Научная статья на тему 'Генезис концепции самоопределения в научном знании'

Генезис концепции самоопределения в научном знании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
217
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция / личность / самоопределение / научное знание / модель / the concept / the person / selfdetermination / scientific knowledge / model

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лупанова Наталья Александровна

На материале анализа ведущих концепций философского, психологического и педагогического знания рассмотрена проблема развития основных концептуальных положений, позволяющих раскрыть сущность самоопределения личности. Показана структура основных компонентов самоопределения, его источники и возможности нравственноэтического сопровождения процесса развития готовности личности к самоопределению в информационно насыщенной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On a material of the analysis of leading concepts of philosophical, psychological and pedagogical knowledge the problem of development of the basic conceptual positions is considered, allowing to open essence of selfdetermination of the person. The structure of the basic components of selfdetermination, its sources and possibilities of moralethical support of development of readiness of the person to selfdetermination is shown in is information the sated activity

Текст научной работы на тему «Генезис концепции самоопределения в научном знании»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20)2010

IZ VESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010

УДК: 370.174:371.048.4

ГЕНЕЗИС КОНЦЕПЦИИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В НАУЧНОМ ЗНАНИИ

© н. А. ЛУПАНОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения e-mail: [email protected]

Лупанова Н. А. - Генезис концепции самоопределения в научном знании // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 143-150. - На материале анализа ведущих концепций философского, психологического и педагогического знания рассмотрена проблема развития основных концептуальных положений, позволяющих раскрыть сущность самоопределения личности. Показана структура основных компонентов самоопределения, его источники и возможности нравственно-этического сопровождения процесса развития готовности личности к самоопределению в информационно насыщенной деятельности

Ключевые слова: концепция, личность, самоопределение, научное знание, концепция, модель.

Lupanova N. A. - Genesis of the concept of self-determination in scientific knowledge // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 143-150. - On a material of the analysis of leading concepts of philosophical, psychological and pedagogical knowledge the problem of development of the basic conceptual positions is considered, allowing to open essence of self-determination of the person. The structure of the basic components of self-determination, its sources and possibilities of moral-ethical support of development of readiness of the person to self-determination is shown in is information the sated activity

Keywords: the concept, the person, self-determination, scientific knowledge, the concept, model.

В любом виде деятельности человека реализуется механизм, деятельность которого основана на четком представлении взаимосвязей, составляющих основу, с одной стороны готовности личности к самоопределению. С другой стороны, проявляет уровневые и содержательные характеристики возможности этого процесса исходя из конкретно-исторических и социально-экономических предпосылок качества социализации человека.

Особенно это проявляется в деятельности одного из основных социальных институтов общества -системе профессионального образования, становление и развитие которой явилось длительным процессом. Именно эта социальная система в качестве результата обеспечивает готовность личности к самоопределению и позволяет интегрировать опыт различных видов деятельности человека в обобщающую деятельность по установлению соответствия имеющихся способностей и результата его жизнедеятельности.

Определение возможностей достижения человеком результатов в процессе психофизиологического и социального развития требует упорядоченной системы взаимодействия государства, общества и отдельной личности.

Начало этого процесса содержится в системе социального научения, осуществлявшегося на триви-

уме древних человеческих цивилизаций (Греция, Рим, Междуречье), а также в первых системах воспитания и обучения, сложившихся в Древнем Китае, Индии, Шотландии. Человечество приходит к осознанию понятия «мерности» соотнесения длительности подготовки личности к активной жизнедеятельности и тех результатов, которые она воспроизводит на основе определенного уровня сформированности представлений о своих психо - физиологических и социальных возможностях. Наиболее рациональным выходом из этой проблемы человечество признает необходимость создания специального социального института - школы, а в последствии, системы образования, которая с помощью специальных структур и действий создавало предпосылки для интегрированного формирования готовности личности к самоопределению.

Содержательная основа самоопределения проявляется в выявлении категорий, определяющих цель, направленность и результативность этого процесса. Речь идет о понятиях «труд» и «творчество». Большая часть представителей философско-педа-гогической мысли того времени (Сократ, Луцилий, М. Ф. Квинтилиан и др.) считала, что труд «есть источник роста ее внутреннего духовного богатства, он есть творчество, которому личность отдается свободно и радостно» [2, С.128].

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 16 (20) 2010 г.

альных опытов в определении самости и перешедшей в идеологию конкретного периода развития морали человеческого общества, предлагающей определенную совокупность параметров оценивания качества соотнесения личностных особенностей деятельности человека и требуемых обществом моделей его самоопределения.

Примером может служить концепция Н.А. Бердяева, изложенная в работе «Судьба России», в которой ученый отмечает, что человек рождается и входит в человечество через национальную индивидуальность не как социальный компонент общества, а как его национальная частичка. Любая личность (Н.А. Бердяев) осуществляет процесс индивидуально-национального самоопределения. Поэтому единственно возможная система стимулирования самоопределения человека осуществляется на основе создания и развития индивидуально-этнической среды и выделения в ней соответствующего конкретной личности индивидуального этнического поля. Н.А. Бердяев считал, что основным источником самоопределения являются физиологического основа этнического поля матери, которые впоследствии находят свое отражение в поиске, осуществляемом личностью, объединяя в единый смыс-лообразующий компонент жизни свой генотипичес-кий код и условия социализации.

Л.Н. Гумилев в работе «Этногенез и биосфера земли» отмечает, что этническое поле матери является основополагающим в формировании национальной окраски стереотипов поведения человека.

В дальнейшем, развитие этих взглядов продолжалось в исследованиях Г.Н. Волкова и Г.С. Виноградова, которые в XX веке разрабатывают основы этно-педагогики. В частности, Г.Н. Волков выделяет типичные черты народной педагогики, которые являются основным побуждающим началом для формирования готовности русского человека к самоопределению. К ним он относит следующие факторы: самоопределение основано не на личностных устремлениях отдельной личности, а на культуре той народности, к которой он принадлежит; самоопределение является подсознательной деятельностью русского человека, т.к. она зачастую замещается подражанием авторитету старших; нравственные и социальные нормы являются обязательными основами самокоррекции жизнедеятельности человека, независимо от его природных данных.

На протяжении всего периода становления и развития взаимосвязи профессионального образования и других социальных систем, раскрывающих отношение государства к качеству самоопределения граждан, проявлялось влияние социальной деятельности на уровень и содержание готовности личности к самоопределению.

Во второй половине XIX и начале XX века по миру прокатились различного рода революции, перевороты (от буржуазно-демократических до социалистических), которые способствовали субъективному осознанию некоторой части человечества возможностей реализации нового типа самоопределения - само-

определения борца, который через насилие формирует условия, позволяющие личности достичь вершин развития и качества деятельности. Однако, как отмечает Э. Фромм в работе «Бегство от свободы», подлинная свобода и обновление свойственно тому человеку, который обладает внутренней свободой: свободой принятия решения и готовностью независимо от уровня благополучия жизнедеятельности сохранить социально-автономное отношение с социумом.

В результате перечисленных выше мега, макро и микро изменений в структуре и сущности самоопределения человека в XX веке в России и других европейских странах возникает нормативно-правовое и субъективное основание для альтернативного, по сравнению со сложившимся в мире, качеством самоопределением человека. Новый тип государственного устройства -СССР - закладывает основу атеистического межнационального социалистического способа самоопределения человека, идеалом которого становится советский человек - активный строитель коммунистического общества. Определяется качественная характеристика самоопределяющейся личности в эпоху социализма - гармоничное развитие человека и его готовность к совершенствованию существующих отношений на основе идеологии классовой борьбы и светской системы ценностей. Была предложена система побуждения человека к новому типу самоопределения, которая проявлялась в виде командно административной технологии реализации идеологии диалектического материализма.

В философии, культурологических основах общественных процессов, развивавшихся в XIX-XX веках, имелось различное отношение к возникающей парадигме социалистического самоопределения. Характерным противопоставлением командно административной модели самоопределения была позиция В.В. Розанова, С.И. Гессена, В.П. Вахтерова, Н. Лос-ского, П.Ф. каптерева, которые считали, что становление нового способа самоопределения личности является социально-необходимым процессом, но его осуществлением может быть эволюционным проявлением стремления к саморазвитию на культурологической основе. Серебряный век российского образования актуализировал реформаторско экспериментальную педагогику, как одно из предложений формирования нового типа самоопределения человека. Его идеи сформулировали в своих работах В.И. Бехтерев, Г.И. Чепанов, И.А. Сикорский, С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель и др. Они рассматривали основы научной педологии, как синтеза психологического анатомо-физиологического и социологического подходов к развитию ребенка.

Наличие разнообразных подходов к концептуальному обоснованию возможностей самоопределения личности в условиях нестабильной системы развития государства и общества дополнялись появлением образовательных учреждений нового типа. Так, например, С.Т. Шацкий совместно с А. Зеленко, основал 1907 году сетлемент - клуб рабочей молодежи, в котором родители готовились к реализации основ семейного воспитания. Открываются сельские воспитательные

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

дома, реальные училища, возникают народные библиотеки, начинают издаваться журналы «Вестник воспитания», «Образование». Все это свидетельствует о том, что появляются принципиально новые источники информации, которые позволяют более широкому кругу людей узнать сведения, необходимые для соотнесения имеющейся у личности совокупности интересов и потребностей с фактически существующей системой социальных оценок и деятельности.

Отметим двойственность процесса информационного обеспечения человека в конце XIX и начале XX веков. С одной стороны, относительная либерализация и открытость информационных потоков. С другой стороны, ужесточение конфессиональных и нормативных основ обеспечения каждого человека необходимой обществу и государству информации.

XX век явился новым этапом общественной и культурной жизни человечества. На новый уровень развития поднимаются экономические и социальные отношения. В течении всего XX века капитализм как система осуществлял эффективную перестройку, прежде всего, в аспекте изменения источника получения прибыли. С одной стороны, углублялось понимание об ограниченности физической эксплуатации. С другой стороны, были неизвестны технологии перевода интеллектуальных усилий в конкретный уровень экономического самообеспечения личности. Появление радио, самолетостроения, телеграфа изменило отношение людей к коммуникации и средствам получения информации. Меняется качество самой информации, которая все более усиливает свое влияние на самоопределение личности.

Большую роль в этих процессах сыграли исследования А. Эйнштейна, Э. Маха, З. Фрейда, К. Юнга. XX век обозначил кризис не только устоявшихся форм жизнедеятельности. Он обозначил необходимость преодоления противоречия между гуманитарной культурой и культурой сциентистской.

В ходе развития экономики и культуры на протяжении XX века нарастает духовный кризис людей. С одной стороны, возрастали требования к приоритетам образования. Требовался новый объем и качество образовательных услуг. С другой стороны, нестабильность жизнедеятельности, вызванная первой и второй мировыми войнами, экологическими проблемами, снижением нравственного и духовного потенциала отдельной части человечества, приводили к поиску и усвоению информации, не имевшей в своей основе материального социокультурного фона. Об этом свидетельствовало появление абстракционизма, кубизма, различных молодежных движений, усиление динамики и последствий катастроф, возникающих на основе непрофессионализма и отсутствия самоконтроля в деятельности человека.

на этой почве вновь возникают религиозно философски концепции жизнедеятельности. Так, в работах Ф.В. Ферстера, Ж. Маритена утверждается, что основной целью воспитания является воспитание «христианской человечности». В противоположность этой позиции Ж.П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер

считали, что идеалом человека должен стать одухотворенный мыслящий человек, свободно выбирающий цель, готовый противостоять негативному влиянию социальной сферы. Они утверждали необходимость преодоления зависимости человека от той информации, которая постоянно направлялась к нему извне.

Отмечая разнообразие направлений и возможностей самоопределения человека на протяжении всего XX века, необходимо отметить наличие двух определяющих тенденции формирования готовности личности к самоопределению, которые сложились на основе идеологии социалистического и капиталистического образа жизнедеятельности.

В 1917-1918 годах в России публикуется пакет правительственных декретов, которые положили начало светскому, классовому направлению побуждения личности к самоопределению, которое фактически сводилось к восприятию существовавшей идеологической конструкции необходимости построения социалистического типа общества. Рассматриваемый процесс был неоднороден, так как в первую четверть XX века идеология саморазвития, самоуправления и самоопределения личности выступала альтернативой существовавшей в России идеологии формирования личности, в основе которой было наличие веры, законопослушности и преданности России.

В дальнейшем, с 30-х годов по 60-е годы XX века в СССР самоопределение человека рассматривалось в качестве процесса активного созидающего приобщения к социалистической культуре. Ведущую роль в этом процессе занимало воспитание, которое формировало коммунистическую направленность деятельности человека. С одной стороны, этот процесс явился продолжением традиций, существовавших в России в XIX веке. Так, например, А.Г. Ободовский в работе «Руководство к педагогике, или науке воспитания» отмечал «Но, рассматривая ход сего развития с другой стороны, мы увидим, что человек с минуты своего рождения, в периодах своего детства, отрочества и юношества не может обойтись без помощи других. Без постоянного попечения тело его в первые лета в беспрестанной опасности от искажения и смерти; без содействия других разумных существ способности его не достигают должного совершенства; без наставления познания его отчасти возрастают медленно, отчасти великое множество оных остаются совершенно ему чуждым. Из сего следует, что человек совершеннее выполняет свое назначение, если он будет пользоваться воспитанием и наставлением, ибо через то увеличивается и внутреннее его совершенство и практическая его годность» [10, С.260].

Действительно вне формирования образа поведения и деятельности человека в условиях специально-организованного общественного процесса невозможно сформировать социальные и специальные умения и навыки, обеспечивающие возможность эффективной самореализации личности. Однако идеология рассматриваемого периода XX века кардинально отличалась от российского воспитания XIX века. Эти отличия проявлялись как в формах, так и в содержа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.