Научная статья на тему 'Содержание понятия «Духовно-нравственные ценности»'

Содержание понятия «Духовно-нравственные ценности» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5529
611
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ЦЕННОСТИ / VALUES / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / МОРАЛЬ / MORALITY / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / СЕЛО / VILLAGE / СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / RURAL YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бояк Татьяна Николаевна

В статье автор пишет о важности внимания к проблемам, связанным с формированием, содержанием и динамикой духовно-нравственных ценностей личности, групп, общества со стороны государства, институтов, науки и агентов социализации. Рассматривается структура нравственности. Отмечается необходимость осмысления духовно-нравственных ценностей в единстве морального сознания и поведения, объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на их формирование. В контексте осмысления проблем, связанных с духовно-нравственными ценностями, автор акцентирует внимание на сельской молодежи, поскольку село традиционно признается основным хранителем лучших общечеловеческих, нравственных ценностей. Приводятся результаты социологического опроса, позволяющие заметить расхождения между уровнем морального сознания и уровнем поведения личности/группы, анализируются причины этого расхождения, предлагаются пути решения проблем, связанных с формированием духовно-нравственных ценностей сельской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of the notion «spiritual and moral values»

The author writes about the significance of the attention to problems concerning the formation, content and dynamics of spiritual and moral values of personality, group, society that should be given by state, institutes, science and agents of socialization. The structure of morality is examined. The necessity of considering spiritual and moral values in the unity of moral consciousness and behavior, objective and subjective factors affecting their formation is emphasized. In the context of considering the problems concerning the spiritual and moral values the author pays attention to the rural youth as village is traditionally recognized as a major keeper of the best human, moral values. The results of the poll are presented that allow to notice the gap between the level of moral consciousness and the level of personality/group behavior, the reasons of that gap are analyzed, the ways of solution the problems concerning the formation of the spiritual and moral values in rural youth are proposed.

Текст научной работы на тему «Содержание понятия «Духовно-нравственные ценности»»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.6

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»

© Бояк Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент, декан факультета социально-культурной деятельности Восточно-Сибирского государственного института культуры. Россия, 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1. E-mail: [email protected]

В статье автор пишет о важности внимания к проблемам, связанным с формированием, содержанием и динамикой духовно-нравственных ценностей личности, групп, общества со стороны государства, институтов, науки и агентов социализации. Рассматривается структура нравственности. Отмечается необходимость осмысления духовно-нравственных ценностей в единстве морального сознания и поведения, объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на их формирование. В контексте осмысления проблем, связанных с духовно-нравственными ценностями, автор акцентирует внимание на сельской молодежи, поскольку село традиционно признается основным хранителем лучших общечеловеческих, нравственных ценностей. Приводятся результаты социологического опроса, позволяющие заметить расхождения между уровнем морального сознания и уровнем поведения личности/группы, анализируются причины этого расхождения, предлагаются пути решения проблем, связанных с формированием духовно-нравственных ценностей сельской молодежи.

Ключевые слова: духовность, ценности, традиции, мораль, духовно-нравственные ценности, село, сельская молодежь.

THE ESSENCE OF THE NOTION «SPIRITUAL AND MORAL VALUES»

Boyak Tatiana N., DPhil in Sociology, A/Professor, Dean of the Faculty of Social-Cultural Performance, East Siberian State Institute of Culture.

1 Tereshkova St., Ulan-Ude, 670031 Russia. E-mail: [email protected]

The author writes about the significance of the attention to problems concerning the formation, content and dynamics of spiritual and moral values of personality, group, society that should be given by state, institutes, science and agents of socialization. The structure of morality is examined. The necessity of considering spiritual and moral values in the unity of moral consciousness and behavior, objective and subjective factors affecting their formation is emphasized. In the context of considering the problems concerning the spiritual and moral values the author pays attention to the rural youth as village is traditionally recognized as a major keeper of the best human, moral values. The results of the poll are presented that allow to notice the gap between the level of moral consciousness and the level of personality/group behavior, the reasons of that gap are analyzed, the ways of solution the problems concerning the formation of the spiritual and moral values in rural youth are proposed.

Keywords: spirituality, values, traditions, morality, spiritual and moral values, village, rural youth.

Высокий уровень нравственной культуры личности и социальных групп является одновременно и показателем и фактором стабильности, устойчивости, прогрессивности развития общества, его культуры.

Трансформационный период развития российского общества, сопровождающийся ломкой старых ценностей и формированием новых, закономерно и неизбежно обусловил обострение проблем, связанных со снижением уровня нравственности, проявлением психологической напряженности, нетерпимости, конфликтности в социуме. Так, «3/4 россиян в 2012 г. отметили рост агрессивности и падение уважения к старшим, около 70% - усиление недоброжелательности, неискренности в отношениях, снижение альтруистической мотивации, душевности ... индивидуализм как таковой до сих пор воспринимается позитивно» [2, с. 123]. С другой стороны, в ориентациях россиян более важное

значение обрела ценность свободы, повысилось понимание того, что в решении жизненных вопросов полагаться необходимо, прежде всего, на самого себя, свои собственные усилия.

Значимость человеческого ресурса в развитии общества определяет необходимость уделять особое внимание проблеме формирования духовно-нравственных ценностей личности со стороны государства, общественности, институтов, науки и агентов социализации.

Духовно-нравственные ценности занимают в структуре ценностей одно из важных мест. Это не случайно, ведь духовная сила человека и общества определяются, главным образом, их способностью сохранять нравственные ценности в любых социальных условиях, при любых, даже тяжелых испытаниях. С помощью понятия «нравственные ценности» характеризуется значение для общества и человека социально-культурных явлений, деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и к самому себе, а также реализация актуальных нравственных потребностей в жизни. Содержание нравственных ценностей определяют: «жизнь и достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики поступков, деятельности и отношений; содержание различных форм морального сознания: норм, принципов, идеалов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья); нравственные характеристики деятельности общественных институтов, группы лиц, коллективов, классов и других общественных движений и организаций, которые воздействуют на социальную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или препятствуют общественному прогрессу» [3, с. 608-609].

Формирование нравственных ценностей субъекта (индивида, социальной группы) определяется, с одной стороны, существующей в обществе системой нравственных ценностей, с другой - потребностями самого субъекта в духовном, как необходимом условии его жизнедеятельности. Пересечение общезначимых и личностных интересов осуществляется в механизме функционирования и взаимодействия нравственного сознания и нравственной практики (нравственных отношений). В канве работы этого механизма и формируются духовно-нравственные ценности субъекта. По существу единство морального сознания и моральной практики образует структуру нравственности личности [1, с. 129-131]. Рассмотрим эту структуру более подробно.

Восприятие личностью нравственных ценностей общества в первую очередь осуществляется на уровне ее сознания. В процессе познания ценностей человек осуществляет выбор необходимых для него ценностей, оценивает собственные действия, а также мысли и поступки других людей в соответствии с представлениями о должном, необходимом, ценном. Моральное сознание - важнейшая составляющая процесса формирования и развития духовно-нравственных ценностей индивида (социальной группы). Оно выглядит как система оценок, отражающая действительность сквозь призму одобрений и осуждений, выражается в осмыслении, познании нравственных норм, требований, ценностей, оценке явлений окружающей действительности, нравственном сопереживании, включает в себя процессы мышления, взгляды, идеи, представления, идеалы, принципы качества, нормы, убеждения, нравственные чувства.

Система нравственных ценностей субъекта раскрывается как в контексте морального сознания - суждений, оценок, представлений о должном, убеждений, так и в поведении. Под нравственным поведением может пониматься совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение нравственные ценности, ориентации индивида, обусловленные работой его морального сознания. Нравственное поведение включает в себя: поступок (осознанное действие), мотив, цель, средства ее достижения, условия совершения, результаты действия и его оценку, самооценку. Только при рассмотрении всех этих составляющих во взаимосвязи с моральным сознанием можно сказать о нравственной ценности поступка что-то определенное.

Таким образом, духовно-нравственные ценности (личности или социальных групп) имеют многослойную структуру, элементы которой образованы единством элементов морального сознания и поведения. Здесь следует отметить, что одним из важных вопросов социологии является выявление степени соответствия усвоенных личностью (социальной группой) нравственных ценностей ее реальному поведению, то есть соответствие ее морального сознания поведению. В ряде случаев, особенно в социальных условиях, характеризующихся нестабильностью, сложностью, противоречивостью процессов, поведение человека может не соответствовать, либо соответствовать в неполной мере его внутренним убеждениям [1, с. 131, 142-147]. Так, социологический опрос, проведенный автором в 2005-2006 гг. среди русской сельской молодежи Бурятии и Забайкальского края, выявил некоторые расхождения между моральным сознанием и моральным поведением исследуемой группы. Признавая высокую значимость ценностей семьи (85,7%), любви (73,4%), образованности, интеллигентности (56,3%), молодые люди считают, тем не менее, допустимым в некоторых случаях действия,

которые подрывают их авторитетность: более 40% считают допустимым ложь в личных интересах, непунктуальность, непредупредительность, руководство «око за око - зуб за зуб». Более 30% допускают в речи употребление бранных выражений, нецензурную лексику, грубую прямолинейность, нетактичность в общении, 73,7% считают допустимым совместную жизнь мужчины и женщины без регистрации брака. Исследование выявило и недостатки гражданско-правовой культуры молодежи. О проблемах правовой культуры, расхождениях между моральным сознанием и моральным поведением современной молодежи свидетельствуют и результаты исследований других ученых.

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей сельской молодежи требует, на наш взгляд, особого внимания. Именно село традиционно признается основным хранителем лучших общечеловеческих, нравственных ценностей, духовной, этнической культуры, и останется ли оно таковым, напрямую зависит от молодежи, системы ее ценностей, установок на то, чтобы жить и работать в родном селе.

Одной из социально-психологических особенностей сельского жителя (родившегося и выросшего в селе) является его глубокая психологическая привязанность к дому, родной земле. В связи с этим большинство сельской молодежи неравнодушно к будущему села, переживает за народ, испытывает потребность жить в родном селе. Как показывают результаты нашего исследования, для современной сельской молодежи очень важна самореализация - 63,9%. Однако отсутствие на селе работы, возможностей для самореализации вынуждает молодежь мигрировать в город. Такая вынужденная миграция крайне неблагоприятно сказывается как на мигранте, так и на перспективах села. Часто мытарства молодого человека в поисках лучшей жизни в городе не приводят к успеху по многим причинам: отсутствие жилья, необходимость большой части дохода от трудовой деятельности отдавать за съем жилья, низкая конкурентоспособность на рынке труда и т.д. Ситуация отрыва молодого человека от своих корней, родных, традиций и привычной среды жизнедеятельности вызывает у него глубокие психологические переживания. К тому же большую часть выбывших из села мигрантов представляют наиболее образованные молодые люди. Таким образом, преодоление проблемы выбывающей миграции молодежи из села - важнейшая задача, от успеха решения которой напрямую зависит будущее села, его культуры.

Для развития позитивных нравственных установок, преодоления выбывающей миграции, негативных процессов, протекающих в сельской молодежной среде, необходим комплекс мер, направленных, прежде всего, на улучшение условий жизни, предоставление сельской молодежи возможностей для самореализации, личностного развития на селе. Как показывают результаты исследований последних лет, сельская молодежь не удовлетворена жизнью на селе и не уверена в своем будущем.

Важно, что сегодня реализуется ряд государственных программ, направленных на материальную поддержку молодых кадров, работающих на селе. Однако, как показывает практика, многие специалисты, отработав на селе предусмотренное договором время, возвращаются в город. Ученые отмечают, что эта проблема связана с неблагоприятными социально-экономическими реалиями села. В то же время, думается, что программы материальной поддержки кадров на селе более эффективны в отношении выходцев из села. Особого внимания требует и вопрос воспитания молодого поколения, содержания процесса подготовки кадров. Село сегодня особенно нуждается в лидерах, высокопрофессиональных инициативных молодых кадрах, неравнодушных к будущему села, заинтересованных в его возрождении и развитии. В связи с этим процесс подготовки кадров для села должен быть ориентирован на формирование высокого уровня не только профессиональных компетенций, но и личностных качеств, нравственных установок. Сегодня селу нужны профессионалы-патриоты. Поэтому скрепление общества единой идеологией, ориентирующей сознание молодого поколения на лучшие ценности, заложенные в отечественной духовной культуре, - важнейшая задача. Учреждения образования нуждаются в углублении воспитательного процесса в контексте формирования патриотизма, нравственной, гражданской культуры молодого поколения.

Популяризация же в обществе принципов прагматизма, индивидуализма, худших образцов западной, массовой культур, антиценностей способна оказать неблагоприятное влияние на формирование гражданского сознания, нравственности личности, ее профессиональных установок. Так, актуализация в современном социуме прагматических, утилитарных ценностей обусловила девальвацию труда как социальной ценности. Результаты исследований показывают, что для выпускников школ наиболее привлекательными являются высокодоходные профессии, а малодоходные, «"научного характера"» ... к середине 1990-х оказались "на дне", там и пребывают до сих пор» [4, с. 63, 66].

Возвращаясь к проблемам села, отметим, что на фоне роста значимости в обществе прагматических, рыночных ценностей престиж села и жизни скромного сельского жителя, неориентированно-

Т. Н. Бояк. Содержание понятия «духовно-нравственные ценности»

го на ценности материального обогащения, незаслуженно оказался заниженным. В должной мере не осознается важность роли села в развитии общества, сохранении его духовной культуры. Это является фактором, определяющим тенденцию выбывающей миграции молодежи, девальвации в обществе нравственных, гражданско-патриотических ценностей. В свете решения вопросов, связанных с формированием духовно-нравственных ценностей личности, важной задачей является поднятие в российском обществе престижа села, сельского жителя и жизни на селе.

Исходя из вышесказанного, в изучении духовно-нравственных ценностей (личности/ социальных групп) необходимо обращать внимание на выявление нравственной позиции, которая предстает как единство знаний, убеждений, поведения. Не менее важным является также анализ условий, объективных и субъективных факторов, определяющих характер формирования и содержания духовно-нравственных ценностей личности или социальной группы.

Литература

1. Бояк Т. Н. Русская сельская молодежь: трансформация духовно-нравственных ценностей (на материалах Республики Бурятия и Читинской области). - Улан-Удэ, 2007. - 478 с.

2. Мареева С. В. Динамика норм и ценностей россиян // Социологические исследования. - 2013. - №7. -С.120-130.

3. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. - М.: Норма-Инфра-М, 1999. -

672 с.

4. Саганенко Г. И., Степанцова А. А., Степанова Е. И. Профессиональные предпочтения молодежи как показатель общественных перемен // Высшее образование в России. - 2015. - №2. - С.59-70.

References

1. Boyak T. N. Russkaya sel'skaya molodezh': transformatsiya dukhovno-nravstvennykh tsennostei (na materi-alakh Respubliki Buryatiya i Chitinskoi oblasti) [Russian Rural Youth: Transformation of Spiritual and Moral Values (on the materials of the Buryat Republic and Chita Oblast)]. Ulan-Ude, 2007. 478 p.

2. Mareeva S. V. Dinamika norm i tsennostei rossiyan [Dynamics of Russians' Norms and Values]. Sotsi-ologicheskie issledovaniya - Sociological Research. 2013. No. 7. Pp. 120-130.

3. Rossiiskaya sotsiologicheskaya entsiklopediya [Russian Sociological Encyclopedia]. Moscow: Norma-Infra-M Publ., 1999. 672 p.

4. Saganenko G. I., Stepantsova A. A., Stepanova E. I. Professional'nye predpochteniya molodezhi kak poka-zatel' obshchestvennykh peremen [Professional Preferences of Young People as an Indicator of Social Changes].

Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia. 2015. No. 2. Pp. 59-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.