Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В 90-Е ГГ. XX В. КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В 90-Е ГГ. XX В. КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
120
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЮЖНЫЙ УРАЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самохина Анна Владимировна, Худобородов Александр Леонидович

Актуальность изучаемой проблемы определяется объектом исследования, а именно политикой Российского государства в отношении молодежи. В условиях глобализации в современном мире очень важным условием воспитания молодого поколения в духе «здоровой нации» является противодействие тем социокультурным угрозам и вызовам, которые могут подрывать национальную безопасность России. Молодые граждане - это будущее государства. Во многом именно молодое поколение определяет будущее технологического, интеллектуального, политического, экономического, демографического, экологического богатства страны. Важно извлечь уроки, как позитивные, так и негативные, из опыта «переходного» периода (1990-е гг.) для формирования современной молодежной политики в Российской Федерации. Цель статьи - изучить основные направления реализации молодежной политики в одном из крупных регионов Российской Федерации - на Южном Урале в 1990-е гг. Методы исследования: системно-структурный метод, историко-сравнительный метод, историко-генетический метод. В результате исследования авторы статьи проанализировали исторический опыт решения проблем переходного периода развития России, в частности, в сфере реализации основных направлений молодежной политики, предоставления ей возможности развития и реализации своих возможностей, получения помощи со стороны государства. Сформулированные выводы и практические рекомендации позволят использовать данные научные результаты для совершенствования государственной молодежной политики в современной России, а также подготовки обобщающих работ по истории Южного Урала новейшего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Самохина Анна Владимировна, Худобородов Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH POLICY IN THE SOUTH URALS IN THE 1990S AS A FACTOR IN RUSSIAN NATIONAL SECURITY

The relevance of the problem under study is determined by the object of the study, namely the youth policies of the Russian state. In the context of globalization, a very important condition for educating the younger Russian generations in the spirit of a «healthy nation» is to counter those socio-cultural threats and challenges that can undermine Russian national security. Young citizens are the future of the state. In many ways, it is the younger generation who determine the future of the technological, intellectual, political, economic, demographic, and environmental wealth of the country. It is important to draw lessons, both positive and negative, from the experience of the transitional period of the 1990s for the formation of a modern youth policy in Russia. The article studies the main directions of the implementation of youth policies in the 1990s in one of the largest regions of Russia-the South Urals. The system-structural method, the historical-comparative method, and the historical-genetic method were used as research methods. The study analyzes the historical experience of solving the problems of the transitional period of Russia’s development in particular, in the implementation of the main directions of youth policy, providing youth with the opportunity to develop and realize their capabilities and receive assistance from the state. The conclusions and practical recommendations make it possible to use the results to improve Russian youth policies and to prepare general works on the modern history of the South Urals.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В 90-Е ГГ. XX В. КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

УДК 93/94 + 323.212 йО!: 10.14529/взИ220306

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В 90-е гг. XX в. КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

А. В. Самохина, А. Л. Худобородов

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация

Актуальность изучаемой проблемы определяется объектом исследования, а именно политикой Российского государства в отношении молодежи. В условиях глобализации в современном мире очень важным условием воспитания молодого поколения в духе «здоровой нации» является противодействие тем социокультурным угрозам и вызовам, которые могут подрывать национальную безопасность России. Молодые граждане - это будущее государства. Во многом именно молодое поколение определяет будущее технологического, интеллектуального, политического, экономического, демографического, экологического богатства страны. Важно извлечь уроки, как позитивные, так и негативные, из опыта «переходного» периода (1990-е гг.) для формирования современной молодежной политики в Российской Федерации. Цель статьи - изучить основные направления реализации молодежной политики в одном из крупных регионов Российской Федерации - на Южном Урале в 1990-е гг. Методы исследования: системно--структурный метод, историко-сравнительный метод, историко-генетический метод. В результате исследования авторы статьи проанализировали исторический опыт решения проблем переходного периода развития России, в частности, в сфере реализации основных направлений молодежной политики, предоставления ей возможности развития и реализации своих возможностей, получения помощи со стороны государства. Сформулированные выводы и практические рекомендации позволят использовать данные научные результаты для совершенствования государственной молодежной политики в современной России, а также подготовки обобщающих работ по истории Южного Урала новейшего времени.

Ключевые слова: молодежь, Южный Урал, государственная молодежная политика, национальная безопасность, Россия.

Введение

В современном мире молодежная политика занимает одно из приоритетных направлений как во внутренней политике отдельных государств, так и в целом всего мирового сообщества. Правительства всех государств должны понимать, что будущее государства, его развитие, в конечном итоге его национальная безопасность определяются тем, какое молодое поколение придет к власти через десятилетия. Поэтому уже сейчас разрабатываются, утверждаются и реализуются различные концепции, программы, планы развития молодежной политики. При этом ключевым критерием является воспитание современного «цифрового поколения» в духе мира, терпимости, свободы, равенства, гражданственности, патриотизма, уважения, трудолюбия, ответственности, на основе традиционных морально-этических принципов.

В 1990-е гг., когда Россия вступила на путь демократических преобразований, состояние общества в целом и молодежи в частности вызывало большую тревогу. На страницах прессы того времени появилось такое определение в отношении молодежи 90-х гг. XX в., как «потерянное поколение» [1, с. 2]. И это не случайно. Ведь в действительности произошел разрыв поколений, была разрушена связь времен, были попытки начисто отвергнуть и перечеркнуть все советское прошлое. Под лозунгом деидеологизации и нового мышления в новой России стали воспитывать подрост-

ков-глобалистов, «открытых миру». В этом отношении у молодежи кардинально изменились сущностные представления о морали и нравственности по сравнению с советской эпохой. Теперь стало можно все, что раньше было под «запретом», в том числе это касалось и полового воспитания подростков. В целом в обществе, в том числе в среде молодежи, широко распространилось безверие, равнодушие, нигилизм и корысть. Южный Урал как один из регионов Российской Федерации не стал исключением в развитии данных процессов. В начале 1990-х гг. ситуацию в Челябинской области осложнил еще и кризис власти - наличие двух глав администрации Челябинской области -В. П. Соловьева и П. И. Сумина [2, л. 2].

Целью данной статьи является изучение основных направлений реализации молодежной политики в одном из крупных регионов России -на Южном Урале в 90-е гг. XX в. В ходе проведенного исследования авторам статьи удалось решить важную научную задачу, а именно: выявить взаимосвязь и преемственность в проведении молодежной политики России 1990-х гг. и в настоящее время, что особенно важно учитывать для будущего развития страны.

Обзор литературы

Проблема реализации молодежной политики является одной из самых изучаемых и обсуждаемых в мире. Современные авторы, исследующие проблемы молодежной политики, акцентируют внима-

ние на таких аспектах, как защита прав молодежи в условиях пандемии СОУШ-19, а также связанных с этим ограничений прав молодежи и изменение их образа жизни [3, 4].

Российские ученые [5, 6] в своих работах изучают основные этапы формирования и реализации молодежной политики в России. Особое внимание уделяется становлению нормативно-правовой базы молодежной политики, механизмам ее реализации и особой роли государства в данной сфере.

Современная государственная молодежная политика является предметом исследования и на уровне отдельных регионов Российской Федерации - на Северном Кавказе [7], на юге России [8], на Дальнем Востоке [9], на Южном Урале [10]. Однако необходимо отметить, что изучение реализации основных направлений молодежной политики как фактора обеспечения национальной безопасности России в современных условиях, в том числе на Южном Урале, отсутствует, что в еще большей степени актуализирует наше исследование.

Методы исследования

В данной научной статье авторами используется системно-структурный метод. Этот метод дал возможность рассмотреть основные направления деятельности органов государственной власти Челябинской области в отношении молодежи как часть общефедеральной системы реализации молодежной политики. Она включила в себя концепции, федеральные и региональные программы, планы, в которых фиксировались основные направления модернизации и развития политики, проводимой в отношении молодого поколения. Кроме того, учитывалось взаимодействие органов власти с различными структурами - общественными организациями и движениями, союзами, с организациями дополнительного образования детей, с религиозными организациями.

Историко-сравнительный метод позволил выявить общие и специфические особенности основных механизмов взаимодействия органов государственной власти Челябинской области с молодежью в сравнении - в разные исторические периоды - Советского Союза и Российской Федерации.

Историко-генетический метод позволил рассмотреть причины генезиса и специфики изменения отношения к духовным и нравственным ценностям среди молодежи, чему, безусловно, способствовали такие процессы, как «перестройка», «гласность», «демократизация».

Результаты и дискуссия

В конце XX в. российское государство и общество находились в кризисном состоянии [11, л. 220], что самым болезненным образом отразилось на судьбах молодежи. 1990-е гг. были переходным периодом из одной общественно-политической системы - авторитарной, к другой - демократической. Реформы 1990-х гг. выявили и обострили негативные тенденции в российском обществе. Характер

взаимоотношений «власть - общество» находился на уровне глубокого взаимного отчуждения [11, л. 222]. Кризис нравственных ценностей породил конфликт и даже разрыв поколений. Уделом очень многих молодых людей стали преступность, наркомания, проституция. В условиях борьбы за выживание сама потребность в чтении у многих становилась «излишеством». В стране появилось большое число неграмотных молодых людей. Южный Урал в этом отношении не стал исключением.

Период 1990-х гг. можно обозначить как период становления новой государственной молодежной политики. Если в прошлом комсомольская и пионерская организации были частью единой государственной системы воспитания молодого поколения, то в начале 1990-х гг. их социально-педагогический потенциал оказался невостребованным государством. В это время разрабатывались новые концепции, программы и механизмы реализации мер по воспитанию молодого поколения, а также по улучшению их положения. В структуре Правительства Челябинской области действовал комитет по делам молодежи во главе с В. В. Смирновым. К концу 1990-х - началу 2000-х гг. начинают появляться первые нормативно-право -вые акты в сфере социальной защиты молодежи. В 1998 г. были приняты Закон Челябинской области № 46-ЗО «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Челябинской области» [12] и Постановление Губернатора Челябинской области № 234 «О мерах поддержки молодежи в Челябинской области» [13]. В 2000 г. был принят Закон Челябинской области № 114-ЗО «Об организации опеки и попечительства в Челябинской области» [14], в 2001 г. -Закон Челябинской области № 54-ЗО «Об охране и защите прав детей в Челябинской области» [15], в 2002 г. - Закон Челябинской области № 125-ЗО «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области» [16]. Председателем Челябинской областной думы, а затем Законодательного Собрания Челябинской области в исследуемый период времени был В. Н. Скворцов, которого в 1995 г. сменил В. Ф. Давыдов.

В июне 1999 г. была принята «Концепция государственной молодежной политики в Челябинской области» [17]. С этого же года начинается финансирование новых целевых региональных программ, связанных с проблемами молодежи -«Безопасное материнство», «Социальная защита семьи и детей», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Вопросом особой важности являлся вопрос борьбы с наркоманией среди молодежи. Так, по данным прокурора Челябинской области А. И. Брагина, на Южном Урале были известны факты пресечения силами правоохранительных

органов огромных партий контрабандных поставок наркотиков из Казахстана и Таджикистана [18, с. 21]. Борьба с наркоманией осуществлялась не только силами правоохранительных органов, но и через систему медицинской помощи. Свою деятельность продолжал областной наркологический диспансер, где были созданы нормальные условия для лечения и реабилитации молодых людей, пострадавших от наркотической зависимости. Конечно же, данных мер было недостаточно. Главными профилактическими средствами в борьбе с наркоманией продолжали оставаться организация занятости общественно полезным трудом, отдых, учебная и научная деятельность, спорт.

В результате тяжелых последствий реформ 1990-х гг. обострилась проблема безработицы среди молодежи, молодое поколение очень остро испытывало проблему занятости в свободное время. Для решения этого вопроса на Южном Урале была сформирована система временного трудоустройства подростков, особенно в каникулы. Данная программа позволяла получить дополнительный заработок в семьях, отвлекала от бездельного сидения подростков во дворах и в целом способствовала снижению уровня немотивируемой подростковой преступности. Для трудных подростков была создана и работала система летних спортивно-полевых лагерей. В 1998 г. в таких лагерях проходили воспитание 750 подростков, в 1999 г. - 3 тыс. человек [18, с. 44]. Проблема трудоустройства студенческой молодежи на Южном Урале в свободное от учебы время, в период производственной практики и каникул частично была решена за счет деятельности студенческих строительных отрядов

на базе Южно-Уральского государственного университета и других вузов нашей области, где каждый студент мог поработать плотником, каменщиком, монтажником, штукатуром-маляром. Эта деятельность продолжается и в современное время. На данный момент в ЮУрГУ действует четыре направления деятельности студенческих отрядов: строители, проводники, вожатые и сервис.

В вопросах борьбы с подростковой преступностью в системе органов государственной власти положительную роль сыграли комиссии по делам несовершеннолетних, основной целью которых стало решение проблем защиты и охраны молодежи.

Правовое воспитание молодежи в первую очередь было ориентировано на предупреждение податливости негативным проявлениям в обществе, формирование уважения к закону на уровне личного убеждения. Для этого на Южном Урале проводились занятия с педагогическими коллективами по закреплению четкого понимания правовых понятий, возможностей использования правовых средств воздействия на обучающихся, склонных к совершению правонарушений, и на окружающую их неблагоприятную семейно-бытовую обстановку. Использовались внеурочные формы

работы - диспуты, встречи с работниками правоохранительных органов, конкурсы, посещение правоохранительных учреждений. В 1990-е гг. функционируют научные общества учащихся, что дает возможность молодому поколению выступать на научно-практических конференциях, участвовать в областных и Всероссийских олимпиадах. Привлекались сотрудники библиотек, в задачу которых входила подборка книг и материалов периодической печати для педагогов, родителей по правовому воспитанию молодого поколения. Также была продолжена работа образовательных организаций региона и профессорско-преподавательских коллективов вузов: Челябинского государственного педагогического университета, Магнитогорского государственного университета, академий физической культуры и спорта и культуры и искусства - по формированию профессиональных навыков студентов к участию в процессе всестороннего воспитания юношей и девушек. Так, на базе Челябинского государственного педагогического университета был создан один из первых студенческих педагогических отрядов «Луч», который продолжал свою работу и в 1990-е гг. Работа с молодым поколением велась круглогодично: в клубах по месту жительства, школах, интернатах. Вожатые проходили очень хорошую подготовку, что позволяло использовать данные профессиональные качества, мастерство в воспитании молодого поколения.

В 1990-е гг. в связи с разрушением прежней системы пионерской и комсомольской организаций в реализации молодежной политики все большую роль начинает играть система дополнительного образования. На Южном Урале за счет дополнительного финансирования было увеличено количество кружков и секций. Проводилась система работы с молодежью через клубы по месту жительства, было развито движение спортивно-дворовых команд «Золотая шайба» и «Кожаный мяч». В исследуемый период была запущена программа по увеличению спортивных площадок по месту жительства, проводились военно-спортивные соревнования. Больше внимания стали уделять развитию технических и военно-прикладных видов спорта. В области получила реализацию такая программа, как «Развитие патриотизма, гражданственности и подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах» [18, с. 51].

Важнейшим инструментом создания основ демократического государства на грядущую перспективу в 1990-е гг. стало развитие молодежных общественных объединений и организаций, молодежных ассоциаций, различных общественных структур, центров, действующих в интересах молодежи, и их взаимодействие с органами государственной власти. А сложившаяся к началу 2000-х гг. система политических, образовательных, воспитательных, культурно-досуговых организаций имела сущест-

венный социально-педагогический потенциал для реализации основных направлений молодежной политики государства и решения важнейших проблем, связанных с социализацией молодежи.

В исследуемый период очень важной проблемой молодежи была проблема доступности высшего образования. В связи с этим на Южном Урале была создана система Губернаторского набора, которая гарантировала, что до 500 молодых людей из малообеспеченных семей из сельских школ, малых территорий ежегодно поступали в вузы области только на основе рекомендации Губернатора. Данная программа была направлена на решение сразу двух основных проблем - дать образование молодым людям из малообеспеченных семей, а также подготовить необходимых специалистов.

Существенный вклад в воспитание молодежи стал вносить созданный в 1995 г. Челябинский областной общественный благотворительный фонд «Будущее Отечества» им. В. П. Поляничко. Цель создания этого фонда - формирование у молодежи истинных духовных ценностей. От того, насколько молодое поколение будет готово к новому типу социальных отношений, какие ценностные ориентации у него будут сформированы, зависит путь развития России как в настоящем, так и в будущем. Поэтому главными направлениями деятельности Фонда стали поддержка молодежного движения, повышение социальной активности, создание условий для развития творческих способностей и дарований молодых людей, успешности обучения, овладения избранной специальностью, сохранение здоровья и ведения здорового образа жизни.

Учитывая опыт 1990-х гг. и современную социокультурную ситуацию, мы сформулировали практические рекомендации в реализации государственной молодежной политики по воспитанию молодежи, которые могут быть использованы на Южном Урале в настоящем.

1. Условия глобализации и навязывания чуждых ценностей и стандартов жизни, прежде всего западноевропейских: поощрения развития гендер-ной идентичности у молодежи, воспитания транс-гендерных детей и подростков, пропаганды гомосексуальных отношений [19-21], обязывают Российское государство противостоять этим вызовам и угрозам, которые способствуют развитию молодого поколения с деформированным сознанием и психикой, а также формировать свою национальную политику в России по воспитанию молодежи в духе традиционных семейных ценностей: брак -это союз мужчины и женщины, ценность многодетной и многопоколенной семьи.

2. В воспитании молодого поколения нет принципа более действенного, чем принцип «делай как я». В основе процесса воспитания современной молодежи должен быть пример деятельности реальных людей, современников, жизнь и дела

которых являются образцом для тех, кто идет вслед за ними: политические деятели, военные, учителя, врачи, родители, спортсмены.

3. Гуманизация образования и воспитания, базирующаяся на общечеловеческих ценностях, таких как религиозные добродетели, свобода, труд, гражданственность, патриотизм, неприятие национализма, экстремизма и терроризма.

4. Преемственность поколений и традиций, «связь времен», сохранение и передача современным детям лучших традиций, культурных ценностей прошлого, в том числе на уровне каждого отдельно взятого региона.

5. Постоянное вовлечение молодежи в активную социально-творческую деятельность - во-лонтёрство, акции, конкурсы, проекты, соревнования, - расширяя их социальные права и возможности за счет развития самоуправления, проявления активности в различных видах деятельности, исключающей агрессию, вредные привычки - наркоманию, табакокурение, алкоголизм.

Выводы

В заключение необходимо отметить, что в 1990-е гг. были заложены основы в реализации новой молодежной политики. Определенным достижением в этом направлении явилась разработка и принятие законодательных и других нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты молодежи, Концепции государственной молодежной политики в Челябинской области, создание комитета по делам молодежи при Правительстве Челябинской области. Система Губернаторского набора позволила решить проблему доступности высшего образования. Так, по данным доклада о реализации молодежной политики в 1990-е гг. заместителя губернатора Челябинской области по социальным вопросам, культуре и образованию А. Н. Косилова, по числу студентов на 100 тыс. населения Челябинская область вплотную приблизилась к ведущим Западно-Европейским странам [18, с. 8]. Дополнительным позитивным импульсом в реализации основных направлений молодежной политики стала деятельность студенческих строительных отрядов, студенческого педагогического отряда «Луч», развитие системы дополнительного образования, увеличение количества спортивных площадок, а также создание и деятельность Челябинского областного общественного благотворительного фонда «Будущее Отечества» им. В. П. Поляничко. В то же время очень острой продолжала оставаться проблема борьбы с наркоманией среди молодежи, проблема безработицы была решена частично.

Молодежь - это одна из самых важных категорий населения в стране. Это будущее государства. Поэтому государственная молодежная политика должна быть приоритетной, если думать о национальной безопасности.

В 1990-е гг., когда значительно была разрушена связь поколений, молодежь в России оказалась

в очень сложном положении. В этих условиях государству было необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию всех народов России. Ведь общеизвестно, что общество, которое не помнит прошлого, обречено на деградацию и, напротив, общество, которое опирается на традиции предшествующих поколений, обретает бессмертие.

В исследуемый период перед обществом стояла серьезная задача - воспитание молодого поколения обновленной, возрождающейся России, воспитание высоконравственных, образованных молодых людей, которые обеспечат подъем и процветание нашей страны и Южного Урала, которая сохраняет свою актуальность и в наше время.

Исследование выполнено в рамках реализации гранта № ШК-013-21 Шадринского государственного педагогического университета «Молодежная политика в России в 1940-х -1990-х гг.: сравнительный анализ (на материалах Челябинской области)». Фонд (организация): Шадринский государственный педагогический университет.

Литература

1. Кузьмин, А. Убитое детство / А. Кузьмин // Вечерний Челябинск. - 1999. - 20 мая.

2. ОГАЧО. - Ф. P-274. - Оп. 3. - Д. 46.

3. Lynch, N. «Zooming In» on Children's Rights During a Pandemic: Technology, Child Justice and covid-19 / N. Lynch, U. Kilkelly // The international journal of children's right. - 2021. - V. 29, Iss. 2. - P. 286-304. - URL: https://brill.com/view/jour nals/chil/29/2/article-p286_286.xml.

4. Peleg, N. Covid-19 and children's rights: space for reflection, tracing the problems and facing the future / N. Peleg, L. Lundy, H. Stalford // The International Journal of Children's Right. - 2021. - Vol. 29. - P. 255-259. - URL: https://brill.com/view/jour nals/chil/29/2/article-p255_255.xml.

5. Коряковцева, О. А. Государственная молодежная политика в современной России / О. А. Ко-ряковцева // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2009. - № 1 (15). - С. 122-128.

6. Борзенко, Г. В. Государственная молодежная политика в России и перспективы ее современного развития / Г. В. Борзенко // Молодой ученый. - 2020. - № 45 (335). - С. 301-304.

7. Бозиев, А. Р. Государственная молодежная политика и ее реализация в Кабардино-Балкарской Республике (вторая половина 1980-х - начало 2000-х гг.) : дис. ... канд. ист. наук / А. Р. Бозиев. -Нальчик, 2021. - 216 с.

8. Гусарова, М. А. Ценностные ориентации современной российской молодежи: на примере Краснодарского края : дис. ... канд. социол. наук /

М. А. Гусарова. - Краснодар, 2005. - 158 с.

9. Панова, Е. А. Современная российская молодежная политика: государственные ориентиры и региональная практика (на примере Дальневосточного региона) / Е. А. Панова, Н. Н. Опарина, Е. В. Андрюшина // Государственное управление. Электронный вестник. - 2017. - № 64. - С. 194-216.

10. Бояршинова, И. М. Осуществление молодежной политики на Южном Урале: 1985-2005 гг. : дис. ... канд. ист. наук / И. М. Бояршинова. -Оренбург, 2006. - 236 с.

11. ГАРФ. Ф. А-664. Оп. 1. Д. 122.

12. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Челябинской области : Закон Челябинской области от 28.05.1998 г. № 46-ЗО - URL: https://dmp.mgo pu.ru/data/915.doc (дата обращения: 24.01.2022).

13. О мерах поддержки молодежи в Челябинской области : Постановление Губернатора Челябинской области от 23.04.1998 г. № 234. - URL: https://docs.cntd.ru/document/920300604 (дата обращения: 26.01.2022).

14. Об организации опеки и попечительства в Челябинской области : Закон Челябинской области от 13.03.2000 г. № 114-ЗО. - URL: https:// docs.cntd.ru/document/920301149 (дата обращения: 26.01.2022).

15. Об охране и защите прав детей в Челябинской области : Закон Челябинской области от 29.11.2001 г. № 54-ЗО - URL: https://docs. cntd.ru/document/432841276 (дата обращения: 28. 01.2022).

16. О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области : Закон Челябинской области от 15.12.2002 г. № 125-ЗО - URL: https://docs. cntd.ru/document/920304061 (дата обращения: 28. 01.2022).

17. О Концепции государственной молодежной политики в Челябинской области : Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 24.06.1999 г. № 578 - URL: https:// docs.cntd.ru/document/920300850 (дата обращения: 30.01.2022).

18. Александрович, Ю. М. Дети. Молодежь. Общество : Международный форум / Ю. М. Александрович. - Челябинск, 2000. - 66 с.

19. Robinson, B. Talking with Teens about Sexuality / B. Robinson, L. Scott. - Bloomington : Bethany House Publishers, 2021. - 205 p.

20. Guzzetti, B. Literacies, Sexualities, and Gender: Understanding Identities from Preschool to Adulthood / B. Guzzetti, T.-W. Bean, J. Dunkerly-Bean. -Oxford : Taylor & Francis Group, 2018. - 246 p.

21. Soh, D. The End of Gender: Debunking the Myths about Sex and Identity in Our Society / D. Soh. - N. Y. : Threshold Editions, 2020. - 336 p.

Самохина Анна Владимировна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск), e-mail: samokhinaav@cspu.ru. ORCID 0000-0001-9669-9925

Худобородов Александр Леонидович - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск), e-mail: hudoborodoval@cspu.ru. ORCID 0000-0003-4825-8927

Поступила в редакцию 13 марта 2022 г.

DOI: 10.14529/ssh220306

YOUTH POLICY IN THE SOUTH URALS IN THE 1990s AS A FACTOR IN RUSSIAN NATIONAL SECURITY

A. V. Samokhina, A. L. Khudoborodov

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

The relevance of the problem under study is determined by the object of the study, namely the youth policies of the Russian state. In the context of globalization, a very important condition for educating the younger Russian generations in the spirit of a «healthy nation» is to counter those socio-cultural threats and challenges that can undermine Russian national security. Young citizens are the future of the state. In many ways, it is the younger generation who determine the future of the technological, intellectual, political, economic, demographic, and environmental wealth of the country. It is important to draw lessons, both positive and negative, from the experience of the transitional period of the 1990s for the formation of a modern youth policy in Russia. The article studies the main directions of the implementation of youth policies in the 1990s in one of the largest regions of Russia-the South Urals. The system-structural method, the historical-comparative method, and the historical-genetic method were used as research methods. The study analyzes the historical experience of solving the problems of the transitional period of Russia's development in particular, in the implementation of the main directions of youth policy, providing youth with the opportunity to develop and realize their capabilities and receive assistance from the state. The conclusions and practical recommendations make it possible to use the results to improve Russian youth policies and to prepare general works on the modern history of the South Urals.

Keywords: youth, South Urals, state youth policy, national security, Russia.

References

1. Kuzmin A. Ubitoye detstvo [Killed Childhood]. Vecherniy Chelyabinsk. 1999. 20 May.

2. Obyedinennyy gosudarstvennyy arkhiv Chelyabinskoy oblasti (OGAChO) [Unated State Archive of the Chelyabinsk Region (USACR)]. F. P-274. Op. 3. D. 46.

3. Lynch N., Kilkelly U. «Zooming In» on Children's Rights During a Pandemic: Technology, Child Justice and covid-19 // The International Journal of Children's Right. 2021. Vol. 29 (2). P. 286-304. URL: http s://brill.com/view/journals/chil/29/2/article-p286_286.xml.

4. Peleg N., Lundy L., Stalford H. Covid-19 and Children's Rights: Space for Reflection, Tracing the Problems and Facing the Future // The International Journal of Children's Right. 2021. Vol. 29 (2). P. 255259. URL: https://brill.com/view/journals/chil/29/2/article-p255_255.xml.

5. Koryakovtseva O.A. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v sovremennoy Rossii [State Youth Policy in Modern Russia] // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 1 (15). S. 122-128.

6. Borzenko G.V. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v Rossii i perspektivy yeye sovremennogo razvitiya [State Youth Policy in Russia and the Prospects for its Modern Development] // Molodoy uchenyy. 2020. № 45 (335). S. 301-304.

7. Boziev A.R. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika i yeye rsalizatsiya v Kabardino-Balkarskoy Respublike (vtoraya polovina 1980-h - nachalo 2000-h gg.) [State Youth Policy and Its Implementation in the Kabardino-Balkarian Republic (Second Half of the 1980s to the Early 2000s)]: dis. ... kand. ist. nauk. Nalchik, 2021. 216 s.

8. Gusarova M.A. Tsennostnyye oriyentatsii sovremennoy rossiyskoy molodezhi: na primere Krasnodarskogo kraya [Value Orientations of Modern Russian Youth: Using the Example of the Krasnodar Territory]: dis. ... kand. sotsiol. nauk. Krasnodar, 2005. 158 s.

9. Panova E.A., Oparina N.N., Andryushina E.V. Sovremennaya rossiyskaya molodezhnaya politika: gosudarstvennyye oriyentiry i regional'naya praktika (na primere Dal'nevostochnogo regiona) [Modern Russian Youth Policy: State Guidelines and Regional Practice (Using the Example of the Far East region)] // Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. 2017. № 64. S. 194-216.

10. Boyarshinova I.M. Osushchestvleniye molodezhnoy politiki na Yuzhnom Urale: 1985-2005 gg. [Implementation of Youth Policy in the South Urals: 1985-2005]: dis. ... kand. ist. nauk. Orenburg, 2006. 236 s.

11. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation (SARF)]. F. A-664. Op. 1. D. 122.

12. O gosudarstvennoy podderzhke molodezhnykh i detskikh obshchestvennykh ob"yedineniy Chelyabinskoy oblasti. Zakon Chelyabinskoy obl. ot 28.05.1998. № 46-ZO [On State Support of Youth and Children's Public Associations of the Chelyabinsk Region. Law of the Chelyabinsk Region of 28.05.1998 № 46-ZO]. URL: https://dmp.mgopu.ru/data/915.doc.

13. O merakh podderzhki molodezhi v Chelyabinskoy oblasti. Postanovleniye Gubernatora Chelyabinskoy obl. ot 23.04.1998. № 234 [On Measures to Support Youth in the Chelyabinsk Region. Decree of the Governor of the Chelyabinsk Region of 23.04.1998 no. 234]. URL: https://docs.cntd.ru/document/920300604.

14. Ob organizatsii opeki i popechitel'stva v Chelyabinskoy oblasti. Zakon Chelyabinskoy obl. ot 13.03.2000. № 114-ZO [On the Organization of Guardianship and Patronage in the Chelyabinsk Region. Law of the Chelyabinsk Region of 13.03.2000 no. 114-ZO]. URL: https://docs.cntd.ru/document/920301149.

15. Ob okhrane i zashchite prav detey v Chelyabinskoy oblasti. Zakon Chelyabinskoy obl. ot 29.11.2001. № 54-ZO [On the Security and Protection of the Rights of Children in the Chelyabinsk Region. Law of the Chelyabinsk Region of 29.11.2001 no. 54-ZO]. URL: https://docs.cntd.ru/document/432841276.

16. O sisteme profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh v Chelyabinskoy oblasti. Zakon Chelyabinskoy obl. ot 15.12.2002. № 125-ZO [On the System of Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency in the Chelyabinsk Region. Law of the Chelyabinsk Region of 15.12.2002 no. 125-ZO]. URL: https://docs.cntd.ru/document/920304061.

17. O Kontseptsii gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v Chelyabinskoy oblasti. Postanovleniye Zakonodatel'nogo Sobraniya Chelyabinskoy obl. ot 24.06.1999. № 578 [About the Concept of the State Youth Policy in the Chelyabinsk Region. Decree of the Legislative Assembly of the Chelyabinsk Region of 24.06.1999 no. 578]. https://docs.cntd.ru/document/920300850.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Aleksandrovich Y.M. Deti. Molodezh'. Obshchestvo [Children. Youth. Society]: Mezhdunarodnyy forum. Chelyabinsk, 2000. 66 s.

19. Robinson B., Scott L. Talking with Teens about Sexuality. Bloomington: Bethany House Publishers, 2021. 205 p.

20. Guzzetti B., Bean T.-W., Dunkerly-Bean J. Literacies, Sexualities, and Gender: Understanding Identities from Preschool to Adulthood. Oxford: Taylor & Francis Group, 2018. 246 p.

21. Soh D. The End of Gender: Debunking the Myths about Sex and Identity in Our Society. N.Y.: Threshold Editions, 2020. 336 p.

Anna V. Samokhina - Cand. Sc. (History), Associate Professor, Associate Professor of the Department of National History and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk), e-mail: samokhinaav@cspu.ru

Alexander L. Khudoborodov - D. Sc. (History), Professor, Professor of the Department of National History and Law South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk), e-mail: hudoborodoval@cspu.ru

Received March 13, 2022

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Самохина, А. В. Молодежная политика на Южном Урале в 90-е гг. XX в. как фактор национальной безопасности России / А. В. Самохина, А. Л. Худобородов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2022. - Т. 22, № 3. - С. 43-49. Б01: 10.14529^^20306

Samokhina A. V., Khudoborodov A. L. Youth Policy in the South Urals in the 1990s as a Factor in Russian National Security. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 2022, vol. 22, no. 3, pp. 43-49. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh220306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.