Научная статья на тему 'Гендерные стереотипы в духовной культуре якутов'

Гендерные стереотипы в духовной культуре якутов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
437
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП / ТРАДИЦИЯ / ОБРЯД / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / GENDER / GENDER STEREOTYPE / TRADITION / RITUAL / SPIRITUAL CULTURE / MASCULINITY / FEMININITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макарова А.И.

Гендерные стереотипы являются важной структурой ментальности, которая определяет уклад жизни, распределяет социальные роли. Традиции, обычаи любого народа гендерно дифференцированы и представляют собой совокупность мужских и женских практик, отражающих стереотипы. В статье сделана попытка анализа гендерных стереотипов, отражающихся в духовной культуре якутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender stereotypes in the spiritual culture of Yakuts

Gender stereotypes are an important structure of the mentality, which determines the lifestyle and assigns social roles. Traditions and customs of any nation are differentiated by gender and represent a set of male and female practices that reflect gender stereotypes. The paper attempts to analyse the gender stereotypes represented in the spiritual culture of Yakuts.

Текст научной работы на тему «Гендерные стереотипы в духовной культуре якутов»

УДК 39:304.2:008(=1.571.56)

Макарова Аграфена Иннокентьевна

Makarova Agrafena Innokentyevna

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой преподавания истории и обществознания

Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

PhD in History, Assistant Professor, Head of Department for History and Social Science Teaching, North Eastern Federal University

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ

GENDER STEREOTYPES IN THE SPIRITUAL CULTURE OF YAKUTS

Аннотация:

Summary:

Гендерные стереотипы являются важной структурой ментальности, которая определяет уклад жизни, распределяет социальные роли. Традиции, обычаи любого народа гендерно дифференцированы и представляют собой совокупность мужских и женских практик, отражающих стереотипы. В статье сделана попытка анализа гендер-ных стереотипов, отражающихся в духовной культуре якутов.

Gender stereotypes are an important structure of the mentality, which determines the lifestyle and assigns social roles. Traditions and customs of any nation are differentiated by gender and represent a set of male and female practices that reflect gender stereotypes. The paper attempts to analyse the gender stereotypes represented in the spiritual culture of Yakuts.

Ключевые слова:

гендер, гендерный стереотип, традиция, обряд, духовная культура, мужественность, женственность.

Keywords:

gender, gender stereotype, tradition, ritual, spiritual culture, masculinity, femininity.

Традиционной культуре якутов присущи гендерные стереотипы, что характерно для каждой культуры, им отводится существенное пространство в обрядах, фольклоре, мифологии.

Обычаи играли важную роль в жизни якутов, некоторые из них по сей день соблюдаются, прежде всего в сельской местности. Многие обряды были связаны с переездом из зимних жилищ в летние - сайылык. В частности, якуты центральных улусов сразу после переезда совершали обряд, в котором участвовали члены нескольких семей, в основном женщины и дети. Посередине изгороди для дымокура разжигали костер. Самая старая женщина, надев старинную якутскую одежду, кропила сливками огонь, летний хлев для коров и телят (титиик) и произносила алгыс. В нем она восхваляла Ынахсыт Хотун как богиню, охраняющую и размножающую рогатый скот, просила ее и впредь делать свое доброе дело [1, с. 72].

На севере Якутии во время проведения Айыы ысыага хоровод вокруг ритуальных коновязей исполняли 40 женщин. В центре двойного кольца танцующих стояла нарядно одетая женщина, олицетворяющая дочь верховного божества. Она произносила заклинания и кропила кумысом. В начале хоровода все женщины совершали три круга по ходу Солнца вокруг центрального столба, затем они уходили с площади тусулгэ через восточный «женский» проход и трижды кружились вокруг восточной коновязи аар багах, называемой еще Айыы сэргэтэ, в обратном направлении [2, с. 77].

У якутов существовало особое женское божество Аан Алахчын Хотун - дух-хозяйка Земли. Она следила за ростом растений и деревьев, приплодом рогатого скота, а в случае бесплодия могла наделить супружескую пару ребенком. Весной духу - божеству земли устраивали приношения. Женщины из конского волоса вязали жертвенную веревку (салама) и, украсив ее разноцветными лоскутками, пучками конских волос, миниатюрными телячьими намордниками из бересты, вешали ее на старое дерево. Самая почтенная женщина совершала кропление дерева кумысом. Затем устраивали ритуальную трапезу, в которой участвовали только женщины [3, с. 81].

У народа саха дети считались большим богатством. Архаический быт якутов непосредственно и весьма негативно влиял на здоровье ребенка, поэтому иметь много детей было мечтой каждой семьи. По представлениям якутов, богиней плодородия, активно способствующей размножению людей, являлась Айыысыт. Она могла лишить женщину ребенка и сделать ее бесплодной, если та чем-то прогневала ее. Существовали обряды, направленные против бесплодия. Основной из них - испрашивание ребенка Айыысыттардар, выполняемый белым шаманом. Он облачался во все белое, ему помогали девять девушек и девять юношей, которые становились слева и справа от него и руками держались за пеструю веревку из конских волос. Их назы-

вали битииситтэр (плясуны). Слева от них на постель садились две пожилые женщины, олицетворявшие богинь Айыысыт и Иэйиэхсит. Между ними сажали бездетную. Шаман вставал среди плясунов лицом к востоку, где находилась Айыысыт, брался за общую веревку и «отправлялся» в путь. «Достигнув» местожительства Айыысыт, он выпрашивал кут - ребенка и, «возвратившись», «внедрял» его в просительницу [4, с. 278].

Существовали также родильные обряды. В дом роженицы приходили женщины, которые должны были одеться в старинную якутскую одежду. Они выпроваживали всех мужчин (как взрослых, так и маленьких), рассаживались вокруг урасы. Внутри урасы пожилая, уже рожавшая женщина разводила огонь и, когда он вспыхивал, подливала в него топленое масло, при этом обращалась к Айыысыт с просьбой благословить новорожденного и прийти еще в этот дом. Тем временем одна из участниц стреляла из лука в изображение какого-нибудь животного. Затем все образы клали в костер, разведенный в урасе. По тому, на кого потянет струя дыма, гадали, какая из сидящих женщин родит в настоящем году [5, с. 84].

Помимо этих обрядов следует акцентировать внимание на свадебных. Во время подготовительного периода к свадьбе девушке нельзя было показываться чужим мужчинам, ей не разрешалось громко разговаривать, смеяться, петь, вмешиваться в чужой разговор. Она не должна была расплетать косы при мужчинах. Если молодая желала выйти замуж, она обязательно должна была придерживаться этих правил поведения [6, с. 288].

Интерес представляет также погребальный обычай. Мужские и женские захоронения отличались содержимым - погребальным инвентарем и тем, что жену хоронили по левую сторону от покойного мужа, сына - по правую, а дочь - по левую [7, с. 296]. Женщин обычно хоронили в свадебном наряде. Кроме того, женщины к столу за поминальной трапезой не допускались.

Рыболовство и охота играли большую роль в жизни якутского народа, поэтому промысловый культ - обряды и поверья, связанные с ними, имели широкое распространение. В охотничьих обычаях было поверье о нечистоте женщины. Например, она не должна была есть сердце, печень убитого зверя; наступать на мокрую шкуру и т. д. Последний запрет относился и к мужу беременной женщины.

Особую роль в праздничных сценариях играли состязания, в которых также отражается гендерный аспект. В этом контексте вызывает интерес старинная игра для мальчиков Хайах хо-с^ор (разворачивание масла). Правила заключались в том, что первый из группы должен был обхватить дерево обеими. Главным участником становился человек хайах хосточчу, который должен был отрывать поодиночке всех сидящих, начиная с самого заднего и слабого. Со временем в эту игру начали играть и девочки, но если участвовали взрослые, то женщины не допускались. Также существовали развлечения, предназначенные только для девочек, например игра Чоронгнур (приседать на корточки) [8, с. 424-425].

В героическом эпосе олонхо также отражаются гендерные стереотипы. Образы героинь гораздо разнообразнее, чем героев. Героини могли быть активными и пассивными. Некоторые -красавицы, из-за которых борются богатыри; другие - сами богатырки, подчас превосходящие силой мужчин-силачей. Такова, например, Кыыс Нюргун из олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». Она так могуча, что даже многое повидавший бесстрашный герой, увидев ее, пугается [9, с. 123, 133].

Таким образом, в духовной культуре народа саха также нашли отражение гендерные стереотипы. Гендерный аспект прослеживается не только в проведении обрядов, но и в играх, героическом эпосе.

Ссылки:

1. Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX - начало ХХ в.). Якутск, 1989.

2. Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск, 2002.

3. Народ саха от века к веку: очерки истории / Е.П. Антонов, А.А. Борисов, С.И. Боякова [и др.]. Новосибирск, 2003.

4. Алексеев А.Н., Романова Е.Н., Соколова З.П. Якуты (Саха). М., 2012.

5. Алексеев А.Н. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале XX в. Новосибирск, 1975.

6. Алексеев А.Н., Романова Е.Н., Соколова З.П. Указ. соч. С. 288.

7. Бравина Р.И. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX вв.). Новосибирск, 2008.

8. Алексеев А.Н., Романова Е.Н., Соколова З.П. Указ. соч. С. 424-425.

9. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. М., 1962.

References:

1. Sleptsov, PA 1989, The traditional family rituals and Yakuts (XIX - early XX century), Yakutsk.

2. Gogolev, AI 2002, The origins of mythology and the traditional calendar of the Yakuts, Yakutsk.

3. Antonov, EP, Borisov, AA, Boyakova, SI et al. 2003, Sakha people from century to century: Essays on the History, Novosibirsk.

4. Alekseev, AN, Romanova, EN & Sokolova, ZP 2012, Yakutia (Sakha), Moscow.

5. Alekseev, AN 1975, Traditional religious beliefs Yakuts in XIX - early XX century, Novosibirsk.

6. Alekseev, AN, Romanova, EN & Sokolova, ZP 2012, Yakutia (Sakha), Moscow, p. 288.

7. Bravina, RI 2008, Burial and memorial rites of Yakuts: monuments and traditions (XV-XIX centuries), Novosibirsk.

8. Alekseev, AN, Romanova, EN & Sokolova, ZP 2012, Yakutia (Sakha), Moscow 424-425.

9. Pukhov, IV 1962, Yakut heroic epic olonkho, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.