Кобец Петр Николаевич
Генезис индийского
антикоррупционного законодательства
Анализируя становление и развитие индийского антикоррупционного законодательства, нельзя не охарактеризовать в целом обладающую рядом особенностей всю уникальную индийскую правовую систему. Так, например, в ней имеются не только кодификационная область и прецедентное право, но и ряд элементов, сохранившихся из колониальной системы, выражающихся в действии актов юридической силы колониального господства. Базовые уголовно-правовые нормативные акты действуют и по сей день со времен британской колониальной эпохи. И даже невзирая на то, что часть законов и кодексов функционирует более ста пятидесяти лет, они не потеряли актуальность. Проведенное исследование строилось на мониторинге первоисточников законодательного характера, относящихся к проблематике индийского антикоррупционного законодательства, и их последующем содержательном анализе. Методологической основой исследования стали общенаучные приемы и способы познания, основанные на анализе, синтезе, историческом подходе, а также частнонаучных методах. В процессе исследования автор пришел к выводу о том, что индийское антикоррупционное законодательство начало формироваться еще в эпоху британской колонизации и активно развивалось с начала обретения страной государственной независимости, в настоящее время Индия располагает комплексом детально проработанных нормативных правовых актов - законами, национальными и локальными программами по противодействию коррупции.
Ключевые слова: индийская правовая система, антикоррупционные меры, индийское антикоррупционное законодательство, история индийской коррупции, профилактика коррупции, законодательные инициативы, колониальные суды, мусульманское право, индусское право.
The genesis of Indian anti-corruption legislation
Analyzing the formation and development of the Indian anti-corruption legislation, it was impossible not to characterize the entire unique Indian legal system as a whole, which has a number of features. For example, it has not only a codification area and case law, but also a number of elements preserved from the colonial system, expressed in the operation of acts of legal force of colonial rule. The basic criminal law regulations have been in force to this day since the British colonial era. And even despite the fact that some of the laws and codes have been functioning for more than a hundred and fifty years, they have not lost their relevance. The conducted research was based on the monitoring of primary sources of a legislative nature related to the problems of Indian anti-corruption legislation, and their subsequent meaningful analysis. The methodological basis of the research is general scientific methods and methods of cognition based on analysis, synthesis, historical approach, as well as private scientific methods. In the course of the research, the author came to the conclusion that the Indian anti-corruption legislation began to form back in the era of British colonization, it has been actively developing since the country gained state independence, and currently India has a complex of detailed regulatory legal acts - laws, national and local anti-corruption programs.
Keywords: Indian legal system, anti-corruption measures, Indian anti-corruption legislation, history of Indian corruption, prevention of corruption, legislative initiatives, colonial courts, Muslim law, Hindu law.
Выбор в качестве предмета исследования генезиса правового регулирования мер борьбы с коррупцией в Индии был сделан не случайно. Во многом это было обусловлено тем, что коррупционные проявления в Индии отмечались в различные эпохи (во время правления ею султанами, императорами, а также в период колонизации). В настоящее время Индия имеет весь необходимый комплекс нормативных правовых актов, наци-
ональных и локальных программ, направленных на борьбу с коррупцией.
Индийская «цивилизационная модель, занимающая одно из центральных мест во всемирной истории, на протяжении длительных временных рамок сохраняла одну из черт традиционной правовой культуры, называемой синкретичностью, которая была основана на религиозно-моральных установках и этико-кастовых нормах» [1, с. 14].
18
В средневековой Индии преобладало мусульманское уголовное право. В XVIII-XIX вв. на территории современной Индии расселялись колонизаторы, вводившие в действие собственные национальные законодательные акты в области уголовного права [2, с. 46]. Однако при этом также систематизировалось и индусское право. В частности, на английском языке был издан свод норм дхармашастр (тексты древнеиндийских законов) и авторитетных мнений брахманов-пандитов (этнока-стовая и этнорелигиозная группа). Кроме того, издавались сборники текстов по индусскому праву и судебных решений, происходило обобщение судебной практики. При этом с момента появления Ост-Индской компании шло постепенное внедрение английского права, которое все больше влияло на формирование управленческих, экономических процессов, конституционное развитие страны и, соответственно, в целом на индийское общество [3, p. 42].
В 1862 г. в Индии был принят Уголовный кодекс - Indian Penal Code (далее - УК Индии), который с определенными изменениями действует и по сей день. Его проект готовила комиссия английских юристов под руководством Т. Маколея. В 1860 г. законодательным советом при губернаторе колонии проект одобрили. Немаловажное влияние на УК Индии было оказано французским уголовным правом, однако, несмотря на это, для него характерно то, что он опирается на английскую правовую идеологию [4, с. 184]. Естественно, впоследствии в УК Индии, как и в ряд других законодательных актов, было внесено немало изменений и дополнений. Этот правовой акт регулярно корректируется. Так в 2013 г. в УК Индии был добавлен ряд новых видов преступлений и, соответственно, санкций за их совершение [5, с. 17].
В рассматриваемом кодексе содержится более пятисот статей, входящих в двадцать три главы. Необходимо указать, что УК Индии имеет ограниченное применение, поскольку его действия не могут распространяться на противоправные деяния, совершенные специальными субъектами (из числа индийских военнослужащих) - «офицерами, солдатами, военными моряками и летчиками» [6, с. 435]. И самая главная особенность данного нормативного акта состоит в том, что в соответствии со ст. 5 УК Индии его не применяют в случае действия местного законодательства, которое в ряде штатов отступает от федерального из-за местных обычаев, зарегистрированных племенами или кастами.
Необходимо отметить, что британские правители приняли Регулирующий акт 1773 г. -Regulating Act of 1773, в соответствии с которым в г. Калькутте, а затем в г. Мадрасе и г. Бомбее был учрежден Верховный суд, который был обязан применять британское процессуальное право при рассмотрении дел британских подданных. После восстания 1857 г. Великобритания взяла на себя управление в Индии, в 1861 г. Британским парламентом был принят, а затем в 1898 г. изменен просуществовавший до 1973 г. индийский Уголовно-процессуальный кодекс - Code of Criminal Procedure. Действующий в настоящее время Уголовно-процессуальный кодекс Индийской Республики - Criminal Procedure Code (CrPC) (далее - УПК Индии) был принят в 1973 г. и вступил в силу 1 апреля 1974 г. Он «обеспечивает механизм расследования преступлений, задержания подозреваемых преступников, сбора доказательств, установления вины или невиновности обвиняемого и определения наказания виновных» [7]. В соответствии с 41-м докладом Комиссии по законодательству, сделанном в 1973 г., УПК Индии является основным законодательным актом о порядке применения материального уголовного права [8, p. 320].
Новая индийская власть, получив независимость в 1947 г., активно включилась в разработку различных специальных программ, направленных на повышение занятости населения и снижение различных социальных проблем. Однако в одночасье страна не смогла избавиться от проблем, которые были присущи ей в период британского правления, к тому же приняв в качестве основы государственного управления механизм, существовавший во время колониальной эпохи. Кроме того, сразу же после обретения Индией независимости, обнаружив, что взяточничество и коррупция среди государственных служащих значительно возросли во время и после Второй мировой войны, многие недобросовестные офицеры накопили огромные богатства, а существующие положения уголовного законодательства были недостаточны для решения этой проблемы, в 1947 г. индийское правительство приняло Закон о предупреждении коррупции. В нем рассматривались вопросы, касающиеся предотвращения коррупции и взяточничества. Указанный акт объявлял преступлениями следующие коррупционные деяния: получение взятки, незаконное присвоение, получение материальной выгоды, владение имуществом, не соответствующим доходу, злоупотребление служебным положением и др. [9, с. 31].
19
Новый Закон о предупреждении коррупции от 1988 г. № 49 вступил в силу в сентябре 1988 г. Он объединил положения Закона
0 предупреждении коррупции 1947 г., некоторых разделов УК Индии, УПК Индии и Закона об уголовном праве 1952 г. Идея его принятия состояла в том, чтобы объединить все соответствующие положения в одном законодательном акте. Закон 1988 г. расширил сферу применения термина «государственный служащий» и включил в его определение большое число служащих. Он охватывает все коррупционные деяния, предусмотренные Законом 1947 г. (взятка, незаконное присвоение, получение материальной выгоды, владение активами, несоразмерными доходу, и т.д.) [10].
Поскольку после принятия Закона о предупреждении коррупции 1988 г. серьезного успеха в борьбе с коррупцией достичь не удалось, по предложению государственных ведомств по противодействию коррупции в данный закон были внесены значительные изменения, которые вступили в силу 26 июля 2018 г. [11, с. 110]. Поправки 2018 г. позволили включить конкретные положения, касающиеся ответственности коммерческих организаций (в том числе компаний) и их должностных лиц за совершение преступлений, предусмотренных Законом о предупреждении коррупции 1988 г. В Законе о поправках 2018 г. предпринята попытка привести Закон о предупреждении коррупции 1988 г. в соответствие Конвенции Организации Объединенных Наций (далее - ООН) против коррупции 2005 г., которая была ратифицирована Индией в 2011 г. [12].
При этом важно отметить, что современная антикоррупционная правовая база Индии включает в себя две части: «международно-правовые акты (конвенции, декларации, заявления, двухсторонние и многосторонние договоры) и внутригосударственное законодательство. В настоящее время все основные универсальные международные договоры в сфере борьбы с коррупцией, такие как Конвенция ООН против коррупции 2003 г. и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., подписаны Индией, и она является их участником» [13, с. 85].
Важно подчеркнуть, что Индия подписала Конвенцию ООН против коррупции - United Nations Convention against Corruption (UNCAC) [14] - 9 декабря 2005 г. и ратифицировала ее
1 мая 2011 г. Согласно индийскому законодательству, хотя центральное правительство компетентно принимать договорные обязатель-
ства в той мере, в какой такие договорные обязательства затрагивают любые подлежащие судебному разбирательству права индийских граждан, для того чтобы такие обязательства были обязательными для индийских граждан, потребуется акт законодательного органа. Кроме того, Индия «ратифицировала Конвенцию ООН о транснациональной организованной преступности» [15], которая «предусматривает уголовную ответственность за коррупцию и подкуп государственных должностных лиц» [16].
Индия также является членом трехстороннего Соглашения о сотрудничестве Индия -Бразилия - Южная Африка - India-Brazil-South Africa Cooperation Agreement (IBSA) [17], направленного на развитие сотрудничества в различных секторах государственной политики, включая борьбу с коррупцией и социальную ответственность и прозрачность. Механизмы сотрудничества в рамках IBSA включают семинары, совещания, обмен знаниями, обучение государственных служащих одной страны другой страной, сотрудничество между учебными заведениями и создание учреждений, проектов и других совместных механизмов. Секретариат по предупреждению коррупции и стратегической информации был создан в рамках IBSA для того, чтобы служить узловым пунктом для обсуждения тем, связанных с антикоррупционной политикой.
Также важно отметить, что в июне 2010 г. Индия стала членом Целевой группы по финансовым мероприятиям - межправительственного органа - Financial Action Task Force (on Money Laundering) (FATF) в составе 36 членов, целью которого является разработка национальной и международной политики по предотвращению отмывания денег и финансирования терроризма, в том числе из-за мошенничества.
Противодействию различным проявлениям коррупции способствовало принятие Парламентом Индии Закона о предотвращении отмывания денег 2002 г. В соответствии с данным законодательным актом «на банковские компании, финансовые учреждения и посредников налагаются обязанности проверять личность клиентов, вести учет и предоставлять информацию в установленной форме подразделениям индийской финансовой разведки, кроме того, данный закон указывает на то, что любое лицо, признанное виновным в отмывании денег, наказывается тюремным заключением на срок от трех до семи лет, а в тех случаях, когда преступные доходы связаны с каким-либо преступлением, предусмотренным п. 2 части А Перечня к данному закону (Преступления,
20
предусмотренные Законом о наркотических средствах и психотропных веществах 1985 г.), максимальное наказание может быть продлено до десяти лет вместо семи» [18].
Закон о праве на информацию 2005 г. представляет из себя законодательный акт, направленный среди прочего на прозрачное управление и предотвращение коррупции. В нем заложена процедура, с помощью которой граждане Индии могут обращаться за информацией и получать ее в любом государственном органе. Термин «государственный орган» определен рассматриваемым законом широко -как любой орган или учреждение самоуправления, созданный в соответствии с законом или распоряжением правительства и включающий организации, находящиеся в собственности, под контролем либо финансируемые, прямо или косвенно, правительством. В соответствии с рассматриваемым законом все государственные органы обязаны обнародовать разнообразные данные, включая заявления о том, какой информацией и документами они владеют, их бюджет, правила и положения. Они также обязаны публиковать все соответствующие факты при объявлении решений, которые затрагивают общественные интересы, и объяснять причины своих решений. Данным законом устанавливается структура, состоящая из сотрудников по вопросам информации, назначаемых каждым государственным органом. Граждане могут запрашивать информацию у этих должностных лиц за определенную плату. Сотрудники службы информации обязаны предоставлять запрашиваемую информацию в установленные сроки от 48 часов до 30 дней [19].
Одним из приоритетных законодательных актов в сфере борьбы с коррупцией является Закон о защите информаторов 2011 г., в котором предусмотрен механизм по расследованию коррупционных проявлений и злоупотреблений властью госслужащими. Данный законодательный акт «способствует созданию механизма защиты лиц, подающих жалобу на коррупционные деяния или умышленное злоупотребление властью со стороны государственного органа, кроме того, в нем регламентированы вопросы расследования коррупционных проявлений и злоупотреблений властью государственными служащими, а также защиты любого лица, разоблачающего коррупционные правонарушения в государственных структурах» [20]. В соответствии с данным законодательным актом личность заявителя в обязательном порядке охраняется законом и любое раскрытие информации о нем
наказывается тюремным заключением, а также штрафом. Закон направлен на создание механизма регистрации жалоб на коррупционные проявления либо умышленные злоупотребления властными полномочиями госслужащими, на обеспечение защиты всех подающих жалобу на коррупционные преступления, совершенные государственными служащими, и на умышленное злоупотребление дискреционными полномочиями, которые наносят очевидный ущерб государству.
Принятый Парламентом Индии Закон о компаниях 2013 г. регулирует правила регистрации компании, обязанности компании, директоров, порядок роспуска компании и др. Он является основным законодательным актом, регулирующим деятельность компаний в Индии, и при этом содержит положения, которые могут препятствовать мошеннической деятельности в компаниях и корпорациях. Закон о компаниях 2013 г. заменил Закон о компаниях 1956 г. и в отличие от ранее действующего законодательного акта «содержит определенные положения, препятствующие мошенничеству корпораций, включая увеличение штрафов за мошенничество, предоставление дополнительных полномочий Управлению по расследованию мошенничеств - Serious Fraud Investigation Office, обязательную ответственность аудиторов за выявление мошенничеств и повышенную ответственность независимых директоров» [21].
Данный закон также способствует благоприятному для бизнеса корпоративному регулированию, совершенствованию норм корпоративного управления, повышению подотчетности корпораций и аудиторов, повышению уровня прозрачности и защите интересов инвесторов, особенно мелких. Закон о компаниях 2013 г. вносит существенные изменения в положения, касающиеся соблюдения и обеспечения норм раскрытия информации аудиторов о слиянии и поглощении. Кроме того, в него были включены такие позиции, как корпоративная социальная ответственность. Рассматриваемый законодательный акт ввел ряд положений о надлежащем управлении, ведении учета и предотвращении мошенничества, и коррупции, а ежегодная финансовая отчетность всех компаний в соответствии с рассматриваемым законодательным актом должна проверяться внешним аудитором. Центральным правительством в соответствии с Законом о компаниях 2013 г. предусмотрена возможность инициировать расследование дел любых компаний, но только по указанию суда. В том числе, могут расследоваться дела в дочерних или холдинговых
21
компаниях. Также согласно Закону 2013 г. к таким компаниям могут относиться организации, зарегистрированные за пределами Индии [22].
В Индии отсутствует законодательство, ограничивающее предоставление иностранным чиновникам подарков, командировочных расходов, питания и др. Однако компании в Индии могут иметь внутренние кодексы поведения и политики, которые могут налагать ограничения на предоставление подарков иностранным государственным должностным лицам. Также индийские законы не распространяются на подкуп иностранных должностных лиц. Законопроект 2011 г. о предотвращении подкупа иностранных государственных должностных лиц и должностных лиц общественных организаций, направленный на криминализацию подкупа иностранных должностных лиц, не получил одобрения парламента. Однако положения Закона о компаниях 2013 г., касающиеся мошенничества и ведения финансового учета, позволяют привлечь к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц, если индийская компания попытается замаскировать его путем отражения в бухгалтерских отчетах выплаченных сумм как понесенных законных деловых расходов. Кроме того, любые платежи, связанные с переводом денежных средств из Индии лицу, проживающему за пределами страны, подпадают под действие положений Закона об управлении иностранной валютой 1999 г., а также правил и положений, обнародованных в соответствии с ним. Такие валютные правила перечисляют некоторые допустимые операции по текущему счету и счету движения капитала. Любые операции, которые не подпадают под сферу действия таких разрешенных операций, будут подвергнуты тщательной проверке со стороны Резервного банка Индии.
Важнейшим направлением по развитию национального антикоррупционного законодательства является принятие Закона Локпала и Локаюта 2013 г. Принимая указанный законодательный акт, индийские законодатели сделали попытку совмещения в одном институте как традиционных индийских практик, связанных с народными представителями, так и западного опыта омбудсменов [23]. В результате работы дополнительного антикоррупционного органа, обладающего широкими полномочиями по защите нарушенных прав и привлечению правонарушителей к ответственности, простые граждане получили возможность подачи жалобы на коррумпированных чиновников. Помимо прочего, законодательство налагает на всех
государственных служащих дополнительную обязанность предоставлять информацию об активах, владельцами или бенефициарами которых они являются совместно или по отдельности, в компетентный орган в течение 30 дней после принесения присяги на вступление в должность. Кроме того, данным законодательным актом утверждается пост независимого омбудсмена, полномочиями которого являются выявление и расследование коррупционных случаев в сфере политики.
Использование населением такого инструмента позволило сформироваться массовому движению активистов из числа гражданского общества, в результате чего индийский социум как деятельный субъект активнее включается в мероприятия по реализации антикоррупционной политики [24, с. 62].
1 июля 2015 г. вступил в силу Закон о нераскрытых иностранных доходах и активах 2015 г., в первую очередь для того, чтобы наложить штрафы на «черный нал», накопленный за рубежом. Черный нал «в широком смысле слова означает наличные деньги, официально не учтенные в бухгалтерской отчетности организации, используемые для целей ведения хозяйственной деятельности» [25]. Данный антикоррупционный законодательный акт применим к обычным налогоплательщикам-резидентам, имеющим нераскрытые иностранные доходы и активы. Под его действие также подпадают сотрудники-экспатрианты, включая членов их семей, которые квалифицируются как обычные резиденты. Цель этого закона - вернуть в страну активы, находящиеся за рубежом. В соответствии с данным законодательным актом только резидент Индии получает возможность декларировать нераскрытые зарубежные активы, а индийские власти позволяют их раскрыть в течение определенных временных рамок. Если резидент, владеющий нераскрытыми активами, декларирует их в установленные сроки, он не подлежит судебному преследованию.
В контексте рассматриваемой проблемы важно подчеркнуть, что в настоящее время все индийские законы о борьбе с коррупцией рассматривают это явление как уголовное преступление. Указанные в статье законодательные акты применяются в порядке уголовного судопроизводства в отношении обвиняемого. В обязательном порядке коррупционные преступления должны быть доказаны органами прокуратуры, также должны соблюдаться процедуры, предусмотренные УПК Индии или конкретным законом, регулирующим ответственность за данное преступление.
Исследования индийского опыта борьбы с коррупцией свидетельствуют о том, что при разработке собственных правовых систем по противодействию коррупции основной упор законодательных и исполнительных органов власти приходится на контролирование деятельности служащих органов государственного и муниципального управления. А основными и важнейшими традиционными направлениями борьбы с коррупцией являются: регулярное законодательное совершенствование мер уголовной ответственности физических лиц за коррупционные преступления; регулярный мониторинг антикоррупционной деятельности государственных и муниципальных служащих и на его основе проработка необходимых предупредительных мер; совершенствование контроля за декларированием ежегодных доходов, движимого и недвижимого имущества служащих государственных и муниципальных аппаратов, а также их родственников и близких, соотношение доходной и расходной частей; проведение регулярных мероприятий, контролирующих использование не только бюджетных средств, но также и средств различных внебюджетных фондов и организаций; подготовка и проведение антикоррупционной экспертизы по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов.
1. Крашенинникова Н.А. Правовая культура современной Индии. М., 2009.
2. Ковешникова Ю.Н. Англо-французская борьба за Индию //В мире научных открытий. 2010. № 4-12(10). С. 46-48.
3. Banerjee A. Ch. English Law in India. New Delhi, 1984.
4. Крашенинникова Н.А., Трикоз Е.Н. Уголовный кодекс Индии 1860 года: история создания и характерные черты // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2017. № 4(333). С. 183-206.
5. Кобец П.Н. Особенности формирования и эффективного функционирования механизма взаимодействия гражданского общества и полиции Индии в сфере противодействия преступности // Вестник развития науки и образования. 2018. № 12. С. 15-22.
6. Крашенинникова Н.А., Трикоз Е.Н. Институт наказания в Уголовном кодексе Индии 1860 года: пенологические теории // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 3. С. 431-443.
7. Code of Criminal Procedure, 1973 [Электронный ресурс]. URL: http://devgan.in/
Акцент на искоренении коррупции в Индии и введение в последние годы жестких законодательных положений, касающихся различных коррупционных преступлений, в том числе уклонения от уплаты налогов и отмывания (легализации) денежных средств, свидетельствуют о растущей тенденции к более эффективному использованию законодательных основ для борьбы с коррупцией.
В заключение необходимо отметить, что исследование проблематики генезиса индийского антикоррупционного законодательства, проведенное на основе широкой группы первоисточников этой страны, посвященных борьбе с коррупцией, свидетельствует о том, что еще во время британской колонизации и тем более до обретения Индией независимости в стране началась законотворческая работа по борьбе с коррупцией, и в настоящее время она располагает необходимой правовой базой по борьбе с коррупционными проявлениями, которая представлена не только законодательными актами, но и формализованными правительственными инициативами, способствующими противодействию рассматриваемому феномену.
Практическая направленность данной работы обусловлена возможностями по использованию ее результатов в преподавательской деятельности образовательных организаций системы МВД России.
1. Krasheninnikova N.A. Legal culture of modern India. Moscow, 2009.
2. Koveshnikova Yu.N. The Anglo-French struggle for India // In the world of scientific discoveries. 2010. № 4-12(10). P. 46-48.
3. Banerjee A. Ch. English Law in India. New Delhi, 1984.
4. Krasheninnikova N.A., Trikoz E.N. The Criminal Code of India of 1860: the history of creation and characteristic features // News of higher educational institutions. Jurisprudence. 2017. No. 4(333). P. 183-206.
5. Kobets P.N. Features of the formation and effective functioning of the mechanism of interaction between civil society and the Indian police in the field of combating crime // Bulletin of the development of science and education. 2018. No. 12. P. 15-22.
6. Krasheninnikova N.A., Trikoz E.N. The institute of punishment in the Criminal Code of India of 1860: penological theories // All-Russian Criminological Journal. 2018. Vol. 12, No. 3. P. 431-443.
7. Code of Criminal Procedure, 1973 [Electronic resource]. URL: http://devgan.in/all_sections_crpc. php (date of access 29.07.2021).
23
all_sections_crpc.php (дата обращения: 29.07.2021).
8. Bharti, Dalbir (2005). The Constitution and criminal justice administration. APH Publishing.
9. Слонская М.С. Коррупция в Индии: масштабы и методы борьбы с ней // Азия и Африка сегодня. 2015. № 7(696). С. 28-33.
10. Commentaries on the Prevention of Corruption Act (Act No. 49 of 1988) [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/ books?id=vqsgAAAAIAAJ&redir_esc=y (дата обращения: 29.07.2021).
11. Абрамов Б.Д. Особенности индийской модели развития: опыт и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 5. С. 109-117.
12. India: Prevention Of Corruption (Amendment) Act 2018 - Booster For The Honest Or The Corrupt? [Электронный ресурс]. URL: https://www.mondaq.com/india/white-collar-crime-anti-corruption-fraud/724856/prevention-of-corruption-amendment-act-2018-booster-for-the-honest-or-the-corrupt (дата обращения: 29.07.2021).
13. Шилкин А.М., Комлева А.Д. Формы и методы борьбы с коррупцией в странах Азиатского региона // Актуальные вопросы разработки и применения современных практик реализации государственной политики в области противодействия коррупции: материалы Всерос. науч.практ. конф. / отв. ред. С. Г. Зырянов. Челябинск, 2017. С. 78-85.
14. United Nations Convention against Corruption New York, 31 October 2003 [Электронный ресурс]. URL:https://legal.un.org/avl/ha/ uncc/uncc.html (дата обращения: 29.07.2021).
15. United Nations Convention against Transnational Organized Crime and the Protocols Thereto [Электронный ресурс]. URL: https:// www.unodc.org/unodc/en/organized-crime/intro/ UNTOC.html (дата обращения: 29.07.2021).
16. Q&A: anti-corruption regulation in India [Электронный ресурс]. URL: https://www. lexology.com/library/detail.aspx?g=3e36e01f-e5aa-40d9-a501-710a0c70f387 (дата обращения: 29.07.2021).
17. India, Brazil and South Africa (IBSA) Facility [Электронный ресурс]. URL: https://www. unsouthsouth.org/partner-with-us/ibsa/ (дата обращения: 29.07.2021).
18. Prevention of Money Laundering Act, 2002 [Электронный ресурс]. URL: http://fiuindia.gov. in/pmla2002.htm (дата обращения: 29.07.2021).
19. Right to Information Act, 2005[Электронный ресурс]. URL: https://wiki2.org/en/Right_to_Information_ Act,_2005 (дата обращения 29.07.2021).
8. Bharti, Dalbir (2005). The Constitution and criminal justice administration. APH Publishing.
9. Slonskaya M.S. Corruption in India: the scale and methods of combating it // Asia and Africa today. 2015. No. 7(696). P. 28-33.
10. Commentaries on the Prevention of Corruption Act (Act No. 49 of 1988) [Electronic resource]. URL: https://books.google.ru/ books?id=vqsgAAAAIAAJ&redir_esc=y (date of access: 29.07.2021).
11. Abramov B.D. Features of the Indian development model: experience and prospects // The world economy and international relations. 2020. Vol. 64, No. 5. P. 109-117.
12. India: Prevention of Corruption (Amendment) Act 2018 - Booster For The Honest Or The Corrupt? [Electronic resource]. URL: https:// www.mondaq.com/india/white-collar-crime-anti-corruption-fraud/724856/prevention-of-corruption-amendment-act-2018-booster-for-the-honest-or-the-corrupt (date of access: 29.07.2021).
13. Shilkin A.M., Komleva A.D. Forms and methods of combating corruption in the countries of the Asian region // Topical issues of the development and application of modern practices for the implementation of state policy in the field of anti-corruption: proc. of the All-Russian sci. and practical conf. / resp. ed. S.G. Zyryanov. Chelyabinsk, 2017. P. 78-85.
14. United Nations Convention against Corruption New York, 31 October 2003 [Electronic resource]. URL: https://legal.un.org/avl/ha/uncc/ uncc.html (date of access: 29.07.2021).
15. United Nations Convention against Transnational Organized Crime and the Protocols Thereto [Electronic resource]. URL: https:// www.unodc.org/unodc/en/organized-crime/intro/ UNTOC.html (date of access: 29.07.2021).
16. Q&A: anti-corruption regulation in India [Electronic resource]. URL: https://www.lexology. com/library/detail.aspx?g=3e36e01f-e5aa-40d9-a501-710a0c70f387 (date of access: 29.07.2021).
17. India, Brazil and South Africa (IBSA) Facility [Electronic resource]. URL: https://www. unsouthsouth.org/partner-with-us/ibsa/ (date of access: 29.07.2021).
18. Prevention of Money Laundering Act, 2002 [Electronic resource]. URL: http://fiuindia.gov.in/ pmla2002.htm (date of access: 29.07.2021).
19. Right to Information Act, 2005 [Electronic resource]. URL: https://wiki2.org/en/Right_ to_Information_Act,_2005 (date of access: 29.07.2021).
20. Indian Parliament passes Whistleblowers Protection Bill 2011 [Electronic resource]. URL: https://news.biharprabha.com/2014/02/indian-
24
20. Indian Parliament passes Whistleblowers Protection Bill 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://news.biharprabha.com/2014/02/indian-parliament-passes-whistleblowers-protection-bill-2011/(дата обращения: 29.07.2021).
21. The Companies Act, 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.indiacode. nic.in/handle/123456789/2114?view_ type=browse&sam_handle = 123456789/1362 (дата обращения: 29.07.2021).
22. Companies Act, 2013: Key highlights and analysis [Электронный ресурс]. URL: https:// www.pwc.in/assets/pdfs/publications/2013/ companies-act-2013-key-highlights-and-analysis. pdf (дата обращения: 29.07.2021).
23. Lokpal Bill tabled in Rajya Sabha, din blocks debate. New Delhi Last Updated at December 13, 2013 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.business-standard.com/article/news-ians/ lokpal-bill-tabled-in-rajya-sabha-din-blocks-debate-113121300622_1.html (дата обращения: 29.07.2021).
24. Кобец П.Н. Опыт полиции Республики Индия по взаимодействию с гражданским обществом в сфере поддержания правопорядка // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 1. С. 59-63. DOI 10.18572/1813-1247-2019-1-59-63.
25. Black Money (Undisclosed Foreign Income and Assets) and Imposition of Tax Act, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.egazette.nic. in/WriteReadData/2015/164107.pdf (дата обращения: 29.07.2021).
parliament-passes-whistleblowers-protection-bill-2011/ (date of access: 29.07.2021).
21. The Companies Act, 2013 [Electronic resource]. URL: https://www.indiacode.nic.in/handle/ 123456789/2114?view_type=browse&sam_ handle=123456789/1362 (date ofaccess: 29.07.2021).
22. Companies Act, 2013: Key highlights and analysis [Electronic resource]. URL: https://www. pwc.in/assets/pdfs/publications/2013/companies-act-2013-key-highlights-and-analysis.pdf (date of access: 29.07.2021).
23. Lokpal Bill tabled in Rajya Sabha, din blocks debate. New Delhi Last Updated at December 13, 2013 [Electronic resource]. URL: https://www.business-standard.com/article/news-ians/lokpal-bill-tabled-in-rajya-sabha-din-blocks-debate-113121300622_1.html (date of access: 29.07.2021).
24. Kobets P.N. Experience of the Police of the Republic of India in interaction with civil society in the field of law enforcement // State power and local self-government. 2019. No. 1. P. 59-63. DOI 10.18572/1813-1247-2019-1-59-63.
25. Black Money (Undisclosed Foreign Income and Assets) and Imposition of Tax Act, 2015. [Electronic resource]. URL: http://www.egazette. nic. in/WriteReadData/2015/164107.pdf (date of access: 29.07.2021).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Кобец Петр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России; e-mail: pkobets37@rambler.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
P.N. Kobets, Doctor of Law, Professor, Chief Researcher, National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: pkobets37@rambler.ru
25