Научная статья на тему 'Гендерные интересы в высшей школе'

Гендерные интересы в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article is spoken about gender concerns in a higher school.

Текст научной работы на тему «Гендерные интересы в высшей школе»

ЭКОНОМИКА

Вестник Омского университета, 2003. №3. С. 119-121. © Омский государственный университет

УДК 331.01

ГЕНДЕРНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В.Ю. Мамаева, А.В. Денежкина

Омский государственный университет, кафедра экономики и социологии труда

644077, Омск, пр. Мира, 55А

Получена 14 мая 2003 г.

In the article is spoken about gender concerns in a higher school.

Проблема учета тендерных аспектов и приоритетов в регулировании социальных отношений звучит актуально для современного российского общества. При разработке общеметодологических подходов в последние годы в отечественных академических кругах обсуждение тендерных отношений остается своего рода элитной сферой узкопрофессионального круга ученых либо лидеров женского движения. На региональном уровне эта тема в целом является малоисследованной и до сих пор, к сожалению, не стала достоянием широкой общественности. Нерешенность вопросов макроуровня обусловливает существование проблем на местах.

Особенности современной ситуации заключаются в плюрализации и дифференциации интересов и форм поведения субъектов социально-трудовых отношений, включая мужчин и женщин, что приводит к возникновению противоречий и диспропорций на разных уровнях социального управления, в различных сферах занятости, в том числе в высшей школе.

В целом женщины составляют большинство населения России (53%) и значительную часть трудовых ресурсов, в т.ч. и Омской области. Они имеют относительно высокий уровень образования, обладают значительным трудовым потенциалом. Преодоление гендерной асимметрии на рынке труда, выравнивание позиций различных социальных групп в сфере социально-трудовых отношений должно быть одной из задач политики занятости и реализации, в соответствии с подписанной в 1995 г. Пекинской Декларацией, а также другими Международными правовыми документами.

В этих условиях подробный тщательный анализ позиций мужчин и женщин, выявление социально-культурных факторов, определяющих современные пропорции разделения труда, имеют существенное значение для обоснования раз-

личных мер и программ социальной политики, в том числе гендерной, на разных уровнях хозяйствования.

Для исследования проблем гендерных отношений и интересов в высшей школе нами был проведен экспертный опрос руководителей вузов и их структурных подразделений. Наиболее подробно была проанализирована ситуация на экономическом факультете Омского государственного университета (ОмГУ), где преподают авторы данной статьи. Для опроса были привлечены заведующие кафедрами, заместители декана, проректор по учебной работе, совмещающий должность заведующего одной из кафедр факультета. В настоящее время на факультете создано и работают 7 кафедр, идет подготовка студентов по нескольким специальностям, в т.ч. менеджмент, экономическая теория, налоги и налогообложение, бухгалтерский учет, финансы и кредит, государственное и муниципальное управление, экономика труда и управление персоналом. Выпускники факультета имеют достаточную конкурентоспособность на региональном рынке труда, многие из них занимают ведущие должности в различных отраслях экономической сферы и управления региона. Факультет ведет подготовку специалистов начиная с 1974 года. При ОмГУ создан диссертационный совет, 78 аспирантов и соискателей работают над различными экономическими темами. Экономический факультет ОмГУ считается одним из престижных в городе и регионе, имеет свои традиции, корпоративную культуру, многие из преподавателей - выпускники ОмГУ.

Согласно программе мониторинга нас прежде всего интересовали вопросы гендерной диспропорции и гендерной политики в высшей школе, наличия подобной политики как таковой, знакомство руководящего аппарата вуза и факультета с понятием гендера вообще и с гендерными исследованиями, а также связанные с ними вопросы

120

В.Ю. Мамаева, А.В. Денежкина

кадровой политики и взаимоотношений полов в целом.

Проблема существовании тендерной диспропорции в вузе сегодня налицо, все опрашиваемые отметили существенное преобладание женщин среди преподавательского состава вуза и факультета, это подтверждают и статистические данные, в составе практически всех кафедр женщины составляют большинство при сохранении мужчин на руководящих должностях вуза и факультета.

Главная причина тендерной диспропорции, по мнению проректора по учебной работе, связана с низким уровнем оплаты труда на начальных этапах карьеры в вузе (особенно до защиты диссертации, до должности доцента), не позволяющей мужчине содержать семью. «На кафедру сложно найти специалиста мужчину, а аспиранты уходят, в том числе в предпринимательские структуры». Это отмечается в высказываниях практически всех экспертов. Заведующий одной из кафедр подчеркнул: «Мужчин в науке мало. Причины диспропорции «нехорошие», а именно связаны с падением престижа науки в обществе и, как следствие, оттоком мужчин из науки в бизнес». В подтверждение своих слов он привел данные «Российской газеты» о том, что сегодня Россия находится на первом месте в мире по количеству женщин в науке. В нашей стране 35% женщин среди кандидатов наук и 15% - среди докторов. Это - самые высокие показатели в мире.

Другой заведующий кафедрой продолжил: «Я связываю диспропорцию в вузе с непривлекательностью труда для мужчин и отсутствием профессиональной мотивации и профессиональных интересов».

Заместитель декана по учебной работе (единственная женщина, участвующая в опросе) отметила: «Профессию преподавателя в школе и в вузе традиционно в обществе считают женской, поэтому мужчины не стремятся попасть «на женскую работу». Но в то же время один из заведующих кафедрой, профессор, долгое время проработавший в техническом вузе, вспомнил: «Когда я поступил в вуз в 1979 году, в университете среди преподавателей преобладали мужчины: на кафедре было всего три женщины, а сегодня преобладают женщины даже в технических вузах и читают «мужские» курсы, например «Технологию чугунного литья».

Все принимающие участие в опросе заведующие кафедрами хотели бы видеть в преподавательском составе кафедры больше мужчин, но в данных условиях это невозможно. Так, завкафедрой «Налоги и налогообложение» прокомментировал: «Я целый месяц уговаривал одного аспиранта преподавать на кафедре, но в итоге тот от-

казался и выбрал более оплачиваемую работу». Учитывая формирование наиболее благоприятного социально-психологического климата в смешанных в тендерном отношении группах, коллективах, один из заведующих подчеркнул, что в принципе он бы на кафедре «один из мужчин остаться не хотел».

Причины диспропорций в социально-демографической структуре персонала вуза, таким образом, имеют экономическую основу, в меньшей степени связаны с содержанием и характером труда, социокультурными факторами, какими-либо стереотипами, дискриминацией. Проректор по учебной работе отметил: «Не наблюдается тендерной дискриминации при приеме на работу, при защите диссертации, при выборе на руководящую должность». При том, что декан экономического факульта ОмГУ - женщина, она же заведующая одной из кафедр, а остальные шесть заведующих кафедрами - мужчины.

Что касается последовательной тендерной политики в вузе, эксперты такой политики не наблюдают. Интересен и тот факт, что в некоторых вузах могут существовать отдельные программы поддержки женщин, а также сложившиеся традиции, социальные нормы в рамках корпоративной культуры. «Несмотря на отсутствие последовательной тендерной политики, - как отметил проректор по учебной работе, - существует поддержка женщин в части социальной политики: женщинам, имеющим детей до 14 лет, снижается нагрузка на 50 часов (инициатором этого выступил профком в 1992-93 годах). Также существуют некоторые традиции на факультете, например, лояльное отношение к беременным студенткам и студенткам, имеющих грудных детей. Но это существует лишь как элемент корпоративной культуры».

Так как никакой тендерной политики в вузе не осуществляется, субъекты управления не формируют ее целенаправленно, никто из респондентов в ней не участвует, а если и участвует, то только пассивно, в качестве исполнителей, поддерживая существующие социальные программы.

Тендерная политика в целом в высшей школе в стране также, по мнению всех участников интервью, отсутствует. Ее отсутствие на государственном уровне проецируется на региональный и, как следствие, наблюдается современная ситуация на местах. Из-за деформации в оплате труда затруднено привлечение мужчин в вузы в целом.

Проректор по учебной работе на вопрос о тендерной политике в высшей школе ответил: «Прежде всего тендерная политика должна быть направлена на обеспечение равноправия мужчин и женщин в науке, на защиту и поддержку женщин; мужчин поддерживать нет необходимости.

Гендерные интересы в высшей школе

121

Политика должна быть там, где есть существенные перекосы с точки зрения учета тендерных интересов в высшей школе. Ведь мы знаем, что в тех отраслях, где преобладает женский труд (на эту тему есть немало исследований), сразу снижается уровень оплаты труда - и это уже стало социальной нормой: женский труд оплачивается ниже (эта тенденция существует везде в мире в целом, к сожалению, так же, как и у нас)».

«Для привлечения мужчин в науку в рамках государства необходимо реализовывать определенную политику, направленную на повышение привлекательности преподавательского труда, появление интереса к занятию наукой» - мнение заведующего кафедрой.

Оказало ли знакомство с тендерными исследованиями влияние на преподавательскую и административную деятельность опрошенных? На этот вопрос были получены отрицательные ответы. Один из заведующих кафедрой отметил: «С тендерными исследованиями я знаком. Регулярно читаю статьи в периодике по проблемам тендерных отношений, однако в научном плане мне это неинтересно, и это не оказывает никакого влияния на мою профессиональную деятельность. Тендер я понимаю, как половые различия, особенности поведения полов, в т. ч. необходимо отслеживать качественные характеристики и количественные характеристики, данные статистики: распределение по отраслям и сферам занятости и др.».

С понятием «тендер» сегодня знакомы не все, даже в высшей школе. Например, один из опрашиваемых ознакомился с ним только при введении спецкурса «Гендерные аспекты труда и занятости» с 2000 г.: «Тогда все понимали, что это защита женщин. Оказалось, что это понятие намного шире, и тендер стал восприниматься как объективные особенности поведения представителей социальных групп - женщин и мужчин -и их взаимоотношений».

На вопрос об отношении к женщине (как профессионалу или как женщине) был получен ответ: «Отношение к женщине на кафедре спокойное - как к профессионалу; наоборот, во многих случаях женщины гораздо компетентней и щепетильней, поэтому так трудно найти мужчину -кандидата в профессиональной области, которым можно было бы заменить женщин».

Все опрашиваемые отметили, что необходимо изучать вопросы, связанные с тендерными отношениями и интересами. Например, почему в армии увеличивается доля женщин, почему в КТОСы (Комитеты территориального самоуправления - выборный общественный орган в Омске, встроенный в вертикаль власти, поддерживаемый местными органами муниципального

управления) идут работать женщины примерно одного возраста и т. д. Такие явления необходимо отслеживать и анализировать.

Результаты проведенных исследований показывают необходимость более глубокого изучения проблемы тендерных отношений и тендерных интересов, они поднимают проблему тендерной экспертизы принимаемых решений на всех уровнях хозяйствования. Государственная политика должна быть направлена на повышение социального статуса женщины и иметь экономическое, правовое, социально-культурное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.