УДК 159.923+159.922.1
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТИПОЛОГИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА
О.П. НЕЧЕПОРЕНКО, М.В. РАЗИНА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
The article reveals the particular relationship of personality perfectionism with her level of responsibility. Also with help of cluster analysis we have formed and analyzed the typology of personality, based on level of personality perfectionism and responsibility. The typologies are varied; the leading factor in this case is the sex of the respondent.
Термин «перфекционизм» появился в психологии не так давно, но уже практически каждый человек, живущий в современном мире, слышал это непонятное, на первый взгляд не относящееся к нему лично слово. В некоторой степени перфекционизм можно назвать серьезной невротической проблемой населения высокоразвитых стран с их плотным графиком, постоянной нехваткой времени, конкуренцией, высокими стандартами и требованиями становиться все лучше, каждую секунду двигаться навстречу совершенству, быть достигательным и успешным.
Как и следовало ожидать, чрезмерное стремление к совершенству часто оборачивается одиночеством, отсутствием возможности отдыхать и развлекаться и нервными расстройствами, к которым приводит постоянное напряжение. Перфекционисты болезненно реагируют на любую критику, с трудом приспосабливаются к новым условиям; с окружающими людьми они нередко предпочитают не сотрудничать, а соперничать и соревноваться [1].
Рано или поздно все перфекционисты начинают испытывать чувство усталости, тревоги и безнадежности. Нередко возникают различные проблемы со здоровьем на фоне хронического стресса и истощения: головные боли, слабость, обострения хронических заболеваний. На фоне постоянного напряжения весьма вероятно развитие невроза. Научными исследованиями подтверждено, что среди перфекционистов много людей, страдающих серьезными тревожными и депрессивными расстройствами [2].
Как мы видим, перфекционизм действительно является серьезной проблемой современного общества. Подобная личностная черта мешает как самим обладателям перфекционизма, так и их окружению. Учитывая все вышеперечисленные причины, нам предстоит глубже разобраться, что такое перфекционизм, чем он опасен и можно ли его скорректировать.
По мнению П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флетта, перфекционизм (от лат. рет/еСш - абсолютное совершенство) - это многомерное явление, обозначающее стремление быть совершенным, безупречным во всем. Существует три составляющих перфекционизма: перфекционизм, ориентированный на себя (изнурительно высокие стандарты, постоянное самооценивание, цензурирование поведения); перфекционизм, ориентированный на других (нереалистичные стандарты для значимых людей, ожидание людского совершенства, постоянное оценивание других); социально предписанный перфекционизм (убеждение в том, что другие люди нереалистичны в своих ожиданиях, склонны очень строго оценивать и оказывать давление на индивида с целью заставить быть совершенным) [3].
Большинство ученых склонны разделять перфекционизм на нормальный и невротический [4].
Нормальный (здоровый) перфекционизм - «стремление к разумным и реалистичным стандартам, которое ведет к самоудовлетворенности и повышению самооценки» [4,
с. 158].
© Нечепоренко О.П., Разина М.В., 2012 18
Невротический (патологический) перфекционизм - «стремление к чрезмерно высоким стандартам из-за страха неуспеха и боязни разочаровать других» [4, с. 158].
Многие современные исследования обнаруживают связь положительной перфекционистской тенденции с высоким уровнем ответственности.
К.А. Абульханова-Славская утверждает, что ответственность - это осуществление внешнего и внутреннего контроля над выполнением собственной деятельности, соблюдением общественных норм и правил [5].
Согласно Л.И. Дементий, ответственность подразделяется на различные виды в зависимости от того, перед кем или чем, за что и как человек ее несет, а также имеет разветвленную структуру, включая в себя когнитивный (представления человека о том, что именно и ради чего он делает), поведенческий (способы выполнения ответственных действий) и эмоциональный (переживания по поводу выполняемой деятельности) компоненты [6].
Таким образом, наше исследование направлено на выявление взаимосвязи между составляющими перфекционизма и уровнями ответственности, а также составление типологии по критерию ответственности и перфекционизма в юношеском возрасте. Мы хотим выяснить, как перфекционизм влияет на формирование и развитие такого качества, как ответственность, деструктивно оно или способствует адаптации человека к условиям современности, а также узнать, какие составляющие перфекционизма связаны с преобладанием того или иного компонента ответственности человека и с чем это может быть связано.
На этапе теоретического анализа имеющейся литературы по данной проблематике нами была выдвинута гипотеза о существовании взаимосвязи между составляющими перфекционизма и уровнями ответственности.
Основным методом сбора данных являлся анкетный опрос. В нашем исследовании были использованы следующие методики: «Многомерная шкала перфекционизма» П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флетта [3], опросник «Ответственное поведение» Л.И. Дементий [6].
Выборку составили 50 студентов различных факультетов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского: 50 %
девушек и 50 % юношей в возрасте от 20 до 24 лет.
В результате исследования нами было выявлено несколько показателей корреляции: перфекционизм, ориентированный на себя, взаимосвязан с такими шкалами ответственности, как «отношение к трудностям» (те = 0,4; р < 0,01) и «отношение к тому, за что человек должен нести ответственность» (ге = 0,4;
р < 0,01). Так, человек, предъявляющий себе высокие требования, готов к трудностям в работе, он понимает, что это обычное явление и будет бороться с ними до конца. Чем более личность требовательна к себе, тем меньше она будет отказываться от выполнения какого-либо дела при условии возникновения препятствий на пути его осуществления. Такой человек знает, за что он несет ответственность, почему он это делает и готов выполнять свои обязанности. Он достаточно легко принимает на себя ответственность. Считает, что он должен отвечать как за свои поступки, так и за собственные мысли и намерения.
Также найдена обратная взаимосвязь перфекционизма, ориентированного на других, со шкалой ответственности под названием «отношение к последствиям своих поступков» (ге = - 0,28; р < 0,05). Человеку, который предъявляет повышенные требования к другим людям, абсолютно не важно, как последствия его действий повлияют на окружающих, но очень значимо, как последствия действий окружающих повлияют на его жизнь. Такая личность требует от других людей ответственности за свои поступки, мысли и намерения, не признает ошибок другого человека.
Наконец, социально предписанный перфекционизм имеет положительную связь с такими шкалами ответственности, как «отношение к трудностям» (ге = 0,34; р < 0,05) и «предвидение результатов деятельности» (ге = 0,39; р < 0,01), а также отрицательную связь с такими шкалами ответственности, как «отношение к новым обязанностям» (ге = - 0,39; р < 0,01) и «отношение к последствиям своих поступков» (ге = - 0,28; р < 0,05). Поэтому личность, испытывающая давление со стороны общества, которое ждет от нее совершенства, склонна задумываться о последствиях своих действий и бороться с трудностями, возникающими при достижении собственных целей, так как старается не разочаровать окружающих. Но, с другой стороны, такая личность не испытывает особого желания брать на себя новые обязанности, поручения, не хочет нести ответственность за свои поступки, так как считает, что
окружающие склонны ждать от нее слишком многого, склонны чрезмерно критиковать и принижать достоинства, самооценку такого человека.
В ходе проведения кластерного анализа нами было выделено две типологии - отдельно для юношей и отдельно для девушек, отражающие взаимосвязь перфекционизма и ответственности.
Типология юношей представлена тремя типами: «безответственный перфекционист», «ответственный неперфекционист», «гипер-ответственный, требовательный к себе» тип (см. табл. 1).
Начнем с описания «гиперответственно-го, требовательного к себе» типа. Этот тип является наиболее распространенным в нашей выборке (64 %). У данного типа наблюдаются высокие показатели перфекционизма, ориентированного на себя, а также высокие показатели по семи из восьми шкал ответственности. Такой человек очень требователен к себе, что и заставляет его быть ответственным, иногда даже слишком. Общество предъявляет к мужчинам очень большие требования с самого детства, именно поэтому чаще всего в своей жизни они выбирают одну из двух стратегий: либо полностью отрицать эти требования и быть безответственными наперекор мнению окружения, либо быть гиперответст-венными, отвечая за свою настоящую и будущую семью, карьеру, успешность и т. д. От юношей требуют самостоятельности, умения
отвечать за свои поступки и добиваться многого. По нашему мнению, именно это и является причиной формирования такого типа, как «гиперответственный, требовательный к себе».
Следующий тип «ответственный непер-фекционист» встречается намного реже (24 %). Такой человек имеет невыраженный перфекционизм и средние показатели по шести из восьми шкал ответственности. Данный тип не требует многого как от себя, так и от других, но это не мешает ему быть в меру ответственной личностью.
И, наконец, «безответственный перфекционист» представляет собой меньшую часть нашей выборки (12 %). Характеризуется очень высокими показателями всех составляющих перфекционизма: перфекционизма, ориентированного на себя; перфекционизма, ориентированного на других; и социально предписанного перфекционизма; а также низкими показателями ответственности по пяти шкалам из восьми. Такой человек требует многого как от себя, так и от других, но в то же время считает, что общество предъявляет к нему слишком высокие требования. Возможно, именно это убеждение данной личности является причиной апатии и пониженного уровня ответственности. Основу такого типа составляет внутриличностный конфликт: с одной стороны, мы наблюдаем высокие требования по отношению к себе и окружающим, а с другой - их невыполнение.
Таблица 1
Типология юношей, выделенная на основе критериев перфекционизма
и ответственности, балл
Критерий Тип
Гиперответственный, требовательный к себе (64 %) Ответственный неперфекиионист (24 %) Безответственный перфекционист (12 %)
Перфекционизм, ориентированный на себя 73,19 53,5 85,67
Перфекционизм, ориентированный на других 47,38 58,17 75,67
Социально предписанный перфекционизм 55,75 49,5 72
Отношение к трудностям 3,31 3,17 2
Предвидение результатов деятельности 4,19 3 4
Осуществление или отказ от выполнения своих намерений 4,94 1,83 3,67
Отношение к новым обязанностям 6,75 3,17 2,67
Отношение к обещаниям 7,94 7,83 6,33
Отношение к последствиям своих поступков 1,75 1,67 - 0,67
Отношение к тому, за что человек должен нести ответственность 3,06 2 4,33
Эмоциональное отношение к ответственным делам 3,06 2,17 2
Таблица 2
Типология девушек, выделенная на основе критериев перфекционизма
и ответственности, балл
Критерий Тип
Гиперответственный, требовательный к себе (28 %) В меру ответственный неперфекцио-нист (56 %) Безответственный неудовлетворенный (16 %)
Перфекционизм, ориентированный на себя 89,86 58,14 66,5
Перфекционизм, ориентированный на других 64,43 49,79 80
Социально предписанный перфекционизм 59,57 53,57 67,5
Отношение к трудностям 4,14 2,71 1
Предвидение результатов деятельности 6,29 4,36 1
Осуществление или отказ от выполнения своих намерений 6,71 3,79 4,25
Отношение к новым обязанностям 6,57 4,36 2
Отношение к обещаниям 6,29 7,07 1
Отношение к последствиям своих поступков 0,43 0,71 - 2
Отношение к тому, за что человек должен нести ответственность 4,86 2,07 2,25
Эмоциональное отношение к ответственным делам 2 0,29 0,75
Кластерный анализ данных, полученных в группе девушек, позволил выделить три типа: «в меру ответственный неперфекцио-нист», «безответственный неудовлетворен-
ный» и «гиперответственный, требовательный к себе» (см. табл. 2).
«Гиперответственный требовательный
к себе тип», как мы заметили, встречается как у юношей, так и у девушек, характеризуется теми же параметрами, но в данной выборке он менее распространен (28 %). К девушкам окружение предъявляет менее жесткие требования, но, учитывая андрогинизацию современного общества, некоторые девушки проявляют мужские качества: агрессивность, целеустремленность, амбициозность; хотят добиться многого в этой жизни. По нашему мнению, именно это является причиной появления подобного типа не только среди юношей, но и среди девушек. Но большинство девушек все же остаются на своей привычной феминной позиции; ни семья, ни окружение не требует от них чересчур серьезных достижений, карьерного роста, поэтому такие девушки не «страдают» гиперответственностью и перфекционизмом, ориентированным на себя.
Меньшую часть выборки девушек составляет «безответственный неудовлетворенный тип» (16 %). Он характеризуется низкими показателями ответственности по пяти шкалам из восьми, а именно: «Отношение к трудностям», «Предвидение результатов дея-
тельности», «Отношение к новым обязанностям», «Отношение к обещаниям», «Отношение к последствиям своих поступков». То есть девушка, относящаяся к данному типу, не будет с охотой браться за сложные и новые поручения, от нее не стоит ждать выполнения данных ранее обещаний, а также надеяться на объяснение совершенных ею действий. Стоит отметить, что подобный тип, тем не менее, отличается чрезмерной требовательностью к окружающим и также считает, что общество предъявляет к нему завышенные требования. К себе же данная личность относится достаточно лояльно, не требуя от себя ответственного поведения и идя наперекор обществу в этом отношении.
Такой тип, как «в меру ответственный неперфекционист» составляет подавляющее большинство женской выборки (56 %) и характеризуется низким уровнем перфекционизма и средним уровнем ответственности. Показатели по таким шкалам, как «Отношение к обещаниям» и «Отношение к последствиям своих поступков» находятся на высоком уровне; по шкалам «Осуществление или отказ от своих намерений», «Отношение к тому, за что человек должен нести ответственность» и «Эмоциональное отношение к ответственным делам» - на низком уровне; наконец, по таким шкалам, как «Отношение к трудностям», «Предвидение результатов деятельности» и «Отношение к новым обязанностям» - на среднем. Можно сказать, что девушка этого
типа проявляет ответственное поведение, но не любит брать на себя новые обязанности, т. е. выполнение ответственных поручений не приносит ей огромного удовольствия. Наверное, такой тип является оптимальным, так как не страдает ни патологическим перфекционизмом, ни гиперответственностью.
Таким образом, можно отметить наличие взаимосвязи между составляющими перфекционизма и уровнями ответственности. Перфекционизм положительно коррелирует с такими шкалами ответственности, как «Отношение к трудностям», «Отношение к тому, за что человек должен нести ответственность» и «Предвидение результатов деятельности». Это значит, что чем человек требовательнее к себе, чем более сложные цели он ставит перед собой, чем более серьезно он относится к результату своей деятельности, тем успеше-нее будет справляться с трудностями, добиваться успеха в жизни, производить на окружающих впечатление ответственной личности. Отрицательную корреляцию перфекционизма мы наблюдаем с такими шкалами, как «Отношение к последствиям своих поступков», «Отношение к новым обязанностям», т. е. человек с перфекционистской тенденцией, скорее всего, будет ответственно подходить к выполнению поручений, но с неохотой браться за новые, так как деятельность, требующая ответственного поведения, не доставляет подобной личности никакого удовольствия.
В целом посредством гендерной кластеризации нами было выделено три типа юношей: «безответственный перфекционист»,
«ответственный неперфекционист», «гипе-
рответственный, требовательный к себе» тип; а также три типа девушек: «в меру ответственный неперфекционист», «безответственный неудовлетворенный» и «гиперответст-венный требовательный к себе» тип. У юношей и девушек мы наблюдаем наличие одного и того же типа, а именно «гиперответст-венного требовательного к себе». Появление такого типа связано с тем, что современное общество является достаточно требовательным к молодежи и личности в целом (что порождает чрезмерный перфекционизм и гиперответственность), а особенно к юношам, поэтому в процентном соотношении рассматриваемый нами тип, как мы указывали ранее, намного чаще встречается у юношей, чем у девушек. Важно отметить также наличие
схожих типов: у юношей это «ответственный неперфекционист», а у девушек - «в меру ответственный неперфекционист». Имея низкие показатели перфекционизма, юноши все же проявляют более ответственное поведение, чем девушки. По нашему мнению, это также можно связать с требованиями, которые предъявляет общество по отношению к представителям разных полов. Также определенные сходства есть у таких выделенных нами типов, как «безответственный перфекционист» у юношей и «безответственный неудовлетворенный» у девушек. Разница состоит в том, что юноша предъявляет большие требования к себе, но, считая при этом требования общества слишком завышенными, в знак протеста не проявляет ответственного поведения. Девушки же требуют от окружающих ответственного поведения, сами при этом его не проявляя и не предъявляя к себе подобных требований, но так же, как и юноши, считают, что окружающие имеют слишком много претензий по отношению к ним. На наш взгляд, это опять же связано с гендерными особенностями воспитания. Девушки привыкли требовать проявления ответственного поведения от юношей, но сами не считают, что обязаны вести себя подобным образом, девушкам не нравятся завышенные ожидания окружения по отношению к ним.
Полученные нами результаты имеют огромную практическую значимость. Во-первых, гендерная типология по критериям ответственности и перфекционизма вносит большой вклад в психологическую теорию. Во-вторых, полученные данные играют важную роль для диагностики в сфере воспитания и обучения, а также при профотборе и профподборе. И, наконец, в-третьих, выявляя так называемые патологические и невротические типы, мы можем осуществлять дальнейшее психологическое консультирование и осуществлять психокоррекцию, решая проблемы клиента.
В последующих исследованиях нам было бы интересно также узнать взаимосвязь перфекционизма с другими личностными конструктами и взаимовлияние перфекционизма и иных личностных характеристик. Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что в данной области существует обширное поле для дальнейшего психологического исследования.
1. Андраханова Н. В. Перфекционизм: нор-
мальная патология или патологическая норма // Профессия - директор. - 2009. -
№ 8. - С. 14-17. 5
2. Ильин Е. П. Работа и личность: трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб. : Питер, 6
2011. - 224 с.
3. Грачева И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. -2006. - Т. 27. - № 6. - С. 73-81.
Ясная В. А., Ениколопов С. Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние // Вопросы психологии. - 2007. -№ 4.- С. 157-168.
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 158 с.
Дементий Л. И. Ответственность: типология и личностные основания : монография / науч. ред. К. А. Абульханова-Славская. -
Омск : Изд-во ОмГУ, 2001. - 191 с.