психологические науки
Мальцев Виктор Петрович ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ...
УДК 159.91 + 612.821.1
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2018
Мальцев Виктор Петрович, кандидат биологических наук, доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail:[email protected])
Аннотация. В статье представлены результаты исследования нейродинамических показателей 109 студентов среднего возраста (65 женщин и 44 мужчин) как критерия адаптации к условиям учебной деятельности. Полученные результаты позволили описать нейрофизиологические процессы обследованных, характеризующие средний уровень выраженности функциональной подвижности нервных процессов, сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Показатели церебрального гомеостаза характеризуют оптимально высокий, стабильный уровень функционального состояния и высокие функциональные возможности центральной нервной системы мужчин и женщин среднего возраста, что отражает эффективный уровень психофизиологической адаптации последних в условиях образовательной деятельности высшей школы. Выявлены различия в нейродинамических показателях мужчин и женщин по скоростно-силовым значениям. В группе мужчин отмечено укорочение латентного времени зрительно-моторных реакций, достоверно большие показатели теппинг-теста, и достоверно более точное выполнение сложного сенсомоторного теста по сравнению с женщинами в пределах нормативных значений, что характеризует более совершенную функциональную активность центральной нервной системы при восприятии и анализе информации, большую нейрональную работоспособность у мужчин. Выявленные гендерные различия сенсомоторного реагирования, вероятно, объясняются физиологическими особенностями церебральной архитектоники и психической организацией мужчин и женщин.
Ключевые слова: психофизиологические показатели, сенсомоторные реакции, функциональное состояние центральной нервной системы, умственная работоспособность, адаптация в условиях обучения, гендерные различия, студенты, заочная форма обучения.
GENDER PECULIARITIES OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF CORRESPONDENT EDUCATION IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY
© 2018
Maltsev Viktor Petrovich, candidate of biological Sciences, associate professor of the department of mathematics, natural Sciences and methods of teaching mathematics and natural Sciences South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69 e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents the results of the study of neurodynamic parameters of 109 middle-aged students (65 female and 44 male) as a criterion for adapting to the conditions of educational activity. The obtained results made it possible to describe the neurophysiological processes of the subjects, characterizing the average level of functional mobility of the nervous processes, the balance of the processes of excitation and inhibition. The indices of cerebral homeostasis characterize an optimally high, stable level of functional condition and high functional capabilities of the central nervous system of male and female of middle age, which reflects the effective level of psychophysiological adaptation in conditions of educational activity of the higher school. Differences in the neurodynamic parameters of male and female in terms of speed-strength values were revealed. In the group of men there was a shortening of the latent time of motor-motor reactions, significantly higher values of the tapping test, and significantly more accurate performance of the complex sensorimotor test in comparison with women within the normative values, which characterizes the more perfect functional activity of the central nervous system in perception and analysis of information, neural functioning in men. The revealed gender differences in the sensorimotor response are probably due to the physiological features of the cerebral architectonics and the mental organization of men and women.
Keywords: psychophysiological indices, sensorimotor reactions, functional state of the central nervous system, mental performance, adaptation in learning environments, gender differences, students, distance learning.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Образовательная деятельность в высшей школе имеет специфическую особенность, обусловленную целевым и содержательным компонентами, условиями организации обучения и, что не маловажно, контингентом обучающихся [1, 2] . Современное высшее образование организовано на разных уровнях [2] и может охватывать онтогенетический период жизни человека от юности до пожилого возраста. В вопросах организации образования, в том числе и заочного, первоочередным ставится вопрос повышения качества и эффективности образовательного процесса, ориентированного на формирование профессионально значимых компетенций выпускника [3]. В то же время ряд авторов [3-5] отмечает, что эффективность образования, в критериях качественной успеваемости и результативности, должна строиться на основополагающем педагогическом принципе - сохранности здоровья обучающегося. В связи с этим важно исследовать не только эффективность деятельности студента, но и изучать особенности адаптивных процессов к специфическим образовательным условиям высшей школы.
Анализ последних исследований и публикаций, в ко-
торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Образовательная деятельность наряду с другими видами физиологической активности является для организма человека энергозатратной. Когнитивная деятельность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления, выраженности эмоций. Уровень учебных нагрузок у студентов заочного обучения, в виду заданных лимитов времени (периоды очной сессии) и объемов умственной деятельности, довольно высокий. Несоблюдение определенных условий сохранения здоровья обучающихся, прежде всего психофизиологического компонента (перенагрузки, переутомление и т. д.) может приводить к снижению адаптационных резервов [4, 5].
Показатели функциональных состояний и уровня когнитивной работоспособности у студентов заочников служат объективными индикаторами состояний переутомления и перенапряжения интегральных регулятор-ных механизмов организма обучающего [6].
Таким образом, можно заключить, что эффективность психофизиологической адаптации к учебному
Maltsev Viktor Petrovich GENDER PECULIARITIES ..
psychological science
процессу в высшей школе обусловлена когнитивными и функциональными затратами организма, направленными на достижение образовательной цели [5]. Как отмечает [6] определяющая роль в обеспечение адаптационных механизмов когнитивной деятельности отводится индивидуально-типологическим особенностям личности индивида. Индивидуально-типологические особенности индивида обусловлены особенностями протекания церебральных процессов (силы, подвижности и уравновешенности возбуждения и торможения), а также функциональным состоянием центральной нервной системы (ЦНС).
Объективным критерием оценки функционального состояния ЦНС и умственной работоспособности являются интегральные показатели сенсомоторного реагирования индивидов [7], которые позволяют точно и быстро диагностировать утомление и ранние дисфункции здоровья [8, 9]. На сегодняшний день в научной литературе представлен широкий спектр применения сенсомотор-ных реакций как критериев или маркеров психофизиологических функций обследуемых: в клинических исследованиях [10], психофизиологической диагностике лиц опасных профессий [11], с целью профессионального отбора [12], в спортивной области [13], в образовании [14-16]. При этом психофизиологические исследования убедительно доказывают наличие гендерных особенностей сенсомоторного реагирования и умственной работоспособности обучающихся [6, 17, 18].
Формирование целей статьи (постановка задания).
Исходя из выше изложенного, целью работы выступила психофизиологическая оценка адаптации студентов заочного обучения в условиях учебной деятельности с учетом гендерной принадлежности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Исследования функциональных показателей центральной нервной системы, когнитивной работоспособности проведены у студентов заочного обучения профессионально-педагогического института ЮурГГПУ г. Челябинска. Общая выборка дифференцирована по половому признаку: 1 группу составили женщины (n=65, средний возраст - 26,2 года), 2 группу - мужчины (n= 44, средний возраст - 28,7 лет).
Психофизиологическая диагностика студентов осуществлялась с помощью психофизиологического тестера «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейро-Софт»). Показатели хронорефлексометрических тестов позволили диагностировать нейродинамические процессы, отражающих функциональную активность нейронов центральных и периферических элементов: подвижности нервных процессов (тест простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР)), силы нервной системы (теппинг-тест), уравновешенности процессов возбуждения и торможения (методика реакция на движущийся объект (РДО)). Церебральный компонент функционального состояния организма диагностировали по показателям: функциональный уровень системы (ФУС), устойчивость реакции (УР), уровень функциональных возможностей (УФВ).
Статистическая обработка полученных результатов студентов заочного обучения проведена в среде Microsoft Excel и Statistica v.7.0. Для сравнения средних показателей применяли t-критерий Стьюдента, при условии нормального выражения исследуемого признака. В ином случае сравнение средних выполняли с помощью U- критерия Манна-Уитни.
Обследование проведено на добровольной основе, с письменного информированного согласия на участие.
Обобщенные результаты сенсомоторного реагирования обследованных студентов, с учетом гендерной принадлежности обобщены в таблице 1.
Простая сенсомоторная реакция позволяет оценить подвижность нервных процессов, то есть легкость смены возбудительного нервного процесса на тормозный и наоборот. Полученные результаты простой зритель-
но-моторнои реакции отражают среднии уровень выраженности функциональной подвижности нервных процессов студентов вне зависимости от пола (193-233 мс [19]). При данном уровне скорости функционирования нервной системы отмечается оптимальное выполнение конкретной когнитивной деятельности в определенных временных пределах. Данный показатель когнитивной работоспособности студентов заочного обучения в рамках учебной деятельности не выявил признаков перенапряжения или переутомления сенсомоторных систем. В то же время выявлены достоверные гендерные различия ^=3,91; р=0,0002) сенсомоторного реагирования. У мужчин диагностированы меньшие средние значения сенсомоторного реагирования (в среднем на 9%) по сравнению со студентками заочного обучения, что свидетельствует о более совершенном функционировании нервной системы, увеличении скорости переработки информации и лучших когнитивных процессах представителей первой группы. Выявленные особенности отражают общебиологическую закономерность лучшего сенсорного реагирования лиц мужского пола [7].
Таблица 1 - Средние показатели сенсомоторных реакций студентов заочного обучения, (М±т).
Показатель Женщины (п=б 5) Мужчины (п-44| р-урсьень
Среднее время ШМР; ыс 224,6=2,4 205.7=33 0,0002
Теппинг тест средняя частота, Гц 6,8441,06 7.2=0,11 0,0008
Теппингтест, число уд.' 30 с 1«,5±1,5 211,743,1 0,0006
Показатель силы нервной системы, у.е. 3,8±0,08 4,2441,11 0,02
Среднее время реащии РДО, мс 9.72=5.6 -9,07=6.1 0,03
ЭнтропияРДО, у.е. 2.61=0,03 2.3 34:0,06 <0,0001
ФТС. у.е. 4.63=0.07 4,88441,09 0,03
ЪТ, у.е 2.02=0.07 2.25=0.09 0,04
УФВ; у.е. 3,624Д,08 3,9344),10 0,02
Примечание: р-уровень - показатель достоверности межгрупповых различий; у.е. - условные единицы.
Показатели теппинг-теста характеризуют проявление силы нервной системы, как критерия работоспособности нейронов, в условиях срочного переключения возбудительного и тормозного процессов. Среднегрупповые значения обследованных имели достоверные межгрупповые различия как в количественных показателях теп-пинг-теста, так и в частотных ^=-3,56 и t =-3,45 соответственно при р<0,001). Расчетный показатель силы нервной системы мужчин ожидаемо имел достоверно большие значения ^=-2,41; р=0,02). Полученные результаты согласуются с данными характеризующими функциональную подвижность обследованных студентов, и свидетельствует о большей нейрональной выносливости мужчин по сравнению с женщинами.
Средние значения показателей соотношения силы ведущих физиологических процессов высшей нервной деятельности (возбуждения и торможения) диагностированные при помощи сложной рефлексометрической методики реакции на движущийся объект в целом отражают сбалансированное проявление активационных и тормозных процессов в центральной нервной системе. Уравновешенность ведущих церебральных процессов обуславливает оптимальный контроль поведенческих реакций за счет своевременности и точности смены одного процесса другим в конкретных средовых условиях, что отражает типичное функциональное состояние нервной системы взрослого относительно здорового человека. Среднее время реакции на движущийся объект в обеих группах обследования отклоняется от нулевой границы не более чем на 10 мс, что обусловлено превалированием точных реакций при выполнении рефлек-сометрического теста (43% точных реакций в первой группе и 60% во второй). Однако, среднегрупповые результаты уравновешенности нервных процессов имеют неоднозначное распределение в исследуемых группах. Средние положительные показатели реакции на движущийся объект в 1 группе обследования свидетельствуют о тенденции к неуравновешенности нервных процессов
346
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
психологические науки
Мальцев Виктор Петрович ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ...
с преобладанием силы торможения, в то время как во второй группе диагностированы средние отрицательные значения, что свидетельствуют о тенденции к превалированию возбудительных процессов в нервной системе (1=2,20; р=0,03). Суммарное время опережения в обеих группах имеет сходное выражение и соответствует -504,7 мс у женщин и -508,3 мс у мужчин. При этом суммарное время запаздываний по методике РДО в группе женщин в 2,6 раза превосходит аналогичный показатель мужской группы обследования (639,2 мс и 247,7 мс соответственно; 1=3,72; р=0,0003). Дополнительным критерием оценки уравновешенности церебральных процессов выступает сопоставление количества опережающих и запаздывающих реакций при тестировании РДО. В обследованной популяции студентов при одновыра-женной частоте опережающих реакций (22,4% в первой группе и 17,6% во второй, р=0,9) выявлены достоверные различия в количестве запаздывающих реакций (35,2% -1 группа; 22,4% - 2 группа; 1=3,43; р=0,0008). Интересно выражение показателя энтропии (показателя меры точности реакции) при тестировании реакции на движущийся объект отражающего вероятность возникновения ошибочных реакциях индивида. В группе мужчин диагностированы достоверно меньшие (1=5,09; р<0,0001) средние значения энтропии при тестировании РДО в среднем на 12%, что указывает на меньшую вероятность возникновения ошибок у представителей мужского пола. Выявленные особенности согласуется со средними значениями сенсомоторного реагирования при выполнении данного теста и характеризует сниженные по сравнению с мужчинами скоростные особенности выполнения сложной зрительно-моторной реакции и менее точное проявление реакций у женщин. Полученные данные согласуются с данными простого сенсомоторного теста.
Полученные нами данные согласуются с исследованием психофизиологических основ адаптации студентов разного пола [6], установившем превалирование устойчивости внимания, как показателя высоких возможностей изменения скорости выполнения задания у лиц мужского пола по сравнению с женщинами. Полученные автором результаты описывают внешнее проявление нейромоторной координации функций организма студентов в период адаптации к обучению в вузе.
Характеристика функционального состояния центральной нервной системы обследуемого контингента, проанализированная по расчетным критериям (функционального уровня системы, устойчивости реакции и уровня функциональных возможностей), отражает оптимальное функциональное состояние организма студентов. Средние показатели церебрального гоме-остаза соответствуют средним значениям возрастной нормы вне зависимости от пола обследованных [19]. Функциональный уровень системы описывает оптимально высокое общее функциональное состояние студентов. Данные устойчивости реакции отражают высокую стабильность функционального состояния нервной системы. Уровень функциональных возможностей характеризует высокую успешность выполнения задания, за счет адекватно сформированной исполнительной функциональной системы. Достоверные межполовые различия обусловлены значимыми различиями абсолютных значений простой зрительно-моторной реакции.
Обобщив исследования ряда авторов Смакотина С.А. с соавт. [20] находит объяснение гендерных различий в сенсомоторных реакциях в физиологических особенностях строения мозговой ткани и межнейрональной корковой ассоциации, и различиями в межполушарной асимметрии. Данные особенности функциональной организации мозга обуславливают более совершенное правополушарное пространственное восприятие у мужчин при минимальном времени перцептивного анализа и меньшем количестве ошибочных реакций. При этом функциональная организация женского мозга обуслав-
ливает более детальное анализирование перцептивной информации, за счет больших коннектомных нейро-нальных связей преимущественно вербальных корковых зон мозга.
Анализируя психологические особенности межполовых различий, следует остановиться на исследовании психологического компонента организованности [21], которая, согласно авторским изысканиям, имеет высокую гармонизацию деятельности у лиц мужского пола, с минимальным проявлением негативных психо-эмоци-ональных проявлений (тревожности и неуверенности). При этом организованность деятельности по женскому типу обусловливает снижение энергичности, повышение нерешительности и экстернальности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Полученные результаты исследования нейромо-торных показателей и функционального состояния центральной нервной системы студентов заочного обучения свидетельствуют об эффективной психофизиологической адаптации последних в условиях учебной деятельности в вузе. Оптимальный уровень церебрального гомеостаза обеспечивает высокое стабильное функциональное состояние и оптимальные функциональные возможности в условиях когнитивной деятельности обучающихся среднего возраста высшей школы. Функциональные затраты организма, направленные на достижение оптимальной работоспособности в условиях образовательной деятельности, не вызывают перенапряжения или переутомления, что удовлетворяет критерию сохранности здоровья студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Функциональные межполовые различия нейродина-мических показателей обучающихся среднего возраста отражают общебиологическую закономерность большей скорости нейрональной обработки сенсорной информации у лиц мужского пола в сравнении с женщинами и отражает большую активированность нейрофизиологических процессов, высокую возможность переключения внимания между разными видами деятельности мужчин.
При построении современного эффективного образовательного пространства для студентов заочного обучения важно соблюдение не только педагогических андрагогических принципов: совместной деятельности обучающегося с обучающим, приоритета самостоятельного обучения, развития образовательных потребностей, системности, контекстности и элективности обучения, но, и, соблюдение принципа индивидуализации образования, основного на учете психофизиологических особенностей обучающихся.
Исследования психофизиологического обеспечения когнитивной деятельности обучающихся в условиях учебной деятельности являются значимыми для прогнозирования качества образования при соблюдении здо-ровьесберегающего принципа. Важным аспектом дальнейшего изучения выступает потребность определения объективных валидных индикационных критериев описывающих структуру психофизиологического потенциала студента в конкретных условиях учебно-профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Змеёв С.И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов // Человек и образование. №. 1 (38). 2014. С. 8-14.
2. Бельков Н.Н. Заочное обучение: современный взгляд на образование взрослых // Вестник ЧГПУ. 2010. №1.С. 15-25.
3. Нестеренко В.В. Проблема профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях заочного обучения в теории и практике высшей школы // Человек. Спорт. Медицина. 2012. №42 (301). С. 160-163.
4. Кирсанов В.М., Шибкова Д.З. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период
Maltsev Viktor Petrovich psychological
GENDER PECULIARITIES ... science
адаптации к обучению в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 127-132.
5. Воробьева Т.Г., Дементьева Е.В., Турманидзе В.Г., Турманидзе А.В. Психофизиологическая адаптация студентов в период обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. №. 2. 2016. С. 59-65.
6. Тинькова Е.Л., Носенко М.А., Тюренкова С.А.. Психофизиологическое сопровождение адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Здоровье и образование в XXI веке. Т. 14, №. 4. 2012. С. 334-335.
7. Шутова С.В., Муравьёва И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / Вестник ТГУ, Т.18, Вып.5, 2013. С. 2831- 2840.
8. Прачева А.А., Мальцев В.П. Психофизиологические основы механизмов адаптации организма студентов на начальных этапах вузовского обучения // Современная психология: теория и практика: мат-лы V международной научно-практической конференции. 2012. С. 101-106.
9. Берлов Д.Н., Павлова Л.П.. Здоровье человека и значение методов экспресс-диагностики функционального состояния // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. Т. 7, №. 1. 2012. С 356-357.
10. Дробышев В.А., Егорова Е.А., Логачева Г.С., Филатов О.М. Низкочастотная магнитотерапия и КВЧ-пунктура в коррекции психофизиологических показателей у больных артериальной гипертензией в сочетании с шейными дорсопатиями // Journal of Siberian Medical Sciences. № 3. 2015.С. 75.
11. Старостин О.А., Соловьев А.Г., Барачевский Ю.Е., Мусаев Р.Б. Коррекция нарушений психофизиологических функций у специалистов опасных профессий путем сочетанного использования разномодальных физических факторов // Экология человека. № 5. 2012. С. 36-40.
12. Shtofel D., Kostishyn S, Navrotska K., Zlepko S. et al. Reaction parameter and modified sensorimotor reaction method for assessment of functional potential of nervous system // Биомедицинская инженерия и электроника. № 1 (20). 2018. С. 68-78.
13. Корженевский А.Н., Подливаев Б.А., Смирнова Н.В., Тараканов Б.И. Особенности адаптации к неспецифической нагрузке борцов вольного (мужчины и женщины) и греко-римского стиля, отличающихся различным уровнем спортивных достижений // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. № 12 (118). 2014. С. 110-117.
14. Гулин А.В., Шутова С.В., Муравьева И.В. Ген-дерные особенности скорости и точности сенсомотор-ных реакций студентов в течение учебного семестра // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. Т. 21, № 4 (147). 2013. С. 170-177.
15. Степанов Ю.М. Мотивация и эффективность обучения безопасности жизнедеятельности // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. № 9. 2013. С. 320-326.
16. Халфина Р.Р., Галимова А.С., Данилов А.В. Ген-дерные особенности психофизиологического статуса юных теннисистов» Вестник Кемеровского государственного университета. Т. 1, №. 1 (57). 2014. С. 18-20.
17. Смирнова В.С., Мальцев В.П. Гендерные особенности пластичности нервных процессов младших подростков 11-13 лет // Новые исследования. 2016. № 1 (46). С. 37-46.
18. Шибкова Д.З., Мальцев В.П., Хайкина М.В. Ген-дерные особенности сенсомоторного реагирования подростков 13-14 лет, влияющие на продуктивность творческой деятельности// Вестник ЧГПУ. 2009. №4. С. 330-337.
19. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. - Иваново, 2008. - 215 с. 348
20. Смакотина С.А., Трубникова О.А., Барбараш О.Л. Особенности показателей нейродинамики у пациентов молодого и среднего возраста с гипертонической болезнью в зависимости от пола // Медицина в Кузбассе. №. 1. 2009. С. 39-44.
21. Ершова Р.В. Сравнительный анализ организованности мужчин и женщин // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. № 11. 2008 С. 51-55.
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР №146Н от 26.04.2018 г. по теме: «Адаптивные механизмы обучающихся в условиях различных типов физической и ментальной нагрузки».
Статья поступила в редакцию 05.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)