработку эффективных предупредительных мер. Цель: рассмотреть основные причины и условия дорожно-транспортных преступлений и на основе данного анализа разработать совокупность мероприятий по предупреждению указанных деяний. Методологическая основа: используются методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и иные методы исследования. Результаты: автор акцентирует внимание на следующих причинах и условиях рассматриваемых преступлений: состояние российских дорог; техническое состояние транспортных средств; деятельность подразделений ГИБДД МВД; с подготовка водителей в автошколах, с личностными недостатками, лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления. Выводы: предложен ряд мероприятий, направленных на устранение указанных причин и условий дорожно-транспортных преступлений, среди которых: оборудование транспортных средств устройствами препятствующими управлению ими лицами, находящимися в состоянии опьянения (алкозамками); увеличение штатного состава сотрудников ГИБДД для контроля за дорожным движением; увеличение часов практического вождения в автошколах; повышение водительского стажа до 5 лет для лиц, работающих водителями такси; конфискация транспортного средства у лиц, управляющих им в состоянии опьянения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Some Measures to Prevent Road Traffic Crimes

Background: any criminological research devoted to the study of crime, specific crimes, persons who commit them, is ultimately aimed at developing measures to prevent the studied criminally punishable acts. Currently, crimes that infringe on the safety of road traffic (road traffic crimes) are quite common and dangerous criminally punishable acts. The measures taken to prevent them are not fully effective, in addition, modern realities require new approaches to ensuring road transport safety in the country and, accordingly, the prevention of road transport crimes as the most dangerous acts related to violation of traffic rules and operation of vehicles. This determines the need to study the system of prevention of these crimes and develop new, more effective preventive measures. Objective: to consider the main causes and conditions of road traffic crimes and, based on their analysis, to develop a set of measures and measures to prevent these acts. Methodology: methods of analysis and synthesis, comparative legal, concrete sociological and other research methods are used. Results: the author focuses on the following causes and conditions of the crimes under consideration: the state of russian roads; the technical condition of vehicles; the activities of the traffic police units of the Ministry of Internal Affairs; with the training of drivers in driving schools, with personal disabilities, persons committing road traffic crimes. Conclusions: a number of measures and actions have been proposed aimed at eliminating these causes and conditions of road traffic crimes, including: equipping vehicles with devices that prevent them from being controlled by persons in a state of intoxication (alcozamok, a device that does not allow the car engine to start); increasing the staff of traffic police officers to ensure traffic control; increasing the number of hours for practical driving training in driving schools; increasing driving experience up to 5 years for persons working as taxi drivers; confiscation of a vehicle from persons driving it in a state of intoxication.

Текст научной работы на тему «О некоторых мерах предупреждения дорожно-транспортных преступлений»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-6-253-260 УДК 343.85

А.З. Шерпеева

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Введение: любое криминологическое исследование, посвященное изучению преступности, преступлений и лиц, их совершающих, в конечном итоге направлено на разработку мер предупреждения изученных уголовно-наказуемых деяний. В настоящее время достаточно распространенными и опасными уголовно-наказуемыми деяниями являются преступления, посягающие на безопасность дорожного движения (дорожно-транспортные преступления). Принимаемые меры их предупреждения неэффективны в полной мере, и современные реалии требуют новых подходов к обеспечению дорожно-транспортной безопасности в стране, предупреждению опасных деяний связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Это определяет необходимость изучения системы предупреждения указанных преступлений и выработку эффективных предупредительных мер. Цель: рассмотреть основные причины и условия дорожно-транспортных преступлений и на основе данного анализа разработать совокупность мероприятий по предупреждению указанных деяний. Методологическая основа: используются методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и иные методы исследования. Результаты: автор акцентирует внимание на следующих причинах и условиях рассматриваемых преступлений: состояние российских дорог; техническое состояние транспортных средств; деятельность подразделений ГИБДД МВД; с подготовка водителей в автошколах, с личностными недостатками, лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления. Выводы: предложен ряд мероприятий, направленных на устранение указанных причин и условий дорожно-транспортных преступлений, среди которых: оборудование транспортных средств устройствами препятствующими управлению ими лицами, находящимися в состоянии опьянения (алкозамками); увеличение штатного состава сотрудников ГИБДД для контроля за дорожным движением; увеличение часов практического вождения в автошколах; повышение водительского стажа до 5 лет для лиц, работающих водителями такси; конфискация транспортного средства у лиц, управляющих им в состоянии опьянения.

Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление, причины и условия дорожно-транспортного преступления, система предупреждения преступности, меры предупреждения дорожно-транспортных преступлений.

A.Z. Shepeeva

ON SOME MEASURES TO PREVENT ROAD TRAFFIC CRIMES

Background: any criminological research devoted to the study of crime, specific crimes, persons who commit them, is ultimately aimed at developing measures to prevent

© Шерпеева Алина Заурбековна, 2021

Аспирант кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: alinasherpeeva@gmail.com © Shepeeva Alina Zaurbekovna, 2021

Postgraduate student of the Department of Prosecutorial supervision and criminology (Saratov State Law Academy) 253

the studied criminally punishable acts. Currently, crimes that infringe on the safety of road traffic (road traffic crimes) are quite common and dangerous criminally punishable acts. The measures taken to prevent them are not fully effective, in addition, modern realities require new approaches to ensuring road transport safety in the country and, accordingly, the prevention of road transport crimes as the most dangerous acts related to violation of traffic rules and operation of vehicles. This determines the need to study the system of prevention of these crimes and develop new, more effective preventive measures. Objective: to consider the main causes and conditions of road traffic crimes and, based on their analysis, to develop a set of measures and measures to prevent these acts. Methodology: methods of analysis and synthesis, comparative legal, concrete sociological and other research methods are used. Results: the author focuses on the following causes and conditions of the crimes under consideration: the state of russian roads; the technical condition of vehicles; the activities of the traffic police units of the Ministry of Internal Affairs; with the training of drivers in driving schools, with personal disabilities, persons committing road traffic crimes. Conclusions: a number of measures and actions have been proposed aimed at eliminating these causes and conditions of road traffic crimes, including: equipping vehicles with devices that prevent them from being controlled by persons in a state of intoxication (alcozamok, a device that does not allow the car engine to start); increasing the staff of traffic police officers to ensure traffic control; increasing the number of hours for practical driving training in driving schools; increasing driving experience up to 5 years for persons working as taxi drivers; confiscation of a vehicle from persons driving it in a state of intoxication.

Key-words: road traffic crime; causes and conditions of road traffic crime; crime prevention system; measures to prevent road traffic crimes.

Любое криминологическое исследование, будь то изучение преступности или ее разновидностей, причин и условий преступного поведения, особенностей личности преступников, в конечном итоге направлено на разработку мер предупреждения преступлений и воздействия на лиц, их совершающих. Изучение нами дорожно-транспортных преступлений и особенностей личности дорожно-транспортных преступников [1, с. 81] преследует цель разработки мер предупреждения указанных уголовно-наказуемых деяний.

Следует отметить, что в криминологии до сих пор нет единого определения деятельности о которой мы ведем речь, имеется ввиду «предупреждение преступности». Кроме термина «предупреждение», ученые оперируют такими как «борьба с преступностью», «контроль над преступностью», «противодействие преступности», «воздействие на преступность». Например А.И. Долгова ведет речь о борьбе с преступностью, отмечая, что «это — целенаправленная наступательная деятельность общества на причины преступности, условия преступности, ее саму» [2, с. 67].

Г.А. Аванесов под борьбой с преступностью понимал работу государства и общественности, направленную на охрану общества, его организаций и граждан от преступных посягательств [3, с. 335].

А.Н. Харитонов пишет о контроле над преступностью [4, с. 45], А.Н. Вары-гин — о воздействии на преступность [5, с. 27].

Такое терминологическое многообразие связано с тем, что до сих пор нет специального закона, воздействующего на преступность, например, «О предупреждении преступности в Российской Федерации» или «О противодействии

преступности в Российской Федерации», принятие которого могло бы уменьшить споры о правильности применяемой в науке терминологии.

Несмотря на наличие ряда понятий, определяющих процесс воздействия на преступность, все же наиболее часто употребляемым понятием является предупреждение преступности, которое мы и будем использовать применительно к дорожно-транспортным преступлениям.

Ученые, занимающиеся изучением и предупреждением дорожно-транспортных преступлений, например, В.В. Лунеев, пишет, что их предупреждение должно быть связано с решением экономических, социальных, управленческих, правовых, технических и воспитательных проблем [6, с. 612].

Как отмечает А.И. Коробеев, предупреждение дорожно-транспортных преступлений возможно, прежде всего, путем реализации планов социального и экономического развития в области разработки и создания новых видов и типов транспортных средств, строительства транспортных коммуникаций, поддержание на должном уровне транспортной инфраструктуры, законодательной регламентации условий транспортной безопасности, правовоспитательной работы среди участников транспортной деятельности [7, с. 330].

Предлагаемые авторами меры носят общесоциальный характер, реализуются органами государственной власти — Правительством Российской Федерации, министерствами, ведомствами, например, Министерством транспорта РФ и входящими в его состав Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральным дорожным агентством, органами власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями, иными субъектами.

Несмотря на то, что в предупреждении преступности, в том числе неосторожной, меры общесоциального характера носят главенствующий характер, нельзя не сказать и о мерах специального-криминологического характера. Такие меры носят целенаправленный характер, так как ориентированы на причины и условия конкретных неосторожных преступлений, лиц, их совершающих, жертв преступных посягательств. Такие меры осуществляются, в первую очередь, правоохранительными органами и иными специализированными субъектами.

А.И. Коробеев к числу специально-криминологических мер предупреждения дорожно-транспортных преступлений относит:

разработку и реализацию комплексных программ по предупреждению транспортных правонарушений;

совершенствование законодательных и нормативных актов, регламентирующих уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;

постоянное совершенствование практики расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о транспортных преступлениях;

совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов, регламентирующих безопасность дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств;

повышение уровня профессиональной подготовки транспортных следователей и прокуроров;

повышение уровня профессиональной подготовки водителей транспортных средств [7, с. 341].

И.А. Гумеров, в свою очередь, отмечает, что особенности предупреждения дорожно-транспортных преступлений связаны с необходимостью комплексного воздействия на все основные компоненты (элементы) системы «человек-автомобиль или иное механическое транспортное средство-дорога». Меры, обеспечивающие соблюдение водителями норм безопасности, должны дополняться мероприятиями, обеспечивающими безопасное движение других участников движения (пешеходов, велосипедистов и др.), предупреждающими и устраняющими условия возникновения ДТП, зависящие от состояния транспортных средств и дорог [8, с. 26].

Не отрицая правильность и необходимость указанных авторами шагов, в рамках данной статьи предлагаем остановиться на конкретных способах предупреждения дорожно-транспортных преступлений, которые вытекают из анализа причинного комплекса указанных уголовно-наказуемых деяний. Среди многообразия причин и условий рассматриваемых преступлений, целесообразно выделить следующие:

состояние российских дорог, а именно несоответствие их нормативным требованиям (отсутствие дорожной разметки, дорожных знаков, отсутствие све-тоотражателей на ограждениях, неосвещенность проезжей части, отсутствие ограждений в местах производства дорожных работ, плохое состояние дорожного покрытия;

состояние транспортных средств (неисправность внешних световых приборов, износ шин автомобиля, повлекший, в том числе, их разрыв, неисправность тормозной системы, ненормативный коэффициент светопропускания стекол (тонировка) автомобиля;

деятельность подразделений ГИБДД МВД РФ (незаконное освобождение граждан от административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, незаконная регистрация транспортных средств, незаконная выдача им водительских прав, слабый контроль за безопасностью пассажирских перевозок);

подготовка водителей в автошколах (незначительное количество часов, выделяемых на практическое вождение, не привитие навыков вождения в реальных дорожных условиях, ориентация курсантов автошкол лишь на успешную сдачу экзамена, а не на умение оперативно действовать в экстремальных дорожных условиях);

личностные недостатки, лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления (злоупотребление алкогольными напитками и наркотиками, предшествующий криминальный опыт (наличие рецидива преступлений), отсутствие должного опыта вождения транспортного средства, систематичность, «привычность» нарушения правил дорожного движения, ярко выраженный азарт; агрессивность и враждебность к другим участникам дорожного движения).

На устранение указанных и иных недостатков должна быть направлена деятельность по предупреждению дорожно-транспортных преступлений.

Прежде всего, следует отметить, что в настоящее время федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13 тыс. км дорог, особенно на подходах

к крупнейшим городам, что составляет почти 29% протяженности сети1. То есть пропускная способность автодорог слабая. Нормативным требованиям соответствуют лишь 44,3% российских дорог и этот показатель не улучшается. Худшая ситуация сложилась в Республике Мари Эл, где нормативным требованиям отвечают лишь 5,7% автодорог, в Магаданской (7,8%) и Саратовской (13,3%) областях2. Неслучайно то, что и состояние аварийности в этих регионах достаточно высокое [9, с. 8].

Необходимым является строительство новых дорог в соответствии со всеми нормативными требованиями по состоянию дорожного покрытия, разметке, освещения и т.д. Видится целесообразным строительство дополнительных пешеходных дорожек, дорожек для велосипедистов и лиц, управляющих электроскутерами, дополнительных светофоров. На федеральных трассах необходимо устанавливать разделительные бордюры, отделяющие друг от друга полосы встречного движения, искусственные препятствия для снижения скорости водителями перед пешеходными переходами, светофорами, оборудовать камерами видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Например, в США и Франции на оборудованных в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями участках дорог количество дорожно-транспортных происшествий сократилось в 2,5-3 раза [7, с. 331].

Распространены и недостатки, связанные с состоянием транспортных средств, что также влияет на уровень дорожно-транспортных преступлений.

По данным специалистов, средний «возраст» автопарка страны составляет 14 лет и 10 месяцев, что для автомобиля является достоточно «почтенным» возрастом3. В 2020 г. по причине неисправности транспортных средств в стране было совершено 7,6 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в них погибло 1,2 тыс. человек и получили ранения 10,3 тыс. человек [9, с. 8].

В целях сокращения количества дорожно-транспортных преступлений путем совершенствования состояния транспортных средств видится необходимым развитие системы технического обслуживания автомобилей и их ремонта, в том числе повышение качества запасных частей, узлов и агрегатов, повсеместное внедрение на транспортных средствах, осуществляющих пассажирские перевозки систем ЭРА-ГЛОНАСС, позволяющих отслеживать не только местонахождение транспортного средства, но и длительность нахождения в пути, состояние усталости водителя и т.д.

Другой мерой является совершенствование систем безопасности автомобилей, разработка новых приспособлений, снижающих риск травматизма и даже управления транспортным средством в состоянии опьянения. Так, в ряде стран в целях снижения количества фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения в автомобилях устанавливаются так называемые «алко-замки». В Европе их установка применяется в качестве альтернативы лишения

1 См.: Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (с изм. от 12 мая 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 50, ст. 5977.

2 См.: Вторая беда России: Росстат назвал регионы с худшими дорогами. URL: https://news. ati.su/article/2020/09/22/vtoraya-beda-rossii-rosstat-nazval-regiony-s-hudshimi-dorogami-162850/ (дата обращения: 1.06.2021).

3 См.: Пушкарев И. Кризис и санкции. URL: https://www.znak.com/2021-07-07/krizis_i_ sankcii_v_rossii_stremitelno_stareet_avtomobilnyy_park (дата обращения: 3.06.2021). 257

водительского удостоверения за управление автомобилем в нетрезвом состоянии [10, с. 3].

Полагаем, что этот опыт можно использовать в нашей стране. Например, на первом этапе устанавливать алкозамки на автобусы, троллейбусы, легковые такси. В дальнейшем возможно создание и введение в эксплуатацию автомобилей с уже встроенными устройствами, препятствующими управлению транспортным средством лицом с признаками опьянения (которые считываются «умной» системой автомобиля).

О недовольстве граждан России работой сотрудников ГИБДД известно. Главные претензии населения, прежде всего водителей, связаны с высоким уровнем коррупции в данной структуре МВД РФ. Но в настоящее время по данным МВД РФ, 41% населения страны оценивают работу полиции положительно, а 14% — отрицательно1. Согласно данным, ГИБДД считаются одним из наиболее коррумпированных органов (так считает 43% опрошенных граждан). По указанным показателям ГИБДД опережает все иные органы полиции (39%), суды (29%), органы прокуратуры (25%) [11. с. 77]. О громких коррупционных скандалах в ГИБДД, в том числе в последние годы, неоднократно сообщалось в средствах массовой информации, в частности, о начальнике ГИБДД Ставропольского края, сотрудниках ГИБДД Башкирии, создавших организованной преступное сообщество, и многих других2. Чаще всего сотрудники ГИБДД берут взятки за следующие незаконные действия:

освобождение граждан от административной ответственности за нарушение правил дорожного движения;

незаконная регистрация транспортных средств; получение водительских прав.

Необходимо совершенствовать деятельность ГИБДД МВД РФ, в т.ч. в целях снижения уровня коррумпированности сотрудников. Ненадлежащее исполнение сотрудниками своих профессиональных обязанностей напрямую влияет на уровень культуры вождения, соблюдения правил безопасности участниками дорожного движения, уровень травматизма и в итоге на дорожно-транспортную преступность. При этом мы полагаем, что проведенная в 2010-2011 гг. реформа МВД РФ, в том числе существенное снижение количества сотрудников, негативным образом сказалась на работе ГИБДД и состоянии дорожной безопасности в целом. Мы солидарны с теми учеными и практиками, которые полагают, что замена сотрудников ГИБДД камерами видеофиксации состояние дорожной безопасности не улучшило, а напротив, ухудшило. Необходимо расширять штат до-рожно-патрульной службы, увеличивать количество профилактических рейдов, скрытых мобильных патрулей для выявления нетрезвых водителей и злостных нарушителей скоростного режима3.

Полагаем необходимым остановиться и на мерах, связанных с улучшением подготовки водителей в автошколах. Как отмечают специалисты, нужно при-

1 См.: Оценка деятельности полиции в Российской Федерации в 2020 году. URL: https://мвд. рф/publicopinion. (дата обращения: 31.07.2021).

2 См., например: Балаков Г. В ГИБДД массовые проверки, ТГ-каналы грозят отставкой министру Колокольцеву. URL: https://regnum-ru.turbopages.Org/regnum.ru/s/news/3351953. html (дата обращения: 25.08.2021).

3 См.: Председатель движения «Сильная Россия» рассказал, как улучшить работу ГИБДД. URL: https://www.sila-rf.ru/predsedatel-dvizhenija-silnaja-rossija-rasskazal-kak-uluchshit-rabotu-

258 gibdd/ (дата обращения: 12.09.2021).

нимать экзамены на дорогах общего пользования, как это делается во многих странах мира, в условиях, максимально приближенных к дорожным реалиям [12, с. 6].

Кроме того, полагаем, что количество часов, отводимых в автошколах на практическое вождение (а это 56 часов) несомненно мало, для этого необходимо не менее 120 часов [12, с. 6].

Как уже отмечалось выше, к числу причин и условий дорожно-транспортных преступлений, следует относить личностные недостатки самих водителей, совершающих дорожно-транспортные преступления (так называемые причины и условия индивидуального преступного поведения). Таких причин и условий также немало.

В целях воздействия на лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления для сокращения количества рассматриваемых преступлений, полагаем также предложить ряд мер. Необходимо повышение водительского стажа для лиц, работающих в качестве водителей такси. В настоящее время для лиц, работающих в качестве водителей такси в транспортных организациях или у индивидуальных предпринимателей предусмотрен водительский стаж не менее трех лет1. Во-первых, полагаем, что стаж вождения не менее трех лет слишком мал для того, чтобы на профессиональной основе заниматься перевозкой пассажиров. На наш взгляд, он должен быть не менее 5 лет. Кроме того, в настоящее время «целая армия» водителей занимается частным извозом пассажиров, без получения официального разрешения на это, многие не имеют стажа вождения и 1-2-х лет, и их не пугает возможность наказания в виде штрафа в сумме 5000 руб., предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях РФ. Полагаем, что штраф за перевозку пассажиров лицами, не имеющими соответствующего разрешения и стажа должен быть гораздо больше, как минимум 10 тыс. руб.

В качестве других мер воздействия на лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления, следует отметить возможность пожизненного лишения прав водителей, по вине которых погибли люди, то есть осужденных по ч. 6 ст. 264 УК РФ; конфискации транспортных средств у лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления в состоянии опьянения и др.

Таковы, на наш взгляд, необходимые и вполне реализуемые в современных социально-экономических условиях способы предупреждения дорожно-транспортных преступлений. При этом думается, что предложенные меры далеко не исчерпывающие, проблема предупреждения дорожно-транспортных преступлений достаточно многогранна и сложна, в силу чего требует дальнейших научных изысканий.

Библиографический список

1. Шерпеева А.З. Некоторые социально-демографические характеристики преступников, совершающих дорожно-транспортные преступления // Вестник Казанского юридического института МВД РФ. 2021. № 1 (43). С. 81-85.

2. Долгова А.И. Избранные труды. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. 424 с.

1 См.: Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 17, ст. 1208. 259

3. Аванесов Г.А. Криминология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1984. 500 с.

4. Харитонов А.Н. Государственный контроль над преступностью (теоретические и правовые проблемы). Омск: Изд-во Омского юридического ин-та МВД России, 1997. 239 с.

5. Варыгин А.Н. Преступность сотрудников органов внутренних дел и проблемы воздействия на нее: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2003. 389 с.

6. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учебник для магистрантов: в 2 т. М.: Юрайт, Т. 2. 2011. 872 с.

7. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 406 с.

8. Гумеров И.А. Криминологическая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и его предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004. 30 с.

9. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2018 год: информационно-аналитический обзор. М.: НИЦ ГИБДД МВД РФ, 2019. 79 с.

10. Кадаков М. Алкозамок? Не наш метод // За рулем. 2020. № 12. С. 3.

11. Тимофеева О.В. Борьба с коррупцией в органах государственной инспекции безопасности дорожного движения // Oecjnomia et Jus. 2016. № 4. С. 77.

12. Шкуматов П. Площадка сдает права // За рулем. 2021. № 1. С. 6.

References

1. Sherpeeva A.Z. Some Socio-Demographic Characteristics of Criminals Committing Road Traffic Crimes // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2021. No. 1 (43). Р. 81-85.

2. Dolgova A.I. Selected works. Moscow, 2017. 424 p.

3. Avanesov G.A. Criminology: textbook. M., 1984. 500 p.

4. Kharitonov A.N. State Control over Crime (theoretical and legal problems). Omsk. 1997. 239 p.

5. Varygin A.N. Criminality of Employees of Internal Affairs Bodies and Problems of Influence on It: dis. ... doc. of law. Saratov, 2003. 389 p.

6. Luneev V.V. Course of World and Russian Criminology: textbook for undergraduates. In 2 vols. V. 2. M., 2011. 872 p.

7. Korobeev A.I. Transport Crimes. St. Petersburg, 2003. 406 p.

8. Gumerov I.A. Criminological Characteristics of Criminal Violation of Traffic Rules and Operation of Vehicles and Its Prevention: extended abstract. dis. ... cand. of law. Kazan, 2004. 30 p.

9. Road Traffic Accidents in the Russian Federation for 2018: information and analytical review. Moscow: SIC Traffic Police of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2019. 79 p.

10. Kadakov M. Alkozamok? Not Our Method // Behind the wheel. 2020. No. 12. Р. 3.

11. Timofeeva O.V. Fight Against Corruption in the Bodies of the State Road Safety Inspectorate // Oecjnomia et Jus. 2016. No. 4. Р. 77.

12. Shkumatov P. The Platform Passes the Rights // At wheel. 2021. No. 1. Р. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.