Научная статья на тему 'СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ'

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ГОЛОСОВАНИЕ / СИСТЕМА / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬ / БЛОКЧЕЙН / АНОНИМИЗАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / АУТЕНТИФИКАЦИЯ / ТАЙНА ГОЛОСОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Светлана Владиславовна, Сидорова Анна Вячеславовна

В данной статье рассматривается современная процедура проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в Российской Федерации, а также инфраструктурная схема функционирования программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования. Рассмотрен опыт онлайн-голосования в зарубежных странах, предложены пути совершенствования системы онлайн-голосования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF REMOTE ELECTRONIC VOTING IN THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO IMPROVE ELECTRONIC DEMOCRACY

This article discusses the modern procedure for conducting remote electronic voting (DEV) in the Russian Federation, as well as the infrastructure scheme for the functioning of the software and hardware complex for remote electronic voting. The experience of online voting in foreign countries is considered, ways to improve the online voting system are proposed.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 1. С. 192-196 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(1):192-196

Политология и этнополитика

Научная статья УДК 324

doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-1-192-196

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Светлана Владиславовна Петрова1, Анна Вячеславовна Сидорова2

1 2Сочинский государственный университет, Сочи, Россия 1solus46@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4626-3116 2restless-spirit2015@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается современная процедура проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в Российской Федерации, а также инфраструктурная схема функционирования программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования. Рассмотрен опыт онлайн-голосования в зарубежных странах, предложены пути совершенствования системы онлайн-голосования.

Ключевые слова: онлайн-голосование, система, избирательный процесс, избиратель, блокчейн, анонимизация, идентификация, аутентификация, тайна голосования.

Для цитирования: Петрова С. В., Сидорова А. В. Система дистанционного электронного голосования в Российской Федерации и пути совершенствования электронной демократии / / Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 1. С. 192-196. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-1-192-196.

Politology and Ethnopolitics

Original article

THE SYSTEM OF REMOTE ELECTRONIC VOTING IN THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO IMPROVE ELECTRONIC DEMOCRACY

Svetlana V. Petrova1, Anna V. Sidorova2

1, 2Sochi State University, Sochi, Russia

1solus46@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4626-3116

2restless-spirit2015@yandex.ru

Abstract. This article discusses the modern procedure for conducting remote electronic voting (DEV) in the Russian Federation, as well as the infrastructure scheme for the functioning of the software and hardware complex for remote electronic voting. The experience of online voting in foreign countries is considered, ways to improve the online voting system are proposed.

Keywords: online voting, system, electoral process, voter, blockchain, anonymization, identification, authentication, secrecy of voting

For citation: Petrova S. V., Sidorova A. V. The system of remote electronic voting in the Russian Federation and ways to improve electronic democracy. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(1):192-196. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-1-192-196.

В современном мире электронная демократия и интерактивное голосование создают много новых возможностей как для государства, так и для граждан. Разрабатываются различные новые технологи взаимодействия между обществом и государством. Сегодня Российская Федерация активно интегрирована в демократизацию избирательного процесса через систему электронного голосования.

Электронное участие - обязательный механизм для демократии. Малик Е.Н. считает, что электронное участие увеличивает участие граждан в политической жизни и добавляет новые каналы, с помощью которых люди выражают свое недовольство или поддержку. Другим потенциальным преимуществом электронного участия является увеличение прозрачности системы и подотчетности, что, как следствие, косвенно способствует росту вовлеченности [1, с. 169-170].

© Петрова С. В., Сидорова А. В., 2022

Политология и этнополитика

Петрова С. В., Сидорова А. В. Система дистанционного электронного голосования в Российской Федерации...

Анализируя практику проведения ДЭГ в Российской Федерации в 2020-2021 гг., представляется важным рассмотрение такого аспекта, как направления совершенствования данного института.

Как известно, дистанционное электронное голосование (ДЭГ] - это процедура участия в голосовании без использования бумажного бюллетеня, а с применением специального программного обеспечения1.

Непосредственно процедура электронного голосования была организована следующим образом. В день голосования избиратель имеет право выбрать, каким образом он примет участие в выборах: дистанционно (электронно] или традиционно (посещение избирательного участка], для чего требовалось подать соответствующее заявление на портале «Госуслуги». Далее в день проведения голосования, избиратель должен пройти процедуру аутентификации и подтверждения личности на официальном портале дистанционного электронного голосования2, используя подтвержденную учетную запись на «Госуслугах». Последующие действия избиратель осуществляет аналогично традиционному голосованию, а именно, на экране открывается электронный бюллетень, в котором ставится отметка напротив фамилии выбранного кандидата.

При этом, Дроздова В.Г. отмечает, что результат голосования сразу отправлялся в блокчейн-систему, считающейся одной из самых прозрачных и безопасных технологий для ДЭГ во всем мире [2, с. 2-4].

Блокчейн представляет собой технологию распределенного реестра, т.е. это непрерывная цепочка блоков, содержащих в себе информацию. Стоит обратить внимание на то, что появление нового блока в цепочке ведет к автоматической записи содержащейся на нем информации на все остальные блоки цепочки, и наоборот, вся информация, записанная на существующих блоках, дублируется на созданный блок. Все данные не содержаться на общем сервере, а распределены между множеством устройств. Что касается безопасности системы, то любая попытка взлома будет отображаться в системе, т.к. невозможно взломать один блок, не затронув другие [3, с. 181].

Программно-технический комплекс ДЭГ в России, как федеральная платформа для онлайн-голосования, в соответствии с поручением Президента РФ по цифровизации избирательного процесса, предоставлению цифровых сервисов для участников избирательного процесса и созданию цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав граждан РФ, разрабатывается Ростелекомом, в задачи которого входят выполнение работ по созданию ПТК ДЭГ, в т.ч. по технической эксплуатации и сопровождению при проведении тренировок и публичного тестирования.

В целом инфраструктурную схему ПТК ДЭГ можно описать следующим образом. Система включает в себя 4 центра обработки данных (площадки Ростелекома], а также два дополнительных дата-центра. Данная система предусматривает возможность масштабирования, т.е. 3 центра обработки данных разворачивались на период проведения голосования, а 1 центр - оставался в ведении ЦИК РФ, сохранившийся и после проведения голосования. Таким образом, у ЦИК РФ остаются все данные по итогу проведенного голосования. Помимо этого, в состав входят магистральные сети связи, ИТ-оборудование и т.п. В основе системы используется отечественная блокчейн-платформа «Waves Enterprise», в которой применяются российские криптографические алгоритмы и средства защиты.

Схематично инфраструктура ПТК ДЭГ представлена на рис. 1.

По мнению Закускина А.А., самой развитой страной в вопросе внедрения системы электронного голосования на выборах является Эстония [4, с. 278]. Помимо проведения выборов в сети «Интернет», в стране существует практика проведения досрочных выборов с применением электронных технологий [5, с. 55-56].

Интересной с точки зрения организации электронного голосования представляется практика других стран, в которых используются различные технологии электронной демократии. Так, в Швеции граждане имеют возможность использовать специальные карты идентификации избирателей. Эти карты избиратели получают по почте. А в Швейцарии создан и функционирует отдельный специализированный сайт, на котором избиратель вводит уникальный идентификационный номер (УИН], а также пин-код и данные своего паспорта. В Великобритании используют несколько упрощенные технологии электронного голосования, такие как смс-сообщения, Интернет, а также возможности цифрового телевидения [6, с. 39-40].

1 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2 Официальный портал дистанционного электронного голосования / / https://deg.rt.rU/#

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 1

193

Politology and Ethnopolitics

Petrova S. V., Sidorova A. V. The system of remote electronic voting in the Russian Federation

Рис. 1. Инфраструктурная схема ПТКДЭГ в РФ Fig.1. Infrastructural scheme of PTKDEG in the Russian Federation

Известно, что на сегодняшний день в Государственную Думу был внесен и принят в первом чтении законопроект о единых правилах проведения онлайн-голосования в России. Данный документ устанавливает, что ДЭГ на выборах всех уровней будет проходить исключительно с использованием ГАС «Выборы» либо других сертифицированных государственных информсистем. Законопроект устанавливает требования к этим информсистемам, а также предусматривается обязательное прохождение процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности, анони-мизации результатов1.

По мнению некоторых экспертов (Григорий Мельяконьянц, электоральный эксперт; Виктор Толстогузов, начальник отдела систем электронного голосования МГТУ им. Н.Э. Баумана, Александр Исавин, член группы общественного аудита ДЭГ и др.2], убеждены, что данный законопроект закладывает основу для непрозрачности и недоступности для проверок внедрения и применения систем ДЭГ. Главными недоработками считают:

- отсутствие гарантий правовой определенности и стабильности системы голосования;

- отсутствие гарантий членов избиркомов по проведению и контролю ДЭГ;

- отсутствует регламентация системы наблюдения;

- вероятность сбоев и, как следствие, уязвимость избирательных прав;

- отсутствие гарантии контрольного подсчета голосов;

- возможность неоднозначной трактовки.

Ростелеком и ЦИК РФ, напротив, уверяют, что система онлайн-голосования на данный момент хорошо защищена от различных кибератак, а также надежно обеспечивает реализацию принципа тайны голосования. А избиратель, который хоть немного разбирается в технической стороне вопроса, может спокойно проверить наличие своего голоса в блокчейне. Помимо этого, в системе предусмотрен ряд инструментов для наблюдения за голосованием. Однако сами зашифрованные бюллетени с информацией о сделанном выборе посмотреть нельзя.

Самым главным преимуществом ДЭГ является высокая явка на выборах, что, в свою очередь, способствует обеспечению активного избирательного права, особенно для граждан с ограниченными возможностями здоровья и молодежи. Исключение из цепочки процедуры проведения ДЭГ посеще-

1 Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ // http://duma.gov.ru/news/53303/

2 Эксперты назвали главные недостатки проекта о дистанционном голосовании // https://www.rbc.ru/politics/22/01/2022/61eac2709a79479dcd24f0df

194 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(1)

Политология и этнополитика

Петрова С. В., Сидорова А. В. Система дистанционного электронного голосования в Российской Федерации...

ние избирательного участка позволит преодолеть низкую электоральную активности среди молодежи. Закускин А.А. предлагает несколько вариантов организации ДЭГ с помощью мобильного приложения или сайта избирательной комиссии с присвоением уникального идентификационного кода каждому избирателю.

Помимо этого, открывается возможность для участия в выборах из любой точки России вне зависимости от места постоянной регистрации. Также немаловажным является существенное снижение финансовых расходов на организацию и проведение выборов, упрощение процедуры подсчета голосов, ускорение и автоматизация их обработки и определения результатов [7, с. 86-87].

Самыми главными преимуществами дистанционного электронного голосования, по мнению россиян, являются: дистанционность (отсутствие необходимости выходить из дома] - 28%, быстрота - 16%, а также удобство - 12%*.

В качестве мер совершенствования Страстотерцев К.Д., в первую очередь, предлагает определение самых эффективных технологий аутентификации и идентификации отдельного избирателя (принцип личного голосования] [8, с. 31]. По примеру Эстонии можно выстроить систему подтверждения личности с использованием ID-карт, содержащих персональную информацию избирателя, защищенных шифрованием.

Таким образом, в России развитие ДЭГ продвигается вперед, и, вероятно, в скором будущем интернет-технологии и онлайн-голосование изменят формат волеизъявления народа. Бесспорно, что большинство граждан с недоверием относятся к онлайн-голосованию, поэтому для его внедрения потребуется больше времени и ресурсов, а также вероятное обращение к опыту организации электронного голосования в зарубежных странах.

Список источников

1. Малик Е. Н. Электронная демократия как механизм политической интеграции граждан // Вестник Прикамского социального института. 2020. №3 (87]. С. 168-172.

2. Дроздова В. Г. Использование современных избирательных технологий для обеспечения реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации // Избирательное право. 2019. № 2 (40]. С. 2-4.

3. Зворыкина Е. В. Перспективы применения технологии блокчейн на выборах в России // Гражданин. Выборы. Власть. 2018. № 4. С. 179-183.

4. Закускин А. А. Внедрение электронных технологий в российский избирательный процесс // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5, №. 3. С. 277-281.

5. Ручкин А. В., Чижов А. А. Электронное голосование на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления: опыт Эстонии // Вопросы управления. 2018. № 5 (54]. С. 54-60.

6. Горностаева Е. О. Зарубежный опыт электронного голосования на выборах // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 21. С. 39-40.

7. Трыканова С. А. Направления развития организационно-правовых условий цифрового дистанционного голосования в России // Образование. Наука. Научные доклады. 2021. № 1. С. 85-87.

8. Страстотерцев К. Д. К вопросу о направлениях развития электронного голосования в России // Развитие общественных наук российскими студентками. 2017. № 2. С. 31.

References

1. Malik E. N. Electronic democracy as a mechanism for the political integration of citizens. Vestnik Prikamskogo sotsial'nogo instituta = Bulletin of the Kama SocialInstitute. 2020; 3 (87):168-172. (In Russ.)

2. Drozdova V.G. The use of modern electoral technologies to ensure the implementation of the active electoral right of citizens of the Russian Federation. Izbiratel'noye pravo = Electoral Law. 2019; 2 (40):2-4. (In Russ.)

3. Zvorykina E.V. Prospects for the use of blockchain technology in elections in Russia. Grazhdanin. Vybory. Vlast' = Citizen. Elections. Power. 2018;(4):179-183. (In Russ.)

4. Zakuskin A. A. The introduction of electronic technologies in the Russian electoral process. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoricheskiye nauki. Yuridicheskiye nauki = Bulletin of the Mari State University. Series «Historical Sciences. LegalSciences». 2019;5(3):277-281. (In Russ.)

1 Официальный сайт ВЦИОМ // http://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pioneryinternet-vyborov Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 1 195

Politology and Ethnopolitics

Petrova S. V., Sidorova A. V. The system of remote electronic voting in the Russian Federation ...

5. Ruchkin A. V., Chizhov A. A. Electronic voting in elections to state authorities and local self-government: the experience of Estonia. Voprosy upravleniya = Management Issues. 2018;5(54):54-60. (In Russ.)

6. Gornostaeva E. O. Foreign experience of electronic voting in elections. Konstitutsionnoye i munitsi-pal'noye pravo = Constitutional and municipal law. 2008;(21):39-40. (In Russ.)

7. Trykanova S.A. Directions for the development of organizational and legal conditions for digital remote voting in Russia. Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye doklady = Education. The science. Scientific reports. 2021;(1):85-87. (In Russ.)

8. Strastothertsev K.D. To the question of the directions of development of electronic voting in Russia. Razvitiye obshchestvennykh nauk rossiyskimi studentkami = Development of social sciences by Russian students. 2017;(2):31. (In Russ.)

Информация об авторах

С. В. Петрова - декан юридического факультета, докт. полит. наук, проф. кафедры теории права и государства, истории и философии;

А. В. Сидорова - магистрант факультета экономики и процессов управления.

Information about the authors

S. V. Petrova - Dean of the Faculty of Law, Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Theory of Law and State, History and Philosophy;

A. V. Sidorova - master student of the Faculty of Economics and Management Processes.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.02.2022; одобрена после рецензирования 03.03.2022; принята к публикации 04.03.2022.

The article was submitted 16.02.2022; approved after reviewing 03.03.2022; accepted for publication 04.03.2022.

196

State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(l)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.