Научная статья на тему 'Гендерные особенности связи оценочных представлений с характеристиками самоотношения у подростков'

Гендерные особенности связи оценочных представлений с характеристиками самоотношения у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / представления / самоотношение / гендерные особенности / teenagers / ideas / self-attitude / gender characteristics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наталья Владимировна Лукьянченко, Лидия Станиславовна Захарова, Марк Игоревич Аликин

Подростковый возраст является критическим для оформления представлений о социально-нормативном оценивании. Это происходит в соотнесении формирующейся системы собственных оценок с разными социальными контекстами и самоотношением взрослеющего человека. В русле исследований гендерной социализации в условиях транзитивного общества особый интерес представляет вопрос о специфике этого соотношения у подростков разного пола. В соответствующем исследовании с участием красноярских подростков (145 человек) использовались: авторский «Опросник оценочных представлений», «Тест-опросник самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, «Шкала Я-концепции для детей» (Piers-Harris Children’s Self-Concept Scale в адаптации А.М. Прихожан). Корреляционный анализ показал, что связь оценочных представлений с характеристиками самоотношения у девочек и мальчиков имеет общие и отличительные особенности. Общие: связь с позитивным самоотношением просоциального характера собственных оценок и представляемых оценок друзей и при этом бо́льшая, по представлению подростков, толерантность оценок родителями и другими взрослыми антии асоциальных действий. Отличительные: значительно более широкий диапазон связей оценочных представлений с самоотношением в выборке девочек и разная у подростков обоего пола структура распределения этих связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наталья Владимировна Лукьянченко, Лидия Станиславовна Захарова, Марк Игоревич Аликин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender features of the relationship of evaluative conceptions with characteristics of self-attitude in adolescents

Adolescence is a critical age for developing one’s own idea of social-normative assessment. This occurs in the correlation of the emerging system of one’s own assessments with different social contexts and the self-attitude of a maturing person. In line with the new direction of research on gender socialization in a transitive society, the question of the specifics of this relationship among adolescents of different sexes is of particular interest. In the corresponding study with the participation of Krasnoyarsk teenagers (N=145), the following were used: the author’s “Questionnaire of Evaluative Ideas”, “Self-Attitude Questionnaire” by V.V. Stolina, S.R. Pantileeva, “Self-Concept Scale for Children” (methodology of Piers-Harris Children’s Self-Concept Scale by E. Pierce and D. Harris, adapted by A.M. Prikhozhan). Correlation analysis of the data showed that the connection between evaluative ideas and characteristics of self-attitude in samples of girls and boys has common and distinctive features. Common ones include the connection with a positive self-attitude of the prosocial nature of one’s own assessments and the perceived assessments of friends, as well as the greater tolerance, according to adolescents, of assessments by parents and other adults of anti- and antisocial actions. Specific features include a significantly wider range of connections between evaluative ideas and self-attitude in the sample of girls and a different structure of distribution of these connections among adolescents of different sexes. For girls, the greatest number of significant connections with the characteristics of self-attitude have assessments of manifestations of social success, for boys assessments of compliance of behavioral manifestations with ethical requirements. As well as a large number of connections between approving assessments and self-attitude, manifestations of honesty stand out in girls, and balanced behavior in situations of disagreement in boys.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности связи оценочных представлений с характеристиками самоотношения у подростков»

Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 2 (54). С. 168-178 Pedagogical Review. 2024, vol. 2 (54), pp. 168-178

Научная статья УДК 159.922

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2024-2-168-178

Гендерные особенности связи оценочных представлений с характеристиками самоотношения у подростков

Наталья Владимировна Лукьянченко1, Лидия Станиславовна Захарова2,

Марк Игоревич Аликин3

12•3 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика

М. Ф. Решетнева, Красноярск, Россия

1 Luk.nv@mail.ru

2 zls-24@mail.ru

3 pm2486@mail.ru

Аннотация

Подростковый возраст является критическим для оформления представлений о социально-нормативном оценивании. Это происходит в соотнесении формирующейся системы собственных оценок с разными социальными контекстами и самоотношением взрослеющего человека. В русле исследований гендерной социализации в условиях транзитивного общества особый интерес представляет вопрос о специфике этого соотношения у подростков разного пола. В соответствующем исследовании с участием красноярских подростков (145 человек) использовались: авторский «Опросник оценочных представлений», «Тест-опросник самоотношения» В. В. Сто-лина, С. Р. Пантилеева, «Шкала Я-концепции для детей» (Piers-Harris Children's Self-Concept Scale в адаптации А. М. Прихожан). Корреляционный анализ показал, что связь оценочных представлений с характеристиками самоотношения у девочек и мальчиков имеет общие и отличительные особенности. Общие: связь с позитивным самоотношением просоциального характера собственных оценок и представляемых оценок друзей и при этом большая, по представлению подростков, толерантность оценок родителями и другими взрослыми анти- и асоциальных действий. Отличительные: значительно более широкий диапазон связей оценочных представлений с самоотношением в выборке девочек и разная у подростков обоего пола структура распределения этих связей.

Ключевые слова: подростки, представления, самоотношение, гендерные особенности

Источник финансирования: Исследование выполнено за счет средств Российского научного фонда совместно с Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках научного проекта № 22-28-20026, https://rscf.ru/project/22-28-20026/

Для цитирования: Лукьянченко Н. В., Захарова Л. С., Аликин М. И. Гендерные особенности связи оценочных представлений с характеристиками самоотношения у подростков // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 2 (54). С. 168-178. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2024-2-168-178

© Н. В. Лукьянченко, Л. С. Захарова, М. И. Аликин, 2024

Original article

Gender features of the relationship of evaluative conceptions with characteristics of self-attitude in adolescents

Natalya V. Lukyanchenko1, Lidiya S. Zakharova2, Mark I. Alikin3

12•3Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Russian Federation

1 Luk.nv@mail.ru

2 zls-24@mail.ru

3 pm2486@mail.ru

Abstract

Adolescence is a critical age for developing one's own idea of social-normative assessment. This occurs in the correlation of the emerging system of one's own assessments with different social contexts and the self-attitude of a maturing person. In line with the new direction of research on gender socialization in a transitive society, the question of the specifics of this relationship among adolescents of different sexes is of particular interest. In the corresponding study with the participation of Krasnoyarsk teenagers (N=145), the following were used: the author's "Questionnaire of Evaluative Ideas", "Self-Attitude Questionnaire" by V V Stolina, S. R. Pantileeva, "Self-Concept Scale for Children" (methodology of Piers-Harris Children's Self-Concept Scale by E. Pierce and D. Harris, adapted by A. M. Prikhozhan). Correlation analysis of the data showed that the connection between evaluative ideas and characteristics of self-attitude in samples of girls and boys has common and distinctive features. Common ones include the connection with a positive self-attitude of the prosocial nature of one's own assessments and the perceived assessments of friends, as well as the greater tolerance, according to adolescents, of assessments by parents and other adults of anti- and antisocial actions. Specific features include a significantly wider range of connections between evaluative ideas and self-attitude in the sample of girls and a different structure of distribution of these connections among adolescents of different sexes. For girls, the greatest number of significant connections with the characteristics of self-attitude have assessments of manifestations of social success, for boys - assessments of compliance of behavioral manifestations with ethical requirements. As well as a large number of connections between approving assessments and self-attitude, manifestations of honesty stand out in girls, and balanced behavior in situations of disagreement in boys.

Keywords: teenagers, ideas, self-attitude, gender characteristics

For citation: Lukyanchenko N. V., Zakharova L. S., Alikin M. I. Gendernyye osobennosti svyazi otsenochnykh predstavleniy s kharakteristikami samootnosheniya u podrostkov [Gender features of the relationship of evaluative conceptions with characteristics of self-attitude in adolescents]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2024, vol. 2 (54), pp. 168-178. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2024-2-168-178

Важнейшими характеристиками современного общества являются мультикультурность, динамичность, трансформация социальных представлений, размытость норм и установок [1]. Между тем субъективное благополучие личности во многом зависит от объяснимости происходящего и возможности соотнесения с нормативными ориентирами [2]. Психическая организация человека включает особый аспект, модальность долженствования, ценности и оценки, измерения допустимого, приемлемого, желательного [3]. Из этого вытекает актуальность вопросов установления содержания, уровневых критериев социально-нормативных оценок и их происхождения [2], особенно в отношении молодежи и подростков [1]. Уже нельзя рассматривать как достоверные выработанные в иной системе социальных отношений и в иной социально-культурной парадигме воззрения на проблематику взросления [4].

Результаты исследований, посвященных психологическим особенностям современных молодых людей, складываются в довольно противоречивый портрет. Исследователи констатируют связанную с отсутствием внятных трансспектив склонность к депрессивности и жертвенному руминированию [5, 6] и в

то же время большую актуальную и перспективную адаптивность [7], отмечают отсутствие поддержки идеалов прошлого и абсолютных авторитетов, альтероцентрическую направленность в общении, толерантность в этнических и гендерных вопросах, настроенность изменить общество, соблюдение правил и ожидание того же от других, невыраженность стремления к взрослению, следование за теми, кто общается на «их языке» [5]. Выделенные характеристики определяются из позиции взрослого общества, рассматривающего подростничество как переходный, подготовительный в овладении необходимыми для него качествами возрастной этап. Вместе с тем перспективным является проведение исследований, базирующихся на отношении к внутренней логике детства и отрочества как самоценной и важной для понимания в контексте плюралистичного общества [4].

Важнейшей потребностью подросткового возраста является потребность соединить в единую смысловую систему представления об окружающей реальности и о самом себе [8]. При этом социальную ситуацию развития составляет множество контекстов (ребенок - близкий взрослый, ребенок - социальный взрослый, ребенок - сверстники) [9]. Контексты существуют не в объективном варианте, а в том (феноменологическом), как они воспринимаются [8]. В подростковом возрасте происходит расширение представлений о мире, форсирование оснований собственного существования, соотнесение их с другими, как с персонифицированными, так и с образом «обобщенного другого» [9]. Формируется способность решать, какие действия являются важными, вырабатывать нормы для оценки поведения, и эти процессы тесно связаны с процессом осознания собственной ценности и компетентности [10].

В подростковом возрасте происходит критическое по насыщенности развитие составляющих я-структур [11]. И самоотношение уже не сводится к пассивной роли отзеркаливания отношения окружающих. Многие психологи приписывают ему действенную включенность в самоопределение [12].

В психологической науке и практике в качестве аксиоматической утвердилась «модель высокого самоуважения», рассматриваемого как предиктор и даже гарант личностного и социального благополучия [13]. Однако в результатах проведенных в данной тематике исследований обозначилась спорность прямолинейно позитивной приложимости этой модели к разным сферам жизнедеятельности и развития личности, оформился запрос на более дифференцированное качественное ее понимание [13-15].

Определение значения самоотношения особенно важно в контексте анализа актуального состояния гендерных отношений. Заметная стагнация исследований в этой сфере сигналит о необходимости новых подходов, основным из которых может стать перенесение акцента с анализа характеристики гендерных черт и ролей на проблему гендерной социализации, понимаемой как подвижный «субъектный» процесс создания «картины мира», смыслов и ценностей во взаимодействии человека с обществом [16].

Сказанное определяет актуальность изучения гендерных особенностей связи оценочных представлений современных подростков с характеристиками их самоотношения. Соответствующее исследование было проведено с участием 145 красноярских подростков 14-15 лет (76 мальчиков и 69 девочек).

В исследовании использовались следующие методики:

- опросник оценочных представлений подростков, разработанный на основе анкетирования представительной выборки подростков о том, какие поведенческие проявления они считают значимыми для оценивания [17]. Инструкцией предлагается оценить 25 поведенческих проявлений, относимых к семантическим категориям «Криминогенность», «Личностная слабость/ресурсность», «Этика», «Отношения», «Социальная успешность», в вариантах «по моему мнению», «по мнению моих друзей», «по мнению большинства моих сверстников», «по мнению моих родителей», «по мнению большинства взрослых» посредством выбора одной из градаций: «недопустимо», «недостойно», «допустимо», «нормально», «предмет гордости»;

- тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева [18], предназначенный для определения: 1) глобального самоотношения; 2) самоотношения, дифференцированного по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровня конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему я;

- шкала я-концепции для детей [19] (методика Piers-Harris Children's Self-Concept Scale Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А. М. Прихожан), выявляющая общий уровень самоотношения и отношения к себе в разных сферах жизни.

В качестве метода математической обработки использовался корреляционный анализ (коэффициент Спирмена).

В табл. 1 и 2 представлены значимые корреляционные связи показателей оценочных представлений респондентов с показателями их самоотношения отдельно для выборок подростков женского и мужского пола.

Таблица 1

Корреляционные связи представляемых девочками-подростками оценок разными субъектами

поведенческих проявлений с показателями их самоотношения

Категории Действия и характеристики поведения По мнению

моему друзей сверстников родителей взрослых

Криминогенность Присваивание чужого имущества (-) П**

Убийство человека (-) И*СУ* СИ*СР*Си* СО*П*ФП*О* СУд*Пс** (-) И*СУ* СИ* СПр**Си* СО* П* ФП*О* СУд**У* (-) П*СШ* ООД*СИ* СУв*ОД* СПр* СР*СОб** Си*СП*СЖ* П* СО*Ин* СШ* Ф*П* Т*О*Суд* Пс*У* О*СУд* Пс* П**

Убийство животного (-) Пс** (-) СИ* Пс** (-) П* Пс* И*СУ*АС* (-) Пс** СИ** ФП**

Распространение наркотических средств (-) Пс* (-) СЖ* П* ООД** ОД* СР* (-) СЖ* П* ООД**

Повреждение чужого имущества (-) И* СУ* Пс* (-) И* СИ** Си** ФП* Пс* (-) СИ**Си* (-) СЖ*

Личностная слабость / ресурсность Курение (-) ОД* Пс* (-) СПр*Пс* (-) СИ** Пс* СПр** СР** СУд**У** (-) СОб** У**

Употребление алкоголя (-) СЖ*П* (-) СИ*СПр* СЖ** П* Пс* Пс** (-) СЖ* Пс* Ср**

Употребление психоактивных веществ (-) И* СУ* СО* (-) О* СУд* Пс** (-) СУ* Пс* Пс** (-) СУ** Пс* ООД** ОД* СР**

Отстаивание своего мнения И*АС* СПр* СО* П** СУд* У** (_) т* П** СУд**

Честность И* СУ*АС* ООД* СИ*СУв* ОД*СПр*СР* Си*СО* П* Ин* СШ* ФП*О* СУд* У* (-) Т** И*СУ* АС* ООД** СИ* СПр* СР* Си*СП**СО* П** Ин** СШ** ФП*О**СУд*У* СУд**(-) СОб* Т** АС** СИ**Си* П**СШ** (-) СОб** ФП** И** АС**Си** СШ**

Категории По мнению

Действия и характеристики поведения моему друзей сверстников родителей взрослых

Соблюдение норм поведения в общественных местах П** СИ**Си* П** П**

Этика Проявление уважения к пожилым и инвалидам СП** СШ** И*СУ**АС** СИ**СУв** СПр** Си** СП** ФП** И**СУ** АС* СИ** СПр**Си** СП**СО** П** СШ** ФП** о** И** АС**

Уравновешенность в ситуации разногласий Су**

Обнажение в публичных местах и соцсетях (-) СПр** Пс** (-) СОб**

Эгоцентрическое поведение (-) СЖ* (-) СЖ* (-) СЖ* СШ* (-) СЖ* СШ*

Проявление симпатии вне близких отношений У** П* П**

Поддержка буллинговых действий друзей (-) СИ*СПр* (-) СПр** Си* (-) СЖ*

Доверительные отношения помимо друзей

а о В о Помощь родителям И*СУ** СУв** Си** И*СУ** СП** И** СП** (-) Пс* И** СУ** СУв**

Помощь животным СР* ООД** СР** Си** и**су** АС** СПр** Си** СО** О** СУв** И** СПр** Си**

Хорошая учеба И*СУ* ООД* СИ* СУв** ОД*СПр* Си* И*СУ** АС* ООД* СИ* СУв**СПр** Си*СО** (-) СОб** ФП* И* АС* СИ* СУв** СПр**Си* ФП** (-) СОб**

(9 о о Успехи во внеучебной деятельности И*АС**СИ**О* ОД**СПр**И** СР**Си** У**СШ** СО** СИ** И** АС** СП** ФП** СУ** И** СУ** СУв**

е С о ^ 3 к Л 13 О Здоровый образ жизни И*СУ* АС** ООД* СИ* СУв* ОД* СР* Си* СО* И** СШ** ФП* О* СУд** (-) Т* И*СУ* АС* СИ* СУв*СПр* Си** СО*О** СОб** Си** ФП* СУд** У* (-) Т** И**СУ** СИ** СУв* Си** СУ** СУв* П** И*СУ* АС** СИ** СУв** Си** П** О**

Спасение человека/ животного с риском СУв** Си* И** О** СИ**СУв*СПр**У* Си**П** ФП**О** Си**

Активная подготовка к будущей проф. карьере И*СУ*АС*СИ* ООД*СУв* ОД* СПр*Си**СО* И* СШ*ФП* О* СУд**У* (-) Т* И**СУ* АС* ООД** СИ** СУв* ОД**СПр* АС** СПр** (-) СОб* СУв** И** АС** ООД** СУв**

Примечания к табл. 1 и 2. (-) - обратные корреляционные связи; отсутствие знака - прямые корреляционные связи; *- значимая корреляционная связь (р < 0,05); ** - высокозначимая корреляционная связь (р < 0,01) . Показатели теста-опросника самоотношения: интегральный показатель самоотношения - И, самоуважение - СУ, аутосимпатия - АС, ожидаемое отношение от других - ООД, самоинтерес - СИ, самоуверенность - СУв, отношение других - ОД, самопринятие - СПр, саморуководство, самопоследовательность - СР, самообвинение - СОб, самоинтерес как уровень конкретных действий - Си, самопонимание - СП, шкала социальной желательности - СЖ . Показатели методики «Шкала

я-концепции для детей»: уровень самоотношения - СО, поведение - П, интеллект, положение в школе - Ин, ситуация в школе - СШ, внешность, физическая привлекательность, физическое развитие, связанные с популярностью, - ФП, тревожность - Т, общение, популярность среди сверстников, умение общаться - О, счастье и удовлетворенность - СУд, положение в семье - Пс, уверенность в себе - У.

Таблица 2

Корреляционные связи представляемых мальчиками-подростками оценок разными

субъектами поведенческих проявлений с показателями их самоотношения

s По мнению

ft о и § Действия и характеристики поведения моему друзей сверстников родителей взрослых

Присваивание чужого имущества СШ** ООД** ФП**(-) Т* ФП**

Убийство человека Ин* ООД** Ин** АС**

о о к к s3 и Убийство животного П** ООД**П** ООД** СУв** (-) СОб*

к Распространение наркотических средств (-) И* (-) П*

£ Повреждение чужого имущества О** СУд* СО**О* (-) Т* СП** фп**о** СУд** (-) Т*

Курение Си** ООД**

О О fa Употребление алкоголя СУ** СПр*СР** О** СО** (-) Т* ООД* ОД**СО** П** О** ООД** О**

Н о о о к « 3 s л е^ о <и tl Употребление психоактивных веществ

Отстаивание своего мнения ОД**СПр** СУв*ОД* СПр* ОД** СПр* ОД** СПр** СПр*

Честность СР*СУд**У** Си* ОД*СО** Пс* ФП**СУд** (-) Т* Си** ОД** Пс** (-) Т* Пс**

Соблюдение норм поведения в общественных местах П**Пс** СУв** ОД**П** Си** ОД** СПр** П** СОб**Пс** Си** ОД** П** Пс**

Этика Проявление уважения к пожилым и инвалидам СОб** СОб** СОб**

Уравновешенность в ситуации разногласий И**СИ** ОД*СР**СО** П* СУд**У** Си** СУв** ОД**СО** П* СУд** Пс** Си** ОД* П** Си** ОД* П**

Публичное обнажение СУв** 1 У** СУв** ОД**

Эгоцентрическое поведение

Проявление симпатии вне близких отношений (-) АС* (-) АС* (-) АС*

i Поддержка буллинговых действий друзей (-) И*СР*П* (-) СР*

а о ¡5 О Доверительные отношения помимо друзей П** СУв** п** СУв**

Помощь родителям П* Пс* П* Пс* П** Пс** П* Пс* П* Пс*

Помощь животным П* П* Пс** СОб** П**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Категории Действия и характеристики поведения По мнению

моему друзей сверстников родителей взрослых

Социальная успешность Хорошая учеба П** СУв** (-) СП* (-) СП* (-) СП*

Успехи во внеучебной деятельности СР* П** П** СОб** СОб** (-) Ин*

Здоровый образ жизни П*Пс** П** Пс** СОб** (-) СП* СОб** (-) АС* (-) Ин*

Спасение с риском (-) Ин* (-) СП* Ин*

Активная подготовка к будущей проф. карьере СУв** Пс** (-) Ин*

В данных выборок и девочек и мальчиков показатели самоотношения и представляемых подростками оценок поведенческих проявлений имеют множественные значимые связи. Но диапазон связей и плотность их распределения у подростков разного пола имеют неодинаковый характер.

Объем значимых связей оценок поведенческих проявлений и показателей самоотношения у девочек больше, чем у мальчиков, почти в 2,5 раза (396 против 162). Представляемая ими картина социального оценивания в большей мере зависит от различных аспектов самоотношения, чем у мальчиков.

Видимо, различно количество связей оценок поведенческих проявлений, относимых к разным семантическим категориям. Если рассматривать специфику совокупностей выявленных связей отдельно в выборках подростков разного пола, то обнаружим следующее.

У девочек среди поведенческих проявлений наибольшее количество значимых связей с характеристиками самоотношения имеют проявления социальной успешности (33,1 % от всей совокупности связей). В представлениях девочек с более высокими показателями различных аспектов самоотношения активная подготовка к будущей профессиональной карьере, здоровый образ жизни, успехи во внеучебной и учебной деятельностях более престижны, чем в представлениях девочек с менее позитивным самоотношением. В наибольшей степени с самоотношением связаны оценки собственные и представляемые оценки друзей. Наименьший диапазон связей - у представляемых оценок родителей. Интересно, что представляемые оценки хорошей учебы родителей и взрослых с уровневыми характеристиками самоотношения девочек не связаны. Но в видении девочек с более позитивным самоотношением взрослые сравнительно высоко ценят здоровый образ жизни, подготовку к будущей профессиональной карьере, успехи во внеучебной деятельности.

Второе место по объему значимых связей с характеристиками самоотношения у оценок поведенческих проявлений категории «Личностная слабость/ресурсность» (24,5 %). Более половины этих связей приходится на оценки проявления честности. Девочки с более высокими уровнями самоотношения и сами, и, как они полагают, их друзья относительно высоко оценивают честность. С некоторыми аспектами самоотношения связаны также и представляемые оценки честности сверстниками и родителями. Определенную интригу составляет выбивающаяся из общей тенденции обратная связь самооценки физической привлекательности с представляемой оценкой честности сверстниками. Девочки, в большей мере уверенные в своей привлекательности, приписывают сверстникам меньшее уважение к честности.

В представлении девочек с более высокими уровнями некоторых аспектов самоотношения родители выше ценят отстаивание своего мнения и при этом более толерантны в отношении курения и употребления психоактивных веществ, чем это представляется не столь позитивным в отношении себя респонденткам.

Третье место по объему значимых связей в выборке девочек (20,5 %) занимает семантическая категория «Криминогенность». И здесь обращает на себя внимание особенность связей, аналогич-

ная отмеченной в оценках курения и употребления психоактивных веществ. Связи показателей самоотношения с собственными оценками криминогенных действий и представляемыми оценками друзей все обратные, т. е. девочки с более благоприятным самоотношением в большей мере осуждают криминогенные действия и аналогичным образом видят позицию друзей. При этом девочки с более позитивными оценками ожиданий отношения других родительские оценки распространения наркотических средств видят как более толерантные, девочки с уверенностью в хорошем отношении окружающих и высоко оценивающие свой уровень саморегуляции приписывают сравнительно большую толерантность к распространению наркотиков и сверстникам. Интрига приписывания большей криминогенной толерантности другим субъектам респондентками с относительно высокими уровнями самоотношения особенно ярко выражена в отношении представляемых родительских оценок убийства.

Не очень богата связями с характеристиками самоотношения в выборке девочек категория «Отношения» (9,1 %). Так, установление доверительных отношений помимо дружеской компании не имеет ни одной значимой связи, а проявления симпатии вне имеющихся близких отношений - единичные связи. Оценки буллинговых действий (поддержка друзей, когда они унижают кого-либо) обратным образом связаны с самоотношением, но диапазон связей не очень богат. Несколько более объемна совокупность связей у поведенческих проявлений помощи (животным и родителям). В представлении девочек с более благоприятными уровнями самоотношения помощь родителями более высоко оценивается всеми субъектами, кроме самих родителей. Девочки с более высокими оценками положения в семье полагают, что для родителей значимость помощи младших членов семьи не столь высока, как это представляется девочкам с более скромными самооценками семейного положения.

С некоторыми аспектами самоотношения у девочек прямым образом связаны оценки (особенно оценки со стороны большинства взрослых и сверстников) помощи попавшим в беду животным. В восприятии девочек с более благоприятным самоотношением люди, как взрослые, так и взрослеющие, относительно высоко оценивают добрые действия в отношении животных.

Оценки в категории «Этика» в выборке девочек имеют наименьшее количество связей с характеристиками самоотношения (7,8 %). И относятся они в основном к представляемым оценкам друзьями и другими сверстниками проявлений уважения к пожилым людям и инвалидам. Девочки с более позитивным самоотношением верят в более одобрительные оценки сверстниками уважительного поведения.

В отличие от данных девочек, где с самоотношением больше всего связаны оценки поведенческих проявлений, относимых к категории «Социальная успешность», в данных выборки подростков мужского пола лидирует по объему связей категория «Этика» (26,5 % от всей совокупности связей). Причем оценки эгоцентрического поведения с ориентацией только на свои потребности не имеют связей с показателями самоотношения. Оценки обнажения в публичных местах и проявления уважения к пожилым людям и инвалидам имеют минимальное количество связей с характеристиками самоотношения. А весомый объем связей имеют оценки (свои, друзей, родителей и большинства взрослых) уравновешенного поведения в ситуациях разногласия и соблюдения норм поведения в общественных местах. В понимании мальчиков с более позитивным самоотношением эти поведенческие характеристики оцениваются относительно высоко самими респондентами, их друзьями, родителями и большинством взрослых.

Близкую по объемности совокупность связей имеет категория «Личностная слабость/ресурс -ность» (24,7 %). Оценки проявления честности, не столь выделяясь на общем фоне, как у девочек, имеют совокупность связей с некоторыми аспектами самоотношения, и большая их часть касается представляемого мнения друзей и сверстников. Более высокие оценки честности приписывают ровесникам подростки с более позитивным самоотношением.

С некоторыми характеристиками самоотношения мальчиков-подростков также положительно связаны оценки отстаивания своего мнения всеми представляемыми субъектами и самими подростками.

Вместе с тем более позитивно относящиеся к себе подростки видят отношение к употреблению алкоголя разных социальных субъектов как относительно менее критическое.

Оценки в категориях «Криминогенность», «Отношения» и «Социальная успешность» имеют практически равные по объему совокупности связей (около 16 % для каждой).

Большая часть значимых связей в категории «Криминогенность» свидетельствует о том, что в представлении молодых людей с более позитивным самоотношением отношение к делинквентности в имущественных вопросах и к убийству человека или животного у родителей, большинства взрослых и сверстников менее осуждающее. В совокупности связей оценок поведенческих проявлений категории «Отношения» обозначились следующие тенденции. Мальчики с более высокими уровнями некоторых характеристик самоотношения видят сравнительно более осуждающими оценки проявлений симпатии помимо близких отношений и буллинговых действий друзей и сравнительно более высокими оценки помогающих действий и свободы установления доверительных отношений помимо группы друзей.

Что касается совокупности связей с самоотношением оценок проявления социальной успешности, у выборки мальчиков она видимо отличается от выборки девочек. В данных девочек связей очень много, все они прямые (чем позитивней самоотношение, тем выше оценки значимости социальной успешности), и большая часть связей касается собственных оценок и представляемых оценок друзей. У мальчиков связей гораздо меньше, и они касаются оценок всех субъектов. Но далеко не все из них прямые. Подростки с более высокими показателями самопонимания, самооценки интеллекта и аутосимпатии считают, что сверстники и взрослые сравнительно более скромно оценивают значимость поведенческих проявлений, соответствующих социальной успешности.

Обобщая результаты исследования, можно выделить общие и специфические особенности связи оценочных представлений с характеристиками самоотношения в выборках девочек и мальчиков. К общим относится связь с позитивным самоотношением просоциального характера собственных оценок и представляемых оценок друзей, а также большая по представлению подростков толерантность оценок родителями и другими взрослыми анти- и асоциальных действий. К специфическим особенностям относится значительно более широкий диапазон связей оценочных представлений с самоотношением в выборке девочек и разная у подростков разного пола структура распределения этих связей.

Список источников

1. Марцинковская Т. Д. Транзитивное общество как психологический феномен // МоЫШ ш тоЫИ: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А. Г. Асмолова. М.: ЯСК, 2018. С. 150-165.

2. Леонтьев Д. А. Жизнь на волнах хаоса: уроки Пригожина и Талеба // МоЫ^ ш тоЫИ: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А. Г. Асмолова. М.: ЯСК, 2018. С. 29-39.

3. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. 314 с.

4. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 5-10. doi: 10.17759^Мр.2016050201

5. Бойкина Е. Э., Чернов В. А. Правосознание подростков поколения центиниалов: прогностическая оценка // Психология и право. 2021. Т. 11, № 1. С. 135-149. doi: 10.17759^^.2021110111

6. Василевская Е. Ю. Сравнительный анализ возможных «Я», связанных с профессией, у российских и американских студентов // Организационная психология. 2018. Т. 8, № 4. С. 95-110. URL: http:// orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: 26.09.2023).

7. Солдатова Г. У, Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 4. С. 27-37. doi: 10.17759/Лр.2022180403

8. Ермолаева М. В., Лубовский Д. В., Силаева Л. В. Проблема личностного самоопределения в трудах Л. И. Божович и ее развитие с позиций субъектного подхода // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 3. С. 48-159. doi: 10.17759/psyedu.2018100313

9. Карабанова О. А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. 379 с.

10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.

11. Гапонова С. А., Романова Э. Н. Развитие «я-концепции» у детей подросткового возраста // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 10-12.

12. Шаповал И. А., Фоминых Е. С. Самоотношение как феноменологическое поле диагностики психологических границ личности и ее здоровья // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7, № 1. C. 13-27. doi: 10.17759/psyclin.2018070102

13. Молчанова О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие. М.: Флинта, 2010. 392 с.

14. Горьковая И. А., Микляева А. В. Сравнительно-исторический анализ самооценки подростков с устойчивым противоправным поведением (1996, 2004 и 2020 гг.) // Психология и право. 2022. Т. 12, № 4. C. 171-184. doi: 10.17759/psylaw.2022120413

15. Crocker J., Lee S. J., Park L. E. The pursuit of self-esteem: Implications for good and evil // The social psychology of good and evil. New York: Guilford Press, 2004. Р. 271-302.

16. Радина Н. К. Гендерная методология в социальной психологии // Социальная психология и общество. 2012. Т. 3, № 3. С. 36-47.

17. Лукьянченко Н. В., Захарова Л. С., Аликин М. И. Представления подростков о критериях нормативного оценивания // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2022. № 3 (61). С. 109-124. doi: 10.25146/1995-0861-2022-61-3-356

18. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. М.: Изд-во Московского университета, 1988. С. 123-130.

19. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО ПЭБ, 2007. 56 с.

References

1. Martsinkovskaya T. D. Tranzitivnoye obshchestvo kak psikhicheskiy fenomen [Transitive society as a psychological phenomenon]. Mobilis in mobili: lichnost'v ehpokhu peremen [Mobilis in mobili: personality in an era of change]. Moscow, IaSK Publ., 2018. Pp. 150-165 (in Russian).

2. Leont'yev D. A. Zhizn' na volnakh khaosa: uroki Prigozhina i Taleba [Life on the waves of chaos: lessons from Prigogine and Taleb]. Mobilis in mobili: lichnost'v epokhuperemen [Mobilis in mobili: personality in an era of change]. Moscow, YaSK Publ., 2018. Pp. 29-39 (in Russian).

3. Bobneva M. I. Sotsial'nyye normy i regulyatsiyapovedeniya [Social norms and regulation of behavior]. Moscow, Nauka Publ., 1978 (in Russian).

4. Polivanova K. N. Detstvo v menyayushchemsya mire [Childhood in a changing world]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya - Journal of Modern Foreign Psychology, 2016, vol. 5, no. 2, pp. 5-10 (in Russian). doi: 10.17759/jmfp.2016050201

5. Boykina E. E., Chernov V. A. Pravosoznaniye podrostkov pokoleniya tsentinialov: prognosticheskaya otsenka [Legal awareness of teenagers of the centennial generation: prognostic assessment]. Psikhologiya i pravo -Psychology and Law, 2021, vol. 11, no. 1, pp. 135-149 (in Russian). doi: 10.17759/psylaw. 2021110111

6. Vasilevskaya E. Yu. Sravnitel'nyy analiz vozmozhnykh "Ya", svyazannykh s professiyey, u rossiyskikh i amerikanskikh studentov [Comparative analysis of professional possible selves among Russian and American students]. Organizatsionnaya psikhologiya - Organizational Psychology, 2018, vol. 8, no. 4, pp. 95-110 (in Russian). URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (accessed 26 September 2023).

7. Soldatova G. U., Chigarkova S. V, Ilyukhina S. N. Ya-real'noye i Ya-virtual'noye: identifikatsionnye matritsy podrostkov i vzroslykh [I-real and I-virtual: identification matrices of adolescents and adults]. Kul 'turno-istoricheskaya psikhologiya -Cultural-Historical Psychology, 2022, vol. 18, no. 4, pp. 27-37 (in Russian). doi: 10.17759/chp.2022180403

8. Ermolaeva M. V, Lubovsky D. V, Silaeva L. V Problema lichnostnogo samoopredeleniya v trudakh L. I. Bozhovich i eyo razvitiye s positsii sub''yektnogo podkhoda [The problem of personal self-determination in the works of L. I. Bozovic and its development from the perspective of the subjective approach]. Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya -Psychological-Educational Studies, 2018, vol. 10, no. 3. pp. 148-159 (in Russian). doi: 10.17759/psyedu.2018100313

9. Karabanova O. A. Sotsial'naya situatsiya razvitiya rebenka: struktura, dinamika, printsipy korrektsii. Dis. dokt. psikhol. nauk [Social situation of child development: structure, dynamics, principles of correction. Dis. doc. psychol. sci.]. Moscow, 2002. 379 p. (in Russian).

10. Berns R. Razvitiye Ya-kontseptsii i vospitaniye [Development of self-concept and education. Moscow, Progress Publ., 1986. 420 p. (in Russian).

11. Gaponova S. A., Romanova Eh. N. Razvitiye "ya-kontseptsii" u detey podrostkovogo vozrasta [Development of the "I-concept" in adolescent]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The world of science, culture, education, 2012, vol. 2, no. 33, pp. 10-12 (in Russia).

12. Shapoval I. A., Fominykh E. S. Samootnosheniye kak fenomenologicheskoye pole diagnostiki psikhologicheskikh granits lichnosti i eyo zdorov'ya [Self-attitude as a Phenomenological Field of Diagnosis of Psychological Boundaries of the Personality]. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya - Clinical Psychology and Special Education, 2018, vol. 7, no. 1, pp. 13-27 (in Russian). doi: 10.17759/cpse.2018070102

13. Molchanova O. N. Samootsenka: teoreticheskiye problemy i empiricheskiye issledovaniya: uchebnoye posobiye [Self-esteem: Theoretical issues and empirical research]. Moscow, Flinta Publ., 2010. 392 p. (in Russian).

14. Gor'kovaya I. A., Miklyaeva A. V. Sravnitel'no-istoricheskiy analiz samootsenki podrostkov s ustoychivym protivopravnym povedeniyem [Comparative-Historical Analysis of the Self-Esteem in Adolescents with Persistent Illegal Behavior]. Psikhologiya i pravo - Psychology and Law, 2022, vol. 12, no. 4, pp. 171-184 (in Russian). doi: 10.17759/psylaw.2022120413

15. Crocker J., Lee S. J., Park L. E. The pursuit of self-esteem: Implications for good and evil. In A. G. Miller (Ed.) [The social psychology of good and evil]. New York, Guilford Press, 2004. Pp. 271-302.

16. Radina N. K. Gendernaya metodologiya v sotsial'noy psikhologii [Gender methodology in social psychology]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo - Social Psychology and Society, 2012, vol. 3, no. 3, pp. 36-47 (in Russian).

17. Luk'yanchenko N. V., Zakharova L. S., Alikin M. I. Predstavleniya podrostkov o kriteriyakh normativnogo otsenivaniya [Representations of adolescents about the criteria of normative assessment]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'yeva - Bulletin of the Krasnoyarsk Pedagogical University named after V. P. Astafieva, 2002, vol. 61, no. 3, pp. 109-124 (in Russian). doi: 10.25146/1995-08612022-61-3-356

18. Stolin V. V., Pantileev S. R. Oprosnik samootnosheniya [Self-Attitude Questionnaire]. Praktikum po psikhodiagnostike: psikhodiagnosticheskiye materialy [Workshop on psychodiagnostics: psychodiagnostic materials]. Moscow, Moscow University Publ., 1988. Pp. 123-130 (in Russian).

19. Prikhozhan A. M. Diagnostika lichnostnogo razvitiya detei podrostkovogo vozrasta [Diagnostics of personal development of adolescent children]. Moscow, ANO PEhB Publ., 2007. 56 p. (in Russian).

Информация об авторах

Лукьянченко Н. В., кандидат психологических наук, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31, Красноярск, Россия).

Захарова Л. С., научный сотрудник, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31, Красноярск, Россия).

Аликин М. И., аспирант, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31, Красноярск, Россия).

Information about the authors

Lukyanchenko N. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (pr. imeni gazety "Krasnoyarskiy rabochiy", 31, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660037).

Zakharova L. S., Research Officer, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (pr. imeni gazety "Krasnoyarskiy rabochiy", 31, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660037).

Alikin M. I., graduate student, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (pr. imeni gazety "Krasnoyarskiy rabochiy", 31, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660037).

Статья поступила в редакцию 03.12.2022; принята к публикации 21.02.2024 The article was submitted 03.12.2022; accepted for publication 21.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.