Научная статья на тему 'Гендерная асимметрия в управленческой среде высших учебных заведений г. Казани'

Гендерная асимметрия в управленческой среде высших учебных заведений г. Казани Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ГЕНДЕРНАЯ СЕГРЕГАЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЙ БАЛАНС / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДОЛЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фахретдинова Альбина Баязитовна, Замалетдинова Лилия Равилевна

В статье исследуется проблема гендерной асимметрии в управленческой среде казанских некоммерческих университетов. Вскрыты ее причины, а также целесообразность достижения гендерного баланса в структуре управления высшим учебным заведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фахретдинова Альбина Баязитовна, Замалетдинова Лилия Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Asymmetry in the Management Environment of Higher Education Institutions in Kazan

The article examines the problem of gender asymmetry in the management environment of Kazan non-profit universities. Its reasons are revealed, as well as the expediency of achieving gender balance in the management structure of an institution of higher education.

Текст научной работы на тему «Гендерная асимметрия в управленческой среде высших учебных заведений г. Казани»

УДК 316.34:378

Тендерная асимметрия в управленческой среде высших учебных заведений г. Казани

Фахретдиноеа А. Б.

V 7 Кандидат социологических наук,

доцент кафедры социологии, политологии и права Казанского государственного энергетического университета

Замалетдинова Л.Р.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и права Казанского государственного энергетического университета

В статье исследуется проблема гендерной асимметрии в управленческой среде казанских некоммерческих университетов. Вскрыты ее причины, а также целесообразность достижения гендерного баланса в структуре управления высшим учебным заведением.

Ключевые слова: вуз, гендерная асимметрия, гендерная сегрегация, гендерный баланс, управленческая среда, управленческая должность.

В сфере высшего образования, как и во властных структурах, в бизнесе, на производстве, женщины имеют значительно меньшее влияние, чем мужчины. Даже составляя большую часть всех сотрудников организации, их доля в топ-менеджменте крайне мала. В связи с тем, что проблема «стеклянного потолка» для женщин продолжает быть актуальной, гендерные аспекты управления сегодня активно обсуждаются как зарубежными, так и российскими учеными. Необходимость научного обеспечения практических действий по расширению прав и возможностей женщин диктует заданный в 2000 г. Декларацией тысячелетия ООН вектор на достижение гендерного равенства [1].

Феномен гендерной асимметрии в России чаще всего исследуется в контексте представленности женщин в органах государственного управления. Считается, что если женщины не представлены в парламентах и правительствах государства на уровне одной трети от общего числа депутатов, то они плохо справляются с проблемами социальной защиты, охраны материнства и детства [2, с. 46].

Ценз пола давно отменен. Почему же занять достойное место в политике женщинам не удается? Многочисленные эмпирические исследования по-прежнему констатируют существование в российском обществе патриархальных взглядов стимулирующих дискриминацию в отношении женщин, препятствующих их активной роли в жизни общества.

В нашей стране принято проводить различение между мужскими и женскими профессиями, сферами деятельности. По данным Росстата, типично «женской» сферой является образование. Доля занятых в образовании женщин составляет 82,2 % [3, с. 99]. Действительно, педагогические коллективы общего, начального и среднего профессионального образования преимущественно женские. В сфере высшего образования перевес также на стороне женщин, хотя здесь наметилась тенденция в сторону сокращения их численности. По данным Министерства образования и науки России, доля женщин в профессорско-преподавательском составе российских вузов на 2017/2018 учебный год составляла

58 % [4]. В 2013, 2014, 2015 и 2016 гг. доля женщин-педагогов в образовательных организациях высшего образования держалась на уровне 63 % [5].

Преобладание женщин в системе высшего образования, однако, не изменило общую для рынка труда закономерность - сосредоточение женщин преимущественно на исполнительском уровне, где статус и оплата труда существенно ниже [6].

Согласно социологическим исследованиям (см., например, работы А.Б. Остапенко, С.Д. Резника, С.Н. Макаровой, О.А. Сазыкиной и др.), в последние десятилетия наблюдается тенденция постепенного вовлечения женщин в процессы управления высшими учебными заведениями. При этом, как отмечается в работах А.Б. Остапенко, имеет вес такой фактор, как специфика вуза и его профессиональная направленность [7, с. 56]. Прослеживается ли закономерность увеличения доли женщин в руководстве гуманитарных институтов и кафедр в сравнении с техническими? Какое соотношение мужчин и женщин в управленческой среде казанских университетов? Каковы причины, обуславливающие гендерную асимметрию в образовательном пространстве вуза? Попыткой ответа на эти вопросы стало авторское исследование, результаты которого приведены ниже.

Объектом исследования выступили лица, занимающие управленческие должности в некоммерческих вузах г. Казани. Критерии отбора высших учебных заведений: федеральное государственное образовательное учреждение, более четырех тысяч обучающихся. Таким образом, были отобраны: Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ), Казанский национальный исследовательский технический университет (КНИТУ им. А.Н. Туполева), Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ), Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ), Казанский государственный медицинский университет (КГМУ). Статистические данные проанализированы по следующим уровням управленческой структуры вузов: ректорат, директоры институтов и деканы факультетов, заведующие кафедрами, председатели диссертационных советов. Исследование проводилось методом контент-анализа сведений, представленных на официальных сайтах обозначенных выше университетов (дата обращения 15-17 февраля 2019 г.).

Полученные в ходе исследования данные позволяют четко проследить элементы вертикальной сегрегации по признаку пола в высших учебных заведениях г. Казани. Так, во всех рассмотренных вузах (100 %) ректорами являются мужчины. На остальных 164

управленческих должностях также преобладают представители мужского пола: 85 % проректоров, 59 % деканов и директоров учебных институтов, 70 % заведующих кафедрами.

Распределение данных по каждому вузу представлены в таблице 1.

Для наглядности представим позиции вузов в виде ранжированных рядов по признаку близости к тендерному балансу в структуре управления вузом. Полученные ранжированные ряды показаны в таблице 2.

Значительные диспропорции наблюдаются в системе управления действующими советами по защите кандидатских и докторских диссертаций. 92,5 % председателей диссертационных советов -мужчины. В четырех вузах (КНИТУ им. А.Н. Туполева, КГЭУ, КГАСУ, КГМУ) председателями диссертационных советов являются исключительно (100 %) мужчины. В КФУ и КНИТУ их доля 89 % и 92 % соответственно. Распределение по тендерному признаку ролей ученых секретарей диссертационных советов показало, что в пяти вузах из шести их исполняют мужчины: в КГАСУ и КГМУ - 100 %, в КНИТУ им. А.Н. Туполева - 86 %, в КГЭУ - 67 %, в КФУ - 59 %, в КНИТУ - 25 %.

В большинстве рассмотренных нами университетов количественно преобладают технические институты, факультеты и кафедры. Однако выявить «женские» сферы не составило труда. Женщинами чаще возглавляются структурные подразделения следующей направленности: филология (русский язык, иностранный язык); экономика, управление и финансы; социальные технологии; искусство и дизайн; экология. Гипотеза о том, что растет доля женщин в руководстве гуманитарных институтов и кафедр в сравнении с техническими, подтвердилась.

Итак, согласно полученным в ходе исследования данным, женщины значительно реже мужчин возглавляют научные коллективы, реже являются директорами или деканами, тем более ректорами вузов. И оказывается, что многих женщин такое

Таблица 1

Распределение занятых на управленческих должностях в вузах г. Казани по полу, %

ВУЗ Проректоры Директоры институтов/ деканы факультетов Заведующие кафедрами

М Ж М Ж М Ж

КФУ 92 8 74 26 67 33

КНИТУ 100 - 45 % 55 74 26

КНИТУ им. А.Н. Туполева 83 17 62,5 % 37,5 84 16

КГЭУ 75 25 50 % 50 68 32

КГАСУ 100 - 67 % 33 79 21

КГМУ 60 40 87,5 % 12,5 60 40

Таблица 2 Ранжированные ряды (в порядке уменьшения представленности признака «близость к гендерному балансу»)

Проректоры Директоры институтов/ деканы факультетов Заведующие кафедрами

1 КГМУ КГЭУ КГМУ

2 КГЭУ КНИТУ КФУ

3 КНИТУ им. А.Н. Туполева КНИТУ им. А.Н. Туполева КГЭУ

4 КФУ КГАСУ КНИТУ

5 КНИТУ КФУ КГАСУ

6 КГАСУ КГМУ КНИТУ им. А.Н. Туполева

положение дел устраивает [8, с. 41]. Устраивает по большому счету из-за преград, возникающих на их карьерном пути. Многообразие причин, препятствующих женщинам занимать руководящие позиции в высших учебных заведениях, можно свести к двум базовым, которые нередко именуют как внешние и внутренние барьеры:

• у женщин по сравнению с мужчинами меньший запас времени на продвижение по служебной лестнице, на преподавательскую и научную деятельность, что связано с их репродуктивным поведением, необходимостью совмещать карьеру и домашний труд, воспитание детей. Женщинам трудно совмещать управленческую карьеру с семейной жизнью. К такому выводу пришли С.Д. Резник, С.Н. Макарова и О.А. Сазыкина в ходе мониторинга состава заведующих кафедрами российских университетов. Ими было установлено, что среди мужчин - заведующих кафедрами не состоят в браке

среди женщин - 33 % [3, с. 102];

• женщины сами демонстрируют тенденцию самоустранения от управленческой деятельности [8, с. 40], поскольку в российском обществе по-прежнему сильны гендерные стереотипы, и в силу сложившихся социокультурных традиций гендер-ная асимметрия по большому счету не рассматривается как проблема. В таких условиях женщинам свойственно недооценивать свой управленческий потенциал, нежелание брать на себя ответственность.

Так следует ли стремиться к гендерному равенству в управленческой среде вузов? Как показывает вторичный анализ данных социологических исследований, респонденты, замечающие гендерную дифференциацию в сфере управления, отмечают, что гендерная симметрия приведет к более полной реализации профессионального и творческого потенциала женщин, а также к повышению эффективности совместной деятельности мужчин и женщин вследствие соединения их гендерно-ролевых достоинств [2, с. 51]. Современные женщины с высшим

Социология

профессиональным образованием и разносторонним опытом работы, имеющие навыки организации и ведения домашнего хозяйства, демонстрирующие социальную ответственность, на руководящих должностях способны внести значительный вклад в развитие института образования, всех сфер общественной жизни.

Литература:

1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. -URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/summitded.shtml (дата обращения: 17.02.2019).

2. Бахарев В.В., Надеев Г.А.Гендерная асимметрия в оценке государственных служащих (по материалам социологического исследования) // Научные ведомости БелГУ. - 2013. - № 23 (166).

- Вып. 26. - С. 46-52.

3. Резник С.Д., Макарова С.Н., Сазыкина О.А. Ген-дерная асимметрия в управленческой среде российских университетов // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21. - № 1. - С. 96-111.

4. Женщины и мужчины России, 2018: статистический сборник [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_50/Main.htm (дата обращения: 17.02.2019).

5. Женщины и мужчины России. - URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1138887978906 (дата обращения: 17.02.2019).

6. Гриненко С.В. Гендерная асимметрия в образовании // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 12. - С. 143-150.

7. Остапенко А.Б. Гендерная должностная асимметрия и гендерные предпочтения в высшей школе // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 1.

- С. 56-58.

8. Остапенко А.Б. Гендерная асимметрия профессиональной деятельности в вузе и ее причины // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 3. -С. 38-41.

Gender Asymmetry in the Management Environment of Higher Education Institutions in Kazan

Fakhretdinova A.B., Zamaletdinova L.R. Kazan State Power Engineering University

The article examines the problem of gender asymmetry in the management environment of Kazan nonprofit universities. Its reasons are revealed, as well as the expediency of achieving gender balance in the management structure of an institution of higher education.

Key words: university, gender asymmetry, gender segregation, gender balance, management environment, management position.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.