№ 3 - 2014 г. 22.00.00 социологические науки
УДК 612.6.057:616-057.875
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
П. Ю. Капустина, Т. А. Кузнецова, О. Ю. Сиваченко
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
Статья посвящена изучению распространённости в молодежной среде традиционных гендерных стереотипов, касающихся поведения партнеров в паре. Анализируются 100 анкет студентов НГМУ по случайной выборке. В статье делается вывод, что молодежь в большинстве соглашается с традиционным распределением ролей в семье (мужчина «кормилец», женщина «хранительница очага»), стереотипами о доминантной позиции мужчины в семье, большей эмоциональностью женщин. Стереотипы о необходимости регистрации брака и неприемлемости воспитания ребенка матерью без отца у молодежи практически разрушены. Чаще всего отход от традиционных стереотипов демонстрирует группа респондентов женского пола, проживавших в городе до поступления в университет.
Ключевые слова: гендер, гендерные роли, гендерные стереотипы, молодежь, семья, студенты медицинских вузов.
Капустина Полина Юрьевна — студент 1-го курса факультета социальной работы и клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: [email protected]
Кузнецова Тамара Александровна — студент 1-го курса факультета социальной работы и клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: [email protected]
Сиваченко Оксана Юрьевна — старший преподаватель кафедры социально-исторических наук ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: [email protected]
В современном мире все чаще можно наблюдать, как гендерные стереотипы, продиктованные историческим развитием и особенностями культуры общества, меняются под влиянием модернизационных процессов [1]. Одни из них становятся более гибкими в связи со смягчением социальных стандартов и норм, другие же, наоборот, остаются традиционными. Разные взгляды на гендерные роли часто приводят к непониманию между мужчинами и женщинами. Эта проблематика уже более полувека находится в фокусе интереса ученых, в последние два десятилетия и в России [4].
Целью данной работы стало изучение отношения студентов к самым ярким и клишированным стереотипам, касающимся поведения партнеров в паре. Объектом исследования стали студенты 1-2-го курсов НГМУ, предметом — стереотипные впечатления о гендерном поведении и семейно-брачных отношениях. В работе использовался гендерный подход. Исследование проводилось методом анкетирования. Каждый вопрос в анкете представлял собой пару стереотипов (один из них касался женщин, другой — мужчин), отражающих один из аспектов поведения.
Человек в семье и обществе исполняет множество ролей. Выделялись основные: поведение в семье, сексуальное поведение, отношение к домашним обязанностям и профессиональной деятельности, способ самореализации, отношение к официальной регистрации брака и стереотипы, касающиеся проявления эмоций. Анкета содержала 17 тезисов, разбитых на группы, которые касались какой-либо определенной роли. Респондентам предлагалось высказать свое согласие или несогласие с приведенным тезисом выбрав ответы «совершенно верно», «скорее верно», «скорее неверно», «совершенно неверно», «затрудняюсь ответить».
Было опрошено 100 респондентов, выборка носила случайный характер. Соотношение респондентов в выборке: мужчин 37 %, женщин 63 %. Предполагалось, что основными факторами, влияющими на формирование гендерных стереотипов, являются такие параметры, как пол, наличие стабильных отношений, место проживания до поступления в университет (город или сельская местность) и возраст.
Лидером по согласию среди мужчин и женщин выступил стереотип о мужчине — «добытчике». 73 % респондентов считают, что мужчина должен защищать свою семью, а также обеспечивать ее материально. Ответ «совершенно верно» выбрало 86 % мужчин и 65 % женщин. Эти данные хорошо согласуются с опросом Фонда Общественного Мнения (ФОМ), проведенном 13-14 июля 2013 года. По данным ФОМ, 54 % респондентов моложе 30 лет высказались в поддержку тезиса о том, что когда жена зарабатывает больше мужа — это ненормально, и только 22 % не видят в этом ничего плохого [3]. В целом результаты исследования по выборке НГМУ полностью подтверждают выводы работы Черновой и Шапковской, «что молодые мужчины не проблематизируют для себя вопрос совмещения отцовских и профессиональных обязанностей, соглашаясь с традиционным разделением гендерных ролей, при котором мужчина преимущественно выполняет роль добытчика, а женщина занимается уходом за ребенком и ведением домашнего хозяйства» [5].
Традиционная гендерная роль домохозяйки, выраженная в тезисе, что женщина должна сохранять уют в доме и заниматься воспитанием детей нашла у респондентов меньше поддержки. Абсолютно верным этот тезис считают 70 % молодых людей и всего 45 % девушек. Это не означает, что молодые девушки не желают исполнять эту роль. Еще 50 % девушек выбрали ответ «скорее верно». Вероятно, этот ответ предполагает желание разделить заботы по дому с мужчинами. Это подтверждает и опрос ФОМ, где 80 % мужчин и женщин от 18 до 30 лет считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства [3].
Стереотипы «женщина чаще всего ориентирована на создание семьи», а «мужчина больше ориентирован на построение успешной карьеры» также вызывают высокую степень согласия. С первым утверждением согласны 78 % (45 % «абсолютно верно», 35 % «скорее верно»), со вторым — 72 % (47 % «абсолютно верно», 25 % «скорее верно»). Обращает внимание, что четверть респондентов не разделяет мнение, что мужчины больше женщин ориентированы на карьеру. Стереотип о том, что женщина чаще
ориентирована на семью, чем на карьеру, одинаково признается и мужчинами, и женщинами, по 77 % в обеих группах. Кроме того, респонденты старше 20 лет, в отличие от более молодой группы, больше поддержали тезис об ориентированности мужчин на карьеру. Ни один не поставил этому тезису «совершенно неверно», а в группе до 20 лет этот ответ выбрало 12 %.
Утверждение о том, что мужчина в отношениях с женщиной должен делать первый шаг и проявлять активность, также поддерживает («абсолютно верно», «скорее верно») наибольший процент всех респондентов (73 %).
Супружеская верность является ценностью в среде молодежи, причем как для мужчин, так и для женщин. Хотя наблюдается некоторое традиционное неравенство. 93 % от общего числа студентов считают, что женщина должна хранить верность, остальные 7 % считают это «скорее верным». Интересно отметить, что женщины строже относятся к себе, чем мужчины к ним и чаще выбирают ответ «совершенно верно». Мужчины более лояльны к себе. 13 % молодых людей совершенно согласны с тем, что мужчина не обязан хранить верность своей партнерше. 16 % респондентов «скорее согласны», т. е. почти треть молодых людей ожидает верности от своей избранницы, не сохраняя верность сами. Женщины в вопросах мужской измены подобной терпимости не проявляют, 90 % высказали абсолютное несогласие с тезисом, что мужчина не должен сохранять верность.
Подобное расхождение в зависимости от пола наблюдается и в отношении стереотипа о доминантном положении мужчины в семье. В целом среди опрошенных 20 % полностью соглашаются с данным утверждением, 41 % выбирают позицию «скорее верно», 23 % отмечают позицию «скорее неверно», 8 % говорят об абсолютной неверности тезиса. Все 8 % респондентов, которые выбрали позицию «совершенно неверно», являются девушками.
Проблема неполных семей, матерей-одиночек становится все более актуальной. В исследованиях отмечается, что «негативные моменты, например, недостаток времени, уделяемого семье и детям, нехватка педагогических способностей при воспитании, невозможность контролировать детей, матери из неполных семей, в отличие от полных, отмечали почти в два раза чаще» [2]. В исследовании мы выясняли отношение студентов к стереотипу «женщина не способна в одиночку воспитать и вырастить ребенка». В целом можно сказать, что подобное отношение к матерям-одиночкам отошло в прошлое. Респондентов, абсолютно согласных с данным тезисом, насчитывается только 9 %, выбравших позицию «скорее верно» — 14 %, а тех, кто выбирает позиции «скорее неверно» и «совершенно неверно» 68 %. Это неудивительно, так как наши респонденты принадлежат к поколению, в котором доля детей, воспитываемых в семьях без одного или обоих родителей, возросла в 1,7 раза [5].
В отношении этого тезиса наблюдается максимальное несогласие между мужчинами и женщинами. Практически половина женщин считает, что может вырастить ребенка без мужчины, еще треть признает, что могут быть проблемы, но в целом не стоит считать, что женщина не справится. По большому счету 78 % девушек не считает, что отсутствие мужчины станет непреодолимой проблемой при воспитании ребенка. И только 3 % полностью согласилась, что женщина в одиночку не способна воспитать и вырастить ребенка. В то время как 19 % молодых людей абсолютно с этим согласны.
Современная повседневная практика семейной жизни, широкое распространение так называемых гражданских браков влияет на представление о регистрации брака. Утверждение о том, что брак необходимо официально регистрировать, уверенно
поддерживают менее половины 48 %.
По результатам анкетирования выявилась ожидаемая тенденция: студенты, которые жили до поступления в университет в сельских местностях, в отношении брака мыслят более консервативно. Так, все бывшие жители села в той или иной степени согласились с утверждением, что брак необходимо официально регистрировать. 9 % жителей города выбрали вариант ответа «совершенно несогласен». Совершенно согласны с этим тезисом 63 % жителей сельской местности и всего 45 % городских жителей.
С тезисом, что женщина должна быть хранительницей семьи, соглашаются лишь 13 % опрошенных студентов. В утверждении о том, что женщина должна заботиться о сохранении семьи, следует рассмотреть ответы мужчин и женщин. Так, например, можно заметить, что женщины не чувствуют за собой такой серьезной ответственности, которую возлагает на них сильный пол. 22 % мужчин абсолютно уверены, что именно на женщине лежит забота о сохранности семи, в то время как с этим соглашаются всего 8 % девушек.
Значительная часть молодежи разделяет представления о разной допустимости эмоционального поведения для мужчин и женщин. 43 % всех опрошенных отвечают, что женщины абсолютно точно склонны к эмоциональному поведению, в то время как всего 29 % респондентов отмечают, что они совершенно согласны с тезисом о том, что мужчины не должны показывать свои эмоции.
Рассматривая утверждения, хочется заметить отношения к ним респондентов разных полов. Так, тезис «мужчине несвойственно плакать» абсолютно подтверждают 54 % мужчин. Женщины намного лояльнее относятся к вопросу о мужских слезах, поэтому позиция «совершенно верно» набирает всего 12 %.
Тезис «женщины более склонны к истерикам и эмоциональному поведению» не вызывает столь сильных разногласий между полами, как было видно в предыдущем утверждении. Стоит заметить лишь то, что сами девушки в основном приписывают тезису ответ «скорее верно» (50 %), в то время как 51 % мужчин утверждает, что этот тезис является совершенно верным. Женщины не так категорично определяются свою эмоциональность, как описывают ее мужчины.
Если сравнить остальные позиции, то также можно выделить отличия между ответами респондентов, состоящих в отношениях, и респондентов, которые не имеют постоянного партнера. 52 % опрошенных, состоящих в отношениях, отвечают, что девушки абсолютно точно склонны к истерикам и проявлению эмоциональности, в то время как основной процент респондентов, не имеющих «второй половинки», 74 %, появляется в графе «скорее верно», что, возможно, говорит о том, что в отношениях девушки ведут себя менее сдержано.
В ходе исследования было подтверждено, что в большинстве случаев мнение о стереотипах, касающихся своего и противоположного пола у женщин и мужчин, различаются. Такая тенденция прослеживается в стереотипах о доминантной позиции мужчин и подчиненном положении женщин в паре, возможности женщине одной вырастить ребенка. В вопросах верности партнерам все респонденты демонстрируют согласие с тезисом о том, что женщина должна хранить верность своему партнеру, однако не все респонденты мужского пола согласны с подобным утверждением для мужчин.
Среди респондентов младше 20 лет выявлено более гибкое отношение к официальному
заключению брака по сравнению со старшей группой, при этом не выявлено достоверных различий во мнениях у мужчин или женщин, хотя согласно стереотипам, мужчины менее охотно заключают официальные браки.
Уходит в прошлое стереотип о том, что сохранение семьи — обязанность женщины, число не согласившихся с этим утверждением превалирует над числом согласившихся во всех группах респондентов.
В целом, можно утверждать, что чаще отход от традиционных стереотипов наблюдается у группы респондентов женского пола, проживавших в городе до поступления в университет. Они обладают более гибкими взглядами на межполовые и семейно-брачные отношения, чем остальные респонденты.
Следует отметить, что молодежь в большинстве соглашается с традиционным распределением ролей в семье (мужчина «кормилец», женщина «хранительница очага»), стереотипами о доминантной позиции мужчины в семье, большей эмоциональностью женщин. Стереотипы о необходимости регистрации брака и неприемлемости воспитания ребенка матерью без отца у молодежи практически разрушены. Тем не менее, это не означает, что в жизни опрошенные руководствуются этими стереотипами, хотя они по-прежнему оказывают большое влияние на общественное сознание.
Список литературы
1. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе : опыт комплексного социального исследования / Под ред. Н. М. Римашевской. — М. : Наука, 2009. — 272 с.
2. О современной семье и ее воспитательном потенциале / О. В. Кучмаева, Е. А. Марыганова, О. Л. Петрякова, А. Б. Синельников // Социологические исследования. — 2010. — № 7. — С. 49-55.
3. Образ идеальной семьи Еженедельный опрос «ФОМнибус» 13-14 июля 2013 г. — Режим доступа : (http://fom.ru/Rabota-i-dom/11024)
4. Российский гендерный порядок : социологический подход : коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб. : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. — 306 с. — (Труды факультета полит. наук и социологии ; Вып. 12).
5. Чернова Ж. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. Дискурсивные предписания и практики в современной России / Ж. Чернова,
Л. Шпаковская // Laboratorium. Журнал социальных исследований. — 2010. — № 3. — С. 19-43.
GENDER STEREOTYPES IN STUDENT'S
ENVIRONMENT
P. Y. Kapustina, T. A. Kuznetsov, O. Y. Sivachenko
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)
Article is devoted to prevalence studying in the youth environment of the traditional gender stereotypes concerning behavior of partners in couple. 100 questionnaires of NSMU students on casual selection are analyzed. It is concluded that the youth in the majority agrees with traditional cast in a family (the man «supporter», the woman «the keeper of the fireplace»), stereotypes about prepotent position of the man in a family, bigger emotionality of women. Stereotypes about the necessity of marriage registration and unacceptability of child's upbringing by mother without father at youth are almost destroyed. Mostly often withdrawal from traditional stereotypes is shown by group of the female respondents living in the city before entering the university.
Keywords: gender, gender roles, gender stereotypes, youth, family, students of medical schools.
About authors:
Kapustina Polina Yurevna — student of the 1st course of social work and clinical psychology faculty at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: [email protected]
Kuznetsova Tamara Aleksandrovna — student of the 1st course of social work and clinical psychology faculty at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: [email protected]
Sivachenko Oksana Yurevna — senior teacher of sociohistorical sciences chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Gender stereotypes in changing society: experience of complex social research / Under the editorship of N. M. Rimashevskaya. — M.: Science, 2009. — 272 P.
2. About modern family and its educational potential / O. V. Kuchmayeva, E. A. Maryganova, O. L. Petryakova, A. B. Sinelnikov // Sociological researches. — 2010. — № 7. — P. 49-55.
3. The image of ideal family. Weekly poll «Fomnibus» on July 13-14, 2013 — Access mode: (http://fom.ru/Rabota-i-dom/11024)
4. Russian gender order: sociological approach: collective monography / Under the editorship of E. Zdravomyslova, A. Temkina. — SPb. : Publishing house of the European university in St. Petersburg, 2007. — 306 P — (Works of faculty of political sciences and sociology; Is. 12).
5. Chernova Zh. Young adults: matrimony, partnership and parenthood. Discursive instructions and practicians in modern Russia / Zh. Chernova, L. Shpakovskaya // Laboratorium. Magazine of social researches. — 2010. — № 3. — P. 19-43.