Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ КАК ПРАВО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА'

ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ КАК ПРАВО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дистанционное электронное голосование / выборы / избирательная система / избиратели / референдум / remote electronic voting / elections / electoral system / voters / referendum

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ремезов Д. Д., Саблин Д. А.

В докладе обозначена актуальность дистанционного электронного голосования как права граждан в управлении делами государства, выявлены проблемы реализации дистанционного электронного голосования как права граждан в управлении делами государства, даны рекомендации по усовершенствованию дистанционного электронного голосования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE ELECTRONIC VOTING AS THE RIGHT OF CITIZENS TO PARTICIPATE IN THE MANAGEMENT OF STATE AFFAIRS

The report outlines the relevance of remote electronic voting as a right of citizens in managing the affairs of the state, identifies problems in the implementation of remote electronic voting as a right of citizens in managing the affairs of the state, and provides recommendations for improving remote electronic voting.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ КАК ПРАВО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 32 Ремезов Д.Д., Саблин Д.А.

Ремезов Д.Д.

Оренбургский государственный университет (г. Оренбург, Россия)

Научный руководитель: Саблин Д.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории государства и права и конституционного права Оренбургский государственный университет (г. Оренбург, Россия)

ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ КАК ПРАВО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация: в докладе обозначена актуальность дистанционного электронного голосования как права граждан в управлении делами государства, выявлены проблемы реализации дистанционного электронного голосования как права граждан в управлении делами государства, даны рекомендации по усовершенствованию дистанционного электронного голосования.

Ключевые слова: дистанционное электронное голосование, выборы, избирательная система, избиратели, референдум.

Дистанционное электронное голосование (далее — ДЭГ) представляет собой форму участия граждан на выборах в представительные органы власти разных уровней, которая набирает все большую популярность во многих странах мира. Эта технология позволяет избирателям голосовать на выборах или референдумах, используя интернет и специальные электронные платформы, без необходимости посещения избирательных участков.

Одним из ключевых преимуществ дистанционного электронного

голосования является повышение доступности и удобства процесса голосования для избирателей. Граждане могут проголосовать из любого места, где есть доступ в интернет, что особенно важно для тех, кто находится вдали от избирательных участков или имеет ограниченную подвижность. Это также может снизить количество пропусков избирательных участков и повысить явку на выборах. Тем самым, такой способ голосования обладает рядом преимуществ перед традиционным голосованием на избирательных участках и, в конечном счете, является логическим развитием демократических процедур в современном цифровом мире [1].

Другим важным аспектом ДЭГ является повышение прозрачности и безопасности избирательного процесса. Но этот вопрос остаётся открытым, так как на сегодняшний день невозможно обеспечить полноценную защиту результатов голосования. Существуют угрозы как внешнего вмешательства в избирательный процесс, так и внутреннего. Также необходимо учитывать вопросы доступности, чтобы избежать создания цифрового разрыва и исключения определенных групп граждан из участия в выборах.

Введение и применение экспериментального дистанционного электронного голосования в России впервые прошло в рамках Единого дня голосования 8 сентября 2019 г. на выборах депутатов в Московскую городскую Думу. Для дистанционного голосования избиратель должен был зарегистрироваться на портале государственных услуг mos.ru, подать заявление в электронной форме, получить подтверждение и проголосовать, используя технологию «дистанционного электронного голосования». Для проведения такого эксперимента были приняты Федеральный закон от 29 мая 2019 г. №2 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» и Закон города Москвы от 22 мая 2019 г. № 18 «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» [2].

Дистанционное электронное голосование, согласно решению, ЦИК РФ, применялось в Единый день голосования, с 11 по 13 сентября 2020 г., на довыборах депутатов Государственной Думы РФ седьмого созыва по одномандатным избирательным округам: Сеймский - № 110 (Курская область), Ярославский - № 194 (Ярославская область). Используемая система дистанционного электронного голосования разработана в рамках национальной программы «Цифровая экономика» ПАО «Ростелеком» совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Согласно портал дистанционного электронного голосования ЦИК России vybory.gov.ru, дистанционное электронное голосование на выборах Президента Российской Федерации проводилось в 29 субъектах РФ. Жители 28 регионов России могли проголосовать онлайн с использованием Федеральной платформы ДЭГ, разработанной по заказу ЦИК России, на специальном портале vybory.gov.ru, а избиратели Москвы — на региональной платформе для голосования mos.ru [3].

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не даёт определения дистанционному электронному голосованию.

На сегодняшний день техническую основу электронного голосования через интернет составляет технология блокчейн. Суть ее заключается в том, что блокчейн - это децентрализованная база данных, у которой устройства хранения данных не подключены к общему серверу, при этом информация распределяется и хранится на электронных носителях без возможности ее изменения.

При применении технологии блокчейн избиратели получают возможность проголосовать при помощи электронных запрограммированных ключей, представляющих собой индивидуальный набор криптографических записей, которые не может получить постороннее лицо. Проведение электронного голосования позволяет мгновенно передавать данные с сервера на конечную точку сбора информации о голосовании. Тем самым традиционный подсчет бюллетеней вручную членами избирательных комиссий заменяется

мгновенным подсчетом с помощью автоматизированной системы.

Ввиду активного развития этой технологии, предлагаем усовершенствование нормативно-правовой базы путём внедрения новых понятий в российское законодательство: система шифрования, электронный список избирателей, блокчейн [4].

В целом дистанционное электронное голосование несёт в себе множество рисков. Важно обеспечить надежную защиту от кибератак и вмешательства, чтобы гарантировать целостность и достоверность результатов голосования. Важно, чтобы голос избирателя оставался конфиденциальным и не мог быть идентифицирован. Это требует надежной системы шифрования и защиты личных данных.

Подводя итог, можно говорить о том, что для успешной реализации ДЭГ необходимо обеспечить надежную защиту данных, доступность и включенность всех слоёв населения, а также обеспечить обучение и информирование граждан о новых возможностях и правилах участия в выборах через интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации» от 12.06.2002 № 67-фз (последняя редакция). [электронный ресурс]. / режим доступа: ш!: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_37119/;

2. Федеральный закон «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов московской городской думы седьмого созыва» от 29.05.2019 № 103-фз [электронный ресурс]: / режим доступа: ^1: https://www.consu1tant.ru/document/cons_doc_1aw_325552/;

3. Официальный портал дистанционного электронного голосования ЦИК России [электронный ресурс]: / режим доступа: щ!: https://vybory.gov.ru/;

4. Фатуллаева, Э.А. Российские выборы 2021 года: новый этап применения электронных технологий в избирательном процессе / Э. А. Фатуллаева // Вестник Сургутского государственного университета. - 2022. - № 1(35). - с. 69-78

Remezov D.D., Sablin D.A.

Remezov D.D.

Orenburg State University (Orenburg, Russia)

Scientific advisor: Sablin D.A.

Orenburg State University (Orenburg, Russia)

REMOTE ELECTRONIC VOTING AS THE RIGHT OF CITIZENS TO PARTICIPATE IN THE MANAGEMENT OF STATE AFFAIRS

Abstract: the report outlines the relevance of remote electronic voting as a right of citizens in managing the affairs of the state, identifies problems in the implementation of remote electronic voting as a right of citizens in managing the affairs of the state, and provides recommendations for improving remote electronic voting.

Keywords: remote electronic voting, elections, electoral system, voters, referendum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.