УДК 378.14
О. А. Воскрекасенко
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ВУЗА
Аннотация. В статье обосновывается необходимость и раскрывается сущность гендерного подхода применительно к решению проблемы педагогического сопровождения адаптации студентов к условиям вуза. Особое внимание в статье уделено анализу особенностей протекания адаптационных процессов у юношей и девушек, обусловленных биологическими и социокультурными требованиями к мужчинам и женщинам, а также проблеме преодоления гендерных стереотипов в процессе педагогического взаимодействия со студентами.
Ключевые слова: гендерный подход, педагогическое сопровождение, адаптация, студенты.
Abstract. The article substantiates the necessity and discloses the essence of the hender approach applied to pedagogical covering of students’ adaptation to university conditions problem solving. Special attention is paid to young men and girls’ adaptation process piculiarities stipulated by biological and sociocultural demands to men and women. The article also deals with the problem of overcoming hender stereotypes in pedagogical interection with students.
Keywords: hender approach, pedagogical covering, adaptation, students.
С 90-х гг. прошлого века гендерная проблематика заняла прочное место среди социально-психологических и педагогических исследований (С. Г. Айвазова, О. А. Воронина, И. А. Жеребкина, Е. А. Здравомыслова, Т. А. Кле-менкова, И. С. Клецина, О. И. Ключко, И. С. Кон, М. М. Малышева, Л. В. Попова, Л. В. Штырева и др.). День сегодняшний характеризуется бурным развитием гендерных исследований и попыткой интегрировать гендерный подход в гуманитарные науки, в частности в педагогику, в содержание общего и высшего образования.
Гендерный подход в психолого-педагогическом знании направлен на изучение: психологических особенностей, обусловленных социокультурными требованиями к мужчине и женщине; механизмов формирования гендерных характеристик; влияния институтов социализации на развитие мальчиков и девочек, юношей и девушек; преодоление негативного воздействия гендерной ассиметрии на подрастающее поколение, создание условий для развития способностей и склонностей независимо от пола ребенка; гендерное просвещение общества [1].
В контексте нашего исследования гендерный подход к осуществлению педагогического сопровождения адаптации студентов к условиям вуза включает в себя: во-первых, выявление и учет в педагогическом процессе вуза особенностей протекания адаптационных процессов у студентов, обусловленных биологическими и социокультурными требованиями к мужчинам и женщинам; во-вторых, преодоление гендерных стереотипов в процессе педагогического взаимодействия со студентами и гендерное просвещение молодежи.
Студенческие годы являются важнейшим этапом вторичной гендерной социализации, что актуализирует обращение к гендерной проблематике при-
менительно к данной возрастной группе. Вместе с тем при всей широте исследований (Г. И. Александров, И. А. Аливердиева, Д. А. Андреева, Е. И. Болотова, В. И. Брудный, Т. Ю. Волгина, Н. К. Грицкевич, А. Ф. Добрынин, С. А. Егорова, С. В. Забегалина, А. Н. Макарова, О. В. Нагоркина, С. А. Сала-тинян, Т. Н. Сафонова, А. В. Сиомичев, Ю. А. Ходарковская, В. Т. Хорошко, Р. Р. Хусаинова, Н. Е. Шафажинская, Н. П. Штенцова и др.) проблема адаптации студентов к условиям вуза изучается с точки зрения раскрытия общих закономерностей протекания якобы универсального социально-психологического процесса, без учета влияния психологии пола. Рассмотрим правомерность осуществления педагогического сопровождения адаптации студентов на основе гендерного подхода.
Принципиальное значение для понимания биологических предпосылок гендерного подхода к проблеме адаптации студентов имеет концепция В. А. Геодакяна о роли полов в передаче и преобразовании генетической информации [2]. На основе данных генетики и общих положений теории информации он показал назначения половой дифференциации в приспособлении к меняющимся условиям среды.
Самовоспроизводство любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность - консервативный фактор, который стремится сохранить не измененными у потомства родительские признаки, и изменчивость, способствующую возникновению новых признаков. Самки олицетворяют постоянную память вида, а самцы - оперативную, временную. Изменение внешних условий сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с внешней средой. После отсеивания устойчивых сдвигов от случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками. Все новые признаки в развитии вида сначала возникают у самцов, воплощающих в себе признаки изменчивости, и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты.
Основные положения теории пола, обоснованные В. А. Геодакяном, имеют большое значение и для понимания особенностей процесса адаптации на личностном уровне. Широкая норма реакции женского пола в адаптационной ситуации, по мнению ученого, обеспечивает женщинам более высокую, чем у мужчин, пластичность в онтогенезе. Отбор в зонах дискомфорта у мужского и женского пола идет в разных направлениях. Благодаря широкой норме реакции женский пол может «выбраться» из этих зон за счет воспи-туемости, обучаемости, конформности. Для мужского пола такой путь закрыт из-за узкой нормы реакции. Только находчивость, изобретательность могут обеспечить ему выживание в дискомфортных условиях. Иными словами, приходит к выводу В. А. Геодакян, женщины приспосабливаются к ситуации, мужчины выходят из нее, найдя новое решение.
Не впадая в крайность биологизации социально-психологического феномена адаптации личности, с далеко идущими выводами о большей готовности мужчин к изменениям и консервативности, конформности женщин, общие положения концепции позволяют говорить о биологических предпосылках функционального разделения полов в процессе приспособления к меняющимся условиям среды и целесообразности гендерного подхода к педагогическому сопровождению адаптации студентов. Необходимость последнего находит свое подтверждение и в психолого-педагогических исследованиях.
Современные исследования адаптации показывают, что девушки, по сравнению с юношами, больше включены в адаптационный процесс, глубже вовлечены в новую социальную среду [3, 4]. Так, Н. Г. Колызаева, изучая формирование адаптивных характеристик личности у студентов-первокурс-ников, обратила внимание на различия в женских и мужских корреляционных плеядах [3]. Женские корреляционные плеяды плотнее, структурированее, с относительно большим количеством характеристик личности и связей между ними, а мужские, напротив, фрагментарные, неплотные, с относительно меньшим количеством характеристик личности и связей. Высокая степень интегрированности связей в женских плеядах, приходит она к выводу, показывает относительно большую включенность студенток-первокурсниц в адаптационный процесс.
Исследование Н. Г. Колызаевой также показало, что в процессе формирования адаптивных характеристик личности у студенток более выражена тенденция изменчивости, а у студентов - тенденция постоянства. Девушки реагируют на новую социальную среду большим количеством изменяющихся адаптивных характеристик личности. По данным исследователя, в ходе адаптации первокурсников к условиям вуза у студенток изменяются 59 %, а у студентов - 29 % от общего количества характеристик личности, влияющих на эффективность процесса адаптации.
Результативность процесса адаптации во многом определяется эффективностью осуществленного личностью выбора индивидуальных адаптационных стратегий. Традиционно выделяют три стратегии адаптации: активную (т.е. целенаправленную преобразовательную деятельность человека в соответствии с его конкретными адаптационными потребностями), реактивную (т.е. адаптацию посредством изменения внутренних психических структур) и комбинированную (адаптацию посредством изменения ситуации и внутренних психологических структур). Выводы Н. Г. Колызаевой о соотношении тенденции «изменчивость - постоянство» у юношей и девушек позволили сделать предположение о предрасположенности студенток к выбору комбинированных стратегий адаптации, а студентов - к выбору активных адаптационных стратегий. Гипотеза нашла свое подтверждение в ходе опытноэкспериментальной работы по развитию адаптивности [4].
При всей целостности адаптационного процесса его интенсивность в отдельных сферах жизнедеятельности и субъективная оценка успешности протекания адаптации у юношей и девушек различны. Это связано с особенностями стиля жизни и направленности интересов. При всех индивидуальных и культурно-исторических вариациях мужской стиль жизни большей частью бывает предметно-инструментальным, а женский - эмоционально-экспрессивным [5]. Несмотря на выравнивание социальных различий и различий полоролевого характера, у мужчин на первом плане стоит профессиональнотрудовая деятельность, у женщин - межличностные отношения, семья. Следовательно, наибольшая интенсивность адаптационного процесса будет наблюдаться в наиболее значимых для юношей и девушек сферах жизнедеятельности, что и было выявлено в ходе эксперимента по формированию адаптивных характеристик личности [3, 4].
На стадии адаптивной реакции (1-й курс обучения) наибольшее напряжение личностной системы у студенток вызывают стабильные факторы среды, т.е. собственно социальная среда, а у студентов - ситуативные факторы
среды, т.е. собственно деятельность. Разумеется, подобное разделение имеет достаточно условный характер, так как обе подгруппы испытуемых включены в целостный адаптационный процесс со всей совокупностью действующих факторов. Тем не менее, отмеченные тенденции позволяют говорить о том, что направленность на общение и направленность на деятельность (т.е. на внешние или на внутренние условия обучения) являются достаточно общими закономерностями адаптивного поведения юношей и девушек.
На эффективность процесса адаптации, выбор тех или иных стратегий адаптации оказывают влияние самостоятельность, активность субъекта адаптационного взаимодействия. Многие педагоги и психологи до сих пор считают активность, соревновательность, доминантность более свойственными мужскому полу, а послушность - женскому. Однако многое зависит от возраста, особенностей воспитания, содержания деятельности. Но есть и непреложные факты. Во всем животном мире самцы и самки различаются по своему энергетическому балансу и способам его расходования, что связано с врожденными гормональными различиями [5-7].
С гормональными различиями связана и большая агрессивность мужчин. В психологических исследованиях отмечается, что юноши чаще проявляют явную агрессию, а девушки - скрытую враждебность. И. С. Кон относит большую агрессивность мужчин к транскультурным, даже межвидовым филогенетическим константам [5]. Что касается творческой, поисковой активности, самостоятельности, ответственности за важнейшие события своей жизни, эти характеристики формируются в процессе социализации и относятся к индивидуально-типологическим, а не к половым различиям.
Значительное влияние на ход адаптации личности в коллективе оказывает уровень развития коммуникативных способностей. Общение со сверстниками у юношей и девушек носит отчетливо полодиморфический характер. Так, в исследовании Б. И. Додонова общей эмоциональной направленности студентов было выявлено, что к коммуникативному типу относятся почти 50 % исследованных девушек и немного меньше - 20 % - юношей [8]. Помимо количественных различий в степени общительности юношей и девушек, имеют место качественные различия в структуре и содержании их общения, накладывающие отпечаток на особенности личностной адаптации в коллективе.
Мужское общение, как и весь стиль жизни, скорее предметно и инструментально, чем экспрессивно. Содержание совместной деятельности и успех в ней значат для юношей больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам совместной деятельности. Женский стиль общения -более экспрессивный. Девушки вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится. Содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. Мужское общение отличается большей эмоциональной сдержанностью, тогда как женщины свободнее и полнее выражают свои чувства и эмоции [5-9].
Различие в стиле общения мужчин и женщин, по мнению И. С. Кона, тесно связано с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или фемининности. Мужской стиль, традиционно ориентированный на поддержание статуса, обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Женский стиль рассчитан на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими [5].
Характеристика особенностей мужского и женского стилей общения не несет однозначной оценки степени их адаптирующей направленности. В зависимости от конкретных условий адаптационной ситуации они могут как способствовать успешной личностной адаптации, так и препятствовать ей. В одной ситуации необходима женская направленность на общение, доверительность, умение установить эмоциональный контакт, тогда как в другой -сдержанность, четкое следование социальной роли, умение держать дистанцию. Более того, коммуникативные умения и навыки формируются в процессе общения и поддаются психолого-педагогической корректировке.
Наряду с особенностями коммуникативной деятельности юношей и девушек, специфическое влияние на протекание адаптационного процесса и выбор индивидуальных стратегий адаптации оказывают половые различия в эмоциональной сфере, уровне эмпатии и самораскрытия. Существенные половые различия в названной сфере отмечаются практически всеми исследователями данного вопроса [5-9].
Как показывают дифференцированные исследования, женщины вообще эмоционально тоньше, чувствительнее мужчин, они превосходят мужчин в глубине переживаний. Психологи отмечают у женщин богатый «внутренний опыт», ведущую роль подсознательной и эмоциональной сферы, интуиции над логическими суждениями, высоко развитое чутье, позволяющее выбрать оптимальный способ разрешения проблемной ситуации [5]. Склонность к рефлексии, интерес к внутреннему миру окружающих людей, «внутренний интуитивный опыт» способствуют адаптации на межличностном уровне. Знание своих психологических особенностей позволяет сделать выбор индивидуальных адаптационных стратегий более эффективным, а интерес к жизни других - расширить имеющийся репертуар приемов и способов личностной адаптации.
Однако сильная эмоциональность, склонность к рефлексии делают девушек коммуникативно более ранимыми. Женская психика быстрее входит в невротическое состояние [7]. Так, уже на начальном этапе адаптации у студенток, по сравнению со студентами, наблюдается увеличение показателей невротичности, депрессивности, стесненности, эмоциональной лабильности, личностной и дезорганизующей тревожности. У студентов, напротив, выше значение показателей спокойствия, экстравертированности, интернальности, ситуативной и способствующей тревожности. Аналогичная картина наблюдается и в стрессовой ситуации (зачеты, экзамены) [3].
Многие психологи отмечают большую тревожность представительниц женского пола [7]. Это утверждение так же неоднозначно, как и само влияние тревожности на процесс адаптации личности. Ситуативная тревожность может служить сигналом какого-либо неблагополучия и необходимости мобилизации сил. Тревожность как характеристика личности, как правило, коррелирует с неадекватной самооценкой и мешает выбору наиболее эффективных в конкретной адаптационной ситуации индивидуальных адаптационных стратегий; в стрессовой ситуации толкает к хаотической активности или действиям по заложенному стереотипу.
В процессе адаптации к условиям вуза девушки выглядят более тревожными, чем их сверстники противоположного пола. Однако измерение эмоциональных реакций в стрессовых ситуациях с помощью КГР показывает, что половые различия невелики. Сопоставляя эти факты с тем, что традици-
онная мужская роль запрещает испытывать страх, психологи полагают, что юноши подавляют или утаивают часть своих не соответствующих идеалу маскулинности чувств и переживаний, тогда как девушки не испытывают стеснения и открыто говорят о своих страхах, опасениях [7].
Важную роль в успешной адаптации к новым условиям жизнедеятельности играет адекватная самооценка. Самооценка, выступая в качестве регулятора деятельности, оказывает влияние на выбор индивидуальных стратегий адаптации. Половые различия проявляются в основных характеристиках самооценки юношей и девушек: в объеме, точности, устойчивости.
По мнению психологов, девушки гораздо самокритичнее юношей, более реалистичны в оценке своих возможностей, более требовательны к себе [8]. Представители мужского пола во всех возрастах склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девушки. При этом юноши часто переоценивают свои способности и положение среди сверстников, не любят признавать свои слабости и недостаточно прислушиваются к информации, которая противоречит их завышенной самооценке [5-8]. Это мешает объективному анализу адаптационной ситуации и своих реальных возможностей, приводит к дисбалансу активных и реактивных страстей индивидуального приспособления.
Большинство психологов сходятся во мнении, что стержневыми в самооценке девушек являются коммуникативные качества, выражающие отношения личности к коллективу и другим людям, у юношей - интеллектуальные и волевые качества и качества, характеризующие отношение к труду. И. С. Кон объясняет подобного рода различия тем, что самооценка юношей и девушек в значительной степени зависит от представлений об идеале мужчины и женщины [7]. Ядро личности и самосознания юношей во многом зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной сфере деятельности. В женском самосознании семье и межличностным отношениям отводится большее место, чем профессиональной деятельности. Соответственно, различаются и критерии юношеских и девичьих самооценок. Так, например, проблемы с академической успеваемостью у студентки могут компенсироваться наличием престижных поклонников и положением в референтной группе. Адекватная самооценка, выступая регулятором деятельности, способствует мобилизации адаптационных ресурсов в наиболее значимых для юношей и девушек сферах жизнедеятельности.
Выделение особенностей адаптации юношей и девушек не содержит в себе оценочного суждения о большей или меньшей приспособленности психики одного из полов к успешному протеканию адаптационного процесса. Способность к адаптации зависит не от половой принадлежности, а от выбора адекватных условиям существования приемов и способов адаптации.
Влияние полового диморфизма на протекание процесса адаптации у студентов и студенток бесспорно. Необходимость гендерного подхода к осуществлению педагогического сопровождения адаптации студентов как условия эффективной деятельности педагога не вызывает сомнения. Однако в работе со студентами-первокурсниками следует учитывать реалии современной жизни: на наших глазах происходит резкое ослабление поляризации мужских и женских социальных ролей. Общая трудовая деятельность и совместное обучение в значительной мере нивелируют традиционные различия в нормах поведения и психологии мужчин и женщин.
Традиционно считалось, что успешной социальной адаптации личности способствует факт соответствия идеалу фемининности у женщин и маскулинности у мужчин. Но идеалы фемининности и маскулинности сейчас как никогда противоречивы. Жизнь предъявляет иные требования к современным мужчинам и женщинам. Под их влиянием меняются идеалы фемининности и маскулинности.
В настоящее время психологи все больше склоняются к точке зрения, что приверженность жесткой регламентации традиционных ролей, максимальное соответствие установок и реакций полоролевому стереотипу тормозят процесс личностной адаптации не только на профессиональном, но и на семейном уровне, уровне межполового общения, приводит к гендерным конфликтам (И. С. Клецина, И. С. Кон, А. В. Петровский, М. В. Шайкова). Индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают богатым поведенческим репертуаром, психологически более благополучны и успешнее адаптируются к новым условиям жизнедеятельности [5].
Тем не менее, большинство педагогов ориентировано в процессе взаимодействия со студентами на во многом устаревшие, мало соответствующие требованиям современности и ограничивающие как женщин, так и мужчин идеалы мужественности и женственности. Крайним проявлением данного явления стали рассуждения о необходимости возрождения традиций раздельного обучения. Педагоги, говоря о необходимости учета психологии пола, часто строят педагогическое взаимодействие в соответствии с полоролевыми стереотипами. Например, высокий результат, достигнутый студентом, преподаватели чаще всего объясняют его способностями, а точно такой же результат, достигнутый студенткой, - ее трудолюбием, усидчивостью, случайной удачей.
Существующие в сознании педагогов гендерные стереотипы поддерживают традиционную гендерную систему с ориентацией на четкое разделение норм и правил поведения, сфер жизнедеятельности и обязанностей на «мужские» и «женские», жестко регламентируя и тем самым ограничивая развитие личности, тормозя процесс как социально-психологической, так и профессиональной адаптации.
В современных социокультурных условиях гендерный подход не означает навязывание жесткой полоролевой модели поведения в адаптационной ситуации и формирование личности в соответствии с во многом устаревшими идеалами фемининности и маскулинности. Для успешной адаптации студентов целесообразна дифференциация педагогического взаимодействия на основе учета психологических характеристик юношей и девушек, особенностей протекания адаптационного процесса в зависимости от пола.
Список литературы
1. Гендерная педагогика и психология : учебное пособие / под общ. ред. О. И. Ключко. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005.
2. Геодакян, В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека / В. А. Геодакян // Человек в системе наук. - М., 1989. - С. 171-189.
3. Колызаева, Н. Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения : дис. ... канд. психол. наук / Колызаева Н. Г. - Л., 1989.
4. Воскрекасенко, О. А. Развитие адаптационных способностей старшеклассников с позиции личностного выбора / О. А. Воскрекасенко // Актуальные про-
блемы современной педагогики : межвузовский сборник научных трудов. - Пенза : ПГПУ, 2001. - С. 45-48.
5. Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. - М. : Медицина, 1990.
6. Кон, И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. -1981. - № 2. - С. 47-57.
7. Кон, И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989.
8. Шабанов, С. Ф. Психологический анализ половых различий в оценке и самооценке у студентов : дис. ... канд. психол. наук / Шабанов С. Ф. - Баку, 1987.
9. Бедас, Т. В. Гендерная психология : учебное пособие / Т. В. Бедас. - СПб. : Питер, 2005.
Воскрекасенко Ольга Александровна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
Voskrekasenko Olga Alexandrovna Candidate of pedagogic sciences, associate professor, sub-department of pedagogy, Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky
E-mail: [email protected]
УДК 378.14 Воскрекасенко, О. А.
Гендерный подход к осуществлению педагогического сопровождения адаптации студентов к условиям вуза / О. А. Воскрекасенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2010. - № 2 (14). - С. 135-142.