ЖЩрс*Пи
Дискурс Soft Power
роль культуры и искусства в содействии экономическому росту. В Великобритании в 1997 году администрация Блэра представила новый проект под названием «Cool Britannia» для того, чтобы страна была привлекательной, чтобы оживить экономику и чтобы британцы гордились своей страной. В Китае, Южной Корее и Юго-Восточной Азии пост-колониальная политика в области культуры, как правило, представляет собой способ, благодаря которому правительство подчеркивает и усиливает государственное строительство или предотвращение проникновения «чужой» культуры, рассматриваемой как морально вредной или политически опасной.
В июне 1968 года в Японии было создано государственное объединение для «популяризации и распространения культурного наследства и сохранения культурного единства». Это было первое признание легитимности государственной политики, касающейся культуры и искусства. В июле 1972 года в стране был создан специальный Фонд для осуществления культурной политики и культурного обмена. Фонд организовал большое количество программ поддержки научных и культурных событий. Сегодня Японский фонд работает в глобальном масштабе, однако Соединенные Штаты продолжают оставаться его основным стратегическим направлением.
В апреле 2005 г. японское правительство запустило новую программу, заявив, что к 2020 году Япония станет «культурной творческой нацией». В соответствии с ней Япония должна больше инвестировать в использование своих традиций, в творческую силу, технику, развивать свободный культурный обмен в глобальном масштабе. Двумя годами ранее, в апреле 2003 года, в годовом отчете Фонда Японии подчеркивалась важность продвижения нового национального образа страны, возрастающее значение культуры в сегодняшней дипломатии, что характеризовалось в качестве «мягкой силы».
Азиатские рынки - любимое место для культурного экспорта Японии. В последние годы широкий спектр культурных продуктов, таких как музыка, анимация, комиксы, телевизионные программы, модные журналы, фильмы являются неотъемлемой частью культурной жизни многих молодых людей, проживающих в азиатском регионе. Это признание поп-культуры Японии в Азии особенно удивительно, учитывая империалистическое прошлое Японии. Хоть люди в Азии до сих пор хранят память о японском колониализме, они все равно продолжают покупать комиксы, анимацию, японские поп альбомы в размере десятков миллионов, а также не оставляют без внимания японские телевизионные программы и фильмы.
Русакова О.Ф., Коваленко Е.Н.
SOFT POWER КАК ФЕМИНИСТСКАЯ СТРАТЕГИЯ
Русакова Ольга Фредовна
доктор политических наук, профессор Институт философии и права УрО РАН
Коваленко Елена Николаевна
кандидат политических наук
Современное феминистское движение относится к типу «новых социальных движений», для которых большое значение приобретает выработка единого дискурсивного пространства, поддерживающего коллективную идентичность, обеспечивающего формирование
коллективных представлений о смысле своей деятельности, единого мировоззрения.
Непосредственное влияние на развитие теоретической базы феминистского движения оказывает дискурсный подход, применяемый при изучении гендерного неравенства, ме-
Дискурс Soft Power
тщрПи
ханизмов дискриминации, обеспечивающих неравные условия социальной жизни для мужчин и женщин. Для создания собственного коллективного дискурса представители феминистского движения активно используют такие концепты как «гендерное неравенство», «гендерная дискриминация», «права женщин», «soft power» («мягкая» сила), «empowerment».
Концепт гендерное неравенство применяется для характеристики такого социального устройства, при котором различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе 1. Понятие «гендерное неравенство» связано с поло-ролевой моделью описания взаимоотношений в обществе между мужчинами и женщинами. Суть модели состоит в том, что мужчинам приписываются одни социальные функции и характеристики (добытчик, защитник, начальник и т. д.), а женщинам - другие (мать, домохозяйка и т. д.). В соответствии с этими функциями выделяются различные сферы деятельности среди полов. Для женщины такой сферой становится дом, семья, т. е. приватная сфера. Мужчинам отводится публичная сфера активности, а вместе с тем, такие показатели как карьера, власть, социальный статус и др.
Гендерное неравенство также определяется особым типом гендерного порядка, при котором в обществе возникает гендерный дисбаланс, нарушаются коллективные права женщин.
На практике система гендерного неравенства воспроизводится через гендерную дискриминацию (сексизм) - политику предпочтения представителей одного пола или гендерной идентичности по отношению к другим, дискриминация по признаку пола, гендерной идентичности.
Гендерная дискриминация и сексизм с точки зрения женских и феминистских исследований имеют своими последствиями производство и поддержание гендерных стереотипов, сексуальное насилие, домашнее насилие, траффикинг и торговлю людьми, проституцию,
сексуальные домогательства, нарушение коллективных прав женщин. Сторонники гендерного подхода также анализируют рынок труда, систему образования, демографическую ситуацию, принципы комплектования армии, систему социальной защиты населения и обнаруживают проявления дискриминации в отношении представителей обоих полов и носителей различных гендерных идентичностей. Так, например, женщины получают меньшую оплату за равный труд с мужчинами, женщины чаще всего приобретают непрестижные профессии и занимают низкооплачиваемые должности, имеют ограничения в правах заниматься некоторыми профессиями и видами работ, ощущают на себе эффект «стеклянного потолка» - невидимых барьеров к дальнейшему росту и развитию, испытывают на себе явление объективации в сексуальной жизни, политике, экономике, науке и других сферах, манипуляции в области репродуктивной функции и деторождении, в некоторых обществах официально ограничены в ряде прав (политических, имущественных и т. д.). В то же время дискриминация в отношении мужчин связана с обязательной службой в армии, более строгим подходом к вынесению приговоров мужчинам-заключенным по сравнению с женщинами-заключенными, более высоким пенсионным возрастом при низкой продолжительности жизни по сравнению с женщинами, более высокими нормами нагрузки при выполнении физических работ и т. д.
Концепт права женщин на протяжении нескольких десятков лет выступает в качестве дискурсивно-теоретической базы целого комплекса международных документов, а именно: Конвенция о политических правах женщин (1952 г.), Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 г.), Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1967), Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней (1979 г., 1999 г.), Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (1993 г.) и др.
IЩЩи
Дискурс Soft Power
Международное сообщество включает категорию «права женщин» в особый раздел прав человека, квалифицируя их как «права человека третьего поколения». Основное отличие этой категории прав человека от «естественных» и «основных» заключается в их коллективном характере.
Специальный докладчик ООН по вопросам насилия против женщин Радика Кумарасвами отмечала, что права женщин остаются одним из самых острых вопросов международного права. Идет ли речь о культурном релятивизме, гуманитарном праве и международных военных преступлениях, рассматривается ли критерий должной тщательности или право на уважение к половой идентичности, - везде женская тема выступает определяющим моментом в подходе к правам человека2.
В последние годы предметом феминистских дискуссий о стратегии и тактике женского движения выступает вопрос об использовании soft power в качестве характерного для женщин способа влияния на общественно-политическую сферу в противовес «мужской» силе, основанной на принуждении и насилии. «Мягкая» сила - это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек3. Индра Эднен, к примеру, связывает использование «мягкой» силы с количеством женщин в органах власти. На основе мери-тократического принципа Индра Эднен совместно с Ли Чалмерс в 2009 году предложила Даунинг-стрит Прожект, направленный на пропорциональное увеличение числа женщин в британском парламенте. По мнению Эднен, количество женщин в представительных органах власти должно быть пропорционально количеству избирательниц. Это позволит достичь паритета в представительстве мужчин и женщин, а также снизит спрос на исключительно «мужские» качества, проявление которых востребовано в современной политике в связи с доминированием мужчин. Автор признает, что не все мужчины используют маскулинные стратегии в политике и не все женщины склон-
ны к применению «мягкой» силы, но общая ситуация с доминированием маскулинности в социально-политической сфере может измениться только в условиях, когда необходимо применять принцип сотрудничества, переговоров и убеждения.
Согласно феминистам, soft power как феминистская стратегия может быть эффективной только тогда, когда в обществе установлен ген-дерный баланс, а принцип равноправия полов реализуется не только в теории, но и на практике. В противном случае, феминистское движение должно использовать «жесткую» силу в интересах своей борьбы4.
Идейно-теоретическим и стратегическим разворачиванием концепта soft power выступает концепт empowerment (обретения/осознания силы). Мужчины, утверждают феминисты, видят власть, как власть над (power over), как возможность влиять или доминировать, в то время как женщины видят ее как обретение/осознание силы для (empowerment to).
В феминистском дискурсе подчеркивается различие между термином «empowerment», который включает стратегию убеждения, и термином «authority» (власть).
Концепт empowerment интерпретируется, главным образом, как обретение женщинами самоуважения, гражданских прав, статуса субъекта принятия политических решений. В социально-политической практике концепт empowerment выступает идейно-теоретической основой стратегии, направленной на обретение женщинами возможности самостоятельно распоряжаться собственными судьбами, на расширение их участия в делах общества, присутствия во властных политических структурах. При этом власть рассматривается как «полномочие» или как «компетентность». Власть в руках женщин представляется более кооперативно-ориентированной и менее конфронтационной, нежели власть в руках мужчин.
В ходе развития концепта empowerment применительно к различным областям общественной жизни были разработаны критерии оценки способности к обретению/осознанию власти у женщин, которые получили свое кон-
Дискурс Soft Power
IЩЩи
кретное выражение в виде системы требований и притязаний. Целый ряд проектов, направленных на комплексную оценку empowerment представительниц женского пола были разработаны при поддержке Фонда имени Генриха Белля. Результаты проведенных исследований получили отражение в работе Бирте Роденберг и Кристы Вихтерик5. В одном из проектов были выделены в отдельные серийные комплексы показатели empowerment, относящиеся к сферам индивидуальной, правовой, политической, культурной и экономической жизни.
Empowerment в сфере индивидуальной жизни включает следующие компоненты: осознание справедливости и несправедливости; осознание механизмов disempowerment (лишения власти); артикуляция собственных потребностей и интересов; позитивный образ себя; уважение к своему оплачиваемому и неоплачиваемому труду; уважение к своим навыкам и способностям; свобода от насилия; репродуктивные права и право контроля за рождаемостью; свобода от ритуалов подчинения, причиняющих телесные повреждения; доступ к охране здоровья; образование и доступ к знанию; снижение ограничений в сфере внешних контактов; мобильность; возможность жить вне брака в атмосфере социальной терпимости и др.
Empowerment в сфере политики трактуется посредством следующих показателей-критериев: сознание политических прав; знание способов функционирования демократии и демократических процедур принятия решений; доступ к политической информации; способность лоббирования; участие в политических организациях, в формировании власти гражданского общества; членство в партиях, парламенте, в министерских органах; влияние на структуру политических институтов и др.
Empowerment в сфере культуры состоит из следующих компонентов: влияние на символический порядок и власть; деконструкция негативного образа женщины; занятие руководящих позиций в институтах культуры; сохранение культурной идентичности; сохранение и развитие женской культуры в противовес до-
минирующей мужской культуре; возможность информации и обмена ресурсами; наличие собственных СМИ, журналов, коммуникаций через Интернет; возможность реинтерпретации религиозных текстов; руководящая религиозная роль на местном уровне и др.
Empowerment в сфере экономики представляет собой комплекс следующих показателей: ликвидация экономической безграмотности; осознание прав собственности и экономических прав; информация об экономических и профессиональных возможностях; доступ к профессиональной квалификации и возможность ее повышения; равная оплата за равный труд; снижение риска бедности; снижение нагрузки работы по дому; участие в работе профсоюзов; социальная стабильность; возможность влияния на государственный бюджет и др.
В целом, стратегия empowerment предполагает многоуровневые изменения структуры власти путем усиления позиций женщин во всех сферах общественной жизни.
Литература:
1. Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс] // [Портал «Женщина и общество»] / Под ред. А.А. Денисовой. Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2002. 256 с. URL: http://www.owl.ru/gender/033.htm (дата обращения: 15.04.2011).
2. Кумарасвами Р. Права женщин и международное право прав человека [Электронный ресурс]. URL: http ://www. hrights.ru/text/inter/b7/Chapter81. htm (дата обращения: 27.04.2011).
3. Най Д. Мягкая сила и американо-европейские отношения [Электронный ресурс] /Альманах «Восток», № 5 (41), декабрь 2006 г. URL: http://www. situation.ru/app/j_art_1165.htm (дата обращения: 13.05.2011).
4. Cannon J. Archive Sunday: Power Matters [Электронный ресурс]. URL: http://www. feministmormonhousewives.org/?p=3217 (дата обращения: 11.05.2011).
5. Роденберг, Бирте, Вихтерик, Криста. Empowerment. Влияние женщин на характер власти. Результаты исследования зарубежных женских проектов Фонда им. Генриха Белля [Электронный ресурс]. URL: www.owl.ru/win/books/empowerment/2.htm.