Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ НА ВЫБОРАХ 2021 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ НА ВЫБОРАХ 2021 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
218
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанова Татьяна Дмитриевна

Применение системы дистанционного электронного голосования на выборах становится все более актуальным в рамках развития цифровизации избирательного процесса в масштабах Российской Федерации. В статье рассматриваются результаты проведения дистанционного электронного голосования на выборах в 2021 г., а также возможности и перспективы развития системы дистанционного электронного голосования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE ELECTRONIC VOTING: THE EXPERIENCE OF THE 2021 ELECTIONS AND THE PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

The use of a remote electronic voting system in elections is becoming increasingly relevant in the framework of the development of digitalization of the electoral process on the scale of the Russian Federation. The article discusses the results of remote electronic voting in the elections in 2021, as well as the possibilities and prospects for the development of a remote electronic voting system.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ НА ВЫБОРАХ 2021 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации: опыт проведения на

выборах 2021 года и перспективы развития

Remote electronic voting: the experience of the 2021 elections and the prospects for

development

Степанова Татьяна Дмитриевна

Студент 2 курса магистратуры Факультет «Р» Международного промышленного менеджмента и коммуникации Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова

г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, д.1

e-mail: statika95@mail.ru

Stepanova Tatiana Dmitrievna

Second-year student of Magistracy Faculty of International industrial management and communication Baltic State Technical University "VOENMECH" Saint Petersburg, First Krasnoarmeyskaya street, 1 e-mail: statika95@mail.ru

Аннотация.

Применение системы дистанционного электронного голосования на выборах становится все более актуальным в рамках развития цифровизации избирательного процесса в масштабах Российской Федерации. В статье рассматриваются результаты проведения дистанционного электронного голосования на выборах в 2021 г., а также возможности и перспективы развития системы дистанционного электронного голосования.

Annotation.

The use of a remote electronic voting system in elections is becoming increasingly relevant in the framework of the development of digitalization of the electoral process on the scale of the Russian Federation. The article discusses the results of remote electronic voting in the elections in 2021, as well as the possibilities and prospects for the development of a remote electronic voting system.

Ключевые слова: Цифровизация, дистанционное электронное голосование, избирательный процесс, избирательная система Российской Федерации, избирательная кампания.

Key words: Digitalization, remote electronic voting, electoral process, electoral system of the Russian Federation, election campaign.

Дистанционное электронное голосование (далее - ДЭГ) является одним из основных направлений развития избирательной системы Российской Федерации. С каждым годом вносится все больше изменений в развитие ДЭГ, в том числе на законодательном уровне.

ДЭГ позволяет каждому избирателю проголосовать в наиболее комфортных, удобных и безопасных условиях. Там, где ему удобно с любого цифрового устройства, обеспечивающего доступ к единому порталу государственных услуг. Процесс голосования происходит с использованием Единой системы идентификации портала государственных услуг и удовлетворяет следующим критериям:

1) Голосование является тайным.

2) Возможность голосования должна быть предоставлена только лицам, обладающим активным избирательным правом на этом голосовании.

2) Один избиратель - один голос, не допускается «двойное» голосование.

3) Процесс голосования должен быть открытым и гласным для избирателей и наблюдателей.

4) Должна обеспечиваться неизменность поданного голоса.

5) Должна отсутствовать возможность подсчитать промежуточные итоги голосования до его завершения.

Весной 2021 г. проходила Общероссийская тренировка по использованию системы ДЭГ, в которой мог принять участие любой гражданин России, достигший возраста 18 лет и имеющий подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг. Целью тренировки была проверка возможностей субъектов России к проведению федеральной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва с применением системы ДЭГ осенью 2021 г., в т.ч. готовность информационных мощностей и активности граждан, зарегистрированных в субъекте России, в регистрации и подтверждении учетной записи на портале Госуслуг.

По результатам проведения общероссийской тренировки Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее - ЦИК России) были приняты решения о возможности проведения ДЭГ в регионах России на выборах в единый день голосования 2021 г. и выбрано 7 субъектов России для реализации ДЭГ.

Таким образом, проголосовать дистанционно на выборах 2021 г. могли граждане России, которые обладали активным избирательным правом, имели подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг и регистрацию на территории одного из семи субъектов России, в которых проводилось голосование, а именно в Мурманской, Курской, Ростовской, Нижегородской и Ярославской областях, в Москве и Севастополе [5].

В связи с тем, что в рамках федеральной кампании ДЭГ применялось впервые, было принято решение об ограничении территории часовым поясом. Так выбранные субъекты России были расположены в одном часовом поясе - 2 часовая зона Время МСК (иТС+3) Московское.

Москва, Ярославская, Курская и Нижегородская области были выбраны как регионы, уже имеющие опыт проведения ДЭГ. Мурманская область и Севастополь были выбраны субъектами в качестве экспериментальных, поскольку, по сведениям ЦИК России, многие избиратели из этих регионов в сентябре могли находиться в отпусках. Применение системы ДЭГ в Ростовской области позволяло жителям ДНР и ЛНР принять участие в голосовании. Для этого необходимо было получить гражданство России в упрощенном порядке, при этом они могли не имели постоянной регистрации на территории России [7].

Постановлением ЦИК России от 20 июля 2021 г. № 26/225-8 для проведения ДЭГ на выборах 2021 г. была сформирована территориальная избирательная комиссия ДЭГ (далее - ТИК ДЭГ) в составе 12 членов комиссии с правом решающего голоса. ТИК ДЭГ территориально находилась в городе Москве. Срок полномочий ТИК ДЭГ истекли через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, на которых проводилось ДЭГ [5].

Подать заявление можно было на портале Госуслуг (в Москве также на портале mos.ru в личном кабинете пользователя) со 2 августа по 13 сентября включительно. Само ДЭГ проводилось с 08:00 17 сентября до 20:00 мск 19 сентября на порталах vybory.gov.ru и mos.ru [7].

В статье аналитического агентства «TAdviser» «Как устроено дистанционное электронное голосование в России, и какие у него перспективы» в виде картинки представлены основные участники ДЭГ и описаны их роли (см. рис. 1), среди них организаторы, участники ДЭГ, операторы ЕСИА, ЕПГУ, регистраторы, организующие избиркомы, внутренние и внешние наблюдатели. Разработчиком федеральной платформы для онлайн-голосования - ПТК ДЭГ - является «Ростелеком» [6].

Рисунок 1. Основные участники ДЭГ и их роли [6]

На заседании 24 сентября после проведения выборов ЦИК России сообщила, что в списки участников ДЭГ вошли 2 650 285 избирателей, из них 95,69% (2 535 978 человек) приняли участие в ДЭГ. Наиболее частый возраст принявших участие в ДЭГ - 36-45 лет (28,8%) [7].

16 декабря 2021 г. депутаты Дмитрий Вяткин и Дмитрий Ламейкин внесли в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации законопроект об установлении единых правил проведения ДЭГ для всех регионов и на выборах всех уровней [7]. Поправки внесли в Федеральный закон № 67-ФЗ [2].

11 марта 2022 г. законопроект был принят Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации и одобрен Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Так Федеральным законом от 14 марта 2022 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был внесен ряд изменений [3]. В частности, введена новая статья 64.1 в Федеральный закон № 67 -ФЗ, устанавливающая основные принципы и параметры проведения ДЭГ, единые для всех выборов и референдумов на территории Российской Федерации, кроме того с 14 марта 2022 г. на законодательном уровне закреплено:

1. ДЭГ проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующую требованиям, установленным ЦИК России.

2. Обязательна идентификация, аутентификация и подтверждение личности.

3. Анонимизации волеизъявления, их зашифрование при проведении голосования и расшифрование после его завершения.

4. Порядок обеспечения возможности и наблюдения при организации и проведении ДЭГ.

5. Возможность участия в ДЭГ без подачи заявлений и составления списка принявших участие в ДЭГ.

Председатель ЦИК России Элла Памфилова на очередном заседании заявила: «Уверенно можно

говорить о том, что дистанционное электронное голосование в масштабах всей страны может быть осуществлено к следующей федеральной кампании, а не к 2021 году. Следующая федеральная кампания - это у нас 2024 год» [5]. После принятия изменений по Федеральному закону № 60-ФЗ реализация планов ЦИК России по проведению ДЭГ в масштабах все страны стала возможной.

В 2022 г. в единый день голосования 11 сентября ЦИК России также планирует использовать ДЭГ в части регионов, которые технически подготовлены к его проведению, а также в установленный срок подали

заявку на применение ДЭГ на региональных избирательных кампаниях. Таким образом, 7 июня 2022 г. был проведен круглый стол при участии членов ЦИК России, представителей Минцифры России, правительства Москвы, разработчиков платформ ДЭГ, экспертного сообщества, политических партий, общественных палат Российской Федерации и Москвы. Элла Памфилова сообщила, что на данный момент на право применения федеральной платформы ДЭГ на выборах 2022 г. претендуют семь регионов. Это Калининградская, Калужская, Курская, Новгородская, Псковская, Томская и Ярославская области, Кроме того, в Москве на выборах в органы местного самоуправления решение о применении региональной платформы ДЭГ может принять Московская городская избирательная комиссия по предложению территориальных комиссий [5].

На круглом столе также обсуждались вопросы организации наблюдения за ходом голосования. Юрий Сатиров, занимающий должность заместителя генерального директора по цифровизации избирательных процессов акционерного общества «РТ Лабс» - заместитель главного конструктора ГАС «Выборы» рассказал о нововведении, которое появляется в 2022 г.: «Наблюдатели, назначенные политическими партиями, избирательными объединениями и кандидатами, выдвинутыми в порядке самовыдвижения с подтвержденной учетной записью на портале «Госуслуги» получат доступ к отдельному разделу портала наблюдения. Специально для них будет разработан инструментарий проверки корректности данных» [5].

На заседании ЦИК России 8 июня 2022 г. было принято постановление о проведении на территории вышеуказанных субъектов Российской Федерации ДЭГ на выборах, назначенных на 11 сентября 2022 г. Кроме того на заседании были приняты постановления, которые регулируют ДЭГ 2022 г. - это требования к проведению ДЭГ и порядок ДЭГ с использованием федеральных государственных информационных систем. Особенность ДЭГ 2022 года - применение ДЭГ в субъектах Российской Федерации с часовыми поясами, отличающимися от часового пояса Москвы. Таким образом, разница во времени с Москвой у Калининградской области составляет «-1 час», у Томской области - «+4 часа». Ввиду того, что результаты ДЭГ обрабатываются централизовано ТИК ДЭГ, опубликование результатов выборов будет производиться после окончания времени голосования в Калининградской области. В настоящее время ЦИК России обсуждаются механизмы регулирования вышеуказанной особенности, а тестирование ДЭГ в 2022 г. в рамках субъектов Российской Федерации с разными часовыми поясами поможет разработать к федеральной кампании 2024 г. конкретный алгоритм обработки результатов ДЭГ и тем самым оптимизировать работу системы ДЭГ в масштабах всей страны.

Основной целью дальнейшего развития ДЭГ является обеспечение состояния защищенности системы ДЭГ. Для этого необходимо иметь высококвалифицированных специалистов в сфере информационных технологий, способных обеспечить основные принципы избирательного права, применимые для создания электронного голосования: независимость, удобство, секретность, безопасность и практичность. В высших учебных заведениях России необходимо введение новой специальности по подготовке соответствующих специалистов или расширена специальность «Информационная безопасность». В результате получения данной квалификации выпускники могли бы оказывать техническую поддержку и сопровождение процесса голосования, подсчету и обработке голосов, передаче результатов в систему ГАС «Выборы», а также последующему хранению информации. Все это необходимо для обеспечения реализации основных принципов избирательного законодательства и прав избирателей [4].

К возможным направлениям развития системы ДЭГ необходимо также рассматривать опыт зарубежных стран, таких как Эстония и Швейцария. Так как электронное голосование в этих странах начало развиваться намного раньше России, то можно сделать выводы о положительных и отрицательных сторонах тех или иных возможностях систем. Например, проведение голосования в дни, предшествующие единому дню голосования, введение уникальных идентификационных кодов или карточек с зашифрованными электронными подписями

граждан, предоставление возможности переголосования для исключения принуждения к голосованию. Для России реализация данных функций усложняется еще пока низким уровнем цифровизации избирательных процессов и в целом информационных технологий, сопровождающих избирательный процесс. Важно привлечение специалистов, желающих развивать направление, находить способы внедрения новых компонентов системы, тем самым расширяя возможности и технические характеристики системы ДЭГ.

Положениями Конституции Российской Федерации установлено, что высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, а граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме [1]. Таким образом, любые изменения в избирательный процесс для развития избирательной системы России, принимаемые на законодательном уровне, должны не только расширять возможности для волеизъявления избирателей, ускорять процедуру подведения итогов выборов, сокращать расходы по некоторым статьям, но и, первостепенно, обеспечивать защиту персональных данных и отсутствие возможности для фальсификации результатов выборов.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 01.07.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 08.06.2022).

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. от 31.07.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37n9/ (дата обращения: 08.06.2022).

3. Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4n443/ (дата обращения: 08.06.2022).

4. Наумова Н.В. Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации / Н. В. Наумова, А. М. Арутюнян, М. К. Балыгин, П. Д. Помиркованый. -// Новый юридический вестник. - 2021. - № 9 (33). - С. 4-7. - URL: https://moluch.ru/th/9/archive/210/6831/ (дата обращения: 08.06.2022).

5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: официальный сайт - URL: http://www.cikrf.ru (дата обращения: 08.06.2022).

6. Аналитическое агентство «TAdviser»: официальный сайт - URL: https://www.tadviser.ru (дата обращения: 08.06.2022).

7. Информационное агентство «ТАСС»: официальный сайт - URL: https://tass.ru (дата обращения: 08.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.