Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ'

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрельникова Юлия Юрьевна

В статье рассмотрен гендерный аспект взаимосвязи субъективного благополучия обучающихся образовательной организации МВД России с базовыми убеждениями личности и удовлетворённостью учебной деятельностью. Актуальность исследования состоит в том, что своевременная диагностика и коррекция уровня субъективного благополучия обучающихся ведомственных образовательных организаций способствует сохранению соматического и психологического здоровья, тем самым пролонгируя профессиональное долголетие будущих сотрудников полиции. В эмпирическом исследовании приняли участие 240 респондентов (n = 109 мужского пола; n = 131 женского пола), средний возраст - 20,09 ± 1,1 лет: курсанты второго и третьего курсов факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка. Методики исследования: анонимная анкета, «Шкала субъективного благополучия» (М. В. Соколовой), «Шкала базисных убеждений личности» (М. А. Падун, А. В. Котельникова). В результате исследования установлено, что курсанты мужского пола чаще занимаются спортом, больше удовлетворены учебной деятельностью и своим эмоциональным состоянием. Девушки демонстрируют более высокий уровень субъективного благополучия, удовлетворённости повседневной деятельностью, позитивно оценивают социальное окружение, однако им чаще, чем юношам, присущи изменения настроения, негативные эмоциональные состояния. Чаще болеют пессимистично настроенные курсанты, не верящие в удачу, доброжелательность, справедливость окружающего мира и в способность контролировать свою жизнь. Частая заболеваемость в течение года и профессиональные занятия спортом снижают удовлетворённость учебной деятельностью. «Мишенями» психологической коррекции могут являться: иррациональные установки и способы их замещения на рациональные, рефлексивные способности, осознание негативного влияния «автоматических мыслей», принятие ответственности, развитие волевой активности, позитивных эмоций, мышления и поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стрельникова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ASPECT OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF THE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

The article considers the gender aspect of the relationship between the subjective well-being of students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the basic beliefs of the individual and satisfaction with educational activities. The relevance of the study lies in the fact that timely diagnosis and correction of the level of subjective well-being of students of departmental educational organizations contributes to the preservation of somatic and psychological health, thereby prolonging the professional longevity of future police officers. The empirical study involved 240 respondents (n = 109 males; n =131 females), average age - 20.09 ± 1.1 years: cadets of the second and third courses of the Faculty of Police Training for Public Order Protection Units. Research methods: anonymous questionnaire, «Scale of subjective well-being» (M. V. Sokolova), «Scale of basic beliefs of the individual» (M. A. Padun, A. V. Kotelnikova). As a result of the study, it was found that male cadets go in for sports more often, are more satisfied with their educational activities and their emotional state. Girls demonstrate a higher level of subjective well-being, satisfaction with daily activities, positively assess the social environment, but they are more likely than boys to have mood changes and negative emotional states. More often, pessimistic cadets who do not believe in luck, goodwill, fairness of the world around and in the ability to control their lives get sick more often. Frequent morbidity during the year and professional sports activities reduce satisfaction with educational activities. The «targets» of psychological correction can be: irrational attitudes and ways to replace them with rational, reflective abilities, awareness of the negative impact of «automatic thoughts», acceptance of responsibility, development of volitional activity, positive emotions, thinking and behavior.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ»

Научная статья УДК 159.923.3

ао1: 10.35750/2071-8284-2022-3-198-206

Юлия Юрьевна Стрельникова

доктор психологических наук, доцент https://orcid.org/0000-0002-8375-1293, [email protected]

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Гендерный аспект субъективного благополучия обучающихся образовательной организации

МВД России

Аннотация: В статье рассмотрен гендерный аспект взаимосвязи субъективного благополучия обучающихся образовательной организации МВД России с базовыми убеждениями личности и удовлетворённостью учебной деятельностью.

Актуальность исследования состоит в том, что своевременная диагностика и коррекция уровня субъективного благополучия обучающихся ведомственных образовательных организаций способствует сохранению соматического и психологического здоровья, тем самым пролонгируя профессиональное долголетие будущих сотрудников полиции. В эмпирическом исследовании приняли участие 240 респондентов (п = 109 мужского пола; п = 131 женского пола), средний возраст - 20,09 ± 1,1 лет: курсанты второго и третьего курсов факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка.

Методики исследования: анонимная анкета, «Шкала субъективного благополучия» (М. В. Соколовой), «Шкала базисных убеждений личности» (М. А. Падун, А. В. Котельникова).

В результате исследования установлено, что курсанты мужского пола чаще занимаются спортом, больше удовлетворены учебной деятельностью и своим эмоциональным состоянием. Девушки демонстрируют более высокий уровень субъективного благополучия, удовлетворённости повседневной деятельностью, позитивно оценивают социальное окружение, однако им чаще, чем юношам, присущи изменения настроения, негативные эмоциональные состояния. Чаще болеют пессимистично настроенные курсанты, не верящие в удачу, доброжелательность, справедливость окружающего мира и в способность контролировать свою жизнь. Частая заболеваемость в течение года и профессиональные занятия спортом снижают удовлетворённость учебной деятельностью.

«Мишенями» психологической коррекции могут являться: иррациональные установки и способы их замещения на рациональные, рефлексивные способности, осознание негативного влияния «автоматических мыслей», принятие ответственности, развитие волевой активности, позитивных эмоций, мышления и поведения.

Ключевые слова: гендерный подход, субъективное благополучие, базовые убеждения личности, удовлетворённость учебной деятельностью, заболеваемость

Для цитирования: Стрельникова Ю. Ю. Гендерный аспект субъективного благополучия обучающихся образовательной организации МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 3 (95). - С. 198-206; ёо1: 10.35750/2071-8284-2022-3-198-206.

© Стрельникова Ю. Ю., 2022

Yulia Yu. Strelnikova

Doctor Sci. (Psy.), Docent https://orcid.org/0000-0002-8375-1293, [email protected]

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

Gender aspect of subjective well-being of the students in the educational organization of the Russian Interior Ministry

Abstract: The article considers the gender aspect of the relationship between the subjective well-being of students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the basic beliefs of the individual and satisfaction with educational activities.

The relevance of the study lies in the fact that timely diagnosis and correction of the level of subjective well-being of students of departmental educational organizations contributes to the preservation of somatic and psychological health, thereby prolonging the professional longevity of future police officers. The empirical study involved 240 respondents (n = 109 males; n =131 females), average age - 20.09 ± 1.1 years: cadets of the second and third courses of the Faculty of Police Training for Public Order Protection Units.

Research methods: anonymous questionnaire, «Scale of subjective well-being» (M. V. Sokolova), «Scale of basic beliefs of the individual» (M. A. Padun, A. V. Kotelnikova).

As a result of the study, it was found that male cadets go in for sports more often, are more satisfied with their educational activities and their emotional state. Girls demonstrate a higher level of subjective well-being, satisfaction with daily activities, positively assess the social environment, but they are more likely than boys to have mood changes and negative emotional states. More often, pessimistic cadets who do not believe in luck, goodwill, fairness of the world around and in the ability to control their lives get sick more often. Frequent morbidity during the year and professional sports activities reduce satisfaction with educational activities.

The «targets» of psychological correction can be: irrational attitudes and ways to replace them with rational, reflective abilities, awareness of the negative impact of «automatic thoughts», acceptance of responsibility, development of volitional activity, positive emotions, thinking and behavior.

Keywords: gender approach, subjective well-being, basic beliefs of personality, satisfaction with learning activities, morbidity

For citation: Strelnikova Yu. Yu. Gender aspect of subjective well-being of the students in the educational organization of the Russian Interior Ministry// Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - № 3 (95). - P. 198-206; doi: 10.35750/2071-8284-2022-3-198-206.

В психологической науке традиционно используется тендерный подход к изучению психических явлений, поскольку половой диморфизм и половой символизм определяют психологические различия между мужчинами и женщинами. При этом тендерный аспект рассматривается не с анатомо-физиологических позиций половой принадлежности, а как «социокультурный конструкт пола», «социальная модель мужчин и женщин, определяющая их положение, роль в обществе и его институтах»1 в пространственно-временной (исторической)

1 Словарь тендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». - Москва: Информация XXI век, 2002. - 256 с.

перспективе. Психологические стереотипы ген-дерной роли мужчин и женщин складываются из социальных ожиданий, взглядов и предположений об их личностных особенностях, жизненных ценностях, предпочтениях, «нормах поведения» и др., накладывая свой отпечаток на экзистенциальные представления человека о счастье, любви, свободе, добре, зле, смысле и «наполненности» жизни. По мнению многих авторов (Л. И. Божович, И. С. Кон, Н. В. Кулагина, С. А. Бутковская, Н. В. Гончарова, В. С. Мухина, Г. В. Лозовая, Е. Ю. Панчук и др.), профессиональные склонности, мотивация выбора профессии, профессиональная адаптация, удовлетворённость трудом также зависят от типа гендерной идентичности и базисных убеждений личности. Поэтому представляется актуальным

исследование гендерного аспекта субъективного благополучия обучающихся образовательной организации МВД России как важного компонента удовлетворённости деятельностью и становления их профессиональной идентичности.

Анализ отечественных и зарубежных научных источников показывает многоаспектность и сложность изучения указанной проблематики в силу противоречивых трактовок понятия «субъективное благополучие», различных ракурсов его рассмотрения, а также вследствие множественности влияния на результат исследования внешних и внутренних факторов. Например, Р. М. Райан выделила два основных подхода к пониманию субъективного благополучия личности - гедонистический и эвдемонистический [18]. Представители гедонистического подхода рассматривают данное явление в контексте удовлетворённости или неудовлетворённости человека жизненной ситуацией; в эвдемонистическом подходе в центре внимания личностный рост и самореализация человека как основной фактор его субъективного благополучия. Напротив, Л. В. Куликов утверждает, что нет необходимости говорить о «субъективном» благополучии, так как «все внешние факторы благополучия по самой природе психики могут действовать на переживание благополучия лишь через субъективное восприятие и субъективную оценку, которые обусловлены особенностями всех сфер личности»2. В рамках теории отношений В. Н. Мясищева благополучная личность - это адаптированная личность, которая «изменяясь, развивается, меняется и характер её отношения к действительности» [5, с. 53], при этом восприятие событий «зависит от способов переработки впечатлений и трудностей» [5, с. 63]. Р. М. Шамионов основным элементом субъективного благополучия признает качество межличностного взаимодействия, удовлетворённость положением в обществе [11]. Д. А. Леонтьев определяет субъективное благополучие как «измеримый эквивалент счастья» [4]. В более широком смысле трактует благополучие личности P. J. Cooke, включая в него «физические (здоровый образ жизни и здоровье в целом), психологические и социальные аспекты» [15]. Т. Д. Шевеленкова и П. П. Фесенко определяют психологическое благополучие как «интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, а также степень реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью» [14].

Таким образом, благополучие личности -это интегральный показатель самоощущения (имеющий субъективную и объективную составляющую), включающий в себя актуальное психическое состояние человека, эмоциональ-

2 Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - С. 125.

ную и когнитивную оценку всех сфер жизненных отношений личности (по В. Н. Мясищеву), а также уровень психического и физического здоровья.

В отечественных и зарубежных исследованиях выделяются множество факторов, объясняющих различия в оценке благополучия личности: объективные - возраст, состояние здоровья, уровень материального дохода, образования, наличие работы, жилищные условия, характер профессиональной деятельности, этнокультурная и семейная среда и др.; субъективные - качества личности, психотравмирующий опыт, копинг-стратегии, религиозные и иррациональные установки, базисные убеждения и др.

Например, Э. Динер, один из первых употребивший термин «субъективное благополучие», отмечал его связь со здоровьем и профессиональной успешностью [16]. Н. А. Батурин приводит эмпирические данные, подтверждающие, что «уровень субъективного благополучия повышается с усилением таких качеств, как ин-тернальный локус контроля, оптимизм, эмоциональная устойчивость, терпимость, альтруизм, ответственность, низкая тревожность, мотивация достижения» [3]. Ю. Д. Черткова и Н. М. Зырянова, обследовав 505 респондентов в возрасте от 18 до 78 лет, установили, что «удовлетворенность жизнью взаимосвязана со всеми базисными убеждениями личности, однако наиболее значимыми предикторами являются чувство собственной значимости и убеждения о справедливости окружающего мира» [10]. Р. М. Ша-мионов обнаружил национально-психологические особенности и корреляции субъективного благополучия, базовых убеждений и уверенности в себе на выборках граждан Казахстана и России. Автор пришел к выводу, что наибольший вклад в субъективное благополучие русских вносят базовые убеждения о собственной ценности, значимости и благосклонности мира, а в субъективное благополучие казахов - убеждения об удаче и доброте людей. При этом автор отмечает, что «убеждения объясняют 40 % вариаций психологического благополучия русских и 53 % - казахов» [12].

Исследования специалистов экстремальных видов деятельности также подчеркивают значимость субъективного благополучия для успешного выполнения сложных служебных задач. А. С. Отраднова выявила, что высокие показатели субъективного благополучия свойственны сотрудникам органов внутренних дел (ОВД) с высоким уровнем личных достижений, жизнестойкости, стрессоустойчивости, здоровья, качества общения с близкими [6].

Также активно изучаются предикторы субъективного благополучия обучающихся гражданских и ведомственных вузов, подтверждая их роль в профессиональном становлении личности. Например, Т. А. Басина пришла к выводу, что «иррациональные убеждения отрицательно связаны с уровнем счастья курсантов ведомственной образовательной организации» [2]. С. В. Андриевская и О. А. Козлова получи-

ли подобные результаты на выборке студентов классического университета. По мнению авторов, «повысить уровень жизненной удовлетворённости возможно путём коррекции иррациональных установок», а также «повышая уровень фрустрационной толерантности и рациональности мышления» [1]. В. А. Шаповалом, А. И. Семаковой, А. С. Мельник установлено, что основными факторами, обеспечивающими психологическое благополучие курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России, являются «позитивные межличностные отношения, отсутствие серьёзных значимых тревог, наличие целей и стремление к саморазвитию, эффективность в учебно-служебной деятельности» [13]. Авторами рассмотрена также динамика изменения психологического благополучия в зависимости от курса обучения.

Настоящее исследование является логичным продолжением описанной выше работы, в котором дополнительно рассматривается тендерный аспект указанной проблематики с учётом состояния здоровья обучающихся во взаимосвязи с базисными убеждениями личности. Под «базисными убеждениями» понимаются имплицитные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на его мышление, эмоциональное состояние и поведение.

Цель исследования - установить наличие взаимосвязи между субъективным благополучием и базисными убеждениями личности курсантов мужского и женского пола, обучающихся в Санкт-Петербургском университете МВД России.

Выборку исследования составили обучающиеся 2-х и 3-х курсов факультета подготов-

3 Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. - Санкт-

Петербург: Речь, 2009. - С. 66.

ки сотрудников полиции для подразделении по охране общественного порядка Санкт-Петербургского университета МВД России (n = 40), разделённые на две сравниваемые группы: курсанты мужского (n = 109) и женского (n = 131) пола, средний возраст 20,04 ± 0,9 лет и 20,08 ± 1,1 лет соответственно.

Методы и методики исследования. Для реализации поставленной цели использовались следующие методики: «Шкала субъективного благополучия» (автор А. Перуэ-Баду, адаптация М. В. Соколовой)3, «Шкала базисных убеждений личности» (автор Р. Янофф-Бульман, адаптация М. А. Падун, А. В. Котельникова) [7]. Анонимная анкета содержала вопросы, направленные на изучение ряда социально-психологических и физиологических характеристик: пол, возраст, курс, семейное положение, периодичность физической активности, курения табака, количество соматических заболеваний (дней нетрудоспособности) за год, уровень удовлетворенности учебной деятельностью (субъективная оценка в баллах от 1 до 10, где 1 - абсолютно не удовлетворен, хочу отчислиться; 10 - удовлетворен полностью).

Математическая обработка результатов исследования проводилась в статистической программе «SPSS Statistics 19.0», включала методы описательного, сравнительного и многомерного корреляционного анализа с использованием t-критерия Стьюдента (для оценки достоверности различий независимых выборок), Х2-критерия Пирсона (для сравнения двух независимых эмпирических распределений) и коэффициента корреляции Пирсона. Выбор критерия определялся типом измерительных шкал и нормальностью распределения признаков (критерий Колмогорова-Смирнова).

Результаты исследования

В табл. 1 представлены значимо различающиеся номинативные переменные по двум независимым выборкам.

Таблица 1

Результаты значимых различий номинативных признаков в двух группах обучающихся

(по х2-критерию Пирсона)

Показатели, условные обозначения Эмпирические частоты признаков (%) Р

Юноши (n = 109) Девушки (n = 132)

Периодичность занятий спортом 1 — профессионально занимаюсь 2 — регулярно 3 — редко 4 — не занимаюсь 7 (6,4) 69 (63,3) 31 (28,4) 2 (1,8) 5 (3,8) 60 (45,5) 58 (43,9) 8 (6,8) 0,001

Никотиновая зависимость 1 — нет 2 — иногда 2 - да 72 (66,0) 21 (19,3) 16 (14,7) 96 (72,7) 22 (16,7) 14 (10,6) 0,05

Количество заболеваний за год 0 — не было 2 — 1—2 раза в год 3 — 3—4 раз в год 4 — 5 и более раз в год 21 (19,2) 52 (47,7) 22 (20,3) 14 (12,8) 18 (13,6) 59 (44,7) 35 (26,5) 20 (15,2) 0,05

Курсанты мужского пола регулярнее девушек занимаются спортом, но больше курят (34 % и 27,3 % соответственно). При этом девушки чаще болеют в течение года (86,4 %), в отличие от юношей (80,8 %).

В результате сравнительного анализа в были выявлены статистически значимые различия (р < 0,05) только по показателям «Шкалы субъективного благополучия» и удовлет-

ворённости учебной деятельностью (табл. 2). Напомним, что высокие значения показателей (8-10 стэнов) по «Шкале субъективного благополучия» соответствуют эмоциональному дискомфорту, пессимистичной настроенности и неблагополучию, а низкие (1-3 стэна) свидетельствуют о субъективном благополучии. Среди базовых убеждений личности в обследованных группах значимых различий не выявлено.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа социально-психологических характеристик, субъективного благополучия и базисных убеждений обучающихся образовательной организации МВД России

Значения показателей

Показатель (М±6) t Р

Юноши Девушки

Анонимная анкета

Удовлетворённость учебной 8,25±1,54 7,48±2,1 ] 3,280 0,002*

деятельностью (балл)

«Шкала субъективного благополучия»

Изменения настроения 4,1±1,88 4,76±2,16 2,037 0,046*

Значимость социального 9,93±1,64 9,35±1,36 2,243 0,023*

окружения

Степень удовлетворённости 11,56±2,57 10,63±2,43 3,353 0,001*

повседневной

деятельностью

Субъективное благополучие 5,33±0,88 5,17±0,78 3,191 0,002*

Девушкам чаще, чем юношам, присущи изменения настроения, негативные эмоциональные состояния, переживания, однако качество взаимодействия с социальным окружением, удовлетворённость повседневной деятельностью они оценивают более позитивно, чем юноши. Интересно, что показатель «Удовлетворённость учебной деятельностью», напротив, более позитивно оценен юношами, чем девушками. Противоречивость полученных данных можно объяснить тем, что повседневная деятельность в ведомственной образовательной организации включает не только обучение. Вероятно, девушки придают большую значимость учёбе, эмоциональнее переживают трудности и неудачи, с ней связанные, однако в целом сохраняют удовлетворённость от службы и общения в коллективе. Курсанты мужского пола, наоборот, считают более значимыми не успехи в учебной деятельности, а аспекты, связанные со службой или спортом, поэтому именно их они воспринимают более эмоционально. Кроме того, интегральный показатель субъективного благополучия у девушек ниже, чем у юношей, что соответствует большей выраженности данного

качества. Данное различие можно объяснить большей удовлетворённостью курсантов-женщин повседневной деятельностью и взаимодействием с социальным окружением.

Результаты корреляционного анализа исследованных показателей на общей выборке испытуемых отражены в табл. 3, 4.

Центральным по количеству связей является показатель субъективного благополучия «Изменения настроения». Эмоциональный дискомфорт, пессимистичная настроенность и неудовлетворённость повседневной деятельностью выше у курсантов, имеющих убеждения о несправедливости устройства мира, недружелюбности окружающих, не верящих в удачу и способность контролировать свою жизнь. Несогласованность сформированных базисных убеждений и реальных событий может приводить к разочарованиям, неудовлетворённости служебной деятельностью. Кроме этого, обучающиеся, для которых характерны сниженный эмоциональный фон и склонность к пессимистичному оцениванию действительности, чаще утрачивают трудоспособность. Им также свойственна низкая удовлетворённость учебной

Таблица 3

Корреляционные связи исследованных показателей с удовлетворённостью учебной деятельностью

Значения показателей

Показатель (М ±6) * р

Юноши Девушки

Анонимная анкета

Удовлетворённость учебной 8,25±1,54 7,48±2,11 3,280 0,002*

деятельностью (балл)

«Шкала субъективного благополучия»

Изменения настроения 4,1±1,88 4,7б±2,16 2,037 0,046*

Значимость социального 9,93±1,64 9,35±1,36 2,243 0,023*

окружения

Степень удовлетворённости 11,56±2,57 10,63±2,43 3,353 0,001*

повседневной

деятельностью

Субъективное благополучие 5,33=1=0,88 5,17±0,78 3,191 0,002*

Примечание: ** р < 0,01

Таблица 4

Корреляционные связи показателей субъективного благополучия и базисных убеждений личности у обучающихся

Показатели Изменения настроения Зш1ЧИ мость социального окружения Удовлетворённость повседневной деятельностью

Доброжелательность окружающего мира -0,475*** -0,184** -0,218***

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Справедливость - 0,400*** -0,174** -0,227***

Удача - 0,397*** -0,144* -0,259***

Контроль -0,301*** -0,212***

Заболеваемость за год 0,233*** -0,206**

Возраст 0,198** -0,232***

Удовлетворённость учебной деятельностью 0,577**

Пол 0,128* -0,141* -0,213***

Примечание: * р < 0,05; ** р < 0,01; *** р < 0,001

и повседневной деятельностью, вероятно, в силу необходимости восстанавливать полученные во время болезни пробелы в знаниях, прилагать больше усилий и времени к освоению как пропущенных занятий, так и текущих служебных задач. Удовлетворённость учебной деятельностью отрицательно коррелирует с интенсивными и регулярными занятиями спортом, который отнимает много времени и сил, не способствуя успешности и эффективности обучения.

Значимость социального окружения в структуре субъективного благополучия также связана с базисными убеждениями о доброжелательности окружающего мира, справедливости,

удаче. Вероятно, это объясняется тем, что взаимодействие с доброжелательно настроенными окружающими приносит больше положительных эмоций, а происходящие события кажутся справедливыми и успешными для субъекта. При этом девушкам свойственны более позитивные оценки взаимодействия с социальным окружением и удовлетворённость повседневной деятельностью, что также подтверждается данными сравнительного анализа.

Юноши-курсанты второго курса более удовлетворены учебной деятельностью, чем курсанты женского пола третьего года обучения. Курсанты с высоким уровнем базовых

убеждений о доброжелательности окружающего мира, удаче и контроле, позитивнее оценивают свою учебную деятельность.

Большая удовлетворённость повседневной деятельностью у курсантов старших курсов может объясняться, во-первых, процессом адаптации к условиям обучения и служебной деятельности в новой социальной роли «полицейский», которая также требует смены моделей поведения, убеждений и установок. Во-вторых, тем, что повседневная деятельность обучающихся образовательных организаций МВД России включает в себя не только учебную, но и служебную, огневую, физическую подготовку, а также иные виды деятельности (участие в творческих коллективах, олимпиадах, конкурсах, научном кружке кафедры и др.).

Обсуждение результатов

Таким образом, проведённый анализ показал, что компоненты субъективного благополучия имеют гендерные особенности и взаимосвязи с базисными убеждениями о доброжелательности окружающего мира, справедливости, контроле и удаче. Однако характер этих взаимосвязей для эмоциональных компонентов («Изменения настроения», «Значимость социального окружения») и когнитивного («Удовлетворенность повседневной деятельностью») различны.

Курсанты мужского пола чаще занимаются спортом, больше удовлетворены учебной деятельностью и своим эмоциональным состоянием, чем курсанты женского пола. Девушки демонстрируют более высокий уровень субъективного благополучия, удовлетворённости повседневной деятельностью, позитивно оценивают социальное окружение, однако им чаще, чем юношам, присущи изменения настроения, негативные эмоциональные состояния. Чаще болеют пессимистично настроенные курсанты, не верящие в удачу, доброжелательность, справедливость окружающего мира и в способность контролировать свою жизнь. Частая заболеваемость в течение года и профессиональные занятия спортом, снижают удовлетворённость учебной деятельностью. Курсанты мужского пола второго курса больше удовлетворены учебной деятельностью, чем курсанты женского пола третьего года обучения, при этом более низкая удовлетворённость учебной деятельностью характерна для переживающих эмоциональные трудности. Большая удовлетворённость повседневной деятельностью свойственна обучающимся старших курсов.

Данные выводы подтверждаются исследованиями В. Л. Цветкова, А. И. Ивановой, которые установили взаимосвязи между базовыми убеждениями личности и эмоциональным благополучием. У курсантов Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя с выраженными базовыми убеждениями о значимости собственного «Я» и контролируемости окружающего мира наиболее значимым является мнение социального окружения. Удовлетворённость повседневной деятельностью выражена

сильнее у лиц, имеющих базисные убеждения о доброжелательности и справедливости окружающего мира [9].

Базисные убеждения о доброжелательности окружающего мира, справедливости, контроле и удаче сопутствуют более благоприятному эмоциональному фону обучающихся, положительной оценке социального окружения и своей учебной деятельности. Полученные результаты согласуются с данными Т. В. Угловой, которая также установила взаимосвязь субъективного благополучия «с базисными убеждениями о ценности собственного «Я», доброжелательности окружающего мира, справедливости» [8]. В исследовании, проведенном Gozde Kiral Ucar, Derya Hasta, Meryem Kaynak Malatyali на турецкой выборке, были получены сходные результаты о взаимосвязи между базовыми убеждениями и удовлетворённостью жизнью [17]. Авторы сделали вывод, что базовые убеждения о справедливости и контролируемости окружающего мира положительно связаны с удовлетворённостью жизнью, а убеждение о безнадёжности - отрицательно.

Выявленный гендерный аспект субъективного благополучия позволяет организовать дифференцированный подход к психологическому сопровождению, профилактике заболеваемости и повышению эффективности обучения курсантов образовательной организации МВД России.

Заключение

Для повышения субъективного благополучия курсантов (с учётом гендерных различий) могут быть использованы индивидуальные и групповые формы психологической коррекции в рамках позитивной психотерапии (М. Се-лигман), рационально-эмотивной терапии (А. Эллис), диалектической поведенческой терапии (М. Линехана), когнитивного реконструирования (Дж. Фава), телесно-ориентированной терапии, расширения осознанности (Дж. Кабат-Зинн, Сегал и др.), позитивных психологических интервенций (С. Любомирски) и другие.

«Мишенями» психологической коррекции могут являться: иррациональные установки и способы их замещения на рациональные, рефлексивные способности, осознание негативного влияния «автоматических мыслей», принятие ответственности, развитие волевой активности, позитивных эмоций, мышления и поведения. Целесообразно проводить обучение женщин техникам психической саморегуляции, расширять кругозор и повышать интерес к психологическим знаниям. Мужчинам могут оказаться полезными психологические тренинги на сплочение и доверие в коллективе, повышение эффективности деятельности.

Полученные эмпирические результаты имеют широкие перспективы для дальнейших лонгитюдных исследований субъективного благополучия, базисных убеждений и удовлетворённости деятельностью у обучающихся, а также на расширенной выбор-

ке сотрудников органов внутренних дел из различных подразделений с целью выявления роли других факторов в рассматриваемой проблеме (возраста, служебного стажа,

сложности и напряжённости деятельности, психотравмирующего опыта, мотивации, личностных особенностей, соматического здоровья и др.).

Список литературы

1. Андриевская С. В. Иррациональные установки и индекс жизненной удовлетворённости у студентов // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2019. - № 9. - С. 46-56.

2. Басина Т. А. Взаимосвязь степени рациональности установок и ощущения счастья у курсантов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2018. - № 1 (41). -С. 117-121.

3. Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель субъективного благополучия // Вестник ЮУрГУ - 2013. - № 4. - С. 4-13.

4. Леонтьев Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. -№ 1 (155). - С. 14-37.

5. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. - Москва: Издательство Института практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

6. Отраднова А. С. Субъективное благополучие сотрудников органов внутренних дел / Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции. -Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. - С. 276-279.

7. Падун М. А., Котельникова А. В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 4. - С. 98106.

8. Углова Т. В. Субъективные предпосылки удовлетворённости жизнью в период взрослости // Вестник НовГУ - 2013. - №74-2. - С. 91-94.

9. Цветков В. Л., Иванова А. И. Взаимосвязь ценностей и базовых убеждений личности курсантов с разным уровнем эмоционального благополучия // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 5. - С. 308-315.

10. Черткова Ю. Д., Зырянова Н. М. Взаимосвязь базисных убеждений с диспозиционными чертами личности, локусом контроля и удовлетворенностью жизнью // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. - 2019. - № 1 (3). - С. 775-789.

11. Шамионов P. M. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегратив-ной концепции) // Мир психологии. - 2012. - № 2. - С. 143-148.

12. Шамионов Р. М. Уверенность в себе и базовые убеждения как предикторы субъективного благополучия русских и казахов // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9. - № 45. - С. 5.

13. Шаповал В. А., Семакова А. И., Мельник А. С. Психодинамические протекторы психологического благополучия курсантов и слушателей образовательной организации МВД России // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2019. - № 2. - С. 575-581.

- DOI 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-71.

14. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3.

- С. 95-29.

15. Cooke Р. J., Timothy P. Measuring Well-Being: A Review of InstrumentsMelchert, Korey Connor // Published. - SAGE Publications. -2016. - P. 730-757.

16. Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // J. of Personality and Social Psychology. - 1995. - № 68. - P. 653-663.

17. Gozde K. U., Derya H., Meryem K. M. The mediating role of perceived control and hopelessness in the relation between personal belief in a just world and life satisfaction // Personality and Individual Differences. - 2019. - V. 143. - P. 68-73.

18. Ryan R. M., Deci E. L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual Review Psychology. - 2001. - № 52. - P. 141-166.

References

1. Andriyevskaya S. V. Irratsional'nyye ustanovki i indeks zhiznennoy udovletvoronnosti u studentov // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskiye nauki. -2019. - № 9. - S. 46-56.

2. Basina T. A. Vzaimosvyaz' stepeni ratsional'nosti ustanovok i oshchushcheniya schast'ya u kursantov // Vestnik instituta: prestupleniye, nakazaniye, ispravleniye. - 2018. - № 1(41). - S. 117-121.

3. Baturin N. A., Bashkatov S. A., Gafarova N. V. Teoreticheskaya model' sub»yektivnogo blagopoluchiya // Vestnik YuUrGU. - 2013. - № 4. - S. 4-13.

4. Leont'yev D. A. Schast'ye i sub»yektivnoye blagopoluchiye: k konstruirovaniyu ponyatiynogo polya // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny. - 2020. -№ 1 (155). - S. 14-37.

5. Myasishchev V N. Psikhologiya otnosheniy / pod red. A. A. Bodaleva. - Moskva: Izd-vo «institut prakticheskoy psikhologii», Voronezh: NPO «MODEK», 1995. - 356 s.

6. Otradnova A. S. Sub»yektivnoye blagopoluchiye sotrudnikov organov vnutrennikh del / Fundamental'nyye i prikladnyye nauchnyye issledovaniya: aktual'nyye voprosy, dostizheniya i innovatsii : sbornik statey XXIX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Penza: MTSNS Nauka i Prosveshcheniye, 2019. - S. 276-279.

7. Padun M. A., Kotel'nikova A. V Modifikatsiya metodiki issledovaniya bazisnykh ubezhdeniy lichnosti R. Yanoff-Bul'man // Psikhologicheskiy zhurnal. - 2008. - T. 29. - № 4. - S. 98-106.

8. Uglova T. V. Sub»yektivnyye predposylki udovletvoronnosti zhizn'yu v period vzroslosti // Vestnik NovGU. - 2013. - №74-2. S. 91-94.

9. Tsvetkov V. L., Ivanova A. I. Vzaimosvyaz' tsennostey i bazovykh ubezhdeniy lichnosti kursantov s raznym urovnem emotsional'nogo blagopoluchiya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii.

- 2020. - № 5. - S. 308-315.

10. Chertkova Yu. D., Zyryanova N. M. Vzaimosvyaz' bazisnykh ubezhdeniy s dispozitsionnymi chertami lichnosti, lokusom kontrolya i udovletvorennost'yu zhizn'yu // Sotsial'nyye i gumanitarnyye nauki: teoriya i praktika. - 2019. - № 1(3). - S. 775-789.

11. Shamionov P. M. Psikhologiya sub»yektivnogo blagopoluchiya: (k razrabotke integrativnoy kontseptsii) // Mir psikhologii. - 2012. - № 2. - S. 143-148.

12. Shamionov R. M. Uverennost' v sebe i bazovyye ubezhdeniya kak prediktory sub»yektivnogo blagopoluchiya russkikh i kazakhov // Psikhologicheskiye issledovaniya. - 2016. - T. 9. - № 45. - S. 5.

13. Shapoval V. A., Semakova A. I., Mel'nik A. S. Psikhodinamicheskiye protektory psikhologicheskogo blagopoluchiya kursantov i slushateley obrazovatel'noy organizatsii MVD Rossii // Gertsenovskiye chteniya: psikhologicheskiye issledovaniya v obrazovanii. - 2019. - № 2. - S. 575-581.

- DOI 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-71.

14. Shevelenkova T. D., Fesenko P. P. Psikhologicheskoye blagopoluchiye lichnosti (obzor osnovnykh kontseptsiy i metodik issledovaniya) // Psikhologicheskaya diagnostika. - 2005. - № 3. - S. 95-129.

15. Cooke R. J., Timothy P. Measuring Well-Being: A Review of InstrumentsMelchert, Korey Connor // Published. - SAGE Publications. -2016. - P. 730-757.

16. Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // J. of Personality and Social Psychology. - 1995. - № 68. - P. 653-663.

17. Gozde K. U., Derya H., Meryem K. M. The mediating role of perceived control and hopelessness in the relation between personal belief in a just world and life satisfaction // Personality and Individual Differences. - 2019. - V. 143. - P. 68-73.

18. Ryan R. M., Deci E. L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being //Annual Review Psychology. - 2001. - № 52. - P. 141-166.

Статья поступила в редакцию 07.07.2022; одобрена после рецензирования 13.09.2022; принята к публикации 16.09.2022.

The article was submitted July 07, 2022; approved after reviewing September 13, 2022; accepted for publication September 16, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.