Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС КАРТИНЫ МИРА И АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ'

ГЕНЕЗИС КАРТИНЫ МИРА И АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ПАРАДИГМА / РЕЛЯТИВИЗМ / СУБКУЛЬТУРА / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КРИЗИС / САМОСОЗНАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ВАКУУМ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / НОНКОНФОРМИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дагаев Рашид Рамазанович, Филатова Яна Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению генезиса картины мира и аксиологии современного молодого поколения, раскрытию их особенностей и характерных черт, а также выявлению проблематики внутри молодежных субкультур и неформальных молодежных объединений. В ней затронуты проблемы молодежного релятивизма, утраты корневых мировоззренческих основ жизни. Данная тема необычайно актуальна на сегодняшний день в силу стремительного распространения ложных идей и течений в молодежной среде, что приводит не только к моральному разрушению молодых людей, но и способна причинить вред психическому и физическому здоровью. Целью данной статьи является анализ современных подходов к решению задач по воспитанию гармонично развитой личности. В такой личности должны быть заложены не только моральные и нравственные идеалы и принципы, но духовные основы, по средствам которых осуществляется преемственность поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дагаев Рашид Рамазанович, Филатова Яна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF THE WORLDVIEW AND AXIOLOGICAL VALUES OF THE YOUNGER GENERATION

The article is devoted to the consideration of the genesis of the picture of the world and the axiology of the modern young generation, the disclosure of their features and characteristics, as well as the identification of problems within youth subcultures and informal youth associations. It touches upon the problems of youth relativism, the loss of the root ideological foundations of life. This topic is extremely relevant today due to the rapid spread of false ideas and trends among the youth, which leads not only to the moral destruction of young people, but can also cause harm to mental and physical health. The purpose of this article is to analyze modern approaches to solving problems of educating a harmoniously developed personality. In such a personality, not only moral and ethical ideals and principles should be laid, but also spiritual foundations, through which the continuity of generations is carried out.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС КАРТИНЫ МИРА И АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ THESIS

УДК 130

DOI 10.52575/2712-746X-2022-47-3-593-600

Генезис картины мира и аксиологических ценностей

молодого поколения

1 Дагаев Р.Р., 2 Филатова Я.С.

1 Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Россия, Чеченская Республика, 364037, г. Грозный, ул. Субры Кишиевой, 33 2 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: Filatova_ya@bsu.edu.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению генезиса картины мира и аксиологии современного молодого поколения, раскрытию их особенностей и характерных черт, а также выявлению проблематики внутри молодежных субкультур и неформальных молодежных объединений. В ней затронуты проблемы молодежного релятивизма, утраты корневых мировоззренческих основ жизни. Данная тема необычайно актуальна на сегодняшний день в силу стремительного распространения ложных идей и течений в молодежной среде, что приводит не только к моральному разрушению молодых людей, но и способна причинить вред психическому и физическому здоровью. Целью данной статьи является анализ современных подходов к решению задач по воспитанию гармонично развитой личности. В такой личности должны быть заложены не только моральные и нравственные идеалы и принципы, но духовные основы, по средствам которых осуществляется преемственность поколений.

Ключевые слова: молодёжь, парадигма, релятивизм, субкультура, мировоззренческий кризис, самосознание, идеология, личность, материальные ценности, духовно-нравственный вакуум, нонконформизм

Для цитирования: Дагаев Р.Р., Филатова Я.С. 2022. Генезис картины мира и аксиологических ценностей молодого поколения. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47(3): 593-600. DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-3-593-600

Genesis of the Worldview and Axiological Values of the Younger Generation

1 Rashid R. Dagaev, 2 Yana S. Filatova

1 A.A. Kadyrov Chechen State University,

33 Subry Kishieva St, Grozny 364037, Chechen Republic, Russian Federatio

2 Belgorod National Research University, 85 Pobedy St, Belgorod 308015, Russia

E-mail: Filatova_ya@bsu.edu.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of the genesis of the picture of the world and the axiology of the modern young generation, the disclosure of their features and characteristics, as well as the identification of problems within youth subcultures and informal youth associations. It touches upon the problems of youth relativism, the loss of the root ideological foundations of life. This topic is

extremely relevant today due to the rapid spread of false ideas and trends among the youth, which leads not only to the moral destruction of young people, but can also cause harm to mental and physical health. The purpose of this article is to analyze modern approaches to solving problems of educating a harmoniously developed personality. In such a personality, not only moral and ethical ideals and principles should be laid, but also spiritual foundations, through which the continuity of generations is carried out.

Key words: youth, paradigm, relativism, subculture, ideological crisis, self-awareness, ideology, personality, material values, spiritual and moral vacuum, non-conformism

For citation: Dagaev R.R., Filatova Y.S. 2022. Genesis of the Worldview and Axiological Values of the Younger Generation. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 47(3): 593-600 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-3-593-600

Введение

XXI век - век информатизации и стремительного развития технологий. Это обусловило то, что нынешнее молодое поколение активно развивается, имея практически неограниченный доступ к различным информационным ресурсам (прежде всего к Интернету). Зачастую это приводит к тому, что за ответом на интересующие вопросы молодые люди обращаются не к представителям старшего поколения, а к различным информационным ресурсам. Долгое время именно старшее поколение передавало свой опыт более молодому, обучая их не только грамотности, но и принципам жизни, отношения к миру. Ценностные ориентиры старались сохранять и передавать из поколения в поколение. Одними из главнейших ценностей являлись вера в Бога, уважение к старшим, умение жить в коллективе, альтруизм и трудолюбие. Старшее поколение пользовалось авторитетом у молодежи, благодаря своим знаниям и житейской мудрости.

Сейчас данные процессы претерпевают значительные изменения. Молодое поколение гораздо быстрее приспосабливается в быстроменяющемся мире гаджетов, реагирует на смену политического устройства, экономики, культуры и искусства. Конфликт между поколениями имеет долгую историю и был присущ обществу на разных этапах его развития. Сегодня он является столь же актуальным, как и столетия назад.

Картина мира современной молодежи: эпистемологический анализ

Современная картина мира не статична, она стремительно меняется, приобретает разнообразные формы. Если в советский период ценностью являлись коллективизм и преобладание общественного над частным, то сейчас все больше и больше людей, особенно молодежи, склоняются к индивидуализму и даже эгоизму. В сознании молодых людей присутствует четкая убежденность в ценности своей личности, независимо от того, что из себя представляет таковая личность. Счастье понимается как индивидуальное благополучие, где прежде всего хорошо должно быть именно тебе.

В статье «Современная молодежь: взгляд изнутри» Фролова Н.А. описывает социологические исследования, проведенные среди молодежи в 2019 году. По итогам исследования было выявлено, что 44 % респондентов склонны к эгоизму, а 46 % склонны к цинизму. При этом большинство из принявших участие в исследовании молодых людей способно на помощь и отзывчивость. Это говорит о том, что идеалы молодежи выглядят очень противоречиво. С одной стороны, можно отметить устремление молодых людей к личному благополучию, а с другой стороны, молодые люди вполне активно участвуют в общественной жизни, проявляют заинтересованность к будущему страны и улучшению условий жизни [Фролова, 2019].

Смена нравственных ориентиров и парадигм конца прошлого столетия повлекла за собой нестабильность общественного самосознания, породив серьезный внутренний кон-

фликт в сознании каждого человека. Отсутствие социальной стабильности повлекло массу проблем не только социального, но и внутреннего, психологического характера. «Устаревание» ценностных парадигм усугубило духовно-нравственный вакуум, который начал постепенно заполнятся не самыми лучшими примерами для подражания.

Молодежь - наиболее уязвимая часть общества, в силу возрастных особенностей формирования характера. При этом именно в этой группе динамичного общества рождаются основополагающие психические, социокультурные и философские парадигмы. Именно поэтому необходимо обратить особое внимание на вопросы изучения круга проблем молодежи, выработать определенную стратегию и подходы к образованию и воспитанию детей и подрастающего поколения, а главное - научиться правильно реагировать на проявление протеста, а возможно, и агрессии со стороны молодого поколения. При условии правильности и последовательности выбранных путей, можно рассчитывать на положительное решение множества проблемных вопросов. Подробное исследование аксиологических ценностей молодого поколения, безусловно, будет способствовать решению вопросов формирования их самосознания и целостной философской картины мира, пусть совершенно иной, нежели в прошлые годы, но при этом не искаженной и релятивистской.

Для человеческого сознания релятивизм имеет негативные последствия, в частности способствуя потере духовных идеалов, переживания, психологические проблемы, суицидальные наклонности. На этот счет довольно полно высказался Ж.П. Сартр: «...Жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не живете своей жизнью, она ничего особенного не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как выбранный вами смысл» [Sartre, 1948, р. 67]. Великий философ и писатель уделял категорически важное значение свободе и воле в действиях каждого. Именно действующий индивид может быть значим для общественного сознания и бытия [Sartre, 2001]. Напомним, что Сартр был весьма радикален в политических взглядах и выступал идейным лидером молодежи.

Аксиологические ценности и парадигмы современного молодого поколения складывались в довольно непростых условиях. Если обратиться к истории нашего государства, мы увидим, что практически весь XX век наполнен трагическими социальными, экономическими, политическими и духовно-нравственными потрясениями. Это период смены не просто системы государственного управления после революции 1917 года, но гораздо больше - трансформации национальной картины мира и самосознания. После революции случилась гражданская, а потом Великая отечественная война. Все силы молодого здорового поколения были брошены на борьбу с врагом. Основной ценностью в это время был патриотизм и желание победить врага, освобождение своей страны и близких. Эти стремления были смешаны с разочарованием, страхом смерти и бессилием перед машиной смерти. Страшные события исковеркали множество человеческих судеб. То, что ранее было ценным, потеряло смысл. Огромное количество погибших среди молодого поколения, ужасы войны и потери близких серьезно травмировали судьбы всего поколения в целом. На долгое время были прекращены любые рассуждения о смысле жизни и ее ценностях. Превалировал один единственный смысл - выжить. В таких условиях в сознании человека активизируются прежде всего естественные защитные механизмы. Далеко не все проявляли способность к поддержке ближнего, его спасению и жизни. Примеров предательства и эгоизма было огромное количество. Это остро обнажило уже начавшийся гораздо раньше кризис мировоззрения и самосознания. Огромные потери были в первую очередь среди мужского населения. Вот что говорит на этот счет один из наиболее авторитетных российских психологов Людмила Петрановская: «После войны чуть ли не в каждой семье — отсутствующий папа, переутомленная мама с отмороженными чувствами.» [Петрановская, 2021].

После таких потрясений и катаклизмов, естественно, поменялся духовно-нравственный и культурный облик народа. Сегодня можно говорить о возникновении

явления релятивизма, угрожающего полной потерей рамок и границ целостной картины мира и нонконформизма в самом остром его проявлении. С первого взгляда можно в данных явлениях рассмотреть позитивное влияние как создание новой почвы для появления обновленной цивилизации, но, с другой стороны, есть серьезная опасность ухода в крайний негативизм, а также утрата связи поколений, или «разорванность миров», как говорил Л.С. Выгодский [1983, с. 124].

В период 80-х и 90-х гг. в нашей стране с новой силой заявляют о себе всявозмож-ные оккультные общества, экстрасенсорика, мистические культы, неоязычество. Различные религиозные организации деструктивного характера активизируются на территории всего Советского Союза. Причиной тому как раз явился духовно-нравственный вакуум. Истребление христианской веры как противоречащей идеям атеистического коммунистического идеологического общества привело к потере традиционных ценностей, сформированных в течении нескольких веков. Потребность в духовной поддержке и наличии высших духовных ориентиров все более возрастала. В ответ на это стали появляться искаженные формы духовности: оккультизм, магизм и пр. Подобные трансформации молодого сознания происходят независимо от стран и национальностей, это характерная черта молодого возраста. Здесь хорошим примером может послужить судьба известного британского писателя К.С. Льюиса. Он вырос в христианском мире, внук священника, вера была им впитана с молоком матери. И тем не менее, попав в колледж, в самостоятельную взрослую жизнь, он не просто потерял веру, а серьезно увлекся оккультизмом. Стал очень непримирим и резок. И неизвестно чтобы произошло, если бы судьба не вернула его к христианству [Lewis, 1955, pp. 128-186].

Долгий запрет на зарубежную культуру, музыку и кино, породил к ним невероятно сильный интерес у молодежи. Начали появляться различные неформальные молодежные группы, движения и организации. Основной отличительной чертой их являлось противостояние стереотипам и господствующим устоям, несогласие с большинством, критика власти и культурных направлений. Такие сообщества все больше набирали популярность. Их отличала активность и свободомыслие, отсутствие рамок и стереотипов мышления, противостояние прошлому поколению. Именно там столь активно рассматривается и утверждается идея свободомыслия и демократии, либерализма [Hailova, 2019].

В научном труде Казанникова А.А. описаны и проанализированы молодежные неформальные движения времен СССР, а также выявлены причины их появления и популярности. Одной из первых причин исследователь называет желание молодежи бросить вызов традиционному укладу и рамкам, затем перечисляются такие причины, как преодоление непонимания, стремление к самоутверждению, реализации, выражение своей жизненной позиции, увлеченность западной культурой, потеря нравственных ориентиров и ценностных парадигм, а также влияние криминальных, бандитских группировок [Каза-никова, 2016, с. 44-47]. Большинство из них были агрессивно настроены и циничны. Тем более, что постепенный упадок и нищета в обществе привели к росту беспризорности и преступности [Казаникова, 2016, с. 44-47]. Поколение, чьё становление пришлось на 90-е годы, формировалось в жестких условиях конкуренции и самоутверждения, зачастую вопреки нормам морали и нравственности.

В современном мире неформальные молодежные движения и субкультуры остаются так же популярны. Подростки, юноши и девушки так же, как и раньше, стремятся к самовыражению, которое проявляется в протестных формах против общественных норм. При этом свойственный им инфантилизм не позволяет зачастую переходить от желаний к активным действиям, что все более усложняет внутренний духовный кризис. Помимо прочего, популярной становится символика и атрибутика различных неформальных и даже оккультных движений. Именно поэтому так популярно сейчас в среде молодежи неоязычество с его агрессивностью, радикализмом и национализмом. Все, что попадает под запрет, воспринимается как нечто особенно интересное, заманчивое. Порой молодые лю-

ди сами не понимают идеологии того, к чему по форме принадлежат. Стремление выделяться из толпы приводит к тому, что молодые люди оказываются в плену обстоятельств, а зачастую попадают в трагические ситуации и даже погибают. В большинстве случаев подобные ситуации случаются из-за конфликта детей и родителей. И конфликт этот имеет очень долгую историю, с глубокими серьезнейшими причинами, лежащими не только на поверхности, в сфере социального неравенства и общественных кризисных явлений, но и в глубине сознания и психологии.

Проблема потери привязанности между поколениями, отсутствие доверия и общения между детьми и родителями привело к тому, что подростки попадают под влияние деструктивных настроений и неформальных сообществ. В поиске самих себя, пытаясь найти свое призвание, самих себя, понимание и поддержку они идут куда угодно, но только не к родителям, осуждающим их увлечения, считающим их проблемы мелочными и несерьезными [Лисовский, 2000]. Чем старше становится ребенок, тем больше он отдаляется от родителей. А если он не находит смысла даже там, где на первый взгляд казалось, что обрел, наступает глубокое разочарование. Неразделенная любовь, непонимание родителей, проблемы со сверстниками, учебой и много чего еще приводят подростка или молодого человека в глубокий психологический кризис, тупик. Отсутствие мировоззренческих ориентиров, неких аксиологических парадигм и фундаментальных истин приводит к чувству потери самого себя, растерянности и переживаниям. Юношеский максимализм и острое восприятие действительности, завышенная эмоциональная реакция на события часто приводят к страшным трагическим последствиям: либо к наркомании, либо к преступности, либо к участию в оккультно-мистических, экстремистских группировках, но страшнее всего - суицид. Случаев суицида у подростков и молодежи огромное количество на сегодняшний день. Конечно, по сравнению с девяностыми их на порядок меньше, но все равно огромное количество. Из них случаев увлечения молодых людей оккультизмом и, как следствие, различными суицидальными группами, огромный процент. По данным Росстата Россия входит в тройку лидеров по числу самоубийств на душу населения. При этом средний возраст самоубийц - от 15 до 30 лет. Это страшная статистика. Именно этот факт должен направить внимание всех специалистов различных областей научной и общественной сферы на проблемы молодежи.

В статье «Исследование релятивизма в аксиологических ценностях современной студенческой молодежи: анализ проблем» Курочкиной Е.В. приводится градация ценностей современного молодого поколения. На первом месте стоит материальное благополучие, затем общение и общественное признание, семейные ценности, культура (в первую очередь информационная), на последнем месте ценностей находится наука и научные изыскания как нечто ненужное и не приносящее материальных доходов [Курочкина, 2021]. Основной желаемой ценностью становится получение материальных благ без каких-либо больших усилий и труда. Способы получения этих благ порой противоречат не только законам морали и нравственности, но и законодательству.

Факторы решения проблем в сфере воспитания молодежи

Одним из наиболее правильных путей переориентации молодого поколения является корректировка в семейном воспитании, восстановление доверия и привязанности между родителями и детьми. Это возможно осуществить, только планомерно и целенаправленно воспитывая родительство изначально, еще у детей. По мнению психологов [Петрановская, 2021; Ковалев, 2006], основополагающими факторами, формирующими привязанность ребенка к родителям как одну из главнейших витальных потребностей, является сугубое внимание к ребенку в первые его полтора года жизни. В этот период должно быть грудное вскармливание и постоянное пребывание взрослого с человеком, родившимся в мир. Ребенок рождается совершенно не подготовленным к жизни. Задача родителя - научить осно-

вам жизни, быть рядом, не бросать. С возрастом родитель все меньше должен находится рядом с ребенком, но при этом следить за увлечениями и интересами подростка, интересуясь его проблемами и окружением. Когда молодой человек уверен в поддержке родителей, он будет устойчив перед негативным влиянием современного мира. Он не будет бояться ошибок и последствий своих поступков.

В современном мире наблюдается смена воспитательных концепций среди все большего числа родителей. Они заводят детей уже в более сознательном возрасте, что позволяет им становиться наиболее адекватными, внимательными и отзывчивыми. Предоставляя ребенку определенную свободу в развитии, родитель дает некий стимул к тому, чтобы он проявлял свои способности. Это обуславливает формирование правильной самооценки и веру в себя, в собственные силы и возможности.

Вторым не менее важным фактором решения проблем, связанными с воспитанием молодежи, является поддержка молодых семей государством, путем выстраивания молодежной политики. Сейчас в данном вопросе присутствует положительная динамика. Все больше и больше молодых людей увлекаются спортом, искусством и наукой в рамках действующих социальных и воспитательных программ. Но этого по-прежнему недостаточно. Необходимо прививать в обществе интерес к здоровому и активному образу жизни. На смену агрессивному и неформальному поведению, которое присутствует у молодежи, предоставленной самой себе, должны прийти действительно интересные и полезные формы проведения досуга. Одним из позитивных примеров могут стать различные молодежные форумы, такие как «Молодое дело» (форум, созданный по инициативе Белгородской епархии с целью духовно-нравственного воспитания молодежи). В течении нескольких дней молодые люди проживают на базе отдыха в лесу, где общаются с инициативными, креативными и интересными людьми: священниками, учеными, спортсменами и др. Вечерами перед костром поют песни под гитару, общаются на темы, актуальные для данного возраста. Это помогает самореализации и социализации юношей и девушек. Они чувствуют свою причастность обществу, общению и миру.

Основным фактором благополучного будущего молодежи, по мнению многих исследователей [Ковалев, 2006; Курочкина, 2021; Лисовский, 2000] является состояние психологического комфорта, отсутствие страхов и искаженных представлений о мире и о себе. Свобода самовыражения и активное участие в молодежных мероприятиях, включенность в общественную жизнь дадут молодому человеку понимание собственной ценности и нужности своей стране. Необходим отметить, что наше государство и общество, ученые и педагоги общими силами смогут скорректировать и утвердить в сознании молодого поколения уверенность в себе и завтрашнем дне. Для этого на сегодняшний день создаются все возможности и условия.

Заключение

В итоге необходимо сказать, что все эти вышеуказанные способы решения проблем связаны больше с социальной сферой жизнедеятельности общества. А для формирования целостного мировоззрения и картины мира необходимо нечто большее, глубинное, стоящее вне материальных сфер. И здесь мы говорим о формировании аксиологических ценностей, их правильной формулировки и восприятия. Определение границ духовно-нравственных, моральных, этических и эстетических ценностей определит постепенное решение проблемы развития у молодого поколения устойчивости к катаклизмам времени, поможет сформировать личность, способную мыслить и развиваться, анализировать и сопоставлять, а главное знать свое собственное предназначение и разумно оценивать самого себя. Определяя жизненные приоритеты, мы определяем и действия, с помощью которых они реализуются. Как справедливо отмечено А.Н. Леонтьевым, ценности личности являются не только источником, но и смыслом, наиболее значимым для человека [Леонтьев,

1994, с. 78]. Принципиально важно определить эти ценности именно сейчас, в переломный момент, чтобы в будущем иметь устойчивое общество индивидов с четкой нравственной позицией и философской картиной мира.

Что касается методов преодоления современного релятивизма, разрозненности и мировоззренческой пустоты в молодом поколении, то они весьма разнообразны и должны быть рассмотрены в отдельной работе более подробно.

Список литературы

Выготский Л.С. 1983. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики. Педагогика, 368.

Казаникова А.А. 2016. Неформальные молодежные движения в СССР в период перестройки.

Юный ученый, 2(5): 44-47. Ковалев С.В. 2006. Мы родом из Страшного Детства. Как стать хозяином своего прошлого,

настоящего и будущего. Ростов н/Д, Феникс, 224 с. Курочкина, Е.В. Исследование релятивизма в аксиологических ценностях современной студенческой молодежи: анализ проблем. URL: https://davaiknam.ru/text/issledovanie-relyativizma-v-aksiologicheskih-cennostyah-sovrem (дата обращения: 02 апреля 2021). Леонтьев А.Н. 1994. Философия психологии: Из научного наследия. М., Изд-во МГУ, 228 с. Лисовский В.Т. 2000. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.,

С. Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов, 508 с. Петрановская Л.О. 2021. О том, как воспитывать (и не воспитывать) подростков. URL: https://www.pravmir.ru/kak-stat-samim-soboy-i-ne-rasstroit-mamochku-instruktsiya-k-podrostku-ot-lyudmilyi-petranovskoy/ (дата обращения: 04 апреля 2021). Петрановская Л.О. 2021. О современном поколении. URL: https://clutch.net.ua/deti/obuchenie/deti-otupeli-na-sebja-posmotrite-ljudmila-petranovskaja-o-sovremennom-pokolenii (дата обращения: 04 апреля 2021).

Сартр, Ж.-П. 1989. Экзистенциализм - это гуманизм. В кн.: Сумерки богов. М., Политиздат, 403 с. Фролова, Н.А., Браницкий В.В. 2019. Современная молодежь: взгляд изнутри. Вестник экономики,

права и социологии, 1: 167-170. Система ценностей российской молодежи: экспертная оценка. 2016. URL: https://rusrand.ru/docconf/sistema-cennostey-rossiyskoy-molodeji-ekspertnaya-ocenka (дата

обращения: 07 апреля 2021). Lewis C.S. 1955. Surprised by Joy: The Shape of My Early Life. New York City: Harcourt Brace Jovanovich. pp. 128-186.

Hailova, A.V. 2019. Value orientations of European youth the example of the UK. Voprosy

studencheskoy nauki, 11(39): 667-671. Sartre Jean-Paul. 1946. L'existentialisme est un humanism. France, Les Editions Nagel, Methuen & Co, 141 р. Sartre Jean-Paul. 2001. L'imagination. P., PUF, Sixieme e'dition, 163 p.

Clarke J., Hall S., Jefferson Т., Roberts В. 1976. Subcultures, cultures, and class. London: Routledge, 206 р. Willis P.E. 1981. Learning to labor: how working-class kids get working-class jobs. NY: Columbia University Press. 226 р.

Brake M. 1993. Comparative youth culture: the sociology of youth subcultures in Britain and Canada. London; New York: Routledge, 228 р.

References

Vygotskiy L.S. 1983. Sobraniye sochineniy: V 6-ti t. [Collected works: In 6 volumes] T. 3. Problemy

razvitiya psikhiki [Problems of psychic development]. Moscow, Publ. Pedagogika, 368 p. Kazanikova A.A. 2016. Neformal'nyye molodezhnyye dvizheniya v SSSR v period pe-restroyki [Informal

youth movements in the USSR during perestroika]. Yunyy uchenyy, 2(5): 44-47. Kovalev S.V. 2006. My rodom iz Strashnogo Detstva. Kak stat' khozyainom svoyego proshlogo, nastoyashchego i budushchego [We come from Terrible Childhood. How to become the master of your past, present and future]. Rostov n/D, Publ. Feniks, 224 p. Kurochkina, Ye.V. Issledovaniye relyativizma v aksiologicheskikh tsennostyakh sovre-mennoy studencheskoy molodezhi: analiz problem [he study of relativism in the axiological values of

modern student youth: analysis of problems]. Available at: https://davaiknam.ru/text/issledovanie-relyativizma-v-aksiologicheskih-cennostyah-sovrem (accessed: 02 April 2021).

Leont'yev A.N. 1994. Filosofiya psikhologii: Iz nauchnogo naslediya [Philosophy of Psychology: From the Scientific Heritage]. Moscow, Publ. MGU, 228 p.

Lisovskiy V.T. 2000. Dukhovnyy mir i tsennostnyye oriyentatsii molodezhi Rossii [Spiritual world and value orientations of Russian youth]. SPb., S.-Peterb. gumanit. un-t profsoyuzov, 508 p.

Petranovskaya L.O. 2021. O tom, kak vospityvat' (i ne vospityvat') podrostkov [How to educate (and not educate) teenagers]. Available at: https://www.pravmir.ru/kak-stat-samim-soboy-i-ne-rasstroit-mamochku-instruktsiya-k-podrostku-ot-lyudmilyi-petranovskoy/ (accessed: 04 April 2021).

Petranovskaya L.O. 2021. O sovremennom pokolenii [About the modern generation]. URL: https://clutch.net.ua/deti/obuchenie/deti-otupeli-na-sebja-posmotrite-ljudmila-petranovskaja-o-sovremennom-pokolenii (data obrashcheniya: 04 aprelya 2021).

Sartr Zh.-P. 1989. Ekzistentsializm - eto gumanizm [Existentialism is humanism]. In.: Sumerki bogov [Twilight of the Gods]. Moscow, Publ. Politizdat, 403 p.

Frolova N.A., Branitskiy V.V. 2019. Sovremennaya molodezh': vzglyad iznutri [Modern Youth: Inside View]. Vestnikekonomiki, prava i sotsiologii, 1: 167-170.

Sistema tsennostey rossiyskoy molodezhi: ekspertnaya otsenka [The system of values of Russian youth: expert assessment]. Available at: https://rusrand.ru/docconf/sistema-cennostey-rossiyskoy-molodeji-ekspertnaya-ocenka (accessed: 07 April 2021).

Lewis C.S. 1955. Surprised by Joy: The Shape of My Early Life. New York City: Harcourt Brace Jovanovich. pp. 128-186.

Hailova A.V. 2019. Value orientations of European youth the example of the UK. Voprosy studencheskoy nauki, 11(39): 667-671.

Sartre Jean-Paul. 1946. L'existentialisme est un humanism. France, Les Editions Nagel, Methuen & Co, 141 р.

Sartre Jean-Paul. 2001. L'imagination. P., PUF, Sixieme e'dition, 163 p.

Clarke J., Hall S., Jefferson Т., Roberts В. 1976. Subcultures, cultures, and class. London: Routledge, 206 р.

Willis P.E. 1981. Learning to labor: how working-class kids get working-class jobs. NY: Columbia University Press. 226 р.

Brake M. 1993. Comparative youth culture: the sociology of youth subcultures in Britain and Canada. London; New York: Routledge, 228 р.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалась. Conflict of interest: no potential conflict of interest has been reported.

Поступила в редакцию 18.12.2021 Received December 18, 2021

Поступила после рецензирования 18.03.2022 Revised March 18, 2022

Принята к публикации 30.07.2022 Accepted July 30, 2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Дагаев Рашид Рамазанович, старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия

Филатова Яна Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Rashid R. Dagaev, senior lecturer departments of theory and technology of social work A.A. Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia

Yana S. Filatova, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.