Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ И БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ И БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
441
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / VALUES / BASIC BELIEFS / PERSONAL ORIENTATION / EMOTIONAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветков Вячеслав Лазаревич, Иванова Александра Игоревна

Описано понятие эмоционального благополучия, его роль в становлении будущих сотрудников полиции. Определена цель статьи - эмпирически выявить взаимосвязь ценностей и базовых убеждений личности курсантов с разным уровнем эмоционального благополучия. Приводятся результаты проведенного исследования, их обсуждение. Делается ряд выводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цветков Вячеслав Лазаревич, Иванова Александра Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE VALUES AND BASIC BELIEFS OF THE CADETS' PERSONALITY WITH DIFFERENT LEVELS OF EMOTIONAL WELL-BEING

The concept of emotional well-being, its role in the formation of future police officers is described. Defined the purpose of the article - to empirically identify the relationship between the values and basic beliefs of the cadets' personality with different levels of emotional well-being. Shown the results of the study made, as well as their discussion. A number of conclusions is made.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ И БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

УДК 159 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10311

ББК 88 © В.Л. Цветков, А.И. Иванова, 2020

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ И БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Вячеслав Лазаревич Цветков, начальник кафедры юридической психологии, доктор психологических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Е-таП: czvetkov_slava@inbox.ru

Александра Игоревна Иванова, слушатель Института психологии служебной деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Е-таП: zayatzsasha@icloud.com

Аннотация. Описано понятие эмоционального благополучия, его роль в становлении будущих сотрудников полиции. Определена цель статьи — эмпирически выявить взаимосвязь ценностей и базовых убеждений личности курсантов с разным уровнем эмоционального благополучия. Приводятся результаты проведенного исследования, их обсуждение. Делается ряд выводов. Ключевые слова: ценностные ориентации, базовые убеждения, направленность личности, эмоциональное благополучие.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE VALUES AND BASIC BELIEFS OF THE CADETS' PERSONALITY WITH DIFFERENT LEVELS OF EMOTIONAL WELL-BEING

Vyacheslav L. Tsvetkov, Head of the Department of Legal Psychology, Doctor of Psychological Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: czvetkov_slava@inbox.ru

Alexandra I. Ivanova, Student of the Institute of Work Psychology

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: zayatzsasha@icloud.com

Abstract. The concept of emotional well-being, its role in the formation of future police officers is described. Defined the purpose of the article — to empirically identify the relationship between the values and basic beliefs of the cadets' personality with different levels of emotional well-being. Shown the results of the study made, as well as their discussion. A number of conclusions is made. Keywords: values, basic beliefs, personal orientation, emotional well-being.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Цветков В.Л., Иванова А.И. Взаимосвязь ценностей и базовых убеждений личности курсантов с разным уровнем эмоционального благополучия. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5):308-315.

Основные положения

1. Ценностные ориентации и базовые убеждения являются важнейшими компонентами структуры личности. Ценности человека представляют собой идеальную модель должного желаемого, отражающую опыт жизнедеятельности социальной общности, присвоенную и интериоризованную субъектом в процессе его участия в общественной практике. Базовое убеждение является ключевым представлением человека о себе и об окружающем мире. Наряду с другими социально-психологическими образованиями, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях жизнедеятельности человека.

2. Эмоциональное благополучие представляет собой многомерное явление, которое определяет эмоциональное самочувствие, является показателем успешности эмоциональной регуляции человека, а

также неразрывно связано с его психологическим благополучием.

3. Для сотрудников органов внутренних дел, взаимовлияние ценностей и базовых убеждений на уровень эмоционального благополучия их личности имеет особое значение и соответствующую спецификацию.

4. Изучение взаимосвязи ценностей и базовых убеждений личности сотрудника ОВД с разными уровнями эмоционального благополучия на сегодняшний день очень актуально, так как особые условия несения службы оказывают негативное влияние на эмоциональную сферу личности сотрудника и могут привести к таким явлениям, как эмоциональное выгорание и профессиональная деформация. Нам необходимо понимать, какой набор ценностных ориентаций поможет сотруднику стойко перенести все сложности служебной деятельности, и,

наоборот, какие ценности и убеждения будут способствовать быстрому эмоциональному истощению.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

Изучение взаимосвязи ценностей и базовых убеждений личности сотрудника ОВД с разными уровнями эмоционального благополучия на сегодняшний день очень актуально, так как особые условия несения службы оказывают негативное влияние на эмоциональную сферу личности сотрудника и могут привести к таким явлениям, как эмоциональное выгорание и профессиональная деформация. Нам необходимо понимать, какой набор ценностных ориентаций поможет сотруднику стойко перенести все сложности служебной деятельности, и, наоборот, какие ценности и убеждения будут способствовать быстрому эмоциональному истощению, так как профессиональное становление личности сотрудника полиции начинается во время реализации учебной деятельности в образовательных организациях системы МВД России, именно этот период является наиболее значимым. В связи с этим была предпринята попытка изучения обозначенной научной проблемы. Цель — на основе теоретического анализа эмпирически выявить особенности взаимосвязи ценностей и базовых убеждений личности курсантов с разным уровнем эмоционального благополучия.

Теоретические предпосытки. К вопросу определения ценностных ориентаций и базовых убеждений, их роли в развитии личности сотрудника органов внутренних дел с научно-исследовательской точки зрения подходят многие исследователи. Так, В.В. Шаламов, Е.Е. Чадова изучали особенности формирования ценностных ориентаций у конкретных представителей профессии, в том числе, у курсантов образовательных организаций системы МВД России [1, с. 105-107].

В.А. Шаповал, С.П. Безносов, М.С. Потарыкина рассматривали вопросы внешнего проявления аспектов неверно сформированных, отрицательных ориентиров и базовых убеждений у сотрудников органов внутренних дел [2, с. 210].

Н.А. Гончарова, И.В. Костылева изучали особенности взаимодействия (взаимосвязи) ценностных ориентаций в рамках развития личности сотрудника органов внутренних дел [3, с. 159].

Сущность ценностей активно изучалась на протяжении долгого времени в рамках различных научных подходов зарубежной и отечественной психологии,

которые определяют понятие ценностей, а также соотносят их с такими понятиями, как ценностные ориентации и базовые убеждения.

Так, в зарубежной психологии в рамках одного из ведущих научных подходов — глубинной психологии (психоанализа) — его основоположник З. Фрейд практически полностью отвергал социальное начало в развитии ценностей, ориентаций и базовых убеждений личности. Ученому представлялось, что начало в формировании данных аспектов психологического развития личности лежит исключительно в так называемых биологических факторах. В качестве формы выражения ценностей З. Фрейд видел «моральные установления и нормы поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельностей и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы» [4, с. 119].

Более подробно на социальных аспектах развития личности и их роли в формировании установок и ориентаций остановились последователи З. Фрейда, а именно А. Адлер и Э. Фромм.

В рамках когнитивного подхода в психологии большой научный вклад в изучение феномена ценностей внес М. Рокич, который выделил два класса ценностей: терминальные ценности — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий является, с личной и общественной точек зрения, предпочтительным в любых ситуациях [5, с. 56].

Особого внимания заслуживает теория, разработанная Д.А. Леонтьевым, по мнению которого ценность является идеальным образом желаемого, который отражает накопленный опыт социума, направляя его в русло желаемого преобразования окружающей действительности. Функция личностных ценностей заключается в смыслообразующем аспекте и проявляется в ситуациях формирования мотивации и целе-полагания. Личностная ценность, по мнению Д.А. Леонтьева, является константный, интегративный аспект жизни, имеющий важное значение для отдельной личности, функцией которого является «опосредованное побуждение к деятельности через порождение конкретно-ситуативных мотивов» [6, с. 13-25].

Также следует отметить позицию В.Н. Мясищева, основоположника концепции системы отношений личности, которая была создана в развитие идей его учи-

теля В.М Бехтерева и А.Ф. Лазурского. В.Н. Мясищев определял содержание личности «как совокупность отношений к предметному содержанию опыта человека и связанная с этим система ценностей» [7, с. 35-38].

Базовые убеждения личности изучаются как в зарубежной (Д. Вайсе, Дж. Келли, Р. Мак-Маллин, А. Бэк, Р. Янов-Бульман), так и в отечественной психологии (О.А. Ворона, Е.О. Лазебная, М.А. Падун, Н.В. Тараб-рина). При этом объектом анализа чаще всего выступают базисные взгляды людей, пребывающих в сверхэкстремальных моментах: участников боевых операций, потерпевших психологические травмы, аварии, людей с терминальными болезнями. Однако, остаются мало обследованными базовые убеждения сотрудников ОВД, чья профессиональная деятельность связана с экстремальными условиями несения службы.

Как мы видим, проблема изучения ценностей и базовых убеждений их формирования и роли в развитии личности носит вневременной и внетеррито-риальный характер.

По нашему мнению, несмотря на наличие большого количества подходов к проблематике, относительно психологического развития личности сотрудников ОВД, возможны к применению только некоторые из них. Сотрудники органов внутренних дел в наибольшей степени, больше чем многие должностные лица иных органов и подразделений, связаны с развитием и функционированием общества.

За основу нашей исследовательской работы мы возьмем теорию, предложенную А. Адлером, которая подразумевает тесную взаимосвязь субъективного и объективного начал в указанном процессе. Однако, дополнительно, отметим концепции, в соответствии с которыми необходимо учитывать специфику деятельности сотрудников органов внутренних дел (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). В соответствии с данной теорией, в рамках нашей проблематики паритет объективного и субъективного трансформируется в сторону признания в исследуемом процессе большей значимости роли объективных факторов, под которыми, в данном случае, необходимо понимать вовлеченность сотрудника органов внутренних дел в социальные процессы, происходящие в обществе, а также статус государственного служащего, деятельность которого строго регламентирована принципами, правами, обязанностями, запретами и ограничениями, связанных с прохождением службы в ОВД.

На сегодняшний день мало исследованными остаются ценности и базовые убеждения сотрудников ОВД, чья профессиональная деятельность связана с экстремальными условиями несения службы. Понимание отличительных черт ценностей и базовых убеждений сотрудников может послужить основой для формирования эмоциональных программ поддержки в рамках психологического сопровождения служебной деятельности ОВД, способствовать предотвращению профессиональной деформации, а также раскрыть единые закономерности формирования ценностно-семантический сферы сотрудников.

Первое обращение к исследованию эмоционального благополучия осуществлялось в рамках изучения эмоционального самочувствия детей и подростков такими авторами, как О.И. Бадулина, Л.И. Божо-вич, Т.В. Драгунова, М.В. Зиновьева, О.А. Идобаева, В.Р. Лисина, Самохвалова В.И., Т.Я. Сафонова, Л.С. Славина. Так, в данном случае эмоциональное благополучие рассматривалось как «положительная направленность эмоционального самоощущения» [8, с. 125].

Однако, в работах по исследованию эмоционального самочувствия детей внимание в большей степени было обращено на изучение содержания эмоционального неблагополучия. Таким образом, в ходе данных исследований была выявлена полярность понятий эмоционального благополучия и эмоционального неблагополучия.

При рассмотрении эмоционального благополучия как составной части психологического благополучия личности мы можем получить самое широкое представление, что отражено в работах М.С. Дмитриевой, М.Ю. Долиной, Л.В. Куликова. Эмоциональное благополучие выступает интегральной характеристикой самоощущения человека, обусловленной успешным или неуспешным функционированием всех сторон его жизнедеятельности [9, с. 476-519].

Актуальность определения эмоционального благополучия сотрудника ОВД заключается, прежде всего, в существенной угрозе данной составляющей общему благополучию личности сотрудника.

Проведенный теоретико-методологический анализ изучения взаимосвязи ценностей и базовых убеждений личности в рамках первых двух параграфов данной научно-исследовательской работы позволил выявить неисследованную область научной мысли относительно проблемы эмоционального благополучия.

^¡¡^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

Так, имеется множество теоретических источников в научной литературе и исследовательских работ, посвященных отдельно проблеме ценностей, убеждений личности и проблеме эмоционального благополучия личности. Однако, при всем богатстве исследований, к вопросу о взаимовлиянии ценностей и базовых убеждений на эмоциональное благополучие личности авторы научных трудов обращаются крайне редко и, как правило, в рамках общего обзора проблемы, а не ее детализированного анализа, в том числе посредством эмпирических исследований.

При этом оценка указанных ситуаций производится во многом в зависимости от базовых установок, а также ценностных ориентаций личности. В этой связи, лица с различным набором ценностей и установок, характеризующих их личность, будут по-разному оценивать указанные ситуации и, соответственно, делать выводы о положительности, либо отрицательности произошедшей и имеющей место быть ситуации для самого себя.

Следовательно, исходя из результатов личностной интерпретации ситуации, сделанной на основе особенностей аксиологического характера личности, индивидуум будет определять и уровень своего эмоционального благополучия. Иными словами, то, что одному человеку покажется явной неудачей, другой расценит как хороший результат. Поэтому уровень эмоционального благополучия первого (в парадигме конкретной ситуации) будет ниже, чем у второго индивидуума.

Материалы и методы

Выборка исследования была представлена курсантами и слушателями в количестве 60 человек. Для изучения обозначенной проблемы были использованы следующие диагностические методики:

«Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ — В.Ф. Сопова), «Шкала базовых убеждений» (Р. Янов-Бульман, адаптация М.А. Падун, А.В. Котельникова), «Шкала субъективного благополучия» (М.В. Соколова, Л.В. Карпушина).

Результаты и обсуждение

Результаты диагностики ценностных ориентаций («МТЖЦ» — В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина) распределились следующим образом (табл. 1).

Предложенные ценности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические). К первым относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соответственно, ко второй подгруппе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они, в свою очередь, отражают эгоистически-престижную направленность личности.

Данные, полученные в ходе изучения ценностных ориентаций, свидетельствуют о том, что у курсантов преобладает значимость прагматических ценностей. Наибольшее предпочтение было отдано ценности достижения целей, что говорит о стремлении к достижению конкретных и ощутимых результатов: такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное — добиться этих целей. Кроме того, большое значение имеет материальное положение, что указывает на стремление к более высокому уровню своего материального благосостояния, а также убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Значимым для курсантов является и собственный престиж, что свиде-

Табл. 1. Результаты Морфологического теста жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной

Меап Median Std.Dev.

1. Развитие себя 4,55 4 2,66

2. Духовное удовлетворение 2,91 2 1,91

3. Креативность 3,76 3 1,74

4. Активные социальные контакты 8,23 8 2,21

5. Собственный престиж 8,69 9 2,10

6. Высокое материальное положение 9,51 10 2,49

7. Достижение 9,59 10 2,58

8. Сохранение собственной индивидуальности 7,93 7 2,23

^¡¡¡^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡¡^

Табл. 2. Результаты Шкалы базисных убеждений Р. Янов-Бульман, адаптации М.А. Падун и А.В. Котельниковой

Меап МеШап Std.Dev.

1. Доброжелательность окружающего мира 3,51 2 0,79

2. Справедливость 3,73 2 0,43

3. Образ «Я» 4,88 4 1,14

4. Удача 4,15 4 0,57

5. Убеждение о контроле 4,86 5 1,92

тельствует о стремлении к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, о важности социального одобрения своего поведения. Нельзя не учитывать факт того, что курсанты стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, при этом сохранив собственную уникальность и значимость.

Результаты распределения ведущей группы ценностей распределились следующим образом: у 67% курсантов преобладают прагматические ценности, ведущая направленность личности — эгоистически-престижная; у 33% курсантов доминирует группа духовно-нравственных ценностей, ведущая направленность нравственно-деловая.

Таким образом, большая часть курсантов ориентирована на достижение поставленных целей, при этом мотивацией служит получение материального вознаграждения, при этом сохраняя собственный престиж. Для успешной реализации служебных задач для сотрудника ОВД данный аксиологический набор может быть достаточным, но для гармоничного развития личности важны и необходимы духовно-нравственные ценностные ориентации.

Результаты диагностики ведущих базовых убеждений отражены в табл. 2.

Данные показатели отражают следующие преобладающие базисные убеждения: о ценности и значимости собственного «Я»; о контроле. Это говорит о том, что курсанты убеждены в личной значимости,

Табл. 3. Резуль

в достоинстве любви и уважения окружающих, а также считают, что способны контролировать происходящие события.

Ведущие базовые убеждения распределились так: у 40% респондентов ведущим убеждением является личностная значимость; 31% курсантов считают, что способны контролировать все происходящее; 12% респондентов полагаются на удачу; лишь 10% верят в жизненную справедливость; 7% от выборки убеждены в доброжелательности окружающего мира.

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день большинство респондентов рассчитывают лишь на себя, мало доверяют окружающим и практически не полагаются на удачу. Это говорит о самостоятельности, но при этом некоторой замкнутости курсантов, частом психологическом напряжении и состоянии постоянной «боевой» готовности.

Результаты диагностики субъективного благополучия представлены в табл. 3.

Полученные данные свидетельствуют о низкой степени удовлетворенности повседневной деятельностью, о наличии напряженности и повышенной чувствительности курсантов и частой смене настроения.

Обобщив все эти признаки, мы приходим к выводу о преобладающем низком уровне эмоционального благополучия курсантов на основе проведенного эмпирического исследования (рис. 1).

Высоким уровнем эмоционального благополучия обладают 24% курсантов, это свидетельствует о

1ты Шкалы субъективного благополучия М.В.Соколовой

Меап Median Std.Dev.

1. Напряженность и чувствительность 5,07 5 2,16

2. Признаки психиатрической симптоматики 3,33 4 1,90

3. Изменение настроения 6,10 6 2,49

4. Значимость социального окружения 6,92 7 2,97

5. Самооценка здоровья 6,55 6 2,22

6. Степень удовлетворенности повседневной деятельностью 7,52 7 2,85

^¡¡^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

40%

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Низкий уровень ЭБ;

Высокий уровень ЭБ;

37%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24%

Умеренный уровень

ЭБ; 22%

Средний уровень ЭБ;

-±7%-

Эмоц. дискомфорт;

0%

Рис. 1. Соотношение уровней эмоционального благополучия курсантов

полном эмоциональном комфорте испытуемых и отсутствии психологических проблем. Эти 24% респондентов обладают позитивной самооценкой, не склонны высказывать жалобы на различные недомогания, оптимистичны, общительны и уверенны в своих способностях.

Умеренный уровень эмоционального комфорта свойственен 22% респондентов, они не испытывают серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверены в себе, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, адекватно управляют своим поведением.

Средний уровень эмоционального благополучия испытывают 17% респондентов. Лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но и о полном эмоциональном комфорте сказать нельзя.

К сожалению, по результатам исследования 37% респондентов на данный момент не удовлетворены своим положением, испытывают психологические затруднения, возможно, находятся в стрессовой ситуации, нуждаются в поддержке и помощи.

Респондентов, испытывающих состояние ярко выраженного эмоционального дискомфорта, не наблюдается. Нет таких, кто полностью лишен доверия к окружающим и надежды на будущее.

С помощью критерия Спирмена мы сравнили полученные результаты выборки по трем методикам и провели корреляционный анализ их показателей.

Было выявлено, что результаты шкалы «Напряженность и чувствительность» взаимосвязаны с такими ценностями как «Развитие себя» (г = -0,63, р-1е-ve1 = 0,0001), «Духовное удовлетворение» (г = -0,36, р-^е1 = 0,04). Это свидетельствует о том, что чем более выражены психологическая напряженность и эмоциональная чувствительность (что говорит нам о

нестабильном эмоциональном состоянии), тем менее значимы для курсантов ценности духовной направленности, такие как руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными. Мы предполагаем, что в данном случае курсанты, которые стремятся только к результативным показателям деятельности и более ригидны, не желают духовно развиваться вне системы. В этой связи курсанты испытывают высокое психологическое напряжение, состояние постоянной мобилизованности, которое мешает расслабиться и получить удовольствие от профессиональной деятельности.

Также результаты шкалы «Напряженность и чувствительность» коррелируют с такими ценностями как «Достижение» (г = 0,5, р-^е1 = 0,007), что говорит о более выраженной напряжении, нестабильном эмоциональном состоянии и доминировании у курсантов прагматической ценности достижения. Не исключено, что для курсанта служебная сфера ассоциируется с волевым напряжением, направленным на постоянное достижение высоких результатов и целей. Следовательно, данное состояние негативно складывается на эмоциональном благополучии, что может привезти к возникновению эмоционального выгорания, а затем к предпосылкам возникновения профессиональной деформации.

Шкала «Изменение настроения» имеет связь со следующими шкалами ценностных ориентации «Высокое материальное положение» (г = 0,62, р-^е1 = = 0,0002), «Достижение» (г = 0,46, р-^е1 = 0,01). Это указывает на то, что чем неустойчивее эмоциональный фон, тем более выражено преобладание прагматических ценностей и эгоистически-престижной направленности личности. Ведь состояние эмоционального благополучия и счастья для таких людей заклю-

чается, в первую очередь, в широких материальных возможностях и в достижении высоких «вершин».

Результаты шкалы «Значимость социального окружения» взаимосвязаны с такими ценностями как «Активные социальные контакты» (г = 0,46, р-1еуе1 = = 0,01), «Собственный престиж» (г = 0,43, р-1еуе1 = 0,01). Это свидетельствует о том, что чем больше для курсанта значимо мнение окружающих, тем важнее для него прагматические ценности, такие как стремление добиться признания в обществе, уважения, одобрения со стороны других. Следовательно, человек заинтересован, в первую очередь, быть хорошим для всех, тем самым удовлетворяя потребность в признании окружающих, о стабильности эмоционального состояния в данной ситуации мы сказать не можем.

Также результаты шкалы «Значимость социального окружения» коррелируют со следующими базовыми убеждениями: «Образ Я» (г = 0,39, р-1еуе1 = 0,03), «Убеждение о контроле» (г = 0,58, р-1еуе1 = 0,0007). Данная взаимосвязь подтверждает то, что чем больше человек зависим от мнения окружающих, тем больше проявляется его эгоистически-престижная направленность. Мы полагаем, что причиной является именно эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, следовательно, нам становится очевидной взаимосвязь направленности личности с ее эмоциональным благополучием.

Результаты шкалы «Степень удовлетворенности повседневной деятельностью» взаимосвязаны с такой ценностью как «Собственный престиж» (г = 0,49, р-1еуе1 = 0,006). Данная взаимосвязь указывает на то, что курсанты принимают себя только успешными, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Так, завышенный уровень притязаний и перфекционизм приводят к снижению удовлетворения жизнью, к психологическому истощению. Кроме того, полученные данные коррелируют с базовыми убеждениями: «Доброжелательность окружающего мира» (г = -0,47, р-1еуе1 = 0,009), «Справедливость» (г = — 0,57, р-1еуе1 = 0,0009). Это подтверждает то, что чем выше неудовлетворенность повседневной деятельностью, тем меньше респондент испытывает доверие к окружающим и верит в справедливость жизни.

Таким образом, исходя из сопоставления корреляций между индексом эмоционального благополучия и элементами ценностной сферы личности курсантов, у лиц с низким уровнем удовлетворенности проявляется

стремление успешно реализовать себя в процессе служебной деятельности, ориентируясь, при этом на мнение авторитетных лиц, и сопровождается неуверенностью, тревожностью и беспокойством.

Результаты сравнительного анализа предпочтений интегральных ценностей позволяют сделать вывод о направленности личности курсантов с разными уровнями эмоционального благополучия. Так, исследование показало, что в выборке преобладают курсанты с низким уровнем эмоционального благополучия, у которых наблюдается преобладание эгоистически-престижной направленности, значимые ценности которой заключатся в высоком материальном состоянии, собственном престиже при высоком уровне притязаний. Следовательно, гипотеза доказана. Переживание эмоционального благополучия (или неблагополучия) во многом определяется преобладающим типом направленности личности. Преобладание в ценностной сфере личности курсантов прагматической направленности влияет на снижение уровня эмоционального благополучия.

Для успешной реализации задач служебной деятельности данные показатели находятся в норме, но из-за эмоциональной нестабильности может пострадать психологическое здоровье личности, что приведет к эмоциональному выгоранию или к возникновению предпосылок профессиональной деформации.

Выводы

1. В выборке исследования преобладают курсанты с низким уровнем эмоционального благополучия, у которых наблюдается преимущественно эгоистически-престижная направленность, значимые ценности которой заключатся в высоком материальном состоянии, собственном престиже при высоком уровне притязаний.

2. Соотношение ценностно-смысловой сферы курсантов с разными уровнями эмоционального благополучия показало, что переживание эмоционального благополучия (или неблагополучия) во многом определяется преобладающим типом направленности личности.

3. Результаты свидетельствуют о том, что преобладание в ценностной сфере личности прагматической направленности снижает уровень эмоционального благополучия. Большая часть курсантов на сегодняшний день испытывает низкий уровень эмоционального благополучия, который определяется особенностями ценностно-смысловой сферы и условиями социализации.

Рекомендации

1. Психологам целесообразно использовать разработанные и предложенные в данном исследовании критерии, показатели и методические средства, позволяющие диагностировать особенности взаимосвязи ценностно-смысловой сферы личности курсантов с разными уровнями эмоционального благополучия («Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ — В.Ф. Сопова), «Шкала базовых убеждений» (Р. Янов-Бульман, адаптация М.А. Падун, А.В. Котельникова), «Шкала субъективного благополучия» (М.В. Соколова, Л.В. Карпушина).

3. Полученные данные об особенностях взаимосвязи ценностно-смысловой сферы личности курсантов с разными уровнями эмоционального благополучия могут быть учтены и использованы на этапе профессионально-психологического отбора кандидатов на службу в ОВД, при организации учебного процесса в образовательных организациях системы МВД России, в работе социально-психологических служб, а так же для формирования и создания кор-рекционных программ и методов регуляции эмоционального состояния.

Перспективы. Проблема данного исследования имеет ключевое значение и является многоаспектной. В дальнейших исследованиях необходимо рассмотреть на более расширенной выборке, кроме того, задействовать в качестве респондентов сотрудников из практических органов, чей уровень профессиональной подготовки выше, а опыт как служебный, так и жизненный богаче.

Использовать теоретические и практические результаты исследования при разработке рабочих программ учебных дисциплин, тематических планов и планов проведения занятий по профильным дисциплинам подготовки будущих сотрудников полиции.

Литература

1. Шаламов В.В., Чадова Е.Е. Изменение ценностных ориентаций у курсантов под влиянием профессии // Правоохранительные органы: теория и практика. 2016. № 2. С. 105-107.

2. Шаповал В. А., Безнос о в С. П., Потарыки-на М.С. Актуальные направления исследования агрессии в контексте служебной деятельности сотрудников полиции МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 1 (65). С. 210.

3. Гончарова Н.А., Костылева И.В. Психологические особенности взаимосвязей показателей аксиологической сферы личности сотрудников полиции // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 159.

4. ФрейдЗ. Психоанализ и русская мысль. М., 1994.

5. Рокич М. Природа человеческих ценностей. М., 2005.

6. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психол. обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.

7. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1982.

8. Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1998.

9. Куликов Л.В Детерминанты удовлетворенностью жизнью // Общество и политика. СПб., 2000.

References

1. Shalamov V.V., Chadova E.E. Izmenenie tsen-nostnykh oriyentatsiy u kursantov pod vliyaniyem pro-fessii // Pravookhranitel'nyye organy: teoriya i praktika. 2016. № 2. S. 105-107.

2. Shapoval V.A., Beznosov S.P., Potarykina M.S. Aktual'nye napravleniya issledovaniya agressii v kon-tekste sluzhebnoy deyatel'nosti sotrudnikov politsii MVD Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 1 (65). S. 210.

3. Goncharova N.A., Kostyleva I.V. Psikhologiche-skie osobennosti vzaimosvyazey pokazateley aksiologic-heskoy sfery lichnosti sotrudnikov politsii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. S. 159.

4. FreydZ. Psikhoanaliz i russkaya mysl'. M., 1994.

5. Rokich M. Priroda chelovecheskikh tsennostey. M., 2005.

6. Leont'evD.A. Tsennostnye predstavleniya v indivi-dual'nom i gruppovom soznanii: vidy, determinanty i izme-neniya vo vremeni // Psikhol. obozrenie. 1998. № 1. S. 13-25.

7. Myasishchev V.N. Struktura lichnosti i otnoshe-niye cheloveka k deystvitel'nosti // Psikhologiya lichnosti. M.: Izd-vo MGU, 1982.

8. Badulina O.I. Pedagogicheskie osnovy emotsio-nal'nogo blagopoluchiya doshkol'nikov: Diss. ... kand. ped. nauk. M., 1998.

9. KulikovL.V. Determinanty udovletvorennost'yu zhizn'yu // Obshchestvo i politika. SPb., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.