ЭФФЕКТИВНОЕ № 7 сентябрь
животноводство 2019
V
39
Отечественное животноводство, как и многие другие отрасли АПК, переживает нелегкие времена. Зависимость от импорта, снижение поголовья крупного рогатого скота, медленное, но верное исчезновение традиционных пород, отсутствие высококвалифицированного персонала — лишь верхушка айсберга. Без восстановления поголовья о нормальном снабжении населения молочными и мясными продуктами питания российского производства не может быть и речи. Важным инструментом решения этих проблем является генетическая работа. Как признают эксперты, она сопряжена со множеством трудностей, но, тем не менее, ее потенциал очень велик.
— В сегодняшних экономических условиях происходит конкурентная борьба между отечественной и импортной продукцией, — говорит Виктор панин, д-р с. — х. наук, заведующий отделом животноводства ФГБНУ «Оренбургский научно-исследовательский институт сельского хозяйства». — Это касается всех отраслей АПК, но в особой степени, животноводства. Добиться полного импор-тозамещения молочного и мясного сырья можно путем увеличения поголовья и улучшения продуктивности сельскохозяйственного скота, в частности, КРС. Поэтому так важно вести работу в области генетики, призванной решать эти проблемы. Многое уже сделано, и многое еще только предстоит сделать.
По словам Владимира Мымрина, д-ра биол. наук, генерального директора ОАО «Уралплемцентр», племенная работа — это система мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности животноводства через выявление и накопление в геноме животного участков хромосом, связанных с желательными хозяйственно-полезными признаками: молочной и мясной продуктивностью, качеством получаемой продукции, продолжительностью (эффективного) продуктивного долголетия и т.п. Накопление генного вещества в половых клетках самцов и самок, объединение их в новом организме (потомстве) является главной задачей племенной работы. Суть селекции заключается в отборе лучших генотипов с последующим подбором родительских пар по принципу — лучшее с лучшим дает лучшее. В связи с этим востребованность племенного дела не подвергается сомнению, и оно будет развиваться еще более интенсивно в соответствии с современными и будущими достижениями в генетике сельскохозяйственных животных.
запад нам в помощь
— Мы занимаемся изучением влияния генетики исходных пород и породных сочетаний на технологические качества молока, в том числе на его пригодность в качестве сырья в производстве масла и сыра, — говорит Виктор
панин. — И наблюдаем из года в год печальную тенденцию уменьшения поголовья молочных пород, традиционно разводимых на территории России, адаптированных на генетическом уровне к местным климатическим условиям. Они серьезно уступают по продуктивности животным иностранной селекции. И, напротив, иностранные породы плохо приспосабливаются к нашим условиям, они более требовательны к рациону и в большей степени подвержены болезням, так что считать их разведение панацеей в деле увеличения надоев неверно. Поэтому, чтобы объединить эти два признака — адаптивность и продуктивность — производится скрещивание этих пород. В настоящее время от импорта мы отказаться не сможем: слишком мало поголовье собственного стада. Не менее важен и аспект малых надоев местных пород: в то время как весь мир получает больше 10 тыс. л молока в год с одной коровы, наши показатели — 3-5 тыс. л — очевидно, что они намного скромнее. Поэтому продуктивность коров повышать нужно обязательно, и будущее, скорее всего, за помесями пород местной и иностранной селекции.
— Наше племенное предприятие — единственное в России, специализирующееся на содержании и разведения скота только айрширской породы, в отличие от других хозяйств, где есть быки различных молочных и мясных пород, — рассказывает Виктория Шарапова, генеральный директор ОАО Племпредприятие «Карельское».— Проблема сохранения представителей айрширской породы очень остра, поскольку они составляют всего около 3% всего поголовья в российском стаде КРС. Такая малочисленность создает для нас большие проблемы: катастрофически не хватает биологического материала для формирования референсной популяции, мы не можем оценить генетический потенциал наших животных, прежде чем не сравним по продуктивным и другим качествам рожденных от них дочерей. Что касается отказа от импорта животных, то это в отношении айрширской породы в условиях небольшого российского поголовья пока недостижимо: без вливания свежей крови не обойтись.
40
Генетика
шшш. agroyug.ru
В прошлом году мы приобрели быков из Финляндии. В настоящее время предприятие занимается реализацией семени наших быков российским хозяйствам-заводчикам айрширов.
— Несмотря на наличие действующего Закона РФ № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», приказов и инструкций Минсельхоза России, которые регулируют отношения в системе племенного животноводства и образуют четкую систему по реализации задач определенных Законом, отечественные селекционеры сталкиваются с большими трудностями, — считает Владимир Мымрин. — Это связано с прямыми нарушениями действующего законодательства, которые выражены в массовом завозе импортного генетического материала, качество которого определено в странах производства, в условиях сильно отличающихся от условий нашей страны. Нельзя согласиться с утверждением, что оценка быка-производителя, например в штате Калифорния, подтвердиться в Свердловской, Омской, Иркутской, Московской или других регионах России. В вопросе использовать или не использовать достижения мировой генетики, мы стоим на принципах привлечения лучшего для создания отечественных генотипов, способных в условиях конкретных регионов, давать максимальную экономическую эффективность. В связи с этим нам нужно завозить самый эффективный генетический материал, и с его участием выводить в России производителей. Это касается всех видов сельскохозяйственных животных, в том числе и крупного рогатого скота.
— Что касается КРС мясного направления, то можно сказать, что породы иностранной селекции, в частности, французской, у нас практически не востребованы по причине качественных характеристик их мяса: оно слишком постное, россияне традиционно больше склоняются в своих вкусовых предпочтениях к мраморной структуре,— говорит д-р с.— х. наук, проф., президент Национальной ассоциации заводчиков калмыцкого скота Фоат Каюмов.— При создании новых генетических линий пород мясного направления мы, конечно, пользуемся заграничным племенным генетическим материалом, но при чистопородном разведении стараемся в основном ограничиваться своими силами.
— Пока мы, к сожалению, не можем обойтись своим генетическим материалом, — рассказывает Наталья Го-рельникова, начальник племотдела ООО «Нижегородское по племенной работе». — Недавно, например, наше хозяйство завезло из Канады, Нидерландов и Германии племенных бычков европейской селекции, а также из Ленинградской области с племенного завода «Рабитицы» бычков американской селекции. Также производим заказное спаривание, приобретаем семя племенных быков высокого качества, отбираем телок по показателям экстерьера, здоровья, оплодотворяемости и сроку продуктивного использования: в настоящее время в связи с интенсивным доением коровы быстро выбывают. Одним словом, стараемся реагировать на потребности рынка. С другой стороны, есть огромное желание сохранить генофонд традиционных местных пород, в частности, проблемы есть с малочисленной красногорбатовской породой: очень сложно найти подходящих бычков и семя.
проблемы и их решения
По данным Росстата, поголовье крупного рогатого скота за последние четверть века значительно упало: если в 1992 г. оно составляло 40,2 млн голов, в 2000 г. — 16,5 млн то в 2018 г.— уже 8,1 млн. Причем, как говорит Владимир Мымрин, практика массового завоза маточного поголовья молочного скота в регионы России не оказала существенного влияния на увеличение поголовья коров в стране: нужны более эффективный рычаги для изменения ситуации. Увы, Россия не может похва-
статься высокими надоями, рентабельность молочного животноводства низкая. «Основными причинами этого являются резкое сокращение продолжительности продуктивной жизни коров, которая, в свою очередь, связана с ростом заболевания половой сферы, конечностей и обмена веществ. Снижение продолжительности продуктивной жизни до 2,5 лактаций в ведущих племенных сельхозорганизациях следует признать катастрофой. Корова, давшая за свою жизнь менее трех телят, племенного значения не имеет. Очевидно, что увеличение молочной продуктивности сопряжено с ростом затрат на производство молока. Никакая рентабельность производства молока и говядины не привлекает отечественных аграриев к увеличению поголовья, а без его роста решить проблему обеспечения населения страны молоком и говядиной в рамках задач, определенных «Доктриной продовольственной безопасности», невозможно», — считает специалист «Уралплемцентр».
В настоящее время во многих регионах страны отрасль скотоводства существует только благодаря субсидиям и другим преференциям федеральных и региональных органов государственной власти. «Государством поддерживается содержание племенными хозяйствами племенного маточного поголовья, а также частично возмещаются затраты на ведение генетической работы — искусственного осеменения, иммуногенетического тестирования, приобретение быков-производителей и др., поощряется увеличение племенного поголовья. Размер дотаций устанавливается региональными органами власти и зависит от заинтересованности местных властей в развитии животноводства. Конечно, они не могут полностью покрыть все затраты, но все же это можно считать шагом к восстановлению поголовья КРС на территории страны», — говорит Фоат Каюмов.
— Еще одна проблема, с которой сталкивается племенное животноводство — отсутствие полноценной кормовой базы, — отмечает Наталья Горельникова. — Хозяйства пытаются экономить на кормлении животных, в том числе и высокопродуктивных стад. Генетика стада может быть и хорошей, но неправильное содержание и кормление могут свести все усилия генетиков на нет.
Важный аспект, о котором говорят многие эксперты, — нехватка квалифицированных специалистов отрасли. Хотя в последние годы ситуация стала меняться, животноводством стала все больше интересоваться молодежь. Так, Виктория Шарапова отмечает: «Наше племпред-приятие кадрового дефицита на данный момент не испытывает, мы обучаем молодежь и видим, что она интересуется нашим делом. В 2018 г. был проведен первый Всероссийский конкурс профессионального мастерства зоотехников-селекционеров; в этом году состоялся первый съезд зоотехников-селекционеров. Институт Молока проводит различные мероприятия. Все это позволяет специалистам предприятий из разных регионов обмениваться опытом. Надеюсь, животноводство в области генетики КРС будет интенсивно развиваться».
ИННОВАЦИИ
Как отмечают эксперты, одним лишь приобретением бычков из-за границы не решить проблем российского животноводства. «К сожалению, до сих пор есть еще селекционеры, которые искренне считают импортную продукцию лучше отечественной, и несмотря на колоссальную разницу в цене, покупают ее у разного рода перекупщиков, которые не несут никакой ответственности за конечный результат», — сетует Владимир Мымрин. Весь цивилизованный мир уже идет по пути не покупки взрослого животного, а решает вопросы генетики с помощью осеменения или эмбриотрансфера. В нашей стране это направление тоже развивается, правда, не такими быстрыми темпами, как этого хотелось бы. Сказывает-
эффективное № 7 сентябрь
животноводство 2019
V
41
ся проблема отсутствия финансов и высококвалифицированных специалистов, кроме того, не хватает собственного генетического материала и накопленных референтных баз. По данным статистики, около 80% семени поступает из-за рубежа. «Очень много семени завозится из-за границы, причем далеко не всегда хорошего качества, — соглашается Наталья Горельникова. — К сожалению, это приводит к накоплению в российских стадах генетических аномалий, провоцирующих нарушения воспроизводительной способности и продуктивности. Поэтому так важно перед осеменением проверять материал на наличие генетических отклонений, то же касается и привозных бычков. Конечно, для России стратегически очень важно иметь свой банк семени. Нужно заниматься разведением бычков, адаптированных к условиям содержания и рациону кормления для конкретной местности, как это было раньше. В погоне за высокой продуктивностью хозяйства стали завозить скот иностранной селекции, забывая о том, что в нашей стране есть свои прекрасные породы, имеющие высокий потенциал, и лучше работать с точки зрения генетики именно с ними. Я считаю, нужно развивать свою собственную генетику».
На сегодняшний день применяются две основные технологии репродукции: т-у^уо, когда эмбрионы формируются в организме матери с дальнейшим их извлечением и пересадки для вынашивания в организм реципиентов, и т-укго, обеспечивающая формирование эмбрионов вне организма, в пробирке.
— На данный момент на практике находят применение обе технологии,— объясняет Денис Кнуров, директор Центра репродуктивных технологий.— 1п-у^о обладает рядом преимуществ: выше приживаемость эмбрионов, они более жизнеспособны, лучше замораживаются. У технологии т-у^го также имеются свои плюсы, например, более низкая себестоимость эмбрионов, их можно брать у стельных животных, но, с другой стороны, ее эффективность ниже: нужно трансплантировать минимум три эмбриона для получения одной стельности. Пока технологии трансплантации применяются в стране недостаточно интенсивно, для этого требуются большие вложения, особенно это касается т-у^го. Если говорить о мясном скотоводстве, то в этой области в нашей стране больше распространено естественное осеменение с помощью быков-производителей, этот способ самый простой, но малоэффективный с точки зрения достижения селекционного прогресса. Кроме того, очень сложно найти качественного быка: при его недостаточно детальном ветеринарном обследовании он может стать причиной распространения инфекций в стаде. В случае молочного животноводства такой естественный путь осеменения не принят, допустимо только искусственное оплодотворение, которое гарантирует хорошую генетику, если семя быка приобретается у надежного поставщика.
Проблемы малой распространенности эмбриотрансфера в России связаны во многом с отсутствием субсидирования в некоторых регионах, не все хозяйства могут позволить себе применять эту технологию. Лабораторий, занимающихся эмбриотрансфером, в России очень мало. Часть из них ведет научно-исследовательскую работу и услуг сторонним организациям, как правило, не оказывают. Другие лаборатории функционируют в рамках своих хозяйств и на рынок не выходят. В целом, технологии эмбриотрансфера пока не находят должного отклика среди производителей, сказывается их слабая информированность о преимуществах инноваций. Те, кто думает о будущем и не живет одним днем, безусловно, выбирает путь прогресса, без этого невозможно эффективное развития всего животноводства в целом. Определенные сложности на нашем пути создает несовершенство действующего законодательства, регулирующего племенную работу. Согласно ему, племенными считаются только животные, содержащиеся в племенных хозяйствах; при продаже такое животное теряет статус племенного. Покупателю эмбрионов мы предоставляем племенное свидетельство, которое позволяет подтвердить, что телята получены от племенных родителей. Однако, если владелец телят решит их продать, то реализованы они будут уже как товарные животные. В настоящее время поднимается вопрос о реформе законодательства, надеюсь, ситуация в ближайшее время изменится.
— Технологии т-у^уо и т-укго позволяют кратно увеличивать количество животных с желательными характеристиками, отвечающих требованиям российских условий, и разведение которых будет экономически эффективным,— говорит Владимир Мымрин.— С помощью этих методов возможно формирование семейств коров, генеалогических групп и линий быков-производителей, что определяет структуру породы. Без наличия этой структуры любая популяция животных представляет собой только хаотичную массу родственных генотипов, двигающуюся, в связи с нарастанием инбридинга, к вымиранию. Собственная селекция, которую проводит ОАО «Уралплемцентр», показывает свою эффективность ежедневно. Потомки наших быков-производителей при равной величине надоев имеют лучшие показатели по жирномолочности и белковомолочности, содержанию соматических клеток в молоке, устойчивости к различным эндогенным заболеваниям и продолжительности продуктивной жизни. Это означает, что они более эффективны.
«Время расставит все по своим местам, — подытоживает Владимир Мымрин.— Российские селекционеры в прошлом внесли огромный вклад в развитие мировой зоотехнии и селекции. За ними настоящее и будущее».