Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ГЕНДЕР / ДИНАМИКА / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бескова Т.В.

Приведены результаты эмпирического исследования гендерных различий в карьерных ориентациях у студентов юридического вуза. Показано наличие гендерных особенностей в динамике карьерных ориентаций: у девушек уровень их выраженности не меняется в период их обучения в вузе, у юношей происходит ослабление ряда карьерных ориентаций. Описаны структуры карьерных ориентаций и выявлены гендерные различия в них: ядром структуры у юношей является карьерная ориентация «вызов», а у девушек - «служение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF CAREER ORIENTATIONS OF STUDENTS AT DIFFERENT STAGES OF HIGH SCHOOL TRAINING

Results of an empirical research of gender distinctions are given in career orientations at students of law college. Existence of gender features in dynamics of career orientations is shown: at girls the level of their expressiveness does not change during their training in higher education institution, young men have a weakening of a number of career orientations. Structures of career orientations are described and gender distinctions in them are revealed: a kernel of structure at young men is career orientation "call", and girls have "service".

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 159.9:316.6

Бескова Т.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Правовая психология, судебная экспертиза и педагогика» Саратовская государственная юридическая академия

Россия, г. Саратов ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Приведены результаты эмпирического исследования гендерных различий в карьерных ориентациях у студентов юридического вуза. Показано наличие гендерных особенностей в динамике карьерных ориентаций: у девушек уровень их выраженности не меняется в период их обучения в вузе, у юношей происходит ослабление ряда карьерных ориентаций. Описаны структуры карьерных ориентаций и выявлены гендерные различия в них: ядром структуры у юношей является карьерная ориентация «вызов», а у девушек - «служение».

Ключевые слова: карьерные ориентации, вузовское обучение, гендер, динамика, структура

Beskova T.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor associate professor "Legal psychology, judicial examination and

pedagogics" Saratov state legal academy Saratov, Russia

GENDER FEATURES OF CAREER ORIENTATIONS OF STUDENTS AT DIFFERENT STAGES OF HIGH SCHOOL TRAINING

Results of an empirical research of gender distinctions are given in career orientations at students of law college. Existence of gender features in dynamics of career orientations is shown: at girls the level of their expressiveness does not change during their training in higher education institution, young men have a weakening of a number of career orientations. Structures of career orientations are described and gender distinctions in them are revealed: a kernel of structure at young men is career orientation "call", and girls have "service".

Key words: career orientations, high school training, gender, dynamics, structure

В контексте современных динамичных социально-экономических условий для психологической науки весьма актуальными становятся проблемы, связанные с развитием и построением карьеры, в силу того, что именно данный процесс дает возможность личности реализовать свои потребности, возможности и способности.

В формировании карьерных ориентаций большую роль играет период вузовского обучения, когда идет знакомство и приобщение к выбранной профессиональной деятельности. В этот период идет активный процесс разработки планов и постановки карьерных целей, которые и определяют в

целом успешность профессионального развития. В ранней и поздней юности приобретаются представления, связанные с личностным и профессиональным будущим, с требованиями, предъявляемыми уже выбранной профессией. По данным отечественных и зарубежных исследователей на четвертом-пятом курсе у студентов наблюдается кризис профессионального развития, связанный с поиском места работы и планированием карьеры, с целью реализации карьерных замыслов. Формируемая в высших учебных заведениях профессиональная база должна включать в себя формирование способности ясно осознавать свой карьерный потенциал и в соответствии с ним продуктивно выстраивать карьерную траекторию, преодолевая все возможные затруднения и препятствия.

Итак, целью исследования является выявление гендерных особенностей карьерных ориентаций студентов на разных этапах вузовского обучения.

Методика исследования представлена опросником «Якоря карьеры» Э. Шейна [2, с. 85-96], диагностирующим выраженность таких карьерных ориентаций личности как профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. При обработке результатов исследования использовался метод корреляционного анализа (Пирсона) и метод сравнения параметрических данных (1-Стьюдента). Выборка исследования составила 100 человек (студентов юридического вуза), из которых 47% юношей и 53% девушек.

На первом этапе исследования нами проводился сравнительный анализ карьерных ориентаций студентов юридического вуза. Выяснилось, что ведущими карьерными ориентациями студентов-юристов являются «служение» (Мх=8,05), «менеджмент» (Мх=7,58) и «интеграция стилей жизни» (Мх=7,51).

Иначе говоря, для студентов юридической специальности наиболее важным в своей будущей карьере являются ценности «работа с людьми», «помощь людям», «желание сделать мир лучше», «служение человечеству» и т.п. Кроме того, в будущей профессиональной деятельности они ориентированы на высокий уровень ответственности, нацелены на управленческую работу и достижение должностного роста. Немаловажным для них является и интеграция (сбалансированность) различных сторон образа жизни (карьеры, семьи, саморазвития).

Стоит отметить, что «профессиональная компетентность» (Мх=6,03) как карьерная ориентация, направленная на реализацию своих способностей и талантов, является для студентов наименее значимой.

Далее нами был проведен анализ динамики карьерных ориентаций юношей и девушек в период вузовского обучения (во временном интервале от 17 до 23 лет) (табл. 1, 2). То есть на данном этапе выявлялись гендерные и возрастные особенности динамики карьерных ориентаций.

Таблица 1

Динамика карьерных ориентаций юношей в период вузовского _обучения

Средние t- Стьюдента

Карьерные ориентации показатели

18 лет 22-23 года

Профессиональная компетентность 5,93 5,53 1,734

Менеджмент 8,51 6,75 2,801**

Автономия (независимость) 6,92 6,47 1,729

Стабильность 6,56 6,79 0,339

Служение 9,07 6,95 2,822**

Вызов 8,09 6,64 2,189*

Интеграция стилей жизни 7,37 6,82 0,875

Предпринимательство 7,81 6,07 2,387*

Примечание. * - уровень значимости 0,05, ** - 0,01.

Таблица 2

Динамика карьерных ориентаций девушек в период вузовского _обучения

Средние t- Стьюдента

Карьерные ориентации показатели

18 лет 22-23 года

Профессиональная компетентность 6,02 6,73 -1,609

Менеджмент 7,07 6,98 0,178

Автономия (независимость) 7,17 6,87 0,592

Стабильность 6,16 7,14 -1,770

Служение 7,68 7,81 -0,280

Вызов 6,37 6,24 0,254

Интеграция стилей жизни 7,70 8,06 -0,974

Предпринимательство 6,26 5,74 0,869

Таким образом, у девушек уровень выраженности карьерных ориентаций не меняется в период их обучения в вузе. Иначе говоря, те карьерные предпочтения, которые свойственны им на начальном этапе вузовского обучения, не усиливаются и не ослабевают, а остаются стабильными.

У юношей же наблюдается иная картина. По сравнению с начальным этапом к завершению обучения у них значительно ослабевают такие карьерные ориентации, как «менеджмент», «служение», «вызов» и «предпринимательство».

Для того чтобы приблизиться к пониманию столь разной динамики карьерных ориентаций, необходимо сравнить уровень выраженности каждой из них у юношей и девушек на разных этапах вузовского обучения (табл. 3, 4).

Таблица 3

Выраженность карьерных ориентаций юношей и девушек на начальном этапе вузовского обучения (18 лет

Средние г- Стьюдента

Карьерные ориентации показатели

юноши девушки

Профессиональная компетентность 5,93 6,02 -0,155

Менеджмент 8,51 7,07 2,766**

Автономия (независимость) 6,92 7,17 -0,462

Стабильность 6,56 6,16 0,701

Служение 9,07 7,68 4,066***

Вызов 8,09 6,37 4,342***

Интеграция стилей жизни 7,37 7,70 -0,703

Предпринимательство 7,81 6,26 2,724**

Примечание. ** - уровень значимости 0,0

*** - 0,01.

Таблица 4

Выраженность карьерных ориентаций юношей и девушек на

завершающем этапе вузовского обучения (22-23 года)

Средние г- Стьюдента

Карьерные ориентации показатели

юноши девушки

Профессиональная компетентность 5,53 6,73 -1,652

Менеджмент 6,75 6,98 -0,368

Автономия (независимость) 6,47 6,87 -0,626

Стабильность 6,79 7,14 -0,653

Служение 6,95 7,81 -1,064

Вызов 6,64 6,24 0,532

Интеграция стилей жизни 6,82 8,06 -2,182*

Предпринимательство 6,07 5,74 0,442

Примечание. * - уровень значимости 0,05.

Анализ таблиц позволяет говорить о том, что основные различия в карьерных ориентациях наблюдаются у юношей и девушек на начальном этапе вузовского обучения.

В данный период юноши на статистически значимом уровне превышают девушек по уровню выраженности всех вышеприведенных карьерных ориентаций («менеджмент», «служение», «вызов», «предпринимательство»), к завершающему же этапу обучения эти различия нивелируются.

Подобный результат, возможно, связан с тем, что представления о своей карьере у девушек формируются несколько раньше, чем у юношей. Юноши же изначально ставят перед собой нереалистично высокую карьерную планку, а в процессе взросления видение своих карьерных достижений приобретает более умеренный характер и основывается на объективном положении дел как в обществе в целом, так и в юридической

сфере в частности. Можно сказать, что девушки в возрасте 18 лет являются более реалистичными в своих карьерных ожиданиях.

Если на начальном этапе вузовского обучения юноши превышают девушек по уровню четырех из восьми карьерных предпочтений, то на завершающем этапе у девушек более чем у юношей, выражена такая карьерная ориентация как «интеграция стилей жизни». На наш взгляд, данный результат является весьма предсказуемым в силу того, что девушки в этот возрастной период серьезно задумываются о семье и ребенке, что порождает желания совместить свои карьерные планы с планами семейной жизни.

После изучения динамики карьерных ориентаций нами было продолжен анализ гендерных различий в них. Нами было принято решение более обстоятельно изучить структуры карьерных ориентаций юношей и девушек. Исходя из того, что структура любого психологического явления представляет собой «совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе» [1, с. 387], ее изучение проводилось посредством анализа интеркорреляционных связей между ее компонентами.

На рисунках 1 и 2 приведены интеркорреляционные плеяды, демонстрирующие взаимосвязи между различными видами карьерных ориентаций в выборке юношей (рис. 1) и девушек (рис. 2).

Рис. 1. Корреляционная плеяда карьерных ориентаций (юноши). Примечание: все связи являются положительными. Толщина линий показывает уровень значимости связи.

Рис. 2. Корреляционная плеяда карьерных ориентаций (девушки).

Анализ вышеприведенных корреляционных плеяд позволяет сделать следующий вывод: ядерные компоненты структур карьерных ориентаций (то есть, те, которые имеют максимальное количество взаимосвязей) у юношей и девушек отличаются между собой. Если ядром структуры у юношей является такая карьерная ориентация как «вызов», то у девушек -«служение», имеющие с другими карьерными ориентациями по 5 связей. Можно сказать, что данные компоненты играют ключевую роль в устойчивости структуры и если они претерпевают изменения, то «тянут за собой» изменения всей структуры.

Итак, у юношей студенческого возраста ядерный компонент структуры карьерных ориентаций представлен такой ориентацией как «вызов», имеющей корреляционные связи с менеджментом, профессиональной компетентностью, служением, интеграцией стилей жизни, и автономией. Можно сказать, что если у юношей снижается стремление к конкуренции, преодолению препятствий, постоянной постановке и решению новых сложных задач, то это приводит к ослабеванию других намерений, относящихся к профессиональной деятельности (занять высокую должность, стать профессионалом в своей сфере, помогать людям, оптимально совместить в своей жизни работу и семью, иметь определенную независимость от организационных правил и предписаний). И, напротив, повышение значимости для юношей конкуренции в профессиональной сфере приводит к усилению названных стремлений.

У девушек студенток таким системообразующим компонентом является карьерная ориентация «служение», связанная с пятью другими ориентациями, такими как «профессиональная компетентность», «менеджмент», «вызов», «предпринимательство» и «автономия». Иначе говоря, если у девушек слабо выражено стремление помогать посредством своей профессиональной (юридической) деятельности людям, то «страдают» и большинство других карьерных ориентаций: ослабевает желание

совершенствоваться в профессиональной сфере, продвигаться по служебной лестнице, преодолевать препятствия и вступать в конкуренцию ради победы, создавать свое дело и ощущать определенную независимость от организационных правил и ограничений.

Таким образом, по результатам исследования было доказано, что наличие или отсутствие динамики в карьерных ориентациях зависит от гендерной принадлежности субъектов, а также, что структура карьерных ориентаций у юношей и девушек имеет ярко выраженные особенности.

Использованные источники: 1.Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.

2.Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2004. С. 85-96.

УДК 811

Гулина Н.В., кандидат философских наук преподаватель кафедры иностранных языков ВУНЦВМФ ВМА им. Кузнецова Россия, г.Санкт - Петербург ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Аннотация: В статье рассматривается место коммуникативного метода преподавания английского внутри структуры образовательного процесса неязыковых ВУЗов. Автор рассматривает занятия по английскому языку как один из многих инструментов использованных молодыми людьми в будущей сфере знания, которую они выбрали в своем институте.

Ключевые слова: Курс английского языка, будущая карьера, образование за рубежом, изучение разговорного английского, аудио и видеоматериалы.

Gulina N. V., candidate of philosophy, Lecturer of the department of foreign languages, Military Educational and Scientific Center of the Naval Academy the

name of Kuznetsov, Russia, Saint - Petersburg THE ELEMENTS OF COMMUNICATIVE TECHNICS OF TRAINING ENGLISH LANGUAGE OF STUDENTS OF NONLINGUISTIC

INSTITUTES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation: In this article the author tries to find a place for the communicative method of teaching English within the structure of the education process in non-linguistic universities. The author suggests that we consider English lessons to be one of the many modern instruments employed by young people to develop their career in a future field of knowledge, which they have chosen in their institution, rather than a mere part of lingual education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.