УДК 316.354+301.19
ЖИЗНЕННЫЙ БАЛАНС ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Е.В. Филатова
Новосибирский государственный технический университет
е1шеппа. [email protected]
В статье вводится новое понятие «жизненный баланс», который рассматривается на примере преподавателей университета с позиций тендера. Утверждается, что феномен «жизненного баланса» объективен и требует управления. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о существующем дисбалансе между личной и профессиональной сферами преподавателей.
Ключевые слова: жизненный баланс, тендерный, работающая женщина, преподаватель университета, двойная нагрузка, ролевой конфликт.
В условиях стремительно развивающегося общества человек оказывается в совершенно новой для себя ситуации: старые жизненные стратегии, включающие планирование и распределение времени, уже не приносят ожидаемого результата, а социальные потребности растут и связаны они, с одной стороны, с личной жизнью, а с другой — с желанием реализоваться в профессиональной области. Единственным выходом из этой ситуации становятся рост активности в контексте постоянных усилий нахождения баланса между работой и личной жизнью.
Жизненный баланс (work-life balance) представляет собой создание равновесия между разными видами деятельности, которыми мы занимаемся в течение определенного отрезка времени. Эти виды деятельности включают в себя работу, семью, занятия спортом, общение с друзьями, хобби и т. д. Сбалансированная жизнь имеет место, когда все ее основные составляющие (профессиональная и личная жизнь) находятся примерно в равной пропорции
относительно друг друга. По мнению многих бизнес-консультантов, наличие дисбаланса между профессиональной и личной жизнью приводит к проблемам со здоровьем, является причиной конфликтных ситуаций в семье и на работе, снижает творческий потенциал сотрудников. Следовательно, современные организации должны заботиться о развитии человеческого капитала, поскольку он является общепризнанным фактором результативности и успешности. Понимание «жизненного баланса» — проблема только кажущаяся субъективной. Несмотря на то что человек эмоционально переживает такое состояние, ситуация всегда сопровождается планированием и организацией различных сторон жизни и деятельности. Таким образом, мы можем говорить о том, что феномен «жизненного» баланса объективен и требует управления.
Несмотря на то что проблема «жизненного баланса» касается как мужчин, так и женщин, страдающей стороной чаще оказываются последние. Это придает проблеме гендерный характер. Для большинства
работающих женщин проблема соблюдения баланса профессиональной и семейной жизни становится главной задачей. Современные женщины не только активно ищут наиболее эффективные способы оптимизации материнства и работы, но и стремятся к успешной реализации себя в карьере.
Данная статья ставит своей целью более подробно рассмотреть то, как преподаватели-женщины современного университета сочетают семейные и профессиональные обязанности, и выяснить, сталкиваются ли они с трудностями в соблюдении баланса. Тот факт, что большинство преподавателей современного университета — женщины, может быть объяснен рядом объективных причин. Прежде всего, наличием «гендерной сегрегации» на рынке труда. Согласно существующим традициям, женщины занимают менее оплачиваемые, менее престижные должности и выбирают профессии, связанные с обслуживанием, медициной, культурой и в том числе образованием. Во-вторых, феминизация высшего педагогического состава стала результатом экономических реформ и политических изменений в 1990-е годы. Реформы 90-х привели к изменению статуса и престижа занятия научной деятельностью, что повлекло за собой резкое сокращение ученых мужчин и значительному изменению гендерного состава профессиональной группы в пользу женщин1. Согласно материалам исследования преподавательского корпуса 14 вузов четырех крупнейших городов России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург) в 2003—2004 годах, некий «средний
1 Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России. — СПб.: Норма, 2007. — С. 240.
преподаватель университета — это женщина в возрасте 44 лет, имеющая двух детей, в среднем читающая свыше 3-курсов, работающая одновременно в двух вузах, выполняющая около четырех видов работ, при-2
носящих доход .
Хотя термин «жизненный баланс» не используется в отечественной литературе, это не означает, что проблема сочетания профессиональных и семейных обязанностей работающей женщины никогда не становилась объектом исследования в нашей стране. Феномен «баланса» попадает в фокус внимания как минимум трех наук/научных направлений: психологии, социологии управления, менеджмента организаций.
Проблема занятости женщины освещалась в работах советских ученых еще в 60-70-х годах. Исследования по этой теме проводили Г. А. Слесарев, З.А. Янкова в Институте конкретных социальных исследований в Москве; в Ленинграде — А.Г. Харчев и С.И. Голод, в Минске — И.Н. Лущицкий. Несмотря на выраженную идеологическую и политическую составляющие данных работ, необходимо подчеркнуть ценность исследовательских наблюдений. Ученые поднимали такие вопросы, как повседневная жизнь и труд современной женщины, взаимодействие профессиональной и семейной «систем», конфликт ролей работающей женщины. В 1972 году на 12-м Международном семинаре социологов впервые был
~ 3
использован термин «двойная нагрузка» .
В связи со снижением рождаемости в стране к началу 1980-х годов внимание к ис-
2 Назарова И.Б. Типология преподавателей Высшей школы // СОЦИС. - № 14. - 2006. -С. 116.
3 Динамика изменения положения женщины и семья. XII Международный семинар по исследованию семьи. Тезисы докладов и сообщений. —
М., 1972.
полнению женщиной семейных ролей стало объектом внимания на уровне государственной политики. И как результат, практически каждая работа социологов о советских женщинах стала касаться «семейной» темы4. Исследователи делали прогнозы, что в дальнейшем все большее количество женщин будет совмещать выполнение семейных обязанностей с профессиональной деятельностью или даже жертвовать браком во имя профессиональной карьеры5.
Ученые видели основную причину сохранения противоречия между профессиональными и семейными обязанностями работающей женщины в отставании бытовых условий от развития промышленности. Именно неразвитая сфера бытовых услуг, по мнению большинства, явилась причиной «второго рабочего дня» у работающих женщин. Это, в свою очередь, приводит к серьезным моральным, социально-демографическим и экономическим потерям в масштабе всего общества6. Женщины имели меньше возможностей для развития собственной личности и для повышения квалификации. В результате, несмотря на ликвидацию дискриминации в сфере оплаты труда, женщины на многих предприятиях получали меньшую заработную плату по сравнению с мужчинами.
Жизненный баланс становится объектом исследования советских психологов еще в конце 1980-х годов, когда Ю.Е. Алешина и Е.В. Лекторская впервые попытались провести социально-психологическое иссле-
4 Пушкарева Н. Тендерная теория и историческое знание / Н. Пушкарева. — СПб.: Алетейя; АНО «Женский проект СПб.», 2007. - 496 с. - (Серия «Тендерные исследования»). — С. 40.
5 Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья (социологическое исследование). — Ленинград: Наука. — С. 127.
6 Харчев А.Г., Голод С.И. Указ. соч. — С. 162.
дование женских проблем. Проблема жизненного баланса рассматривалась с точки зрения ролевого конфликта работающей женщины7. Ролевой конфликт вызывает чувство вины у работающей женщины. Чувство вины часто является причиной негативных переживаний работающей матери и жены, так как порождает самообвинения. О.А. Гаврилица считает, что ролевой конфликт работающей женщины возникает вследствие большого количества ролей, а также противоречивых требований, предъявляемых этими ролями, и как результат — нехватки физических возможностей для качественного выполнения этих ролей8. О.А. Гаврилица полагает, что возникновение чувства вины часто связано с синдромом суперженщины: иметь и успевать все (семья, карьера) и при этом безукоризненно выполнять свои обязанности.
Особое внимание исследователей в области психологии уделяется эмоциональному выгоранию сотрудников, которое часто проявляется в группе профессий «человек — человек». Огромное количество работ посвящено именно эмоциональному выгоранию педагога. По-мнению большинства авторов, преподаватели особо подвержены выгоранию по причине специфики своей деятельности. К основным факторам, обусловливающим выгорание педагогов, относятся ежедневная психическая перегрузка, самоотверженная помощь, высокая ответственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, пове-
7 Алешина ЮЮ.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.
8 Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С. 65.
дение «трудных» учащихся9. Следовательно, можно утверждать, что все вышеупомянутые стрессоры женщины-преподавателя, необходимость выполнять работу по дому и осуществлять заботу о муже и детях приводят к дисбалансу семейных и профессиональных обязанностей.
Большинство специалистов, изучающих современную семью, придерживаются мнения, что семья переживает в данный момент настоящий кризис, причиной которого являются социально-экономические трансформации в обществе. Как следствие, современная женщина не воспринимается только как мать и жена. На смену патриархального семейного уклада приходит эгалитарный тип семьи, основанный на равенстве прав и возможностей супругов, взаимном уважении и признании личности каждого10. Современная женщина больше времени уделяет своему образованию и профессиональному росту, более активно участвует в общественно-политической жизни. Все сложнее становится совмещать выполнение традиционных женских функций и все чаще приходится делать выбор между семьей и карьерой. Стараясь соответствовать роли хорошей матери, жены, хозяйки дома, женщина подвергается серьезным физическим и эмоциональным нагрузкам (как и в советские времена). При этом женщине нужно больше времени и усилий, по сравнению с мужчиной, чтобы добиться успехов и признания в профессиональной сфере. Все это оказывает негативное
9 Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.
2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с: ил. - (Серия «Практическая психология»). — С. 146.
10 Ерохина Л. Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие/ Л.Д. Ерохина и др. — М.: Флинта, Наука, 2009. - С. 103.
влияние как на ее здоровье, так и на благополучии семьи.
В период реформирования национальной образовательной системы исследователи уделяют особое внимание роли преподавателя высшей школы. Так А.Г. Эфен-диев и К.В. Решетникова поднимают вопрос о проблемах и основных тенденциях
профессиональной деятельности препода-
11
вателей современных российских вузов . Я.М. Рощина и М.М. Юдкевич характеризуют факторы, стимулирующие исследо-
12
вательскую деятельность преподавателей12. И.Б. Назарова предлагает типологию преподавателя высшей школы13. Большинство исследователей сходятся во мнении, что преподаватели университета вынуждены искать способы оптимального распределения времени между преподавательской, научной и административной нагрузкой.
Несомненно, текущие реформы российского образования, повлекшие за собой введение новых требований и значительные изменения в формате работы, неизбежно приведут к серьезной конкуренции между национальными университетами и преподавателями высшей школы. В результате постоянное профессиональное развитие, включающее в себя повышение квалификации и ведение научной работы, станет основным требованием. Следовательно, общий объем работы преподавателя увеличится значительно. А это, в свою очередь, приведет к более выраженному дисбалансу
11 Эфендиев А.Г., Решетникова К.В. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции / / Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 87.
12 Рощина Я.М., Юдкевич М.М. Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды? // Вопросы образования. - 2009. - № 3. - С. 203.
13 Назарова И.Б. Указ. соч. - С. 115.
между профессиональной деятельностью и личной жизнью.
Чтобы выяснить, насколько данные предположения являются правдивыми, в рамках данного исследования была разработана анкета с просьбой вспомнить свой обычный рабочий день и указать примерное количество времени в часах, которое преподаватель уделял каждому из представленных видов деятельности в течение последнего месяца. Если опрашиваемые считали, что существует некоторый дисбаланс между разными видами деятельности в их жизни, им предлагалось перераспределить время и тем самым представить свой «идеальный» жизненный баланс.
Целевой группой в данном исследовании являются преподаватели кафедр иностранных языков. Прежде всего, это «женские кафедры»; большинство преподавателей совмещают роли жены и матери; преподаватели имеют большую учебную нагрузку, имеют низкую заработную плату, следовательно, вынуждены искать дополнительные источники доходов. В опросе участвовали 97 женщин-преподавателей университета и трое мужчин-преподавателей. 50 % респондентов указали, что принадлежат к возрастной группе 25-40 лет и 50 % — к группе 40-55 лет; 66 % респондентов ответили, что находятся в браке; 34 % — не замужем/не женат; 69 % опрашиваемых имеют ребенка/детей.
На настоящий момент в исследовании поучаствовали 9 кафедр иностранного языка университетов г. Новосибирска. На основании полученных данных можно сделать некоторые предварительные выводы.
• Абсолютное большинство преподавателей (92 %) недовольны своим настоящим жизненным балансом (ЖБ) и хотели бы по-другому распределять время.
• Большинство преподавателей хотели бы меньше времени (в среднем на 2.1 часа) тратить на работу. Исключением является кафедра ИЯ СибГУТИ, где разница между «реальным» и «идеальным» ЖБ в графе «работа» минимальна и составляет 0.8 часа. Самое большое расхождение между реальным и желаемым наблюдается на кафедрах ИЯ СГУПС (3 часа) и НГПУ (2.7 часа).
• Представители 7 кафедр хотели бы больше времени (в среднем на 1.3 часа) проводить с семьей, за исключением кафедр ИЯ СибУПК и НГАСУ, где преподаватели хотели бы меньше времени (на 0.3 часа и 0.8 часа соответственно) уделять семье.
• Представители всех кафедр хотели бы больше времени (в среднем на 0.6 часа) тратить на сон. Меньше всего времени уделяют сну на кафедре ИЯ СГУПС — 6.3 часа; расхождение между реальным и идеальным ЖБ составляет 1.9 часа. Минимальное расхождение между реальным и идеальным наблюдается на кафедрах ИЯ СибГУТИ (0.1), СибАГС (0.1) и ТФ НГТУ (0.2).
• Согласно полученным данным, преподаватели всех кафедр испытывают дефицит времени для физического и духовного развития. В среднем преподаватели тратят 0.4 часа в день на занятия спортом и 1.08 часа на культурную программу — походы в кино, театр, концерты, посещение музеев и выставок, просмотр познавательных передач.
Таким образом, при сравнении реального и идеального ЖБ преподавателей обнаружены заметные расхождения. Это свидетельствует о наличии неудовлетворенности преподавателей тем, как распределяется время на основные виды деятельности в их жизни, а значит, о существующем дис-
балансе между семейной и профессиональной сферами.
В целях подтверждения наших выводов было проведено 10 глубоких неформализованных интервью, основная тема которых «Сочетание профессиональных и семейных обязанностей преподавателя университета». Все респонденты - женщины, преподающие иностранный язык в НГТУ (ФГО), принадлежащие к возрастной группе от 30 до 50 лет (средний возраст 38 лет) с опытом работы в университете от 7 до 25 лет. 9 из 10 респондентов замужем и у всех есть ребенок/дети. 8 респондентов активно занимаются научной деятельностью (уже защитили кандидатскую диссертацию или планируют защиту на ближайшее будущее).
Во время интервью преподавателями были особо отмечены следующие преимущества профессии (по порядку популярности ответа): работа с людьми/молодыми людьми, новизна/активность, любовь к преподаванию, возможность планировать свое время/относительно свободный график/продолжительный летний отпуск, чувство значимости своей работы/вклад в воспитание молодого поколения, социальный статус.
Тем не менее почти все респонденты столкнулись с проблемой дисбаланса семейной и профессиональной жизни. Период дисбаланса, как правило, совпадает с периодами повышенной занятости на работе: сессии, контрольные недели, а иногда и весь учебный год. Большая часть респондентов признают, что им приходится жертвовать своей личной жизнью и здоровьем для того, чтобы справиться с увеличивающимся объемом работы и новыми требованиями. Совмещение ролей мамы и жены с профессиональными обязанностями пере-
гружает женщину эмоционально и физически:
«Я не могу прийти на занятие неподготовленной, готовлюсь иногда и до 1-2 часов ночи»;
«Значит, потом я буду работать интенсивнее... ночью... еще как-то. но это в ущерб здоровью»;
«. постоянно есть ощущение, что ничего не успеваю сделать вовремя . просто замкнутый круг какой-то».
Однако некоторые респонденты ответили, что, скорее всего, знают как решать проблему дисбаланса семьи и карьеры: за долгие годы работы они выработали определенную стратегию и научились расставлять приоритеты. По словам большинства респондентов, успешное сочетание семейной и профессиональной жизни может иметь место, когда есть поддержка и понимание в семье, а также созданы благоприятные условия для профессионального развития на кафедре и университете в целом:
«Заведующая кафедрой создает такие условия, что научная работа стимулируется. Это всегда приветствуется, за это всегда есть благодарственное слово и вообще все условия»;
«Чтобы успешно продвигаться по карьерной лестнице, должна быть семья. То есть семья это первоначальная ценность ... бывают и мужья, которые резко отрицательно относятся к научной деятельности жены. Я, честно говоря, не понимаю. В моей семье меня никто не упрекает, наоборот, все поддерживают, и это плюс»;
«Кому-то это сложно, потому что семья не понимает. «Зачем ты полезла в эту науку? Что она тебе даст? Столько времени на нее убиваешь!» У меня никто так никогда не говорил. Мои родители всегда хотели, чтобы я занималась наукой. Это была папина мечта... Да, кстати, муж мне и по дому помогает».
9 из 10 респондентов недовольны своей заработной платой, однако редко соглаша-
ются на дополнительный заработок, так как чувствуют необходимость больше времени проводить с семьей:
«Дети, их уроки, моя подготовка к занятиям, ну и домашние дела-заботы, в общем, ни на какие переводы и репетиторство времени не остается, отказываюсь, даже если просят»;
«На специальности "'Иностранныйязык"... всегда преподаватели вынуждены искать дополнительные источники заработка. Но я от этого избавлена и могу положиться на мужа в финансовом плане».
Большинство из преподавателей отметили, что им приходится регулярно тратить свое свободное время на подготовку к лекциям и семинарам, проверку студенческих работ, исследовательскую деятельность, что, несомненно, сокращает время семейного досуга. Одна из преподавателей делится, что «хотелось бы проводить больше времени с семьей... дочь уже привыкла к тому, что мама не принадлежит семье». Большинство респондентов не располагают достаточным количеством времени на развлечения и культурную программу:
«На какие-нибудь взрослые спектакли в театр давно не ходила. Хотя сходила бы с удовольствием. Но они обычно в вечернее время, а куда я детей дену? Билеты обычно покупаются заранее, а гарантии, что их можно будет с кем-то оставить, что никто из них не заболеет, что у мужа не возникнет каких-нибудь дел — нет»;
«В связи с научной работой и другими видами работы личное время все уходит на научную деятельность: почитать книжку, пописать за компьютером научную статью. Но если еще что-то происходит помимо того, тот же самый театр, общение с ребенком, это значит, что я где-то что-то не успела в профессиональной стезе».
Большая часть респондентов считают, что единственный способ сделать карьеру
в университете — это занятие наукой. Научная работа, в свою очередь, неизбежно увеличивает нагрузку, что часто приводит к стрессовым ситуациям. Так, один из преподавателей сообщает, что период «очень серьезного дисбаланса» длится около полугода; сложившаяся ситуация может быть объяснена «большим наплывом текущей работы и написанием диссертации», которую «нужно заканчивать срочно», и тем, что «ребенок идет в
1-й класс», и добавляет: «За прошедшие 2 года ... у всех накипело в семье, что я во время летнего отпуска занимаюсь научной работой... чувствуется недовольство».
Таким образом, работающая женщина берет на себя двойную ответственность. Это, в свою очередь, приводит к неизбежному наслоению проблем. Зачастую неумение успешно сочетать профессиональные и семейные обязанности приводит к стрессу, хронической усталости, постоянной неудовлетворенности собой, и как результат — к неэффективному выполнению работы и проблемам внутри семьи. Подобное состояние характеризуют как ролевой конфликт, дополненный чувством вины. Все это и низкая оплата труда способствует эмоциональному выгоранию преподавателя. Следовательно, стратегическая политика управления университетом требует взвешенных решений, основанных на анализе ситуации жизненного баланса преподавателей с учетом его гендерного характера.
Литература
Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.
2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 336 с: ил. — (Серия «Практическая психология»).
Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. -№ 4. - С. 65-70.
Динамика изменения положения женщины и семья. XII Международный семинар по исследованию семьи. Тезисы докладов и сообщений. - М., 1972.
Ерохина Л Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие/ Л.Д. Ерохина и др. - М.: Флинта, Наука, 2009. - 384 с.
Назарова И.Б. Типология преподавателей Высшей школы // СОЦИС. - № 14. - М., 2006. - С. 115-120.
Пушкарева Н. Гендерная теория и историческое знание / Н. Пушкарева. - СПб.: Алетейя; АНО «Женский проект СПб», 2007. - 496 с. -(Серия «Гендерные исследования»).
Рощина Я.М., Юдкевич М.М. Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды? // Вопросы образования. - № 3. - 2009. - С. 203-228.
Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья (социологическое исследование). - Ленинград: Наука. - 175 с.
ШпаковскаяЛ. Политика высшего образования в Европе и России. - СПб.: Норма, 2007. -328 с.
Эфендиев А.Г., Решетникова КВ. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 87119.