Научная статья на тему 'Гендерные проблемы в культуре современной Голландии'

Гендерные проблемы в культуре современной Голландии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
585
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY OF CULTURE / ГЕТЕРОГЕННЫЙ СОСТАВ / ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ / ДОСТИЖЕНИЕ РАВЕНСТВА / ЖЕНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / GENDER RELATIONSHIP / SOCIAL ASPECTS / NETHERLANDS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гусакова А. И.

Данная работа посвящена анализу особой модели гендерных отношений в Голландии, а также рассмотрению некоторых особенностей истории культуры, позволивших женщине занять особое место в голландском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work analyses special model of gender relationship in the Netherlands, and also some social aspects which have allowed women to occupy a special place in Dutch Society.

Текст научной работы на тему «Гендерные проблемы в культуре современной Голландии»

При виде значительного художественного произведения в сознании читателя, или реципиента-творца, возникает эстетический интерес, который либо разрастается, либо затухает. Разрастающийся интерес способствует порождению нового жанрового текста в воображении реципиента, в котором «свое» и «чужое» пересекаются и, пересекаясь, связываются в единое целое - «свое». В этом «своем» «чужое» либо вытесняет «свое» прежнее, либо образует «свое чужое». В процессе чтения «свое» предстает вытесненным отчасти «чужим», сливаясь с ним. «Свое» может быть и всецело поглощено «чужим»: тогда «чужое» становится «своим». «Свое чужое» порождает иное по отношению к тексту, становясь спектаклем, живописным портретом. Но и в этом случае к «своему чужому» непременно примешивается «свое» прежнее. В итоге, возникает синтетическая форма «свое чужое»; оно и воплощается в «ином» тексте. Собственно, новый текст, возникающий под сводами другого искусства на основе образно-смысловой энергетики первотекста, и есть особая модель интерпретации последнего.

Примечания

1. Дессуар М. Всеобщая наука об искусстве / М. Дессуар. - М., 1940. - 89 с.

2. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб., 2001. - 704 с.

А. И. Гусакова

ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОЛЛАНДИИ

Данная работа посвящена анализу особой модели гендерных отношений в Голландии, а также рассмотрению некоторых особенностей истории культуры, позволивших женщине занять особое место в голландском обществе. Ключевые слова: теория культуры, гетерогенный состав, дискриминация по половому признаку, достижение равенства, женские организации.

This work analyses special model of gender relationship in the Netherlands, and also some social aspects which have allowed women to occupy a special place in Dutch Society. Keywords: theory of culture, gender relationship, social aspects, Netherlands.

Голландия в настоящее время заслуженно считается одной из наиболее либеральных и демократических стран мира, страной «культурного плюрализма», отличаясь в этом смысле даже от большинства других высокоразвитых стран. Довольно далеко продвинулась Голландия и в решении гендерных проблем, что во многом связано с историей развития культуры в данной стране.

Особенности географического положения оказали большое влияние на веками складывающееся равное социально-бытовое положение мужчин и женщин: мужчины вынуждены были уходить надолго в море, а женщины в их отсутствие выполняли огромное количество функций, что и привело к равной значимости мужчин и женщин в семье. Существенное влияние на формирование существующего на сегодняшний день статуса женщины в Нидерландах оказал целый ряд причин, среди которых и принятие в качестве официальной религии протестантизма (кальвинизма), и то, что уже на протяжении более 100 лет Нидерландами правят представительницы женского пола, и последовательно проводимая в ХХ веке политика, направленная на достижение равенства между мужчиной и женщиной.

В культуре Голландии «мужской образ» преобладает во всем, женщины носят брюки, в их стиле преобладает практичность и простота, часто можно встретить

женщин с мужскими профессиями — такими, как водитель автобуса, паромщица, пожарный, полицейский. К ведению домашнего хозяйства голландцы относятся также серьезно и с уважением, как к профессиональной деятельности. Каждый супруг имеет право на половину пенсии, заработанной другим супругом в период брака. Это основывается на предположении, что полученные пенсионные права являются результатом разделения труда между супругами, каждый из которых своей работой или бережливостью вносит вклад в семейные доходы.

Тем не менее «до недавнего времени в Голландии доминировала модель, основанная на идее кормильца, зарплаты и налоговые льготы были направлены на обеспечение кормильцу зарплаты, дающей финансовую возможность его жене полностью посвятить себя хозяйству и детям» (2, с. 20). На сегодняшний день данная традиционная социальная модель все еще весьма актуальна, и, несмотря на то, что все больше и больше женщин работают, как только появляются дети, женщина чаще всего бросает работу или переходит на неполный рабочий день. И мужчины, и женщины до сих пор отрицательно относятся к тому, чтобы женщина, работающая на полную ставку, позволяла заниматься воспитанием своих детей посторонним, поэтому здесь (по сравнению с другими европейскими странами) имеется очень небольшое количество детских садов.

Как свидетельствуют исследования, проведенные специалистами Европейского фонда улучшения условий жизни и труда, 44 процента женщин хотели бы сократить количество часов своей работы. В Голландии, где закон обязует работодателя уменьшать объем работы по просьбе работника, 63% женщин работают при неполной загрузке. Для сравнения укажем, что в Португалии таких женщин лишь 12%, а в Греции, где гибкий график рабочего времени является абстрактным понятием, 1,8% (1, с. 134— 140). Как нам представляется, данный опыт Голландии является ценным и для современной России, особенно при учете современной демографической ситуации.

Несмотря на то, что в настоящее время в Голландии официальная политика государства направлена на достижение равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни, и в том числе в бизнесе, в стране и по сей день ведутся многочисленные дискуссии о так называемом «стеклянном потолке» — собирательном названии для всевозможных барьеров, препятствующих женщинам достигнуть высоких должностей. Многие организации и предприятия, да и государственные власти активно борются с данным положением дел.

Даже сегодня в Голландии мало женщин, занимающих высокие должности на предприятиях: из ста топ-менеджеров лишь один — представительница женского пола. Хотя по данным исследований, проведенных за последнее время в Нидерландах, было выявлено: многие руководители придерживаются той точки зрения, что женщины на руководящих постах положительно влияют на организацию, что без женщин на верхах остается нереализованной половина потенциала компании.

Но не только на предприятиях, но и в государственных организациях и органах просвещения мало женщин на руководящих должностях. Число женщин-профессоров в течение многих лет не превышало четырех процентов, в результате чего Голландия занимала одно из последних мест в мировом списке женщин-профессоров. В настоящее время это число достигло шести процентов. И хотя это не самая впечатляющая цифра, она, тем не менее, превышает число женщин, занимающих высокие должности на предприятиях. В стране создано бюро «Опортьюнити ин Бедрейф», консультирующее предприятия в вопросе о привлечении женщин на высокие посты. Последнее исследование показало, что в 2001 году в Советах правления 25 крупнейших предприятий не заседало ни одной женщины. Это обстоятельство еще раз доказывает, что Голландии еще предстоит длинный путь к пропорциональному представительству мужчин и женщин в высших эшелонах власти.

Новым явлением можно назвать факт вовлечения предприятий в данный процесс. Около шести лет назад по инициативе министерств экономики, социальных дел и трудового обеспечения было создано бюро, упоминавшееся выше. Около сорока пяти предприятий, желающих стимулировать привлечение женщин на высокие посты, подключились к участию в исследованиях, проводимых данным бюро. В течение определенного времени как в низших, так и высших эшелонах власти должны быть пропорционально представлены мужчины, женщины и представители различных этнических групп. Этот план в настоящее время нашел поддержку крупнейшей голландской организации работодателей VNO-NCW. Ими был учрежден и специальный приз «Diversity Award», ежегодно вручаемый организации, стимулирующей пропорциональное распределение мужчин и женщин в менеджменте.

В настоящее время привлечение женщин на руководящие посты — это уже не просто способ решения гендерных проблем и достижения гендерного равенства, теперь этот вопрос рассматривается в экономическом ключе. При этом существуют три актуальные причины для привлечения женщин на руководящие должности. Во-первых, благодаря этому предприятия рассчитывают на возрастание знаний о запросах клиентов, так как половина последних - это женщины, во-вторых, доказано, что смешанные команды более творчески подходят к делу, чем чисто мужские команды, и наконец, в-третьих, без женщин в верхах пропадает половина человеческого потенциала. Политика действительно направлена на привлечение большего количества женщин на руководящие посты и тем самым на обеспечение изменений в корпоративной культуре всех предприятий и организаций, что весьма существенно для преодоления «стеклянного потолка».

При этом следует исходить из того, что в результате равномерного распределения женщин возникнет оптимальная комбинация мужских качеств (таких, как целенаправленность и дух соревнования) и женских (таких, как направленность на сотрудничество и баланс между деловой и личной жизнью). По данным различных исследований женские качества проявляются лишь тогда, когда двадцать процентов команды состоит из женщин, если же это число меньше, то женщины приспосабливаются к доминирующей мужской культуре, чтобы выжить, им приходится использовать чисто мужские качества.

Именно поэтому предприятия, убежденные в том, что их рыночная ценность повысится в результате более гармоничного состава менеджерской команды, готовы расходовать средства на оказание помощи начинающим работникам, на развитие детских учреждений, а также на различные меры, направленные на создание оптимального баланса между частной и деловой жизнью кадров (2, с. 18-22). Организации систематически используют различные методы для достижения в будущем гетерогенного состава кадров на самых разных уровнях.

Интересным примером достижений Голландии в решении гендерных проблем является и тот факт, что женщины Нидерландов, борясь за свои права, судятся даже с государственными партиями. По данным РИА «Новости», десять голландских женских организаций подали в суд на небольшую клерикальную партию SGP, обвинив ее в дискриминации женщин. Согласно принятым в государственной реформисткой партии правилам, основанным на вероучении протестантизма, женщины не могут быть ее полноправными членами и не могут занимать руководящие должности. Женские организации обращают внимание на то, что дискриминационная политика государственной реформистской партии в отношении женщин нарушает конституцию Нидерландов и ряд международных договоров. В суд придется явиться не только партийным руководителям, но и представителям государства, которых обвинили в допущении дискриминации по половому признаку. И можно предположить, что суд удовлетворит прошения женских организаций и они выиграют этот

процесс. Ведь на сегодняшний день государство ведет активную политику против дискриминации женщин по половому признаку на профессиональном поприще и спонсирует проекты, направленные на преодоление «стеклянного потолка» в организациях.

Примечания

1. Бойцова В. В. Правовая система Нидерландов / В. В. Бойцова. - М., 1998.

2. Holland Horizon. - 2003. - март. - №1.

Л. А. Шаева

ПОЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО

ИНСТИТУТА

Статья посвящена культурологическому анализу функционирования национального театра, его роли в трансляции социокультурных норм, ценностей и образов. В ней раскрывается нравственно-эстетический потенциал национального театра, приводятся эмпирические факты из истории молдавской сценической культуры. Ключевые слова: теория культуры, национальный театр, культурное наследие, традиция, социокультурные нормы, ценности, народная культура, коммуникация.

The article is devoted to culturological analysis of functioning of national theater and the role of national theater in transformation of sociocultural norms, values and images. We reveal moral and aesthetic potential of national theater and cite a number of empiric facts connected to Moldavian theatric. Keywords: theory of culture, national theater, cultcer heritage, tradition, sociocultural norms, values, popular culture, communication.

Общемировое движение культуры тесно связано с взаимодействием различных пластов национальных культурных потоков. Культура является универсальным способом социорегулятивного механизма адаптации человека и общества к условиям природного и социального окружения, а также механизмом регулирования посредством норм, ценностей и образов. Театр, являясь частью этого механизма, сам испытывает необходимость в адаптации. Главный артефакт культуры, связанный с театром, - спектакль не может быть оторван от своих создателей - актёра, режиссёра, драматурга. Поэтому смена культурных парадигм, движение идей непосредственно затрагивает театр, обостряя процесс трансмиссии культурного наследия. Когда же речь идёт о национальных театрах, то становится более ясен механизм адаптации в той её части, которая позволяет этносу поддерживать свою идентичность, сохранять свою самобытность.

Своим происхождением театр обязан древней народной культуре и несёт в себе её синкретичность. Современный театр демонстрирует огромное количество форм существования культурного текста и использует широкую палитру знаково-сим-вольных воплощений. Это богатство является отпечатком того разнообразия, которое присуще культуре того или иного этноса. Театр, и особенно национальный театр, это место, где сходятся общечеловеческие, региональные и этнические ценностно-нормативные системы, представления и способы их воплощения.

Поэтому, рассматривая театр как своеобразную динамическую фотографию жизни, мы получаем возможность проследить весь путь культуры этноса от истоков до самых современных проявлений. Своеобразие культурного опыта и неповторимость «вмещающего и кормящего ландшафта» (Л.Н. Гумилёв) завязаны в узел и на одном пространстве. При этом даже сравнительно небольшой отрезок времени мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.