Культурология
УДК 316.61.
Бояк Татьяна Николаевна Tatiyana Boyak
Замураева Полина Баировна Polina Zamuraeva
ГЕНДЕРНЫИ АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
A GENDER ASPECT OF PERSON'S SOCIALIZATION
На основе анализа научных публикаций, статистических данных, результатов социологического исследования, проведенного Т.Н. Бояк в 2005-2006 гг. среди русской сельской молодежи Бурятии и Забайкальского края, освещаются некоторые вопросы, связанные с влиянием гендерных представлений современного общества на процессы социализации личности
Ключевые слова: гендер, социализация, ценности, личность
Some issues of the influence of gender aspects of modern society on the processes of person's socialization are considered in the article on the basis of the analysis of scientific publications, statistics and sociological research of the Russian rural youth of Buryatiya and Transbaikal territory conducted by T.N. Boyak in 2005-2006
Key words: gender, socialization, values, person
В период реформирования российского общества, сопровождающийся процессами становления рыночных отношений, распада прежней системы социальных ценностей, моделей социализации и поиском новых, проблема социализации личности приобрела особую актуальность. Современные реалии общества, характеризующиеся существованием в нем многочисленных ценностей на фоне стремительной информатизации, открытости и доступности разнородной информации, отсутствия единой идеологии, ускорения темпоритма жизни, динамики социальных изменений, — существенно затрудняют и усложняют задачу выбора человеком необходимых для него
идеалов, смысл ожизненных ценностей. Процессы социализации закономерно имеют сложный, противоречивый характер, детерминируют изменения социальных характеристик демографических групп, и, особенно, молодежи.
Содержание процессов социализации личности определяется многими объективными и субъективными факторами. Определенное влияние оказывают существующие в обществе «представления о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины» — гендер [6, С. 90]. Существующие в обществе гендерные представления, стереотипы обуславливают формирование гендерных ожиданий лич-
ности относительно статусного положения и ролевого поведения того или иного пола. В соответствии с тендерными представлениями и стереотипами исполнения мужских и женских ролей происходит формирование ориентаций личности на те или иные ценности, обусловленные гендерны-ми признаками. Представления о поведенческих особенностях женщины связаны с женственностью и ее составляющими: тонкая интуиция, эмоциональная выразительность, покорность, мягкость, доброта, скромность, способность к ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, служению ценности семьи и др. Поведенческие характеристики мужчины связаны с мужественностью и ее составляющими: физическая сила, выносливость, чувство превосходства, способность логически мыслить, обеспечивать материальное благополучие, защиту и безопасность семьи и др.
Влияние гендерных стереотипов на процессы социализации личности подтверждается результатами многих исследований. Например, как показали результаты социологического опроса, проведенного Т.Н. Бояк среди русской сельской молодежи Бурятии и Забайкальского края в 2005 — 2006 гг., девушки в большей степени, в сравнении с юношами, ориентированы на ценности семьи: 88,1 и 82,3 % соответственно, а юноши — на ценности, связанные с достижением финансового, материального благополучия — 68,4 и 64,4 % соответственно, высокого служебного положения — 30,4 и 24,6 % соответственно. Такое личностное качество, как предприимчивость также является более ценным для юношей: 19,8 и 12,5 % соответственно. Характерное для общества, особенно сельской социокультурной среды, представление о роли женщины как «хранительницы домашнего очага», а мужчины как «добытчика», обеспечивающего материальное благополучие семьи, определяет ценностно-ролевое сознание, установки и поведение современной сельской молодежи. Результаты исследований других ученых также это подтверждают. Например, практически все опрошенные
респонденты в исследовании Ж.В. Черновой «сходятся в мнении, что именно мужчина может и должен создавать необходимые условия для того, чтобы обеспечивать женщину и ребенка», а женщина-мать в представлениях как мужчин, так и женщин должна быть наиболее вовлечена в процесс заботы и ухода за ребенком [8, С. 121, 126]. В публикации Е.В. Зыряновой также отмечается, что при исследовании идентичности не менее 90 % мужчин и женщин обнаружили значимость семейных ролей и обязанностей в их самоопределении. В выводах публикации указывается, что «представления о будущей семье у молодых девушек и юношей отражают патриархальный тип семьи с традиционным распределением ролей. Мужские и женские представления отражают разную сторону организации семейного пространства. Мужские коллажи — более центрированы на себе, имеют больше символов успешности: машин, техники, компьютеров. Женские коллажи чаще отражают идею — «мы — дружная семья», в качестве фона используются предметы интерьера и быта («я все обустрою и все будет гармонично») [2, С. 14-15]. Результаты исследования, проведенного И.И. Осинским, Э.В. Гылыковой, показывают, что главным субъектом социализации детей в семье по-прежнему выступают матери, которые по признанию 59 % опрошенного городского ( русского) населения в большей степени, в сравнении с другими членами семьи / близкими родственниками, занимаются воспитанием детей [4, С. 221]. Несмотря на то, что современное молодое поколение в условиях либерализации, демократизации, вестернизации общества считает, что не требуется распределение обязанностей между членами семьи, их нужно выполнять сообща и по мере возможности ( от 56 до 63 %) [4, С. 197], на практике, как показывают результаты исследований, обязанности супругов по-прежнему определяются гендерными ролями, регламентированы существующими в обществе гендерными
представлениями и стереотипами. «......
несмотря на декларируемое гендерное равенство как принцип взаимоотношений
между партнерами, воспроизводится традиционное распределение ролей. По словам респондентов-мужчин, они могут участвовать в ведении домашнего хозяйства, но рутинная практика приготовления еды и поддержания чистоты в доме по-прежнему осуществляется женщинами. Часто это объясняется тем, что у партнерши «другое представление о чистоте», «она лучше это делает»»[8, С. 126].
В представлениях девушек о семье по-прежнему преобладает образ мужа более старшего по возрасту [2, С. 15]. Данные представления объективируются в брачном поведении молодого поколения. Как показывают данные статистики Бурятии за 2011 г., самое большое количество заключенных браков по возрасту жениха приходится на 25...34 года, по возрасту невесты - 18.24 года [7, С. 50].
Однако устойчивость гендерных стереотипов, определяющая представления личности о патриархальной, традиционной семье как наиболее предпочтительной, желаемой модели, не обеспечивает прочность института брака и семьи в современных условиях. В числе наиболее острых проблем можно выделить: большое число разводов, рождений детей у женщин, не состоящих в браке, распространение незарегистрированных, так называемых «гражданских», «пробных» форм совместного проживания мужчины и женщины. Так, по данным статистики Бурятии за 2011 г., на 9 107 заключенных браков приходится 4 201 разводов, что составляет 46,1 %; число родившихся детей у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляет от общего числа родившихся 35,2 % [7, С. 50, 48]. По результатам исследования, 73,7 % опрошенной сельской молодежи считают вполне допустимой совместную жизнь без регистрации брака [5]. Указанные проблемы во многом обусловлены тенденцией снижения роли семьи в жизни и воспитании человека, ослабления внутрисемейных связей. Данная тенденция получила развитие на благоприятной для этого почве - популяризация в современном обществе (во многом при участии СМИ) гедонистически-
потребительских, утилитарных, прагматических ценностей, принципов эгоизма, индивидуализма, худших образцов массовой западной культуры. В результате, моральное сознание личности деформировалось, снизилась ее ориентация на ценности традиционной семьи, содержательно оскудела духовно-нравственная основа семейных отношений, дефицитом стала моральная ответственность супругов по отношению друг к другу и детям, рожденным в браке.
Укрепление института брака, налаживание семейных, межпоколенных связей, повышение в социализации личности значимости ценностей традиционной благополучной семьи, заложенных в отечественной культуре, - важнейшие задачи государства и общества.
В то же время условия современного общества, сопровождающиеся актуализацией ценности свободы, способствовали расширению границ ценностного сознания женщин и увеличению среди них числа тех, для кого личное благополучие связано не только с созданием семьи, но и с внесемейной самореализацией. Как показывают результаты опроса [5], большинство сельских девушек связывает свои лучшие надежды на будущее с получением хорошего образования — 76,4 %, реализацией в профессиональной деятельности — 70,2 %, личностной самореализацией — 63,5 %, независимостью — 60,8 %. Появление тенденции ориентации девушек на ценности самовыражения, личностного и профессионального развития свидетельствует о прогрессивности их ценностных суждений, стремлении «идти в ногу со временем».
Данные статистики свидетельствуют о том, что современные российские женщины в большей степени, в сравнении с мужчинами, ориентированы на получение образования. Согласно показателям статистики 2011 г., среди занятых в экономике Бурятии, доля женщин, имеющих высшее образование, составляла 31,1 %, мужчин — 19,8 %. Доля женщин, обучающихся в высших учебных заведениях Бурятии, в 2011/12 учебном году составляла
59 % от общей численности студентов [7, С. 63, 114]. Результаты социологического исследования [5] также фиксируют, что ориентация на ценность образования является более выраженной у девушек, в сравнении с юношами. Важность получения хорошего образования отметили 76,4 % девушек и 69,6 % юношей. Увеличивается число женщин, реализующих себя в сфере науки. Например, из общей численности защитивших исследовательские работы в Диссертационном Совете Бурятского госуниверситета по отраслям знания — философия, социология, политология (за все годы функционирования Совета) доля женщин составляет 75,3 %[3, С. 179].
Однако более высокий уровень образованности женщин не обеспечивает им высокий социально-экономический статус. Представительницам «слабого пола» приходится испытывать трудности, связанные необходимостью преодолевать некоторые гендерные стереотипы, выступающие барьерами в построении их карьеры. В научной
статье М.Л. Бутовская пишет: «...... хотя
в России уровень образования женщин выше, заработная плата женщин на 30...40 % ниже, чем у мужчин, а на руководящих постах на уровне принятия решений работает всего 7 % женщин..... тот факт, что
больше женщин, чем мужчин получает вы-
Литература_
1. Бутовская М.Л. Гендер в современном мире: реалии и перспективы женщин в сфере гендерного равенства // Культура. Личность. Общество. 2008. Т. 10. Вып. 3-4. С. 165-170.
2. Зырянова Е.В. Гендерные аспекты социальных представлений о семье // Социология. 2006. № 2. С. 13-15.
3. Осинский И. И. В научном поиске (взгляд сквозь призму диссовета). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2013. 264 с.
4. Осинский И.И., Гылыкова Э.В. Бурятская городская семья на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Социологический анализ. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2003. 352 с.
5. Результаты социологического исследования, проведенного Т.Н. Бояк среди русской сельской молодежи Бурятии и Забайкальского края в 2005-
сшее образование прямо связан с дискриминацией в сфере труда [1, С. 167]».
Процесс увеличения в обществе социально активных людей является важным фактором решения актуальных проблем современного реформируемого общества, ибо любые изменения в социальной структуре определяются характером активности личности. В связи с этим важным становится создание в обществе благоприятных условий, способствующих удовлетворению потребностей (в равной степени, как мужчин, так и женщин) в самовыражении, личностном утверждении, реализации в профессиональной деятельности. Провозглашаемое равенство прав мужчин и женщин должно реализовываться на практике.
При этом важно создавать такие условия социализации личности, при которых ее ориентация на реализацию в сфере деловых отношений вытеснять установки на создание семьи, не будет определять тенденцию увеличения доли женщин, «с головой» погруженных в процесс профессиональной самореализации, финансово- материального обеспечения жизни и поэтому вынужденных либо откладывать на более поздний срок создание семьи, рождение ребенка, либо ограничиваться рождением одного ребенка.
_References
1. Butovskaya M.L. Kultura. Lichnost. Obsh-hestvo (Culture. Personality. Society). 2008. T. 10. MY. 3-4. Pp. 165-170.
2. Zyryanova E.V. Sotsiologiya (Sociology). 2006. No. 2. Pp. 13-15.
3. Osinsky I.I. V nauchnom poiske (vzglyad skvoz prizmu dissoveta) [In the scientific search (look through the prism of dissertation council)]. Ulan-Ude: Izd Buryat State University, 2013. 264 p.
4. Osinsky I.I., Gylykova Ye.V. Buryatskaya gorodskaya semiya na rubezhe XX-XXI vv. Sotsio-logichesky analiz [Buryat urban family at the turn of XX-XXI centuries. Sociological analysis]. Ulan-Ude: Izd Buryat State University, 2003. 352 p.
5. Rezultaty sotsiologicheskogo issledovaniya, provedennogo T.N. Boyak sredi russkoy selskoy molodezhi Buryatii i Zabaykalskogo kraya v 2005-
2006 г. Общий объем выборки составил 902 респондента.
6. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова. М.: Из-дат. группа НОРМА-ИНФРА. М., 1999. 672 с.
7. Статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. / Бурятстат, 2012. 335 с.
8. Чернова Ж.В. Специфика гендерных отношений молодых взрослых / / Социологические исследования. 2012. № 7. С. 118-127.
2006 g. (The results of the survey conducted by TN Boyak among Russian rural youth of Buryatiya and Transbaikal region in 2005-2006, total sample consisted of 902 respondents).
6. Rossiyskaya sotsiologicheskaya enciklope-diya [Russian sociological encyclopedia]. Under ed. of Academician G.V. Osipov. Moscow: IzdAT. Group NORMA-INFRA. M., 1999. 672 p.
7. Statistichesky ezhegodnik [Statistical Yearbook]: Stat. Sat / Buryatstat 2012. 335 p.
8. Chernova Zh.V. Sotsiologicheskie issledo-vaniya (Sociological case studies). 2012. No. 7. Pp. 118-127.
Коротко об авторах_
Бояк Т.Н., д-р социол. наук, доцент, директор института экономики культуры, менеджмента и про-дюсирования ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств», г. Улан-Удэ, Россия [email protected]
Научные интересы: социология молодежи, социология села, социология культуры
Замураева П.Б., выпускник аспирантуры кафедры культурологии ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств», г. Улан-Удэ, Россия [email protected]
Научные интересы: культурология (теория и история культуры), гендерные отношения в традиционной культуре бурят
_Briefly about the authors
T. Boyak, doctor of sociological sciences, associate professor, head of the Institute of Culture Economics, Management and Producing, Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education «East Siberian State Academy of Culture and Arts», Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: sociology of youth, sociology of village, sociology of culture
P. Zamuraeva, graduate of the post-graduate course, Culturology department, Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education «East Siberian State Academy of Culture and Arts», Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: culturology (theory and history of culture ), gender relations in traditional culture of the Buryats