жительная мотивация позволяет существенно улучшить результаты освоения английского языка студентами неязыкового вуза. В свою очередь, такая мотивация должна быть основана на положительных стимулах. Эти, последние, представляют собой, по существу, поощрительные реакции на выполнение того или
Библиографический список
иного действия. С другой стороны, роль отрицательной мотивации, т. е. такой, при которой мотив образуется стремлением избежать неблагоприятного исхода, в ходе изучения иностранного языка студентами неязыковых вузов является незначительной.
1. Фаримова А.А. Мотивация студентов к изучению английского языка. Наука и образование сегодня. 2019; № 10 (45): 49 - 51.
2. Мельничук М.В., Калугина О.А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; № 8: 2627 - 2632.
3. Капцов А.В., Растебина И.М. Системный подход в изучении мотивации учебной деятельности. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2010; № 2 (8): 120 - 133.
4. Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция). Иностранные языки в школе. 2009; № 1: 4 - 8.
5. Касаткина Н.Н. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2003.
6. Денисова Е.В. Развитие мотивации к изучению иностранного языка с опорой на национально-региональный материал в старших классах общеобразовательной школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2002.
7. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Москва: Смысл, 2015.
8. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Available at: https://studf¡ les.net/preview/ 6306110/page:3/
9. Мохова И.Э. Управление мотивацией изучения иностранных языков в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Новосибирск, 1999.
10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
11. Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций. Российский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 6: 452 - 463.
References
1. Farimova A.A. Motivaciya studentov k izucheniyu anglijskogo yazyka. Nauka i obrazovanie segodnya. 2019; № 10 (45): 49 - 51.
2. Mel'nichuk M.V., Kalugina O.A. 'Effektivnost' obucheniya inostrannomu yazyku v vuze: komponenty 'emocional'nogo i intellektual'nogo. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021; № 8: 2627 - 2632.
3. Kapcov A.V., Rastebina I.M. Sistemnyj podhod v izuchenii motivacii uchebnoj deyatel'nosti. Vestnik Samarskojgumanitarnoj akademii. Seriya: Psihologiya. 2010; № 2 (8): 120 - 133.
4. Bim I.L., Biboletova M.Z., Schepilova A.V., Kopylova V.V. Inostrannyj yazyk v sisteme shkol'nogo filologicheskogo obrazovaniya (koncepciya). Inostrannyeyazyki vshkole. 2009; № 1: 4 - 8.
5. Kasatkina N.N. Formirovanie motivacii izucheniya inostrannogo yazyka u studentov neyazykovyh special'nostej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2003.
6. Denisova E.V. Razvitie motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka s oporoj na nacional'no-regional'nyj material v starshih klassah obscheobrazovatel'noj shkoly. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2002.
7. Gordeeva T.O. Psihologiya motivacii dostizheniya. Moskva: Smysl, 2015.
8. Gez N.I., Lyahovickij M.V. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. Available at: https://studfi les.net/preview/ 6306110/page:3/
9. Mohova I.'E. Upravlenie motivaciej izucheniya inostrannyh yazykov v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Novosibirsk, 1999.
10. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov- 100 otvetov. Moskva: VLADOS-PRESS, 2004.
11. Gruzina Yu.M., Mel'nichuk M.V. Analiz zarubezhnogo opyta po formirovaniyu i razvitiyu molodezhnoj politiki v sfere obrazovaniya, nauki i innovacij. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; T. 7, № 6: 452 - 463.
Статья поступила в редакцию 18.07.22
УДК 378
Shmakova L.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Chenushkina S.V., senior teacher, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
Krayukhina O.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia),
E-mail: [email protected]
GENERATIVE APPROACHES AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVITY IN ART STUDENTS. The article reveals a problem of developing creativity among students of creative specialties using a generative approach. The article introduces a new kind of art - generative art, in which a creative object is fully or partially created using a system, a computer. Images and objects are formed on the basis of software algorithms and mathematical formulas, the resulting images are unique and help students to look at the solution of a creative problem from a different angle. The "graphic kaleidoscope" method and its application in symbiosis with a neural network for image search and the development of skills in the use of methods and generative approaches by future specialists are described. The article provides a methodological example of training based on the formation of rapport from a graphic image using a neural network tool.
Key words: generative art, creativity, "graphic kaleidoscope", neural network, development.
Л.Е. Шмакова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург,
E-mail: [email protected]
С.В. Ченушкина, ст. преп., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург,
E-mail: [email protected]
О.Е. Краюхина, канд. пед. наук, доц., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург,
E-mail: [email protected]
ГЕНЕРАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье раскрывается проблема развития креативности у студентов творческих специальностей с использованием генеративного подхода. Статья знакомит с новым видом искусства - генеративное искусство, в котором творческий объект полностью или частично создан с помощью системы, компьютера. Образы и объекты формируются на основе программных алгоритмов и математических формул, полученные изображения являются уникальными и помогают студентам взглянуть на решение творческой задачи с другого ракурса. Описывается метод «графического калейдоскопа» и его применение в симбиозе с нейронной сетью для поиска образов и развития умений по использованию методов и генеративных подходов будущими специалистами. В статье приводится методический пример обучения на основе формирования раппорта из графического изображения с использованием нейросетевого инструмента.
Ключевые слова: генеративное искусство, креативность, «графический калейдоскоп», нейронная сеть, развитие.
Развитие цифровой экономики и цифровых технологий России предполагает всестороннее развитие будущих специалистов в области графического дизай-на.Умен и ей спользоватьпрограм мноеобеспечение я изяюче-
вым с опорой на их инициативность и талант
Ноннлениеиовых виден графьчесиогодизьйнс,оасши^^ние; фугазиднч под потребности работодателя, поиск индивидуального стиля повышает требования и заставляет искать новые методические методы и подходы к развитию твереессоге ьоте нц иалз^ндаеноои.ьтнгозорит об аннуаеьноотефем ы.
Цель исследования заключается в определении возможностей применения генеганинных пуфхоупвегаьесьве с^^фтаа рунвстзякреаьивноьтиеыедеетов -будущих графических дизайнеров.
Для детаженя зедичн:
- проанализировать историю развития и направления генеративного искусства;
а о синаи дед актнческие оаразии зттодыраз т ьтьяорчатпвиосеьна оснн-ве генеративных подходов;
-пронесыапробафю и энфри^е^^^г^е^н^^^ есследован-е подходоин студентов творческих специальностей в профессионально-педагогическом вузе.
Уннчнея новизна дтетнь з^ключа^т^нвнсия ен ььгенрр атионнга и с^^^с^^^н и использовании новых приемов развития креативности в процессе преподавания графических дисциплин.
фееритачеокая зоаьимость рабосы ^ьддчаетжвьна нии генеративного искусства как симбиоза творчества «человека и компьютера», оасшнрснии ьазвьтоя тнорчеснх и кнеативныдспо-
собностей.
Практическая значимость работы заключается в расширении базы методи-феиш°ннь у пренодавааеур доя с^^гннииу^и пнoеиcзaабузeнняетндеитoь творческих направлений подготовки.
Результаты данного исследования могут быть использованы при оставлении методических материалов по дисциплинам компьютерно-графического цикла Сзайефирменногостиляы ^^^ьеф^к^^^з», «Polепьзтрpиaяaньматин, «Информационные технологии в дизайне», «Цифровая мода» и других, а также при выполнении курсовых или выпускных квалификационных работ
Гфи вньонноньи учебны- зворпеькое натревоенноотнь генорации
различных дизайнерских решений зачастую студенты прибегают к поиску готовых ф^дкф^^иЫфов нтреддеетееиет, что,ео-пеовдх, пеивррнт коеот^г^сости полученных результатов с дублированием работ у разных студентов, во-вторых, ес^^с^жнет^^е^т^с^о0^ по вжевлeзию ьлдгьоте, в-сpетиьт,peияeтыяoрнм ьз педагогических составляющих по развитию способностей обучаемого.
Общепринятым пониманием способностей является понятие Плато-нмоДК-это сваНснви лью^со^ явряыщнeея уотмьми^те^н^еге осуществления определённого рода деятельности; их развитие осуществляется из задатков в процессодеетельностучеенон в иоо ьесее [1 ].Юон яп^р^ешми способностями» личности будем придерживаться определений Андреева В.И. и Платонова К.К как синтеза свойств и индивидуально-психологических особенно-нвалютcывyбыeктзвьыlси ^левьпмй^пошнтго онуо^н-вления определенного вида творческой деятельности [2].
Творченгие сп-собносрь еодразумевают вдохновение и творческое преобразование окружающего мира через создание новых, оригинальных материальных илноуеовоых дeйзoхтpp : поттомоьайшо оаучьтсеазлйчныф г^ечемми технологиям развития таких способностей и навыкам креативного подхода.
Все исследования в области развития творческих способностей можно ус-лoннжиaздeжнpь ь^а^^оьптав^^й^я оанви'гьрфжaеьиной
личности как комплекса индивидуальных особенностей, таланта, формирования «портр^^^ pнoичмcкайхььнрcпь»,рoьчкa члрт,м^ — вчоорн
(Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу).
Исрее ьз оих н^^г^е^в^^^1^ раные феаровеосрь, ьзученьо рвррчеека-го мышления и способности к генерации новых идей (Дж. Гилфорд, Э. Торренс, С. Медник, А. Пономарёв). В нашей работе мы также ориентируемся на второе направлена л очат ьдпольрованьчзeлаарпaзвит— обpaынргынышлонся «графический калейдоскоп», цель которого заключается в развитии творческого во-облФкеньекaкьркaзaрeлз гачееивайоктуельзанььепсьеСееирьнеоевека модв-
лировать без бумаги.
Ретод«(тафь ческого калейдоскопа» основан на синтезе в процессе поиска объедьняющегообразавсочетанььс реальзсемымввнслоциарьвьо-срнекти-ческой технологыь прьезмм ь первкодбивьтсвоньшмьудо-
^^старык нее сзакрырывь глмзами»,
«чернильное пятно», «мокрая нить», «композиция линий», «отпечаток», «моно-
«ьТБЯ».
П^/^^т^вьв^^^^есене »унавго юетода из обласььмниолвнвячвловека рнбласть «мь.шгмнвя ктнпызрераьвль тоуссрввшного инвеалекта.Мыдвьдао картины в стиле генеративного искусства, творцом которых является автономная ььтрота, гре крбрр р это набор сзыковт.х пнаврл ь п«огуаммшого огдм, а кразкь в гаранта»» - »азаферог»рфьй, ррафвчосвььнлвментоьсгеометеьаьскьь форм, ызкохрых ммшьиасззнаёоппо изво^к ие.
Ассоциативно-синектическая технология, введённая доктором пед. наук, Р2Ы. Номессвввым С./П. p» еффдваысам шшпв2рзувтсв дря |(сызвфтныгреатим ности в классических вариантах обучения дизайнеров на уровне формирования эскизов,мькбтов и збразов, ^^ненэтеных педходов дванв» теноло-
ьз о «зергавт свнгрьра».
Ю.Гал аотьрьоочьраьвоераточнстным сл нчар^м^^нез^^к^втоНтФики можно раззсанримать оатгезны.тьрмчншюнзоьымвьзузпьнуюыьдьетзню, повторения. Но и их формирование может быть как автоматизированным в компью-(13/0, ьак ь аехшньческьм - «влд|^аВнБ^»мзкПмУ1ьгьвонаё ф-азь млк б»овагьт игральных костей могут выполнять эту функцию [5]. Снова вернемся к методу «гбйфмвеБкзгокмшеНзоскьрд», зыобадырая орфрслелм з геньаётнвьбе рвнр-чество ярким механическим примером, каковым является детский калейдос-
ЛР
»втновмгe»eеaбьвных воделбй зклвженымape»aасчев»ьoФбдeли и программмаеалозпрны.ш иро коьтпзлгзртрзя сое^^1^1^ьр^^кзз^)1:ёакталБ, «шум Пе^х^а^^т. ыепрзаеёевые мз.есь.рьтбусстотннаяжьзнм.оБаёематго ский хаос», системы Линденмайера (L-системы), клеточный автомат, рандоми-ьаьья, ь аругье[6].
Фрактальная графика генерируется исключительно по формулам путем ду-Альдзвмнаь ззмзгзёзб нытрь грр в ртззьшнтк иа«ьдрьух. Змзрангвё га к зттилм-нже ьазфажеььн.рак^евые проззверевкя,ьа»рлмер, м^ьтфилвм «^гаctal» ДждпьБзоХАрБРТб са [7] а^т^9атотовк»геыА4^[^з^^р^^Бфрнкта^1^4^^л^ь ьалераапл. с помвщав/ововыа сррв/лсснрееык горчдозкымвшле нн ые миры (рве. 1).
Рвс.1.Выаы1шленный вврмулврфальма «Ргайа!»
Вко>едом аогдрнроапмоются cидвpзpЛеньpcpи иpьeрыння,изaаeмати-ческом алгоритме, например, это генерация линий, перемещений, уникальных пьксельоых сцон и рвьжьная объекгов.Рерзаывямьвмацьь лрстьев,волн,
■Fjj
г ияй
щ
Ii
Рис. 2. Примеры использования генеративных подходов в дизайне
Рис.З.Примерсгенерированных логотипов
дважения волос персонажа - это механический алгоритм, который подобен движению воздушных потоков. Биологический алгоритм - это поведение бактерий и движение микроэлементов в химических веществах.
История генерат(-н-г2 ком9ь5те(ногр диз-йн5 бр.раррын се^иныдва--цатргозрррдргда сотрудникаВоН ррзоробразные т^ор^^-
скаБрадачрыирррАьмрваиарр крясюсрдр. В Ы014 годрЯ5рд (АдрРллруИдлр изобретеназенеративтдктам^^рш^я с^т^ь дрс^^^^^знь^яфс^жо^^^и^т^иных изо5ра(енрйэлеклм рдркок.ркорррир(бв, o^i^^^t^^ аннрулрррвапррмыыы
ленногоризаРннфыенирокаяиОкомпьюте реодд По^^ляк^^с^яф^и^л^ыисх
дии, занимаБАиеся изучяниекмлша9нылыбнкр1арм,грнерауияисоАрнжений нейронны манрдяла.ероерзярванинм лац арр.
С того же времени начинают проводиться прикладные исследования с при-меыелиер.А.анирныр прдходов вуаф|олв9м дрзтйну.Нр ррууднишнаБдррь основзым сзосо0охих мткж^^^нй ноня и
библиолекирлл5р(фиче9клхкямпыо1е9ных пнрырр.м яурвлоамротн (^тжожр зайна(рис. 2).РысзмоооРМ нркнтасьдаз нар.
Ар(лкзайн:прдНкрцвк2воыррнлцьыЫ ыаИлона сбйтод, юнст^^нриде сайтов, оформление размещение контента и проверка требованиям к сайтам (The Grid aWix, uKitAI, р¡хИ9о5еД
Мода и стиль - цветовая карта модных показов, подбор стиля по фотографиям, формирование паттернов на ткани, генерация моделей одежды и форм, подылр цлеыоБ.
Промышленный дизайн - генерация дизайна мебели, снижение веса, медицинские проектыи у((ковкБтокаыа 2-uto1es1 DreamcatcEeeb.
Графический дизайн - генерация шрифтов, рисование эскизов, генерация изоРраыыний и noEOKiiop(2rototypi,2utoDeay.HaphGAN, Lpgpjpy).
Таким образом, в образовательном процессе формирование генеративных образов требует предварительного формирования умений по работе с сервисами по определенному алгоритму:
1. Формулирование результата - описание ожидаемого результата, например, при генерации логотипа необходимо определить сферу деятельности, название компании.
2. Установка параметров - с использованием маркеров и возможных сочетаний устанавливаются характеристики, которым должны соответствовать генерируемые образы, в случае логотипа - иконки, стилистические и цветовые решения.
3.Сен ерация-ристдма нозеданннираа рамотрам и зсложрнным алгоритмам генерирует сочетания и визуализирует результат. Алгоритм должен «осмыслить» изображение генерируемого объекта и отвечать требованиям видам графики: логотип должен быть компактен, понятен и учитывать фирменные цвета и названир (аас.)).
4. Отбор объектов - выбор конкретного образа, подходящего под заданные оценки, зачастую оценка дизайна субъективна, на рис. представлен пример сге-нер нррвснноголряртира дляяыоышлоннргдоалоно «ROaP FpsPipr-.
В процессе обучения студентов творческих направлений подготовки выде-ляюеозыиоциалирыиарладачи, прннзечонорлрторр1х нробходимя пррмонрнио креативных умений. Предлагаем следующий вариант использования генеративных ыаднярав.
Одним из апробированных вариантов данной технологии является вариант с применением метода «графический калейдоскоп» с использованием нейросе-ти, которая формирует образы на основе загруженного изображения. В качестве примера возьмемгенерациювариантов раппортадля текотиля(для фона сайта, ди зайнау п аковкиидр.):
1.НередоРуеающимасоетаветеяеее0нея парачз дазааМотапь раппорт на оононе природных мдтивов.
2. Даеыее дыменетрирдем аеттюжндатв ритсэдр «фафичеткый калейдооооп» р иополероаадиым оококрынк кпрр<ыы.оир, в онтножК гл!оычое ярлявное асхрднрр амрН«ажрниоеля и^г^оль^с^^^^я егадетелрлкак аорове1аняооселения мо-нлов рннплрте, неиотовиитдютро нызыыжвоыи^^15|С^одд ыккк гывкоото.р^^л^е ди формы для формирования модуля, ранее подготовленные работы, выполненные аод разеыв тадааы.
Г^^олaгaeе^l^aл^^^аяйз м^^с^птнноиылтавление
вромрорык юедемрй и пезйанолнтмычфовм, юрмир р мaлоooаатм юрзкльтотаае оудыге,чтокрывнляот«раокрчать» ^ыЖ^^жрн^^,^[^ррдрлрть инерцию мышле-нио (иос;. 4).
Рис. 4. Пример раппорта в нейросети
3. Далее студенты должны выбрать собственное изображение с природным рирункдыы самрсярыкрчьнр оврндрикюрать дютороеы.С пол^lыч^ ы^к^кор-тров можно поворачивать, укрупнять или комбинировать модуль, сгенерировать нpоксжьдлтapнa нтов,оpыдниыитpбклжeоиlыMыжнoпp4ечить ирзччюнкрьрн ты (риры дд
2. Для .с^ытатия лдеативничтт прддлргаеаoлoоздктннлл4ежб изоТоажс-lыxоинpгp,вpпpтмpp с^Е^е^с^ни^Ьз ^нтока оТлокж ино его основе oеодpмктчп4ттиpн ллapлтпpн■г.Cоедaрыжxд1рp та^^^^ю^п р^^!ны^пррмоккг зуемая, неизбежно требует большого количества образов-рисунков. Творческий зчтысел мотяpaрлтзyетси,пылкыpнт ннmяднpвтыражpыиp.Учрщaаoв необходимо научить мыслить образами, которые далее будут материализоваться в виде гяpДвтeoкaн гкмьрыацан н тврнкрчках нррдктов.
Рис.5.Пример работстудентов,сгенерированныхизисходногоизображения
5. В завершении работы студент должен предложить комбинацию образов или готовый объект - например модель одежды, где юбка будет иметь один раппорт, а блузка другой - сочетающиеся между собой.
Генеративные подходы применительно к изучению веб-дизайна, если исключить формирование логотипа и фирменного стиля, - это выбор фонов для разделительных блоков контента или фона для каталога товаров в интернет-магазине, оформление баннеров, нейронные сети позволят провести моментальный редизайн сайта, т. е. при выполнении заданий по редизайну студенты генерируют варианты дизайна, дорабатывая полученный результат.
Оценка сформированного уровня креативности у обучающихся осуществлялась с использованием теста Э.П. Торренса. Направление деятельности американского психолога-исследователя была посвящена исследованию креативного потенциала, который практически невозможно измерить количественно. В основе его диагностики лежит концепция дивергентного мышления Дж. Гилфорда. Диагностика состоит из нескольких проводимых последовательно частей: «Нарисуйте картинку», «Завершите рисунок» и «Повторяющиеся линии» [8]. Проводить их нужно по очереди. Нельзя исключать отдельные вопросы, картинки, иначе вы получите недостоверные результаты. Например, в субтесте «Завершите рисунок» испытуемый должен завершить фигуру, предложенную в тесте, в готовый образ с присвоением названия, всего 10 фигур (часто используют для быстрой оценки творческого мышления).
Методика Торренса на креативность выявляет образную и вербальную качественные характеристики мышления. При оценке результатов учитывается
Библиографический список
нестандартность, проработанность рисунка, гибкость мышления, абстрактность названия, что позволяет избежать однотипности подходов.
В тестировании использовались два замера до начала серии практических работ по генерации паттернов и после него, где сумма баллов была выше на 15%, во-первых, студенты уже были заинтересованы в демонстрации уровня креативности, во-вторых, пытались использовать генеративный подход не в искусственном интеллекте, а в собственном мышлении.
Таким образом, генеративные подходы с использованием метода «графический калейдоскоп» в нейронной сети, найденные при его помощи образы дают возможность значительного повышения креативности и эффективности творческой работы студентов творческих профессий. В процессе видоизменения и доработки найденных образов, построение композиций - коллекций, фонов, логотипов, паттернов и др. - совершенствуется креативное мастерство будущего специалиста.
Предложенные технологии и подходы показали свою эффективность в процессе преподавания разных дисциплин с использованием компьютерных графики студентам творческих профилей подготовки в Российском государственном профессионально-педагогическом университете: «Фирменный стиль», «Компьютерная анимация», «Графический дизайн», «МеЬ-дизайн», «Цифровая мода», «Информационные технологии в дизайне текстиля», «Исследования в имиджмейкинге».
Как показал экспериментальный опыт и апробация, предложенные подходы позволяют повысить уровни креативности, также способствуют формированию индивидуального стиля и предпочтений в образных решениях будущих творческих специалистов.
1. Платонов К.К. Проблемы способностей. Москва: Наука, 1972.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Издательство Казанского университета, 1996.
3. Белянина И.В., Крекова М.М., Фомичева Л.М. Теоретические основы психодиагностики. Москва: Директ-медиа, 2019.
4. Новоселов С.А., Шмакова Л.Е. Технология комплексного развития художественно-творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна. Образование и наука. 2008; № 9: 57 - 67.
5. Galanter Philip. What is Generative Art? Complexity Theory as a Context for Art Theory. Available at: http://philipgalanter.com/downloads/ga2003_what_is_genart.pdf
6. Ильин Ю.А. Генеративный арт: когда художник убирает руки. Компьютерра. 2013; № 12: 165.
7. Могут ли компьютеры самостоятельно генерировать мультфильмы. Available at: https://www.techinsider.ru/design/395102-pervyy-multfilm-kotoryy-polnostyu-sgeneriroval- kompyuter
8. Сергеева С. Тест Торренса: диагностика творческого мышления. Available at: https://www.hr-director.ru/article/67098-test-torrensa-otsenka-kreativnosti-18-m4 References
1. Platonov K.K. Problemy sposobnostej. Moskva: Nauka, 1972.
2. Andreev V.I. Dialektika vospitaniya isamovospitaniya tvorcheskoj lichnosti. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 1996.
3. Belyanina I.V., Krekova M.M., Fomicheva L.M. Teoreticheskie osnovypsihodiagnostiki. Moskva: Direkt-media, 2019.
4. Novoselov S.A., Shmakova L.E. Tehnologiya kompleksnogo razvitiya hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya v oblasti dizajna. Obrazovanie i nauka. 2008; № 9: 57 - 67.
5. Galanter Philip. What is Generative Art? Complexity Theory as a Context for Art Theory. Available at: http://philipgalanter.com/downloads/ga2003_what_is_genart.pdf
6. Il'in Yu.A. Generativnyj art: kogda hudozhnik ubiraet ruki. Komp'yuterra. 2013; № 12: 165.
7. Mogut li komp'yutery samostoyatel'no generirovat' mul'tfil'my. Available at: https://wwwtechinsider.ru/design/395102-pervyy-multfilm-kotoryy-polnostyu-sgeneriroval- kompyuter
8. Sergeeva S. Test Torrensa: diagnostika tvorcheskogo myshleniya. Available at: https://www.hr-director.ru/article/67098-test-torrensa-otsenka-kreativnosti-18-m4
Статья поступила в редакцию 23.07.22
УДК 378
Dzhakaeva A.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
LEXICAL APPROACH IN TEACHING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE: THEORY AND PRACTICE. The article provides an overview of the theory and practical application of the lexical approach through a communicative approach, and also illustrates examples of its advantages in the learning situations in the classroom. The article emphasizes that the expansion of the communicative approach meets the real needs of language learners, since vocabulary carries more meaning in natural language than just in grammatical structures. This means that a focus on communication necessarily implies an increased emphasis on vocabulary and a reduced focus on grammatical structure. This article is intended to critically assess and clarify how the emphasis on the lexical features of language use and learning is changing the methodology of teaching English as a foreign language today. It is concluded that, despite some effectiveness, the communicative method is too limited to take into account the full range of naturally acquired "fragments," so they cannot, by themselves, provide an exhaustive description of language practice. Moreover, focus on lexis and learning lexical chunks may help to make students' speech more fluent and natural.
Key words: vocabulary, chunks, phrases, lexical approach, collocations, teaching methods, communicative approach.
А.А. Джакаева, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный университет, E-mail: [email protected]
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Данная статья дает обзор теории и практического применения лексического подхода через коммуникативный подход, а также иллюстрирует примеры его преимуществ в учебной ситуации на занятии. В статье подчеркивается, что расширение коммуникативного подхода отвечает реальным потребностям изучающих язык, поскольку лексика несет больше смысла в естественном языке, чем просто в грамматических структурах. Это означает, что сосредоточенность на общении обязательно подразумевает повышенный акцент на лексике и снижение внимания к грамматической структуре. Данная статья призвана критически оценить и уточнить, как акцент на лексических особенностях использования и изучения языка меняет методику обучения английскому как иностранному языку в наши дни. Был сделан вывод о том, что, несмотря на некоторую эффективность, коммуникативный метод слишком ограничен, чтобы учитывать весь спектр естественно приобретенных «фрагментов», поэтому сами по себе они не могут дать исчерпывающего описания языковой практики.
Ключевые слова: лексика, чанки, словосочетания, лексический подход, коллокации, методика обучения, коммуникативный подход.