Научная статья на тему 'ДЭГ (дистанционное электронное голосование) в Российской Федерации'

ДЭГ (дистанционное электронное голосование) в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2148
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дистанционное электронное голосование / выборы / избирательное право / государство / remote electronic voting / elections / suffrage / state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Набатникова Е. А.

На сегодняшний день в России остро стоит проблема выработки правового механизма осуществления волеизъявления граждан в онлайн формате. Общество требует от избирательной системы перехода на новый уровень развития, которая будет отвечать требованиям современности. В данной статье рассмотрена важность введения системы электронного голосования, охарактеризованы функции и форма правового регулирования процесса дистанционного электронного голосования (ДЭГ), так же проанализированы позитивные и негативные аспекты введения данной системы с учетом опыта апробации ДЭГ 2021 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REV (Remote Electronic Voting) in the Russian Federation

Today in Russia there is an acute problem of developing a legal mechanism for the implementation of the will of citizens in an online format. Society requires the electoral system to move to a new level of development that will meet the requirements of modernity. This article discusses the importance of introducing an electronic voting system, describes the functions and form of legal regulation of the process of remote electronic voting (REV), also analyzes the positive and negative aspects of the introduction of this system, taking into account the experience of testing the REV in 2021.

Текст научной работы на тему «ДЭГ (дистанционное электронное голосование) в Российской Федерации»

Научная статья Original article

ДЭГ (дистанционное электронное голосование) в Российской

Федерации

Набатникова Е.А.

Московский финансово-юридический университет, Москва, Россия Избирательная комиссия Липецкой области, Липецк, Россия Республика * Автор-корреспондент: [email protected]

Аннотация: На сегодняшний день в России остро стоит проблема выработки правового механизма

осуществления волеизъявления граждан в онлайн формате. Общество требует от избирательной системы перехода на новый уровень развития, которая будет отвечать требованиям современности. В данной статье рассмотрена важность введения системы электронного голосования, охарактеризованы функции и форма правового регулирования процесса дистанционного электронного голосования (ДЭГ), так же проанализированы позитивные и негативные аспекты введения данной системы с учетом опыта апробации ДЭГ 2021 года.

Ключевые слова: дистанционное электронное голосование, выборы, избирательное право, государство.

Для цитирования: Набатникова Е.А. Применение ДЭГ (дистанционного электрогенного голосования) в Российской Федерации, Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №1, с. 26-30

REV (Remote Electronic Voting) in the Russian Federation

Nabatnikova E.A.

Moscow Financial and Law University, Moscow, Russia Election Commission of the Lipetsk Region, Lipetsk, Russia *Corresponding author: [email protected]

Abstract:

Today in Russia there is an acute problem of developing a legal mechanism for the implementation of the will of citizens in an online format. Society requires the electoral system to move to a new level of development that will meet the requirements of modernity. This article discusses the importance of introducing an electronic voting system, describes the functions and form of legal regulation of the process of remote electronic voting (REV), also analyzes the positive and negative aspects of the introduction of this system, taking into account the experience of testing the REV in 2021.

Keywords: remote electronic voting, elections, suffrage, state.

For citaion: Nabatnikova E.A. Application of REV (Remote Electronic Voting) in the Russian Federation. Smart

Digital Economy. 2022. T.2, №1, pp. 26-30

На сегодняшний день в мире существует тенденция к цифровизации всех процессов, особенно бюрократических, так как они касаются каждого человека. Данные изменения,

том 2 №1 2022 УМНАН ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА Voi2№1.2022

SMART DIGITAL ECO N 0 MY

научный электронный журнал

естественно, происходят и в политической сфере. До весны 2021 года, способов регулирования предвыборной агитации не существовало в российском законодательстве, теперь же агитация в интернет-пространстве может быть признана незаконной, заблокирована и удалена. Так же нововведением 2021 года стала апробация системы дистанционного электронного голосования. Данная попытка применения электронной системы была не первая в истории, но потребность в ней существенно возросла в связи с условиями ограничений, связанных с вирусом COVID-19 и всеобщей цифровизацией процессов. Система дистанционного электронного голосования предоставляет возможность проголосовать на выборах без посещения избирательного участка.

Основная цель подобных нововведений - облегчить людям жизнь. Действительно, сознательному гражданину не надо идти на избирательный участок. Он может проголосовать, находясь в командировке, на отдыхе в соседнем регионе, на даче, в больничной палате и т.д.

Отечественные ученые, такие как Р.А.Алексеев., Ю А.В. Абрамов, Я.В. Антонова, И.Б. Борисов, А.А. Вешняков, А.А. Тедеев и другие изучали особенности внедрения системы электронного голосования как способ совершенствования государственного регулирования избирательного процесса с помощью в различных субъектах РФ.

Прусакова Н.В. утверждает, что под электронным голосованием (согласно мнению Совета Европы о правилах электронного голосования) лучше всего понимать - использование электронных средств для подачи и/или подсчёта голосов [7, с. 147].

Абрамова Д.С. рассматривала систему электронного голосования как особую форму демократии, которая характеризуется применением информационно-коммуникационных технологий в качестве базового средства для общественных когнитивных и административных процессов [5].

Антонов Я.В. считал, что благодаря введению системы электронного голосования существует возможность воплощения конституционных идей выборности и народовластия, так как появляется возможность организации проведения референдума или выборов при помощи электронной системы голосования в интернет-пространстве [6, с.137].

На сегодняшний день в РФ существует два применяемых на практике вида электронного голосования - голосование на избирательных участках (с помощью КОИБ) и дистанционное электронное голосование. К электронному голосованию на территории избирательных участков можно отнести:

• КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней),

• КЭГ (комплекс электронного голосования),

• ЦИУ(цифровые избирательные участки)

• ДЭГ (дистанционное электронное голосование, проводимое на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и на региональных порталах «Госуслуг»).

Развитие электронного голосования в РФ проходило в шесть этапов:

1. Экспериментальное электронное голосование на избирательных участках в субъектах РФ, которые не имеют юридически обязательного значения;

2. Электронное голосование на избирательных участках в субъектах РФ с юридически обязательным значением;

3. Электронное голосование на избирательных участках на федеральных выборах с юридически обязательным значением;

4. Экспериментальное дистанционное электронное голосование в субъектах РФ, не имеющее юридически обязательного значения;

5. Дистанционное электронное голосование в субъектах РФ с юридически обязательным значением;

6. Дистанционное электронное голосование на федеральных выборах с юридически обязательным значением.

В мае 2021 года была проведена всероссийская апробация применения системы ДЭГ, для участия в которой было привлечено более двух миллионов человек из 85 субъектов, в 1020 проводимых голосованиях на территории РФ. На основании полученных результатов, постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 июля 2021 г. № 26/225-8 "О Порядке дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года" было утверждено проведении ДЭГ в 7 субъектах Российской Федерации, а именно в Курской области, Мурманской области, Нижегородской области, Ростовской области, Ярославской области, Москве, Севастополе [4].

Для того, чтобы принять участие ДЭГ на территории пилотных регионов, было необходимо до 24:00 13 сентября (по московскому времени) подать заявление на портале Госуслуг. Проголосовать можно было, используя приложение для электронного голосования. Гражданин РФ, зарегистрированный на территории пилотных регион, обладающий активным избирательным правом, мог проголосовать на сайте vybory.gov.ru находясь в любом удобном для него месте, при этом обеспечивалась анонимность и неизменность волеизъявления.

На сегодняшний день около девяноста миллионов россиян потенциально имеют возможность проголосовать на выборах дистанционно, так у них имеется подтвержденная учетная запись на портале Госусуг. .Всего избирателей в России насчитывается порядка 108 миллионов.

Внедрение цифровых технологий может облегчить доступ граждан к осуществлению своего избирательного права, так как выборы исконно демократический институт, который позволяет приобщить граждан к участию в управлении государством, и, как следствие, реализовывать свои политические права.

В конце января 2021 года Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в части совершенствования законодательства при проведении дистанционного электронного голосования. В соответствии с поправками ДЭГ на выборах различных уровней будет проходить только с применением информационных систем, которые имеют государственную сертификацию [3].

В экспертной среде сформировались различные точки зрения относительно применения ДЭГ на выборах в Российской Федерации. Можно сказать, что мнения, сложившиеся в юридической и политтехнологической среде можно в основном отнести к правовым проблемам применения ДЭГ. На сегодняшний день необходимо будет разработать правовой механизм, который будет обеспечивать для граждан основные принципы избирательного права, которые заложены в статье 21 «Всеобщей декларации прав человека»

Том 2 №1 2022

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

Vol 2 №1, 2022

[1] и в статье 25 «Международного пакта о гражданских и политических правах» [2]. Нельзя допустить, чтобы было нарушено избирательное право граждан. На сегодняшний день ЦИК РФ и другими компетентными органами делается все возможное для того, чтобы обеспечить легитимность ДЭГ.

Тем не менее, несмотря на стремительную цифровизацию, многие относятся настороженно к подобным технологиям. У избирателя может не быть уверенности, что голосование действительно анонимно, его голос учтён правильно, кто-то в итоге не подтасует цифры и выберут «того, кого надо». Однако и «бумажная система» голосования, при желании и известных возможностях, не противоречит всем этим страхам!

ДЭГ - это не первый опыт работы с системами государственной важности. В «цифру» переведены системы органов исполнительной власти и системы, обрабатывающие миллионы персональных данных. Доступ к ним строго ограничен, осуществляется многоуровневый контроль. Поэтому ДЭГ - это не начало, а продолжение.

Положительная сторона Дистанционного электронного голосования (ДЭГ) очевидна. Ошибки и недочёты станут понятны вместе с приобретённым опытом. Цифровизация, несмотря на критику со стороны ее противников, активно завоевывает свое место и проникает во все сферы жизни общества. Введение системы дистанционного электронного голосования может позволить в значительной степени снизить расходы на проведение выборов, а также демократизировать избирательный процесс. Нам необходимо анализировать и применять позитивный опыт других стран, для того чтобы увеличить включенность граждан в избирательный процесс. Дистанционное электронное голосование привлечёт к выборам молодой электорат. Когда «избирательный участок» находится в твоём компьютере или смартфоне - это современно, не сложно, общедоступно.

Для того, чтобы действительно повысить явку избирателей, которые ранее игнорировали выборы необходимо обеспечить легитимизацию и прозрачность процесса электронного голосования, а также сочетать привычное «бумажное» голосование с введением ДЭГ. На сегодняшний день ДЭГ является прямой и демократичной формой волеизъявления граждан, а также эффективным способом коммуникации между обществом и государством.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря

декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976 г. - №17(1831). - Ст. 291.

участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ

4. Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021) "О Порядке дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года"

1998 г.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19

3. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

5. Абрамова Д. С. Электронная демократия в России: проблемы политической коммуникации.2013. Гуманитарные научные исследования. №1. URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2145.

6. Антонов Я. В. Правовые аспекты электронной демократии и электронного голосования. 2014.Управленческое консультирование. N 6. С. 136-144.

7. Прусакова Н. В. Рекомендация комитета министров совета Европы государствам-членам №_cm/rec(2017)5_[124] «О правилах электронного голосования»_[125] // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2017. № 11. С. 144-149.

© Набатникова Е.А. 2022. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.