Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ГЕНДЕРНЫЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / GENDER APPROACH / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LABOR EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна

Приводится обзор отечественных исследований в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Показаны преимущества совместного воспитания девочек и мальчиков в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется индивидуально-дифференцированному подходу к детям, основанному на изучении типологических свойств ребенка и учете его особенностей в воспитании и обучении. Обсуждаются возможности реализации программ трудового воспитания в аспекте формирования знаний, навыков и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER APPROACHES IN EDUCATION OF INDEPENDENT ACTIVITY OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The review of domestic researches in the field of gender education of children of preschool age is provided. Advantages of joint education of girls and boys in different types of activity are shown. The special attention is paid to the individual differentiated approach to children based on studying of typological properties of the child and the accounting of its features in education and training. Possibilities of implementation of programs of labor education in aspect of formation of knowledge, skills and abilities are discussed.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИЗ АРХИВА ОПУБЛИКОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ

УДК 371 + 159.9

И. В. Тельнюк

ГЕНДЕРНЫЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ1

Учет физиологических и социально-психологических факторов в воспитании и обучении детей прямо или косвенно затрагивает вопросы поло-ролевой дифференциации их деятельности и поведения в целом. При этом поиск эффективных методов воспитания непосредственно связан с формированием у детей навыков и умений самообслуживания, подготовкой старших дошкольников к самостоятельной деятельности.

В отечественной педагогике эффективно используются индивидуально-дифференцированные методы обучения и воспитания, которые применительно к задачам тендерной педагогики дошкольных образовательных учреждений ориентированы на привитие у детей соответствующих поло-роле-

1 Тельнюк И. В. Тендерный подход в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников: теоретические и прикладные аспекты. Санкт-Петербург: Изд-во СПбАППО, 2004. С. 21-38.

вых форм поведения и деятельности.

Дифференцированный подход ориентирован на подгруппы детей, обладающих сходными чертами развития (Т. И. Бабаева, А. В. Бур-ма, И. Д. Бутузов, М. В. Крулехт, Я. И. Ковальчук, Н. Г. Маркова и др.). Основания для дифференциации могут быть различны:

• уровень развития детей, •их интересы,

•психологические особенности личности и ее воспитание,

• уровень развития способностей, •уровень познавательных интересов,

•пол и т. д.

К сожалению, менее всего из выше перечисленных позиций и в теории, и в практике разработаны вопросы дифференциации по половому признаку, хотя именно влияние пола, — как утверждает М. Я. Басов, — проходит красной нитью через весь период жизнедеятельности человека, и это влия-

ние связано как с ростом и развитием организма, так и с психическим развитием в целом. Ориентация на реализацию принципа природосообразности актуализирует проблему дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и поло-ролевых предпочтений.

В отечественной педагогической практике имеется опыт дифференцированного воспитания девочек и мальчиков. В ХШ—ХГХ веках престижные учебные заведения для детей из богатых сословий были чисто мужскими и чисто женскими. Девочек учили в институте Благородных девиц1. Для мальчиков были отрыты гимназии, Пажеский Ее Императорского Величества корпус2, лицеи для привилегированных сословий.

Существование дифференцированных по половому признаку ДОУ в истории педагогики не отмечено, но в богатых семьях дифференцирован-

1 Смольный институт был основан Екатериной II в 1764 году. В первый прием было принято 50 девочек пяти-шести лет. Курс обучения был рассчитан на 12 лет; девочек учили словесности, арифметике, истории, географии, а также танцам, рисованию, рукоделию и основам домоводства.

2 Смольный институт был основан Екатериной II в 1764 году. В первый прием было принято 50 девочек пяти-шести лет. Курс обучения был рассчитан на 12 лет; девочек учили словесности, арифметике, истории, географии, а также танцам, рисованию, рукоделию и основам домоводства.

ное воспитание осуществлялось: для девочек родители приглашали женщину-гувернантку, для мальчиков — мужчину-гувернера.

В настоящее время в некоторых образовательных учреждениях России — в Санкт-Петербурге, Томске, Сургуте и других городах — воспитание и образование девочек и мальчиков осуществляется в гомогенных группах. Хорошо это или плохо? Однозначно на этот вопрос ответить трудно.

Однако, на наш взгляд, поскольку ребенок живет в гетерогенном обществе, он должен получать опыт общения с представителями как женского, так и мужского пола. Воспитываясь в однополой группе, ребенок, как правило, лишен такого рода общения; оно нередко осуществляется ситуативно. Наблюдаются также и отрицательные последствия такого воспитания: у девочек могут развиваться такие нежелательные качества, как жеманство, у мальчиков — грубость; у детей может сформироваться негативное отношение и искаженное восприятие представителей противоположного пола, неумение строить взаимоотношения.

Принимая во внимание выше обозначенные недостатки воспитания в гомогенных группах, в нашем исследовании, мы считаем целесообразным реализацию дифференцированного подхода через деление общей группы детей на

две подгруппы, различаемых по половому признаку в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в ДОУ. Существенная особенность такой дифференциации состоит в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга. Они в естественной обстановке в процессе совместной деятельности могут накапливать опыт общения с противоположным полом, а в процессе специально организованной деятельности, свойственной тому или иному полу, в большей степени развивать и соответствующие личностные качества.

Вместе с тем, осуществляя дифференциацию по половому признаку, необходимо учитывать особенности психического развития каждой девочки и каждого мальчика, то есть осуществлять принцип индивидуального подхода к их обучению и воспитанию.

Индивидуальный подход ориентирован на воздействие с учетом знания об особенностях развития детей — их свойствах темперамента и характера, потребностей и интересов, мотивов поведения и эмоциональности, других характеристик, в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях.

Проблема индивидуального подхода для педагогики не нова. Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе воспитания — давняя традиция. Еще древнеримский оратор Квинтилиан, как

автор понятия индивидуального подхода, выдвинул прогрессивные идеи о гуманном отношении к детям, о необходимости учета их индивидуальных особенностей. В дальнейшем история идеи индивидуального подхода прослеживается от Я. А. Коменского до наших дней.

В 20-е годы XX века индивидуальный подход был признан ведущим принципом воспитания и обучения. В работах психологов и педагогов Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, С. Т. Шацкого, Б. М. Теплова были заложены основы индивидуального подхода. В поле внимания исследователей находились вопросы изучения особенностей детей, их деятельности и оптимальной организации индивидуальной работы.

Проблема индивидуального подхода более основательно разработана в практике школьного образования. Вопросу изучения особенностей школьников посвящены исследования В. И. Самохваловой, А. А. Будар-ного, И. Э. Унт, Е. С. Рабунского и др. В них разрабатываются различные критерии типологии развития учащихся, в том числе затрагиваются и вопросы поло-ролевой социализации (Л. И. Столярчук).

В современной дошкольной педагогике проблеме индивидуального подхода посвящены исследования Н. В. Литвиной, Н. Г. Марковой, Я. И. Ковальчук, Л. П. Князевой, Г Е. Дикопсльской, Э. И. Мастве-лискер и др. Авторы обращают внимание на типологические особенности ребенка, характера деятельности, особенности поведения,

развитие интеллекта, эмоционально-волевой сферы и пр.

Возникает вопрос, все ли индивидуальные особенности детей надо принимать во внимание? По выражению Ш. А. Амонашвили, воспитание должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям ребенка». Педагоги и психологи подчеркивают, что индивидуализация никогда не бывает и не может быть абсолютной. В воспитании нельзя учесть все индивидуальные особенности детей, во внимание принимается, прежде всего, то, что оказывается наиболее важным на данный момент.

Какие же индивидуальные особенности обуславливают индивидуализацию воспитания девочек и мальчиков? Ж-Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Определенные качества не могут быть принадлежностью того или другого пола, но представители женского и мужского пола должны быть наделены этими качествами в разной степени, и поэтому цели, методы и подходы в воспитании должны быть различными.

Принцип индивидуального подхода в воспитании девочек и мальчиков предполагает учет таких особенностей, которые влияют на развитие качеств женственности и мужественности. К ним можно отнести как внутренние, так и внешние факторы: физические и психи-

ческие качества и состояния личности; особенности познавательных процессов, характер деятельности, позицию субъекта, мотивацию, воспитание в семье и др.

Так, взрослые часто неосознанно поддерживают и развивают у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков — смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола (Т. А. Репина). Если основы перечисленных качеств не заложить у детей в дошкольные годы, то это может привести к тому, что, став взрослыми с соответствующей половой принадлежностью, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Индивидуальный подход предполагает изучение особенностей детей, проектирование и воспитание тех качеств личности, которые следует формировать у мальчиков и девочек в соответствии как с общими целями и задачами воспитания, так и с учетом индивидуальных особенностей их личности. Целью индивидуализации, как утверждает И. Унт, является одновременно сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка.

Анализируя имеющийся опыт индивидуализации воспитания, можно выделить два вида индивидуального подхода: 1) учет комплекса различных особенностей

ребенка и 2) учет какой-либо отдельной особенности. В настоящем исследовании мы учитывали комплекс особенностей ребенка — внимание уделялось особенностям конкретной девочки и конкретного мальчика.

К особенностям девочек и мальчиков, которые необходимо учитывать при индивидуализации воспитания, мы отнесли:

• характер деятельности (интересы, содержание, способы, мотивы);

• особенности поведения;

• позиция субъекта в деятельности;

• личностные качества.

Данные особенности положены в основу приемов индивидуализации и индивидуальных заданий. При отборе данных особенностей учитывалась возможность реализовать их в работе воспитателей детского сада.

Однако в случаях, когда условия детского сада не соответствуют возможности реализации индивидуального подхода (большая наполняемость групп, интенсивность педагогического процесса, недостаток педагогических кадров), то это затрудняет осуществление общего воспитательного процесса. Творческие поиски педагогов-новаторов, психологов, практических работников образования привели к идее осуществления индивидуально-дифференцированного подхода (ИДП) к детям.

Проблема ИДП в дошкольной педагогике анализировалась с разных сторон. Этой проблеме посвящены многие исследования. Разработаны и обоснованны условия, пути и методы ИДП к дошкольникам:

• в игровой деятельности (В. Л. Воронова, Р. И. Жуковская, Я. И. Ковальчук, А. И. Матусик, О. В. Солнцева и др.);

• в обучении (М. Г. Вахова, Л. А. Викат, Л. А. Дикопольская, Л. П. Князева, Я. И. Ковальчук, Э. И. Матвилискер, А. П. Усова и др.);

• в процессе нравственного воспитания (А. В. Алексеева, Т. И. Бабаева, Т. И. Белова, В. А. Горбачева, Я. И. Ковальчук, Л. П. Князева, Н. Г. Маркова и др.).

В педагогических исследованиях, посвященных воспитанию у детей самостоятельности, отмечается необходимость учета индивидуальных особенностей детей в воспитании и обучении и, в особенности, в трудовом и нравственном воспитании (3. М. Асланова, Р. С. Буре, Г. Н. Година, М. В. Кру-лехт, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова и др.). Однако в реальной жизненной практике работы педагогов дошкольных учреждений обнаруживается, что вопросы учета половой принадлежности ребенка в разнообразных видах деятельности учитываются ими недостаточно.

Обобщая изложенное выше, можно заключить, что индивиду-

альное развитие ребенка обусловлено самой природой его социально-психологических, культурных условий воспитания и обучения. Дифференцированный подход, так же как и практическое осуществление идеи индивидуального подхода, предполагает формирование общих и типичных черт, характерных для конкретных мальчиков и девочек. Но в отличие от индивидуализации воспитательных воздействий, персонально касающихся каждого отдельного ребенка, дифференцированный подход осуществляется с учетом наличия некоторых общих особенностей или типичных проявлений, свойственных группе детей, или конкретному ребенку.

Для осуществления ИДП необходимо изучение психических особенностей девочек и мальчиков (В. А. Худик). Особое внимание необходимо обратить на физиологическую, когнитивную и эмоциональную сферы. Осуществление ИДП требует совершенствования или разработки нового содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ, отбора различных видов деятельности и необходимости пересмотра методов и приемов работы воспитателя с детьми в рамках данного подхода в зависимости от половой принадлежности ребенка.

Сущность ИДП в нашем исследовании состоит в том, что общие воспитательные задачи, которые

стоят перед педагогом, работающим в смешанной группе, решаются посредством педагогического воздействия на подгруппу девочек или мальчиков, объединенных одинаковой социальной ситуацией, с учетом особенностей развития отдельного ребенка, исходя из знания его индивидуальных особенностей.

ИДП к самостоятельной деятельности выражается в том, что общие задачи воспитания в гетерогенной группе решаются посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания о психологических особенностях и условиях жизни детей, интересов и потребностей, мотивов поведения, соотносимых с их поло-ролевой социализацией.

Осуществление ИДП во многом зависит от профессионализма воспитателей:

• умения диагностировать особенности развития девочек и мальчиков;

• разработки содержания и приемов организации различных видов самостоятельной деятельности детей;

• умения организовать деятельность с учетом особенностей развития девочек и мальчиков;

• создания материально-технической базы, обеспечивающей учебно-воспитательные мероприятия с детьми;

• подготовки и использования дидактических средств, материа-

лов учебно-воспитательного воздействия и обучения.

Психолого-педагогические исследования подчеркивают, что воспитание детей с учетом их пола осуществляется в условиях соответствующим образом организованной и мотивированной деятельности (Л. В. Градусова, В. С. Мухина, Е. А. Кудрявцева, Н. Е. Татаринцева и др.).

В психолого-педагогической литературе деятельность рассматривается как активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной среды (С. Л. Рубинштейн).

Активность — ведущая характеристика человека как субъекта деятельности и определяется как основной способ взаимодействия субъекта со средой, в которой выражается его стремление к эффективному ее освоению (В. Д. Небылицын, В. М. Руса-лов). К. А. Абульханова-Славская отмечала, что уровни активности в деятельности, ее длительность, устойчивость и т. д., зависят как от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов (эмоциональный, могивационный и т. д.), так и от способа, с помощью которого личность как субъект включается в решение задач деятельности, от позиции, которую она занимает в этой деятельности.

В исследованиях К. А. Альбухано-вой-Славской, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. на разных этапах жизненного пути

социальную значимость приобретают разные виды деятельности человека — общение, предметно-практическая, игровая, учебная, трудовая, художественная и др. В качестве основных показателей социальной активности, проявляемой в общественно значимых видах деятельности, выделена инициатива и исполнительность. Инициатива, как отмечает В. Г. Маралов, знаменует самостоятельное начало деятельности, исполнительность обеспечивает ее осуществление и достижение результатов. Особыми формами проявления активности человека являются самостоятельность и творчество.

Самостоятельная деятельность детей в педагогическом процессе детского сада — одна из центральных проблем дошкольной педагогики. Самостоятельность выступает как интегративное свойство личности, объединяющее интеллектуальную, нравственно-волевую, эмоциональную сторону личности на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи (Т. И. Бабаева, Г. В. Быстрова, П. Н. Виноградова, М. В. Крулехт, М. Н. Силаева и др.)

Самостоятельность развивается в деятельности, по мере освоения ее структуры. Б. Г. Ананьев отмечал, что к пяти-шести годам дети способны охватить и удержать в сознании весь процесс от постановки цели до результата. Самостоятельность в деятельности выступает как показатель

освоения ребенком поведения в условиях выполнения определенных заданий. В условиях правильно организованной деятельности самостоятельность дошкольников развивается от воспроизводящего характера к самостоятельности с элементами поисковой деятельности и творчества.

Идея о принятии ребенком субъектной позиции в деятельности была высказана Б. Г. Ананьевым и нашла последовательное отражение в современных педагогических исследованиях.

В дошкольной педагогике актуальным является рассмотрение проблемы самостоятельности дошкольника в русле концепции целостного развития ребенка как субъекта трудовой деятельности (М. В. Крулехт). Субъектная позиция в деятельности — это развитие способности к самостоятельному целеполаганию и мотивации, умение оперировать освоенными способами осуществления простейших трудовых действий в изменяющихся условиях, самостоятельно оценивать результат труда, выходить за пределы заданной ситуации и вариативно, творчески решать новые задачи. Отсюда вытекает развитие важных личностных качеств: самостоятельности, ответственности, организованности, инициативы. Это возможно, если личность ребенка не подавляется. Ребенок овладевает субъектной позицией в интересном, значимом для него виде деятельности. Высший уровень самостоятельности — самоуправление деятельностью.

Таким образом, исследователями вопроса в качестве определяющих признаков позиции субъекта деятельности выделены следующие:

• активность как основополагающая характеристика субъекта, ее социальная направленность, инициативность и исполнительность как формы проявления активности, обеспечивающие ответственность личности в деятельности, меру продуктивности и достижение значимого результата;

• свобода и самостоятельность выдвижения личностью замыслов, коррекции целей деятельности, выбора средств и способов ее осуществления;

• социально-ценностный способ общения в условиях совместной и дифференцированной деятельности, который обеспечивается коммуникативными умениями индивида.

Выделенные признаки обеспечивают освоение личностью позиции субъекта деятельности, удовлетворяют основные социальные потребности — в активной деятельности и самовыражении, в общении и установлении отношений с другими людьми (С. Л. Рубинштейн, В. А. Петровский, Н. Н. Подцьяков).

Субъектная позиция ребенка-дошкольника по-разному проявляется в различных видах деятельности. Игра как ведущая деятельность воспитанников ДОУ являет-

ся источником развития ребенка, результатом интеграции общения, познания, труда и накопления многообразных переживаний. В то же время, игра является средством развития других видов деятельности — трудовой, художественной, учебной, которые «прорастают», по утверждению Л. С. Выготского, из детской игры.

В исследованиях А. В. Запорожца, Т. А. Репиной, А. П. Усовой и других отмечается, что дошкольная группа — своеобразное детское общество, возникающее на основе совместной игровой деятельности. При этом позиция субъекта в игровой деятельности рассматривается как постепенное нарастание самостоятельности и творчества ребенка, индивидуализация проявления его активности (О. В. Солнцева). Самостоятельность и творчество ребенка в игре во многом зависят от содержания, которым он оперирует, свободы в выборе и комбинировании событий, их эмоциональной насыщенности.

В последние годы было доказано, что возможность переноса в игру полученных детьми знаний определяется их системным характером, механизмом интеграции игровой и трудовой деятельности дошкольников (М. В. Крулехт, Э. В. Онищенко). В этом случае у детей возникает деятельность «игра-труд», в которой тесно переплетаются игровые и трудовые

процессы, происходит преодоление игровых стереотипов, дети творчески отражают в игре представления о труде взрослых.

Особая роль в становлении личности дошкольника принадлежит элементарной трудовой деятельности. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что удовлетворение потребностей ребенка с того момента, как взрослый перестает его полностью обслуживать, невозможно без труда самого малыша, и поэтому роль труда в развитии личности не может компенсировать никакой другой вид деятельности.

В сравнении со сформированной трудовой деятельностью взрослых, труд детей-дошкольников своеобразен. Наиболее существенной особенностью детского труда является отсутствие значимого результата, имеющего материальную ценность для общества. Значение труда дошкольников заключается в его воспитательном воздействии на личность ребенка (Р. С. Буре, 3. Н. Борисова, М. В. Крулехт, В. И. Логинова и др.).

На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное формирование самой трудовой деятельности, которая своеобразна в каждой возрастной группе. Исследования Я. 3. Неверович показали, что к старшему дошкольному возрасту, трудовая деятельность усложняется, совершенствуется: изменяется ее характер, мотивы и направленность. Если у младших

дошкольников сам труд чаще всего возникает в игре, то для детей пя-ти-шести лет он приобретает самостоятельное значение. Дети не прекращают труда, не получив нужного результата, не отвлекаются на игру, то есть в этом возрасте происходит обособление трудовой деятельности от игры.

У детей достаточно развиты все компоненты трудовой деятельности от целеполагания и мотивации труда до получения результата (Б. Г. Ананьев, М. В. Крулехт, В. И. Логинова). Стремление к достижению цели ставит старшего дошкольника перед необходимостью осознавать и учитывать свойства и качества материалов и инструментов, включенных в трудовую деятельность (развивается планирующая деятельность). Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, мыслительных операций, речи, что в целом обеспечивает непосредственно и опосредованно в труде умственное развитие детей старшего дошкольного возраста (Е. Н. Корзакова, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова).

Элементарная трудовая деятельность дошкольников способствует усвоению важнейших «моральных инстанций», проявления настойчивого интереса детей к нормам и правилам (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Элько-нин и др.). У детей к старшему дошкольному возрасту формируется

привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, согласовать работу в коллективе (Р. С. Буре). Труд способствует развитию таких личностных качеств, как настойчивость, самостоятельность (Л. А. Порембская), формированию ответственного отношения к порученному делу, инициативности (3. Н. Борисова, К. А. Климова), что, в конечно итоге, обеспечивает успех нравственного воспитания личности подрастающего человека. К концу дошкольного детства формируется ценность труда, как личностное новообразование (Н. И. Непомнящая).

В трудовой деятельности перед старшими дошкольниками открываются возможности проявления творчества, индивидуальности девочек и мальчиков, наблюдается значительный рост физических возможностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, мышечной системы и особенно активное развитие мелкой и крупной моторики. Поэтому можно полагать, что грамотное педагогическое руководство трудовой деятельностью, использование индивидуально-дифференцированного в зависимости от пола подхода обеспечит полноценное развитие ребенка, поможет ему осознать свои способности, интересы и проявить индивидуальность, как формирующееся ядро настоящей и будущей личности.

Одним из важных условий, обеспечивающих особенности разви-

тия и становления личности, является общение, выступающее также определенным видом человеческой деятельности (Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов и др.). Учеными доказано, что общение проявляется в виде специфической социальной активности, характеризуя меру включенности человека во взаимодействие с другими людьми.

Для старших дошкольников критерием развития коммуникативной сферы выступает положительный фон общения, который связан с умением строить отношения со сверстниками на доброжелательной основе, что обеспечивается спокойной уверенностью ребенка в себе, отсутствием агрессивности, неуверенности и тревожности, учетом желаний и мнения партнера по совместной деятельности. Отрицательный фон общения характеризуется наличием недоброжелательности по отношению к партнеру, агрессивных действий и проявлений в разнообразных формах, что обусловлено неуверенностью ребенка в себе, проявлениями тревожности, подозрительности. Здесь возможны явления «подкупа», как отмечает Т. В. Сенько, отношений «ты мне, я тебе», за которыми стоит ложное дружелюбие.

Девочкам и мальчикам интересна разнообразная проблематика в общении, а, следовательно, и подход к решению проблем у них различный.

Опыт строго дифференцированного воспитания девочек и мальчиков (прогимназия в г. Сургуте) показал, что при переходе из группы мальчиков или из группы девочек в смешанный детский коллектив у детей возникают проблемы в общении друг с другом.

В смешанной группе дети учатся общению с представителями противоположного пола. Подсознательно девочки как бы вынуждают мальчиков к совершенно иной координации движений, к другому пластическому образу, чем тот, который формируется у них в чисто мужской среде. Девочки невольно сдерживают мальчиков в их агрессивном поведении (Л. А. Ильясова).

В развитии способности рассуждать, логически мыслить мальчики сильно опережают девочек. При совместном общении девочки учатся этому у мальчиков.

Практический опыт ребенка в интересных и содержательных видах деятельности (игровой, общении, элементарных трудовых действиях) способствует накоплению ценного опыта взаимодействия с миром, становлению уверенности в своих силах и инициативы, что в последствии может рассматриваться как стержневые качества самостоятельности (Т. И. Бабаева, С. А. Марутян).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с формированием у старшего дошкольника субъектной позиции по отношению к занятиям той или иной деятельностью, нам представляется актуальной, разработка педагогических моделей вос-

питания детей, учитывающих поло-ролевую направленность становления личности ребенка.

Разработка педагогических технологий затрагивает не только сам методический инструментарий, используемый на занятиях в детском саду, но и методологию взгляда на ребенка, как представителя определенного пола, а, следовательно, и свойственного ему социально обусловленного стиля поведения и деятельности. Именно стиль поведения и деятельность, как детерминанты истории и культуры, становятся в последнее время предметом исследования в этнокультуроло-гии, этнопедагогике и этнической психологии (В. А. Худик), когда исторически сложившиеся поло-ролевые особенности социализации человека в определенной культуре оказываются доминирующими в воспитании подрастающего поколения.

В настоящее время вопросам разработки педагогических технологий воспитания и формирования у детей трудовых навыков и

умений, которые бы учитывали особенности полового деморфиз-ма, уделяется недостаточное внимание (И. В. Тельнюк).

До сих пор не существует единой педагогической концепции трудового воспитания подрастающего поколения, которая бы учитывала изменившиеся социально-экономические условия нашего общества. В свою очередь, отсутствие преемственности педагогических технологий по вопросам трудового воспитания создает угрозу всему процессу воспитания и обучения детей в начальной и средней школе, заключающуюся в неподготовленности молодых людей к самостоятельной жизни, в том числе и сфере выбора будущей профессии, трудовой деятельности.

Учитывая психофизиологические и социокультурные условия, влияющие на развитие и становление личности ребенка-дошкольника, предлагается модель взаимодействия педагога и ребенка (рис. 1), обеспечивающая успеш-

Рис. 1. Модель поло-ролевой социализации старших дошкольников в условиях реализации ИДП

ное протекание процессе поло-ролевой социализации детей в условиях ДОУ (И. В. Тельнюк).

Реализация данной модели требует конструирования в детском саду такого педагогического процесса, который обеспечил бы единство поло-ролевой социализации и индивидуализации особенностей личности детей в ходе самостоятельной их деятельности. При этом поло-ролевая социализация предполагает овладение культурой в сфере взаимоотношения полов, формирование адекватной полу модели поведения, правильное понимание роли мужчин и женщин в обществе. В основу данной модели положены взаимосвязанные, взаимодополняющие компоненты, где ведущим, так называемым базовым компонентом, является ИДП. Процесс индивидуализации базируется на учете особенностей развития конкретной девочки или мальчика, позиции субъекта в интересном для него виде деятельности, выявлении и осознании субъектом своих возможностей и интересов.

Для успешного развития самостоятельности девочек и мальчиков, наряду с общим содержанием деятельности, требуется отобрать дифференцированное содержание, соответствующее поло-ролевым интересам детей. Самостоятельность и творчество ребенка в деятельности во многом зависят от содержания, которым он оперирует,

свободы в выборе деятельности, их эмоциональной значимости для ребенка.

В старшем дошкольном возрасте обогащение содержания детской деятельности осуществляется путем целенаправленного знакомства детей с трудовой деятельностью взрослых (А. К. Бондаренко, А. И. Матусик, Т. А. Маркова, А. В. Запорожец, Н. В. Седж):

• организация специальных экскурсий на стройку, на почту и к другим объектам;

• знакомство с картинами, беседы о явлениях общественной жизни;

• чтение литературных произведений по соответствующей тематике и многое другое.

Однако ряд современных исследователей отмечает, что такая работа не всегда обеспечивает перенос запланированного взрослым содержания в игровую деятельность детей, так как эмоциональная значимость предлагаемого содержания не столь велика (Г. Г. Кравцов, Н. Я. Михайленко, О. В. Солнцева). Поэтому представляется важным обеспечить в педагогическом процессе знакомство детей с деятельностью мужчин и женщин, содержание которой являлось бы эмоционально значимым для мальчиков и девочек, удовлетворяя тем самым их поло-ролевые интересы.

Особого внимания требует разработка и экспериментальная про-

верка педагогических технологий, направленных на освоение и выработку девочками и мальчиками собственной позиции, как субъекта в самостоятельной деятельности. При разработке педагогических технологий учитывается, что современному человеку необходимо обладать некоторыми чертами личности, свойственными лицам того или иного пола. Иначе он окажется неприспособленным к сегодняшней жизни. В тоже время необходимо развивать те сугубо женские или сугубо мужские черты, которые изначально заложены природой пола. Педагогические технологии, направленные на овладение девочками и мальчиками позиции субъекта в самостоятельной деятельности, должны сохранять преемственность в формировании соответствующих свойств и качеств личности, то есть сами технологии должны соблюдать этапы в процессе формирования навыков и умений, необходимых для реализации механизмов самостоятельной деятельности детей. Поэтапное освоение деятельностью предполагает включение ребенка в процесс формирования когнитивных и личностных характеристики, соотносимых с особенностями выполняемых поло-ролевых заданий.

Первоначально необходимо, опираясь на поло-ролевые интересы ребенка, сформировать системные знания о труде взрослых, представления о себе, которые

подготавливают основу для освоения детьми трудовых процессов (В. И. Логинова, М. В. Крулехт). Затем целесообразно включение девочек и мальчиков в поло-роле-вую деятельность и формирование у них общетрудовых и специальных умений для организации и целостного выполнения элементарного трудового процесса от постановки цели до получения результата. В итоге организация самостоятельной трудовой деятельности старших дошкольников должна обеспечивать реализацию субъектной позиции девочек и мальчиков в интересующих видах деятельности и дифференцированную позицию детей в их совместной деятельности. Возможно, что реализация данных педагогических технологий обеспечит освоение воспитанниками позиции субъекта в разнообразных видах деятельности в зависимости от их поло-ролевых предпочтений.

Немаловажное значение имеет создание дидактико-материалъной развивающей среды, которая бы удовлетворяла поло-ролевым интересам детей. Дидактико-матери-альная развивающая среда — это система условий, обеспечивающих развитие детской деятельности девочек и мальчиков, их личностных проявлений, способствующих более успешной социализации ребенка. Ее компонентами выступают не только игрушки, спортивный инвентарь, обучающие мате-

риалы, но и все, что образует содержание деятельности детей. Развивающая функция среды заключается в сочетании традиционных и новых дидактических средств, учитывающих иол ребенка, что обеспечивает преемственность в развитии ребенка при освоении им деятельности от простых ее форм к более сложным.

В программе «Детство», разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики ГРПУ им. А. И. Герцена, отражены особенности организации предметно-игровой среды по интересам ребенка, что позволяет каждому ребенку заниматься любимым делом.

При реализации образовательных программ, ориентированных на использование ИДП к детям, необходимо разработать критерии содержательно-практического взаимодействия педагогов и родителей (Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, О. В. Солнцева и др.). В этом смысле немаловажной является позиция педагога, отражающая его отношение к воспитанию и обучению детей с учетом их поло-роле-вой ориентации, в целом.

В настоящее время в практике воспитания доминирующим становится гуманистически-ориентированный (личностный) подход к детям, для которого характерно стремление педагога к сотрудничеству с детьми, обеспечение перспективы развития каждого ребенка. Это позволяет предположить, что первый этап освоения девоч-

ками и мальчиками позиции субъекта в самостоятельной деятельности должен быть обусловлен взаимодействием ребенка с педагогом как носителем информации о разнополой деятельности (мужском и женском стиле поведения). В дальнейшем социализирующая роль воспитателя может заключаться в передаче ребенку специфических навыков, общения и типичных способов поведения в различных ситуациях и в деятельности, характерной полу. И, наконец, с возрастанием самостоятельности девочек и мальчиков педагог выступает как наблюдатель за деятельностью детей и консультант, к которому они могут обратиться за помощью в трудных ситуациях.

Решение задач ИДП в ДОУ во многом зависит от тесного контакта педагогов с родителями. Семья — первая среда поло-ролевой социализации (А. Я. Варга, А. И. Захаров, И. С. Кон и др.) Особенности воспитания в семье имеют определяющее значение в воспитании девочки или мальчика. В общении со взрослыми ребенок усваивает и выбирает сюжеты и мотивы своих игр. При этом он пытается подражать взрослым, усваивая тем самым культуру и опыт поведения, свойственный тому или иному полу.

Таким образом, гибкое руководство деятельностью детей, открытость педагогического процесса, сотрудничество с родителями

будут способствовать полноценному детскому развитию. Предполагается, что реализация данных педагогических условий на практике должна оптимизировать успешное протекание поло-роле-вой социализации детей в группе детского сада, а, следовательно, повысит и эффективность педагогического процесса.

Завершая рассмотрение модели ИДП в воспитании самостоятельности, обеспечивающей процесс поло-ролевой социализации девочек и мальчиков с теоретических позиций, заметим, что компоненты этой модели тесно взаимосвязаны и в реальной педагогической практике взаимообусловлены. Анализ психолого-педагогических работ по исследуемой проблеме показал, что:

1. В настоящее время в изменившейся социокультурной ситуации в связи с реализацией принципа природосообразности актуализируется проблема поло-роле-вого воспитания, решение которой предусматривает специальную организацию педагогического процесса в ДОУ на основе поло-роле-вой социализации, овладения девочками и мальчиками умениями и навыками соответствующей полу деятельности и поведения.

2. В развитии девочек и мальчиков очень рано проявляются физические и психологические различия. Возраст пяти-шести характеризуется интенсивной социализа-

цией ребенка в кругу сверстников и старших. У детей сформированы интересы и предпочтения к свойственной полу деятельности, определяется характер поведения, отношения между полами.

Как правило, девочкам нравятся «женские» формы деятельности, связанным с воспитанием, бытовой сферой, приготовлением пищи и др. Отсюда вытекает и тематика игр: «Семья», «Дочки матери», «Школа» и др. Старших дошкольниц более привлекают постоянные трудовые поручения, не требующие большой физической нагрузки. Отмечается стремление к гармонии, ласке. Мальчики старшего дошкольного возраста тяготеют к деятельности, требующей высокой двигательной активности, применения силы. Их больше привлекают задания на нахождение способа решения, поиск, чем решение типовых задач.

3. В практике ДОУ не всегда достаточно педагогически обоснованы виды деятельности, которые предлагаются для выполнения девочкам и мальчикам. Необходим индивидуально-дифференцированный подход (ИДП) к девочкам и мальчикам в условиях совместного воспитания. Особенность такой дифференциации состоит в том, что в естественной обстановке в совместной деятельности дети могут накапливать опыт общения с противоположным полом, а в процессе специально организованной деятельности — развивать личностные качества, свойствен-

ные лицам женского или мужского иола.

Особенности каждого ребенка, независимо от пола, требуют индивидуального подхода, реализация которого в условиях работы ДОУ порой затруднена. Творческие поиски педагогов, психологов и практических работников привели к идее разработки и внедрения в практику работы дошкольных учреждений индивидуально-дифференцированного подхода.

ИДП с учетом пола ребенка должен выступать как основное условие конструирования педагогического процесса. При проектировании содержания работы с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности физической и психической сферы с учетом поло-ролевой социализации дошкольников.

4. Индивидуально-дифференцированный подход предусматривает рассмотрение общих воспитательных задач в гетерогенной группе с учетом педагогического воздействия на подгруппу девочек и мальчиков, а также с учетом особенностей развития индивидуальности каждого ребенка. ИДП с учетом поло-ролевой социализации детей предполагает:

• диагностирование психических особенностей развития, личностных качеств мальчиков и де-

вочек, уровня владения позицией субъекта в деятельности;

• определение цели, содержания и технологии дифференцированного и индивидуального подхода к девочкам и мальчикам (формирование мужественности-женственности, разных позиций в деятельности, овладение познавательной деятельностью);

• систематическую работу педагога по применению ИДП и с учетом поло-ролевой социализации детей.

5. Интеграция различных видов деятельности детей с учетом их поло-ролевой социализации открывает определенные перспективы в формировании самосознания личности старшего дошкольника — обеспечивает подготовку ребенка к принятию и выполнению самостоятельных действий, в том числе и при выполнении элементарных видов трудовой деятельности. ИДП в воспитании детей с учетом их половой идентификации способствует формированию лич-ностно значимых качеств, реализуемых в соответствующих видах деятельности — в самообслуживании, игре, общении, труде.

Поступила в редакцию 25.12.2016г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.