Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СФЕРЕ СЕМЬИ И БЫТА'

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СФЕРЕ СЕМЬИ И БЫТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стереотип / семья / гендер / хозяйственно-бытовая сфера / молодёжь / stereotype / family / gender / household sphere / youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А.А. Реснянская

В статье приведены результаты исследования, проведенного методом анкетного опроса среди студенческой молодёжи Волгоградского государственного университета. Было выявлено влияние семьи на представления молодых людей об организации быта и разделение обязанностей между супругами. Кроме того, были определены гендерные стереотипы, которые нашли отклик в современной молодёжи. Был сделан вывод о возможном появлении нового стереотипа об организации семьи и быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — А.А. Реснянская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER STEREOTYPES OF STUDENTS IN THE FIELD OF FAMILY AND EVERYDAY LIFE

The article presents the results of a study conducted by a questionnaire survey among the students of Volgograd State University. The influence of the family on the ideas of young people about the organization of everyday life and the division of responsibilities between spouses was revealed. In addition, gender stereotypes have been identified, which have found a response in modern youth. A conclusion was made about the possible emergence of a new stereotype about the organization of family and everyday life.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СФЕРЕ СЕМЬИ И БЫТА»

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СФЕРЕ СЕМЬИ

И БЫТА

А.А. Реснянская, студент

Волгоградский государственный университет

(Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-6-150-152

Аннотация. В статье приведены результаты исследования, проведенного методом анкетного опроса среди студенческой молодёжи Волгоградского государственного университета. Было выявлено влияние семьи на представления молодых людей об организации быта и разделение обязанностей между супругами. Кроме того, были определены гендерные стереотипы, которые нашли отклик в современной молодёжи. Был сделан вывод о возможном появлении нового стереотипа об организации семьи и быта.

Ключевые слова: стереотип, семья, гендер, хозяйственно-бытовая сфера, молодёжь.

Для исследования социально-бытовых практик современной молодежи было проведено исследование среди студенческой молодежи ВолГУ. Опрос проходил в апреле-мае 2023 года. Отбор респондентов проходил методом снежного кома. Участие в исследовании приняло 124 человека, обучающихся с 1 по 4 курс различных направлений подготовки. В анкетировании принимали участие люди как состоящие в отношениях, так и не состоящие. Из них две трети женщин, и одна треть мужчин.

Возраст опрошенных представлен в диапазоне от 18 до 26 лет. Преимущественно были участники опроса в возрасте от 18 до 20 лет. Десятая часть студентов, принявших участие в исследовании, в возрасте от 21 до 23 лет.

Две трети студентов не работают, их основной деятельностью является обучение в университете. Треть студентов совмещают обучение с работой. Такие результаты коррелируют с распределением половых характеристик респондентов, так как чаще парни стремятся найти работу, чтобы обеспечивать себя.

Половина студентов отмечают, что имеют 1 брата или сестру, чуть меньше 20% отмечают, что у них есть 2 брата/сестры. Четверть студентов являются единственным ребенком в семье.

Следующий блок вопросов был посвящен изучению взаимоотношений молодежи с противоположным полом. Чуть более 55% отметили, что сейчас не состоят в от-

ношениях или браке. Оставшиеся студенты состоят в отношениях, поэтому в данном блоке принимали участие только они.

Треть студентов состоит в отношениях более 2 лет, такое же число отмечают, что длительность их отношений составляет от 1 года до 2 лет. Это отражает тенденцию, что молодежь стремится к построению стабильных и долгосрочных отношений. Примерно пятая часть респондентов состоит в отношениях от 3 до 6 месяцев.

Свои отношения с партнерами большинство характеризуют положительно (от 8 до 10 баллов), реже от 5 до 7 баллов. Примечательно, что негативно свои отношения не оценил практически ни один респондент.

Так, среди важных характеристик партнера были выделены следующие: честность, верность и ответственность. Наименее важными оказались предприимчивость, любовь к детям и целеустремленность.

В результате анализа социально-демографической информации о респондентах, можно составить примерный портрет участника опроса. Это человек в возрасте 18-20 лет, проживающий вместе с кем-либо (партнер, сосед, родители и т.д.), чаще всего не совмещающий учебы с работой, имеющий одного и более братьев/сестер. Далее будут проанализированы ответы респондентов о их родительских семьях, а также о их представлениях о распределении гендерных ролей в семье.

Влияние родительской семьи и тендерных стереотипов на представления студенческой молодежи о хозяйственно-бытовых функциях в семье.

Один из блоков вопросов анкеты был посвящен изучению родительской семьи студентов, так как именно в родительской семье начинают формироваться представления о гендерном распределении ролей. Так, около 80% студентов отмечают, что воспитывались в полной семье. Пятая часть респондентов воспитывалась только матерью.

При этом преимущественно воспитание, вне зависимости от типа семьи, отводится к материнской роли. Участие отца в воспитательном процессе отмечается студенческой молодежью в два раза меньше. В воспитании старшими родственниками -бабушкой и дедушкой - прослеживается подобная тенденция. Бабушки воспитывают детей чаще, чем дедушки.

Ведение хозяйства, по аналогии с воспитанием детей, также чаще (75%) было в рамках материнских обязанностей. Оставшиеся варианты (отец, старшие родственники, дети) упоминались разрозненно.

В ведении хозяйства детям все-таки отводились некоторые обязанности. Зачастую это была уборка жилья, а также уход и присмотр за братом/сестрой. Около 15% детей не были заняты в ведении домашнего хозяйства

Ответственность за заработок в примерно половине семей лежала на обоих родителях в равной степени. У трети студентов основной доход в семью приносил отец. Около 20% отмечают, что заработок был в обязанностях матери, но это связано с тем, что такое же число студентов отметили, что воспитывались в неполных (материнских) семьях.

По мнению 80% студентов, главным в семье должны являться оба партнера, т.е. должно быть равноправие. Для пятой часть опрошенных главным в семье должен быть мужчина. Ни один из представителей студенческой молодежи, как среди мужчин, так и среди женщин, не считает, что женщина должна быть главной в семье.

Тяга к равноправию прослеживается и в том, как по мнению респондентов должны распределяться обязанности по дому. Интересное распределение ответов наблюдается в обязанностях по созданию уюта, заработке и ремонте. Примерно поровну распределились ответы о том, кто должен заниматься созданием уюта - женщина или оба партнера в равной степени. Ремонтом жилья и техники, по мнению большой части респондентов, должны заниматься мужчины. Большое число выборов «мужа» в качестве ответственного за сферу наблюдается и в категории заработка.

Около 85% считают, что распределение обязанностей все же должно быть равномерным. Около 15% считают, что женщина должна заниматься бытом, а мужчина заработком, что отражает классический стереотип о ролях мужчины и женщины в семье. В представлениях молодежи в большинстве случаев он не находит подтверждения.

Приготовление еды также уходит с позиции чисто женских обязанностей, так как молодежь считает, что это зависит не от пола, а от навыков и характера человека. Пятая часть молодежи считает, что готовить должны уметь как мужчина, так и женщина.

Мнения о том, что заключение брака является обязательным условием для создания семьи, разделились. Чуть более трети из них считает, что это скорее является обязательным. Для четверти брак точно является обязательным. Около 30% считают, что брак, вероятно, не является обязательным условием.

Однако, увеличивается число тех, кто считает брак обязательным для воспитания детей. Уже более трети считают, что брак точно нужен для рождения и воспитания детей. Треть считает, что брак скорее нужен. И только четверть респондентов считает, что брак не нужен и для рождения и воспитания детей.

Заключение

Гендерные стереотипы, существующие в обществе, так или иначе оказывают свое влияние на поведение людей. Представле-

ния о том, как должны складываться отношения с противоположным полом, кто должен выполнять домашние обязанности, заниматься воспитанием детей и приносить основной доход, находясь в сознании людей, определяют их жизнь и ценности.

Современная студенческая молодежь, вероятнее всего, сталкивалась с классическими стереотипами о мужчине или о женщине, знает их, но не стремится их поддерживать и выстраивать свою жизнь в соответствии с ними. Так, по результатам опроса фиксируется тенденция, направленная на выстраивание партнерских, равноправных отношений. При этом отчасти сохраняются представления о том, что доход в семью должен приносить мужчина. Интересно, что большинство считают, что чисто женской обязанностью является создание домашнего уюта.

Библиографический список

1. Азарова, Е.А. Функционирование моральных гендерных стереотипов в современном коммуникационном пространстве // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя / Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. - C. 9-12.

2. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 302 с.

3. Балина Т.А., Гасумова С.Е., Попкова Т.Д., Балина А.А., Цзян Ц. Исследование особенностей социальных проблем у молодежи на пороге информационного общества // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2021. - № 1. - С. 45-58.

4. Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс / Д. Майерс. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 512 с.

5. Накашидзе, Д.Д. Молодежь как особая социально-возрастная группа в современном обществе / Д.Д. Накашидзе // Science Time. - № 8 (32). - 2016. - С. 102-106.

GENDER STEREOTYPES OF STUDENTS IN THE FIELD OF FAMILY

AND EVERYDAY LIFE

A.A. Resnyanskaya, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article presents the results of a study conducted by a questionnaire survey among the students of Volgograd State University. The influence of the family on the ideas of young people about the organization of everyday life and the division of responsibilities between spouses was revealed. In addition, gender stereotypes have been identified, which have found a response in modern youth. A conclusion was made about the possible emergence of a new stereotype about the organization of family and everyday life.

Keywords: stereotype, family, gender, household sphere, youth.

Можно предположить, что принцип равноправия в свою очередь становится таким же стереотипом и устоявшимся в общественном сознании представлением. Стремление к равноправию и совместному выполнению домашних обязанностей с партнером могло появиться также под влияние прошлых стереотипов, но так, что молодежь опираясь на них, осознанно не хочет выстраивать свои отношения подобным образом. На это влияют и отношения в родительских семьях, где основные обязанности были за матерью, которая при этом также работала. Дети, видя негативное влияние общественных стереотипов, решают, что будут выстраивать свою жизнь по-другому, не так, как было у их родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.