Вопросы судопроизводства и криминалистики
Научная специальность 12.00.09 «Уголовный процесс»
УДК 343.197(470)(091)
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
© Максимов П. В.*, Смирнов В. А.** 2019
* Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия ** Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия
В первую очередь раскрыты предпосылки Октябрьской революции 1917 г. и революционные взгляды большевиков на дальнейшее развитие советского государства. Рассматриваются вопросы становления и развития уголовного преследования в России после Октябрьской революции 1917 г., путем изучения правовых актов анализируемого периода. Дается характеристика правовым источникам, регламентирующим порядок уголовного преследования в первое десятилетие Советской России. Особое внимание уделяется методам борьбы с преступностью, применяемым Всероссийской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Рассмотрен круг полномочий Всероссийской чрезвычайной комиссии, а также созданных после ее упразднения Государственного политического управления при НКВД РСФСР и Объединенного государственного политического управления при СНК СССР, которые фактически осуществляли уголовное преследование в Советской России после Октябрьской революции.
Ключевые слова: преступность, уголовное преследование, уголовное судопроизводство, Октябрьская революция, контрреволюция, саботаж, правоохранительные органы, советское государство, большевики, красный террор, Всероссийская чрезвычайная комиссия.
Генезис и эволюция норм, устанавливающих порядок уголовного преследования, являются довольно интересным явлением, а их анализ позволяет получить данные, свидетельствующие об уголовно-процессуальной и уголовно-правовой политике государства в определенные исторические промежутки и моменты развития общества. Особую актуальность для нас представляет развитие уголовного преследования в Советской России после Октябрьской революции, поскольку данный этап характеризуется существенными изменениями при производстве дознания, следствия и суда, большим количеством источников уголовного права и уголовного процесса, а также созданием специальных карательных и репрессивных органов.
Прежде чем рассматривать непосредственно развитие правовых норм, устанавливающих порядок уголовного преследования в советский период, нам представляется целесообразным раскрыть сущность Октябрьской революции и революционных взглядов большевиков, захвативших власть. Итак, рассматриваемым нами процессам предшествовали следующие события: участие Российской империи в Первой мировой войне; нарастание революционных на-
строений и вооруженный мятеж - Февральская революция 1917 г.; противостояние Временного комитета Государственной Думы деятельности Николая II; падение монархии и отречение Николая II от престола в марте 1917 г. [3, с. 203-204]; создание Временного правительства России.
Россия того времени не знала иной формы правления, кроме монархии. При царствовании Николая II был очень высокий уровень социального неравенства1, но в то же время зарождалась демократия. Однако политика пришедших к власти после Октябрьской революции большевиков в лице профессионального революционера В. И. Ленина и А. А. Богданова характеризуется диктатурой пролетариата и революционным насилием [5, с. 18-19]. Перед революционерами того времени не стояла задача привести Российское государство к демократии и законности, главным принципом их деятельности было противостояние буржуазии.
Отечественный историк и преподаватель того времени М. М. Богословский об Октябрьской революции писал следующее: «Переворот
1 Обзор первого современного исследования о неравенстве в России. «Зеркало», некоммерческий проект исследования социального неравенства в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www. rusmirror.ru/post/18102017
наш не политический только... Он захватит и потрясет все области жизни.».1 В то же время отец известного писателя, юрист и политический деятель, один из лидеров Конституционно-демократической партии В. Д. Набоков подчеркивал: «Внимательный и объективный взгляд мог бы в первые же дни революции найти симптомы грядущего разложения»2.
Далее перейдем к рассмотрению генезиса и развития уголовного преследования в Советской России после Октябрьской революции. С целью раскрытия вопроса эволюции правовых норм, устанавливающих порядок уголовного преследования рассматриваемого периода, мы считаем необходимым проанализировать правовые источники и деятельность судебных органов, а также органов, осуществляющих уголовное преследование в первое десятилетие после прихода к власти большевиков, а именно с 1917 по 1927 г.
Указанный промежуток времени характеризуется принятием трех Декретов о суде 1917 и 1918 гг., Руководящих начал по УП РСФСР 1919 г., УПК РСФСР 1922 и 1923 гг., УК РСФСР 1922 и 1926 гг., а также созданием специальных карательных органов - Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), Государственного политического управления при НКВД РСФСР (ГПУ) и Объединенного государственного политического управления при СНК СССР (ОГПУ).
Сразу после Октябрьской революции, 22 ноября 1917 г., Советом народных комиссаров был издан Декрет о суде № 1. В соответствии с положениями данного правового источника, были заменены ранее действовавшие окружные, военные, морские и коммерческие суды на суды, образованные путем демократических выборов, а мировые судьи на местные суды, также образованные путем демократических выборов или полковыми советами (комиссиями) при рассмотрении уголовных дел на фронте. Кроме этого были упразднены Правительствующий сенат, судебные палаты, судебные следователи, институт адвокатуры и прокурорского надзора [1, с. 31].
Предварительное следствие в соответствии с Декретом о суде № 1 осуществлялось единолично местными судьями от имени Российской республики. В качестве лиц, осуществляющих функции защиты и обвинения, допускались любые неопороченные граждане, как мужчины, так и женщины. Рассматриваемым Декре-
том были выделены рабочие и крестьянские революционные трибуналы, которым были подследственны и подсудны уголовные дела в отношении контрреволюционных сил, а также о саботажах, мародерствах, злоупотреблениях чиновников, промышленников и иных лиц3.
Далее, 20 февраля 1918 г. был утвержден Президиумом ВЦИК Декрет о суде № 2, который был разделен на двенадцать частей: часть 1 «Окружные народные суды», часть 2 «Кассация решений», часть 3 «Верховный судебный контроль», часть 4 «О судопроизводстве и подсудности», часть 5 «О судебной пошлине и судебных издержках», часть 6 «О предварительном следствии», часть 7 «Об обвинении и защите», часть 8 «О народных заседателях и судебном следствии», часть 9 «О жалобах, помиловании и восстановлении прав», часть 10 «Об исполнении решений и приговоров», часть 11 «О действующих законах», часть 12 «Общие замечания». Как мы видим, законодателями того времени была проведена относительно существенная работа, направленная на систематизацию правовых норм, касающихся уголовного преследования.
В четвертой части Декрета о суде № 2 выделены следующие принципы уголовного судопроизводства: судопроизводство на любом местном языке; судопроизводство в соответствии с правилами судебных уставов 1864 г.; подсудность уголовных дел; свобода допуска доказательств по усмотрению суда [1, с. 41, 43]. Производство предварительного расследования было возложено на местные суды и на следственные комиссии, в которые входило по три человека, избранных рабочими, крестьянскими и солдатскими Советами. При необходимости для эффективного расследования уголовного дела следственные комиссии могли обращаться за помощью к народной милиции, Красной гвардии, иным учреждениям, организациям, гражданским и должностным лицам. Частью 6 Декрета также было предусмотрена возможность ограничения виновного лица в праве на защиту, о чем следственной комиссией выносилось соответствующее постановление; обжалования действий следственной комиссии в окружной суд и возвращения судом уголовного дела в следственную комиссию в случае недостаточной доказанности постановления о предании суду, которое в свою очередь, заменило обвинительный акт4. Суды и следственные комиссии в соответствии со ст. 38 анализируемого
1 Богословский М. М. Богословский: Дневники (1913-1919). Из собрания Государственного исторического музея. // И.: Время, 2011. С. 286
2 Набоков В.Д. Временное правительство: Воспоминания [Электронный ресурс] // Архив русской революции. Т. 1. URL: https:// www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=book&num=1844
3 Декреты советской власти. Т. 1. Декрет о суде № 1 от 22 ноября
1917 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/ Etext/DEKRET/o_sude1.htm
4 Декреты советской власти. Т. I. Декрет о суде № 2 от 15 февраля
1918 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www. hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_sude2.htm
источника права действовали от имени Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
В связи с подавлением большевиками левых эсеров и отсутствием необходимости согласования с ними правовых норм, а также определения компромиссных решений, СНК РСФСР был подготовлен и издан 20 июля 1918 г. Декрет о суде № 3. Только в Декрете о суде № 3 появился порядок возбуждения уголовных дел. Так, в соответствии со ст. 6 предварительное следствие по делам, подсудным и подследственным местному народному суду, возбуждалось по постановлению данного органа, а подследственным следственной комиссии - по постановлению местного народного суда или следственной комиссии1.
Таким образом, издаваемые в первые послереволюционные годы источники права не содержали в себе норм, регламентирующих порядок и сроки производства уголовного преследования, а также производства отдельных следственных действий. Кроме того, в рассмотренный период не существовало само понятие «уголовное преследование» и отсутствовала такая процедура, как прекращение уголовного дела.
В декабре 1919 г. были приняты и действовали вплоть до принятия УК РСФСР 1922 г. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», вызвавшие большие дискуссии в научном обществе [7, с. 71]. Согласно п. 3 Руководящих начал, «советское уголовное право имеет задачей посредством репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс, организовавшихся в господствующий класс в переходный от капитализма к коммунизму период диктатуры пролетариата». В соответствии с анализируемым документом, органами советского правосудия были признаны революционные трибуналы и народные суды2. Руководящие начала являлись прототипом Общей части УК РСФСР 1922 г. и не содержали в себе положений, касающихся предварительного следствия, тем не менее они выделяли стадии совершения преступления, виды и формы соучастия, а также виды наказаний и возможность условного освобождения.
В период после Октябрьской революции, в соответствии с Уголовными кодексами РСФСР 1922 и 1926 гг., уголовному преследованию подлежали лица за следующие категории преступлений: контрреволюционные преступления, такие как действия, направленные на свержение
1 Декрет о суде № 3 от 20.07.1918 [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_316.htm
2 Постановление Наркомюста РСФСР от 12.12.1919 «Руководящие
начала по уголовному праву РСФСР». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr7311.htm
завоеванной пролетарской революцией власти, организация в контрреволюционных целях вооруженных восстаний; преступления против порядка управления, например сопротивление представителям власти; должностные преступления - превышение власти, бездействие власти и так далее; также лица подвергались уголовному преследованию за нарушение правил об отделении церкви от государства; хозяйственные преступления; преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; имущественные преступления, например кражу, разбой и так далее; воинские преступления, например самовольное оставление поля сражения во время боя; и, наконец, за нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок3.
Однако в Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. воинские преступления были перенесены ниже преступлений, связанных с нарушением правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок. Кроме того, в УК РСФСР 1926 г. была добавлена десятая глава, посвященная уголовной ответственности за преступления, составляющие пережитки родового быта, например двоеженство и многоженство (ст. 199).
Таким образом, перечень преступных деяний, предусмотренных УК РСФСР 1922 и 1926 гг., в целом был основан на системе преступлений, предусматриваемых декретами 1917-1921 гг. Из перечня преступлений были исключены деяния, утратившие преступный характер в связи со сворачиванием политики военного коммунизма, и добавлены составы хозяйственно-экономических преступлений, ставших актуальными вследствие введения новой экономической политики.
Наиболее значимым правовым источником Советской России в период после Октябрьской революции является Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, который был введен «в жизнь» 1 июля 1922 г. УПК РСФСР включал в себя шесть отделов, объединяющих 32 главы об основных положениях до исполнения приговоров.
Статьей 62 впервые в советский период был определен перечень доказательств. Ими признавались показания свидетелей, объяснения обвиняемых, протоколы осмотров, заключения
3 Постановление ВЦИК от 01.06.1922 (ред. от 25.08.1924) «О введении в действие Уголовного кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Уголовным кодексом Р.С.Ф.С.Р.») [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& ba se=ESU&n=42602#04051333228349383; Постановление ВЦИК от 22.11.1926 (ред. от 27.04.1959) «О введении в действие Уголовного кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года» (вместе с «Уголовным кодексом Р.С.Ф.С.Р.») [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU &n=45499#02556093306740208
экспертов, вещественные доказательства и иные письменные документы. Однако требований к допуску или признанию доказательств недопустимыми в УПК РСФСР 1922 г. предусмотрено не было1. Главой V был утвержден порядок ведения протоколов при производстве следственных действий и в судебном заседании (ст. 81-82), а также содержание протоколов (ст. 83-85). Глава VI УПК РСФСР 1922 г. предусматривала перечень поводов для возбуждения производства по уголовному делу и его порядок. Статья 102 определяла перечень органов дознания, в которые входили органы уголовного розыска и органы комиссии, органы ГПУ, органы различных комиссий, правительственные учреждения и должностные лица.
В полномочия следователя входило производство предварительного следствия и производство отдельных следственных действий. Кроме того, следователь имел право не производить предварительного следствия, ограничившись лишь предъявлением обвинения, допросом обвиняемого и составлением обвинительного заключения2. Уже в 1924 г. в УПК РСФСР были внесены новые существенные изменения, в соответствии с которыми на следователя была возложена ответственность за непосредственное руководство дознанием под общим надзором прокуратуры. Также УПК РСФСР был регламентирован порядок производства и окончания предварительного следствия, производства отдельных следственных действий, перечень мер пресечения, порядок прекращения уголовного дела и передачи его в суд.
Благодаря изменениям, внесенным в УПК РСФСР 1923 г. вплоть до начала 1930-х гг., был четко сформирован следующий порядок привлечения виновного лица в качестве обвиняемого: при задержании и первичном допросе лицо обладало статусом подозреваемого, и только при наличии достаточных оснований, указывающих на вину, лицу предъявляли обвинение и допрашивали уже в качестве обвиняемого [6].
Таким образом, УПК РСФСР 1922 и 1923 гг. довольно полно регламентировали порядок уголовного преследования. Однако по факту уголовным преследованием занимались органы ВЧК - НКВД - ГПУ - ОГПУ, деятельность которых мы рассмотрим далее. Всероссийская чрезвычайная комиссия очень скоро объединила в
1 Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Постановление от 25.05.1922 «Об Уголовно-процессуальном кодексе». Статья 61, 62. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901757376
2 Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР. Постановление от 25.05.1922 «Об Уголовно-процессуальном кодексе». Статья 111. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901757376
себе такие функции, как: розыск подозреваемого, предварительное расследование дела, судебное или «квазисудебное» его рассмотрению, и исполнение наказания, включая смертную казнь. Впоследствии органы госбезопасности фактически освободились и от прокурорского надзора за своей деятельностью. Система госбезопасности постепенно расширяла поле своей деятельности и переходила ко все более террористическим методам работы. Соединяя розыск, следствие (хотя формально органы госбезопасности с 1920 по 1938 г. имели право вести только дознание), подобие суда и осуществление репрессий, она в известной степени конкурировала лишь с революционными трибуналами, но и они находились в зависимости от органов госбезопасности [2, с. 82-83].
Всероссийская чрезвычайная комиссия была сформирована 20 декабря 1917 г. Ее первым председателем был назначен Феликс Эдмундо-вич Дзержинский. ВЧК стала предшественницей всех современных отечественных органов государственной безопасности. Чекисты начали свою деятельность с конфискации имущества, отправки на принудительные работы и выселения всех, кто был заподозрен в нелояльности к большевикам. Наведение порядка и защита государственного строя были немыслимы в рассматриваемый период без устрашения, и ВЧК стала органом, подавляющим всякое сопротивление государственной власти. Однако большая концентрация властных функций у Всероссийской чрезвычайной комиссии неизбежно вела к многочисленным злоупотреблениям и пугала не только население, но и саму власть. У чекистов время от времени отнимали часть их полномочий, например право на внесудебную расправу. Но потом, когда политическая обстановка или положение на фронтах Гражданской войны ухудшалось, данные полномочия возвращали вновь. Так продолжалось до февраля 1922 г., когда на смену ВЧК было создано Государственное политическое управление при НКВД РСФСР.
Кроме того, необходимо упомянуть о периоде так называемого красного террора. Декрет о начале красного террора, при котором значительно выросла роль ВЧК, был издан 5 сентября 1918 г. Поводом к Декрету стало убийство 30 августа того года председателя Петроградской чрезвычайной комиссии М. С. Урицкого, а также покушение на В. И. Ленина. По постановлению Народного комиссариата, расстрелу на месте подлежали неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы, но фактически - любой задержанный, поскольку необходимости доказывать его вину не было [2,
с. 313-314]. Виной была сама принадлежность к эксплуататорским классам, куда автоматически зачислялись все бывшие государственные чиновники, вся буржуазия, военные, ученые и священнослужители. По политическим обвинениям, в судебном и внесудебном порядке, за период с 1918 по 1953 г. было расстреляно, по неполным данным, около 1 млн человек (не считая потерь от войн) [2, с. 315].
После упразднения НКВД РСФСР (06.02.1922-15.11.1923) было создано Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР (15.11.1923-10.07.1934). ГПУ и ОГПУ, так же как и ВЧК, на базе которой они были созданы, являлись органами государственной безопасности. В их структуру входили секретно-оперативные управления и секретные отделы, занимающиеся борьбой с меньшевиками, сектами, православной церковью, нелегальными партиями, представителями буржуазии и т. д. Также рассматриваемым ведомствам была подконтрольна часть войск, используемая для борьбы с бандитизмом, процветавшим в советский период, и контрреволюционными движениями [4, с. 529-530]. Функции по наблюдению за «социалистической законностью», ранее выполнявшиеся ВЧК, были возложены на Наркомат юстиции РСФСР, при котором 28 мая 1922 г. была учреждена прокуратура постановлением ВЦИК «Положение о прокурорском надзоре».
Таким образом, нами были рассмотрены генезис и эволюция уголовного преследования в Советской России после Октябрьской революции. Проведенный анализ позволил прийти к выводу, что издаваемые в первые послереволюционные годы источники права, а именно декреты о суде, не содержали в себе норм, регламентирующих порядок и сроки производства уголовного преследования, а также производства отдельных следственных действий. Кроме того, в рассмотренный период не существовало самого понятия «уголовное преследование» и отсутствовала такая процедура, как прекращение уголовного дела. Перечень преступных деяний послереволюционного времени характеризуется исключением деяний, утративших преступный характер в связи со сворачиванием политики военного коммунизма, и добавлением составов хозяйственно-экономических преступлений, ставших актуальными вследствие введения новой экономической политики. Наиболее значимым правовым источником Советской России в период после Октябрьской революции является Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, который был введен «в жизнь» 1 июля 1922 г. УПК РСФСР 1922 и 1923 гг. довольно полно регламентировали порядок уголовного
преследования. Всероссийская чрезвычайная комиссия очень скоро объединила в себе такие функции, как розыск подозреваемого, предварительное расследование дела, судебное или «квазисудебное» его рассмотрению, и исполнение наказания, включая смертную казнь. Ш
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917-1954 гг. : сб. документов / под ред. С. А. Голунско-го. M., 1955. б35 с.
2. Кудрявцев В. Н., Трусов А. И. Политическая юстиция в СССР. M. : Наука, 2000 г. 3б5 с.
3. Ольденбург С. С. Царствование Императора Николая II / предисл. Ю. К. Mейера. СПб. : Петрополь, 1991. б44 с.
4. Плеханов А. M. ВЧК - ОГПУ: Отечественные органы государственной безопасности в период новой экономической политики 1921-1928. M. : Кучково поле, 200б. 704 с.
5. Сорокина Ю. Реформа следственного аппарата предварительного расследования в России 18б0-18б4 гг. : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1994. 24 с.
6. Чельцов M. А. Советский уголовный процесс. M. : Юрид. изд-во MЮ СССР, 1948. 277 с.
7. Шишов О. Ф. Становление и развитие науки уголовного права в СССР. M. : ВНИИ MВД СССР, 1981. 84 с.
REFERENCES
1. Golunskij S.A. (ed.) Istoriya zakonodatelstva SSSR i RSFSR po ugolovnomu processu i organizacii suda i prokuratury. 1917-1954 gg. Sb. dokumentov. Moscow, 1955, б35 p.
2. Kudryavcev V.N., Trusov A.I. Politicheskaya yusticiya v SSSR. Moscow, Nauka Publ., 2000, 3б5 p.
3. Oldenburg S.S. Carstvovanie Imperatora Nikolaya II. Saint-Petersburg, Petropol Publ., 1991, б44 p.
4. Plekhanov A.M. VCHK - OGPU: Otechestvennye organy gosudarstvennoj bezopasnosti v period novoj ekonomicheskoj politiki 19211928. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 200б, 704 p.
5. Sorokina YU. Reforma sledstvennogo apparata predvaritelnogo rassledovaniya v Rossii 1860-1864 gg. Cand. sci. diss. Saint-Petersburg, 1994, 24 p.
6. CHelcov M.A. Sovetskij ugolovnyj process. Moscow, MYU SSSR Publ., 1948, 277 p.
7. SHishov O.F. Stanovlenie i razvitie nauki ugolovnogo prava v SSSR. Moscow, VNIIMVD SSSR Publ.,, 1981, 84 p.
Genesis and Evolution of Criminal Prosecution in Soviet Russia after October Revolution
© Maksimov P. V., Smirnov V. A., 2019
First of all, the prerequisites of the October Revolution of 1917 and the revolutionary views ofthe Bolsheviks on the further development of the Soviet state are revealed. The questions of the formation and development of criminal prosecution in Russia after the October Revolution of 1917 are examined by studying the legal acts of the analyzed period. Characteristics are given to legal sources regulating the procedure for criminal prosecution in the first decade of Soviet Russia. Particular attention is paid to the methods of combating crime, used by the All-Russian Extraordinary Commission to Combat Counter-Revolution and Sabotage. The terms of reference of the All-Russian Extraordinary Commission, as well as those created after its abolition of the State Political Administration under the NKVD of the RSFSR and the United State Political Administration under the SNK of the USSR, which actually carried out criminal prosecution in Soviet Russia after the October Revolution, were examined.
Keywords: crime, criminal prosecution, criminal justice, the October Revolution, counter-revolution, sabotage, law enforcement, the Soviet state, the Bolsheviks, the Red Terror, the All-Russian Extraordinary Commission.