УДК 376.6
ГЕНЕЗИС ИССЛЕДОВАНИЙ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Роман Валерьевич Мишин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
Проблема суицидального поведения военнослужащих Вооруженных Сил в настоящее время приобретает все большую остроту и актуальность. Изменения, происходящие в войсках национальной гвардии, могут послужить появлению у военнослужащих разного рода причин, которые потенциально могут привести к негативному исходу. Суицидальные происшествия в воинском коллективе негативно сказываются на личном составе, отрицательно влияют на морально-психологический и нравственный климат подразделения, а также их боевую готовность. В связи с этим особое внимание должно быть уделено профилактической работе с военнослужащими, направленной на предупреждение случаев суицида. Профилактика суицидального поведения представляет собой многоуровневую систему, интегрирующую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. В данной статье проведен историко-педагогический анализ проблемы суицидального поведения среди военнослужащих, выделены основные этапы генезиса с начала XIX века до наших дней, представлены основные тенденции, характеризующие каждый этап.
Ключевые слова: суицидальное поведение, суицид, служебно-боевая деятельность, профилактика суицидов, воинский коллектив.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p263-266
GENESIS OF RESEARCH ON SUICIDAL BEHAVIOR OF THE INDIVIDUAL: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS
Roman Valerievich Mishin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm Military Institute of the Forces of the National Guard of the Russian Federation
Abstract
The problem of suicidal behavior of military personnel of the Armed Forces is currently becoming more acute and relevant. Changes in the National Guard can lead to various reasons for the military personnel, which can potentially lead to a negative outcome. Suicidal incidents in the military team negatively affect the personnel; negatively affect the moral, psychological and moral climate of the unit, as well as their combat readiness. In this regard, special attention should be paid to preventive work with military personnel aimed at preventing cases of suicide. Prevention of suicidal behavior is a multi-level system that integrates social, psychological, medical, legal and pedagogical measures. This article provides a historical and pedagogical analysis of the problem of suicidal behavior among military personnel, highlights the main stages of Genesis from the beginning of the XIX century to the present day, and presents the main trends that characterize each stage.
Keywords: suicidal behavior, suicide, service and combat activities, suicide prevention, military collective.
ВВЕДЕНИЕ
Стремление отнять у себя жизнь или суицид - тенденция, присущая человечеству с давних времен. На современном этапе развития общества и Вооруженных Сил проблема профилактики суицидального поведения военнослужащих является актуальной, требующей поиска современных подходов к ее разрешению.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании сущности, содержания и путей, направленных на совершенствование системы педагогической профилактики суицидального поведения военнослужащих войск национальной гвардии. Научная новизна представленного исследования состоит в том, что на основании проведенного историко-
педагогического анализа выявлены основные тенденции развития процесса профилактики суицидального поведения военнослужащих, которые, в свою очередь, систематизированы по определенным этапам. Практическая значимость заключается в разработке на основе теоретического материала и прикладных исследований и апробации программы, направленной на педагогическую профилактику суицидального поведения военнослужащих, а также в реализации тренингово-диагностического комплекса мероприятий, ориентированного на поиск причин, предупреждение и меры поддержки военнослужащих, склонных к суицидальным проявлениям.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Историко-педагогический анализ источников по профилактике суицидального поведения военнослужащих позволил выделить этапы генезиса изучаемой проблемы:
1) первично-эмпирический этап (начало XIX в.- 1918 г.);
2) санитарно-профилактический этап (1918-1929 гг.);
3) запретительный этап (1930-1972 гг.);
4) проблемно-поисковый этап (1973-1993 гг.);
5) превентивно-развивающий этап (1993-2016 гг.);
6) интеграционно-деятельностный этап (2016 г.- по настоящее время) [1; 3].
Первично-эмпирический этап (начало XIX в.-1918 г.)
На данном этапе возросшее количество суицидов среди военнослужащих привело к потребности более детального изучения проблемы профилактики суицидального поведения как социального явления, что, в свою очередь, послужило предпосылкой для многих исследований. Именно на этом этапе проблема самоубийств стала рассматриваться как педагогическая проблема [4].
Анализ литературных и документальных источников данного исторического периода по изучаемой проблеме позволил сформулировать наиболее важные тенденции, которыми явились: утаивание объективных данных о случаях суицида военнослужащих в связи с особым регулированием ответственности суицидентов и их старших начальников; становление устойчивого военно-научного интереса к проблеме суицидального поведения военнослужащих; преобладание религии православия в выборе той или иной стратегии поведения военнослужащих [4].
Санитарно-профилактический этап (1918-1929 гг.)
На данном историческом этапе становления и развития проблемы педагогической профилактики суицидального поведения военнослужащих следует выделить следующие наиболее значимые тенденции: определение среди личного состава военнослужащих, предрасположенных к проявлениям суицидального поведения; взаимодействие с работниками правоохранительных органов в вопросе расследования суицидов; формирование комплекса антисуицидальных мероприятий [5].
Запретительный этап (1929-1972 гг.)
Обобщение теоретических, практических исследований, документов и литературных источников позволили определить основные тенденции данного этапа, среди которых дефицит научных изысканий в области профилактической работы с военнослужащими, направленной на снижение числа случаев суицида; игнорирование реальных причин суицидального поведения; недостаточная разработанность нормативно-методических материалов по педагогической профилактике суицидального поведения военнослужащих [1, 2].
Проблемно-поисковый этап (1973-1993 гг.)
Анализ научных исследований и нормативных документов данного этапа позволил выявить: учет психиатрических данных при диагностической работе по выявлению суицидального поведения военнослужащих; освоение офицерами политических органов специальных знаний, умений, навыков предупреждения и преодоления суицидального
поведения подчиненных; правовое регулирование ответственности должностных лиц за суицидальные происшествия среди личного состава [5].
Превентивно-развивающий этап (1993-2016 гг.)
Рассматриваемый этап характеризуется существенными позитивно-поступательными изменениями, затрагивающими вопросы по выявлению причин суицидов среди военнослужащих, а также возможности проведения профилактической работы с личным составом [4]. В данный период особое внимание было уделено конкретизации диагностического инструментария посредством интеграции психиатрических, психологических и социологических параметров по предупреждению случаев суицида военнослужащих; разработке теоретических и практических занятий с личным составом, направленных на изучение современных методов морально-психологической работы по профилактике суицидального поведения.
Интеграционно-деятельностный этап (2016 г. - по настоящее время)
В рассматриваемый период стоит отметить активное развитие теорий и концепций суицидального поведения военнослужащих, появление различных классификаций и направлений в рамках данных теорий и концепций, что свидетельствует о постоянном динамичном интересе исследователей к этой проблеме.
Основными тенденциями этапами явились [3]:
- - формирование суицидологической компетентности должностных лиц путем проведения с ними активной работы специалистами суицидологами и социальными педагогами-психологами;
- - индивидуальная воспитательная работа с военнослужащими «группы риска», направленная на развитие саногенного мышления и др.
Комплексный историко-педагогический анализ научных исследований каждого из выделенных этапов показывает, что проблема профилактики суицидального поведения является одним из ведущих направлений работы с военнослужащими всех категорий и характеризуется позитивно-поступательными изменениями, затрагивающими содержание, структуру и методы педагогической и психологической помощи военнослужащим, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Марчук, Н.Ю. Профессиональное становление и развитие личности: профессионально-личностная направленность : монография / Н.Ю. Марчук. - Москва : ФЛИНТА, 2016. - 259 с.
2. Чистяков, В.В. Педагогическая профилактика суицидальных явлений, возникающих вследствие внутрисемейных конфликтов военнослужащих/В.В. Чистяков, Б.А. Осадчук // Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 4 (64). С. 138-141.
3. Мишин, Р.В. Феномен суицидального поведения личности / Р.В. Мишин // Образование. Наука. Научные кадры. - 2017. - № 4. - С. 169-171.
4. Деникин, А.В Анализ опыта работы по профилактике суицидов среди военнослужащих в армиях зарубежных государств / Деникин А.В., Мишин Р.В. // Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 3 (63). - С. 92-97.
5. Федак Е.И. Педагогическая реабилитация военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших служебно-боевые задачи : дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2004. - 227 с.
REFERENCES
1. Marchuk, N.Yu. (2016), Professional formation and development of personality: professional and personal orientation: monograph, Flinta, Moscow.
2. Chistyakov, V.V. and Osadchuk B.A. (2016), "Pedagogical prevention of suicidal phenomena arising as a result of intra-family conflicts of military personnel", World of education-education in the world, No. 4 (64), pp. 138-141.
3. Mishin, R.V. (2017), "The Phenomenon of suicidal behavior of the individual", Education. The science. Scientific personnel, No. 4, pp. 169-171.
4. Denikin, A.V. and Mishin, R.V (2016), "Analysis of experience in the prevention of suicides among soldiers in the armies of foreign countries", World of education - education in the world, No. 3 (63), pp. 92-97.
5. Fedak, E.I. (2004), Pedagogical rehabilitation of servicemen of the interior troops of the MIA of Russia, carrying out combat missions, dissertation, Moscow.
Контактная информация: polkovnikov6990@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.09.2020
УДК 796.011
К ВОПРОСУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ РЕМОНТНИКОВ
Станислав Александрович Моисеев, Дмитрий Александрович Якубович, Алексей Николаевич Лёвочкин, Александр Сергеевич Кайсин, Филиал Военной академии материально-технического обеспечения, Омск; Нина Петровна Филатова, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
Аннотация
В статье представлен анализ взаимосвязи показателей развития основных физических качеств с показателями профессиональной подготовленности курсантов филиала Военной академии материально - технического обеспечения при подготовки и проведении Всероссийского конкурса «Рембат». Выявлены средства физической подготовки, выраженной направленности, которыми целесообразно дополнить раздел профессионально - прикладной физической подготовки курсантов военно-инженерного вуза, для подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессионально важные двигательные качества, профессионально -прикладная подготовка, физическая подготовленность, профессиональная подготовленность, тесты, средства, курсанты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p266-271
TO THE QUESTION OF FIXED MEANS OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF MILITARY ENGINEERING REPAIRS
Stanislav Aleksandrovich Moiseev, Dmitry Alexandrovich Yakubovich, Alexey Nikolaevich Lyovochkin, Alexander Sergeevich Kaisin, Branch of the Military Academy of Material and Technical Support, Omsk; Nina Petrovna Filatova, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Abstract
The article presents the analysis of the relationship between the indicators of the development of basic physical qualities and the indicators of professional readiness of the cadets of the branch of the Military Academy of Logistics in the preparation and conduct of the All-Russian competition "Rembat". The means of physical training of the pronounced orientation were revealed, with which it is advisable to supplement the section of professional-applied physical training of cadets of the military engineering university, to prepare future specialists for professional activity.
Keywords: professionally important motor qualities, professional-applied training, physical fitness, professional fitness, tests, means, cadets.
ВВЕДЕНИЕ
Сложившаяся военно-политическая обстановка в мире требует от Вооруженных Сил Российской Федерации постоянного поиска новых направлений и модернизации имеющихся в вопросах повышения эффективности подготовки военных кадров [3, 5].