Научная статья на тему 'ГЕНЕРАЛ И НУНЦИЙ: К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭРИХА ЛЮДЕНДОРФА И ЭУДЖЕНИО ПАЧЕЛЛИ'

ГЕНЕРАЛ И НУНЦИЙ: К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭРИХА ЛЮДЕНДОРФА И ЭУДЖЕНИО ПАЧЕЛЛИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭУДЖЕНИО ПАЧЕЛЛИ / ПИЙ XII / ЭРИХ ЛЮДЕНДОРФ / КАТОЛИЦИЗМ / ФЕЛЬКИШЕ / ПИВНОЙ ПУТЧ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мордзилович Анна Андреевна

Рассмотрены взаимоотношения генерала Эриха Людендорфа (1865-1937) и апостольского нунция в Германии Эудженио Пачелли (1876-1958), будущего папы римского Пия XII (1939-1958). В качестве источников для исследования выступают многочисленные мемуарные произведения Э. Людендорфа и отчеты, которые Э. Пачелли направлял в Рим. С помощью историко-биографического метода показывается, что отношения генерала и архиепископа характеризовались взаимной неприязнью, которая, предположительно, брала начало с неудачной миротворческой миссии Э. Пачелли в Германии в 1917 г. Столкновения этих исторических деятелей рассматриваются в контексте политических событий в Мюнхене в первой половине 1920-х гг. Были проанализированы антикатолические высказывания Э. Людендорфа и их воздействие на общественное мнение Баварии после его выступления на судебном процессе над участниками ноябрьского путча 1923 г. Исследована кампания против Святого Престола, развернувшаяся на страницах ультраправых газет под влиянием заявлений генерала. Эти события стали для нунция еще одним доказательством того, что национализм является главной опасностью XX века. Сделан вывод о необходимости продолжения изучения данного вопроса в целях дальнейшего углубления представлений историков о политической и религиозной жизни Веймарской республики и Баварии в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENERAL AND THE NUNCIO: THE HISTORY OF RELATIONSHIP BETWEEN ERICH LUDENDORFF AND EUGENIO PACELLI

The relationship between German general Erich Ludendorff (1865-1937) and Eugenio Pacelli (1876-1958), the apostolic nuncio in Germany and the future Pope Pius XII (1939-1958) are studied. The research is based on the numerous E. Ludendorff’s memoirs and reports that E. Pacelli sent to Rome. The relationship between the general and the archbishop can be described as mutual animosity. The clashes of these historical figures are studied in the context of political events in Munich in the first half of the 1920s. Much attention is paid to E. Ludendorff’s anti-Catholic statements and their impact on the public opinion in Bavaria after the Beer Hall Putsch trial. For the nuncio, these events served as yet another proof that nationalism was the main threat of the 20th century. It is concluded that further study of this issue will help deepen the understanding of the Weimar Republic’s political and religious life.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕРАЛ И НУНЦИЙ: К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭРИХА ЛЮДЕНДОРФА И ЭУДЖЕНИО ПАЧЕЛЛИ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, ЕВ SCO, SciLIT, CrossRef

Научная статья УДК 94(430).085

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-1 -276-287

Генерал и нунций: к истории взаимоотношений Эриха Людендорфа и Эудженио Пачелли

Анна Андреевна МОРДЗИЛОВИЧ

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» 199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9 annamordzilovich@gmail.com

Аннотация. Рассмотрены взаимоотношения генерала Эриха Людендорфа (1865-1937) и апостольского нунция в Германии Эудженио Пачелли (1876-1958), будущего папы римского Пия XII (1939-1958). В качестве источников для исследования выступают многочисленные мемуарные произведения Э. Людендорфа и отчеты, которые Э. Пачелли направлял в Рим. С помощью историко-биографического метода показывается, что отношения генерала и архиепископа характеризовались взаимной неприязнью, которая, предположительно, брала начало с неудачной миротворческой миссии Э. Пачелли в Германии в 1917 г. Столкновения этих исторических деятелей рассматриваются в контексте политических событий в Мюнхене в первой половине 1920-х гг. Были проанализированы антикатолические высказывания Э. Людендорфа и их воздействие на общественное мнение Баварии после его выступления на судебном процессе над участниками ноябрьского путча 1923 г. Исследована кампания против Святого Престола, развернувшаяся на страницах ультраправых газет под влиянием заявлений генерала. Эти события стали для нунция еще одним доказательством того, что национализм является главной опасностью XX века. Сделан вывод о необходимости продолжения изучения данного вопроса в целях дальнейшего углубления представлений историков о политической и религиозной жизни Веймарской республики и Баварии в частности.

Ключевые слова: Эудженио Пачелли, Пий XII, Эрих Людендорф, католицизм, фелькише, пивной путч

Для цитирования: Мордзилоеич A.A. Генерал и нунций: к истории взаимоотношений Эриха Людендорфа и Эудженио Пачелли // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022." Т. 27, № 1. С. 276-287. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-l-276-287

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-1 -276-287

The General and the Nuncio: the history of relationship between Erich Ludendorff and Eugenio Pacelli

Anna A. MORDZILOVICH

Saint-Petersburg State University 7/9 Universitetskaya Emb., St. Petersburg 199034, Russian Federation annamordzilovichVv,gmail.com

'3'

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Мордзилович А.А., 2022

Abstract. The relationship between German general Erich Ludendorff (1865-1937) and Eugenio Pacelli (1876-1958), the apostolic nuncio in Germany and the future Pope Pius XII (1939-1958) are studied. The research is based on the numerous E. Ludendorff s memoirs and reports that E. Pacelli sent to Rome. The relationship between the general and the archbishop can be described as mutual animosity. The clashes of these historical figures are studied in the context of political events in Munich in the first half of the 1920s. Much attention is paid to E. Ludendorffs anti-Catholic statements and their impact on the public opinion in Bavaria after the Beer Hall Putsch trial. For the nuncio, these events served as yet another proof that nationalism was the main threat of the 20th century. It is concluded that further study of this issue will help deepen the understanding of the Weimar Republic's political and religious life.

Keywords: Eugenio Pacelli, Pius XII, Erich Ludendorff, Catholicism, völkische. Beer Hall Putsch For citation: Mordzilovich A.A. General i nuntsiy: k istorii vzaimootnosheniy Erikha Lyudendor-fa i Eudzhenio Pachelli [The General and the Nuncio: the history of relationship between Erich Ludendorff and Eugenio Pacelli], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 1, pp. 276-287. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2022-27-1-276-287 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Эрих Людендорф известен прежде всего как талантливый полководец и один из лучших тактиков Первой мировой войны. В 1916 г. он стал заместителем другого прославленного военачальника - фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга, стоявшего во главе германского Генерального штаба. Их плодотворный дуэт сложился еще в первые месяцы войны, и результатом этой совместной работы стало несколько громких побед на Восточном фронте. С 1916 по 1918 г. П. Гинден-бург и Э. Людендорф фактически установили диктатуру в стране, с позволения кайзера получив полный контроль не только над воен-

ной, но и над другими сферами государства. При этом современники сходились во мнении, что именно в руках Э. Людендорфа была сосредоточена истинная власть.

Имя генерала Э. Людендорфа, «самого могущественного человека в Германии» [1, р. 75] в последние два года Первой мировой войны, оставалось значимым для консервативных кругов Веймарской республики в первой половине 1920-х гг. Он был единственной фигурой национального масштаба, вокруг которой могли сплотиться все правые, причем не только в Баварии [2, р. 46].

Эудженио Пачелли, титулярный архиепископ Сарди, с 1917 г. занимал пост апостольского нунция в Мюнхене, а с 1920 г. - в

Берлине, но в столицу Германии он переехал только после заключения Баварского конкордата в 1924 г. В 1939 г. он войдет в историю под именем папы римского Пия XII, и двенадцать лет службы в качестве дипломатического представителя Святого Престола в Германии оказали значительное влияние на его политику в отношении этой страны. Популярность Э. Пачелли в Веймарской республике трудно переоценить. Он пользовался огромным уважением как среди католиков, так и среди протестантов. По словам иезуита Фридриха Муккермана, известного публициста того времени, о нунции в Германии говорили больше, чем о любом немецком епископе или кардинале [3, S. 103].

Биографы обоих исторических деятелей практически никогда не упоминают об их взаимоотношениях, хотя деятельность Э. Пачелли, которого Э. Людендорф называл «диктатором Германии» [4, S. 6] и считал главной движущей силой антигерманской политики Ватикана, занимала важнейшее место в публицистическом творчестве генерала.

Источником для подобного исследования могут служить многочисленные автобиографические работы Э. Людендорфа, хотя они, без сомнения, требуют критического подхода и внимательного прочтения. Так, в мемуарах генерал был склонен упорядочивать события задним числом в соответствии с актуальными для него на тот или иной период времени задачами. Кроме того, издания, выходившие посмертно, могли быть отредактированы второй женой Э. Людендорфа, Матильдой, философом и специалистом в области психиатрии, или участниками движения «Союз германского познания Бога» {"Bund für Deutsche Gotterkenntnisорганизованного супругами [5, p. 107].

Э. Пачелли, человек замкнутый и скрытный, не оставил никаких дневников или воспоминаний, однако его оценку различных политических деятелей Веймарской республики и важнейших исторических событий этого периода можно почерпнуть из донесений и отчетов, которые он регулярно направлял в Рим. Этот источник также весьма спе-

цифичен, поскольку нунций стремился оставаться максимально нейтральным в своих описаниях, однако тщательный анализ позволяет сделать выводы о его симпатиях и антипатиях.

«ДИКТАТОР ГЕРМАНИИ» ПРОТИВ «ВРАГА ВСЕГО ХРИСТИАНСТВА»

Э. Людендорф был известен расистскими, антисемитскими и антихристианскими взглядами: он был убежден, что на протяжении сотен лет историей руководит заговор евреев, масонов и католиков, которых он называл «наднациональными силами». Эта абсурдная идея была весьма популярной в движении «фелькише», к которому генерал примкнул почти сразу же после отставки в конце войны [6, р. 80], но он и его сторонники отличались готовностью открыто критиковать Католическую церковь и христианство в целом. «Я антихристианин и язычник и горжусь этим» [5, р. 124], - заявлял Э. Людендорф. Он считал христианство абсолютно чуждым немецкому духу, еврейской пропагандой, внушающей «порочную» мысль о всеобщем равенстве, а его супруга Матильда, чьи взгляды оказали существенное влияние на генерала, заявляла, что христианство создано евреями из мешанины еврейских традиций и индуистского спиритуализма [5, р. 125]. Для распространения этих идей Людендорфы в 1929 г. откроют собственное издательство.

Ореол легендарного полководца Первой мировой войны, окружавший Э. Людендорфа, ставил его оппонентов в весьма неудобное положение, поскольку они, будучи настроенными патриотически, не хотели нападать на генерала, который так яростно сражался за Германию. В то же время существовали опасения, что Э. Людендорф и его жена своими псевдонаучными теориями могут серьезно повлиять на убеждения некоторых немцев. Сочинения Матильды были не особенно популярны, но на каждую брошюру, опубликованную под именем ее мужа, выходило огромное количество критических разборов и опровержений. При этом даже самые

громкие критики Э. Людендорфа, как, например, протестантский теолог и профессор Марбургского университета Ганс фон Зоден, в своих рецензиях отдавали дань уважения его боевым заслугам [5, р. 127].

В феврале 1919 г. Э. Людендорф вернулся в Германию из Швеции, куда он бежал по окончании Первой мировой войны. В скором времени он обосновался в Мюнхене и постепенно включился в местную политическую жизнь. В мемуарах генерал признается, что первое время имел неясное представление о происходящем в городе, в частности о сепаратистской политике Баварской народной партии, поскольку газеты не давали достаточно информации. Однако вскоре, как пишет Э. Людендорф, ему стали очевидны антигерманские цели Рима и Франции, которые, по его мнению, заключались в восстановлении монархии Виттельсбахов. «Ведущие римские священники в Баварии, нунций Пачелли и кардинал Фаульхабер, были движущими силами этих усилий. Первый изящен и элегантен - хитрый итальянец, второй - больше с крестьянскими манерами, но с безупречной подготовкой римского священника, они оба были весьма успешны в выполнении своей задачи» [7, S. 137], - отмечал генерал.

Стоит отметить, что здесь Э. Людендорф ошибается, поскольку нунций, напротив, в одном из писем высказывал опасения, что если Бавария станет независимой, то население Германии останется преимущественно протестантским, а это немало осложнит положение Католической церкви в стране1. Э. Пачелли также не считал разумной реставрацию монархии в сложившихся тяжелых экономических условиях2.

Были ли Э. Пачелли и Э. Людендорф знакомы лично? В своих воспоминаниях генерал писал о том, что у него была возможность понаблюдать за нунцием на приеме у генерал-фельдмаршала Леопольда Баварско-

1 Pacelli Е„ Gasparri Р. Dokument-Nr. 1088. 1923. 10 September. URL: www.pacelli-edition.de/Dokument/ 1088 (data di accesso: 26.07.2021).

2 Pacelli E„ Gasparri P. Dokument-Nr. 1090. 1923. 8 Oktober. URL: www.pacelli-edition.de/Dokument/1090 (data di accesso: 26.07.2021).

го в апреле 1923 г., когда принцессы дома Виттельсбахов целовали ему руку: «При этом он производил хорошее впечатление и принимал все оказываемые ему почести как должное. Я был в ужасе от смирения немцев перед этим итальянским священником. В этих немцах молчало расовое наследие (Rasseerbgut)» [8, S. 45].

Э. Людендорф, очевидно, был немало задет холодным отношением к нему со стороны «придворного общества» (исключением из которого была княжеская чета), в то время как Э. Пачелли приняли очень тепло: «Мне было неприятно видеть, как стройная фигура нунция Пачелли притягивала внимание князей, высшей знати и бывших офицеров и как счастливы были немецкие женщины, когда им позволяли поцеловать руку итальянца с большим перстнем-печаткой» [7, S. 232-233]. Позже Матильда Людендорф напишет, что для ее мужа, выходца из Пруссии, воспитанного в протестантских кругах, такое обожествление нунция и та естественность, с которой он принимал почести, стали шоком [4, S. 10]. При этом он с самого начала ясно видел, насколько Э. Пачелли более одарен, чем другие «высшие церковные князья» [4, S. 9].

Также генерал вспоминал, что однажды читал краткие высказывания архиепископа в свой адрес в какой-то газете и знал о его ненависти к своей персоне [8, S. 45]. Тот действительно негативно отзывался о нем в прессе. Французский журналист, встречавшийся с нунцием в сентябре 1921 г., так описывал реакцию Э. Пачелли на прозвучавшее в беседе имя Э. Людендорфа: «Когда он услышал это имя, его лицо переменилось. Я увидел в нем весь боевой дух этого аскетичного человека, скрывавшийся за его святостью. «Он плохой человек, - сказал он мне. - Враг всего христианства. Надеюсь, вы оценили его по достоинству» [9, р. 3].

Другим доказательством неприязненного отношения к себе со стороны архиепископа Э. Людендорф считал историю, связанную с Германом Айсфельдтом (.Hermann Eififeldt). Этому художнику был заказан портрет Э. Пачелли, однако после того, как на одном званом ужине Г. Айсфельдт высказался про-

тив «гнусных слов» в адрес генерала, произнесенных хозяйкой дома, заказ был отменен [8, 8. 45]. Впрочем, на одной из его работ, посвященных празднованию золотой свадьбы Леопольда Баварского и эрцгерцогини Гизелы Австрийской в 1923 г., нунций все же был запечатлен. Кисти Г. Айсфельдта также принадлежат несколько портретов Э. Люден-дорфа и его жены.

В одной из ранних, «прижизненных» биографий Пия XII можно обнаружить рассказ о том, как в мае 1919 г., после свержения Баварской Советской республики, Э. Па-челли отказался помогать в преследовании «красных» генералу Францу Ксаверу фон Эппу, возглавлявшему мюнхенскую полицию. Хотя нунциатура несколько раз подвергалась вооруженному нападению, архиепископ не желал мести. Когда Ф. Эпп сообщил Э. Людендорфу об отказе Э. Пачелли сотрудничать с полицией, тот в ярости воскликнул: «Это не христианское поведение, это просто подлость!» [10, р. 85]

К сожалению, как и многие работы того времени, посвященные жизни Пия XII, данный биографический труд лишен научно-справочного аппарата, поэтому установить происхождение и истинность этой истории затруднительно. Сам Э. Людендорф не пишет о ней в своих многочисленных мемуарах, хотя ее можно было бы представить как очередное доказательство заговора «наднациональных сил», поэтому сомнительно, чтобы генерал забыл упомянуть об этом инциденте. В донесениях Э. Пачелли в Рим, опубликованных к сегодняшнему дню, также не обнаружена информация о его контактах с Ф. Эппом или Э. Людендорфом по данному вопросу. Однако некоторые современные биографы Пия XII продолжают ссылаться на этот эпизод в своих работах, приводя его с небольшими изменениями (так, чаще всего пишут о том, что Э. Людендорф лично обратился к Э. Пачелли с просьбой оказать помощь в поимке нападавших на него революционеров) [11, р. 30; 12, р. 55].

Можно предположить, что истоки неприязненных отношений Э. Пачелли и

Э. Людендорфа необходимо искать в 1917 г., когда новоиспеченный нунций прибыл в Германию с особой миссией - передать Вильгельму II план папы Бенедикта XV по мирному урегулированию затянувшегося военного конфликта. И хотя этот призыв к миру был в итоге проигнорирован всеми, он, похоже, вызвал особое раздражение у Э. Людендорфа, в тот момент глубоко убежденного в скорой победе Германии [5, р. 125]. Позднее он писал: «Во всех своих высказываниях он [Пачелли] выступал за мир, а именно за мир, направленный против немецкого народа. <...> Повсеместно воля к победе в народе приглушалась, в то время как на фронте немецкая победа казалась возможной. Все эти стремления к миру были направлены «не по тому адресу». Они имели своей целью не мир, а подчинение Германии воле наднациональных сил. В противном случае, например, нунций Пачелли должен был бы настаивать на мире не в Берлине и Кройц-нахе, а в Париже и Франции» [13, S. 140].

Отказ Германии от папского мирного плана стал первым дипломатическим поражением Э. Пачелли: сестра Паскалина Ленерт, которая вела домашнее хозяйство архиепископа с 1917 г., вспоминала, что он был убит горем из-за провала своей миссии [14, р. 5].

В сентябре 1917 г. в письме к государственному секретарю Ватикана кардиналу Пьетро Гаспарри нунций передавал слова главы внешнеполитического ведомства Германии Рихарда фон Кюльмана о том, как трудно было угодить всем при составлении ответа на мирную ноту понтифика: «...да (сказал он), также Людендорфу, поскольку, хотя военные неизбежно судят о вещах иначе, чем дипломаты, их тоже нельзя игнорировать»3. Э. Пачелли прекрасно понимал, насколько сильна была власть военных в Германии в этот период и какое влияние с их стороны испытывали дипломаты и правительство. Он не сомневался, что именно под давлением П. Гинденбурга и Э. Людендорфа

3 Pacelli Е„ GaspatriP. Dokument-Nr. 5012. 1917. 22 September. URL: www.pacelli-edition.de/Dokument/ 5012 (data di accesso: 14.08.2021).

рейхсканцлер Теобальд фон Бетман-Гольвег, благосклонно принявший предложения папы, был вынужден уйти в отставку4.

Кроме того, Э. Людендорф был убежден, что в годы Первой мировой войны Э. Пачелли своими действиями поощрял пропагандистскую деятельность всего католического духовенства и в скором времени немецкие и австрийские католики стали верить, что стремление армейского командования привести Германию к победе противоречит воле «наместника Христа». В результате каждый католик в тылу и на фронте перестал сражаться за родину, как и каждый социал-демократ и коммунист «благодаря еврейской пропаганде». Таким образом, действия нунция Э. Пачелли стали роковыми для Германии на заключительном этапе войны и привели страну к поражению [4, S. 18]. Эта идея органично дополняла легенду об «ударе ножом в спину» (Dolchstoßlegende), одним из главных пропагандистов которой и был Э. Людендорф.

Анализируя воспоминания будапештского корреспондента Corriere della Sera Луиджи Моранди о встрече с нунцием, Матильда Людендорф приходит к выводу, что Э. Пачелли стремился обожествить свою фигуру среди верующих. Так, извиняясь перед Л. Моранди за то, что принимает его вместе с паломниками, а не на частной аудиенции, он оправдывается: «Они пришли издалека, я не могу отказать им в этой близости к Богу». Таким образом, архиепископ говорит, что приближаясь к нему, паломники приближаются к Богу. Можно представить, какой эффект оказывают политические действия такой обожествленной фигуры на всех верующих, восклицает супруга генерала [4, S. 10].

РЕЧЬ Э. ЛЮДЕНДОРФА НА СУДЕ 1924 Г. И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Антихристианская деятельность генерала вызывала серьезное беспокойство в Ватикане. П. Гаспарри, непосредственный на-

4 Pacelli Е„ Gasparri Р. Dokument-Nr. 3040. 1918. 15 November. URL: www.pacelli-edition.de/Dokument/ 3040 (data di accesso: 14.08.2021).

чальник Э. Пачелли, считал, что она может способствовать росту антикатолических настроений в широких слоях общества и даже привести к формированию антикатолического режима в Мюнхене [15, р. 285]. Это, без сомнения, негативно сказалось бы на переговорах о заключении Баварского конкордата, главным действующим лицом в которых был Э. Пачелли.

Кульминацией политической карьеры Э. Людендорфа стало его участие в ноябрьском путче 1923 г. вместе с Адольфом Гитлером и его сподвижниками. Хотя попытка государственного переворота закончилась полным провалом, П. Гаспарри опасался, что она может стать поводом для вмешательства Франции во внутренние дела Веймарской республики с целью борьбы с сохраняющимися в ней милитаристскими настроениями [15, р. 285]. Еще в 1921 г. Э. Пачелли писал, что генерал Э. Людендорф, «который живет в окрестностях баварской столицы и появляется на совещаниях и собраниях, где ему горячо аплодируют, вызывает самые серьезные подозрения у Антанты»5.

«Пивной путч» сопровождался развернувшейся на страницах праворадикальных газет антикатолической кампанией, которая растянулась на несколько месяцев и нашла отражение в донесениях Э. Пачелли в Рим.

Так, вскоре после неудачной попытки государственного переворота оскорблениям и насмешкам со стороны сторонников А. Гитлера и Э. Людендорфа подвергся кардинал Михаэль Фаульхабер, друг нунция, в начале ноября 1923 г. выступивший с критикой преследования евреев. Э. Пачелли предполагал, что по городу был намеренно распущен «беспочвенный и абсурдный слух» о том, что именно кардинал повлиял на решение генерального комиссара Баварии Густава фон Кара выступить против путчистов, к которым он изначально примкнул. Дело дошло до того, что перед дворцом М. Фаульхабера была устроена демонстрация с лозунгом

5 Pacelli Е„ Gasparri Р. Dokument-Nr. 1995. 1921.

5 Februar. URL: www.pacelli-edition.de/Dokument/1995

(data di accesso: 14.08.2021).

«Долой кардинала!» (правда, его самого в тот день в Мюнхене не было). Антикатолические настроения распространились и в студенческой среде (в частности, в Мюнхенском университете)6.

Судебный процесс над путчистами в феврале 1924 г. Э. Людендорф использовал как площадку для трансляции своих взглядов. На протяжении не менее трех часов он выступал с яростной критикой коммунистов, евреев, папства и отдельных немецких католических иерархов (в частности, кардинала М. Фаульхабера). «В борьбе, которую вела Германия, Ватикан не соблюдал нейтралитета и был враждебен нам. Франции он оказывал почет и покровительство» [16, с. 141-142], -так, в частности, генерал описал позицию Святого Престола в Первой мировой войне.

Любопытно, что А. Гитлер считал речь генерала в суде крайне неразумной, не в последнюю очередь из-за его нападок на Католическую церковь [17, S. 62]. Антикатолическая позиция Э. Людендорфа, столь открыто провозглашенная им на суде, разочаровала многих католиков, ранее симпатизировавших НСДАП и участвовавших в движении «фель-кише» [18, р. 428]. Трудно представить, что еще больше могло противопоставить его общественному мнению Баварии, чем такой удар по католицизму [19, р. 93]. Сам А. Гитлер, напротив, еще в декабре 1923 г. заявил, что он по-прежнему остается убежденным католиком и никаким образом не связан с австрийским антиклерикальным движением "Los von Rom".

Э. Пачелли так оценил речь Э. Людендорфа в зале суда: «Это характерный симптом упорного и слепого фанатизма нетерпимого протестантства, возмущенного собственным упадком и растущим авторитетом папства»7. В суде генерал действительно нападал в основном на «политический католицизм» и ультрамонтанство, но не на Протес-

6 Pacelli Е„ Gaspatri Р. Dokument-Nr. 1091. 1923. 14 November. URL: www.pacelli-edition.de/Dokument/ 1091 (data di accesso: 22.08.2021).

7 Pacelli E„ Gasparri P. Dokument-Nr. 173. 1924. 3 März. URL: www.pacelli-edition.de/Dokument/173 (data di accesso: 22.08.2021).

тантскую церковь. В одном из интервью того же года он, правда, отметил ее слабость и недостаточно сильную «антикатолическую» направленность [6, р. 84]. Официально Э. Людендорф покинет Евангелическую церковь только в 1927 г.

Э. Пачелли отмечал, что, с одной стороны, речь Э. Людендорфа открыла многим католикам глаза на «истинные тенденции [«фелькише»] движения», но с другой - «настойчивое повторение подобных обвинений в ультранационалистической прессе поставило под угрозу авторитет Святого Престола в Германии»8. Нунций узнал, что как среди католиков, так и среди протестантов немало тех, кто изначально хорошо относился к Церкви, но после заявлений Э. Людендорфа стал сомневаться в «беспристрастности и доброжелательности Святого Престола»9.

На протяжении всего марта 1924 г. высказывания Э. Людендорфа о Католической церкви не сходили с первых страниц мюнхенской прессы. О том, какой эффект произвела его речь в Риме, писал в своем дневнике знаменитый церковный историк Людвиг Пастор, с 1920 по 1928 г. занимавший пост австрийского посла при Святом Престоле. Так, если обычно Ватикан выжидал некоторое время, прежде чем давать оценку подобным инцидентам, то в этом случае уже 4 марта в Osservatore Romano появилась резкая статья против нападок Э. Людендорфа на Католическую церковь [20, S. 797]. Ситуация казалась тем более абсурдной, что именно благодаря заступничеству Бенедикта XV не состоялся суд над Вильгельмом II и немецкими генералами как над военными преступниками по итогам Первой мировой войны. «Невозможно представить себе более несправедливых обвинений, подобных тем, которые выдвинул прусский генерал, особенно против Святого Престола, потому что без протеста Бенедикта XV кайзер Вильгельм и его генералы сейчас отбывали бы срок в лон-

8 Pacelli Е„ Gasparri Р. Dokument-Nr. 178. 1924. 10 April. URL: www.pacelli-edition.de/Dokument/178 (data di accesso: 19.08.2021).

9 Ibid.

донском Тауэре или на необитаемом острове. Только благодаря вмешательству Святого Престола экс-император смог жить в Голландии, а Э. Людендорф - в Германии. Тогда ОззспаЮгс юридически доказала в статье (написанной кардиналом П. Гаспарри), что экстрадиции императора и его генералов нельзя требовать» [20, 8. 797], - отмечал Л. Пастор. Кроме того, ряд исследователей упоминает о решающей роли Э. Пачелли в спасении Э. Людендорфа от суда союзников после Первой мировой войны [10, р. 85].

Несправедливые обвинения генерала грозили значительно осложнить международные отношения между двумя странами, ведь в этот период Ватикан был одним из немногих государств, поддерживающих Веймарскую республику. Так, в Баварии папа через кардинала М. Фаульхабера оказывал значительную финансовую помощь немцам, независимо от вероисповедания, для облегчения их послевоенных материальных трудностей [15, р. 285]. Кроме того, Святой Престол традиционно выступал за облегчение репарационного бремени для Германии. Немецкий посол в Ватикане срочно отправил телеграмму в Берлин с просьбой к правительству как можно скорее осудить заявления Э. Людендорфа и использовать свое влияние на прессу, особенно некатолическую, чтобы побудить ее к критике его обвинений [15, р. 288].

3 марта 1924 г. мюнхенскую нунциатуру посетил советник баварского министра иностранных дел барон Пауль фон Штенгель, который заявил о том, что правительство Баварии болезненно воспринимает все происходящее, но не несет ответственности за высказывания частного лица, тем более не являющегося баварцем. Когда Э. Пачелли спросил, будет ли сделано какое-либо публичное заявление по поводу несогласия земельного руководства с позицией Э. Людендорфа, П. Штенгель ответил, что опасается, как бы даже неофициальное обращение не дало поводов генералу для новых нападок, а

Франции - для обвинения Ватикана в германофильстве1".

На следующий день рейхсканцлер Вильгельм Маркс раскритиковал позицию генерала и движение «фелысише» в целом [15, р. 288]. Чуть позже, 7 марта, нунций получил записку от прусского премьер-министра Отто Брауна, датированную 5 марта, в которой правительство Пруссии осуждало заявления Э. Людендорфа на суде. Э. Пачелли не сомневался, что это было сделано не из привязанности к Святому Престолу, а в силу «четких целей внутренней и внешней политики». «И доказательством тому является то, что сама записка, которая дошла до меня, как я уже сказал, только вчера, появилась уже сегодня утром, к моему удивлению, в прессе»11, - писал он в очередном докладе П. Гаспарри. После этого баварское правительство также сообщило в газеты, что сразу же после суда устно выразило нунцию свое сожаление по поводу нападок Э. Людендорфа. 6 марта с речью в рейхстаге выступил рейхсминистр иностранных дел Густав Штреземан, который, отметив, что, хотя правительство обычно не комментирует заявления частного лица, оно все же решило высказаться о данной ситуации, учитывая известность генерала. Обвинения Э. Людендорфа он назвал беспочвенными, выразив уверенность в том, что говорит от имени подавляющего большинства немцев [15, р. 288].

Впоследствии Э. Людендорф писал, что счел за большую честь стать признанным врагом Рима, и вспоминал, какой резонанс в обществе произвела его речь. Так, против него проповедовали с церковных кафедр, его обвиняли в провоцировании нового «Куль-туркампфа». Церковные власти, продолжал генерал, даже распространили слух о том, что в годы войны на самые опасные участки фронта он предпочитал посылать полки, где большинство солдат были католической ве-

10 Pacelli Е„ Gasparri Р. Dokument-Nr. 173. 1924. 3 März. URL: www.pacelli-edition.de/Dokument/173 (data diaccesso: 22.09.2021).

n Pacelli E„ Gasparri P. Dokument-Nr. 174. 1924. 8 März. URL: www.pacelli-edition.de/Dokument/174 (data diaccesso: 22.09.2021).

ры, чтобы католики несли как можно больше потерь. «Ложь и низость не знали границ. Я действительно попал в точку своей речью» [4, S. 25], - заключает Э. Людендорф.

Несколько месяцев спустя ультраправая пресса во главе с нацистской газетой Großdeutsche Zeitung, призванной заменить запрещенную в ноябре 1923 г. Völkischer Beobachter, продолжала обрушиваться с критикой на Католическую церковь, повторяя основные тезисы Э. Людендорфа. Среди обвинений, которые Э. Пачелли выделял в подобных статьях, были подстрекательство Ватиканом Австрии к войне против Сербии через баварского посла при Святом Престоле, а также благоволение папы к Франции и враждебное отношение к Германии во время Первой мировой войны. В частности, в печати указывалось, что Святой Престол никогда не выступал с критикой действий Антанты, но в то же время постоянно осуждал оккупацию немцами Бельгии. Даже для немецких военнопленных Ватикан делал меньше, чем для итальянских, английских, французских и других солдат союзников, о смягчении условий содержания которых в немецком плену он делал постоянные запросы. Газеты также припомнили консисторию 7 декабря 1916 г., на которой кардинальские шапки получили три француза, а единственный немец - архиепископ Бреслау Адольф Бертрам - стал кардиналом "in pcctorc". то есть согласно секретному распоряжению папы. Бенедикт XV объявил об этом назначении только в 1919 г. Немецкая общественность увидела в этом доказательство симпатии понтифика к Антанте. Пристальное внимание немецкая пресса уделила послевоенным речам Бенедикта XV, в которых он называл Францию «матерью святых», а Версальский мир восхвалял как «opus prudentiae humanae». Наконец, масла в огонь подливала позиция Пия XI по вопросу Рурского кризиса12.

Нунций считал невозможной конструктивную дискуссию с «этими помешанными,

12 Pacelli Е„ Gasparri Р. Dokument-Nr. 178. 1924. 10 April. URL: www.pacelli-edition.de/Dokument/178 (data di accesso: 19.08.2021).

которые в большинстве своем являются либо протестантскими фанатиками, либо даже язычниками, грезящими о германской религии с богом Вотаном и Вальгаллой»ь. Для преодоления вредных последствий их настойчивой антикатолической кампании Э. Пачелли в конце апреля 1924 г. предложил, среди прочих мер, ускорить канонизацию некоторых немецких духовных деятелей: Конрада Паржамского, Филиппа Иенин-гена и Петра Канизия. «Хотя в этом вопросе мы, несомненно, должны игнорировать любые соображения национальной принадлежности, тем не менее кажется, что быстрое решение этих проблем было бы большим удовлетворением для католиков Германии и послужило бы укреплению их привязанности к Апостольскому Престолу»14, - писал нунций. П. Гаспарри поддержал эту идею, и в 1925 г. Петр Канизий был причислен к лику святых. Правда, другим кандидатам пришлось ждать решения папы гораздо дольше: Конрад Паржамский был провозглашен святым в 1934 г., а процесс беатификации Филиппа Иенингена, начатый в 1945 г., не завершен до сих пор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После неудавшегося «пивного путча» и провала на президентских выборах 1925 г. политическое влияние Э. Людендорфа постепенно сходит на нет. Вместе с супругой генерал сосредоточился на издательской деятельности, развивая свою идею заговора «наднациональных сил», и руководстве мис-тико-религиозной Танненбергской лигой, основанной в 1925 г. Кроме того, он оставался яростным противником Э. Пачелли даже после того, как тот покинул Германию в 1929 г. и занял пост государственного секретаря Ватикана. Его жесткой критике подвергались, в частности, поездки кардинала в США и во Францию, а также попытки Э. Пачелли при-

13 Pacelli Е„ Gasparri Р. Dokument-Nr. 179. 1924. 26 April. URL: www.pacelli-edition.de/Dokument/179 (data di accesso: 21.09.2021).

14 Ibid.

мирить Великобританию и Италию с целью восстановления «фронта Стрезы» против Германии и ослабления оси Рим-Берлин. Даже на смертном одре, писала Матильда Лю-дендорф, генерал был «глубоко обеспокоен» [4, 8. 40] деятельностью государственного секретаря Ватикана по улучшению отношений между Францией и Святым Престолом.

Э. Людендорф не успел стать свидетелем конклава 1939 г. - он умер от рака в декабре 1937 г. - но еще в 1936 г. предсказал, что именно Пачелли станет преемником Пия XI [4, 8. 60]. Сразу же после избрания нового понтифика Матильда Людендорф издала книгу «Генерал и кардинал: Людендорф о политике нового папы Пия XII (Пачелли), 1917-1937», в которой были собраны все размышления генерала о роли Эудженио Пачелли в антигерманской политике Ватикана.

Таким образом, в глазах Э. Людендорфа Э. Пачелли предстает всесильным «диктатором Германии», по указке которого действуют дипломаты великих держав; именно его деятельность стала одной из главных причин поражения Германии в Первой мировой вой-

не. Для Э. Пачелли генерал является прежде всего опаснейшим врагом христианства, фанатичным протестантом, который, как и многие в Пруссии, был обеспокоен усилением позиций Католической церкви в Германии. Высказывания Людендорфа, национального героя и прославленного полководца, против Ватикана способствовали широкой антикатолической кампании в конце 1923-1924 гг., развернувшейся в праворадикальной среде. События этого периода только укрепили Э. Пачелли в убеждении, что «национализм, возможно, является самой опасной ересью нашего времени»15.

Несомненно, дальнейшее изучение истории взаимоотношений Э. Пачелли и Э. Людендорфа, одних из наиболее влиятельных деятелей Веймарской республики, не только добавит штрихи к их портретам, но и дополнит представления исследователей об эпохе целом.

15 Pacelli Е„ Gasparri Р. Dokument-Nr. 181. 1924. 1 Mai. URL: www.pacelli-edition.de/Dokument/181 (data diaccesso: 21.09.2021).

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Chickering R. Imperial Germany and the Great War, 1914-1918. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2004. 228 p.

2. Dornberg J. Munich 1923 : The Story of Hitler's First Grab for Power. N. Y. : Harper & Row, 1982. 385 p.

3. Morsev R. Eugenio Pacelli als Nuntius in Deutschland // Pius XII. zum Gedächtnis. Berlin, 1977. S. 103139.

4. Ludendorff M. General und Kardinal: Ludendorff über die Politik des neuen Papstes Pius XII. (Pacelli), 1917-1937. München 1939. 64 S.

5. Lockenour J. Dragonslayer: The Legend of Erich Ludendorff in the Weimar Republic and Third Reich. Ithaka; London: Cornell University Press, 2021. 292 p.

6. Steigmann-Gall R. Rethinking Nazism and Religion: How Anti-Christian Were the «Pagans»? // Central European History. 2003. Vol. 36. № 1. P. 75-105.

7. Ludendorff E. Vom Feldherrn zum Weltrevolutionär und Wegbereiter deutscher Volksschöpfung : Meine Lebenserinnerungen von 1919 bis 1925. Bd. I. München: Ludendorffs Verlag, 1941. 424 S.

8. Ludendorff E. Auf dem Weg zur Feldherrnhalle. München: Ludendorffs Verlag, 1937. 156 S.

9. Sauerwein J. Entretiens avec le cardinal Pacelli qui me parla du Kaiser, du général Ludendorff... et, avec amour, du cœur français qu'il avait senti battre à Lourdes et à Lisieux // Paris-soir. 1939. 6 mars. P. 3.

10. Hatch A., Walshe S. Crown of Glory: the Life of Pope Pius XII. N. Y.: Hawthorn Books, Inc., 1957. 251 p.

11. Winterbottom M. Pius XII: A Saint in the Making. A Biographical Study. Cheshire: Universe media Group, 2010.120 p.

12. Riebling AI. Church of Spies: The Pope's Secret War Against Hitler. N. Y.: Basic Books, 2015. 375 p.

13. Ludendorff E. Kriegshetze und Völkermorden in den letzten 150 Jahren. München: Ludendorffs Volkswarte Verlag, 1931. 172 S.

14. Lelmert P.M., Johnson S. His Humble Servant: Sister M. Pascalina Lehnert's Memoirs of Her Years of Service to Eugenio Pacelli, Pope Pius XII. South Bend, In.: St. Augustine's Press, 2014. 214 p.

15. Stehlin S.A. Weimar and the Vatican, 1919-1933: Gennan-Vatican Diplomatic Relations in the Interwar Years. Princeton: Princeton University Press, 1983. 512 p.

16. Гейден К. История германского фашизма. Москва; Ленинград: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1935. 434 с.

17. Plöckinger О. Geschichte eines Buches: Adolf Hitlers «Mein Kampf», 1922-1945. München: Oldenbourg Wissenschaftsverlag, 2011. 632 S.

18. Hastings D. How «Catholic» Was the Early Nazi Movement? Religion, Race, and Culture in Munich 1919— 1924 // Central European History. 2003. Vol. 36. № 3. P. 383-433.

19. Clifford A. Hindenburg, Ludendorff and Hitler: Germany's Generals and the Rise of the Nazis. South Yorkshire :[Pen& Sword Military, 2021. 336 p.

20. Pastor L. Tagebücher, Briefe, Erinnerungen, 1854-1928. Heidelberg: F. H. Kerle Verlag, 1950. 949 S.

References

1. Chickering R. Imperial Germany and the Great War, 1914-1918. Cambridge, New York, Cambridge University Press, 2004, 228 p.

2. Dornberg J. Munich 1923: The Story of Hitler's First Grab for Power. New York, Harper and Row Publ., 1982, 385 p.

3. Morsey R. Eugenio Pacelli als Nuntius in Deutschland. Pius XII. zum Gedächtnis. Berlin, 1977, SS. 103139. (in Gennan).

4. Ludendorff M. General und Kardinal: Ludendorff über die Politik des neuen Papstes Pius XII (Pacelli), 1917-1937. München, 1939, 64 S. (In Gennan).

5. Lockenour J. Dragonslaver: The Legend of Erich Ludendorff in the Weimar Republic and Third Reich. Itlia-ka, London, Cornell University Press, 2021, 292 p.

6. Steigmann-Gall R. Rethinking Nazism and Religion: How Anti-Christian Were the "Pagans"? Central European History, 2003, vol. 36, no. 1, pp. 75-105.

7. Ludendorff E. Vom Feldherrn zum Weltrevolutionär und Wegbereiter deutscher Volksschöpfung : Meine Lebenserinnerungen von 1919 bis 1925. Bd. I. München, Ludendorffs Verlag Publ., 1941, 424 s. (In Gennan).

8. Ludendorff E. Auf dem Weg zur Feldherrnhalle. München, Ludendorffs Verlag Publ., 1937, 156 S. (In Gennan).

9. Sauerwein J. Entretiens avec le cardinal Pacelli qui me parla du Kaiser, du général Ludendorff... et, avec amour, du cœur français qu'il avait senti battre à Lourdes et à Lisieux. Paris-soir, 1939, March 6, p. 3. (In French).

10. Hatch A., Walshe S. Crown of Glory: the Life of Pope Pius XII. New York, Hawthorn Books, Inc. Publ., 1957,251 p.

11. Winterbottom M. Pius XII: A Saint in the Making. A Biographical Study. Cheshire, Universe Media Group Publ., 2010, 120 p.

12. Riebling M. Church of Spies: The Pope's Secret War Against Hitler. New York, Basic Books Publ., 2015, 375 p.

13. Ludendorff E. Kriegshetze und Völkermorden in den letzten 150 Jahren. München, Ludendorffs Volkswarte Verlag Publ., 1931, 172 S. (In Gennan).

14. Lelmert P.M., Johnson S. His Humble Ser\>ant: Sister M. Pascalina Lehnert's Memoirs of Her Years of Service to Eugenio Pacelli, Pope PiusXII. South Bend, In., St. Augustine's Press, 2014, 214 p.

15. Stehlin S.A. Weimar and the Vatican, 1919-1933: German-Vatican Diplomatic Relations in the Interwar Years. Princeton, Princeton University Press, 1983, 512 p.

16. Geyden K. Istoriva germanskogo fashizma [The History of German Fascism], Moscow, Leningrad, State Socio-Economic Publ., 1935, 434 p. (In Russian).

17. Plöckinger О. Geschichte eines Buches: Adolf Hitlers «Mein Kampf», 1922-1945. München, Oldenbourg Wissenschaftsverlag Publ., 2011, 632 S. (In German).

18. Hastings D. How "Catholic" Was the Early Nazi Movement? Religion. Race, and Culture in Munich, 1919— 1924. Central European History, 2003, vol. 36, no. 3, pp. 383-433.

19. Clifford A. Hindenburg, Ludendorff and Hitler: Germany's Generals and the Rise of the Nazis. South Yorkshire/Pen and Sword Military Publ., 2021, 336 p.

20. Pastor L. Tagebücher, Briefe, Erinnerungen, 1854-1928. Heidelberg, F.H. Kerle Verlag Publ., 1950, 949 S.

(In German).

Информация об авторе

Information about the author

Мордзилович Анна Андреевна, аспирант на- Anna A. Mordzilovich, Post-Graduate Student of

правления подготовки 07.00.03 Всеобщая история (со- 07.00.03 General History (of the Relevant Period) Pro-

ответствующего периода), Санкт-Петербургский rocy- gramme, Saint-Petersburg State University, St. Petersburg,

дарственный университет, г. Санкт-Петербург, Россий- Russian Federation, ORCID: 0000-0002-9923-5162, anna-

ская Федерация, ORCID: 0000-0002-9923-5162, mordzilovichiSigmail.com

annamordzilovich(S)gmail. com

Статья поступила в редакцию 22.10.2021 Одобрена после рецензирования 21.01.2022 Принята к публикации 11.02.2022

The article was submitted 22.10.2021 Approved after reviewing 21.01.2022 Accepted for publication 11.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.