Научная статья на тему 'Гендерные отношения как условие социализации личности'

Гендерные отношения как условие социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1930
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНЫЙ СТАТУС / ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / GENDER / GENDER IDENTITY / GENDER STEREOTYPES / GENDER STATUS / GENDER RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Багичева Жасмира Багичевна

Раскрываются сущность гендерных отношений в современном обществе, проблемы гендерных взаимоотношений в семье, факторы, влияющие на гендерные отношения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные отношения как условие социализации личности»

8

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2009

УДК 378

ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

©2о°9 Багичева Ж.Б.

Дагестанский государственный педагогический университет

Раскрываются сущность гендерных отношений в современном обществе, проблемы гендерных взаимоотношений в семье, факторы, влияющие на гендерные отношения.

The author of the article reveals the essence of gender relations in modern society, problems of gender mutual relations in the family, factors, influencing upon gender relations.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, гендерные стереотипы, гендерный статус, гендерные отношения.

Keywords: gender, gender identity, gender stereotypes, gender status, gender relations.

В середине 80-х гг. ХХ столетия в странах Запада появилось научно-

образовательное направление, связанное с гендерными исследованиями, в рамках которого изучались гендерные отношения, различия и сходства полов, а также вопросы взаимодействия мужчин и женщин на уровнях социума, семьи и т.д.

Анализ специальной литературы показывает, что возникновение термина «гендер» [2, 7] связано с именем амери -канского психоаналитика Роберта Столлера, который предложил в 1958 г. использовать данную категорию для выделения двойственной природы пола человека, представляющего с одной стороны биологический, а с другой - социокультурный феномен.

На современном этапе развития общества анализ и исследование гендерных вопросов предполагает изучение механизмов общения и взаимодействия между представителями разных полов, которые на макросоциальном уровне осуществляются в системе «общество (государство) - группа мужчин или женщин» и т.д. Кроме того, объектом анализа на уровне межличностных от -ношений мужчин и женщин выступают системы «личность - личность», где взаимодействующие субъекты принад-

лежат к разным полам. По мнению социолога Э. Гидденса, «гендер» означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, которое соответствует представлениям о мужчине и женщине [3].

По мнению Е. А. Здравомыслова, анализ сходств и отличий в восприятии действительности и в социальном поведении мужчин и женщин показывает, что основной причиной особенностей выступает не мужская и женская физиология, а специфика воспитания, обучения, а также распространенные в каждой культуре представления о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам [5]. Следовательно, под гендерными отношениями понимаются различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности, которые встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума. При этом гендерные отношения зависят от таких факторов, как гендерные представления, стереотипы, установки, гендерная идентичность личности или групп, которые отражают социальные представления, стереотипы, установки.

Психолого-педагогические науки

• ••

9

Обобщение приведенных позиций позволяет определить, что основой для формирования гендерных отношений выступают: поляризация и дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, феномены неравенства, доминирования, власти, подчинения и т.д. Согласно социологической и психолого-педагогической литературе [3, 5] в качестве специфики проявления гендерных отношений с позиции государства рассматривается социальная политика, направленная на конкретную гендерную группу и обусловленная в свою очередь господствующей в обществе гендерной идеологией. Особенности проявления гендерных отношений с позиции определенной группы находят выражение в социальных ролях, определяемых как гендерные роли мужчин и женщин - членов общества.

В соответствии с гендерной идеологией общества мужчины и женщины в процессе осуществления гендерных отношений реализуют гендерные роли. Гендерная идеология традиционного типа по своему содержанию соотносится с понятием «патриархальная идеология», поскольку мужчине отведена роль главы и кормильца семьи, связующего звена между семьей и обществом, а предназначением женщины выступают материнство, воспитание детей и управление домашним хозяйством.

В отличие от традиционной эгалитарная политика обеспечивается принципом создания равных условий для развития личности независимо от ее половой принадлежности во всех социальных сферах. При этом для характеристики гендерных отношений используется понятие «гендерный контракт», на основании которого мужчины и женщины как члены общества обязаны выполнять социальные функции, соответствующие нуждам личности и государства в конкретный исторический период.

В советском обществе контракт подразумевал, что женщина будет совмещать участие в общественном производстве с рождением и воспитанием детей, неоплачиваемую работу по обслуживанию семьи. Мужчин основным выступал

контракт «труженик-воин-защитник». В гендерных отношениях субъектов важно выделить сферы, в рамках которых существуют гендерные позиции в экономике, политике, идеологии, культуре, творчестве, отданные мужчинам и семейно-брачные, дружеские, сексуальные отношения, отданные женщинам.

Сложно утверждать, что современное общество определяет гендерные отношения в профессиональной плане в зависимости от того, как разделяется труд в публичной и приватной сферах. Кроме того, гендерные контракты работающей матери, женщины, ориентированной на карьеру, и других возникают в процессе адаптации к изменяющимся экономическим условиям. При этом отличительной особенностью гендерных отношений в профессиональной сфере выступает неравенство статусов и позиций мужчин и женщин, поскольку первые во всем мире чаще обладают более высоким статусом, что обеспечивает им доступ к ресурсам и принятию ответственных решений, возможность для недопуска женщин в социально значимые сферы, связанные с руководством, властью и т.д.

Отметим, что профессиональные гендерные отношения подразумевают структуру, в которой женщина чаще оказывается в роли подчиненной, зависимой и руководимой, а их потребности в профессиональной самореализации и карьерном росте удовлетворяются в меньшей степени, чем потребности мужчин. Следовательно, преобладание такой системы профессиональных гендерных отношений подразумевает преобладание в обществе гендер -ных стереотипов мужских и женских профессий, различий в оплате труда между мужчинами и женщинами, выраженную склонность к дискриминации и т.д.

Эмпирическое исследование уровня влияния различных параметров: деньги, секс и т.д. - на характер профессиональных гендерных отношений показывает, что ориентация на стереотип, согласно которому мужчина является кормильцем, проникла в общество и практически трудно изменима, поскольку традиционная домината сильно влияет на сознание как женщин, так и мужчин. При этом деньги

10

Известия ДГПУ, №1, 2009

всегда оказывали и оказывают влияние на характер взаимоотношений между людьми, на проявление власти и доминирование, что еще раз доказывает преобладающее влияние не столько пола или биологических характеристик, а социальноэкономических категорий на характер властных отношений между людьми.

В профессиональных гендерных отношениях значима роль личностных особенностей участников, а также процесса общения, на фоне которого складываются личностные позиции. С учетом последних в качестве модели межличностных гендерных отношений следует рассматривать семейные (супружеские отношения), в которых явно отражена специфика семейных ролей и исполнение их мужчинами и женщинами, а также содержание гендерных ролей и т.д. Следует признать, что на гендерные роли в семейных отношениях влияет несколько факторов, среди которых тип взаимодействия, культура личности, в которой складываются представления о гендерных ролях; лидерстве в группе, коллективе и т.д. В современных условиях распространены два типа распределения семейных обязанностей: первый, менее распространенный, предполагает между супругами разделение всех видов семейных забот и обязанностей поровну, а второй, более распространенный, -выполнение супругой большей части домашней работы.

Следовательно, неравноправные позиции в системе супружеских отношений порождают ситуации, когда один распоряжается, приказывает, а другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. При этом позиция доминирования влечет за собой принятие социальной ответственности за того, кто подчиняется, через обеспечение безопасности, определение перспектив и помощи в развитии партнера.

Результаты эмпирических исследований показывают, что практически во всех сферах семейной жизни супруг чаще, чем супруга, принимает решения; есть немало семей, где в основном супруг распоряжается деньгами, организует

• • •

досуг семьи, решает хозяйственные вопросы, определяет, как надо воспитывать ребенка и т.д. [4]. При этом сложившийся в семьях механизм распределения домашних обязанностей, принятия решений и другие аспекты взаимодействия супругов определяют устойчивость гендерных отношений в семье, которые выражаются в следующих основных моделях межличностного взаимодействия:

- партнерская модель, где позиции мужа и жены равны, нет стремления подавить и подчинить себе партнера;

- доминантно-зависимая модель, где доминирующую позицию может занимать супруг или супруга, равноправие не предполагается.

Анализ практики функционирования моделей современной семьи демонстрирует, что в настоящее время во многих странах ролевая структура семьи изменилась в сторону повышения авторитета и влияния женщины, а также меняются представления о главе семьи и т.д. [6].

В то же время вырисовывается позитивная целостная картина гендерных отношений между супругами, поскольку до сих пор не изучены важные аспекты взаимодействия супругов, их ролевые позиции и т.д. Сравнительный анализ существующих подходов, по-разному трактующих феномен гендерных отношений, показывает, что среди них ключевые позиции занимают теории: половых ролей Т. Парсонса, Р. Бейла; формирования гендерных отношений И. Гофмана и Г. Гарфинкеля; конфликта Р. Коллинда и других, каждая из которых рассматривает как позитивные, так и определенные негативные аспекты объяс -нения проблем пола и гендера. При этом ни один из представленных научных подходов не дает исчерпывающего объяснения характера гендерных отношений.

Следовательно, совокупное их исследование, обоснование возможности применения научных концепций будут способствовать пониманию сложных процессов, происходящих внутри гендерноролевого поведения в конкретном обществе и т.д.

Психолого-педагогические науки

• ••

11

Примечания

1. Абубахирова Н.А. Что такое «гендер» // Общественные науки и современность. 1996. №6. С. 123-126. 2. Воронина Р.А. Введение в гендерные исследования // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. М. : МЦШ, 1997. С. 29-34. 3. Гид-дес Э. Социология. М. : Эдиториал УРСС, 1999. 4. Гурко Т.А., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 35-36. 5. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. 2000. №11. С. 15-24. 6. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Введение в гендерные исследования. 4.1. Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков : ХЦГИ; СПб. : Алитейя, 2001. С. 562-606. 7. Малки-на-Пых И.Г. Гендерная терапия. М. : Эксмо, 2006. 8. Петрова Р.Г. Гендерология и феноменология: Учебное пособие. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006.

Статья поступила ередакцию 26.02.2009 г.

УДК 159.9.13

ПРОБЛЕМА ОНТОГЕНЕЗА ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

©2009 Гаджимурадова Ж.Т., Абдуллаева К.С.-Б.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена особенностям развития этнического самосознания на каждом возрастном этапе личности. В ней рассматриваются основные теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме становления «Я» в онтогенезе. Показано, что самым чувствительным периодом для этнической социализации является подростковый и ранний юношеский возраст.

The article is devoted to development features of ethnic self-consciousness at the person’s each age stage. The domestic and foreign scientists’ basic theoretical approaches to a problem of becoming I (conception in ontogenesis are considered in it). It is shown that the most sensitive period for ethnic socialization is teenage and early youthful age.

Ключевые слова: онтогенез, этническое самосознание, социализация, предубеждения, самоопределение, предпочтение, представление, социальное влияние, культура межэтнических отношений.

Keywords: ontogenesis, ethnic self-consciousness, socialization, bias, self-determination, preference, representation, social influence, culture of interethnic relations.

В период эпохальных перемен в обществе процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии ее индивидуальных особенностей, осознания своей сущности и места в системе многочисленных социальных связей приобретает особую значимость. Развитие культуры самосознания предполагает

знание закономерностей его развития в онтогенезе.

В рамках проблемы развития самосознания личности в онтогенезе обычно рассматривает несколько основных вопросов: время появления самосознания, основные этапы и качественные отличия каждого из периодов его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.