Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «Я-КОНЦЕПЦИИ» В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «Я-КОНЦЕПЦИИ» В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
640
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / «Я-КОНЦЕПЦИЯ» / ОБРАЗ Я / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЮНОШИ И ДЕВУШКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самосадова Елена Владимировна, Сухарева Надежда Федоровна

«Я-концепция» - основной структурный элемент самосознания личности, от которого зависит отношение человека к самому себе, своим способностям и возможностям, саморегуляция поведения и деятельности. В юности происходит интенсивное становление всех компонентов самосознания. Однако, несмотря на это, многие современные юноши и девушки сохраняют и демонстрируют подростковую непосредственность, продолжают беззаботно и безответственно относиться к жизни. Гендерный подход позволяет не только высветить данные проблемы, но и предложить возможные пути их решения. Статья посвящена изучению гендерных особенностей «Я-концепции» в юношеском возрасте. Результаты исследования показывают, что достоверные различия между юношами и девушками существуют лишь в уровне сформированности двух компонентов «Я-концепции»: самоуверенность и самопонимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF "I-CONCEPTS" IN YOUTH

Self-concept is the main structural element of self-consciousness of a person, on which depends a person's attitude to himself, his abilities and abilities, self-regulation of behavior and activity. In adolescence, there is an intensive formation of all components of self-awareness. However, despite this, many modern young men and women retain and demonstrate adolescent spontaneity, continue to carelessly and irresponsibly relate to life. The gender approach allows not only highlighting these problems, but also suggesting possible ways to solve them. The article is devoted to the study of the gender characteristics of the self-concept in adolescence. The research results show that significant differences between boys and girls exist only in the level of formation of the following components of the self-concept: self-confidence and self-understanding.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «Я-КОНЦЕПЦИИ» В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Психология

УДК 159.9:316.6(045)

старший преподаватель Самосадова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Сухарева Надежда Федоровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск)

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «Я-КОНЦЕПЦИИ» В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. «Я-концепция» - основной структурный элемент самосознания личности, от которого зависит отношение человека к самому себе, своим способностям и возможностям, саморегуляция поведения и деятельности. В юности происходит интенсивное становление всех компонентов самосознания. Однако, несмотря на это, многие современные юноши и девушки сохраняют и демонстрируют подростковую непосредственность, продолжают беззаботно и безответственно относиться к жизни. Гендерный подход позволяет не только высветить данные проблемы, но и предложить возможные пути их решения. Статья посвящена изучению гендерных особенностей «Я-концепции» в юношеском возрасте. Результаты исследования показывают, что достоверные различия между юношами и девушками существуют лишь в уровне сформированности двух компонентов «Я-концепции»: самоуверенность и самопонимание.

Ключевые слова: гендер, «Я-концепция», образ Я, юношеский возраст, юноши и девушки.

Annotation. Self-TOTOept is the main strurtural element of self-consciousness of a регеоп, оп whkh depends a peon's attitude to himself, his abilities and abilities, self-regulatton of behavtor and artivity. In adolescence, there is an intensive formatton of all components of self-awareness. Hjwever, despite this, many modem young men and women retain and demonstrate adolescent spontaneity, rantinue to carelessly and irresponsibly relate to life. The gender approa^ altows not оЫу highlighting these problems, but a^ suggesting possible ways to solve them. The artide is devoted to the study of the gender ^ara^enst^s of the self-TOMept in adolescence. The research results show that significant differemes between boys and girls exist оп1у in the level of formation of the following components of the self-concept: self-confidence and self-understanding.

Keywords: gender, self-concept, image of self, adolescence, boys and girls.

Материалы подготовлены в рамках сетевого проекта ФГБОУВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» с ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» на тему «Гендерное взаимодействие современной молодежи»

Введение. Гендерные исследования на сегодняшний день являются одной из наиболее актуальных отраслей психологического знания. Изучение особенностей «Я-концепции» с позиции гендерного подхода предполагает определение представлений о психологических качествах и нормах поведения представителей мужского и женского пола, а также возможностей формирования позитивной «Я-концепции», что является необходимым условием психологического благополучия личности и ее социальной адаптации.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ научной литературы позволяет констатировать достаточное количество работ, посвященных изучению «Я-концепции». Так, в зарубежной психологии данный вопрос привлекал внимание К. Роджерса, Дж. Мида, Р. Бернса, З. Фрейда, Э. Эриксона и многих других. В отечественной психологии проблемой «Я-концепции» и особенностями ее развития занимались: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, и др. Гендерный подход в изучении «Я-концепции» представлен в работах С. Бэм, У. Джеймса, О.А. Ворониной, И.С. Клециной, Е.В. Иоффе, О.И. Ключко и др.

Однако, несмотря на достаточное количество работ, посвященных изучению данного психологического феномена, интерес исследователей к нему со временем не ослабевает.

«Я-концепция» - это специфично-индивидуальное выделение субъектом самого себя среди других субъектов из экстеро-системы-социума, с ориентацией на свою индивидуально-биологическо-социальную целостность, с учетом временных рамок» [10, С. 213].

У. Джемс разделил «Я» как субъект и «Я» как объект. Р. Бернс выделяет в структуре «Я-концепции»: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, соответственно автором рассматриваются модальности: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-зеркальное» [3, С. 27]. К. Роджерс предложил двухкомпонентную структуру «Я-концепции»: «Я-реальное» и «Я-идеальное», только конгруэнтность этих двух модальностей обеспечивает формирование позитивной «Я-концепции» [7].

В исследовании С.Л. Рубинштейна «Я-концепция» является «внутренним условием», которое определяет активность человека [8], А.А. Столин отмечал роль родителей в развитии «Я-концепции» ребенка [3, С. 27]. Л.С. Выготский рассматривал возрастной аспект становления «Я-концепции» в рамках теории интериоризации [2].

В рамках гендерного подхода в изучении «Я-концепции» выделяются два основных направления: традиционный и эгалитарный. Эгалитарные нормы гендерного поведения имеют тенденцию отхода от традиционных моделей маскулинностии и фемининности. Это выражается в распространении установок на равноправные, партнерские отношения между женщинами и мужчинами, которые выражаются в открытости отношений, в конструктивном разрешении конфликтов, в тенденциях личностного развития людей не зависимо от пола [4].

Гендерный контекст отношений раскрывается при соотнесении личностных подструктур: «Я как индивидуальность» и «Я как представитель гендерной группы». И. С. Клецина, Е. В. Иоффе, считают, что предметом анализа гендерных отношений на внутриличностном уровне является отношение личности к себе, которое формируется в результате сравнения своих психологических характеристик с набором тех качеств, которые соответствуют нормативному эталону характеристик своего пола, т.е. гендерной идентичности [4, С. 222].

Однако для современного социума характерно ускорение всех процессов, вынуждающих человека постоянно приспосабливаться, изменяться, соотносить свою идентичность с изменениями социума. Тенденция изменения гендерной ментальности, выражающаяся в продвижении ценностей эгалитаризма, наблюдается в мировом масштабе, однако специфика данных изменений во многом зависит от экономики, культуры, политики, развитии образования, информатизации, религии и т.д. (R.F. Inglehart, Г.Г. Силласте, P.Thijs) [11, 12, 13].

Изучение гендерных особенностей «Я-концепции» в юношеском возрасте было проведено с помощью следующих методик: тест-опросник самоотношения В. В. Столина, тест-опросник «Шкала самоуважения» М. Розенберга. В эмпирическом исследовании приняли участие 34 ученика средних общеобразовательных школ Торбеевского района РМ в

возрасте 16-17 лет, из них 18 девушек и 16 юношей. Рассмотрим полученные эмпирические результаты, представленные в диаграммах.

Рисунок 1. Процентные показатели самоуважения юношей и девушек

Полученные данные свидетельствуют, что у большинства испытуемых по основным видам самоотношения выявлены средние и низкие значения, однако в целом у девушек выявлен более высокий уровень самоотношения, чем у юношей. Так, по шкале «самоуважение» у 62,5% (10 чел.) юношей и 77% (14 чел.) девушек выявлен средний уровень, у 25% (4 чел.) юношей и 16,7% (3 чел.) - низкий уровень и у 12,5% (2 чел.) юношей и 5,5% (1 чел.) - высокий уровень самоуважения.

Рисунок 2. Процентные показатели аутосимпатии юношей и девушек

Средний уровень аутосимпатии характерен для 50% (8 чел.) юношей и 66,6% (12 чел.) девушек. Низкий уровень аутосимпатии выявлен 37,5% (6 чел.) юношей и вдвое меньше (16,7%) девушек. Высокий уровень развития данной шкалы характерен примерно для равного количества юношей и девушек - 12,5% (2 чел.) и 16,7% (3 чел.) соответственно.

Рисунок 3. Процентные показатели ожидаемых отношений от других юношей и девушек

Для большинства девушек и юношей (по 8 чел.) характерен средний уровень ожидаемых отношений от других. У 33,3% (6 чел.) девушек и 25% (4 чел.) юношей выявлен высокий уровень развития данной шкалы. Равное количество девушек и юношей (по 4 чел.) продемонстрировали низкий уровень ожидаемого отношения от других.

Рисунок 4. Процентные показатели самоуверенности юношей и девушек

Более уверенными в себе являются юноши. Так, высокий уровень самоуверенности характерен для 37,5% (6 чел.) из них и лишь для 11% (2 чел.) девушек. В то время как низкий уровень выявлен у 27,7% (5 чел.) девушек, что вдвое больше, чем юношей - 12,5% (2 чел.). Средний уровень самоуверенности продемонстрировали 56,3% (9 чел.) юношей и 61% (11 чел.) девушек.

Рисунок 5. Процентные показатели отношения других юношей и девушек

Зависимыми от отношения других в больше мере являются девушки. Так, высокий уровень зависимости выявлен у 44,4% (8 чел.) из них. Средний уровень характерен для 38,8% (7 чел.), низкий уровень - для 16,7% (3 чел.). У юношей получены следующие данные по шкале «отношения других»: высокий и низкий уровни выявлены у 31,3% (5 чел.), а средний уровень составил 37,5% (6 чел.). Многие юноши и девушки принимают себя конгруэнтно. На высоком уровне данное отношение к себе продемонстрировали 38,8% (7 чел.) девушек и 37,5% (6 чел.) юношей.

Рисунок 6. Процентные показатели самопринятия юношей и девушек

Средний уровень самопринятия характерен для 50% (чел.) девушек и 43,7% (7 чел.) юношей, низкий уровень - для 18,7% (3 чел.) и 11% (2 чел.) девушек.

Рисунок 7. Процентные показатели саморуководства юношей и девушек

По шкале «саморуководство» получены следующие данные: равное количество юношей и девушек (по 8 чел., 50% и 44,4% соответственно) имеют средний уровень данного качества; по 2 человека (25% юношей и 22,2% девушек) продемонстрировали низкий уровень саморуководства; высокий уровень характерен для 33,3% (6 чел.) девушек и 25% (4 чел.) юношей.

Рисунок 8. Процентные показатели самообвинения юношей и девушек

Для большинства юношей (50%) характерен низкий уровень самообвинения, в то время как для большинства девушек -44,4% (8 чел.) средний уровень. Равное количество юношей и девушек (по 2 чел. - 12,5% и 11% соответственно) имеют низкий уровень самообвинения. Для 27,7% (5 чел.) девушек характерен низкий уровень выраженности данной шкалы, для 37,5% (6 чел.) юношей - средний уровень.

Рисунок 9. Процентные показатели самоинтереса юношей и девушек

Более заинтересованными в себе являются девушки. Так, у равного количества из них (по 44,4%) выявлен высокий и средний уровни и лишь у 11% (2 чел.) - низкий уровень. У юношей следующее распределение по данной шкале: 25% (4 чел.) - высокий уровень, и по 37,5% (6 чел.) - средний и низкий уровни.

Рисунок 10. Процентные показатели самопонимания юношей и девушек

Девушки демонстрируют и более высокий уровень самопонимания, он характерен для 22,2% (4 чел.), а большинство юношей (56,3%) имеют низкий уровень самопонимания. Средний уровень данной шкалы выявлен у 61% (11 чел.) девушек и 37,5% (6 чел.) юношей. Для 16,7% (3 чел.) девушек характерен низкий уровень самопонимания, высокий уровень данного качества выявлен только у одного (6,3%) юноши.

Результаты теста-опросника «Шкала самоуважения» М. Розенберга показывают, что высокий уровень самоуважения выявлен только у 12,5% (2 чел.) у юношей и девушек, этот уровень считается нормой, к которой учащимся необходимо стремиться. Для этой группы уважение себя как личности способной к развитию и самосовершенствованию, к преодолению и анализу допущенных ошибок и неудач.

Нами отмечен тот факт, что у большинства девушек - 44,4% (8 чел.) преобладает самоуважение над самоуничижением. Юношей с данными характеристиками вдвое меньше (25%), чем девушек. Это значит, что эта группа сохраняет уважение к себе при неудачах, но склонна в некоторых ситуациях заниматься самокритикой, обвиняя себя в том, что не сделала все возможное, чтобы избежать ошибок и неудач.

У многих юношей (37,5%) и девушек (27,7%) выявлен баланс между самоуважением и самоуничижением. Для этой группы учащихся характерно изменение самооценки и веры в себя в зависимости от успешности в деятельности. В то же время 25% (4 чел.) юношей и 16,7% (3 чел.) девушек продемонстрировали низкий уровень самоуважения, эти респонденты склонны в своих неудачах обвинять только себя.

Далее был проведен сравнительный анализ компонентов «Я-концепции» юношей и девушек с помощью статистического критерия и - Манна-Уитни. Результаты анализа представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Результаты математико-статистической обработки данных при сопоставлении показателей самоотношения

юношей и девушек

Шкала Средний ранг по Средний ранг по Шмп.

выборке 1 выборке 2

(юноши) (девушки)

самоуважение 261,5 333,5 125,5

аутосимпатия 247 348 111

ожидаемые отношения от других 246 349 110

самоуверенность 339,5 225,5 84,5*

отношения других 264 331 128

самопринятие 279,5 315,5 147,5

саморуководство 272,5 322,5 136,5

самообвинение 265 330 129

самоинтерес 234,5 360,5 98,5

самопонимание 222,5 372,5 86,5*

Примечание: икр. - **76 (р<0,01), *95 (р<0,05)

Значимые различия получены только по двум шкалам самоотношения юношей и девушек: «самоуверенность» (р<0,05) и «самопонимание» (р<0,05). Это значит, что юноши являются более уверенными в себе и демонстрируют самоуверенный тип поведения, в то время как девушки лучше понимают себя, разбираются в своем внутреннем мире и принимают себя.

Таблица 2

Результаты математико-статистической обработки данных при сопоставлении показателей уровня

самоуважения юношей и девушек

Уровень самоуважения Средний ранг по выборке 1 (юноши) Средний ранг по выборке 2 (девушки) Шмп.

низкий уровень

баланс между самоуважением и самоуничижением 257,5 337,5 121,5

преобладание самоуважения

высокий уровень

Примечание: икр. - **76 (р<0,01), *95 (р<0,05)

Полученные результаты математической обработки данных свидетельствуют о том, что значимых различий в уровне самоуважения юношей и девушек нет, несмотря на значимый разброс в процентных данных по некоторым шкалам. В обеих выборках доминирующим является баланс между самоуважением и самоуничижением.

Выводы:

1. «Я-концепция» в юношеском возрасте активно развивается. На момент исследования большинство компонентов развиты на среднем уровне. Однако, в процентном соотношении девушкам характерен более высокий уровень развития самоотношения, чем юношам, по большинству показателей. Тем не менее, значимые различия получены только по таким шкалам, как «самоуверенность» - выше у юношей (р<0,05) и «самопонимание» - выше у девушек (р<0,05).

2. В уровне самоуважения юношей и девушек также не выявлено значимых различий. В обеих выборках доминирующим является баланс между самоуважением и самоуничижением.

Литература:

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - Москва, Прогресс, 1986. - 424 с. - Текст: непосредственный.

2. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский - Текст: непосредственный // Собр. соч.: В 6 т. -Москва.: Педагогика, 1983. - 368 с. - Текст: непосредственный.

3. Джеймс У. Психология / У. Джеймс - Москва. - Просвещение, 1991. - 396 с. - Текст: непосредственный.

4. Клецина, И.С. Гендерные нормы как социально-психологический феномен: монография / И.С. Клецина, Е.В. Иоффе. - Москва, Проспект, 2019. - 144 с. - Текст: непосредственный.

5. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: учебно-методическое пособие / И.С. Клецина, Е.В. Иоффе. -Санкт-Петербург, Питер, 2018. - 224 с. - Текст: непосредственный.

6. Ключко, О.И. Гендерная идентичность младших школьников в образовательных условиях мегаполиса и провинциального города. - Текст : непосредственный / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева, М.Е. Ступенко // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». - 2020. - № 4 (54). - С. 37-50.

7. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию, становление человека / К. Роджерс. - Москва, Прогресс; Универс, - 1994. -378 с. - Текст: непосредственный.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург, Питер, 2006. - 720 с.- Текст: непосредственный.

9. Самосадова, Е.В. Гендерные отношения сверстников в представлениях первокурсников вуза провинциального города / Е.В. Самосадова, Н.Ф. Сухарева. - Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 61. - Ч. 4. - С. 317-320.

10. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. - Москва. 2000. - Текст: непосредственный.

11. Gerdes, Zachary & Alto, Kathleen &Jadaszewski, Stefan &D'Auria, Francisco & Levant, Ronald (2017). A Content Analysis of Research on Masculinity Ideologies Using All Forms of the Male Role Norms Inventory (MRNI). Psychology of Men & Masculinity. 19. DOI: 10.1037/men0000134

12. O'Neil, J.M. (2014) Men'sgenderroleconflict: PsychologicalCosts, Consequences, andanagendaforchange. Washington, D.C.: American Psychological Association https://james-oneil.uconn.edu/mens-gender-role-conflict/

13. Thijs, P., TeGrotenhuis, M., Scheepers, P. et al. (2019) The Rise in Support for Gender Egalitarianism in the Netherlands, 1979-2006: The Roles of Educational Expansion, Secularization, and Female Labor Force Participation. SexRoles 81, 594-609. https://doi.org/10.! 007/s11199-019-1015-z

Психология

УДК 37.015.3

кандидат психологических наук Солынин Никита Эдуардович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

АДМИНИСТРАЦИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ТРАНСЛЯТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопроса о реализации аксиологического подхода для изучения преемственности образовательных результатов. Показано, что администрация общеобразовательной школы является транслятором педагогических ценностей. Выявлены шесть факторов, показывающих влияние и взаимосвязь трёх групп целей-ценностей, связанных с ребенком, образовательной средой и педагогической профессией.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентиры, педагогические ценности, администрация, содержание образования, преемственность образовательных результатов.

Annotation. The artide is devoted to the study of the implementatton of the ax^^g^l approa^ to study the TOntinuity of ed^at^n^ results. It is shjwn that the administrate of a ramprehensive school is a translator of pedagogical values. Six fa^rs have been identified showing the mAue^e and interrelatton of three groups of goals-values associated with the child, the ed^at^n^ environment and the teaming profession.

Keywords: values, value orientations, pedagogical values, administration, content of education, continuity of educational results.

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 07300077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Научное обоснование и выработка методологии обеспечения

преемственности ФГОС общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования в интересах создания единого образовательного пространства подготовки педагогических кадров» (№ реестровой записи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

730000Ф.99.1. БВ09АА00006)

Введение. В современных реалиях развития отечественной системы педагогического образования открытым остается вопрос о такой существенной характеристике, как преемственность образовательных результатов. В контексте этого, необходимым и важнейшим для рассмотрения является аспект соответствия того, что отражено в нормативных документах (имеются ввиду ФГОСы разных уровней образования) и, по сути, содержательно является государственным заказом, тому, что реально транслируется в процессе обучения. Именно поэтому в основном фокусе нашего научного интереса -административные работники образовательной организации, которые, в силу специфики своей деятельности, являются неким «связующим звеном» между учителем и заказчиками, а так же регулятором и контроллером содержания образования и особенностей его реализации.

Кроме того, соглашаясь с идеями Н.Н. Давыдовой [1], следует указать на социальный контекст развития, характеризующийся в настоящее время неопределённостью в силу таких причин, как пандемия новой коронавирусной инфекции, модернизация образования (цифровая трансформация образования) [2], формирование «новой дидактики» [6], а так же достаточно частое изменение существующих в образовании нормативных документов.

Изложение основного материала статьи. Анализ литературы показывает, что одна из функций администрации -обеспечить эффективность учебного и воспитательного процесса. Для этого директор (завуч) должны обладать определёнными умениями. В частности, контролирующими, методическими, оценивания качества преподавания, профессиональная. Показателем эффективности работы администрации образовательной организации является профессиональная компетентность учителей [8], безопасная образовательная среда [3]. Отмечается, что решающая роль во взаимодействии с учителями принадлежит завучам, тогда как директор осуществляет в основном научное руководство обучением. Поэтому функционал завучей максимально широк. Они вынуждены решать огромное количество вопросов: от организационных до преподавательских [5].

Педагоги испытывают сложности при переходе с одних образовательных стандартов к другим. Прежде всего они связаны с организацией разных видов деятельности, как своей, так и учеников, а также наличием ряда дефицитов: формы, средства, технологии обучения в условиях смены ФГОСов [7]. По нашему мнению, именно администрация должна оказывать влияние на учителей, способствуя преодолению указанных недочётов в образовательном процессе. Подобная функция является необходимой и при адаптации молодых учителей, так как имеются противоречия в их ожиданиях от новой для них профессиональной деятельности, тогда как именно опытный управленец может познакомить с традициями школы, а так же с успешными приемами реализации профессиональной деятельности [4].

Таким образом, краткий обзор литературы позволяет заключить, что ориентация в педагогической деятельности только на содержательные аспекты стандартов является не совсем корректной в силу их постоянной трансформации. В том числе и преемственность образовательных результатов также является ограниченной. Поэтому нам видится конструктивным использование аксиологического подхода, обеспечивающего единую линию, своего рода «красную нить» при анализе нормативных документов.

В связи с этим, в рамках нашего исследования реализованы следующие методы: операционализация действующих стандартов (образовательных и профессиональных), в ходе которого были выделены ценностные ориентиры педагогической деятельности (ценности-цели). На основе этого этапа была разработана анкета-опросник, представляющая собой три списка ценностей (отношения, качества, знания), включающих по 18 позиций. Каждый список отражает ценностные ориентиры, связанные с целевыми объектами - ребенком, образовательной средой и педагогической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.