Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
846
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Южаков Владимир Алексеевич

В статье рассматриваются российские законы и подзаконные нормативные акты, посредством которых реализуется государственная политика в области военно-патриотического воспитания российской молодежи; делается вывод о том, что совокупность направлений, форм и методов, уровней ответственности, источников финансирования мероприятий военно-патриотического воспитания граждан России следует оценивать как цельную и комплексную систему; акцентируется, что военно-патриотическое воспитание молодежи допризывного возраста и армейской молодежи отличается содержательно и по регулирующим органам власти; дается краткий анализ статей по данной тематике в научной электронной библиотеке России; говорится о целесообразности применения социального, исторического и национального подходов при организации воспитательных мероприятий; констатируется, что технико-технологическое и информационно-коммуникационное состояние современного общества накладывает на организаторов военно-патриотического воспитания молодежи дополнительные квалификационные требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Южаков Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF RUSSIAN YOUTH: LEGISLATIVE FRAMEWORK, MODERN FEATURES IN THE FIELD OF VOCATIONAL EDUCATION

The article deals with Russian laws and by-laws, through which the state policy in the field of military-patriotic education of Russian youth is implemented. It is concluded that the totality of areas, forms and methods, levels of responsibility, sources of funding for military-patriotic education of Russian citizens should be assessed as an integral and integrated system. It is emphasized that the military-patriotic education of young people of pre-conscription age and army youth differs in content and in regulatory authorities. A brief analysis of articles on this topic in the scientific electronic library of Russia is given. The author talks about the expediency of applying social, historical and national approaches in the organization of educational activities. It is stated that the technical, technological, information and communication state of modern society imposes additional qualification requirements on the organizers of the military-patriotic education of youth.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

16. Zaytseva T. M., Kadysheva O. S. Organizatsiya proforientatsionnoy raboty v professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh Chelyabinskoy oblasti: innovatsionnye formy i priemy [Organization of career guidance in professional educational organizations of the Chelyabinsk region: innovative forms and techniques], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 2 (18), pp. 101-106. (In Russian)

Мошкина Любовь Дмитриевна, преподаватель предметно-цикловой комиссии юридических дисциплин ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», кандидат психологических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Швачко Елена Викторовна, доцент кафедры «Развитие образовательной системы» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования, кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Кочегин Андрей Геннадьевич, председатель предметно-цикловой комиссии юридических дисциплин ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», кандидат психологических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Moshkina Lyubov' Dmitrievna, teacher of the subject-cycle commission of legal disciplines of the South Ural State College, Candidate of Psychological Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Shvachko Elena Viktorovna, Associate Professor of the Department of Educational System Development, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Kochegin Andrey Gennadievich, Chairman of the Subject-Cycle Commission of Legal Disciplines of the South Ural State College, Candidate of Psychological Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Южаков, В. А. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: законодательные основы, современные особенности в сфере профессионального образования / В. А. Южаков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 141-151.

УДК 378 ББК 74.200.52

военно-патриотическое воспитание российской молодежи:

законодательные основы, современные особенности в сфере профессионального образования

В. А. Южаков

В статье рассматриваются российские законы и подзаконные нормативные акты, посредством которых реализуется государственная политика в области военно-патриотического воспитания российской молодежи; делается вывод о том, что совокупность направлений, форм и методов, уровней ответственности, источников финансирования мероприятий военно-патриотического воспитания граждан России следует оценивать как цельную и комплексную систему; акцентируется, что военно-патриотическое воспитание молодежи допризывного возраста и армейской молодежи отличается содержательно и по регулирующим органам власти; дается краткий анализ статей по данной тематике в научной электронной библиотеке России; говорится о целесообразности применения социального, исторического и национального подходов при организации воспитательных мероприятий; констатируется, что технико-технологическое и информационно-коммуникационное состояние современного общества накладывает на организаторов военно-патриотического воспитания молодежи дополнительные квалификационные требования.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, государственная политика, социальный подход, исторический подход, национальный подход.

Цель статьи следует из названия: предполагается выполнить обзор российских законов и подзаконных нормативных актов и рассмотреть, насколько в них концептуально и системно определяется направленность и содержание государственной политики в области военно-патриотического воспитания российской молодежи, а также выделить некоторые особенности ее (государственной политики) реализации в сфере профессионального образования в современных условиях.

Базовое понятие «воспитание» определено в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде...» [1, ст. 2].

Понятия «патриотическое воспитание» и «военно-патриотическое воспитание» в российском законе «Об образовании...» не даются и не используются.

Военно-патриотическое воспитание граждан отдельной статьей представлено в федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе». В статье сказано, что организации — исполнители закона и должностные лица организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан; полученные военно-патриотическое воспитание и подготовка по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта учитываются призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации; финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также иных бюджетных и внебюджетных средств [2, ст. 14].

В законе «О воинской обязанности и военной службе» также сказано, что обязательная подготовка гражданина к военной службе среди прочих направлений подготовки предусматривает военно-патриотическое воспитание [2, ст. 11].

В законе понятие «военно-патриотическое воспитание» не определено, направления военно-патриотического воспитания не прописаны.

Понятие «патриотическое воспитание» дается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: «патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [3, введ.].

В программе с учетом современных задач развития России определена цель государственной политики в сфере патриотического воспитания: «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [3, гл. II].

В программе среди прочих задач отдельно установлено следующее: «развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями)» [3, гл. II].

Развитие военно-патриотического воспитания предусмотрено рядом важнейших нормативно-правовых документов, таких как:

- Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года [4, п. 29];

- Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе [5, п. 2, 18, 19];

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [6, гл. II];

- Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации [7, п. 37];

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [8, гл. IV.];

- Положение о Министерстве обороны Российской Федерации [9, гл. II, п. 7, 42; гл. III, п. 10, пп. 29].

В перечисленных документах развитие военно-патриотического воспитания представлено инструментально, как цель и средство достижения тех или иных последующих желаемых положений и целей. В документах говорится, что нужно развивать военно-патриотическое воспитание и, собственно, все, т. е. не прописывается, как следует его развивать (направления, методы, мероприятия, ответственные лица и организации, финансирование).

Документом, в котором детально указывается, каким образом следует развивать военно-патриотическое воспитание, является Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года [10].

Ситуация с военно-патриотическим воспитанием в стране оценивается следующим образом (приведем выдержку дословно).

«Начиная с первой половины 1990-х годов в большинстве государственных институтов образовательной, культурной, научной, информационной и других сфер не осуществляется военно-патриотическое воспитание в связи с отсутствием государственной поддержки. С принятием государственных программ о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации и разработки аналогичных программ во многих субъектах Российской Федерации ситуация начала исправляться.

На региональном уровне военно-патриотическим воспитанием в рамках реализации программ патриотического воспитания занимаются органы по делам молодежи и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, общественные организации, советы ветеранов и военные комиссариаты.

Анализ объемов финансирования указанных региональных программ свидетельствует о существенных различиях между субъектами Российской Федерации, говорит о большой разнице подходов их руководства к проблеме патриотического воспитания граждан и характеризует соответствующий уровень эффективности деятельности участников военно-патриотического воспитания в регионах.

Отдельные военно-патриотические объединения (клубы) сохранились, адаптировались к новым рыночным условиям, но не имеют еди-

ной скоординированной программы военно-патриотического воспитания, распределены по субъектам Российской Федерации неравномерно и охватывают своей деятельностью лишь незначительную часть граждан.

Учебно-материальное и техническое обеспечение деятельности основных субъектов военно-патриотического воспитания — военно-патриотических объединений (клубов) является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах Российской Федерации и в сельской местности» [10].

В документе далее говорится, что «решение задачи по совершенствованию военно-патриотического воспитания граждан и повышению мотивации к военной службе включает в себя:

внесение в федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего и профессионального образования изменений, касающихся повышения качества военно-патриотического воспитания;

налаживание системы взаимодействия образовательных организаций с организациями ветеранов боевых действий и вооруженных конфликтов, музеями боевой славы, предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а также установление шефских связей с воинскими частями (кораблями);

внедрение государственного заказа на продукцию, способствующую развитию военно-патриотического воспитания, повышающую мотивацию граждан к военной службе, а именно: издание и распространение военно-патриотической литературы (художественная, военно-мемуарная и справочная литература, учебные пособия для военно-патриотических объединений), в том числе на электронных носителях;

создание, тиражирование и прокат фильмов (художественных, учебных) по военно-патриотической тематике;

разработку, производство, рекламу и распространение среди молодежи компьютерных игр военно-патриотической направленности;

внедрение новых форм военно-патриотиче-скойработы, в том числе разработку региональных туристических маршрутов для молодежи по местам боевой славы, проведение „армейских недель" в воинских частях;

создание военно-патриотических медиа-программ, имеющих целью популяризацию героического образа защитника Отечества» [10].

В постановлении Правительства РФ № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» определено, что «основными

направлениями и формами деятельности военно-патриотического объединения являются:

организация работы по техническим и военно-прикладным видам спорта;

проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсий, показательных выступлений, войсковых стажировок;

поисковая работа по увековечению памяти защитников Отечества, участие в проведении поисковых экспедиций, установлении имен погибших, запись воспоминаний очевидцев памятных событий военной истории Отечества;

участие в сооружении и уходе за памятниками воинской славы;

оказание помощи ветеранам военной службы и правоохранительных органов, семьям погибших при исполнении обязанностей военной службы;

проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и флота;

организация работы военно-спортивных и оздоровительных лагерей для молодежи и детей» [11].

Вопросы финансирования мероприятий военно-патриотического воспитания граждан получили отражение в нормативно-правовых документах:

- Налоговый кодекс РФ предусматривает льготы при налогообложении организаций, занятых военно-патриотическим воспитанием (статья 251 «Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы»; статья 265 «Внереализационные расходы») [12];

- постановление Правительства РФ № 551 закрепляет в соответствии с законодательством РФ предоставление военно-патриотическим объединениям на безвозмездной основе учебно-материальной базы государственных образовательных организаций и учреждений культуры для проведения мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодежи; а также передачу «военно-патриотическому объединению снятой с производства и не используемой в войсках пригодной для дальнейшей эксплуатации техники, подлежащих списанию технических средств, учебных пособий, тренажеров, предметов форменного обмундирования, а также предоставление ему на безвозмездной основе учебно-материальной базы воинских частей» [13];

- Приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2 фиксирует особенности учета затрат на

военно-патриотическое воспитание при калькулировании себестоимости продукции, работ и услуг [13].

Коллегиальным органом, координирующим деятельность органов исполнительной власти разных уровней (федерация, субъект федерации), органов местного самоуправления и организаций по совершенствованию подготовки граждан России к военной службе и военно-патриотическому воспитанию, является Межведомственная комиссия, созданная постановлением Правительства Российской Федерации [14].

Таким образом, приведенные выписки из Концепции и Постановления № 551, обращение к другим нормативно-правовым документам позволяют рассматривать и понимать совокупность направлений, форм и методов, уровней ответственности должностных лиц и организаций (государственных и частных инициативных), источников финансирования мероприятий как продуманную, цельную и комплексную систему военно-патриотического воспитания граждан России, и в первую очередь гражданской молодежи призывного возраста.

Армейская молодежь (солдаты и сержанты срочной службы, курсанты и молодые офицеры после выпуска из военных училищ) получают военно-патриотическое воспитание в системе военно-политической работы в ВС РФ.

Министерством обороны РФ в части военно-патриотического воспитания подготовлены и реализуются в исполнении ряд приказов Министра обороны:

- № 404 «Об организации военно-политической работы в ВС РФ» [15];

- № 95 «Об организации военно-политической подготовки в ВС РФ» [16];

- № 365 «О мерах по совершенствованию взаимодействия ВС РФ с общественными объединениями ветеранов» [17].

В отношении курсантов военных вузов следует сказать (выдержка из Приказа МО РФ № 670), что одной из главных задач военно-учебного заведения является «формирование у обучающихся государственно-патриотического сознания, воспитание их в духе верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации» [18, п. 51].

Пользуясь случаем, отметим, что задачи совершенствования военно-патриотического воспитания и индивидуальной оценки его результативности по категориям армейской и допризывной молодежи в приказе МО РФ № 50 «Об утверждении руководства по профессиональному

психологическому отбору в ВС РФ» в прямой постановке нет [19]. Представляется, что оценка психофизиологических и непосредственно интеллектуальных качеств молодых людей без оценки качеств морально-политических является недостаточной в плане ожидания и минимизации проявления социальных и этических проблем в воинских частях.

На основе материалов Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU рассмотрим некоторые особенности военно-патриотического воспитания российской молодежи.

При запросе «военно-патриотическое воспитание» поисковик выдает перечень из 22 794 источников. И формально, и по существу это свидетельствует о том, что для научно-образовательного сообщества данная тема не является безразличной. Качество статей — уже второй вопрос, но исходя из предмета можно сказать, что безучастные и равнодушные люди на подобные темы писать не будут; статьи следует оценивать как искренние и позитивные.

В статьях, как правило, обозначается общественная потребность развивать военно-патриотическое воспитание, и далее описывается, что делается и как организуются мероприятия в школах, вузах, военно-патриотических клубах. Статьи по существу представляют собой содержательные и никоим образом не формальные отчеты по выполнению требований государства по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

В статьях патриотическое (военно-патриотическое) воспитание рассматривается в первую очередь как духовно-нравственное воспитание, формирующее ядро личности, что весьма актуально, очевидно и правильно. В целом в патриотическом воспитании выделяются такие его направления, как героико-патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотиче-ское, культурно-патриотическое и военно-патриотическое воспитание.

Большинство статей eLIBRARY.RU посвящено работе со школьниками; малая часть — работе со студентами гражданских вузов (при запросе «студентов вузов» — результат 327 из 22 794). Складывается впечатление, что эта работа в гражданских вузах ведется в значительно меньших объемах. Примечательна в одной из статей социальная характеристика студентов.

«Студенчество — социальная группа, по своему общественному положению ближе всего стоящая к интеллигенции и предназначенная в будущем к занятию высококвалифицированным трудом в различных отраслях науки, техники, управления, культуры... В настоящее

время мировоззрение студентов ВУЗа отличается прагматичным отношением к образованию, направленным на получение престижной специальности, как средству достижения материальных благ и высокого социального статуса, потребительским и пассивным отношением к культуре, приверженностью западным идеалам карьеризма и социальной успешности» [20, с. 21-22].

И в другой статье. «Низкая включенность студентов в патриотические мероприятия объясняется не только большой загруженностью, но и отсутствием интереса к подобным акциям, а также ленью. При этом только 28 % опрошенных категорически отказались участвовать в таких мероприятиях» [21, с. 208].

Социальный подход в статьях с дифференциацией молодых людей по определенному критерию и оценкой имеющихся патриотических чувств и желания участвовать в патриотических мероприятиях скорее исключение и редкость, но именно он высвечивает особенности текущего дня.

Аналогична ситуация с использованием авторами в статьях исторического подхода. В качестве примера совмещения социального и исторического подходов приведем выдержку из статьи профессора М. Г. Суслова.

«Уже во второй половине XIX века стала изменяться социальная структура общества. Наряду с дворянами и крестьянами появляется рабочий класс, буржуазия и интеллигенция. Каждая из этих социальных групп имела свой набор социально-классовых черт и качеств. Если дворяне и крестьяне продолжали быть носителями глубинного природного патриотизма, то у рабочих формируется своя классовая черта интернационализма, у буржуазии — национализма, а у интеллигенции — космополитизма. Рабочему становится ближе зарубежный рабочий, чем свой помещик или буржуа. Интеллигенция все чаще ощущает себя гражданами мира, поскольку патриотизм вытесняется и заменяется космополитизмом» [22].

В конце XIX века социальная структура классифицировалась еще в одном подходе, понимание и корректный перенос которого на сегодняшние реалии позволили бы иметь еще один дополнительный инструмент анализа состояния патриотических чувств в стране и выработки новых (корректировки старых) подходов в работе с людьми. Приведем выдержку из работы А. Д. Градовского «Начала русского государственного права», изданной в 1875 по 1883 годы.

«Вследствие разнообразия народонаселения России и обширности ее территории, русское законодательство устанавливает больше градаций между лицами, пребывающими в пределах империи, чем другие государства. Оно различает: а) природных русских подданных; б) инородцев и в) иностранцев. Под именем природного русского подданного разумеется лицо, принадлежащее к одному из сословий, установленных государством. Таких сословий четыре: 1) дворянство, 2) духовенство, 3) городские обыватели с их многочисленными разрядами и 4) сельские обыватели.

К инородцам относятся все лица нерусского происхождения, однако вполне подвластные России. Таковы башкиры, киргизы, калмыки, самоеды и др. народы, занимающие восточную и северо-восточные окраины России, наконец евреи... Наконец, иностранцы, пребывающие в России, пользуются известными правами и могут сделаться русскими подданными посредством натурализации» [23, § 182].

В отношении термина «инородцы» сделаем необходимое пояснение, так как прямой его перенос в день сегодняшний может быть истолкован весьма нелицеприятно — как отсутствие национальной толерантности или хуже того.

Со времени издания А. Д. Градовским труда, ставшего фундаментальным в историко-пра-вовом отношении, прошло 140-150 лет. За этот период произошли множество малых и больших событий (от частных метаморфоз до глобальных исторических движений, подобных тектоническим сдвигам). И, безусловно, общий процесс цивилизирования в этот период выравнивал народы в результате массового освоения достижений научно-технического прогресса и принятия системы ценностей жизни и трактовок истории в информационных потоках, организованных действующим правительством. Но национальная история (разнообразные сведения о жизни в событиях людей одной национальности) продолжает сохраняться, зачастую без письменных источников, передаваясь из уст в уста, обрастая легендами и мифами.

Понятно, что всегда будет иметь место проблема корректного имплицирования в сознании человека текущей государственной идеологии, обязательной для него как для гражданина (подданного) страны, и имеющегося на данный момент его мировоззрения как человека, преследующего узко корыстные (не побоимся этого слова) частные интересы.

Представляется, что если сознание молодого человека определенной национальности

крайне перегружено национальными историческими мифами, то у него всегда будут разнообразные проблемы с целостностью и комплексностью уложения в голове официального варианта видения истории многонационального государства и общества, и, как следствие, будет искажено представление о собственном гражданском статусе.

И снова обратимся к А. Д. Градовскому. «Исключительность отношений подданства вытекает прежде всего из самого существа некоторых политических прав и обязанностей гражданина. Эти последние предполагают совокупность таких действий со стороны подданного, в силу которых он, вместе с государством, которому служит, становится в резкую противоположность к иным государствам и их подданными. Таково, например, существо воинской повинности. Она обусловливается необходимостью вооруженной защиты отечества в случае посягательства на его права или территорию со стороны других государств. Понятно, что отбывание этой повинности немыслимо без тесной и исключительной связи лица с интересами защищаемой им родины. Государство не может полагаться на защиту таких лиц, для которых благо данной страны есть нечто постороннее» [23, § 171].

С момента завершения советского периода и по текущий момент социальная структура населения России трансформировалась и в настоящее время по внешним очевидным признакам напоминает ушедшую в историю социальную структуру царской России: есть выраженно богатые и бедные социальные слои; более четко (по сравнению с советским периодом) обозначена национальная культура национальных республик, и между людьми в отношениях имеет место нескрываемый учет национальности (понятие советского человека ушло в прошлое); получили мощное развитие институты вероисповедания при доминировании православия.

Откат назад в социально-структурном отношении при совершенно новом технико-технологическом и информационно-коммуникационном состоянии общества, на наш взгляд, усиливает неопределенность в прогнозах результативности применяемых методов патриотического воспитания, и тем более военно-патриотического воспитания. Другими словами, старые традиционные методы советского и постсоветского временных периодов могут не срабатывать и/или давать обратный результат по тем или иным группам (категориям) граждан России. Но могут появиться и новые, весьма

мощные по силе эмоционального воздействия методы и мероприятия (например, «Бессмертный полк»), в которых социальная и национальная составляющая не будут иметь значения, так же, как и уровень и качество подготовки человека по вопросам истории и вероисповедания.

У разных категорий граждан (населения) России безусловно доминируют различные составляющие в понимании Родины (циви-лизационное пространство, большая страна с тысячелетней историей, современная государственность, гражданство человека, малая родина, жизнь человека в многонациональном этносе или узкой национальной культуре и т. д.). Современные информационные технологии позволяют человеку впитывать любые сведения и быть пристрастным к чему угодно. В этой обстановке организатор военно-патриотического воспитания должен быть достаточно подготовлен в правовом отношении, глубоко понимать социальные процессы, знать историю своей страны в целом и массе частностей, знать трактовки и подходы в понимании истории и жизненных ценностей представителями отдельных национальностей, социальных слоев и субкультур, уметь привести доводы о преимуществах совместного проживания в условиях крупных территориально-производственных комплексов, сильного государства и обороноспособной армии.

И в завершение подведем итоги. В Российской Федерации посредством нормативно-правовых актов создана и функционирует система

патриотического воспитания граждан России. Созданная система позволяет органам власти осуществлять государственную политику в этой области. Военно-патриотическое воспитание является одним из направлений патриотического воспитания и обращено в большей мере к российской молодежи. Военно-патриотическое воспитание молодежи допризывного возраста и армейской молодежи отличается содержательно и по основным регулирующим органам власти. Технико-технологическое и информационно-коммуникационное состояние современного общества накладывает на организаторов военно-патриотического воспитания молодежи дополнительные квалификационные требования. При организации и проведении мероприятий военно-патриотического воспитания, наполнении их содержанием укрепления духа российской государственности продолжают оставаться актуальными подходы: исторический, социальный, национальный, религиозный и их комбинирование.

Профессорско-преподавательский состав кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин челябинского филиала Военно-воздушной академии достаточно подготовлен, «по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию» [23, § 171] способен руководствоваться в образовательной деятельности интересами Отечества и проводить качественно военно-патриотическое воспитание курсантов на занятиях, во внеурочное время и в личном общении.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.09.2021).

2. Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе : Федер. закон № 53-Ф3 (ред. от 26.05.2021) [принят Государственной думой 06.03.1998 : одобрен Советом Федерации 12.03.1998] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 09.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : Постановл. Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2022. — URL: https://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения: 09.09.2021).

4. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 20.07.2017 № 327 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2022. — URL: https://docs.cntd.ru/document/436750744 (дата обращения: 11.09.2021).

5. Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе : Постановл. Правительства РФ от 31.12.1999 № 1441 (ред. от 30.03.2019) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2022. — URL: https:// docs.cntd.ru/document/901751364 (дата обращения: 09.09.2021).

6. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Распор. Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. —2022. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/420277810 (дата обращения: 11.09.2021).

7. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») : Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 12.07.2021) // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/ (дата обращения: 09.09.2021).

8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 / КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 09.09.2021).

9. Вопросы Министерства обороны Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 (ред. от 26.07.2021) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2022. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901905920 (дата обращения: 11.09.2021).

10. Об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года : Распор. Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р (ред. от 19.02.2020) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2022. — URL: https://docs.cntd.ru/document/902197351 (дата обращения: 11.09.2021).

11. О военно-патриотических молодежных и детских объединениях : Постановл. Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 (ред. от 24.12.2014) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2022. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901765472 (дата обращения: 09.09.2021).

12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 09.09.2021).

13. Об утверждении Методических положений по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) на предприятиях химического комплекса : [приказ Минпромнауки России от 04.01.2003 № 2 (ред. от 10.07.2003)] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98145/ (дата обращения: 09.09.2021).

14. Вопросы Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию : Постановл. Правительства РФ от 30.03.2010 № 194 (ред. от 02.07.2014) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2022. — URL: https://docs.cntd.ru/document/902207629 (дата обращения: 09.09.2021).

15. Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации : [приказ Министра обороны РФ от 22.07.2019 № 404] // Военный учебный центр-институт ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» : [офиц. сайт]. — 2022. — URL: https://vii.sfu-kras.ru/images/pdf/Prikaz_M0_RF_404.pdf (дата обращения: 08.09.2021).

16. Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации : [приказ Министра обороны РФ от 22.02.2019 № 95] // Министерство обороны Российской Федерации : [офиц. сайт]. — 2022. — URL: https://mil.ru/gvpu/podgotovka.htm (дата обращения: 09.09.2021).

17. О мерах по совершенствованию взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации с общественными объединениями ветеранов [вместе с «Положением о советах (комитетах) по делам ветеранов в Вооруженных Силах Российской Федерации»] : [приказ Министра обороны РФ от 31.08.2005 № 365] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=398595#U2deQvShAnkkhdM8 (дата обращения: 09.09.2021).

18. О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» : [приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 № 670 (ред. от 24.10.2019)] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=340 125&dst=1000000001%2C0#LznSXiS3ZcpLA18A (дата обращения: 09.09.2021).

19. Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах Российской Федерации : [приказ Министра обороны РФ от 26.01.2000

№ 50 (ред. от 12.05.2005)] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29166/1d5277d4a02131da235256f3706d47ebb3406 4ce/ (дата обращения: 09.09.2021).

20. Пискарева, Т. Н. Военно-патриотическое воспитание студентов / Т. Н. Пискарева, О. В. Едноровская // Биомедицинская инженерия и биотехнология : сб. материалов VIII Всерос. науч.-практ. конф. ; под ред. П. В. Ткаченко, Л. П. Лазуриной. — Курск : Изд-во Курск. гос. мед. ун-та, 2015. — С. 21-22.

21. Коган, Е. А. Отношение студентов к патриотическому воспитанию в вузе / Е. А. Коган // Человеческий капитал. — 2021. — № 4 (148). — С. 203-210.

22. Суслов, М. Г. Государство как организатор патриотического воспитания и как ценность для патриотического воспитания / М. Г. Суслов // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. — 2021. — № 3 (3). — С. 143-154.

23. Градовский А. Д. Начала русского государственного права. Т. I-III / А. Д. Градовский. — Санкт-Петербург : тип. М. Стасюлевича, 1875 г. (том I), 1876 г. (том II), 1883 г. (том III) // ГАРАНТ Платформа ЭКСПЕРТ. Версия от 04 сентября 2008 г. — 1 CD-ROM «ГАРАНТ аэро». — Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 256 Мб (RAM) ; Microsoft Windows XP и выше ; Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Adobe Reader.

For citation: Yuzhakov, V. A. Military-patriotic education of russian youth: legislative framework, modern features in the field of vocational education / V. A. Yuzhakov // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 1 (33). — P. 141-151.

military-patriotic education of russian youth: legislative framework, modern features in the field of vocational education

V. A. Yuzhakov

The article deals with Russian laws and by-laws, through which the state policy in the field of military-patriotic education of Russian youth is implemented. It is concluded that the totality of areas, forms and methods, levels of responsibility, sources of funding for military-patriotic education of Russian citizens should be assessed as an integral and integrated system. It is emphasized that the military-patriotic education of young people of pre-conscription age and army youth differs in content and in regulatory authorities. A brief analysis of articles on this topic in the scientific electronic library of Russia is given. The author talks about the expediency of applying social, historical and national approaches in the organization of educational activities. It is stated that the technical, technological, information and communication state of modern society imposes additional qualification requirements on the organizers of the military-patriotic education of youth.

Key words: military-patriotic education, state policy, social approach, historical approach, national approach.

References

1. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Feder. zakon № 273-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 21.12.2012 : odobren Sovetom Federacii 26.12.2012]. Konsul'tantPljus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

2. Rossijskaja Federacija. Zakony. O voinskoj objazannosti i voennoj sluzhbe : Feder. zakon № 53-FZ (red. ot 26.05.2021) [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 06.03.1998 : odobren Sovetom Federacii 12.03.1998]. Konsul'tantPljus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_18260/ (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

3. O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody» : Postanovl. Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493 (red. ot 30.03.2020). Jelek-tronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2022, available at: https://docs.cntd.ru/ document/420327349 (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

4. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti voenno-morskoj dejatel'nosti na period do 2030 goda : Ukaz Prezidenta RF ot 20.07.2017 № 327.

Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2022, available at: https:// docs.cntd.ru/document/436750744 (accessed: 11.09.2021). (In Russian)

5. Ob utverzhdenii Polozhenija o podgotovke grazhdan Rossijskoj Federacii k voennoj sluzhbe : Postanovl. Pravitel'stva RF ot 31.12.1999 № 1441 (red. ot 30.03.2019). Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2022, available at: https://docs.cntd.ru/document/901751364 (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

6. Ob utverzhdenii Strategii razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda : Raspor. Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r // Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2022, available at: URL:https://docs.cntd.ru/document/420277810 (accessed: 11.09.2021). (In Russian)

7. Ob utverzhdenii obshhevoinskih ustavov Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii (vmeste s «Ustavom vnutrennej sluzhby Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii», «Disciplinarnym ustavom Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii», «Ustavom garnizonnoj i karaul'noj sluzhb Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii») : Ukaz Prezidenta RF ot 10.11.2007 № 1495 (red. ot 12.07.2021). Konsul'tantPljus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/ (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

8. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii : Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400. Konsul'tantPljus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_389271/ (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

9. Voprosy Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 16.08.2004 № 1082 (red. ot 26.07.2021). Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2022, available at: https://docs.cntd.ru/document/901905920 (accessed: 11.09.2021). (In Russian)

10. Ob utverzhdenii Koncepcii federal'noj sistemy podgotovki grazhdan Rossijskoj Federacii k voennoj sluzhbe na period do 2024 goda : Raspor. Pravitel'stva RF ot 03.02.2010№ 134-r (red. ot

19.02.2020). Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2022, available at: https://docs.cntd.ru/document/902197351 (accessed: 11.09.2021). (In Russian)

11. O voenno-patrioticheskih molodezhnyh i detskih ob#edinenijah : Postanovl. Pravitel'stva RF ot 24.07.2000 № 551 (red. ot 24.12.2014). Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2022, available at: https://docs.cntd.ru/document/901765472 (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

12. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja) ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot

02.07.2021). Konsul'tantPljus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28165/ (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

13. Ob utverzhdenii Metodicheskih polozhenij po planirovaniju, uchetu zatrat na proizvodst-vo i realizaciju produkcii (rabot, uslug) i kal'kulirovaniju sebestoimosti produkcii (rabot i uslug) na predprijatijah himicheskogo kompleksa : [prikaz Minpromnauki Rossii ot 04.01.2003 № 2 (red. ot 10.07.2003)]. Konsul'tantPljus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_98145/ (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

14. Voprosy Mezhvedomstvennoj komissii po podgotovke grazhdan Rossijskoj Federacii k voennoj sluzhbe i voenno-patrioticheskomu vospitaniju: Postanovl. Pravitel'stva RF ot 30.03.2010 № 194 (red. ot 02.07.2014). Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2022, available at: https://docs.cntd.ru/document/902207629 (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

15. Ob organizacii voenno-politicheskoj raboty v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii : [prikaz Ministra oborony RF ot 22.07.2019 № 404]. Voennyj uchebnyj centr-institut FGAOU VO «Sibirskij federal'nyj universitet», 2022, available at: https://vii.sfu-kras.ru/images/pdf/Prikaz_MO_RF_404.pdf (accessed: 08.09.2021). (In Russian)

16. Ob organizacii voenno-politicheskoj podgotovki v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii : [prikaz Ministra oborony RF ot 22.02.2019 № 95]. Ministerstvo oborony Rossijskoj Federacii, 2022, available at: https://mil.ru/gvpu/podgotovka.htm (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

17. O merah po sovershenstvovaniju vzaimodejstvija Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii s obshhestvennymi ob#edinenijami veteranov [vmeste s «Polozheniem o sovetah (komite-tah) po delam veteranov v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii»] : [prikaz Ministra oborony RF ot 31.08.2005 № 365]. Konsul'tantPljus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=398595#U2deQvShAnkkhdM8 (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

18. O merah po realizacii otdel'nyh polozhenij stat'i 81 Federal'nogo zakona ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» : [prikaz Ministra oborony RF ot 15.09.2014 № 670 (red. ot 24.10.2019)]. Konsul'tantPljus, 2022, available at: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=340125&dst=1000000001%2C0#LznSXiS3ZcpLA18A (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

19. Ob utverzhdenii Rukovodstva po professional'nomu psihologicheskomu otboru v Vooruzhen-nyh silah Rossijskoj Federacii : [prikaz Ministra oborony RF ot 26.01.2000 № 50 (red. ot 12.05.2005)]. Konsul'tantPljus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29166/1d5 277d4a02131da235256f3706d47ebb34064ce/ (accessed: 09.09.2021). (In Russian)

20. Piskareva T. N., Ednorovskaja O. V.Voenno-patrioticheskoe vospitanie studentov [Military and patriotic education of students], "Biomedicinskaja inzhenerija i biotehnologija" Sb. materialov VIII Vseros. nauch.-prakt. konf. ["Biomedical engineering and biotechnology" Materials VIII All-Russian. scientific-practical. conf]. ed. P. V. Tkachenko, L. P. Lazurina. Kursk, Izd-vo Kursk. gos. med. un-ta, 2015, pp. 21-22. (In Russian)

21. Kogan E. A. Otnoshenie studentov k patrioticheskomu vospitaniju v vuze [Attitude of students to patriotic education at the university], Chelovecheskij capital [Human capital], 2021, no. 4 (148), pp. 203-210. (In Russian)

22. Suslov M. G. Gosudarstvo kak organizator patrioticheskogo vospitanija i kak cennost' dlja patrioticheskogo vospitanija [The state as an organizer of patriotic education and as a value for patriotic education], Al'manah Permskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii [Almanac of the Perm Military Institute of the National Guard Troops], 2021, no. 3 (3), pp. 143-154. (In Russian)

23. Gradovskij A. D. Nachala russkogo gosudarstvennogo prava. T. I-III [Beginnings of Russian State Law. Vol. I-III]. St. Petersburg: type. M. Stasyulevich, 1875 (volume I), 1876 (volume II), 1883 (volume III). (In Russian)

Южаков Владимир Алексеевич, доцент кафедры государственных и социально-экономических дисциплин ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр ВВС „Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина"» (филиал, г. Челябинск), кандидат экономических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Yuzhakov Vladimir Alekseevich, Associate Professor, Federal State Educational Institution of Higher Education «Military educational and scientific center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N. Ye. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin"» (branch, Chelyabinsk), Candidate of Economic Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.