и в стране означало переход науки на новые идеологические рельсы, и одни ученые продолжили свое движение по научной стезе в вагонах этого своеобразного поезда, а другие погибли под его колесами.
УДК 94 (1920)
Б01: 10.24412/2686-9217-2020-2-26-29
Генерал П. Н. Врангель в Крыму
В.Б. Лобанов25
Основная заслуга генерала П.Н. Врангеля в 1920 г. - удачная эвакуация из Крыма Русской армии и пожелавших покинуть страну беженцев. Особенно это было очевидно на фоне катастрофических эвакуаций Одессы и Новороссийска в феврале и марте 1920 г. Правитель юга России и главнокомандующий белыми южными силами отчетливо понимал, что долго сопротивляться многократно превышающей белые силы Красной армии уже невозможно. РККА образца начала 1920 г. больше чем когда-либо прежде за свою короткую к тому времени историю, напоминала классическую регулярную армию, выгодно отличаясь от самой себя времен бестолковой партизанщины 1918 года и даже более «традиционной» Красной армии 1919 года. Над белым Крымом нависла грозная красная армада, успешное противостояние которой казалось невозможным. Задача состояла лишь в том, чтобы спасти остатки Русской армии и ее честь, тем более после того, как Великобритания отказалась от дальнейшей помощи южнорусскому Белому движению, вопрос о поражении последнего был в значительной степени предрешен.
Все семь месяцев правления Врангеля в Крыму, с апреля по ноябрь 1920 г., шла методичная подготовка к эвакуации с территории полуострова.
25 Лобанов Владимир Борисович - канд. ист. наук, доцент, Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, Российская Федерация, 360002, Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, Долинск, ул. Балкарова, 2; [email protected]
Lobanov Vladimir Borisovich - PhD in History, associate professor, Kabardino-Balkar scientific center of the Russian Academy of Sciences, Russian Federation, 360002, Kabardino-Balkar Republic, Nalchik, Dolinsk, Balkarova str., 2; [email protected]
В этой связи предпринятое в мае и первоначально удачное наступление в Северной Таврии, попытки реформирования экономической и административной системы на подконтрольной территории, т.н. левая политика правыми руками, были всего лишь чередой мероприятий, которые позволили генералу Врангелю и его администрации осуществить ранее задуманное.
Еще один момент в политике генерала Врангеля следует отметить особо. Первоначально он в апреле стал во главе разбитых, деморализованных и эвакуированных на территорию Крыма Вооруженных сил на Юге России. Однако уже в мае Белая армия была реорганизована и получила название Русской. Думается, что этот шаг был не случайным и носил далеко идущий характер. Белый главнокомандующий намеренно предпринял шаг по изменению названия Белой армии, что должно было отражать в первую очередь изменение политико-правового вектора южнорусского Белого движения. Автор этих строк убежден, что политика непредрешенчества и умолчания, целенаправленно проводимая командованием Белого Юга России, сыграли не последнюю роль в поражении Белого движения не только на юге, но и в целом в Гражданской войне26.
Потенциальных активных участников антибольшевистского противостояния не устраивали как расплывчатость политической программы, так и название вооруженных сил, которые боролись с большевиками. Первоначальное название — Добровольческая армия — не носило в себе каких-то признаков общерусского характера антибольшевистской борьбы, к тому же добровольческий период южнорусских сил закончился уже к осени 1918 г. Возникшее после фактического подчинения Деникину атамана Краснова и его сил новое название — Вооруженные силы на Юге России — носило ярко выраженный региональный характер, вряд ли способный удовлетворить людей, которые воевали с большевиками за Единую, Неделимую Россию.
26 Иную точку зрения высказывает известный петербургский историк А. С. Пученков. См.: Пученков А. С. Антибольшевистское движение на Юге и Юго-Западе России (ноябрь 1917 - январь 1919 гг.): идеология, политика, основы режима власти. Автореферат. дис. д-ра ист. наук. СПб., 2014. С. 27.
Новое наименование - Русская армия, введенное в мае 1920 г. генералом П.Н. Врангелем — наиболее полно отражало умонастроение антибольшевистского спектра русского общества - им фактически делалась внепартийная отсылка к прежнему, дореволюционному названию армии Российской империи, ко временам стабильности, к довоенному (до 1914 г.) периоду развития страны. Выстраивалась как бы правопреемственность со всем лучшим, что было в России до Великой войны. Интернационализму большевиков теперь противостояла не абстрактная антибольшевистская вооруженная сила, а армия национальной России, отстаивающая национальные интересы государства. Под ее знаменами потенциально могли сплотиться все те, кто не видел своего будущего в Советской России, независимо от партийной принадлежности. К сожалению, этот удачный с идеологической точки зрения ход, который мог бы потенциально привести Белое движение к успеху, был сделан в период поражения южнорусского Белого движения и уже не мог дать положительных результатов.
УДК 94 (1920)
Б01: 10.24412/2686-9217-2020-2-29-31
Православный епископат и Исход 1920 г.: трагедия
церковной истории27
И.В. Петров28
Исход православного духовенства с Крымского полуострова в 1920 г. обозначил для Российского Православия важный этап в его многовековой истории. Как Русская армия навсегда покидала
27 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-7810044)
28 Петров Иван Васильевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, СПБ ГБУК «МВЦ», Российская Федерация, 196221, Бассейная 32с1, Санкт-Петербург, [email protected]; [email protected]
Petrov Ivan Vasilevich - Candidate of History, Senoir research fellow SPb GBUK MVC, Russian Federation, Saint Petersburg, 196221, Bassejnaya 32s1, [email protected]; [email protected]