Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ: ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ СФЕРА'

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ: ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ СФЕРА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП / ГЕНДЕР / МОЛОДЁЖЬ / СЕМЬЯ / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / БРАК / ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Реснянская А.А.

В статье раскрывается понятие социального стереотипа и определяются основные гендерные роли, существующие в обществе. Делается вывод на основе полученных данных, собранных методом анкетирования респондентов. Было выявлено влияние родительской семьи на представления студенческой молодежи о выполнении хозяйственно-бытовых функций в семье. Также нами определялось наличие и содержание современных гендерных стереотипов в хозяйственно-бытовой сфере. По итогам исследования было сделано предположение, что равноправие в семье может стать новым стереотипом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Реснянская А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER STEREOTYPES IN THE YOUTH ENVIRONMENT: HOUSEHOLD SPHERE

The article reveals the concept of a social stereotype and defines the main gender roles that exist in society. The conclusion is made on the basis of the data collected by the survey of respondents. The influence of the parental family on the ideas of students about the performance of household functions in the family was revealed. We also determined the presence and content of modern gender stereotypes in the economic and household sphere. According to the results of the study, it was suggested that equality in the family may become a new stereotype.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ: ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ СФЕРА»

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ: ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ СФЕРА

А.А. Реснянская, студент

Волгоградский государственный университет

(Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-6-3-83-85

Аннотация. В статье раскрывается понятие социального стереотипа и определяются основные гендерные роли, существующие в обществе. Делается вывод на основе полученных данных, собранных методом анкетирования респондентов. Было выявлено влияние родительской семьи на представления студенческой молодежи о выполнении хозяйственно-бытовых функций в семье. Также нами определялось наличие и содержание современных гендерных стереотипов в хозяйственно-бытовой сфере. По итогам исследования было сделано предположение, что равноправие в семье может стать новым стереотипом.

Ключевые слова: социальный стереотип, гендер, молодёжь, семья, гендерная роль, брак, хозяйственно-бытовая сфера.

Стереотипы формируются из усредненных представлений, передаются в обществе, в рамках поколения или же одной семьи. Стереотипы могут различаться в зависимости от поколения, отражать его специфику и давать возможность прогнозировать то, какое поведение будет демонстрироваться представителями поколения.

Так, стереотипы о совместной жизни, брачных ролях, «правильном» порядке жизнеустройства сильно отличаются у старшего поколения и молодежи. То, что было принято у одних и считалось неизменной истиной, у других становится примером того, как делать не нужно или не желательно.

Исследования гендерных стереотипов, существующих в сознании современной молодежи, позволит не только выявить такие стереотипы, но и понять, как они влияют на их повседневность, на выстраивание и сохранение отношений, на представления об идеальном мужчине или женщине.

Сущность и особенности социального стереотипа

Распространенность стереотипов в современном обществе не вызывает сомнений. Они прочно закреплены в сознании людей, транслируются между поколениями, преобразуются и по-разному воспринимаются в зависимости от каждого чело-

века. Изучение стереотипов началось еще в начале 20 века. Понятие «социальный стереотип» впервые было употреблено в работе социолога Уолтера Липпмана «Общественное мнение». Согласно его определению, стереотипы - это упрощенные представления о чем-либо, существующие в обществе, но в то же время, зависящие от его индивидуального опыта. Это своего рода образы, упрощающие восприятие общественных явлений [1, с. 384].

Еще одно определение социального стереотипа приводится в работе Н.П. Суходольской. По ее мнению, «социальный стереотип - особое общественно значимое образование сознания и поведения людей, в котором продуцируется привычный (шаблонный) образ их отношения к той или иной жизненной ситуации. Социальные стереотипы выступают устойчивыми оценочными представлениями людей друг о друге, формирующимися в их взаимоотношениях» [2, с. 157].

Они имеют ряд характеристик, например, оценочность и предвзятость, и охватывают многие общественные сферы. Существующие в обществе стереотипы так или иначе включены в сознание людей, и влияют на их поведение. Один из видов социальных стереотипов - гендерные стереотипы, представляющие собой представления о мужских и женских обязанно-

стях, об их ролях в семейной жизни. Существование таких стереотипов оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на общество.

Гендерные роли - это «поведение в соответствии с набором определенных социальных предписаний, которые адресуются обществом людям в зависимости от их пола. Это проявляется в «соответствующих» мужскому или женскому полу внешнем виде, поведении, речи, манерах, жестах, сферах активности и пр.» [3, с. 590].

Так, в результате исследования учебников был сделан вывод о том, что «в ходе социализации детей в их сознании за женщиной в большей степени закрепляется семейная сфера, дом, эмоциональные близкородственные отношения. Мужчинам, напротив, чаще отводятся роли вне дома, обычно в профессиональной сфере» [4, с. 60]. Помимо этого, эти представления транслируются в сильно усредненном виде и отражают типичные общественные стереотипы, которые не всегда положительным образом влияют на восприятие гендерных ролей.

Такие представления действительно существуют в обществе, они поддерживаются и транслируются многими людьми, но в то же время в обществе есть и другие ролевые модели. Такие модели предвзято и негативно воспринимаются приверженцами традиционных стереотипов, несмотря на то, что никак не влияют на традиционные стереотипы. Появляющееся разнообразие представлений о гендерных ролях в семье усложняет нахождение консенсуса в семейно-бытовой сфере при создании семьи. Важным становится еще на раннем этапе определить сходство в представлениях о ведении быта, распределении доходов и роли мужчины и женщины.

Молодежь в большей степени представляет разнообразие представлений, в то время как представители старшего поколения сходятся во взглядах на организацию семейной совместной жизни.

Результаты анкетирования

Для исследования того, какие социально-бытовые практики присутствуют в жизни современной молодежи, было проведено исследование среди студенческой

молодежи ВолГУ. Опрос проходил в апреле-мае 2023 года. Отбор респондентов проходил методом снежного кома. Участие в исследовании приняло 124 человека, обучающихся с 1 по 4 курс различных направлений подготовки. В анкетировании принимали участие люди как состоящие в отношениях, так и не состоящие. Из них две трети женщин, и одна треть мужчин.

В результате исследования представлений молодежи о бытовых обязанностях, был сделан вывод, что среди молодежи наиболее популярным является тезис о равноправии в семье. Проявление у студенческой молодежи (не имеющей детей и живущей в свободных союзах) гендерных стереотипов о чисто женских или чисто мужских ролях не прослеживается. Однако, можно предположить, что именно такие стереотипы, а также воспитание в родительских семьях, повлияло на то, что молодежь имеет представления «от обратного». Они не хотят повторять то, как жили их родители, дальше поддерживать существующие стереотипы и начинают строить свои отношения с противоположным полом совсем по другому принципу. Важно также отметить, что некоторые стереотипы все такие сохраняются в сознании молодежи, например, о том, что мужчина должен быть главным источником дохода в семье, или значительную роль матери в воспитании ребенка или же роль женщины в создании уюта дома.

Заключение. Современная студенческая молодежь, вероятнее всего, сталкивалась с классическими стереотипами о мужчине или о женщине, знает их, но не стремится их поддерживать и выстраивать свою жизнь в соответствии с ними. Так, по результатам опроса фиксируется тенденция, направленная на выстраивание партнерских, равноправных отношений. При этом отчасти сохраняются представления о том, что доход в семью должен приносить мужчина. Интересно, что большинство считают, что чисто женской обязанностью является создание домашнего уюта.

Можно предположить, что принцип равноправия в свою очередь становится таким же стереотипом и устоявшимся в общественном сознании представлением.

Стремление к равноправию и совместному в родительских семьях, где основные обя-выполнению домашних обязанностей с занности были за матерью, которая при партнером могло появиться также под этом также работала. Дети, видя негатив-влияние прошлых стереотипов, но так, что ное влияние общественных стереотипов, молодежь опираясь на них, осознанно не решают, что будут выстраивать свою хочет выстраивать свои отношения подоб- жизнь по-другому, не так, как было у их ным образом. На это влияют и отношения родителей.

Библиографический список

1. Липпман У. Общественное мнение: книга. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

2. Суходольская Н.П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей // Философия и общество. - 2007. - № 3 (47). - С. 152-160.

3. Иванова А.А. Отношение студенческой молодежи к гендерным ролям в семье // Экономика и социум. - 2015. - № 2-2 (15). - С. 588-590.

4. Котлова Т.Б., Смирнова А. В. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы // Женщина в российском обществе. - 2001. - № 3-4. - С. 53-61.

GENDER STEREOTYPES IN THE YOUTH ENVIRONMENT: HOUSEHOLD SPHERE

A.A. Resnyanskaya, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article reveals the concept of a social stereotype and defines the main gender roles that exist in society. The conclusion is made on the basis of the data collected by the survey of respondents. The influence of the parental family on the ideas of students about the performance of household functions in the family was revealed. We also determined the presence and content of modern gender stereotypes in the economic and household sphere. According to the results of the study, it was suggested that equality in the family may become a new stereotype.

Keywords: social stereotype, gender, youth, family, gender role, marriage, household sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.