Научная статья на тему 'Жизненный баланс преподавателя университета: гендерный аспект'

Жизненный баланс преподавателя университета: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
209
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ БАЛАНС / WORK-LIFE BALANCE (WLB) / ГЕНДЕРНЫЙ / GENDER / РАБОТАЮЩАЯ ЖЕНЩИНА / A WORKING WOMAN / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА / UNIVERSITY TEACHER / ДВОЙНАЯ НАГРУЗКА / DOUBLE BURDEN / РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ / ROLE CONFLICT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филатова Екатерина Викторовна

В статье вводится новое понятие «жизненный баланс», который рассматривается на примере преподавателей университета с позиций гендера. Утверждается, что феномен «жизненного баланса» объективен и требует управления. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о существующем дисбалансе между личной и профессиональной сферами преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Филатова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK-LIFE BALANCE OF A UNIVERSITY TEACHER FROM GENDER PERSPECTIVE

The article introduces a new concept «work-life balance» with the focus on a university teacher. WLB is considered from gender perspective. It is stated that the phenomenon of WLB is objective and needs to be managed. The findings of the research confirm that university teachers have to tackle a significant imbalance between private and professional life.

Текст научной работы на тему «Жизненный баланс преподавателя университета: гендерный аспект»

УДК 316.354+301.19

ЖИЗНЕННЫЙ БАЛАНС ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Е.В. Филатова

Новосибирский государственный технический университет

е1шеппа. [email protected]

В статье вводится новое понятие «жизненный баланс», который рассматривается на примере преподавателей университета с позиций тендера. Утверждается, что феномен «жизненного баланса» объективен и требует управления. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о существующем дисбалансе между личной и профессиональной сферами преподавателей.

Ключевые слова: жизненный баланс, тендерный, работающая женщина, преподаватель университета, двойная нагрузка, ролевой конфликт.

В условиях стремительно развивающегося общества человек оказывается в совершенно новой для себя ситуации: старые жизненные стратегии, включающие планирование и распределение времени, уже не приносят ожидаемого результата, а социальные потребности растут и связаны они, с одной стороны, с личной жизнью, а с другой — с желанием реализоваться в профессиональной области. Единственным выходом из этой ситуации становятся рост активности в контексте постоянных усилий нахождения баланса между работой и личной жизнью.

Жизненный баланс (work-life balance) представляет собой создание равновесия между разными видами деятельности, которыми мы занимаемся в течение определенного отрезка времени. Эти виды деятельности включают в себя работу, семью, занятия спортом, общение с друзьями, хобби и т. д. Сбалансированная жизнь имеет место, когда все ее основные составляющие (профессиональная и личная жизнь) находятся примерно в равной пропорции

относительно друг друга. По мнению многих бизнес-консультантов, наличие дисбаланса между профессиональной и личной жизнью приводит к проблемам со здоровьем, является причиной конфликтных ситуаций в семье и на работе, снижает творческий потенциал сотрудников. Следовательно, современные организации должны заботиться о развитии человеческого капитала, поскольку он является общепризнанным фактором результативности и успешности. Понимание «жизненного баланса» — проблема только кажущаяся субъективной. Несмотря на то что человек эмоционально переживает такое состояние, ситуация всегда сопровождается планированием и организацией различных сторон жизни и деятельности. Таким образом, мы можем говорить о том, что феномен «жизненного» баланса объективен и требует управления.

Несмотря на то что проблема «жизненного баланса» касается как мужчин, так и женщин, страдающей стороной чаще оказываются последние. Это придает проблеме гендерный характер. Для большинства

работающих женщин проблема соблюдения баланса профессиональной и семейной жизни становится главной задачей. Современные женщины не только активно ищут наиболее эффективные способы оптимизации материнства и работы, но и стремятся к успешной реализации себя в карьере.

Данная статья ставит своей целью более подробно рассмотреть то, как преподаватели-женщины современного университета сочетают семейные и профессиональные обязанности, и выяснить, сталкиваются ли они с трудностями в соблюдении баланса. Тот факт, что большинство преподавателей современного университета — женщины, может быть объяснен рядом объективных причин. Прежде всего, наличием «гендерной сегрегации» на рынке труда. Согласно существующим традициям, женщины занимают менее оплачиваемые, менее престижные должности и выбирают профессии, связанные с обслуживанием, медициной, культурой и в том числе образованием. Во-вторых, феминизация высшего педагогического состава стала результатом экономических реформ и политических изменений в 1990-е годы. Реформы 90-х привели к изменению статуса и престижа занятия научной деятельностью, что повлекло за собой резкое сокращение ученых мужчин и значительному изменению гендерного состава профессиональной группы в пользу женщин1. Согласно материалам исследования преподавательского корпуса 14 вузов четырех крупнейших городов России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург) в 2003—2004 годах, некий «средний

1 Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России. — СПб.: Норма, 2007. — С. 240.

преподаватель университета — это женщина в возрасте 44 лет, имеющая двух детей, в среднем читающая свыше 3-курсов, работающая одновременно в двух вузах, выполняющая около четырех видов работ, при-2

носящих доход .

Хотя термин «жизненный баланс» не используется в отечественной литературе, это не означает, что проблема сочетания профессиональных и семейных обязанностей работающей женщины никогда не становилась объектом исследования в нашей стране. Феномен «баланса» попадает в фокус внимания как минимум трех наук/научных направлений: психологии, социологии управления, менеджмента организаций.

Проблема занятости женщины освещалась в работах советских ученых еще в 60-70-х годах. Исследования по этой теме проводили Г. А. Слесарев, З.А. Янкова в Институте конкретных социальных исследований в Москве; в Ленинграде — А.Г. Харчев и С.И. Голод, в Минске — И.Н. Лущицкий. Несмотря на выраженную идеологическую и политическую составляющие данных работ, необходимо подчеркнуть ценность исследовательских наблюдений. Ученые поднимали такие вопросы, как повседневная жизнь и труд современной женщины, взаимодействие профессиональной и семейной «систем», конфликт ролей работающей женщины. В 1972 году на 12-м Международном семинаре социологов впервые был

~ 3

использован термин «двойная нагрузка» .

В связи со снижением рождаемости в стране к началу 1980-х годов внимание к ис-

2 Назарова И.Б. Типология преподавателей Высшей школы // СОЦИС. - № 14. - 2006. -С. 116.

3 Динамика изменения положения женщины и семья. XII Международный семинар по исследованию семьи. Тезисы докладов и сообщений. —

М., 1972.

полнению женщиной семейных ролей стало объектом внимания на уровне государственной политики. И как результат, практически каждая работа социологов о советских женщинах стала касаться «семейной» темы4. Исследователи делали прогнозы, что в дальнейшем все большее количество женщин будет совмещать выполнение семейных обязанностей с профессиональной деятельностью или даже жертвовать браком во имя профессиональной карьеры5.

Ученые видели основную причину сохранения противоречия между профессиональными и семейными обязанностями работающей женщины в отставании бытовых условий от развития промышленности. Именно неразвитая сфера бытовых услуг, по мнению большинства, явилась причиной «второго рабочего дня» у работающих женщин. Это, в свою очередь, приводит к серьезным моральным, социально-демографическим и экономическим потерям в масштабе всего общества6. Женщины имели меньше возможностей для развития собственной личности и для повышения квалификации. В результате, несмотря на ликвидацию дискриминации в сфере оплаты труда, женщины на многих предприятиях получали меньшую заработную плату по сравнению с мужчинами.

Жизненный баланс становится объектом исследования советских психологов еще в конце 1980-х годов, когда Ю.Е. Алешина и Е.В. Лекторская впервые попытались провести социально-психологическое иссле-

4 Пушкарева Н. Тендерная теория и историческое знание / Н. Пушкарева. — СПб.: Алетейя; АНО «Женский проект СПб.», 2007. - 496 с. - (Серия «Тендерные исследования»). — С. 40.

5 Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья (социологическое исследование). — Ленинград: Наука. — С. 127.

6 Харчев А.Г., Голод С.И. Указ. соч. — С. 162.

дование женских проблем. Проблема жизненного баланса рассматривалась с точки зрения ролевого конфликта работающей женщины7. Ролевой конфликт вызывает чувство вины у работающей женщины. Чувство вины часто является причиной негативных переживаний работающей матери и жены, так как порождает самообвинения. О.А. Гаврилица считает, что ролевой конфликт работающей женщины возникает вследствие большого количества ролей, а также противоречивых требований, предъявляемых этими ролями, и как результат — нехватки физических возможностей для качественного выполнения этих ролей8. О.А. Гаврилица полагает, что возникновение чувства вины часто связано с синдромом суперженщины: иметь и успевать все (семья, карьера) и при этом безукоризненно выполнять свои обязанности.

Особое внимание исследователей в области психологии уделяется эмоциональному выгоранию сотрудников, которое часто проявляется в группе профессий «человек — человек». Огромное количество работ посвящено именно эмоциональному выгоранию педагога. По-мнению большинства авторов, преподаватели особо подвержены выгоранию по причине специфики своей деятельности. К основным факторам, обусловливающим выгорание педагогов, относятся ежедневная психическая перегрузка, самоотверженная помощь, высокая ответственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, пове-

7 Алешина ЮЮ.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.

8 Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С. 65.

дение «трудных» учащихся9. Следовательно, можно утверждать, что все вышеупомянутые стрессоры женщины-преподавателя, необходимость выполнять работу по дому и осуществлять заботу о муже и детях приводят к дисбалансу семейных и профессиональных обязанностей.

Большинство специалистов, изучающих современную семью, придерживаются мнения, что семья переживает в данный момент настоящий кризис, причиной которого являются социально-экономические трансформации в обществе. Как следствие, современная женщина не воспринимается только как мать и жена. На смену патриархального семейного уклада приходит эгалитарный тип семьи, основанный на равенстве прав и возможностей супругов, взаимном уважении и признании личности каждого10. Современная женщина больше времени уделяет своему образованию и профессиональному росту, более активно участвует в общественно-политической жизни. Все сложнее становится совмещать выполнение традиционных женских функций и все чаще приходится делать выбор между семьей и карьерой. Стараясь соответствовать роли хорошей матери, жены, хозяйки дома, женщина подвергается серьезным физическим и эмоциональным нагрузкам (как и в советские времена). При этом женщине нужно больше времени и усилий, по сравнению с мужчиной, чтобы добиться успехов и признания в профессиональной сфере. Все это оказывает негативное

9 Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.

2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с: ил. - (Серия «Практическая психология»). — С. 146.

10 Ерохина Л. Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие/ Л.Д. Ерохина и др. — М.: Флинта, Наука, 2009. - С. 103.

влияние как на ее здоровье, так и на благополучии семьи.

В период реформирования национальной образовательной системы исследователи уделяют особое внимание роли преподавателя высшей школы. Так А.Г. Эфен-диев и К.В. Решетникова поднимают вопрос о проблемах и основных тенденциях

профессиональной деятельности препода-

11

вателей современных российских вузов . Я.М. Рощина и М.М. Юдкевич характеризуют факторы, стимулирующие исследо-

12

вательскую деятельность преподавателей12. И.Б. Назарова предлагает типологию преподавателя высшей школы13. Большинство исследователей сходятся во мнении, что преподаватели университета вынуждены искать способы оптимального распределения времени между преподавательской, научной и административной нагрузкой.

Несомненно, текущие реформы российского образования, повлекшие за собой введение новых требований и значительные изменения в формате работы, неизбежно приведут к серьезной конкуренции между национальными университетами и преподавателями высшей школы. В результате постоянное профессиональное развитие, включающее в себя повышение квалификации и ведение научной работы, станет основным требованием. Следовательно, общий объем работы преподавателя увеличится значительно. А это, в свою очередь, приведет к более выраженному дисбалансу

11 Эфендиев А.Г., Решетникова К.В. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции / / Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 87.

12 Рощина Я.М., Юдкевич М.М. Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды? // Вопросы образования. - 2009. - № 3. - С. 203.

13 Назарова И.Б. Указ. соч. - С. 115.

между профессиональной деятельностью и личной жизнью.

Чтобы выяснить, насколько данные предположения являются правдивыми, в рамках данного исследования была разработана анкета с просьбой вспомнить свой обычный рабочий день и указать примерное количество времени в часах, которое преподаватель уделял каждому из представленных видов деятельности в течение последнего месяца. Если опрашиваемые считали, что существует некоторый дисбаланс между разными видами деятельности в их жизни, им предлагалось перераспределить время и тем самым представить свой «идеальный» жизненный баланс.

Целевой группой в данном исследовании являются преподаватели кафедр иностранных языков. Прежде всего, это «женские кафедры»; большинство преподавателей совмещают роли жены и матери; преподаватели имеют большую учебную нагрузку, имеют низкую заработную плату, следовательно, вынуждены искать дополнительные источники доходов. В опросе участвовали 97 женщин-преподавателей университета и трое мужчин-преподавателей. 50 % респондентов указали, что принадлежат к возрастной группе 25-40 лет и 50 % — к группе 40-55 лет; 66 % респондентов ответили, что находятся в браке; 34 % — не замужем/не женат; 69 % опрашиваемых имеют ребенка/детей.

На настоящий момент в исследовании поучаствовали 9 кафедр иностранного языка университетов г. Новосибирска. На основании полученных данных можно сделать некоторые предварительные выводы.

• Абсолютное большинство преподавателей (92 %) недовольны своим настоящим жизненным балансом (ЖБ) и хотели бы по-другому распределять время.

• Большинство преподавателей хотели бы меньше времени (в среднем на 2.1 часа) тратить на работу. Исключением является кафедра ИЯ СибГУТИ, где разница между «реальным» и «идеальным» ЖБ в графе «работа» минимальна и составляет 0.8 часа. Самое большое расхождение между реальным и желаемым наблюдается на кафедрах ИЯ СГУПС (3 часа) и НГПУ (2.7 часа).

• Представители 7 кафедр хотели бы больше времени (в среднем на 1.3 часа) проводить с семьей, за исключением кафедр ИЯ СибУПК и НГАСУ, где преподаватели хотели бы меньше времени (на 0.3 часа и 0.8 часа соответственно) уделять семье.

• Представители всех кафедр хотели бы больше времени (в среднем на 0.6 часа) тратить на сон. Меньше всего времени уделяют сну на кафедре ИЯ СГУПС — 6.3 часа; расхождение между реальным и идеальным ЖБ составляет 1.9 часа. Минимальное расхождение между реальным и идеальным наблюдается на кафедрах ИЯ СибГУТИ (0.1), СибАГС (0.1) и ТФ НГТУ (0.2).

• Согласно полученным данным, преподаватели всех кафедр испытывают дефицит времени для физического и духовного развития. В среднем преподаватели тратят 0.4 часа в день на занятия спортом и 1.08 часа на культурную программу — походы в кино, театр, концерты, посещение музеев и выставок, просмотр познавательных передач.

Таким образом, при сравнении реального и идеального ЖБ преподавателей обнаружены заметные расхождения. Это свидетельствует о наличии неудовлетворенности преподавателей тем, как распределяется время на основные виды деятельности в их жизни, а значит, о существующем дис-

балансе между семейной и профессиональной сферами.

В целях подтверждения наших выводов было проведено 10 глубоких неформализованных интервью, основная тема которых «Сочетание профессиональных и семейных обязанностей преподавателя университета». Все респонденты - женщины, преподающие иностранный язык в НГТУ (ФГО), принадлежащие к возрастной группе от 30 до 50 лет (средний возраст 38 лет) с опытом работы в университете от 7 до 25 лет. 9 из 10 респондентов замужем и у всех есть ребенок/дети. 8 респондентов активно занимаются научной деятельностью (уже защитили кандидатскую диссертацию или планируют защиту на ближайшее будущее).

Во время интервью преподавателями были особо отмечены следующие преимущества профессии (по порядку популярности ответа): работа с людьми/молодыми людьми, новизна/активность, любовь к преподаванию, возможность планировать свое время/относительно свободный график/продолжительный летний отпуск, чувство значимости своей работы/вклад в воспитание молодого поколения, социальный статус.

Тем не менее почти все респонденты столкнулись с проблемой дисбаланса семейной и профессиональной жизни. Период дисбаланса, как правило, совпадает с периодами повышенной занятости на работе: сессии, контрольные недели, а иногда и весь учебный год. Большая часть респондентов признают, что им приходится жертвовать своей личной жизнью и здоровьем для того, чтобы справиться с увеличивающимся объемом работы и новыми требованиями. Совмещение ролей мамы и жены с профессиональными обязанностями пере-

гружает женщину эмоционально и физически:

«Я не могу прийти на занятие неподготовленной, готовлюсь иногда и до 1-2 часов ночи»;

«Значит, потом я буду работать интенсивнее... ночью... еще как-то. но это в ущерб здоровью»;

«. постоянно есть ощущение, что ничего не успеваю сделать вовремя . просто замкнутый круг какой-то».

Однако некоторые респонденты ответили, что, скорее всего, знают как решать проблему дисбаланса семьи и карьеры: за долгие годы работы они выработали определенную стратегию и научились расставлять приоритеты. По словам большинства респондентов, успешное сочетание семейной и профессиональной жизни может иметь место, когда есть поддержка и понимание в семье, а также созданы благоприятные условия для профессионального развития на кафедре и университете в целом:

«Заведующая кафедрой создает такие условия, что научная работа стимулируется. Это всегда приветствуется, за это всегда есть благодарственное слово и вообще все условия»;

«Чтобы успешно продвигаться по карьерной лестнице, должна быть семья. То есть семья это первоначальная ценность ... бывают и мужья, которые резко отрицательно относятся к научной деятельности жены. Я, честно говоря, не понимаю. В моей семье меня никто не упрекает, наоборот, все поддерживают, и это плюс»;

«Кому-то это сложно, потому что семья не понимает. «Зачем ты полезла в эту науку? Что она тебе даст? Столько времени на нее убиваешь!» У меня никто так никогда не говорил. Мои родители всегда хотели, чтобы я занималась наукой. Это была папина мечта... Да, кстати, муж мне и по дому помогает».

9 из 10 респондентов недовольны своей заработной платой, однако редко соглаша-

ются на дополнительный заработок, так как чувствуют необходимость больше времени проводить с семьей:

«Дети, их уроки, моя подготовка к занятиям, ну и домашние дела-заботы, в общем, ни на какие переводы и репетиторство времени не остается, отказываюсь, даже если просят»;

«На специальности "'Иностранныйязык"... всегда преподаватели вынуждены искать дополнительные источники заработка. Но я от этого избавлена и могу положиться на мужа в финансовом плане».

Большинство из преподавателей отметили, что им приходится регулярно тратить свое свободное время на подготовку к лекциям и семинарам, проверку студенческих работ, исследовательскую деятельность, что, несомненно, сокращает время семейного досуга. Одна из преподавателей делится, что «хотелось бы проводить больше времени с семьей... дочь уже привыкла к тому, что мама не принадлежит семье». Большинство респондентов не располагают достаточным количеством времени на развлечения и культурную программу:

«На какие-нибудь взрослые спектакли в театр давно не ходила. Хотя сходила бы с удовольствием. Но они обычно в вечернее время, а куда я детей дену? Билеты обычно покупаются заранее, а гарантии, что их можно будет с кем-то оставить, что никто из них не заболеет, что у мужа не возникнет каких-нибудь дел — нет»;

«В связи с научной работой и другими видами работы личное время все уходит на научную деятельность: почитать книжку, пописать за компьютером научную статью. Но если еще что-то происходит помимо того, тот же самый театр, общение с ребенком, это значит, что я где-то что-то не успела в профессиональной стезе».

Большая часть респондентов считают, что единственный способ сделать карьеру

в университете — это занятие наукой. Научная работа, в свою очередь, неизбежно увеличивает нагрузку, что часто приводит к стрессовым ситуациям. Так, один из преподавателей сообщает, что период «очень серьезного дисбаланса» длится около полугода; сложившаяся ситуация может быть объяснена «большим наплывом текущей работы и написанием диссертации», которую «нужно заканчивать срочно», и тем, что «ребенок идет в

1-й класс», и добавляет: «За прошедшие 2 года ... у всех накипело в семье, что я во время летнего отпуска занимаюсь научной работой... чувствуется недовольство».

Таким образом, работающая женщина берет на себя двойную ответственность. Это, в свою очередь, приводит к неизбежному наслоению проблем. Зачастую неумение успешно сочетать профессиональные и семейные обязанности приводит к стрессу, хронической усталости, постоянной неудовлетворенности собой, и как результат — к неэффективному выполнению работы и проблемам внутри семьи. Подобное состояние характеризуют как ролевой конфликт, дополненный чувством вины. Все это и низкая оплата труда способствует эмоциональному выгоранию преподавателя. Следовательно, стратегическая политика управления университетом требует взвешенных решений, основанных на анализе ситуации жизненного баланса преподавателей с учетом его гендерного характера.

Литература

Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.

2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 336 с: ил. — (Серия «Практическая психология»).

Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. -№ 4. - С. 65-70.

Динамика изменения положения женщины и семья. XII Международный семинар по исследованию семьи. Тезисы докладов и сообщений. - М., 1972.

Ерохина Л Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие/ Л.Д. Ерохина и др. - М.: Флинта, Наука, 2009. - 384 с.

Назарова И.Б. Типология преподавателей Высшей школы // СОЦИС. - № 14. - М., 2006. - С. 115-120.

Пушкарева Н. Гендерная теория и историческое знание / Н. Пушкарева. - СПб.: Алетейя; АНО «Женский проект СПб», 2007. - 496 с. -(Серия «Гендерные исследования»).

Рощина Я.М., Юдкевич М.М. Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды? // Вопросы образования. - № 3. - 2009. - С. 203-228.

Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья (социологическое исследование). - Ленинград: Наука. - 175 с.

ШпаковскаяЛ. Политика высшего образования в Европе и России. - СПб.: Норма, 2007. -328 с.

Эфендиев А.Г., Решетникова КВ. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 87119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.