К.Ю. Лукьянов,
аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой Саратовской государственной юридической академии
БО!:
K.Yu. Lukyanov,
Postgraduate Student of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina Ivanovna Khimicheva, Saratov State Law Academy kirillukyanov@gmail.com
ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОХОДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: с 2019 г. законодательством РФ предусмотрен новый налоговый режим - «Налог на профессиональный доход», позволяющий гражданам РФ, которые официально не трудоустроены, но самостоятельно получают доходы различных ,q видов, применять пониженную в сравнении с НДФЛ ставку налогообложения. В свя-^ зи с этим для науки налогового права важным представляется вопрос о генезисе
5 и развитии правового регулирования налогообложения профессионального дохода * в Российской Федерации.
Ключевые слова: налоговое право, профессиональный доход, налог на профес-§ сиональный доход.
Я
6 GENESIS AND DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION
С
OF TAXATION OF PROFESSIONAL INCOME IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: since 2019, the legislation of the Russian Federation provides for a new tax ^ regime - the "Professional Income Tax", which allows citizens of the Russian Federation § who are not officially employed, but independently receive income of various types, to apply a reduced tax rate in comparison with personal income tax. In this regard, the question of the genesis and development of legal regulation of taxation ofprofessional income in the O Russian Federation is important for the .science of tax law. g Keywords: tax law, professional income, professional income tax.
C
S
I
OQ
300 В связи с тем, что ряд лиц осуществляют деятельность,
^ приносящую доход, вне трудовых отношений, в современном эконо-(V мическом пространстве получил широкое распространение термин ® «самозанятые граждане». С течением времени государство столкну-^ лось с необходимостью урегулирования их правового статуса.
Впервые вопрос о легализации самозанятых граждан был поднят в 2013 г. В ноябре того же года в Министерстве финансов РФ и Министерстве экономического развития РФ предложили ввести патентную систему для самозанятых граждан на определенных
условиях на базе уже существующего специального налогового режима - Патентной системы налогообложения. Согласно ст. 346.43 Налогового кодекса РФ, патентная система налогообложения устанавливается Налоговым кодексом РФ, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и применяется на территориях указанных субъектов РФ. На это положение в одной из работ опираются А. С. Алимбекова, А. С. Жутаев и М. Н. Садчиков [1, с. 192].
Патентная система налогообложения стала самостоятельным режимом и предназначена для индивидуальных предпринимателей, при этом носит добровольный характер и не является обязательной к применению [2, с. 10]. По мнению О. Н. Чернышовой, такая система достаточно удобна, поскольку предприниматель заранее знает, в каком размере будет уплачивать налог [3, с. 235]. Однако далеко не всем индивидуальным предпринимателям подходит авансовая система опла- ^ ты, так как не у всех есть возможность оплаты до получения прибыли. | В Общественной палате РФ считают, что патентная система на- § логообложения для малых форм предпринимательской деятельности а | - самозанятых - не доказала своей эффективности, поскольку общее ^ | количество экономически активных граждан, занятых в теневом 0 3 секторе экономики, составляет более 20 млн человек. При этом доля | | граждан, фактически осуществляющих предпринимательскую дея- 2 § тельность без привлечения наемных работников, - 50 %. В результате д § сложившейся ситуации совокупные потери бюджетов в связи с те- ^ невой деятельностью составляют более 1,2 млрд рублей в год [4-6]. | §
В следующий раз вопросом о необходимости нятых граждан государство задалось в 2015 г., когда был подготовлен о | антикризисный план ввиду объявленных в отношении Российской 0 | Федерации санкций. Данная сфера однозначно трактовалась как § | теневая, требовалось вывести ее из тени, использовать на благо госу- £ дарства. В связи с этим было предложено ввести форму деятельности || 1 «самозанятый гражданин» или «самозанятый предприниматель». | |
В сентябре 2016 г. Президент РФ заявил, что самозанятых граждан нельзя сравнивать с индивидуальными предпринимателями, поскольку 301 они ведут теневую деятельность, а их статус не урегулирован право- ^ выми нормами; исходя из этого, очевидной представляется необходи- з мость внесения поправок в ряд нормативных и законодательных актов, ^ которые обеспечивают официальность осуществления деятельности 2 самозанятых граждан и гарантируют им официальный статус в право- § вом поле государства [7, с. 81].
В декабре 2016 г. были объявлены налоговые каникулы для определенных государством категорий самозанятых граждан, во время
которых Правительство РФ должно было определить правовой статус данных лиц и принять соответствующие в связи с этим решения. К категории самозанятых к тому моменту уже были отнесены: репетиторы; лица, оказывающие услуги по уборке помещений; лица, ведущие домашнее хозяйство. Одновременно с объявлением налоговых каникул данным категориям физических лиц было предложено добровольно встать на учет в налоговых органах.
В конце 2016 г. министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин сообщил, что в Российской Федерации насчитывается около 15 млн самозанятых граждан, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, но при этом самостоятельно и на свой риск осуществляют предпринимательскую деятельность с личным участием. По мнению министра, за данных лиц не уплачиваются страховые взносы, не учитываются их пенсионные „о права. Все указанное в совокупности приводит к выпадению доходов го из бюджета [8].
С 1 марта 2017 г. в Российской Федерации начал действовать а Международный стандарт по безопасности труда, который содержит § следующую формулировку: «Самозанятый - человек, самостоятельно § занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-2 правового характера, в том числе в форме индивидуального предпри-^ нимательства» [9, с. 235].
— В конце 2018 г. Президент РФ подписал Федеральный закон § «О проведении эксперимента по установлению специального на-5 логового режима "Налог на профессиональный доход" [10]. Закон, § вступивший в силу с 1 января 2019 г., предусматривает эксперимент ^ по введению нового специального налогового режима сроком до 31 декабря 2028 г.
О В соответствии со ст. 1 названного федерального закона, специаль-^ ный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вводится С в следующих субъектах РФ:
1) с 1 января 2019 г. - в городе федерального значения Москве, 302 в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан; ^ 2) с 1 января 2020 г. - в городе федерального значения Санкт-(V Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, ® Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, ^ Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан;
3) с 1 июля 2020 г. - в иных, ранее не названных субъектах РФ.
Согласно положениям рассматриваемой статьи, в тех субъектах, в которых специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вводится с 1 июля 2020 г., для этого необходимо принятие закона субъекта РФ. Соответствующий закон обязательно должен включать в себя положение о вступлении в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Следует отметить, что аналогичный налог давно существует и активно выплачивается в других странах. Так, в США самозанятые платят специальный налог self-employment tax (что дословно переводится как «налог на самозанятость»). Его размер составляет 15,3 % от прибыли, из которых 12,4 % - платежи в социальные фонды, а 2,9 % - платежи в систему медицинского страхования. Половина от суммы, уплачиваемой по такому налогу, позволяет сократить налогооблагаемую прибыль, что в свою очередь уменьшает выплаты ^ по второму крупному налогу для самозанятых - федеральному по- f доходному налогу (который, несмотря на свое название, облагает § налогом прибыль, а не доход). а -о
Для самозанятого населения США ставки подоходных налогов яв- ^ | ляются прогрессивными и зависят от размера прибыли. Самая низкая 0 3 ставка - 10 %, по ней налог платят лица, получающие прибыль в сумме | О
3 О
менее 9 225 долларов в год. Самая высокая ставка - 39,6 %, по ней ? о
3 3
налог платят лица, зарабатывающие более 414 тыс. долларов в год.
Помимо прочего, в США на названные выплаты могут суще- й 1
ственно влиять налоги административно-территориальных единиц. О | В некоторых штатах дополнительные платежи составляют до 5,6 %
от прибыли самозанятого населения. о |
Доля самозанятого населения в США постоянно растет, что по- 0 g
ложительно воздействует как на средний уровень дохода граждан, так § |
и на безработицу. Около 6 % валового дохода государства приходится f а
Ё о
на самозанятых [4]. -g е
В Англии также отмечается большое количество самозанятого 1 I населения. Согласно данным исследования McKinsey, около 14 млн
жителей Туманного Альбиона выбрали соответствующий способ на- 303
логовой системы. Важно, что схема налогообложения самозанятых ^
граждан в Англии схожа с системой, применяемой в США: здесь s
действует income tax, величина которого зависит от полученного до- ^
хода, а также предусмотрены платежи в социальные фонды (social | insurance tax).
В Латвии самозанятые вправе выбрать один из трех способов уплаты налога: оплата патента; уплата обязательных взносов государственного социального страхования (один раз в квартал, но только
х
в те месяцы, когда совокупный доход составил от 430 евро в месяц) и уплата подоходного налога с населения (по ставке 20 % от общих годовых доходов); уплата налога с микропредприятия.
В заключение необходимо отметить, что опыт других стран благоприятен тем, что платежи в счет уплаты налогов являются дифференцированными. Самозанятые граждане платят налог не по одинаковой ставке, а в зависимости от уровня своего дохода.
Список литературы:
1. Алимбекова, А. С. Налоговое право : учебно-методический комплекс / А.С. Алимбекова, А.С. Жутаев, М.Н. Садчиков ; отв. ред. Е.В. Покачалова. - М. : Русайнс, 2017. - 270 с.
2. Полубоярова, Н. Выгоды перехода предпринимателя на патент / Н. Полубоярова // Арсенал предпринимателя. - 2010. - № 6.
3. Чернышова, О.Н. Основные подходы к совершенствованию налого--0 обложения в России / О.Н. Чернышова // Социально-экономические явления го и процессы. - 2011. - № 1-2. - С. 235-239
I
4. Никифорова, А.В. Проблемы самозанятых граждан в РФ и в мире и пути их решения / А.В. Никифорова, М.Л. Макаревич // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его § стратегического развития : сб. науч. ст. VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Курск, 28-29 декабря 2018 г.). - Курск : Университетская книга, 2018. - С. 301-305. ^ 5. Огородникова, Е.П. Налог на профессиональный доход: практика
— внедрения в Российской Федерации / Е. П. Огородникова, А. В. Мандругин, | Е.В. Краснова // Новая идея. - 2018. - № 1(4). - С. 34-40. ^ 6. Пинская, М.Р. Самозанятые граждане: налоговые риски государства
с^ и способы управления / М.Р. Пинская // Налоги и налогообложение. - 2018. g - № 6. - С. 16-30.
О» 7. Землякова, С.Н. Определение и постановка на учет «самозанятых»
§ граждан / С.Н. Землякова // European Scientific Conference : сб. ст. XII О Международной научно-практической конференции : в 2 ч. - Пенза : МЦНС g «Наука и просвещение». - 2018. - Ч. 2. - С. 80-82.
С 8. Минтруд нашел в России 15 миллионов нелегальных работников.
URL: https://rg.ru/2016/12/29/mintrud-nashel-v-rossii- 15-millionov-nelegalnyh-3Q4 rabotnikov.html (дата обращения: 05.09.2022).
- 9. Васильева, О.Н. Самозанятые граждане и их правовое положение
CV в России / О. Н. Васильева, С. С. Дахненко // Экономика отраслевых рынков: ^ формирование, практика и развитие. Самозанятость населения: правовое Су и экономическое регулирование : сб. матер. межвуз. науч. конф. и круглого
О
стола (Москва, 2-3 февраля 2017 г.). - М. : Дашков и К, 2017. - С. 235-238.
10. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» : федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ (в ред. от 8 июня 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 49, ч. 1, ст. 7494; 2020. - № 24, ст. 3740.