ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Г енезис гражданского сектора в Кыргызстане Бектанова А. К.
Бектанова Айгуль Карибаевна /Bektanova Aygul Karibaevna - кандидат политических наук,
доцент,
кафедра философии и социально-политических наук, Кыргызско-Российский Славянский университет, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: рассматривается становление гражданского сектора в Кыргызстане. На основе социально-философского анализа делается вывод о том, что неправительственные организации активно влияют на процессы демократизации и являются важнейшими субъектами гражданского общества в Кыргызстане. Abstract: it is considered formation of a civil sector in Kyrgyzstan. It is made conclusion based on the social philosolhical analisys about non-governmental organizations actively influence on the processes of a democratization and are the most important subjects of a civil society in Kyrgyzstan.
Ключевые слова: гражданский сектор, неправительственные организации,
гражданское общество, общественные объединения, международные организации, государство.
Keywords: civil sector, non-governmental organizations, civil society, public associations, international organizations, state.
Ведущее место в структуре современного гражданского общества занимают неправительственные организации (НПО) или гражданский сектор. Отмечая это, казахстанский обществовед С. Дьяченко пишет: «Одна из заметных тенденций развития современного мира - возрастающая роль неправительственных организаций (НПО) в политике, экономике и социально-культурной сфере» [2, с. 53].
В эволюции гражданского сектора в Кыргызской Республике отчетливо выделяются две стадии (фазы): пассивная и активная [4, с. 20].
Пассивная фаза - фаза выживания и адаптации - приходится на первую половину девяностых годов и включает в себя два основных этапа: Первый этап - 1985-1994 гг. Во второй половине 1980-х годов постепенно стали появляться первые неправительственные организации. Несмотря на то, что по западным стандартам большинство из них нельзя было отнести к категории НПО, они все же причисляли себя к ним, так как не было разработки единого понятия и стандартов относительно гражданского общества вообще, так как это идея еще оставалось новой и не совсем ясной для общества. Они занимались распределением гуманитарной помощи уже в новом для них качестве - НПО [5, с. 48].
Острые социальные проблемы, возникшие в первые годы независимости Кыргызстана, вызвали появление, прежде всего, НПО гуманитарного направления. Их деятельность была направлена на распределение продовольственной помощи малоимущим группам населения.
В это же время в стране зарождается экологическое и политическое движение. В 1994 г. в Кыргызстане было зарегистрировано около 14 политических партий, более 10 массовых движений, около 800 НПО.
Содействию в становлении гражданского сектора в Кыргызстане способствовали не только техническая и финансовая помощь международных доноров и взятый официальный курс государства на построение плюралистического общества, но также развитие независимых средств массовой информации, большая поддержка со стороны населения деятельности НПО. Кроме этого стала формироваться благоприятная
97
законодательная база, касающаяся неправительственных организаций. Так, с 1991 г. деятельность НПО стала регулироваться Законом «Об общественных организациях», и был принят Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях».
С 1994-1995 гг. начинается второй этап развития, характеризующийся зарождением новых институтов гражданского общества. В этот период трансформируются и создаются новые НПО, общественная миссия которых заключается в формировании альтернативной государству позиции по отношению к принимаемым решениям и создании первых негосударственных механизмов реализации программ развития [4, с. 43]. Получают аккредитацию в Кыргызской Республике представительства ряда крупных международных организаций и фондов, поддерживающих деятельность неправительственных организаций (ПРООН, Фонд «Сорос-Кыргызстан», Каунтерпарт Консорциум и др.).
Авторы Национального отчета по человеческому развитию отмечали: «анализируя деятельность доноров по содействию развитию НПО в середине 1990-х годов, можно выделить несколько принципов, которых они придерживались при оказании поддержки кыргызстанским НПО. Во-первых, доноры отдавали предпочтение тем местным НПО, которые поддерживали западные ценности и взгляды, при этом полностью игнорируя уже существовавшие общественные организации, такие как профсоюзные организации. Во-вторых, в своих программах доноры широко использовали секторальный подход, и на первый план выдвинулись такие области, как защита прав человека, продвижение женских инициатив, защита окружающей среды. Выделение денежных средств организациям, работавшим по этим направлениям, привело к появлению большой армии новых других НПО именно в этих секторах. В-третьих, доноры иногда были вынуждены создавать НПО в тех областях, где они не смогли бы реализовать свои проекты и программы» [4, с. 25].
Как показывают существующие исследования, основными направлениями деятельности организаций гражданского общества этого периода являлись социальная сфера, охрана здоровья, гражданское образование, гендер и экология [5, с. 50].
Таким образом, в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века в Кыргызстане начались процессы институционализации неправительственных организаций.
В рамках активной фазы - фазы строительства и развития гражданского общества достаточно четко выделяются следующие 4 этапа: первый этап - 1996-1998 гг.: принятие важных документов, создавших законодательные основы для гражданского общества. Такими документами стали: Гражданский кодекс Кыргызской Республики от 8 мая 1996 года (Часть I), законы Кыргызской Республики «О государственной регистрации юридических лиц» от 12 июля 1996 года, «О хозяйственных товариществах и обществах» от 15 ноября 1996 года, Законы «О товариществах собственников жилья» от 1997 г., «О профессиональных союзах» от 1998 г., «О рынке ценных бумаг» от 1998 г.
В этот период активизируется процесс создания общественных объединений, профессиональных союзов и религиозных организаций. При этом деятельность вновь созданных объединений, общественных фондов в основном фокусируется на правозащитном направлении, что адекватно отражает специфические потребности переходного периода, а также обусловлено началом демократических преобразований. Однако, несмотря на большие успехи в развитии гражданского сектора, проведенный анализ развития НПО сектора в указанный период при содействии представительства ПРООН показал, что многие НПО в Кыргызстане не были устойчивыми [5, с. 54].
Отметим, что для данного этапа характерна большая зависимость НПО от внешнего финансирования. Чтобы привлечь поддержку доноров, многие из них изменяют свою миссию, чтобы соответствовать требованиям доноров, или работают в русле донорских стратегий, что объясняется зависимостью институциональной устойчивости НПО от их финансовой устойчивости.
98
Большинство программ обучения в середине 90-х годов было нацелено на развитие потенциала НПО в плане институционального и организационного управления. Обучение проводили Каунтерпарт Консорциум, Интербилим, DANIDA, HELVETAS, ПРООН, TACIS, Фонд «Сорос-Кыргызстан», Международный Корпус Милосердия, Фонд Конрада Аденауэра, INTRAC, Молодежное Экологическое Движение BIOM, «Заветы Манаса-XXI век» и многие другие организации.
Как видим, определяющую роль в развитии гражданского сектора в республике играют международные организации. Как отмечает эксперт Ю. Шульте, «международные организации играли и продолжают играть основную роль не только в финансировании местных НПО, но и в обучении их методам работы и институциональному развитию посредством организации тренингов и обмена опытом. Такие темы и понятия, как права человека, гендер, лоббирование появились в общественном пространстве Кыргызстане в результате работы в регионе различных международных организаций» [6, с. 5].
Одной из основных причин зависимости НПО от политики международных доноров является отсутствие механизма финансирования государством и бизнесом при наличии возможности получить финансирование от доноров, что в условиях социальноэкономического кризиса середины 90-х годов в стране создавало возможности открытия новых рабочих мест, облегчение определенных социальных нужд. Однако финансовая зависимость от донорских агентств во многих случаях приводит к тому, что НПО были вынуждены строить непаритетные отношения и испытывать политическое давление со стороны финансирующих организаций [5, с. 61].
Второй этап - 1998-2000 гг.: данный этап обусловлен запуском ряда
общенациональных программ, потребовавших более широкого участия и поддержки гражданского общества. Своего рода катализаторами процесса развития гражданского сектора в Кыргызстане стали Национальная стратегия устойчивого человеческого развития, Комплексная основа развития (КОР). Как отмечает Т. Кененсариев, «именно в рамках этих программ появляется сама принципиальная возможность приложения сил гражданского общества: в них говорится о важности развития таких механизмов, как самоподдержка, взаимопомощь, социальная мобилизация, микрокредитование» [3]. Необходимость институционализации этих механизмов стала причиной роста числа многоцелевых общественных организаций. К 1999 году в Кыргызской Республике зарегистрировано около 4000 НПО, которые работали в различных сферах общественной жизни: права человека, гендерное развитие, этническая гармония, преодоление бедности, экология и др. Увеличивается число сельских и региональных НПО, направленных на решение в первую очередь социально-экономических и культурных проблем. Гражданский сектор играет все большую роль в продвижении законов и поддержке гражданской активности.
В 2000 году в стране создана Наблюдательно-консультативная группа НПО, основной целью которой является мониторинг работы международных финансовых институтов, таких как Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Азиатский Банк Развития, Европейский Банк Реконструкции и Развития. Основные требования со стороны НПО, входящих в данную группу, к крупнейшим международным инвесторам и государственным органам - это предоставление информации населению, участие населения, НПО в принятиях решений в процессах, происходящих в стране.
Несмотря на то, что донорские организации продолжали играть важную роль в развитии сектора, многие неправительственные организации достигли определенной степени зрелости, что позволило им лоббировать свои интересы на государственном уровне. Так, в 1999 г. были приняты Законы «О политических партиях», «О кредитных союзах», «О кооперации», «О меценатстве и благотворительной деятельности», а в 2002 г. Закон «Об объединениях (ассоциациях) водопользователей» и др.
99
Таким образом, на массовость создания НПО в этот период способствовали следующие основные факторы:
- финансовая и техническая помощь донорских организаций;
- согласие со стороны правительства на распространение движения НПО в стране;
- поддержка со стороны населения деятельности НПО;
- либеральное законодательство.
Третий этап - 2000-2010 годы. В 2000 году начинается очередной этап быстрого роста числа некоммерческих организаций, сопровождаемый повышением качества их работы. Наиболее быстрыми темпами растет количество профессиональных организаций и союзов, религиозных организаций и прочих общественных организаций, деятельность которых трудно отнести к одному лишь направлению. Набирают реальную силу многие бизнес-ассоциации, деятельность которых переходит в новую качественную стадию: из «клубов по интересам» они вырастают в организации, которые начинают оказывать влияние на формирование экономической политики. Показательно, что одновременно гражданское общество начинает активно противоборствовать попыткам государственного аппарата остановить демократические преобразования. В частности, чрезвычайно актуальной в это время стала деятельность правозащитных организаций, защищавших права простых граждан и политически активного меньшинства нашей республики. Особенно становится заметным голос общественных организаций в вопросах борьбы с коррупцией.
Основным достижением указанного этапа стало значительное расширение взаимосвязи между НПО и населением, формирование широкой поддержки населением стремления неправительственных организаций отстоять демократические завоевания.
В это же время государственный аппарат начинает понимать, какую угрозу для его безграничной власти представляет гражданский сектор, и пытается обуздать его разными методами, среди которых и создание клонов-НПО, и навязывание гражданскому обществу правил диалога, и подтасовка и манипуляции мнением гражданского сектора и т. д.
Некоторые аналитики считают, что НПО в тот период фактически заменили политические партии в Кыргызстане. И с ними трудно не согласиться. Это стало логичным следствием того, что именно участие в НПО дает рядовым гражданам возможность активного участия в управлении государством и защиты своих национальных интересов.
Четвертый этап начинается с 2010 г. Этот этап можно назвать периодом ресоциализации гражданского сектора. С этого времени развитие НПО характеризуется повышением к ним внимания институтов государственной власти. Появляются новые институты гражданского сектора, осуществляющие взаимодействие с государством, в частности Общественные наблюдательные советы при министерствах и ведомствах. «Как на региональном, так и на местном уровне начинает развиваться реальное взаимодействие между институтами гражданского общества и государственными органами при решении социальных проблем» [1, с. 130]. Кроме того, появилась тенденция перехода целого ряда активистов НПО в политические структуры, под крыло той или иной политической партии. Сегодня в Кыргызстане по разным данным насчитывается от 10 тысяч до 14 тысяч НПО.
Таким образом, благодаря усилиям и поддержке донорских организаций, сумевших обеспечить финансовую и техническую базу, а также содействию со стороны государства, в республике возникло множество общественных организаций как на республиканском уровне, так и на уровне местных сообществ. При различных целях и механизмах деятельности подавляющее большинство общественных объединений республики в своем развитии прошли следующие общие этапы:
100
1. Решение конкретной проблемы и защита интересов определенной категории граждан за счет собственных ресурсов.
2. Поиск дополнительного финансирования и привлечение грантовой помощи.
3. Осознание необходимости проведения в жизнь системных изменений, попытки работать с нормативно-правовой базой для изменения самих условий деятельности; активное участие в организации взаимодействия гражданского, государственного и частного секторов в решении злободневных общественных проблем, интегрирование в сетевые организационные структуры и готовность к участию в разработке стратегий и перспективных планов развития.
Итак, очевидно, что процесс развития гражданского сектора в Кыргызстане в значительной степени обусловлен содержанием и требованиями переходного периода. Если в начале реформ неправительственный сектор только постигал азы демократического управления, то к настоящему моменту он становится источником демократических преобразований и активно влияет на процессы, происходящие в обществе.
Литература
1. Бектанова А. К. Эволюция взаимодействия гражданского общества и государства в Кыргызстане. // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2015. № 10 (15). С. 128-132.
2. Дьяченко С. Власть и НПО в Казахстане: стратегия, формы и механизмы сотрудничества. // Центральная Азия и Кавказ. 2007. № 1 (49). С. 53-67.
3. Кененсариев Т. Основные исторические этапы развития суверенного Кыргызстана и его перспективы. [Электронный ресурс]. ULR: http:
//arch.kyrlibnet.kg/uploads/30.Kenencariev%20T..pdf (Дата обращения: 02.02.2016).
4. Национальный отчет по человеческому развитию. Влияние гражданского общества на человеческое развитие. Бишкек, 2005. 103 с.
5. Обзор истории становления и развития сектора НПО в Кыргызской Республике / АЦПГО, Аллавида, фонд «Сорос-Кыргызстан». Бишкек, 2006. 276 с.
6. Шульте Ю. Рефлексия как необходимый этап в развитии гражданского общества
// Кыргызстан на современном этапе развития: Аналитические заметки:
Гражданское общество, миграция, ислам, коррупция. Бишкек, 2008. 186 с.
101