Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИИ'

ГЕНЕЗИС И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
электронное голосование / цифровизация / правовая природа

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мизиев Назир Муссаевич

в статье анализируется развитие дистанционного электронного голосования в России, включая его ключевые этапы внедрения в российский избирательный процесс. Рассматриваются преимущества этой формы голосования, такие как повышение доступности и удобства для избирателей, а также возникающие при этом правовые и технические вызовы. Анализируются тенденции и перспективы использования электронного голосования в российской избирательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИИ»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ _ПРАВО_

ГЕНЕЗИС И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИИ Мизиев Н.М.

Мизиев Назир Муссаевич - магистрант Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,

г.Москва

Аннотация: в статье анализируется развитие дистанционного электронного голосования в России, включая его ключевые этапы внедрения в российский избирательный процесс. Рассматриваются преимущества этой формы голосования, такие как повышение доступности и удобства для избирателей, а также возникающие при этом правовые и технические вызовы. Анализируются тенденции и перспективы использования электронного голосования в российской избирательной системе.

Ключевые слова: электронное голосование, цифровизация, правовая природа.

Электронное голосование в России представляет собой одну из самых инновационных и активно развивающуюся в последние годы форму голосования. Стремительная цифровизации различных сфер общественной жизни способствует модернизации в том числе и избирательного процесса. Электронное голосование стало новым важным направлением в избирательном праве и технологиях. Новая форма голосования позволяет гражданам подавать голоса дистанционно через цифровые устройства, что является значительным преимуществом с точки зрения удобства и доступности.

Главным направлением эволюции процесса голосования является переход к использованию в ходе выборов электронных систем. В этом контексте можно выделить два основных пути развития электронного голосования: стационарное и дистанционное.

Стационарное голосование, которое представлено комплексом для электронного голосования (КЭГ) и комплексом обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), предполагает, что избиратель осуществляет свое волеизъявление в пределах избирательного участка. Этот подход сохраняет привычную для многих форму голосования, но также позволяет использовать преимущества современных технологий для более эффективного и надежного учета голосов.

Дистанционное электронное голосование является более новым направлением, которое дает возможность избирателю голосовать за пределами избирательного участка, из любого места, где возможен доступ в интернет. Данный способ голосования обеспечивает удобство для избирателей, в особенности для тех, кто находится во время проведения выборов не в том месте, где прописан.

Внедрение дистанционного голосования обусловлено активным процессом цифровизации. Государство с каждым годом внедряет все больше новых сервисов для предоставления государственных услуг в онлайн формате. Данная тенденция вызывает интерес со стороны общества и государства к дальнейшей цифровизации участия в политической жизни. Это подталкивает к созданию более удобных и доступных платформ для выражения политической воли.

Правовым фундаментом для системы дистанционного электронного голосования является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1, а также нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Одной из причин внедрения дистанционного электронного голосования в России некоторые эксперты считают преодоление территориальных барьеров, так как страна имеет большую площадь и расстояние между населенными пунктами иногда составляет большую протяженность. Поэтому и перспективы использования цифровых избирательных технологий приобретают особую актуальность, в особенности на избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, для россиян, находящихся за пределами РФ, а также для граждан с ограниченными возможностями2

Важным этапом, с которого началось активное развитие дистанционного электронного голосования в России, стало проведение дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва 8 сентября 2019 года. В мае 2019 года законодательство претерпело изменения, открывшие возможность для проведения экспериментального голосования и присвоению его результатам юридической значимости в силу Федерального закона от 29 мая 2019 г. № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва»3 и Закона города Москвы от 22 мая 2019 г. № 18 «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва»4, который был принят ранее федерального.

Организаторы дистанционного электронного голосования создали три «виртуальных» избирательных участка в районах Крюково, Бибирево и Чертаново Южное. Общее число зарегистрированных избирателей достигло 11228 человек, средний возраст которых составил 37,5 лет. Явка среди зарегистрированных избирателей составила 87,37%.

Особенно стоит отметить скорость внедрение дистанционного электронного голосования в российский избирательный процесс. Подготовка выборов в законодательный орган города Москвы заняла всего шесть месяцев. Для сравнения, в Эстонии на проведение первого дистанционного электронного голосования потребовалось четыре года, начиная с экспериментов в студенческих союзах и органах местного самоуправления. Избиратели и кандидаты в России столкнулись с трудностями адаптации к новым условиям за столь короткий срок5.

1 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. №24.Ст.2253.

2 Цаплин А.Ю. Перспективы дистанционного электронного голосования в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016. Т. 16. Вып. 3. С. 349;

3 Федеральный закон от 29 мая 2019 г. № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2019 г., № 22, ст. 2659

4 Закон города Москвы от 22 мая 2019 г. № 18 «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» // [Электронный ресурс] // ЭПС «Система ГАРАНТ» (дата обращения 09.01.2024)

5 Федоров В.И. Дистанционное электронное голосование и явка избирателей: опыт Эстонии и Москвы // Избирательное законодательство и практика. 2019. № 4. С. 37-42.

32

В ходе московского голосования в 2019 году срок проведение не был увеличен. Избиратели могли проголосовать только в один день для голосования. В 2020, когда проводилось голосование по поправкам в Конституцию, срок голосования был увеличен до 5 дней, что в свою очередь способствовало увеличению участия избирателей в выборах. Теперь они могли проголосовать в удобный для себя день. Более того, была предоставлена возможность досрочного голосования через электронную платформу. Однако, в связи с этим, участники дистанционного голосования не имели возможности голосовать на избирательных участках в день выборов.

Голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации стало важным этапом в развитии дистанционного электронного голосования по всей стране. За пять дней с 25 по 30 июня в электронном голосовании приняли участие более 1 миллиона избирателей города Москвы. Для сравнения в 2019 году количество участников электронного голосования составляло лишь 10 тысяч человек.

Предшествовало этому подписание 23 мая 2020 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят Госдумой 13 мая 2020 года, одобрен Советом Федерации 20 мая 2020 года). Данным нормативным актом были внесены поправки в федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года. Данный закон внес изменения, позволяющие применять дистанционное электронное голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также при проведении референдума на уровне субъекта Российской Федерации и местного референдума.

В этот же день был подписан федеральный закон "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве". Позднее, 19 мая 2021 года, в столице был принят закон "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве в 2021 году".

Уже в 2021 году дистанционное электронное голосование впервые было применено на выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, которое было проведено с 17 по 19 сентября. В Москве и Севастополе, а также в Курской, Нижегородской, Ростовской, Мурманской и Ярославской области было организовано проведение дистанционного электронного голосования. Для участия в выборах избирателям необходимо было зарегистрироваться на портале государственных услуг Российской Федерации (госуслуги) и подтвердить учетную запись.

В восьми одномандатных округах Москвы дистанционное электронное голосование существенно повлияло на результаты, вызвав критику со стороны оппозиции, чьи кандидаты не прошли в Государственную Думу РФ. Для Москвы на этих выборах была предусмотрена своя платформа ДЭГ, а не федеральная. Во время подведения итогов результаты электронного голосования были опубликованы через семь часов после получения ключа расшифровки. Задержка вызвала дискуссию о причинах такого долгого ожидания, но организаторы объяснили задержку высокой активностью участников и нагрузкой, связанной с участниками, которые воспользовались возможностью отложенного голосования, позволяющей изменить решение и проголосовать за другого кандидата (около 300 тыс. человек).

11 марта 2021 года Государственная Дума приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес

изменения в единые правила применения дистанционного электронного голосования на выборах и референдумах. Законопроект был одобрен Советом Федерации и 14 марта 2021 года подписан Президентом РФ. Изменения затронули закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Новые изменения дают возможность проводить дистанционное электронное голосование на выборах и референдумах по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или соответствующей избирательной комиссией. Что касается применения дистанционного электронного голосования на федеральных выборах, то решение по ним принимает Центральная избирательная комиссия, которая также утверждает требования к дистанционным электронным системам голосования. Для принятия участие в электронном голосовании необходимо зарегистрироваться на специальном интернет-портале и повторное голосование, после выражения волеизъявления не допускалось.

В сентябре 2022 года восьми регионам нашей страны была предоставлена возможность использовать систему дистанционного электронного голосования в рамках единого дня выборов. На федеральной платформе дистанционное электронное голосование было доступно для избирателей в следующих регионах: Калининградской, Ярославской, Новгородской, Томской областях и в городах Псков, Курск, Калуга. В Москве также прошло онлайн-голосование депутатов муниципальных образований, организованное на региональной платформе.

В сентябре 2023 дистанционное электронное голосование было проведено в 25 субъектах страны. В 18 из них дистанционное электронное голосование проводилось впервые и было организовано на базе федеральной платформы. Это отражает тенденцию быстрого развития дистанционного электронного голосования в российском избирательном процессе.

7 декабря 2023 Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утвердил выборы Президента Российской Федерации на 17 марта 2024 года. По итогам на выборах Президента Российской Федерации дистанционное электронное голосование было доступно в 28 регионах на федеральной платформе ДЭГ и в одном регионе (Москва) - на региональной платформе ДЭГ1.

На выборах Президента Российской Федерации более 8 млн граждан проголосовали, используя систему ДЭГ, что также является рекордным итогом для системы электронного голосования, и отражает тенденцию роста участников голосования с помощью ДЭГ в России. Однако, как совершенно справедливо указывает Председатель ЦИК России Э.А. Памфилова, внедрение электронного голосования не должно лишить консервативно настроенную часть избирателей права на реализацию активного избирательного права. Они должны иметь возможность сами определить способы своего волеизъявления2

По мнению экспертов применение дистанционного электронного голосования важным образом повлияло на рекордную явку на последних выборов, показав устойчивость к атакам на инфраструктуру системы и стабильность работы.

1 Дистанционное электронное голосования [Электронный ресурс] // ЦИК РОССИИ. - URL: http://www.cikrf.ru/analog/prezidentskiye-vybory-2024/deg/ (дата обращения: 15.04.2024).

2 Приоритеты деятельности ЦИК России (четыре интервью с Эллой Памфиловой) // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. № 4 (14). С. 9-49.

34

Список литературы

1. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст. 2253.

2. Цаплин А.Ю. Перспективы дистанционного электронного голосования в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016. Т. 16. Вып. 3. С. 349;

3. Федеральный закон от 29 мая 2019 г. № ЮЗ-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2019 г., № 22, ст. 2659

4. Закон города Москвы от 22 мая 2019 г. № 18 «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» // [Электронный ресурс] // ЭПС «Система ГАРАНТ» (дата обращения 09.01.2024)

5. Федоров В.И. Дистанционное электронное голосование и явка избирателей: опыт Эстонии и Москвы // Избирательное законодательство и практика. 2019. № 4. С. 37-42.

6. Дистанционное электронное голосования [Электронный ресурс] // ЦИК РОССИИ. - URL: http://www.cikrf.ru/analog/prezidentskiye-vybory-2024/deg/ (дата обращения: 15.04.2024).

7. Приоритеты деятельности ЦИК России (четыре интервью с Эллой Памфиловой) // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. № 4 (14). С. 9-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.