Научная статья на тему 'Путь к власти фашизма в Италии: роль Святого Престола'

Путь к власти фашизма в Италии: роль Святого Престола Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
924
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАТИКАН / ФАШИЗМ / ДИПЛОМАТИЯ / ПИЙ XI / КАРДИНАЛ ПАЧЕЛЛИ / VATICAN / FASCISM / DIPLOMACY / PIUS XI / PIUS XII / CARDINAL PACELLI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краснов П. П.

Слово «фашизм» традиционно ассоциируется с Германией 1933–1945 гг. Это связано с типично советской точкой зрения, которая видит в режимах А. Гитлера и Б. Муссолини единую силу, являющуюся «реакцией крупной буржуазии на победное шествие коммунистической идеологии». В политических системах Гитлера и Муссолини действительно много общего, в т.ч. и то, что к приходу этих режимов к власти активно способствовала Католическая церковь. Исследование посвящено анализу событий и роли Святого Престола в становлении в Италии фашистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FASCISTS` ROAD TO POWER IN ITALY: ROLE OF HOLY SEE

The word «fascism» is traditionally associated with Germany in 1933.1945. This is due to a typically Soviet viewpoint, which considers the regimes of Hitler and Mussolini to be a single force and «a response of the upper middle class to the triumphant march of the communist ideology».The regimes of Hitler and Mussolini have really much in common, including the fact that the Catholic Church actively contributed to the accession of these regimes to power. The research analyzes the events and the role of the Holy See in the development of Mussolini`s fascist regime in Italy.

Текст научной работы на тему «Путь к власти фашизма в Италии: роль Святого Престола»

П. П. Краснов, аспирант, преподаватель Оренбургского государственного университета e-mail: vaticanolog@gmail.com

ПУТЬ К ВЛАСТИ ФАШИЗМА В ИТАЛИИ: РОЛЬ СВЯТОГО

ПРЕСТОЛА

Слово «фашизм» традиционно ассоциируется с Германией 1933-1945 гг. Это связано с типично советской точкой зрения, которая видит в режимах А. Гитлера и Б. Муссолини единую силу, являющуюся «реакцией крупной буржуазии на победное шествие коммунистической идеологии». В политических системах Гитлера и Муссолини действительно много общего, в т.ч. и то, что к приходу этих режимов к власти активно способствовала Католическая церковь. Исследование посвящено анализу событий и роли Святого Престола в становлении в Италии фашистов.

Ключевые слова: Ватикан, фашизм, дипломатия, Пий XI, кардинал Пачелли.

22 октября 1922 г. после победоносного «Великого похода на Рим» штурмовых отрядов фашис-тов-«чернорубашечников», итальянский король Виктор-Эммануил III назначил Муссолини на пост премьер-министра Италии. В январе 1922 г. скончался Папа Римский Бенедикт XV. 6 февраля 1922 г., предстоятелем Римско-католической церкви был избран кардинал Акилле Ратти, принявший имя Пия XI. Еще будучи архиепископом Милана, будущий Папа поддерживал прямую и тесную связь с местной фашистской группировкой, возглавляемой Муссолини. Дуче горячо приветствовал избрание на папский престол близкого ему кардинала, написав в ангажированной газете Роро1о d'Italia: «Ратти пользуется симпатиями среди нас, в светском мире. Я убежден, что с Пием XI отношения между Италией и Ватиканом улучшатся» [14, р. 143].

В первые годы своего развития итальянский фашизм руководствовался принципами атеизма и антиклерикализма.

Однако через два года его политика в отношении церкви резко изменилась. Причиной такого изменения послужила необходимость в поддержке со стороны Ватикана для укрепления и достижения полноты власти. Муссолини в 1920 г. писал: «Наше движение не будет ни антирелигиозным, ни даже антиклерикальным... Ватикан будет почитаться нами как Всемирный религиозный центр» [6, с. 107]. Правительство дуче в прессе и выступлениях демонстрировало расположенность к Католической церкви.

Учитывая международную обстановку, Пий XI пришел к заключению, что Ватикан может значительно усилить свое политическое влияние, вступив в союз с нарождавшейся тогда фашистской партией в Италии во главе с Муссолини. Несмотря на то, что фашизм по своей сущности является примером отрицания христианского учения, Пий XI вступает в диалог с фашизмом.

Фашистский режим принял целый ряд мер, направленных на то, чтобы заручится поддержкой Ватикана, в 1923 г. правительство Муссолини ввело обязательное преподавание Закона Божьего и пообещало сделать католицизм государственной религией [11, р. 43]. Также во всех школьных, больничных и судебных помещениях Италии было приказано расставить распятия, данный закон сохраняется и ныне. За преступления в отношении католических духовных лиц — наказание было увеличено. Также были распущены тайные (прежде всего франкмасонские) общества.

Кроме того, правительство проводило активную борьбу против коммунистов и социалистов и тем самым полностью завоевало доверие Папы Пия XI, яро ненавидевшего коммунизм [12, р. 54-55]. Корни этого многие исследователи видят в том, что будущий Папа Акилле Амброзио Ратти, будучи нунцием в Польше, в 1919 г. оказался свидетелем коммунистической эйфории, являясь искренним сторонником средневекового мирового устройства.

Папа счел возможным ответить широким жестом на любезности правительства и своей энцикликой Ubi arcano Dei Consilio от 23 декабря 1923 г. говорит о том, что «церковь уходит из политики и хочет осуществлять свое воздействие в области религии; поэтому она отвергает все автономные католические общественные и политические движения. Религиозно-нравственную и благотворительную деятельность верующие могут продолжать строго под контролем иерархии. Государство и церковь при определении своих отношений нового типа исходят из того, что причиной противоречий между отдельными государствами, так же как и причиной противоречий внутри общества, является классовая борьба» [10, р. 131]. Понтифик тем самым поставил в очень тяжелое положение центристскую католическую Итальянскую народную партию и благодаря этому помог акти-

визировать Муссолини свою деятельность по авторизации власти. Эта партия была принесена в «жертву», чтобы заслужить расположение дуче.

При помощи Пия XI в 1923 г. Муссолини смог исключить членов Народной партии из правительства и органов власти. Основатель партии, священник Дон Луиджи Стурцо, под давлением Ватикана отошел от руководства партией, после чего эмигрировал в Латинскую Америку [9, с. 37].

В 1924 г. Папа еще раз оказал услугу Муссолини в критический для последнего момент. Убийство фашистами социалистического депутата Маттеоти (июль 1924 г.) вызвало в стране сильнейшее возмущение режимом Муссолини. Но, благодаря выступлению иезуитов и самого Пия XI [3], намечавшийся протест относительно Муссолини не состоялся.

Взамен Народной партии Церковь активизировала свою деятельность в рамках «Католического действия» - массовой организации мирян, находящейся под контролем епископата. Муссолини не возражал против деятельности этой организации, тем более что она была лояльна к его режиму. Более того, президентом «Католического действия» был назначен хорошо знакомый Папе Пию XI человек - Луиджи Коломбо, не скрывавший своих профашистских взглядов.

Понтифик запретил вмешиваться руководителям «действия» в политику: «Не политика, не социальные вопросы, даже не культура, а прежде всего христианское воспитание личности — вот чем вы должны заниматься, вот чего требует от вас устав вашей организации» [3] — заявил им Папа на аудиенции.

Фашистская диктатура в течение 1925—1926 гг. полностью ликвидировала Народную партию и христианские профсоюзы. Тем не менее деятельность итальянского диктатора в этот период не вызывала открытых протестов курии.

Красноречиво отношение Папы к лидеру итальянских фашистов характеризую сказанные слова. В 1926 г. в связи с неудавшимся покушением на Муссолини Пий XI заявил: «перст Божий охраняет Муссолини» [2, с. 55].

В годы абсолютизации фашистской власти начались переговоры между фашистским правительством и Ватиканом с целью решения наболевшего «римского вопроса». Слова Муссолини подтверждают его намерения: «Как это получается, что политические деятели, стоящие у власти, не осознают огромной ценности этой международной силы, этой всемирной духовной державы» [6, с. 212].

После того как в 752 г. франкский король Пи-пин Короткий передал Римскому престолу отвоеванные у лангобардов земли на территории нынешней Италии, эта территория получила название Папской области, которая принадлежала

Папам на правах неограниченной монархии. Чтобы оправдать светскую власть Пап, был сфабрикован подложный документ — так называемый «Константинов дар».

В 1870 г. Папская область была присоединена к Королевству Италия, а г. Рим был объявлен столицей нового государства. На этом период светской власти римских понтификов получил свое завершение.

В ответ Пий IX отказался признать объединённое итальянское государство и изданный правительством Италии 13 мая 1871 г. «Закон о гарантиях прерогатив папы и святейшего престола» (более известный как «Закон о гарантиях»), который должен был регулировать отношения итальянского государства с папством. На протяжении многих лет Ватикан вёл борьбу против итальянского государства, добиваясь восстановления института светской власти Папы. И все эти годы каждый понтифик, восходивший на Святой Престол, символически именовал себя «узником Ватикана» [1, с. 303], т.к. единственным убежищем Папы остались стены Ватикана.

Достичь столь желанной цели Ватикану — восстановление статуса государства - удалось 11 февраля 1929 г. посредством заключения с фашистским режимом Италии Латеранских соглашений, которые, с изменениями по некоторым вопросам, действуют по сей день. Соглашения были подписаны в Латеранском Апостольском Дворце кардиналом Пьетро Г аспарри и премьер-министром Италии Б. Муссолини, действовавшим от имени короля Виктора Эммануила III.

В результате на политической карте мира было образовано самое маленькое государство в мире — Ватикан, в том виде, в котором оно существует и ныне. Тем самым, «римский вопрос» был закрыт. Король, в лице Б. Муссолини, был удостоен высшей награды Римско-католической церкви — Ордена Христа, а кардинал Гаспарри получил «Ожерелье Аннунциаты» — высший орден Италии [7, с. 175].

Интересен вопрос: почему Папа лично не стал участвовать в подписании столь долгожданного и столь желаемого документа? Можно лишь предположить, что это уступка была сделана для Б. Муссолини, чтобы ему ни пришлось в коленопреклонении целовать Пию XI руку. И поэтому от Ватикана в подписании «Соглашений» принял участие государственный секретарь кардинал Га-спарри.

Соглашения состоят из договора, финансовой конвенции и конкордата. В 44 статьях он регламентировал отношения между государством и церковью, обеспечивал полную свободу церкви и объявлял Католическую религию государственной религией. Святой Престол имел право устанавливать отношения с духовенством и со всем

католическим миром. Представители Церкви освобождались от военной службы. Выбор личности архиепископа и епископа является прерогативой Святого Престола, и если со стороны государства нет политических возражений, то они посвящаются в сан, но присягают затем непосредственно главе государства. Ватикан признает произведенную до сего времени секуляризацию церковного имущества. Государственные законы подлежат ревизии и должны быть согласованы с настоящим конкордатом. Церковное имущество освобождается от налогов. Государство признает законность церковного брака.

В соответствии со статьей 43 государство признает организации, относящиеся к «Католическому действию». В то же время церковь вновь запрещает всем священникам и монахам, функционирующим в Италии, вступать в какие-либо политические партии или участвовать в их деятельности [9, с. 237]. Ряд статей регулирует административные вопросы, положение о специальном гражданстве для подданных Святого Престола, дипломатическом корпусе при Святом Престоле и т.д. Финансовая конвенция предусматривает выплату Италией Святому Престолу огромной по тем временам суммы в 750 млн лир и 1 млрд в ценных бумагах.

7 июня 1929 г. была опубликована конституция города-государства Ватикан. Вооруженные силы нового государства предназначались скорее для зрелищ и для поддержания традиций, наряду с папской добровольной дворянской гвардией и дворцовой стражей существует также папская жандармерия, которая реально обеспечивает общественную безопасность.

Подписанные соглашения были выгодными для обеих сторон, но настоящий политический капитал накопил на этих соглашениях итальянский фашизм, которому удалось расширить социальную базу своего режима. Не случайно дуче открыто заявлял: «Фашистское государство — католическое, но оно — фашистское, более того, оно исключительно и по самой своей природе — фашистское. Католицизм его дополняет, и мы говорим это открыто» [5, с. 318]. В итоге во время выборов 1929 г. духовенство открыто поддержала режим, призвав граждан голосовать за фашистский список кандидатов. Таким образом, 24 марта 1929 г. фашисты одержали победу.

В Латеранских соглашениях присутствовала статья, обязывающая духовных лиц, вступающих в должность, приносить присягу правительству. «Пала последняя крепость, которая могла оказать сопротивление фашизму» [8, с. 60], — писала венская газета.

Муссолини нуждался в поддержке Церкви, пока не был уверен в прочности своих позиций, в стабильности режима. И не приходится говорить

о том, что дуче предполагал отвести Ватикану особую роль в государстве. Его целью при подписании Латеранских соглашений было включение Церкви в фашистский режим в качестве одного (и не маловажного для традиционно католической Италии) но только составляющего компонента [14, р. 69].

Латеранские соглашения, между итальянским государством и Папой, привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и Святым Престолом, к ликвидации «римского вопроса», существовавшего с 1870 г.; определили права и привилегии Церкви, ее положение в итальянском государстве и международное признание.

Как явствует из архивов периода правления Пия IX, открытых в 2006 г., территория государства Ватикан могла быть примерно в два раза больше современной. В 1870 г. правительство Италии, учитывая общественное мнение в стране и за ее пределами, предложило Пию IX создать карликовое государство на территории ватиканского холма, включая район Борджо, располагающийся между собором св. Петра и замком Святого Ангела. Это предложение понтифик счел недопустимым, согласиться принять от правительства предложенные территории означало бы санкционировать формально свершившуюся аннексию папского государства.

Появление нового государства привлекло внимание европейских СМИ к персоне Папы Пия XI, о нем стали выходить статьи и публиковались его биографии [4, с. 114-115]. Но, пожалуй, это слабое утешение ввиду прочих итогов сотрудничества Ватикана и фашистского режима, Латеранские соглашения не защитили Римско-католическую церковь от унижения и оскорбления со стороны фашизма. Вскоре выяснилось, что полное согласие иллюзорно. Относившийся скептически к фашизму Государственный секретарь Ватикана Гаспарри в начале февраля 1930 г. ушел в отставку. Его преемником стал берлинский нунций Эудженио Пачелли (будущий Папа Пий XII).

Впервые Папа столкнулся с фашистским тоталитаризмом на почве нарушения свободы «Католического действия» и монополизации воспитания молодежи. «Были распущены молодежные и университетские организации Католического действия» [13, р. 181]. Против ущемляющих мер Папа выступил с протестом в своей энциклике Non abbiamo bisogno от 5 июля 1931 г. Объектом критики понтифик сделал экстремизм фашистского режима, затрагивающий церковь [11, р. 17], но Пачелли поспешил сгладить открытый конфликт, написав письмо. Он направил к Муссолини в качестве посредника ответственного за дела ватиканской печати иезуита Таччи Вентури с текстом, объясняющим действия Папы. 2 сентября 1931 года мир уже был достигнут.

Ватикан частично выполнил требования фашистов: католические общественные организации сохранялись лишь формально, и они были еще строже подчинены иерархии (духовенству и «Католическому действию» вновь было запрещено участвовать в политической и общественной деятельности Италии).

Но все же Папа не стал категорично дистанцироваться от прежнего союза с фашизмом и ярко продемонстрировал свое расположение в авантюре Б. Муссолини по захвату Эфиопии (в то время более известной как Абиссинии).

В октябре 1935 г. итальянские войска вторглись на территорию Эфиопии. Эфиопские войска оказали ожесточённое сопротивление, иногда добиваясь временных успехов. Однако 31 марта 1936 г. основные силы эфиопской армии были разгромлены в сражении при Май-Чоу, а 1 июня 1936 г. Италия объявила о включении Эфиопии в состав колонии Итальянская Восточная Африка.

В этой войне удивительно точно совпали интересы фашистского режима и Церкви, Папа торжественно благословил эту войну.

Заинтересованность Ватикана в этой войне достаточно проста, основным религиозным объединением страны была Эфиопская церковь (восточное христианство придерживающееся монофизит-ства), и не воспользоваться случаем и утвердить влияние папской власти под военным надзором Пий XI не мог удержаться.

Одним из промежуточных итогов фашистковатиканских отношений в Италии стало подписание Ватиканом конкордата с Германией в 1933 г. [11, р. 239].

На пути к власти Б. Муссолини преодолел много преград, как материальных, так и моральных. Советские историки зачастую забывали упомянуть о Ватикане, когда описывали приход фашистов к власти в Италии. Но мы видим, что без сотрудничества с Ватиканом, разумеется, не без

определенных противостояний, Муссолини крайне сложно было бы получить столь желанную власть.

Однозначно говорить о том, какие моральные преграды преодолевал на этом пути Папа Римский Пий XI, мы не можем. Но сомнительным будет мнение, что Папа переступал через себя, выстраивая союз с фашизмом, уж слишком близко было ему авторитарное устройство фашизма и его внешнеполитические амбиции.

За многие столетия в Ватикане сложилась оригинальная практика управления, и одно можно сказать с уверенностью об этой системе - Понтифик, пришедший к власти, не будет критиковать или акцентировать свое внимание на ошибках его предшественников. Более того, считается хорошим тоном объявить блаженными (первая степень святости) одного или нескольких из своих предшественников. Поэтому ожидать переоценки правления Папы Пия XI из уст представителей Церкви не стоит, для этого должно пройти несколько веков. Ярким и, пожалуй, единственным примером здесь является позиция Иоанна Павла II и его переоценка событий эпохи инквизиции.

18 сентября 2006 г. Ватикан рассекретил свои архивы понтификата Пия XI 1922—1939 гг. Таким образом, Папа Римский Бенедикт XVI выполнил обещание своего предшественника Иоанна Павла II, который в 2003 г. распорядился досрочно рассекретить все документы, проливающие свет на отношения между Ватиканом и Германией с 1922 по 1939 годы. Для нашей проблематики эти архивы имеют фундаментальное значение. Необходимо отметить тот факт, что рассекреченные материалы носят или нейтральный или положительный характер в отношении Святого Престола. Было бы неразумно предположить, что Ватикан предъявит миру факты, которые могли задеть репутацию города-государства.

Литература

1. Венгер, А. Рим и Москва. 1900-1950 / А. Вегнер. - М., 2000. - 616 с.

2. Винтер, Э. Политика Ватикана в отношении СССР 1917-1968 гг. / Э. Витнер. - М., 1976. - 250 с.

3. Кожин, Г. К характеристике деятельности Ватикана за последние двадцать лет (1929-1949 гг.) [Электронный ресурс] / Г.К. Кожин. - URL: http://www.mssianchurchusa.org/index.php3?mode=1299&6&ln =ru - Дата обращения: 14.01.09.

4. Коровин, Е. А. Католицизм как фактор современной мировой политики / Е. А. Коровин. - М., 1931. - 142 с.

5. Лаврецкий, И. Ватикан / И. Лаврецкий. - М., 1957. - 334 с.

6. Мэнхэттен, А. Ватикан - католическая церковь - оплот мировой реакции / А. Мэнхеттен. - М., 1948. - 389 с.

7. Токарева, Е. С. Фашизм, церковь и католическое движение в Италии, 1922-1943 гг. / отв. ред. И. В. Григорьева. - М., 1999. - 365 с.

8. Шейнман, М. М. Ватикан во второй мировой войне / М. М. Шейнман. - М., 1951. - 353 с.

9. Шейнман, М. М. Ватикан между двумя мировыми войнами / М. М. Шейнман. - М., 1948. - 239 с.

10. Charles-Roux, F. Huitans a Vatican. 1932-1940 / F. Charles-Roux. - Paris, 1947. - 398 p.

11. Lehman, L. H. Vatican policy in the Second World War / L. H. Lehman. - NY, 1946. - 265 p.

12. Reardon, M. Pope Piuse XII: Rock of Peace / M. Reardon. - Dutton, 1950. - 76 p.

13. Rhodes, A. The Vatican in the age of the dictators 1922-1945 / A. Rhodes. - London, 1973. - 258 p.

14. Townsend, W. The biography of his holiness Pope Pius XI / W. Townsend. - London, 1930. - 181 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.