УДК 342
Крылосов Георгий Александрович Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева
Институт юстиции Россия, Екатеринбург krylosov16fix@gmail.com Krylosov Georgiy Ural State Law University named after V.F. Yakovlev
Institute of Justice Russia, Ekaterinburg
ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВОЙ ДЕМОКРАТИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в работе анализируется форма активного избирательного права такого как дистанционное электронное голосование. Представляется к рассмотрению определение понятий цифровая демократия и дистанционное электронное голосование, уделяется внимание преимуществам и недостаткам этого вида голосования, приводятся статистические данные по его использованию в рамках единого дня голосования 2023 года и прошлых лет. Делается вывод о роли электронного голосования и его дальнейшему использованию.
Ключевые слова: цифровая демократия, дистанционное электронное голосование, избирательное право, информационное общество, статистические данные.
REMOTE ELECTRONIC VOTING AS A TOOL OF DIGITAL DEMOCRACY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation: the paper analyzes a form of active suffrage, such as remote electronic voting. The definition of the concepts of digital democracy and remote electronic voting is submitted for consideration, attention is paid to the advantages and disadvantages of this type of voting, statistical data on its use within the framework of a single voting day in 2023 and past years are provided. The conclusion is made about the role of electronic voting and its further use.
Key words: digital democracy, remote electronic voting, electoral law, information society, statistical data.
Процессы цифровой трансформации общественной и политической жизни в России за последние 10-15 лет приобрели существенные масштабы. На сегодняшний день практически не осталось отрасли или сферы, которых бы не коснулись информационные технологии и сеть Интернет. Во многом это связано с формированием информационного общества и основных его составляющих -высокоразвитой информационной культурой и инфраструктурой, массовой информатизацией, широким доступом населения к информационным ресурсам [1, с. 116]. Сложно не согласиться, что основными задачами развития информационных технологий является повышение эффективности тех или иных процессов, экономия времени, средств и сил. Изменения в том числе коснулись и сферы права, государственного управления, экономики. Примером может послужить тенденция перехода на электронный документооборот, обусловленный утверждением Концепции электронного документооборота в хозяйственной деятельности [2], а также органы государственной власти, в которых уже на постоянной основе используются различные информационные системы и компьютерные программы [1, с. 256]. Однако не стоит рассматривать "цифру" как замену и альтернативу традиционным формам взаимодействия субъектов в правовом поле. Неоднозначные мнения в учёной среде ведутся в том числе и по поводу «цифровой демократии. Конкретно о том, будет ли цифровая
демократия полным аналогом традиционных форм или она станет крупным дополняющим элементом [3, с. 2].
Под термином «Цифровая (электронная) демократия» подразумевают демократическую политическая систему, при которой информационно -коммуникационные технологии используются для реализации демократического процесса: «распространения информации, коммуникации, объединения интересов граждан и принятия решений путем совещания и голосования» [4, с. 1229]. Также существует точка зрения, предполагающая, что электронная демократия содержит в себе право каждого гражданина не только участвовать в выборах и референдуме, но и вносить свой вопрос в повестку и высказывать своё мнение по таким вопросам [5, с. 12]. Из этого следует вывод, что цифровая демократия состоит не только лишь из формы активного избирательного права, а также может включать в себя иные формы взаимодействия гражданина и органов государственной власти. Как отмечалось выше, процессы цифровизации уже тесно встроились в непосредственную деятельность органов государственной власти. К примеру, подсчет количества голосов при помощи технических средств, электронный документооборот, электронный бюджет и т.д. Вдобавок ко всему этому принимаются государственные программы, связанные с процессами цифровой трансформации - «Информационное общество» от Минцифры на 2011-2030гг [6], «Национальная система пространственных данных» на 2022-2030гг от Росреестра [7]. Мы же подробнее остановимся на цифровом активном избирательном праве, а именно на «Дистанционном электронном голосовании» (сокр. ДЭГ).
ДЭГ - возможность голосования без использования бумажного бюллетеня, при помощи специального программного обеспечения, благодаря которому избиратель может пройти голосование на специальном портале при помощи сети Интернет [8, с. 423]. При таком виде также сохраняется тайна голосования и неизменность результата избирателя. Недавно прошедший на территории России единый день голосования прошел не без использования ДЭГ. На данный момент
дистанционное электронное голосование доступно лишь в 25 субъектах РФ, Свердловская область входит в их число, но в ней данная процедура используется лишь на отдельных выборах, а не на выборах всего региона. Выборы в Екатеринбургскую городскую Думу в этом году впервые использовались с технологией электронного дистанционного голосования. Несмотря на низкую явку (около 20% избирателей - 225 тысяч человек), по электронной системе проголосовало около 62 тысяч из 71 тысяч зарегистрированных (87% от числа дистанционных избирателей, и 27.5% от общего числа избирателей) [9]. Опыт ДЭГ в Екатеринбурге был положительно принят и считан перспективным [10]. Из недавних нововведений ещё стоит отметить созданный Российским центром обучения избирательным технологиям полный учебно-методический комплекс для обучения организаторов выборов, в который входят типовые программы, лекции, презентации, тесты, которые ежегодно проходят все члены избиркомов. Также в 2021 году Центральная избирательная комиссия (ЦИК) запустила цифровую платформу для дистанционного обучения членов участковых избирательных комиссий (УИК) «Электорий».
На территории РФ электронное голосование уже применялось несколько раз и по данным ЦИК, «электронная явка» всегда была в районе 85%, в том числе и в этом году [11]. Впервые ДЭГ было применено в единый день голосования 8 сентября 2019 года в Москве в ходе выборов депутатов городской думы. Оно проводилось в качестве эксперимента на основе регионального закона от 22 мая 2019 года и федерального закона от 29 мая 2019 года (оба документа имеют одинаковое название - "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва") [12]. В ходе общероссийского голосования по поправке в Конституцию РФ, которое прошло 1 июля 2020 года, ДЭГ по решению ЦИК проводилось в двух субъектах Федерации: Москве и Нижегородской области. Заявки на участие в нем подали
1,19 млн. избирателей, проголосовали 1,1 млн. (17,5% от принявших участие в общероссийском голосовании). 13 сентября 2020 года в Курской и Ярославской областях при помощи ДЭГ избирали депутатов Государственной думы на дополнительных выборах. Из 31,57 тыс. избирателей, подавших заявления на электронное голосование, своим правом воспользовались 28,9 тыс. (9,67% от принявших участие в выборах в целом и 91.54% от числа избирателей ДЭГ) [12].
Правовой режим электронного голосования регулируется Постановлениями Центральной избирательной комиссии России «О требованиях к проведению дистанционного электронного голосования», статьей 64.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Голосование происходит через специальный портал дистанционного электронного голосования, созданный ЦИК России. Чтобы стать участником голосования, необходимо подать заявление через портал государственных услуг РФ, которое должны рассмотреть и при успешном подтверждении статуса участника ДЭГ. В день голосования нужно авторизоваться через портал голосования и получить электронный бюллетень [13].
По данным СМИ, работа ДЭГ не прошла без недочетов. Так, глава ЦИК сообщила о более чем 20 тыс. DDoS-атаках на систему ДЭГ [14]. Атаки на сервер в Москве послужили причиной сбоя СМС-уведомления для онлайн-голосования [15]. В Ненецком автономном округе ДЭГ вообще была остановлена из-за технической ошибки, это привело к тому, что часть избирателей получили бюллетени только для выборов собрания депутатов автономного округа, другая часть - только для выборов собрания депутатов Архангельской области [16]. Исходя из этого можно сказать о том, что механизм ДЭГ достаточно противоречивый.
Перейдём непосредственно к преимуществам и недостаткам электронного голосования. Прежде всего, это удобство в обращении и доступность. Любой человек, умеющий пользоваться персональным компьютером или смартфоном,
способен стать участником электронного голосования, при котором отсутствует необходимость физического присутствия на избирательных участках. Доступность голосования объясняется тем, что выразить свою гражданскую позицию избиратель может из любой точки мира при условии подключения к сети Интернет. Это неоспоримый плюс для граждан РФ, находящихся в день голосования за рубежом.
По состоянию на 2022 год примерно 90% от населения РФ являются пользователями всемирной паутины [17]. Это внушительный показатель, но в основном аудиторией Интернета являются люди среднего и молодого возраста. Население старше 55 лет, почти наполовину состоит из пользователей сети [18], однако лишь на четверть из них используют Интернет для доступа к Госуслугам, оплате ЖКХ и так далее, что говорит о недостаточной осведомленности старшего поколения в использовании современных информационной технологий в области выражения гражданской позиции [19]. Это существенный недостаток, так как самый активный электорат находится именно в этой возрастной группе [20].
Дистанционное электронное голосование является неоспоримым плюсом для лиц, с ограниченными возможностями по здоровью [21] и граждан, находящихся в отдаленных населенных пунктах. Но в то же время из-за природных и климатических условий не во всех населённых пунктах есть стабильное высокоскоростное Интернет-соединение, а порой и даже стабильная работа электричества. В деревнях подключение ко всемирной паутине менее востребовано, чем в городах-мегаполисах.
Дистанционное электронное голосование значительно сокращает время подсчета голосов и объявления результатов. Это позволяет получить быстрые и более точные результаты. Однако и здесь присутствует обратная сторона -уязвимость и повышенный интерес со стороны правонарушителей. Система дистанционного электронного голосования подвержена угрозам нарушения стабильной работы, таким как хакерские атаки и манипуляции с результатами
выборов. В век цифровой культуры кибер-преступники способны создать поддельный сайт даже государственных структур. Успешная работа таких злоумышленников запустит волну непонимания и негодования среди населения, которое станет меньше доверять «цифре» в государственной сфере. Беря во внимание вышеупомянутую статистику по среднему возрасту избирателей, данные недостатки могут повлиять на значительный процент электората.
С уязвимостью косвенно связан и еще один недостаток - обеспечение анонимности. Существует риск отслеживания голосов и утечки личной информации, которое может не только аннулировать результат конкретного избирателя, но и подорвать доверие к данному виду голосования.
На данный момент нельзя однозначно озвучить конкретные предложения о совершенствовании системы ДЭГ, т.к. работа над одним из "недостатков" может усугубить другой. В качестве примера можно взять упрощение процедуры подготовки электронного избирателя. Сокращение шагов в лице отмены подачи заявления в традиционной формы, SMS-подтверждения, прохождения тренировочного ДЭГ и другого непременно нанесёт урон по безопасности процедуры и сохранности результатов голосования.
Резюмируя сказанное, следует развивать данный инструмент цифровой демократии со значительными вложениями средств, собирать обратную связь от избирателей, сопоставлять статистические данные, и возможно изучать опыт зарубежных коллег, их ошибки и достижения. ДЭГ должно пройти проверку временем, и тогда можно будет сделать определенные выводы. Избирательная система находится в постоянном развитии, своевременно реагируя на изменения в жизни общества, политические и социальные вызовы, внедрение новых технологий. Но главным звеном в ней по-прежнему остаются люди, от решений и действий которых будет зависеть станет ли оно здравой альтернативой или займёт место как второстепенная вспомогательная мера.
Список литературы:
1. Кузнецов Информационные технологии в юридической деятельности : учебник для вузов / П. У. Кузнецов [и др.] ; под общей редакцией П. У. Кузнецова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 325 с.
2. Утверждена Концепция электронного документооборота в хозяйственной деятельности [Электронный ресурс] // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10367446/?ysclid=lnrf4ypuuf6205 0984
3. Мальченков С. А., Сударев А. А. Цифровая демократия как новая форма народовластия: преимущества и недостатки // Огарёв-Online. 2023. №8 (193).
4. Сухарев М.В. Институты электронной демократии // Экономика и социум. 2016. №3 (22).
5. Власова, О. Ю. Цифровой авторитаризм и электронная демократия: содержание и границы // Studia Humanitatis. - 2020. - № 3. - С. 6.
6. Государственная программа «Информационное общество» [Электронный ресурс] // URL: https ://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1/?utm_referrer=https%3a%2f%2fya.ru%2 f
7. Государственная программа «Национальная система пространственных данных» [Электронный ресурс] // URL: https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennye-programmy/natsionalnaya-sistema-prostranstvennykh-dannykh/?ysclid=lnshpmpdx3312756090
8. Бендюрина, С. В. Конституционное право России : учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. С. Саликов. — 2-е изд., перераб. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 496 с.
9. Не выходи из дома: как екатеринбуржцы дистанционно проголосовали на выборах в гордуму [] // URL: https://www.e1.ru/text/politics/2023/09/11/72690635/?ysclid=lnsynhit2g301536036
10. Итоги выборов в Свердловской области: слагаемые успехов и поражений, опыт использования дистанционного электронного голосования (ДЭГ) [Электронный ресурс] // URL: https://expert-dub.onlme/news/itogi-vyborov-v-sverdlovskoy-oWasti-slagaemye-uspekhov-i-porazhemy-opyt-ispolzovarnya-distantsionnogo-elektronnogo-golosovaniya-deg?ysclid=lnshvd5vz7335394541
11. Более миллиона человек проголосовали электронно на прошедших выборах [Электронный ресурс] // URL: https://iz.ru/1572030/2023-09-11/bolee-milliona-chelovek-progolosovali-elektronno-na-proshedshikh-vyborakh
12. Дистанционное электронное голосование в России. История и особенности [Электронный ресурс] // URL: https ://tass.ra/mfo/%2013533535 ?ysclid=lnskdbqy6w196502401
13. Портал дистанционного электронного голосования ЦИК России [Электронный ресурс] // URL: https://vybory.gov.ru/
14. Памфилова: За два дня голосования произошло более 20 тысяч атак на систему ДЭГ [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2023/09/10/pamfilova-za-dva-dnia-golosovaniia-proizoshlo-bolee-20-tysiach-atak-na-sistemu-deg.html?ysclid=lnsodpub51409429451
15. Проблемы с получением СМС для голосования в Москве объяснили кибератакой [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/politics/08/09/2023/64fac0899a79479f119e88a6?ysclid=lnsoeou0 97850823451
16. В Ненецком АО решили проблему с дистанционным голосованием [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/politika/18692605?ysclid=lnsoyla8cd525390201
17. Чернышенко: 90% населения России являются пользователями интернета [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2022/09/28/chernyshenko-90-naseleniia-rossii-iavliaiutsia-polzovateliami-interneta.html?ysclid=lnsxuakhdt651506955
18. Доля пользователей интернета в России среди молодежи приблизилась к 100% [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/01/2021/5ffde01e9a79478eb5230426? ysclid=lnsycie 1rm883619387
19. Треть пожилых людей в России являются активными пользователями интернета [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/63640
20. ВЦИОМ назвал средний возраст большинства проголосовавших на выборах [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20180318/1516645631.html?ysclid=lnsx495g8z543936618
21. Москвичи с нарушениями зрения смогут проголосовать онлайн на сентябрьских выборах [Электронный ресурс] // URL: https://www.mos.ru/news/item/96146073/?ysclid=lnrtu1y9dw866388616